Электронный вездеход

выкуп автомобилейАмериканские инженеры вывели на испытательный полигон тяжёлый военный грузовик с гибридной силовой установкой. Многотонная махина бесшумно взлетала на холмы и спускалась в ложбины, поднимая пыль с дороги. Однако и на стоянке этой машине отдохнуть не придётся.

Замысловатое название этого зелёного монстра — "Тяжёлый грузовик повышенной проходимости для технической поддержки" (Heavy Expanded Mobility Technical Truck — HEMTT-A3) — скрывает под собой восемь колёс, 13 тонн грузоподъёмности, способность преодолевать 60-процентный подъём и разгоняться на твёрдой грунтовой дороге до 105 километров в час.

Но главная изюминка новинки, разработанной на основе серийного грузовика-вездехода, заключается в том, что у машины – гибридный привод (названный разработчиками ProPulse), позволяющий двигаться не только на дизеле, но и на аккумуляторах.
На фоне роста популярности легковушек-гибридов появление на испытательной трассе гибрида-грузовика, да ещё и такого тяжёлого класса, выглядит курьёзом. Вроде уже все давно поняли, что более высокая цена на гибриды позволяет окупить их за счёт экономии топлива лишь за много лет интенсивной эксплуатации. Так стоит ли игра свеч?


Электронный вездеход

"Простой" HEMTT давно прописался в американской армии. Кстати, Oshkosh Truck является монопольным поставщиком грузовиков такого типа для Пентагона (фото Oshkosh Truck).

Гибридный привод сулит машине другие преимущества, кроме снижения затрат на бензин (или в случае с армейскими грузовиками — на солярку).

Но сначала всё же об экономии. Компания сообщает, что гигант-гибрид расходует в среднем на 20% меньше топлива, в сравнении с аналогичным, но чисто дизельным грузовиком — HEMTT-A2.
20% экономии — это неплохо. Расход стандартной версии восьмиколёсного "проходимца" от Oshkosh составляет 59-78 литров на 100 километров.

Впрочем, не экономия топлива (и денежных затрат) как таковая важна для армейской машины, а рост максимального запаса хода на одном баке. Теперь это 773 километра против 644 у дизельного аналога. Для генералов, увлечённо рисующих стрелочки на картах, это повышение "досягаемости" означает, иной раз, возможность или невозможность поставки боеприпасов и топлива на передовую.

В качестве силовой установки в HEMTT-A3 применён дизель мощностью 400 "лошадок", который вращает генератор на 305 киловатт. 460-вольтовый электромотор приводит через трансмиссию колёса.

Электронный вездеход


Судя по снимку, HEMTT-A3 существовал ещё зимой, но в компании говорят, что действительно завершили его создание – лишь теперь (фото Oshkosh Truck).

Аккумуляторы в машине необычные – это суперконденсаторы, общей ёмкостью 1,5 мегаджоуля. Прямо скажем, в сравнении с энергетическим содержанием солярки – крохи. Далеко не уедешь. Но при вышедшем из строя (в боевых условиях) дизеле даже дарованные этими батареями 150, а то и все 400 метров хода, среди камней, песка и воронок от снарядов могут означать для экипажа разницу между жизнью и смертью.

Есть и ещё одно важное преимущество гибридного HEMTT перед его обычным родственником. Замена дизеля в полевых условиях на серийной машине занимает до 24 часов, а на гибридной – 20 минут. Спасибо модульной конструкции и отсутствию механической связи дизеля и колёс.

Согласитесь, на войне это сэкономленное время также может означать спасение чьих-то жизней.

Кстати, о спасении. Гари Шмидель (Gary Schmiedel), вице-президент Oshkosh Truck по перспективным разработкам, сказал на испытаниях: "Прежде всего – это грузовик…". А дальше? А дальше вот что: этот автомобиль может поставлять внешним потребителям 200 киловатт первосортного переменного тока.

А это означает, что в условиях стихийных бедствий (или той же войны) HEMTT-A3 может питать энергией небольшой городской квартал или, скажем – госпиталь. Да и военные найдут этой энергии применение – при развёртывании в полевых условиях баз и командных пунктов, или тех же госпиталей.

Раньше ведь для этих целей приходилось везти с собой тяжеленный дизель-генератор, а то и не один. И на чём? Правильно – на грузовике. Спрашивается, зачем тащить здоровый движок в кузове, когда под капотом уже есть один?

Любопытно, что гибрид получился не тяжелее, а даже на 1,3 тонны легче, чем дизельный прародитель — благодаря применению более лёгкого ДВС (на стандартном авто — дизель стоит помощнее), упрощению трансмиссии и целому ряду других технических решений.

Электронный вездеход

Гари Шмидель сам вёл уникальную машину на презентации (фото Morry Gash/Associated Press).

И уж если за обычный HEMTT военные с удовольствием выкладывают от $200 тысяч до $400 тысяч (в зависимости от оборудования), то уж раскошелиться на гибрид, с учётом его разносторонних талантов, согласятся наверняка.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. borkovn 1 ноября 2010 19:31
    революция!

    революция!
    borkovn
  2. dred 29 ноября 2011 14:56
    Чего? такое уже давно есть
    dred
  3. Artemka 29 ноября 2011 15:00
    Ну тут нужен большой источник энергии, вот если бы он был еще.
    Artemka
  4. Цветочник 30 июля 2014 17:23
    Гибриды рулят))
    Цветочник

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня