Военное обозрение

Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока

37

Безэкипажные надводные корабли (БЭНК) активно развиваются вооружёнными силами ведущих стран мира. В статье Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада мы рассмотрели проекты БЭНК, разрабатываемые в США, странах Евросоюза и Израиле.


Не меньше внимания уделяют развитию безэкипажных надводных кораблей в КНР. Китай активно развивает направление создания беспилотных вооружений. И достиг на этом поприще значительных успехов. Как и другие страны мира, изначально Китай уделял максимальное внимание авиационным комплексам – беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).

Однако параллельно велись работы и в интересах флота. Учитывая темпы строительства китайских военно-морских сил (ВМС), можно не сомневаться, что в обозримой перспективе КНР наводнит океан БЭНК различного класса и назначения.

M75A


Одним из реализованных проектов является безэкипажный катер M75A (изображение приведено в начале статьи). В первую очередь он предназначен для противодействия нарушениям на море – со стороны пиратов и контрабандистов.

Катер M75A осуществляет патрулирование акватории радиусом 50 километров (радиус действия, скорее всего, ограничен дальностью системы связи, обеспечивающей управление безэкипажным катером). Оборудование M75A позволяет осуществлять обнаружение и распознавание судов в любое время суток. Преследование цели может вестись на скорости до 35 узлов.

SeaFly-01


Пекинской научно-производственной компанией Beijing Sifang Automation разработан безэкипажный катер SeaFly-01. Длина корпуса базовой модели составляет 10,25 метра, ширина – 3,7 метра. Габариты могут корректироваться по требованию заказчика.

Максимальная скорость составляет 45 узлов. Максимальная дальность хода свыше 400 километров.


Безэкипажный катер SeaFly-01.

Многосекционный корпус SeaFly-01 изготовлен из композитных материалов. Он обеспечивает повышенные внутренние объёмы для размещения оборудования и груза. А также работу при высоте волн до 2,5 метров.

Низкая высота, «гранёная» конфигурация корпуса и применение радиопоглощающих материалов способствуют существенному снижению заметности безэкипажного катера SeaFly-01.

В движение SeaFly-01 приводится двумя водомётными движителями.

Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока
Безэкипажный катер SeaFly-01.

Безэкипажный катер SeaFly-01 оснащён продвинутыми системами управления и средствами автоматизации. Он может не только управляться оператором, но и автоматически следовать по заданному маршруту, самостоятельно выбирать маршрут, уклоняться от столкновения с препятствиями и автоматически возвращаться к месту базирования.

Несколько безэкипажных катеров SeaFly-01 могут быть связаны в одну сеть.

Атака надводных кораблей (НК) противника скоординированной группой из десятков малых БЭНК, осуществляющаяся одновременно с нескольких направлений, позволит отвлечь противника, нанести урон надводным кораблям, даже слабым оружием типа многофункциональных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) или автоматических пушек калибра 30 мм, за счёт поражения уязвимых точек – полотен РЛС, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ближнего радиуса действия, рубки управления, палубных вертолётов.

Также малые БЭНК могут уточнить координаты НК противника для последующей атаки противокорабельными ракетами (ПКР). Теоретически БЭНК могут осуществлять атаки типа «камикадзе», реализовывая самоподрыв у борта НК противника.



Американский эсминец Koul класса Arleigh Burke получил значительные повреждения после атаки террористов на маломерном судне.

Уничтожение малоразмерных судов может быть затруднено из-за их небольших физических габаритов, высокой скорости и низкой заметности. При этом стоимость вооружений, потраченных на уничтожение малых безэкипажных надводных кораблей, может быть выше, чем самих поражаемых БЭНК.


Испытание безэкипажных судов, функционирующих в группе

Грузоподъёмность БЭНК SeaFly-01 составляет 1,5 тонны. На мачте и/или в герметичном отсеке могут устанавливаться различные средства разведки – радиолокационные и оптико-локационные станции (РЛС и ОЛС), а также иное оборудование.

На расстоянии до 50 километров управление может осуществляться напрямую. На большей дальности управление осуществляется посредством спутниковой связи и китайской спутниковой навигационной системы BeiDou.

Интересная особенность – в отличие от американской глобальной системы позиционирования GPS и российской ГЛОНАСС, китайская система BeiDou сама может в ограниченном формате выступать в качестве системы спутниковой связи, позволяя передавать и принимать короткие пакеты данных. Это дает возможность в экстренной ситуации, например, при отказе спутников связи, отдать команду безэкипажному катеру на возвращение в базу.


Пульт оператора безэкипажного катера SeaFly-01.

Некоторые модификации SeaFly-01 впоследствии могут быть вооружены пулемётами калибра 5,8 или 12,7 мм, а также ПТУР.

JARI-USV


Одним из перспективных проектов является разработка безэкипажного надводного корабля JARI-USV длиной 15 метров и водоизмещением 20 тонн. Скорость БЭНК JARI-USV достигает 42 узлов (77 км/ч), дальность плавания – 500 морских миль или 926 километров.

Средства разведки БЭНК JARI-USV включают РЛС с фазированной антенной решёткой, гидролокатор и ОЛС. Четыре полотна РЛС обеспечивают обзор воздушного пространства на расстоянии до 100 километров.


Безэкипажный надводный корабль JARI-USV.

БЭНК JARI-USV создаётся по модульному принципу, что позволяет монтировать на нём оборудование и вооружение исходя из поставленной задачи. Планируется, что JARI-USV может быть вооружён установкой вертикального пуска (УВП) на восемь многоцелевых ПТУР HJ-10, торпедным аппаратом и/или модулем с автоматической пушкой калибра 30 мм.


Макет БЭНК JARI-USV с вооружением


Презентация БЭНК JARI-USV

М80А


Компанией Yunzhou Intelligence Technology (Yunzhou-Tech) разработана серия БЭНК типа М80, предназначенная для решения задач разведки и гидрографии.

Корпус БЭНК М80А реализован по схеме «тримаран с подводными крыльями» и изготовлен из нескольких слоёв запатентованного компанией вспененного углепластика.

Его длина составляет 4,8 метра, ширина – 2,35 метра, высота над водой – примерно 1,35 метра.

Малый профиль судна (в сочетании и наклонными поверхностями и применением радиопоглощающих материалов) обеспечивает М80А низкую радиолокационную заметность.

БЭНК М80А может работать при высоте волн до 2,5 метров.

В движение он приводится двумя электродвигателями, обеспечивающими ему дальность хода до 200 морских миль на скорости до 10 узлов.


БЭНК М80А

БЭНК М80А оборудован универсальным отсеком размерами 1,5х1,2х0,5 метра и грузоподъемностью 150 кг, в котором могут размещаться гидролокаторы бокового обзора и другое оборудование, необходимое для проведения гидрологических работ – акустические доплеровские профиломеры течений, многолучевые эхолоты, буксируемые профиломеры твёрдого дна и многопараметрические зонды.

Дальность связи с БЭНК М80А составляет 5–15 километров, также на борту имеется оборудование связи стандарта 4G, что позволяет использовать коммерческие LTE сети сотовой связи. И с помощью специализированного оборудования (направленная антенна?) передавать большие объёмы данных на дальности до 30 километров.

CASC


Корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) разрабатывает линейку БЭНК, в которую должны входить модели различной размерности.

В линейку БЭНК компании CASC входят модели B850, A1150, C1500 и D3000 (возможно, впоследствии появятся и другие модификации).

B850 представляет собой скоростной безэкипажный катер, предназначенный для проведения патрульных и экспедиционных операций. Длина его корпуса составляет 8,8 метров, максимальная скорость – до 40 узлов, а автономность – около суток.


Безэкипажный катер B850

Следующая модель – A1150 (с длиной корпуса 11,5 метров) предназначена для применения в качестве гидрографического судна. А модификация C1500 с длиной корпуса 15 метров используется для борьбы с подводными лодками.

Разведывательное оборудование, устанавливаемое на БЭНК компании CASC, может включать гидролокаторы, РЛС и ОЛС. Разведывательные возможности дополняются бортовым БПЛА-квадрокоптером.

Вооружение вышеперечисленных БЭНК включает дистанционно-управляемые модули с пулемётами калибра 7,62 мм или 12,7 мм. Дополнительно могут устанавливаться блоки ПТУР. Модификации A1150 и C1500 могут оснащаться торпедным вооружением.

Наиболее амбициозным является проект судна D3000 длиной 30 метров, имеющего дальность хода до 450 морских миль и автономность до 90 дней.

Проект допускает возможность увеличения размеров судна, с соответствующим ростом дальности хода и автономности.

БЭНК D3000 планируют оснащать гибридной силовой установкой, включающей ходовые электродвигатели, питание которых будет осуществляться от дизель-генераторов. Вместо дизелей могут использоваться газовые турбины.

Аккумуляторная батарея большой ёмкости позволит сохранить ход при отказе основного источника питания. Также на аккумуляторной батарее БЭНК D3000 может осуществляться малошумное патрулирование на малой скорости. Предполагается, что дополнительно на корпусе могут быть установлены фотоэлементы для подзарядки аккумуляторов.


Безэкипажный надводный корабль D3000

D3000 построен по схеме «тримаран». Его максимальная скорость – порядка 40 узлов. Обеспечивается функционирование при высоте волн до 10 метров.

Полезная нагрузка БЭНК D3000 составляет до 10 тонн. Модульная реализация проекта позволяет гибко компоновать оборудование и вооружение в соответствие с требованиями заказчика.

Управление БЭНК D3000 осуществляется посредством спутниковой связи ChinaSat (очевидно, что имеется и прямой радиоканал управления).

В передней части корпуса устанавливается модуль вооружения Туре 730 CIWS с многоствольной автоматической пушкой калибра 30 мм, в состав которой входит РЛС и ОЛС обнаружения и наведения.

D3000 предназначен для действий автономно, в составе группы БЭНК или в составе комбинированной флотилии, включающей БЭНК и НК разных классов, выполняя задачи по разведке, нанесению ударов по наземным и надводным целям, противолодочной борьбе.

На данном этапе базовый проект D3000 включает две модификации – D3000A и D3000B.

Модификация D3000A оптимизирована для разведки и обеспечения обороны флотилии. Для этого D3000A оснащается многофункциональной РЛС и гидролокатором в носовой части судна. Вооружение D3000A включает зенитные ракеты и торпеды.

Модификация D3000B предназначена для выполнения разведывательно-ударных задач. Для этого на D3000B установлены две счетверённые пусковые установки противокорабельных ракет.

Выводы


Безэкипажные надводные корабли только начинают свой путь в ВМС ведущих стран мира. В настоящее время существует множество проблем, в первую очередь с надёжностью оборудования БЭНК.

Ведь если БПЛА после патрулирования протяжённостью в несколько суток возвращаются на аэродром для проведения техосмотра, то на БЭНК необходимо обеспечить бесперебойную работу оборудования и механизмов в течении нескольких месяцев без проведения технического обслуживания.

Тем не менее, проблемы надёжности будут решаться. Косвенно это приведёт к уменьшению количества членов экипажа «обитаемых» надводных кораблей.

Сфера же применения БЭНК будет непрерывно расширяться.

Как и БПЛА в небе, надводные и подводные необитаемые суда значительно изменят облик поля боя на воде и под водой.
Автор:
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Uncle Lee
    Uncle Lee 29 января 2021 05:50
    +3
    Появились БПЛА, теперь БЭНК, следом идут БЭПК...И где теперь служить моряку ? belay
    1. Intruder
      Intruder 29 января 2021 06:32
      +3
      И где теперь служить моряку ?
      на берегу, в "центре технической поддержки и управления БЭНК"! recourse
      1. malo
        malo 29 января 2021 06:58
        +15
        Цитата: Intruder
        на берегу, в "центре технической поддержки и управления

        good Роботов тоже надо обслуживать
        1. Intruder
          Intruder 29 января 2021 07:02
          -1
          правильно, вот для этого и написал, о: центре технической поддержки,где и служат моряки с ремонтными судами laughing
          1. alma
            alma 29 января 2021 07:07
            +16
            Цитата: Intruder
            правильно, вот для этого и написал, о: центре технической поддержки,где и служат моряки с ремонтными судами

            Позабыты хлопоты, остановлен бег.
            Вкалывают роботы, счастлив человек!
            1. Intruder
              Intruder 29 января 2021 07:09
              -3
              Вкалывают роботы, счастлив человек!
              "... в бой идут одни лишь роботы - а не человек.." wink
    2. баклан
      баклан 29 января 2021 14:07
      +5
      Все это красиво, в хорошую погоду, почти в штиль и в малых внутренних водоёмах. Двигатель у катера и крупного корабля, слишком разные в отношении обслуживания. Что-то серьёзное для крупного тоннажа, в отношении автономности и неограниченного плавания нет и в перспективе не предвидится. Причём не предвидится ближайшие лет 50. Моряки, особенно судовые механики меня поймут.
      Можно конечно создать полностью автономный корабль или судно, со стоимостью раз в 5 больше, с дублированием всех систем. В мирное время топливо далеко не всегда идеальное, а в военное время оно будет ещё хуже.. Забился какой ни будь фильтр в топливной системе по середине океана. Для механика это 15 мин делов, для автономного корабля это остановка двигателя и это практически гибель. А там ещё сепараторы, подогрев топлива, топливные и десятки других насосов, хренова куча датчиков...
  2. rocket757
    rocket757 29 января 2021 06:14
    +4
    Вспомнил старый фильм "Эксперимент доктора "Абста"", про "безэкипажную" торпеду!!!
    Теперь будет так, вот такая реальность накатывает на всех, всех!!!
    1. vladcub
      vladcub 29 января 2021 08:17
      +5
      А я вспомнил филим:"Тайна трёх океанов" про нашу глубоководных ПЛ:"Пионер" и там тоже управляемые катера с бортовым номером 17. Где-то в океане на необитаемом острове расположена автономная база с такими актерами. По сюжету ЦРУ замутили эту базу. Фильм конечно детский ,но пересмотреть можно. Если надоест всякая хрень типа:"Пес","Склифосовский"_или еще какая. В Ютубе есть прекрасные старые фильмы
      1. rocket757
        rocket757 29 января 2021 09:18
        +2
        Ну да, ещё можно вспомнить ... "Их знали только в лицо".
        Хорошие советские фильмы.
      2. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 29 января 2021 20:49
        +2
        Цитата: vladcub
        А я вспомнил филим:"Тайна трёх океанов"


        + один океан???
  3. nsm1
    nsm1 29 января 2021 06:47
    -3
    в отличие от американской глобальной системы позиционирования GPS и российской ГЛОНАСС, китайская система BeiDou сама может в ограниченном формате выступать в качестве системы спутниковой связи, позволяя передавать и принимать короткие пакеты данных
    Не знал.
    Интересно сколько стоит, иридиум охренеть как дорог...
    1. Intruder
      Intruder 29 января 2021 07:04
      0
      иридиум охренеть как дорог...
      "...не Иридиумом единым..", wink богаты - китайские и прочие военные:))) Скоре всего, там ограниченный режим, только "для своих" вояк...
  4. Amin_Vivec
    Amin_Vivec 29 января 2021 07:01
    -1
    Интересно, а если кто-то перехватит управление подобной игрушкой при помощи новых РЭБ или хакерского взлома.
    Ясной ночью беспилотники отключат транспондеры, и всем скопом уйдут в неизвестном направлении... Например из Китая в Индию)))) Или устроят бойню в родной гавани...
    1. vladcub
      vladcub 29 января 2021 08:04
      +2
      В принципе не исключено и такое.
      БПЛА,теперь БЭНК конечно хорошо с одной стороны, но с другой стороны без человека еще долго не обойтись. К примеру этот БЭНК D3000 или еще какой,попадет под воздействие РЭБ и фиг его знает, что станет с его"мозгами". Я бы полностью не доверял этим БЭНК
    2. donavi49
      donavi49 29 января 2021 09:33
      +8
      Ну там наверное заложены особые алгоритмы на автономное действие. И проверки сигнала. Плюс шифрование. Плюс стопкоманды обязательно есть. То есть владелец видя, что у него воруют беспилотники, подает специальный код по каналам связи и катер переходит в профиль автономного возврата на базу или остановки с указанием позиции и отключением электроники. Однако в теории это возможно. Более того в теории можно хакнуть и какой нить эсминец с 90 ракетами. Но вот не хакают.
      1. vadimtt
        vadimtt 29 января 2021 11:28
        0
        Еще не забываем, что Китай, мягко говоря, далеко не на последних ролях в квантовой связи bully
      2. FIR FIR
        FIR FIR 29 января 2021 12:23
        +1
        Цитата: donavi49
        ..в теории можно хакнуть и какой нить эсминец с 90 ракетами. Но вот не хакают.

        Кто знает? Может и "хакают", да пока не выходит. Трудно поверить, что не пытаются winked
      3. ProkletyiPirat
        ProkletyiPirat 29 января 2021 12:35
        0
        Цитата: donavi49
        Однако в теории это возможно. Более того в теории можно хакнуть и какой нить эсминец с 90 ракетами. Но вот не хакают.

        В теории всё возможно, особенно когда программно-аппаратную начинку разрабатывают по принципам "слепите из говна и палок" и "нужно было ещё вчера", и это не считая извечных "войн пентагона". А потом некоторые удивляются "как это перехватили\взломали?". laughing
    3. FIR FIR
      FIR FIR 29 января 2021 12:19
      0
      Цитата: Amin_Vivec
      ..беспилотники отключат транспондеры, и всем скопом уйдут в неизвестном направлении... Например из Китая в Индию)))) Или устроят бойню в родной гавани...

      Доверяя БЭНК ПКР и СНТ, китайцы уж точно как-то решали проблемы борьбы/взлома системы.
      Исключить ничего нельзя.
      Если еще в Поднебесной D3000 будет недорогим (а значит - массовым), то очень нехорошие перспективы ожидают все ВМС мира, особенно в ЮВА.
    4. Нестор Влаховски
      Нестор Влаховски 29 января 2021 22:16
      -1
      Перехватить управление любым военным беспилотным воздушным/сухопутным/надводным аппаратом невозможно в принципе. Каналы телеуправления зашифрованы и в режиме онлайн декодировать и перехватить поток просто невозможно. К сети интернета они так же не подкчены, хакерам в боевых действиях есть другое применение.
  5. ВПП
    ВПП 29 января 2021 08:50
    -2
    Украина, первая страна в мире, имеющая БЭНК класса «крейсер»...
    Если серьезно, то БЭНК - это не серьезно. Задачи пмо, пло в прибрежке - это максимум.
    Ударные задачи в бмз проще увязать с брк/бла.
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 29 января 2021 12:40
      0
      С одной стороны вы правы ибо озвученные БЭНК малоэффективны.
      С другой стороны вы не правы, например БЭНК можно авиатранспортировать конвертопланом на расстояние в тысячи км от точки базирования и оставлять его там работать в течении недель, а так же реализовывать тысячи разнесённых точек сканирования, всё это на порядки увеличивает эффективность обнаружения ПЛ.
      1. ВПП
        ВПП 29 января 2021 12:47
        -1
        Вариант вынесенного подвижного рубежа пло? Если в комплексе с минными постановками - может быть.
        Но опять же в зоне покрытия средствами берега.
        Не ради спора.
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 29 января 2021 13:18
          +1
          Цитата: ВПП
          Вариант вынесенного подвижного рубежа пло?

          нет, это разные концепции, например "точкой базирования" может выступать и движущийся в конвое корабль(УДК\ДВКД\АВ\снабженец\etc) и морская платформа(нефтяная\газовая\специализированная), ещё важным отличием является возможность транспортировки не только БЭНК, но и ДШЛ\ДШК\СМПЛ\ЛББМ(MRAP\БТР)\etc. это если в кратце...
          1. ВПП
            ВПП 29 января 2021 13:35
            -1
            Если пускать круги на воде (подвижный рубеж пло от АУГ/КУГ/ДЕСО) зная параметры бэнк можно жахнуть по «мамке», дав ЦУ внешним средствам.
            Все, что потащит на себе (или будет иметь возможность нести) перечисленное вами, должно иметь принадлежность к вмс.
            Соответственно - на дно. Это касательно неких «невоенных» пароходов-носителей.
      2. Cympak
        Cympak 29 января 2021 14:15
        0
        Все так, только для сканирования нужна энергия для активных сканеров (РЛС, ГАС), а ее на борту БЭНК нет, а так же нет высоких антенн и мачт, так что видеть далеко он не сможет
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 29 января 2021 18:11
          0
          ну во первых это в 50-х\60-х\70-х нужно было много энергии, сегодня это уже не так, во вторых там дальности меньше чем у корабельных ГАК.
          во вторых, это у представленных выше БЭНК нету озвученных энергоустановок, никто не мешает в БЭНК массой 5-10т, ну или хотя бы многоразовый буй массой 3-5т установить достаточно мощные генераторы, тем более что в озвученном варианте БЭНК-у не надо куда-то плыть, максимум примерно удерживать позицию.
          в третьих, собственно все БЭНК-и в том числе озвученные в статье связываются через БПЛА-маршрутизаторы, и именно ЛА-ты ищут корабли и наводят БЭНК-и(РЛС у них для коррекции, а не поиска)
  6. kig
    kig 29 января 2021 12:56
    +1
    Теперь хотелось бы услышать, что происходит с этой темой у нас.
    1. prior
      prior 29 января 2021 13:19
      +3
      Пока в Китае строят беспилотники, в России строят дворцы и церквушки.
      Об этом можно не только услышать, но и посмотреть.
      1. Нестор Влаховски
        Нестор Влаховски 29 января 2021 22:04
        0
        Китайцам хватало ума дружить с технолооически белее продвинутыми странами, учиться у них, накапливать жир пока дают.
        А у России свой путь, уникальный и неповторимый. Страна бесконечного социального эксперимента.
    2. Нестор Влаховски
      Нестор Влаховски 29 января 2021 22:10
      +3
      Что может происходить с темой любых беспилотных аппаратов в стране, которая вообще не производит конкурентоспособную электронику и высокотехнологочное оборудование?!
      Закупят с миру по нитке комплектующих , соберут во едино и получат не_имеющий_аналогофф беспилотный Камаз или робота Федора, вот и все "успехи"
  7. Проктолог
    Проктолог 29 января 2021 14:19
    0
    Цитата: vladcub
    ...филим:"Тайна трёх океанов"...


    Двух же! Режет, как "4 мушкетера" ))
    Неувядающая классика, шикарная советская фантастика детства.
  8. voyaka uh
    voyaka uh 29 января 2021 14:52
    +2
    Отличный обзор!
    У китайцев - размах и видение будущего.
  9. Алексей Зигалов
    Алексей Зигалов 29 января 2021 22:42
    0
    Андрей супер, супер, супер!!!!! В точку !!!! Через три- пять лет это будет основа развития ВМФ. Интересно а замы министра обороны читают В.О. ?????? Только это АПБК ( Автономно Плавающие Боевые Комплексы). Остается уточнить Китаю тактику применения из Порт-Артура.
  10. Бензорез
    Бензорез 30 января 2021 18:30
    0
    Для безэкипажных кораблей ...
    Я уж высказывал свои сомнения. Ответов- не следовало.
    У сэрэдыни Черного моря заглох у вас дизель. Корабль бесполезная консервная банка стал. Дорогая, что характерно.
    Кто и когда его запустит?
    Потеряли вы связь с кораблем (говорят Россия впереди планеты всей в плане РЭБ). Корабль- бесполезная консервная банка. Дорогая, что характерно
    Ещё сто конкретных примеров могу накидать. Вроде- по мелочи, а пароход- недееспособен....
  11. ruivit1988
    ruivit1988 19 марта 2021 06:00
    0
    Вот ролик я посмотрел про тучку катерков на радио управление, утрирую конечно. Но мысля у меня появилась вот какая, что сделает крейсер против этой тучи катерков которые будут плыть на него хаотично с грузом триста килограмм гексогена. Ведь пока они будут плыть крейсер ведь не от всех отобьётся хоть один но прорвётся...