Военное обозрение

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)

53

Артиллерийский тягач Morris Commercial C8 FAT с 25-фунтовой пушкой гаубицей движутся по понтонной переправе.


С необходимостью переправляться через различные водные преграды сталкивались ещё древние армии. Одним из наиболее старых вариантов военного мостового оборудования, по всей видимости, является понтонный мост. Понтонные переправы в виде «лодочного моста» использовались ещё во времена Древнего Рима и Древней Греции. Так, в годы Первой дакийской войны в 200 году до нашей эры римские военные инженеры справились с задачей постройки большого понтонного моста через Дунай.

Построенный римлянами понтонный мост опирался на лодки. В своей простейшей форме понтоны в те годы представляли собой некую совокупность мелкосидящих в воде лодок, которые были связаны между собой, поверх лодок устанавливалась палуба или настил. Такой понтон возводили на реках и каналах и использовали для переброски войск и грузов. Реальность такова, что с тех самых пор существенных перемен в организации понтонных переправ не произошло. Изменения коснулись главным образом используемых материалов и общей грузоподъемности конструкций.

По схожему принципу в Великобритании в период перед Второй мировой войной была создана целая серия легких понтонных мостов под обозначением Folding Boat Equipment или сокращенно FBE. Дословный перевод – складной лодочный инвентарь или складное лодочное оборудование.

Такие легкие понтонные мосты показали себя эффективным инженерным оборудованием, широко применявшимся британской армией, а также армиями доминионов. Например, канадцами, в годы Второй мировой войны на различных театрах военных действий. Использовали эти транспортабельные и легко устанавливаемые конструкции и американские военные.

Складной лодочный инвентарь (FBE)


Складной лодочный инвентарь – это название британской транспортабельной мостовой системы, которую можно было использовать в качестве понтонного моста, плота, парома или лодок общего назначения. Конструкция, получившая британское обозначение Folding Boat Equipment (FBE), была представлена в конце 1920-х годов и в полной мере удовлетворяла запросам британских военных инженеров.


Folding Boat Equipment Mark II

Данное инженерное оборудование серийно выпускалось в Великобритании все предвоенные годы и несколько раз модернизировалось. К началу войны на вооружении находилось три модификации складного лодочного оборудования.

Данные легкие понтонные мосты широко использовались британскими военными на протяжении всей Второй мировой войны как на европейском театре военных действий, так и в Азии. Наряду с модульными мостами и понтонами Бейли легкие понтонные мосты FBE оказали войскам союзников неоценимую помощь в освобождении стран Западной Европы от фашизма.

Несмотря на то, что конструкция FBE была крайне успешной и широко использовалась военными инженерами британской и канадской армии, а также американскими войсками, широкой общественности о данных переправочно-десантных средствах известно достаточно мало.

На вооружение Folding Boat Equipment приняли ещё в 1928 году. Легкий понтонный мост был разработан для обеспечения максимально быстрой переброски легких транспортных средств, артиллерии и пехоты на другой берег водоемов с целью немедленной поддержки штурмовых групп. На развертывание подобных понтонных мостов на местности уходило гораздо меньше времени, чем на развертывание тяжелых понтонов, способных выдержать вес танков и другой тяжелой гусеничной техники.


Складная лодка из набора Folding Boat Equipment

В середине 1930-х годов конструкцию незначительно улучшили. Новая версия получила обозначение Folding Boat Equipment Mk. II.

Разница с вариантом Mark I была минимальной: мостовые прогоны стали шире, а деревянные транспортные ленты рампы заменили на стальные. Одновременно незначительно повысилась грузоподъемность собираемого плота.

Наиболее распространенной была версия Mark III, созданная в 1939 году и активно использовавшаяся все военные годы. Введенные в конструкцию стальные направляющие, опоры и эстакады позволяли организовывать легкие паромные мосты, способные пропускать технику весом до 9–10 тонн.

Состав и возможности применения Folding Boat Equipment


Основу всего набора десантно-переправочного оборудования составляли складные лодки, которые и дали название всему комплекту. Особенностью проекта было то, что в сложенном виде лодки были практически плоскими, что обеспечивало удобство транспортировки и хранения. Каждая лодка состояла из трёх фанерных панелей толщиной полдюйма (1,27 см), соединенных между собой вощёным полотном. С поднятыми бортами и закрепленными распорками лодка получала необходимую жесткость конструкции.

Длина лодки из набора FBE составляла 21 фут и 11 дюймов (примерно 668 см), ширина – 6 футов и 8 дюймов (примерно 203 см). В разложенном состоянии с установленными распорками высота лодки составляла 2 фута и 11 дюймов (примерно 89 см). Каждая лодка весила 940 фунтов или 426 кг.

При использовании в качестве обычной лодки она могла легко переправить на другой берег 16 бойцов с личным оружием и снаряжением. Как правило, лодка приводилась в движение веслами, но можно было использовать и подвесной бензиновый мотор Coventry Victor, развивающий мощность 7,5 л. с. Помимо этого, в состав набора FBE входила и резиновая разведывательная лодка.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Плот с рампами из набора Folding Boat Equipment

Из двух лодок можно было легко создать грузовой плот или паром.

Грузовой плот с рампами собирался из двух лодок, которые соединялись между собой двумя деревянными балками, уложенными и закрепленными поперек лодок по всей их ширине. На эти балки настилались транспортные ленты рампы, длина лент – 14 футов (426,7 см). На транцах крепились поднимающиеся аппарели длиной 9 футов (274,3 см).

Подобный плот обладал грузоподъемностью три тонны и мог перевозить на другой берег колесную технику, которая самостоятельно въезжала и съезжала с плота. Это было удобно, так как в некоторых случаях исключались любые инженерные работы по подготовке береговой полосы. А значит, переброску техники можно было осуществлять в максимально сжатые сроки.

В движение плот приводился либо веслами, либо подвесными моторами. Также с использованием подобного плота можно было организовать и паромную переправу. По нормативам на сборку плота отводилось пять минут. в ночное время норматив удваивался.


Палубный плот FBE Mk. III, переправа 25-фунтовой пушки-гаубицы и джипа в Бирме.

Второй вариант постройки плота предусматривал обустройство палубы.

Палубный плот увеличивал грузоподъемность до 4,5 т (в версии Mk. III – до 5,2 т). В конструкции также использовались две лодки, но палуба размещалась перпендикулярно их длине (в варианте с рампами транспортные ленты шли вдоль лодок).

Палубные настилы были деревянными, для их изготовления использовалась дугласова пихта. Несмотря на увеличение грузоподъемности, такой вариант являлся менее гибким и более сложным в эксплуатации. Так как для погрузки и выгрузки техники требовалось наличие пристани, либо собранных рамп на обоих берегах.

Несколько соединенных между собой плотов FBE формировали мостовые пролеты, которые с добавлением эстакад превращались в легкую паромную переправу. Повысить грузоподъемность переправы можно было сочленением между собой двух лодок.

Максимальная грузоподъемность понтонных мостов, собранных с использованием наборов FBE Mark III, достигла 9–10 тонн. Они должны были выдерживать полностью загруженный 3,5-тонный грузовой автомобиль и 25-фунтовую пушку-гаубицу с тягачом.


Схема легкой понтонной переправы из набора FBE Mk. III

Так как десантно-переправочные средства были складными и разборными, их транспортировка упрощалась. Для перевозки складного лодочного инвентаря обычно использовались специальные модификации грузового автомобиля Albion BY5, каждый из которых мог перевозить три лодки в сложенном состоянии. Дополнительно можно было использовать колесные прицепы, также рассчитанные на перевозку трёх лодок в сложенном состоянии.

Складной лодочный инвентарь, разработанный в межвоенный период, хорошо показал себя в годы Второй мировой войны. Оборудование выпускалось все военные годы без существенных изменений и оставалось на вооружении и после завершения боевых действий.

Помимо всего прочего, ещё в довоенные годы комплекты FBE использовались в Великобритании и в гражданских целях. Например, во время наводнения в Фенленде в 1937 году.


Грузовик Albion BY5, переоборудованный под перевозку складных лодок.
Автор:
Использованы фотографии:
https://www.thinkdefence.co.uk/
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Охотовед 2
    Охотовед 2 1 февраля 2021 18:50
    +8
    Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова - Расположено в Моём Городе! Целую неделю, купаясь и загорая с Сыном - наблюдали за учениями Курсантов на озере Андреевское (там полигон). Увидели - Всё, наведение мостов и переправ в том числе, остались под впечатлением... от количества и разнообразия техники - просто рябило в глазах! Молодцы Военные Инженеры!!! good
    1. Морской Кот
      Морской Кот 1 февраля 2021 19:05
      +3
      Алексей, привет. smile

      Вот смотрю на фото британских машин тех времён, и возникает мысль, а чего ж они таких уродов клепали, ведь не спутаешь ни с чем -- если корявый -- значит брит. laughing
      1. Липчанин
        Липчанин 1 февраля 2021 19:30
        +1
        Цитата: Морской Кот
        если корявый -- значит брит.

        " Я милого узнАю по походке" lol
      2. Охотовед 2
        Охотовед 2 1 февраля 2021 19:42
        +4
        Цитата: Морской Кот


        Вот смотрю на фото британских машин тех времён, и возникает мысль, а чего ж они таких уродов клепали, ведь не спутаешь ни с чем -- если корявый -- значит брит. laughing

        Приветствую Константин! yes Может у них «сюрреалистическое восприятие Мира! belay Почему клепали? Продолжают в том же духе! Saxon британского производства глянь laughing которые у ВСУ - кувыркаются! negative
        1. Морской Кот
          Морской Кот 1 февраля 2021 19:47
          +3
          Видел я этого "красавца" laughing ему и вооружения никакого не надо, от одного вида в ужас придёшь, какая-то самоделка времён постапокалипсиса. negative
          1. Охотовед 2
            Охотовед 2 1 февраля 2021 19:58
            +2
            Цитата: Морской Кот
            Видел я этого "красавца" laughing ему и вооружения никакого не надо, от одного вида в ужас придёшь, какая-то самоделка времён постапокалипсиса. negative

            На это видимо и расчёт laughing ... если не помрешь от смеха сразу, дергающимся глазом belay как на него средства наводить?
            Ну а серьезно, Британцам ввиду их островного размещения, похоже не особо и нужна Бронетехника, финансируется она у них по остаточному принципу.
            1. Морской Кот
              Морской Кот 1 февраля 2021 20:53
              +5
              А вроде бы "Чифтен" у них был неплох, да и о "Центурионе" читал только положительные отзывы, за исключением его веса. И старенькие броневики "Феррет" с "Сарацином" тоже были по делу.
      3. Гончар
        Гончар 1 февраля 2021 19:51
        +9
        На фотографии, кстати, полубронированный арттягач Моррис Коммершл С8, 4х4. Типичный вид стандартного армейского автомобили Великобритании времен ВМВ. Может, он и страшный, но вот думаю, наши артиллеристы в 1941-42гг от такой машины совсем бы не отказались.
        1. Охотовед 2
          Охотовед 2 1 февраля 2021 20:00
          +3
          Красная Армия всё же предпочитала технику из США. Хотя вы правы, 41 - 42г, острая нужда в армейских тягачах и автомобилях была.
        2. Морской Кот
          Морской Кот 1 февраля 2021 20:40
          +2
          В то время, я думаю, не только артиллеристы от многого не отказались бы, да и потом не отказывались.
          1. mr.ZinGer
            mr.ZinGer 1 февраля 2021 21:12
            +2
            Можно корявый, а можно и брутальный
      4. профессор
        профессор 1 февраля 2021 20:31
        +7
        Цитата: Морской Кот
        Алексей, привет. smile

        Вот смотрю на фото британских машин тех времён, и возникает мысль, а чего ж они таких уродов клепали, ведь не спутаешь ни с чем -- если корявый -- значит брит. laughing

        1. Броневая сталь при изгибании теряет свои свойства. Прямые листы обеспечивают максимальный уровень защиты.
        2. Отсутствие необходимости гнуть листы удешевляет производство и ремонт.
        3. Они на острове вообще уникальны. Чего только стОит их система единиц. А ездить по другой стороне дороге... wassat
        1. Морской Кот
          Морской Кот 1 февраля 2021 20:42
          +3
          Они на острове вообще уникальны. Чего только стОит...

          Их "Стен" -- шедевр оружейного творчества. wink
        2. Undecim
          Undecim 1 февраля 2021 21:45
          +2
          Броневая сталь при изгибании теряет свои свойства. Прямые листы обеспечивают максимальный уровень защиты.
          Morris Commercial C8 FAT не бронировался.
      5. Undecim
        Undecim 1 февраля 2021 20:54
        +4
        Вот смотрю на фото британских машин тех времён, и возникает мысль, а чего ж они таких уродов клепали,
        Во первых, это артиллерийский тягач Morris Commercial C8 FAT, задача которого - эффективно буксировать артиллерийское орудие. Дизайн для него второстепенен, главное - функциональность.
        А покрасоваться британцы выезжали на других машинах.

        Rolls-Royce Phantom I Jonckheere Coupe, 1934 год.

        Phantom Corsair - 1938 год.


        1. Морской Кот
          Морской Кот 1 февраля 2021 21:03
          0
          Это всё понятно, я просто имел в виду, что британскую военную технику очень просто распознать с первого взгляда, шутка. smile
          1. Стропорез
            Стропорез 1 февраля 2021 22:20
            +15
            Цитата: Морской Кот
            Это всё понятно, я просто имел в виду, что британскую военную технику очень просто распознать с первого взгляда,

            Есть ещё и хранцузские чудеса, тот кто видел не забудет никогда wassat

            А с другой стороны
            1. Морской Кот
              Морской Кот 1 февраля 2021 22:23
              +2
              Ну, если эти повозки были фирмы "Делайе", то они делали очень неплохие машины, а престижные легковушки ценились на уровне Ройса.
              1. Стропорез
                Стропорез 1 февраля 2021 22:32
                +17
                Цитата: Морской Кот
                Ну, если эти повозки были фирмы "Делайе", то они делали очень неплохие машины, а престижные легковушки ценились на уровне Ройса.

                Мне вспоминаются фильмы с Луи де Фюнесом и шарабаны, на которых они перемещались laughing

                Хотя послевоенным французам надо отдать должное.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 1 февраля 2021 22:41
                  +2
                  Так это всё "Рено" с "Ситроенами", а "Делайе" к моменту выхода этих фильмов уже была мертва, к сожалению. Зайди на Шпаковского, там Вик выложил фотографии авто этой фирмы.
                  1. Стропорез
                    Стропорез 1 февраля 2021 22:51
                    +12
                    Delahaye — это та кконтора , которая обогнала своё время, её автомобили считались самыми надёжными в мире!
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 1 февраля 2021 22:59
                      +2
                      "Классные авто"(с)
                      Девушка тоже оченно хороша. good
                      1. Стропорез
                        Стропорез 1 февраля 2021 23:10
                        +12
                        Цитата: Морской Кот
                        Девушка тоже оченно хороша

                        Хороша чертовка и опять к ночИ wassat
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 1 февраля 2021 23:54
                        +2
                        "Что делать, Фауст..."(с) smile
    2. Комментарий был удален.
    3. for
      for 1 февраля 2021 21:21
      +1
      Цитата: Морской Кот
      если корявый -- значит брит.

      Может причина в этом.
      http://btvt.narod.ru/1/tankdesign.htm
      Где то и давно читал, что одной из оценок был внешний вид устрашающий врага.
      Конечно на красивая снаружи и грозная сну три, а названия просто умиляет.
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 1 февраля 2021 19:06
    +5
    Привет Алексей - даже сглотнул маленько от зависти...
    Теперь к статье.
    Понтонные переправы в виде «лодочного моста» использовались ещё во времена Древнего Рима и Древней Греции.

    Кабы первым был персидский царь Дарий! Который воевал со скифами. Потом персы повторяли этот приём дважды, но при экспансии против полисов Эллады! Впрочем предки иранцев были ребята забавные, например в лёгкую могли «высечь плетьми море» нафиг мосты рушить и корабли топить!!! laughing
    1. Охотовед 2
      Охотовед 2 1 февраля 2021 19:50
      +3
      Цитата: Коте пане Коханка
      Привет Алексей - даже сглотнул маленько от зависти...

      Приветствую Владислав hi ! Да уж, зрелище скажу - ВПЕЧАТЛЯЕТ!!! Даже Я смотрел с открытым ртом, про Мелкого - вообще молчу, супер эмоции good Причём у нас проводят инженерный этап Армейских игр (которые посещаем) - там даже десятой части выполненной Курсантами программы Нет! Ну не зря же у нас половина Курсантов иностранцы... очень высокий статус ВУЗА, забавно смотреть как на День Победы марширует рота из Нигерии или Вьетнама laughing Да и ещё Бог знает откуда request
      1. sgapich
        sgapich 1 февраля 2021 23:40
        +1
        Цитата: Охотовед 2
        ...забавно смотреть как на День Победы марширует рота из Нигерии или Вьетнама laughing Да и ещё Бог знает откуда request


        Эти вроде из Анголы. laughing
    2. Mister X
      Mister X 1 февраля 2021 20:47
      +3
      Цитата: Коте пане Коханка
      например в лёгкую могли «высечь плетьми море» нафиг мосты рушить и корабли топить!!!

      hi
      Те же персы в качестве индивидуального средства для переправы применяли надутые бурдюки.

      Воин, плывущий через реку на надутом бурдюке

      Многие древние народы делали понтоны цельных шкур крупных животных, которые надували, как бурдюк.
    3. Undecim
      Undecim 1 февраля 2021 21:12
      +2
      Первыми, как всегда, были китайцы, в IX или VIII веках до нашей эры.
  3. Alien From
    Alien From 2 февраля 2021 04:23
    +1
    Товарищ Охотовед! Золото в В ваших словах!)
  4. pmkemcity
    pmkemcity 2 февраля 2021 05:39
    +1
    Цитата: Охотовед 2
    Молодцы Военные Инженеры!!!

    Благодарная тема для авторов, эти иностранные армии - куча материалов, отсутствие секретов и, что самое главное - отсутствие специалистов. Ведь попробуй, напиши про наших инженеров, тебя тут же поправят, объяснят все тонкости, и все это сочным языком, сдобренным узкопрофессиональными терминами.
  • SaLaR
    SaLaR 1 февраля 2021 18:51
    +1
    На рыбалку бы такую лодочку...)
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 1 февраля 2021 19:07
      +3
      Цитата: SaLaR
      На рыбалку бы такую лодочку...)

      Лучше на танке за крабами!!! laughing
      1. Липчанин
        Липчанин 1 февраля 2021 19:31
        +1
        Цитата: Коте пане Коханка
        Лучше на танке за крабами!!!

        На вертоплане за lol утками
      2. Морской Кот
        Морской Кот 1 февраля 2021 19:39
        +5
        На танке лучше за бабами! "Плавали, знаем"(с) laughing soldier
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 1 февраля 2021 19:54
          +2
          Цитата: Морской Кот
          На танке лучше за бабами! "Плавали, знаем"(с) laughing soldier

          Все верно дядя Костя, сначала за «бабами». потом с ними за крабом! drinks
          1. Морской Кот
            Морской Кот 1 февраля 2021 20:43
            +3
            Лучше за раками, как-то ближе получится. wink
            1. Gato
              Gato 1 февраля 2021 22:02
              +3
              На рыбалку бы

              за «бабами». потом с ними за крабом

              Не оптимально. Компромиссный вариант feel :
              1. Морской Кот
                Морской Кот 1 февраля 2021 22:19
                0
                Был такой анекдот про пароход, Боцмана, Русалку и команду. Поймали матросы русалку и потащили её в кубрик.
                Навстречу боцман и приказывает:
                -- За борт!
                Матросы:
                But why!?
                Боцман:
                But how? request
                1. Gato
                  Gato 1 февраля 2021 23:48
                  +1
                  But how?

                  Да, это был английский боцман. Французский таких глупых вопросов не задавал бы lol
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 1 февраля 2021 23:53
                    +1
                    Да уж наверняка. wink
    2. Гончар
      Гончар 1 февраля 2021 19:42
      +3
      Похожая лодочка нашего парка НЛП весила 450кг. Тяжеловато для рыбалки.
    3. bk316
      bk316 1 февраля 2021 21:15
      +3
      На рыбалку бы такую лодочку...

      Не дай боже. Вы вероятно очень далеки от рыбалки.
      Прислать фотки лодок для рыбалки?
  • Mister X
    Mister X 1 февраля 2021 19:09
    +3
    Реальность такова, что с тех самых пор существенных перемен в организации понтонных переправ не произошло. Изменения коснулись главным образом используемых материалов и общей грузоподъемности конструкций.
    Автор: Юферев Сергей

    Как не произошло?
    Понтоны стали самоходными.
    ГСП (гусеничный самоходный паром)
    ПММ-2 (паромно-мостовая машина)
    БММ «Линь» (Береговая мостовая машина) - ограниченная серия

    1. Морской Кот
      Морской Кот 1 февраля 2021 19:41
      +2
      Привет, Михаил! hi
      Совершенно верное замечание.
      1. Mister X
        Mister X 1 февраля 2021 20:35
        +3
        Цитата: Морской Кот
        Привет, Михаил!

        Привет, Константин! hi
        Мой двоюродный брат служил в Чехословакии, инженерные войска.
        От него я и узнал впервые про такие махины.
        Он служил на ПТС-2
        1. Морской Кот
          Морской Кот 1 февраля 2021 20:50
          +2
          Во время второго бунта в Москве, к Белому дому подогнали откуда-то именно эту бандуру, и на ней поехали захватывать Останкино.
          Чем всё закончилось -- общеизвестно.
    2. Гончар
      Гончар 1 февраля 2021 20:15
      +6
      Разовью вашу мысль - глобальные изменения произошли на рубеже 1950-60х годов с изобретением полковником Глазуновым парка ПМП и принятием его на вооружение. До этого действительно была классика - плавучие опоры в виде лодок или понтонов и верхнее строение - пролеты с проезжей частью. Парк ПМП совместил в раскладном понтоне функции плавучей опоры и проезжей части. А конструкция замков позволила собирать мост за полчаса, вместо десятков часов ранее. При сокращении расчета понтонного парка также в десятки раз.Показательно, что нелицензионную копию парка создали в США.
      Среди других революционных конструкций - быстро возводимые инвентарные мосты (МАРМ, САРМ, БАРМ), винтовые сваи для быстрого возведения опор под эти мосты и комплект мостостроительных средств "Пролет", в том числе установки для завинчивания свай.
  • Гончар
    Гончар 1 февраля 2021 19:40
    +6
    Мосты, понтонные парки - моя специальность, и военная, и гражданская. Строить, взрывать и восстанавливать. Спасибо за статью!
    В СССР в то-же время был создан схожий по концепции понтонный парк НЛП, стоявший на вооружении стрелковой дивизии предвоенного штата. Грузоподъемность до 16т, то есть танк БТ или Т-50. Лодки раскладные из бакелизированной фанеры. Не исключено, что парк НЛП был создан под влиянием английского парка. Раскладка лодок английского понтонного парка показана в фильме Д. Аттенборо "Мост слишком далеко" про знаменитую операцию "Маркет Гарден".
    1. Морской Кот
      Морской Кот 1 февраля 2021 20:48
      0
      У них была книга "Мост через реку Квай", потом поставили фильм в котором извратили основную идею книги. Книга хороша, а фильм плох. Если кто-то не знаком, рекомендую сначала книгу, а фильм только в качестве иллюстрации того театра военных действий.
  • for
    for 1 февраля 2021 21:23
    0
    Не много не в тему может кому интересно.
    http://tutunnikovnn.ucoz.ru/3714.pdf
  • abrakadabre
    abrakadabre 1 февраля 2021 21:24
    +4
    Так, в годы Первой дакийской войны в 200 году до нашей эры
    Чего?!!!
    Первая дакийская - 85 г.н.э., император Домициан
    Вторая дакийская - 89 г.н.э., он же
    Третья дакийская - 101-102 гг.н.э., император Траян
    Четвертая дакийская - 105 г.н.э., он же.
    Подправить бы статью.
    И потом, из мега-супер-понтонных мостов раньше римлян все же отметились персы в греко-персидских войнах.