Военное обозрение

Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?

43
Каким будет гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72?
Возможный облик SR-72


В 2013 г. руководство компании Lockheed Martin впервые сообщило о разработке перспективного самолета SR-72, способного развивать гиперзвуковую скорость. Такие новости ожидаемо привлекли внимание специалистов и любителей авиации. В дальнейшем неоднократно сообщались новые подробности работ, но готовый самолет пока отсутствует, а его строительство и испытания вновь перенесены на более поздний срок.

От слухов к новостям


Слухи о возможной разработке нового самолета с характеристиками не ниже, чем у стратегического разведчика SR-71 циркулировали на протяжении нескольких последних десятилетий. Так, в середине двухтысячных в прессе появились сообщения о новом самолете от «Локхид-Мартин», который сможет летать в 5-6 раз быстрее скорости звука. Впрочем, все эти слухи не получали подтверждения.

Первая официальная информация о проекте с рабочим названием SR-72 была опубликована в ноябре 2013 г. журналом Aviation Week & Space Technology. Сообщалось, что на протяжении нескольких последних лет Lockheed Martin и смежные организации занимались разнообразными исследованиями и создавали научно-технический задел для последующего проектирования нового самолета. Тогда утверждалось, что опытный летательный аппарат-демонстратор технологий может быть создан уже в 2018 г. К сообщениям приложили несколько изображений самолета в представлении художника.

Вскоре новую информацию прокомментировало командование ВВС США. Пентагон в целом заинтересован в освоении гиперзвуковой авиации. Образцы этого класса должны обеспечить преимущества перед вероятным противником в отдаленном будущем. Однако проект SR-72 с военно-воздушными силами не обсуждался. Кроме того, проект представили в период постепенного сокращения военных расходов, что могло негативно повлиять на его будущее.

В конце 2014 г. стало известно о новом соглашении между Lockheed Martin и NASA на проведение научно-исследовательских работ по теме гиперзвуковых двигательных установок. По всей видимости, эти исследования завершились успехом. В начале 2016 г. в «Локхид-Мартин» рассказали о скором технологическом прорыве, который позволит развивать скорости до 6М.


SR-72 и оригинальный вариант двигателя

В середине 2017 г. сроки выполнения работ скорректировали. Тогда стало известно о переносе основных проектных работ на начало двадцатых годов. К этому времени планировалось создать необходимый технологический и научный задел.

Несколько интересных новостей поступили в начале 2018-го. Так, стало известно, что строительство демонстратора или опытного SR-72 еще не запускали. Кроме того, объявили об освоении ряда новых технологий, которые обеспечат создание такого самолета. Отмечалось, что без них не удастся разработать машину с требуемым уровнем характеристик.

Последние новости о SR-72 поступили через несколько месяцев после этого. Тогда в Lockheed Martin рассказали, что опытный самолет будет построен и полетит к 2025 г. Также раскрыли планируемую роль машины. Ее предлагается сделать носителем гиперзвукового ракетного вооружения.

Технологический задел


Официальные изображения самолета SR-72, которые, однако, могут не отражать реальный проектный облик, показывают машину интегральной схемы с несущей нижней поверхностью фюзеляжа и крыла, треугольным крылом с длинными наплывами и двумя двигателями в гондолах. Такие материалы не позволяют определить массу важных особенностей проекта. В частности, до сих пор не ясно, имеет ли SR-72 кабину пилота. Возможно, разрабатывается тяжелый гиперзвуковой БПЛА.

По данным «Локхид-Мартин», новый самолет сможет развивать скорость не менее 5-6М. Это предъявляет особые требования к конструкции и материалам планера. По разным оценкам, такой планер должен иметь смешанную конструкцию из жаростойких сплавов и композитов. Также могут понадобиться дополнительные средства охлаждения, например за счет циркуляции топлива, как на серийном SR-71.


Разведчик SR-71 - текущий обладатель рекорда скорости в ВВС США

Совместно с компанией Aerojet Rocketdyne разрабатывался новый двигатель комбинированной схемы с турбореактивным и прямоточным контурами. Для создания такой силовой установки понадобилось осваивать новые технологии. Так, в 2018 г. рассказали о создании деталей двигателя методом 3D-печати. Это позволило интегрировать в них систему охлаждения, обеспечив необходимые характеристики и предотвратив разрушение конструкции на основных режимах работы.

ВВС США и Lockheed Martin более не видят смысла в создании самолета-разведчика с высочайшими летными характеристиками. Поэтому перспективный SR-72, в отличие от своего предшественника SR-71, должен будет нести иное оснащение и/или вооружение. Так, предлагается сделать его платформой для гиперзвуковых ракет, вероятно, ударного назначения.

Задачи для самолета


Вскоре после «премьеры» проекта SR-72 представители ВВС США говорили об интересе к гиперзвуковой тематике. Самолет с высочайшими летно-техническими характеристиками может быть полезен для дальнейшего развития боевой авиации. В то же время, пока не вполне ясно, какую нишу сможет занять новая разработка «Локхид-Мартин».

Очевидно, что ВВС не будут заказывать гиперзвуковой разведчик. Задачи фоторазведки давно переданы спутникам и БПЛА. Выполнение радиотехнической разведки попросту невозможно из-за специфики гиперзвукового полета.

Более логичным и интересным выглядит предложение о гиперзвуковом ракетоносце с гиперзвуковым вооружением. Такой ударный комплекс сможет решать особо сложные задачи и серьезно повысит потенциал дальней авиации. В первую очередь, он существенно сократит время, потребное для нанесения удара по назначенной цели. Кроме того, повышается вероятность успешного прорыва через ПВО и ПРО противника.


Впрочем, несмотря на интерес к гиперзвуковой тематике, ВВС пока не спешат заказывать дальнейшую разработку SR-72 в качестве ракетоносца. Более того, в актуальных планах развития тактической и стратегической авиации попросту нет места для подобной техники. Фронтовая авиация в обозримом будущем будет развиваться за счет строительства и модернизации самолетов актуальных типов. Будущее дальней авиации связано с проектом B-21 – это будет малозаметный дозвуковой самолет.

На реальных перспективах SR-72 также может сказаться сложность проекта. Очевидно, что подобный самолет, даже с учетом экономии на серийном производстве, будет рекордно дорогим. Соответственно, даже богатые ВВС США не смогут создать крупный парк такой техники. Невозможность строительства оптимального количества техники и достижения желаемых показателей может даже привести к отказу от проекта.

Перспективы проекта


Насколько известно, к настоящему времени компания Lockheed Martin и смежные организации провели комплекс научно-исследовательских работ и наработали опыт и технологии для полноценной разработки будущего SR-72. Сообщения прошлых лет позволяют предполагать, что его проектирование уже началось, и первый полет опытной машины действительно состоится к середине десятилетия.

Реальные перспективы такого проекта пока остаются под вопросом. Потенциальный заказчик говорит лишь об интересе, но, насколько известно, не спешит заключать контракты и заказывать полноценную боевую машину. Кроме того, самолет с характеристиками и возможностями SR-72 не соответствует актуальным планам Пентагона. Возможно, ВВС пока не желают рисковать и связываться с чрезмерно смелым проектом.

Однако в ближайшие годы ситуация может измениться. К 2025 г. компания-разработчик планирует начать летные испытания, по результатам которых потенциальный заказчик сделает выводы. Если «Локхид-Мартин» и смежники действительно смогли решить все инженерные и технологические задачи, проект получит поддержку и сможет продвинуться дальше тестовых полетов.

По какому сценарию будут развиваться события в ближайшие годы – неизвестно. Компания-разработчик уже давно не радует общественность новыми сообщениями о SR-72, а потенциальный заказчик не спешит раскрывать свои планы и намерения. По всей видимости, сообщения о ходе работ станут постоянными и регулярными только к моменту запуска испытаний – если к тому времени проект не закроют.
Автор:
Использованы фотографии:
Lockheed Martin, US Air Force
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Пессимист22
    Пессимист22 1 февраля 2021 06:03
    -8
    Очередной попил бабла по американски.
    1. А1845
      А1845 1 февраля 2021 10:43
      0
      разрабатывался новый двигатель комбинированной схемы с турбореактивным и прямоточным контурами.
      такие картинки печатали в журнале "техника-молодежи" полвека назад или больше
      опять ни о чем новость
      кто-то смог освоить сверхзвуковое горение? (водород не предлагать!)
      1. letinant
        letinant 2 февраля 2021 02:37
        0
        Цитата: А1845
        разрабатывался новый двигатель комбинированной схемы с турбореактивным и прямоточным контурами.
        такие картинки печатали в журнале "техника-молодежи" полвека назад или больше
        опять ни о чем новость
        кто-то смог освоить сверхзвуковое горение? (водород не предлагать!)

        Вы тоже вспомнили этот номер "Техник Молодёжи". Если не ошибаюсь, то год где то 1995-1996.
  2. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 1 февраля 2021 06:34
    -1
    Даже при скорости 3 Маха обшивка самолета греется до 400 градусов Цельсия, как это происходило с "Черным Дроздом", а при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью.
    1. Ка-52
      Ка-52 1 февраля 2021 07:25
      +11
      а при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов

      если бы до 1000, то это бы не стало никакой проблемой. Но на 6М температура нагрева на передних кромках составит порядка 3000 градусов.
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 1 февраля 2021 07:35
        0
        Ну тем более. Знатно в США пилят бюджет. Сердюков с Васильевой на фоне пильщиков генералов Пентагона, просто мелкие воришки.
        1. eklmn
          eklmn 1 февраля 2021 19:42
          -1
          Кузьма, пора привыкнуть к капитализму. Это в России всё государственное, и Сердюков с Васильевой пилили государственные бабки. А Lockheed Martin - частная компания, и тратит на разработку свои бабки, на НИОКР, не государственные. Более того, как написано в статье, компания даже не знает пойдёт ли изделие в производство. Но так работают нормальные компании - на будущее. Лично вам - в новинку, и непонятно почему... Всё-таки в 21ом веке живёте...
          1. OgnennyiKotik
            OgnennyiKotik 2 февраля 2021 12:15
            +2
            Есть разные типы разработки в США. По гос программе или корпоративный. Если гос программа, то государство компенсирует расходы, есть 3 варианта основных: гос бюджет (F-35), гос+корпоративный бюджеты (F-117), гос бюджет+ все расходы сверх бюджета (B-2)
            Есть чисто корпоративные проекты, в которых государство покупает готовые решения.
      2. PROXOR
        PROXOR 1 февраля 2021 17:27
        +1
        Когда сотку ставили на крыло, его сделали из титана. Именно из расчета уменьшения веса и сопротивления нагреву.
    2. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 1 февраля 2021 12:24
      +1
      Цитата: Кот_Кузя
      а при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью.

      Хоть немного изучите тематику о которой пишите. Такой полёт не то что возможен, он был почти 60 лет назад.


      X-15 — экспериментальный самолёт-ракетоплан США. Первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Первый многоразовый космический корабль. Основная задача проекта X-15 — изучение возможности создания пилотируемого суборбитального гиперзвукового бомбардировщика X-20 Dyna Soar. Для изучения полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологии при управлении в верхних слоях атмосферы.

      Рекордным полётом, совершённым по программе Х-15, стал полёт пилота Джозефа Уокера 22 августа 1963 года.

      Данные по этому полёту:

      Полная масса заправленного самолёта: 15195 кг
      Масса израсходованного топлива: 6577 кг
      Масса после посадки: 6260 кг
      Максимальная достигнутая высота: 107,96 км
      Дальность полёта: 543,4 км
      Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
      Число Маха: 5,58
      Носитель: бомбардировщик NB-52A
      В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты для самолёта, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость — 7274 км/ч. Максимальная высота — 107,96 км. Рекорд установлен самолётом X-15 #3, номер 56-6672.
    3. voyaka uh
      voyaka uh 1 февраля 2021 12:55
      +3

      "при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью"///
      ---
      А как же Циркон летает?
      Это же крылатая ракета. Как-бы - беспилотный одноразовый скоростной самолет.
      1. onstar9
        onstar9 3 февраля 2021 03:46
        -3
        Цитата: voyaka uh
        "при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью"///
        ---
        А как же Циркон летает?
        Это же крылатая ракета. Как-бы - беспилотный одноразовый скоростной самолет.

        Ну, то российская ракета. А им всё можно...
  3. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 1 февраля 2021 06:41
    +3
    "Технологический прорыв", о котором сообщили в 2016 году - это картинка с ТРД и ПВРД? Так я вроде такие картинки еще в начале 2000-х видел. Другое дело, что пока никто эти картинки до металла довести не смог.
    И есть еще вопрос: Гиперзвуковой ракетоносец теоретически должен нести ракеты во внутренних отсеках. Как на гиперзвуке будут открывать люки и запускать ракеты? Я просто не понимаю, как выдержит конструкция и как они собираются выталкивать ракету в поток.
    1. mark1
      mark1 1 февраля 2021 06:56
      0
      Цитата: Стройбат запаса
      как они собираются выталкивать ракету в поток.

      Задиком, задиком...
      А тут МиГ-41 ка-а-а-к прыгнет!
      1. Стройбат запаса
        Стройбат запаса 1 февраля 2021 19:12
        +2
        Очень смешно. Примерно на уровне детсада. Я серьёзно интересуюсь. На таких скоростях вывести за контур фюзеляжа что-либо чрезвычайно тяжело. Воздух, знаете ли, тоже имеет плотность. И открыть люк тоже очень тяжело. То есть должен быть либо поворотный люк-держатель, как на Blackburn Bucaneer, либо сдвижные створки.Распашные тут будут сильно увеличивать сопротивление воздуха.
        1. mark1
          mark1 1 февраля 2021 19:24
          0
          Вы хотя бы напрягитесь и попытайтесь осмыслить т.к. ни чего смешного я не сказал. Открывается люк не в низ, не в бок а назад ( если в курсе, как на А-5 "Виджилент") и ракеточка выходит из этого люка "задиком". Как видите, все было придумано и применено за долго до нас.
          1. Стройбат запаса
            Стройбат запаса 1 февраля 2021 19:29
            0
            Был не прав. Про "Виджилент" как-то даже не вспомнил. Прошу прощения.
            1. mark1
              mark1 1 февраля 2021 19:30
              0
              Проехали, тоже вспылил...
          2. Lontus
            Lontus 3 февраля 2021 04:20
            +1
            Цитата: mark1
            Открывается люк не в низ, не в бок а назад ( если в курсе, как на А-5 "Виджилент") и ракеточка выходит из этого люка "задиком".

            На практике эта схема на А-5 "Виджилент" не применялась:
            "In practice, the system was not reliable and no live weapons were ever carried in the linear bomb bay. In the RA-5C configuration, the bay was used solely for fuel"

            Так что вопрос от "Стройбат запаса" весьма актуален.
            1. mark1
              mark1 3 февраля 2021 06:59
              0
              Не берите на себя груз конструкторских проблем (на практике не применялось но испытания проводились, куда ж без них, самолет просто на вооружение не приняли бы. А если выпихивать на вьетнамцев простую бомбу ч.з."задницу" , естественно в условиях 60-х , пострадает точность вот и не применялось на практике). Был вопрос, был ответ со ссылкой на прецедент - технически возможно.
    2. Rufat
      Rufat 1 февраля 2021 09:16
      -16
      Они все брешут. Только РОССИЯ сможет сделать что-то подобное
  4. Rufat
    Rufat 1 февраля 2021 09:15
    -10
    Это все ерунда. Российский СУ-57 самый лучший.
  5. Outsider
    Outsider 1 февраля 2021 11:30
    +3
    Цитата: Кот_Кузя
    Даже при скорости 3 Маха обшивка самолета греется до 400 градусов Цельсия

    - 3М - 334°C.
    ...а при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью.

    - 6М - 1506°C.
    http://old.as-club.ru/kurs3/aero/html/kurs_567_0.html
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 1 февраля 2021 13:35
      0
      Очевидно, что температура зависит от высоты. На какой-то будет 1506 градусов, а на какой-то - нет.
      1. Outsider
        Outsider 1 февраля 2021 18:45
        0
        - Температура кинетического нагрева зависит от высоты только в том смысле, что с высотой меняется температура. Но поскольку от 11-ти до 20-ти км температура постоянна, -56°C, а с высоты 20 км до высоты 30 км плавно увеличивается на 10°C, т.е. на высоте 30 км температура наружного воздуха -46°C, то зависимостью этой можно пренебречь и считать только зависимость от числа М. Ведь гиперзвуковые ЛА ниже 20-ти км не летают.
  6. Горный стрелок
    Горный стрелок 1 февраля 2021 12:24
    0
    Скорее всего, не будет гиперзвуковых самолётов. Разве что космических. Ракеты будут ( и есть уже), а какие функции может выполнять самолёт с такими характеристиками? Маневрировать на таких скоростях? Да ну...
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 1 февраля 2021 12:29
      0
      В то что в серию пойдёт в ближайшие десятилетия не верю, в то что сделают вполне. Без таких проектов невозможно двигать науку и технику вперёд. Для этого и существуют огромное число экспериментальных самолетов линейки Х.
    2. FrankyStein
      FrankyStein 12 марта 2021 14:10
      0
      Выходить на точку сброса или перехват самое оно, подскочил пульнул и смылся восвояси, вполне действенное решение против ауг может быть.
  7. Narak-zempo
    Narak-zempo 1 февраля 2021 12:51
    -4
    перспективного самолета SR-72, способного развивать гиперзвуковую скорость

    Вот уж где сферический попил в вакууме.
    В своё время ведь прикрыли сверхдорогую программу SR-71, потому что с появлением разведывательных спутников концепция устарела.
    Что поменялось-то, кроме аппетитов Локхида?
  8. PSih2097
    PSih2097 1 февраля 2021 13:05
    -1
    В частности, до сих пор не ясно, имеет ли SR-72 кабину пилота.

    который позволит развивать скорости до 6М.

    О, какой же это кондей должен там стоять, чтоб пилота не прожарило до "хрустящей корочки"...
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 1 февраля 2021 13:17
      +3
      Такой же, как без малого 60 лет назад, стоял на X-15. Этот самолёт, летел на скорости 5,6М
      1. Местный с Волги
        Местный с Волги 3 февраля 2021 15:21
        0
        Летал! Целый один раз!
  9. Klingon
    Klingon 1 февраля 2021 15:44
    +1
    Цитата: voyaka uh
    "при 6 Махах, полагаю, он будет греться до 1000 градусов, а то и больше, что делает невозможным полет самолета с такой скоростью"///
    ---
    А как же Циркон летает?
    Это же крылатая ракета. Как-бы - беспилотный одноразовый скоростной самолет.

    ну во первых у Циркона нет фонаря. к тому же гиперзвуковые аппараты имеют специальное покрытие из керамики. Кстати шаттлы покрывали керамическими плитками на критических участках обшивки так как они входили в атмосферу на гиперзвуковых скоростях. Именно повреждения этой обшивки стало причиной катастрофы одного из последних шаттлов
    1. voyaka uh
      voyaka uh 2 февраля 2021 23:53
      +1
      Значит, Вы предполагаете, что у Циркона есть покрытие из керамики?
      Иначе его ГСН, электроника сгорят на гиперзвуковой скорости.
      1. Klingon
        Klingon 3 февраля 2021 03:41
        +1
        покрытие на основе керамики первое что приходит на ум, хотя я могу ошибаться, может это совсем другие материалы, кто знает, обычно их не особо рассекречивают. Кстати блоки обычных МБР также входят в атмосферу на гиперзвуковых скоростях. у уже порядком давно
        1. voyaka uh
          voyaka uh 3 февраля 2021 12:02
          0
          "обычных МБР также входят в атмосферу на гиперзвуковых скоростях"///
          ----
          Обычная БЧ МБР - это конус строго симметричной формы, который входит в
          атмосферу почти вертикально. Он покрыт толстым слоем теплозащитных материалов.
          БЧ на терминальном участке выглядит, как падающий метеорит. С длинным хвостом горения.

          Мы же ведет разговор о КРЫЛАТЫХ ракетах. Которые должны, как Циркон, наводится
          и попадать по движущейся цели. И при этом каким-то образом не сгореть
          на гиперзвуковой скорости. Вот эту загадку и обсуждаем recourse
  10. NF68
    NF68 1 февраля 2021 17:54
    +1
    Не проще ли будет американцам использовать для этих целей спутники?
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 1 февраля 2021 17:57
      +1
      Одно другое не отменяет и не исключает. Орбитальные самолеты более 10 лет уже летают. Запускаются новые проекты. Им без разницы какую полезную нагрузку нести.

      1. NF68
        NF68 1 февраля 2021 17:59
        0
        Цитата: OgnennyiKotik
        Одно другое не отменяет и не исключает. Орбитальные самолеты более 10 лет уже летают. Запускаются новые проекты. Им без разницы какую полезную нагрузку нести.



        Спутники подешевле будут.
  11. Outsider
    Outsider 1 февраля 2021 18:47
    0
    Цитата: OgnennyiKotik
    Такой же, как без малого 60 лет назад, стоял на X-15. Этот самолёт, летел на скорости 5,6М

    - В основном в космосе, поднимаясь на высоту (иногда) чуть более 100 км. laughing
  12. evgen1221
    evgen1221 2 февраля 2021 18:41
    0
    Пока движок не отработают и материалы,вундервафли не будет.
  13. Klingon
    Klingon 3 февраля 2021 18:04
    0
    Цитата: voyaka uh
    "обычных МБР также входят в атмосферу на гиперзвуковых скоростях"///
    ----
    Обычная БЧ МБР - это конус строго симметричной формы, который входит в
    атмосферу почти вертикально. Он покрыт толстым слоем теплозащитных материалов.
    БЧ на терминальном участке выглядит, как падающий метеорит. С длинным хвостом горения.

    Мы же ведет разговор о КРЫЛАТЫХ ракетах. Которые должны, как Циркон, наводится
    и попадать по движущейся цели. И при этом каким-то образом не сгореть
    на гиперзвуковой скорости. Вот эту загадку и обсуждаем recourse

    ну как то значит решили эту проблему, там ведь в КБ не дураки сидят правильно? А керамика что не теплозащитный материал по вашему? вполне себе, до 5000 °С выдержит спокойно
  14. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 15 апреля 2021 18:13
    0
    Одно могу сказать: это будет жутко дорогой самолет, все таки нажиться на этом многие захотят.