Румыны шумною толпою по Бессарабии бегут

65
Румыны шумною толпою по Бессарабии бегут
На основании этой фотографии можно сделать вывод, что румынские солдаты в самом деле бросали оружие. Однако, скорее всего, это фото сделано 3 июля 1940 года или позднее, когда граница была закрыта, и советские войска задерживали и разоружали не успевших выйти румынских солдат и офицеров – всего 7446 человек

Эта история привлекла моё внимание давно и упоминалась в моей книге «Виктор Суворов врёт! Потопить «Ледокол», вышедшей в 2013 году. Там был большой раздел про Румынию и румынскую нефть, в котором я опроверг тезис Виктора Суворова о том, что возврат Бессарабии спровоцировал Германию на нападение на СССР. Во-первых, возврат Бессарабии произошёл с согласия Германии. Во-вторых, нефтепромыслы были взяты под контроль румынских войск с высылкой британского и французского персонала фирм, этими промыслами владевшими, 3 июля 1940 года, через три дня после того, как советские войска 1 июля 1940 года установили контроль над Бессарабией.

Но речь не о нефти, а об оставленном румынами в Бессарабии вооружении, боеприпасах и военном имуществе, которое потом было в большей части возвращено румынам и вывезено. В литературе отмечалось, что «было собрано брошенного оружия», из чего можно было сделать вывод, что румынские войска панически бежали из Бессарабии, побросав винтовки, пулемёты, пушки, патроны.




Досмотр румынских офицеров при переходе границы

Прочёсывая описи фондов РГВА, я наткнулся на документы Военного министерства Румынии, среди которых было дело о передаче этого самого вооружения и военного имущества. Посмотреть в документы никогда не лишне – возможно, в них будут какие-нибудь интересные подробности этого странного и загадочного эпизода. Скажу сразу, что документы всех тайн не открыли, но дали кое-что интересное, что позволяет посмотреть на выход румынских войск из Бессарабии под несколько другим углом.

Это были военные склады


Документов было не так чтобы много, и все они касались передачи оставленного в Бессарабии и Северной Буковине оружия, боеприпасов и военного имущества. В них упоминается дивизионный генерал Аурель Алдеа, который командовал на момент событий 4-й пехотной дивизией и возглавлял сначала комиссию по урегулированию вопросов эвакуации румынских войск из Бессарабии и Северной Буковины, а потом возглавлял комиссию в Одессе по возврату оставленного румынского вооружения и имущества (РГВА, ф. 492к, оп. 1, д. 9, л. 15). Впоследствии он командовал 2-м, а потом 7-м армейским корпусом. Генерал Алдеа был противником войны с СССР и входил в группу офицеров, вынашивавших планы перехода на сторону антигитлеровской коалиции, а потом сыграл важную роль в перевороте, свергшем генерала Иона Антонеску.

Наиболее интересный документ из этого дела – список вооружения, боеприпасов и военного имущества, в котором сопоставлялось количество оставленного с количеством возвращённого по состоянию на 8 часов 13 ноября 1940 года. Документ находился в отдельной чёрной папке, был очень хорошо оформлен, на отличной бумаге, с прекрасно выполненными диаграммами. Все страницы документа имели штамп «Secret». Вообще, документы румынского Военного министерства отличались качеством исполнения, а диаграммы и схемы так вообще были произведением чертёжного искусства. Лучше немецких документов.

Судя по всему, этот документ подавался или военному министру, генералу Йосифу Якобичи, или даже самому Антонеску. После войны оригинал документа оказался в РГВА.

Это был длинный и обстоятельный список, очень подробный и разделённый на несколько разделов. Он разрушает версию о том, что румынские войска при приближении советских войск бежали, бросая оружие и боеприпасы. В списке оказалось то, что войска могут унести с собой. Ну да, бежали, бросив винтовки – 67 079 штук, револьверы и пистолеты – 6 134, штыки – 43 759, гранаты – 84 070, сабли – 1 940. А также рубашки – 161 506 штук, шинели – 79 227, головные уборы – 68 633, сапоги – 71 444 (РГВА, ф. 492к, оп. 1, д. 9, лл. 50-62). Если румынские войска бежали, то сапоги-то зачем бросать? Разве босиком бежать лучше?

Список показывает, что имелось в виду не то, что войсками было брошено или оставлено в местах дислокации, а то, что находилось на складах оружия, боеприпасов, интендантского имущества, медицинского, ветеринарного имущества, продовольствия и фуража. Для вывоза этого имущества требовалось около 1000 вагонов, и эти склады, разумеется, нельзя было вывезти за два дня, с 28 июня по 1 июля 1940 года, пока продолжалась эвакуация румынских войск из Бессарабии и Северной Буковины. Потому румыны сначала эти склады оставили, а потом потребовали возврата имущества. Боевых действий не было, вывод румынских войск проходил по решению правительства Румынии, и потому всё это имущество не могло считаться трофеями Красной Армии.

Передача


Румыны выставили требования, очевидно, основываясь на описях вооружения, боеприпасов и имущества на оставленных складах, которые имелись в Генеральном штабе румынской армии. После некоторых переговоров советское правительство приняло решение удовлетворить требования румынской стороны. 29 октября 1940 года в Бессарабию и Северную Буковину прибыли 3 096 солдат, 202 офицера и 218 железнодорожников для погрузки и отправки грузов. 10 ноября 1940 года через границу проследовали 321 крытый вагон и 471 платформа, всего 792 вагона с военными грузами.

Из списка следует, что румыны получили не всё имущество. Часть его с июля по ноябрь 1940 года, можно сказать, «моль почикала». Я не стану приводить весь длинный список, а приведу некоторые позиции из него:



Как видим, некоторые категории были возвращены полностью, по отдельным категориям малоценного имущества румынам отдали больше, чем они требовали. Часть оружия и боеприпасов, которые могли быть использованы Красной Армией, румынам не вернули.

Вот с обмундированием и продовольствием им пришлось расстаться полностью или почти полностью. Очень мало было возвращено обмундирования. Из 79 227 шинелей – 1 471 штука, из 71 444 пар сапог – только 79 пар. В директиве командующего Южным фронтом, генерала армии Г. К. Жукова прямо говорилось:

Особое внимание обратить на внешний вид бойцов и их подтянутость, всем быть побритыми, почищенными, в опрятной чистой летней одежде и касках. Плохо одетых оставить в тылах и в Буковину и Бессарабию не выводить.


Красная Армия вступает в Бессарабию

В этой директиве, как видим, содержится признание, что часть красноармейцев была плохо одета. Надо полагать, что румынское обмундирование было пущено на доукомплектование войск Южного фронта. Если это так, то по количеству не возвращённого румынам обмундирования можно сказать, что около 10 % советских войск Южного фронта были одеты и обуты ненадлежащим образом.

Также не вернули румынам запасы продовольствия. Судя по всему, в списке продовольствие измерялось в килограммах. Если так, то румыны лишились 138,4 тонн военного хлеба (paine de razboi – трудно сказать, что это такое) и 153,1 тонн хлеба, 2 742,8 тонн пшеницы, 768,9 тонн картофеля. Также не был возвращён фураж: 3 323,1 тонн ячменя, 5 460,6 тонн кукурузы, 1 117,8 тонн отрубей, 3 034,7 тонн сена.

Для чего создавались эти склады?


Возникает интересный вопрос – что это были за склады? С одной стороны, их явно создали для войны с СССР. Бессарабия – между Днестром и Прутом – территория небольшая. В районе Бендер в ширину около 90 км, по линии Кагул – Аккерман (Белгород-Днестровский) – около 160 км. То есть глубина Бессарабии, как у армейского тыла. Три железнодорожные ветки: Новоселицы – Могилёв-Подольский, с ответвлением на Бельцы и далее на восток; Яссы – Кишинёв – Бендеры – Тирасполь и Галац – Бендеры. Несмотря на то, что Бессарабия в определённом смысле регион изолированный, и доступ в него ограничен мостами через Прут и Днестр, особых проблем со снабжением у румынской армии не было. Но всё же, некоторый запас на ТВД был создан – и явно для войны с СССР.


С другой стороны, румыны развернули группировку войск в составе 20 пехотных, 3 кавалерийских дивизий и 2 горнопехотных бригад общей численностью в 450 тысяч человек. Это около 60 % численности сухопутной армии Румынии. Как видим, склады были явно малы для полноценного снабжения такой группировки войск. Если наличный запас патронов разделить на боекомплект пехотинца с винтовкой – 60 патронов, то получится 1 бк на 396,1 тысяч бойцов. С учётом пулемётного боекомплекта складские запасы патронов составляли примерно 0,7 бк для всей группировки румынских войск. С таким запасом особо не повоюешь.

Сутодача хлеба для войск составляла порядка 360 тонн, тогда как на складах хранилось менее сутодачи готового хлеба и пшеницы в зерне примерно на 7 сутодач. Вряд ли можно было рассчитывать, что румынские войска могли бы разбить противостоящую группировку Южного фронта численностью 638,5 тысяч человек, превосходящих в артиллерии и бронетехнике, всего за неделю.

Насчёт снабжения всей румынской группировки в Бессарабии пока что доступных документальных данных нет. Насчёт складов, оставленных в Бессарабии, можно сделать такие выводы: либо это были склады на первые несколько дней боевых действий, помимо возимых запасов, которые войска имели при себе (и забрали при эвакуации), либо же это были склады для пополнения, которое должно было быть набрано на месте или переброшено из Румынии. Судя по тому, как легко румыны их оставили, а потом согласились с невозвращением части вооружения, боеприпасов и имущества, их потеря не рассматривалась как критическое понижение боеспособности румынской армии.

Почему румыны отступили? Потому что вряд ли можно было бы рассчитывать на победу в схватке с Южным фронтом, имевшим численное и особенно качественное превосходство, тогда как разгром этой группировки лишил бы Румынию 60 % армии и сделал бы страну очень уязвимой как перед лицом СССР, так и перед лицом Венгрии, отношения с которой были враждебными. Уступки сохраняли армию. Впрочем, уступив один раз, пришлось уступать и второй. По второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года Румыния уступила Венгрии Северную Трансильванию, а 7 сентября 1940 года уступила Болгарии Южную Добруджу. Эти территории были возвращены Румынии после окончания Второй мировой войны.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 февраля 2021 06:11
    Особое внимание обратить на внешний вид бойцов и их подтянутость, всем быть побритыми, почищенными, в опрятной чистой летней одежде и касках. Плохо одетых оставить в тылах и в Буковину и Бессарабию не выводить. В этой директиве, как видим, содержится признание, что часть красноармейцев была плохо одета.
    Вот не факт что "плохо одета" означает рванину и обноски, учушканное в поле обмундирование вполне подходит под определение "плохо одет".
    1. +5
      1 февраля 2021 07:37
      Цитата: Владимир_2У
      учушканное в поле обмундирование вполне подходит под определение "плохо одет".

      В Афгане хб давали на 4 месяца,а через 2 оно часто было как у бомжей - все леии на локтях и коленях в дырках ...
      1. +2
        1 февраля 2021 08:11
        Цитата: mat-vey
        хб давали на 4 месяца,а через 2 оно часто было как у бомжей - все леии на локтях и коленях в дырках
        О том примерно и речь.
        1. 0
          1 февраля 2021 08:12
          Цитата: Владимир_2У
          О том примерно и речь.

          Я понял..и "проиллюстрировал" примером из ближайшего времени .
    2. +3
      1 февраля 2021 07:38
      Не совсем так. Обмундирование выдается на определенный срок. В разное время. У тех у кого срок выходит оно обычно еле живое. Застиранное,шитое- перешитое и т.д. на фоне нового и правда выглядит не айс . Тут два пути или экстренно выдавать всем новье или убрать с глаз долой)
      1. +1
        1 февраля 2021 11:15
        Да уж...как вспомню в чем одеты были в зиму 95...чисто махновцы,ещё все законченные,вид ещё тот был
        1. 0
          1 февраля 2021 15:41
          Цитата: Андрей ВОВ
          Да уж...как вспомню в чем одеты были в зиму 95...чисто махновцы,ещё все законченные,

          ...*закоченевшие* наверно?..
          1. 0
            1 февраля 2021 17:53
            Да,опечатка,закопченные и окоченевшие и постоянно есть охота было жуть
  2. +9
    1 февраля 2021 06:21
    Вот за что Михая Первого наградили Орденом "Победы"?Не понимаю,хоть убейте.
    1. +6
      1 февраля 2021 07:44
      Цитата: Кроу
      Вот за что Михая Первого наградили Орденом "Победы"?Не понимаю,хоть убейте.

      Сохранил жизни советских солдат, объявив войну Германии и направив войска против неё.
      1. +4
        1 февраля 2021 07:52
        Цитата: Krasnodar
        Цитата: Кроу
        Вот за что Михая Первого наградили Орденом "Победы"?Не понимаю,хоть убейте.

        Сохранил жизни советских солдат, объявив войну Германии и направив войска против неё.

        Заодно лишив немцев единственного источника нефти hi
        1. +2
          1 февраля 2021 09:29
          Приветствую! hi Ещё че то в Венгрии у немцев было по нефти
          1. +4
            1 февраля 2021 11:18
            Да,за венгерскую нефть Адольф цеплялся до последнего,именно в Венгрии была самая мощная танковая группировка и там было последнее мощное контрнаступление и там практически могила немецких панцерваффе
            1. +3
              1 февраля 2021 11:55
              Цитата: Андрей ВОВ
              Да,за венгерскую нефть Адольф цеплялся до последнего,именно в Венгрии была самая мощная танковая группировка и там было последнее мощное контрнаступление и там практически могила немецких панцерваффе

              Совершенно верно, битва на озере Балатон, ЕМНИП
          2. +1
            1 февраля 2021 12:13
            Здравия!
            В Венгрии капли уже остались
            1. +2
              1 февраля 2021 12:31
              Капли не капли - другого у Алоизыча не было
          3. 0
            1 февраля 2021 14:19
            Цитата: Krasnodar
            Ещё че то в Венгрии у немцев было по нефти

            еще у поляков, французов и австрийцев.
      2. +7
        1 февраля 2021 08:33
        Цитата: Krasnodar
        Сохранил жизни советских солдат, объявив войну Германии и направив войска против неё.

        Следуя Вашей логике Маннергейма тоже надо было наградить.
        1. +7
          1 февраля 2021 09:38
          Логика тут Верховного Главнокомандующего и, скорее всего, Молотова - никак не моя. hi Маннергейм в т.н. Лапландской войне против нацистов уничтожил менее тысячи человек, никаких крупномасштабных действий, способных привести к стратегическим результатам в Победе над нацисткой Германией с его стороны предпринято не было. По сути, зачищал свою территорию от вчерашних союзников.
      3. +3
        2 февраля 2021 16:36
        Цитата: Krasnodar
        Цитата: Кроу
        Вот за что Михая Первого наградили Орденом "Победы"?Не понимаю,хоть убейте.

        Сохранил жизни советских солдат, объявив войну Германии и направив войска против неё.

        Недавно прочёл книгу Л.Н.Лисицина "Дорогой солдата" там и про это есть. Вообще очень интересная книга воспоминаний простого солдата, а не околофронтового писателя. Взгляд на войну из окопа. Рекомендую, есть вариант аудиокниги.
    2. +6
      1 февраля 2021 08:30
      Цитата: Кроу
      Вот за что Михая Первого наградили Орденом "Победы"?Не понимаю,хоть убейте.

      За сохранение жизней сотен тысяч наших солдат и приближение Победы: он сверг и передал СССР нациста Антонеску и развернул армию Румынии против Германии.

      В борьбе с нею Румыния потеряла около 400 тыс своих солдат, сохранив этим жизни наших. А наши войска не тратили ресурсы, время и жизни на завоевание всей Румынии, а смогли все это использовать на других участках фронта.

      И это большой вклад в Победу.

      Этот шаг Румынии , конечно, был вынужденным, и никак не оправдывает их ЗВЕРТСТВА на территории СССР.

      То , что орденом наградили не беда, а вот то, что им, фактически, простили зверства, почти все репарации, да еще и помогали хлебом в 1946-47 гг, когда в соседней своей МССР умирали свои граждане от голода, дальнейшие подарки-это конечно, ошибка в свете того, что все это оказалось бесполезным и союзником Румыния не стала, а наказания не понесла.

      Автор:
      Почему румыны отступили? Потому что вряд ли можно было бы рассчитывать на победу в схватке с Южным фронтом, имевшим численное и особенно качественное превосходство, тогда как разгром этой группировки лишил бы Румынию 60 % армии и сделал бы страну очень уязвимой


      Есть еще один момент: в отличие от Польши, Прибалтики, СССР НИКОГДА Бессарабию румынией не признавал и в течении 22 лет требовал вернуть ее СССР , провести плебисцит о принадлежности и т.п.
      Более того, согласно Договора от 1918 г Румыния обязалась выйти с этой территории, но незаконно аннексировала.

      Бессарабия оказалась , фактически,последней губернией России.

      Грубейшей ошибкой было образование вместо многонациональной российской Бессарабской губернии , где молдаване составляли менее 50% населения, мононационального государства МССР путем отрезания русскоязычного Юга Бессарабии Буджака (передали украине).

      При чем никто в Бессарабии об этом не просил. Сегодня была бы совсем другая ситуация в этом регионе, гораздо более выгодная России.
      1. +2
        1 февраля 2021 11:14
        ...и развернул армию Румынии против Германии.
        В борьбе с нею Румыния потеряла около 400 тыс своих солдат, сохранив этим жизни наших

        Что за вымислы? Абс. большинство румын погибли воюя против Красной армии! Такое вот "сохранение".
        Вот вам выдержка из русской вики
        В ходе военных действий на восточном фронте румынская сторона потеряла 630 000 человек, из них убитыми — 480 000. На западном фронте погибло 170 000 человек. Общие потери Румынии за войну составили 800 000 человек

        Те 170 000 потеряла в основном воюя с венграми за "свою" Трансилванию.
        Возможно ваша цифра 400 000- ето численность рум. армии на "зап. фронте"
        1. +3
          1 февраля 2021 12:28
          Цитата: anzar
          Что за вымислы? Абс. большинство румын погибли воюя против Красной армии! Такое вот "сохранение".

          Вы совсем не понимаете, что если бы румыны с 1944 года не воевали против Германии, то вместо них воевали и гибли бы НАШИ? И наши бы еще гибли при покорении Румынии (чего почти удалось избежать)?
          Цитата: anzar
          Вот вам выдержка из русской вики
          В ходе военных действий на восточном фронте румынская сторона потеряла 630 000 человек, из них убитыми — 480 000. На западном фронте погибло 170 000 человек. Общие потери Румынии за войну составили 800 000 человек

          Цитата: anzar
          Вот вам выдержка из русской вики
          В ходе военных действий на восточном фронте румынская сторона потеряла 630 000 человек, из них убитыми — 480 000. На западном фронте погибло 170 000 человек. Общие потери Румынии за войну составили 800 000 человек

          Те 170 000 потеряла в основном воюя с венграми за "свою" Трансилванию.
          Возможно ваша цифра 400 000- ето численность рум. армии на "зап. фронте"
          Они воевали против Гитлера, схораняя НАШИ жизни-это главное .

          Сами румыны свои потери распределяют так: 400 тыс против СССР и 400 тыс против Германии ( см. "История румын" )
          1. +2
            1 февраля 2021 12:43
            И наши бы еще гибли при покорении Румынии (чего почти удалось избежать)?

            ,,,но потери все таки были,меньше конечно.
            1. +2
              1 февраля 2021 13:14
              Цитата: bubalik
              ,но потери все таки были,меньше конечно.

              Поэтому я и написал
              при покорении Румынии (чего почти удалось избежать)
              , имея ввиду наши потери при проведении Ясско-Кишиневской операции в августе 1944 г, которая и привела к выходу Румынии из войны.

              В случае НЕвыхода из войны Румынии они были бы в разы выше.

              Интересная справка, но нереальная . Кстати, а какого она года?

              Странно:
              1. что потери в Венгрии меньше потерь в Чехословакии..
              2. По потерям в Германии вообще нереально низкая неправдоподобная цифра
              1. +2
                1 февраля 2021 13:18
                Привет,Андрей hi
                Кстати, а какого она года?


                По потерям в Германии вообще нереально низкая неправдоподобная цифра
                ,,, а в ней нет данных полных по потерям в Германии.
              2. +3
                1 февраля 2021 13:28
                По потерям в Германии вообще нереально низкая неправдоподобная цифра

                Потери Красной Армии из разных источников:

                Потери Красной армии при освобождении Германии (без Восточной Пруссии) составили:
                1-й Белорусский фронт: убито 25707 чел., ранено 92.967 чел.
                2-й Белорусский фронт: убито 6.953 чел., ранено 24.532 чел.
                1-й Украинский фронт: убито 14.699 чел., ранено 50.650 чел.
                Всего: убито 47.359 чел., ранено 168.149 чел. В данные о потерях не включены: пропавшие без вести, больные и обмороженные Основание: МО РФ, фонд 15, опись 847818, дело 27, листы 34-35.

                Советские войска при освобождении германии потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 300 тысяч человек. Основание: Институт военной истории Министерства обороны СССР. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй мировой войне. Военно-исторический справочник. Военное издательство МО СССР, М. 1972. Страница 112.

                Потери советских войск при освобождении Германии: Безвозвратные потери – 101961 чел., в т.ч. убито, умерло от ран и болезни 92316 чел. Санитарные потери – 262861 чел., ранено, контужено, обморожено 241522 чел. Всего 364822 чел.

                Основание: Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооруженных Сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук профессора АВН генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева.М.2001. Страница 449.
                1. 0
                  1 февраля 2021 14:31
                  Спасибо, Сергей hi

                  Это:
                  Цитата: bubalik
                  Потери советских войск при освобождении Германии: Безвозвратные потери – 101961 чел., в т.ч. убито, умерло от ран и болезни 92316 чел. Санитарные потери – 262861 чел., ранено, контужено, обморожено 241522 чел. Всего 364822 чел.

                  Основание: Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооруженных Сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук профессора АВН генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева.М.2001. Страница 449.
                  представляется наиболее верным
            2. 0
              2 февраля 2021 12:17
              Интересно, откуда эти 500 жертв в Болгарии ?!?!? Да, вроде намного меньше, и то, уж точно не в бою. Вот Вам отрывок из http://macedonia.kroraina.com/rn/timofeev_2011.pdf:

              "Например, на территории Болга-
              рии Красная армия понесла серьёзные поте-
              ри после того, как 14 сентября на складах в
              городе Бургас были обнаружены склады, где
              стояли бочки со спиртом. Командир полка
              майор Приходько в присутствии заместителя
              командира полка по политической части Ры-
              сина вызвал старшего лейтенанта медслужбы
              Дьяченко и приказал ему провести экспресс-
              анализ пригодности спирта к употреблению,
              сказав: «Вы врач, выпейте и скажите, что
              это». Дьяченко отказался пить спирт и выехал
              для проверки качества спирта на склад. Склад
              был взят под охрану только утром 17 сентяб-
              ря, когда выяснилось, что спирт в бочках не
              подлежит внутреннему использованию. В ре-
              зультате за 16–19 сентября в составе гарнизо-
              на Бургаса от отравления метиловым спиртом
              пострадали около 190 человек, обратились за
              медицинской помощью 154 бойцов и коман-
              диров, 120 были госпитализированы, 6 ос-
              лепли и 42 умерли."
              1. 0
                2 февраля 2021 22:55
                Интересно, откуда эти 500 жертв в Болгарии ?!?!?

                Красная армия не имела боевые потери в Болгарии, посколько никакие боевые действия не велись при ее освобождение. Нет ни один документированны случай, на погибшие в сражением с фашистов советских солдат на тер. Болгарии.

                Как образованные цифры указанные в документа не совсем понятно. request


                В Болгарии есть 180 памятников в честь Красной рамии. Похоронено 1 089 бойцов, практически все небоевые потери.
                -Из них около 30% погибло на територии Югославии, но похоронено в Болгарии. Основная часть погибло в сражениях при Вршка чука.
                -Раненых в битве за Белград, тоже свозили в болгарских хоспиталей в виду близости до место сражениях. Часть сдесь умерли от ранах.
                -Около 30 погибло при авиокатастроф. Например близи югославской границе на 26 .09 разбился советский Douglas A-20 Havoc/Boston с 8 члена экипажа.
                -Есть информация о погибшие при ДТП. Во время перехода через горных перевалов грузовик с солдатами срывается в пропасти. Считается что погибли 7-8 солдат, но под памятника похоронено 14 .
                -Отравлении метиловом алгоколе было нещастны случай. На паметной табличке в Бургаса указанно 44 погибшие. Посколько табличка установленна много лет позже, вероятно в ней добавили и 2-их растрелянные военного суда советские офицера.
                -В число погибших включенно и несколько десятох погибшие при разминирование, при 1 пожар и при тренировочное учение от состав дислоцированные на тер. БГ сов. частей.
                Погибшие в период взаимного неутралитета /22.061941-05.09.1944 г./:
                -В общее число добавленые подводники 4-ре подорвашиеся на мины советские подлодки. Еще один самолет разбился в прибережных вод по неизвестные причины.
                1. +1
                  3 февраля 2021 14:42
                  посколько никакие боевые действия не велись при ее освобождение

                  ,,,при освобождении может и нет.
      2. +1
        1 февраля 2021 18:18
        Цитата: Ольгович
        Грубейшей ошибкой было образование вместо многонациональной российской Бессарабской губернии , где молдаване составляли менее 50% населения, мононационального государства МССР путем отрезания русскоязычного Юга Бессарабии Буджака (передали украине).

        Буковину когда отрезали от Бессарабской губернии?
        А что касается "грубейшей ошибки" так не только с Молдавией ошиблись. С Украиной похлеще обернулось.
        1. 0
          1 февраля 2021 20:02
          Цитата: Наводлом
          Буковину когда отрезали от Бессарабской губернии?

          При чем тут...Буковина?
          Цитата: Наводлом
          А что касается "грубейшей ошибки" так не только с Молдавией ошиблись. С Украиной похлеще обернулось.

          И там и там похлеще грубо ошиблись.
          1. -1
            1 февраля 2021 22:16
            Цитата: Ольгович
            При чем тут...Буковина?

            При том, что Бессарабию обкорнали и с севера и с юга в пользу Украины.
            Но даже и после этого Молдавия была исключительно многонациональна.
            Впервые слышу, что Буджак был русскоязычным.
            Точно также жили там и болгары, и гагаузы, и молдаване, и греки и многие другие.

            Цитата: Ольгович
            И там и там похлеще грубо ошиблись.

            Сейчас то уже очевидно, что ключевой ошибкой в европейской части была именно украинизация.
            1. 0
              2 февраля 2021 13:03
              Цитата: Наводлом
              При том, что Бессарабию обкорнали и с севера и с юга в пользу Украины.

              Буковина входила в состав А Венгрии , а не России (кроме Хотинского уезда)
              Цитата: Наводлом
              Но даже и после этого Молдавия была исключительно многонациональна

              НО!-Молдаване стали БОЛЬШИНСТВОМ (75%) в мсср
              Цитата: Наводлом
              Впервые слышу, что Буджак был русскоязычным.
              Точно также жили там и болгары, и гагаузы, и молдаване, и греки и многие другие.

              А также немцы, сербы, швейцарцы, франки, арнауты, русские и пр.

              И ВСЕ они там появились с присоединением края к России, это типичнейшая Новороссия- с Малоярославцем, Бородино, Шевардино и пр.

              И абсолютно ВСЕ они говорят , в первую очередь, на РУССКОМ языке (многие своего и не знают) -так повелсь уже более как 200 лет.
              Цитата: Наводлом
              Сейчас то уже очевидно, что ключевой ошибкой в европейской части была именно украинизация.

              Коренизация ВСЕХ республик европейской части России-была ошибкой -и белорусси в т.ч. и пр.
              1. -1
                2 февраля 2021 13:28
                Цитата: Ольгович
                Буковина входила в состав А Венгрии , а не России (кроме Хотинского уезда)

                Я как раз таки про молдавскую Буковину. Вы против ничего не имеете?
                Тем более, что она исторически относилась таки к большой Молдове.
                И только потом к Австро-Венгрии и российской Бессарабии.
                Цитата: Ольгович
                НО!-Молдаване стали БОЛЬШИНСТВОМ (75%) в мсср

                Также как и украинцы в Украине.
                Цитата: Ольгович
                А также немцы, сербы, швейцарцы, франки, арнауты, русские и пр.
                И ВСЕ они там появились с присоединением края к России, это типичнейшая Новороссия

                Не считая разве того, что Новороссией не являлось.
                Это не типичнейшая Новороссия, а типичный для РИ вариант колонизации.
                Цитата: Ольгович
                Коренизация ВСЕХ республик европейской части России-была ошибкой -и белорусси в т.ч. и пр.

                Именно. Это СИСТЕМНАЯ ошибка советской власти. А не единичный случай применительно к Молдавии.
                1. +1
                  2 февраля 2021 14:06
                  Цитата: Наводлом
                  Я как раз таки про молдавскую Буковину. Вы против ничего не имеете?
                  Тем более, что она исторически относилась таки к большой Молдове.
                  И только потом к Австро-Венгрии и российской Бессарабии.

                  Молдова -НЕсамостоятельное государство, а Хотин-до А венгрии и России вообще чисто ТУРЕЦКАЯ территрия в прямом управлении султана-Хотинская райя
                  Цитата: Наводлом
                  акже как и украинцы в Украине.

                  мы о молдавии-и зачем это было делать?
                  Цитата: Наводлом
                  Не считая разве того, что Новороссией не являлось.
                  Это не типичнейшая Новороссия, а типичный для РИ вариант колонизации.

                  lol laughing
                  Узнайте, ЧТО такое Новороссийский край России :
                  «Новороссия, состоящая из губерний Бессарабской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской, области Войска Донского и Ставропольской губернии, занимает южную окраину Европейской России, примыкающую к Чёрному морю и к Манычу». (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей /Под редакцией В. П. Семенова и под общим руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского. — Т. XIV. Новороссия и Крым
                  Цитата: Наводлом
                  Именно. Это СИСТЕМНАЯ ошибка советской власти. А не единичный случай применительно к Молдавии.

                  а кто спорит?
                  1. -1
                    2 февраля 2021 14:29
                    Цитата: Ольгович
                    Молдова -НЕсамостоятельное государство,

                    На момент присоединения к России? Да.
                    Но были и более благополучные в этом смысле времена.
                    Что это меняет? Таким чином можно оспорить и принадлежность сербских, болгарских и многих других земель. Которые побывали под османами.
                    Цитата: Ольгович
                    а Хотин-до А венгрии и России вообще чисто ТУРЕЦКАЯ территрия в прямом управлении султана-Хотинская райя

                    Опять же не понимаю, для чего вы это пишете. Чтобы я узнал,что турки строили на захваченных территориях крепости? Так я это знаю.
                    Как и то, что молдавская Четатя Албэ стала турецким Аккерманом, а затем советским Белгород-Днестровским.
                    Это отменяет тот факт, что в состав Молдовы входила Буковина, а в состав Бессарабии - часть той самой Буковины?
                    Цитата: Ольгович
                    мы о молдавии-и зачем это было делать?

                    Пища для размышлений, может статься. А может и нет.
                    Потому как очевидно, что этнических украинцев было намного меньше. Но бумага стерпела. Проведите аналогию с МССР.
                    Цитата: Ольгович
                    Узнайте, ЧТО такое Новороссийский край России

                    Новороссийская губерния существовала до 1802 года, то-есть до присоединения Бессарабии. Это о чём вам говорит?
                    Цитата: Ольгович
                    а кто спорит?

                    Похоже, что вы и спорите. Я всего то написал, что эта "грубейшая ошибка", о которой вы упомянули ранее применительно к Бессарабии, была свойственна советской национальной политике вообще. И нанесла куда более серьёзный ущерб государственности в украинском исполнении.
                    1. 0
                      2 февраля 2021 14:58
                      Цитата: Наводлом
                      Опять же не понимаю, для чего вы это пишете. Чтобы я узнал,что турки строили на захваченных территориях крепости? Так я это знаю.

                      Нет, чтобы АВы узнали, что РАЙЯ-это ТУРЕЦКАЯ территория в управлении султана, а не Молдовы
                      Цитата: Наводлом
                      Потому как очевидно, что этнических украинцев было намного меньше. Но бумага стерпела. Проведите аналогию с МССР.

                      никакой аналогии: украинцами быть заставили, молдованамине заставляли
                      Цитата: Наводлом
                      Новороссийская губерния существовала до 1802 года, то-есть до присоединения Бессарабии. Это о чём вам говорит?

                      безусловно_потом она ВЫРОСЛА на Бессарабию -с 1812 г-см. орпеделение выше
                      Цитата: Наводлом
                      Похоже, что вы и спорите. Я всего то написал, что эта "грубейшая ошибка", о которой вы упомянули ранее применительно к Бессарабии, была свойственна советской национальной политике вообще. И нанесла куда более серьёзный ущерб государственности в украинском исполнении.

                      КТО спорит, еще раз справшиваю, гле?
                      1. -2
                        2 февраля 2021 15:14
                        Цитата: Ольгович
                        Нет, чтобы АВы узнали, что РАЙЯ-это ТУРЕЦКАЯ территория в управлении султана, а не Молдовы

                        Вы так и не удосужились почитать написанные мною буквы?
                        Очень жаль. Иначе вы бы поняли, что для меня это не секрет.
                        Как и то, что турецкие найти образовывались на всех захваченных Портой балканских землях. Разве это отменяет факт исторической принадлежности земель?
                        Цитата: Ольгович
                        никакой аналогии: украинцами быть заставили, молдованамине заставляли

                        А я вас и не неволю. Думайте, как хотите. Да только у меня нет оснований доверять вашим словам без фактических тому подтверждений.
                        Цитата: Ольгович
                        безусловно_потом она ВЫРОСЛА на Бессарабию -с 1812 г-см. орпеделение выше

                        А я ведь предложил вам задуматься.
                        Ведь одно дело - официальное административное территориальное образование.
                        Которое к тому же было много ранее.
                        И тогда становится понятно, почему весь регион, который значительно расширился, стали для удобства называть (не официально!) Новороссией. Точно также можно было назвать любую иную присоединившаяся к России территорию Новороссией. По смыслу. Но не по историко-географическому признаку.
                        Был весьма в своё время удивлён, когда увидел, что в российских документах того времени называли коренное население Бессарабии то валахами, то румынами, то молдаванами.
                        Резюмирую, распространение этнонима Новороссия на Бессарабию - это простительное упрощение, имеющее мало общего с исторической подоплёкой. В данном случае наименование приобретает более широкий смысл. И продли Россия свои границы до Дуная, то Новороссией стали бы неофициально звать и запрутскую территорию.
      3. +1
        1 февраля 2021 21:09
        Гораздо более выгодно, если бы Ельцин не пил, или пил меньше.
      4. 0
        12 февраля 2021 13:46
        Вряд ли. Украину со всех сторон расширили, что-то выгод это не принесло
    3. 0
      1 февраля 2021 09:06
      За то что.. "Русские на Прут-румыны на Серет..." Это уже из 1944года... wink hi
  3. +4
    1 февраля 2021 06:57
    Немцы, союзниками которых были румыны во время войны, говорили, что у румынских танков 5 передач: одна вперед и четыре назад.
    1. +4
      1 февраля 2021 08:10
      Цитата: к174ун7
      Немцы, союзниками которых были румыны во время войны, говорили, что у румынских танков 5

      Про итальянцев так шутили.
  4. +2
    1 февраля 2021 07:36
    138,4 тонн военного хлеба (paine de razboi – трудно сказать, что это такое)
    Сухари?
    1. +3
      1 февраля 2021 07:50
      Цитата: тасха
      138,4 тонн военного хлеба (paine de razboi – трудно сказать, что это такое)
      Сухари?

      Они самые
  5. +2
    1 февраля 2021 09:49
    При изучении таблицы в мозгу всплывает термин "отжали"...
    P.S. Особенно раздел авто/мото.
  6. +5
    1 февраля 2021 10:47
    По второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года Румыния уступила Венгрии Северную Трансильванию, а 7 сентября 1940 года уступила Болгарии Южную Добруджу. Эти территории были возвращены Румынии после окончания Второй мировой войны.

    Южная Добруджа не была возвращена Румынии после войны.
  7. +3
    1 февраля 2021 11:12
    Во-первых, возврат Бессарабии произошёл с согласия Германии.
    ..Это то же не так, в какой-то мере. Советская Россия, а затем СССР, никогда не признавал оккупацию Бессарабии Румынией и по сути Германия, признала оккупацию Бессарабии не законной, на основе ранее достигнутых договоренностей. СССР оставалось произвести деоккупацию Бессарабиии. СССР не спрашивал разрешения у Германии на возврат своих земель.
  8. +4
    1 февраля 2021 12:01
    Возникает интересный вопрос – что это были за склады?
    На этот вопрос ответ известен уже 80 лет.
    26 июня 1940 г. посланнику Румынии в СССР Георге Давидеску была вручена нота с требованием мирного разрешения бессарабского вопроса. Это сделал лично В. М. Молотов.
    Ответ должен был быть дан в течение 27 июня 1940 года.
    27 июня был созван Коронный совет. Несмотря на то, что Кароль II выступал за сопротивление вплоть до войны, 16 участников Совета выступили за уступки, и только 11 за войну. На восточной границе Румынии была развернута группировка в составе двух армий — 20 пехотных, три кавалерийские дивизии и две горнопехотные бригады. Они включали в себя около 450 тыс. чел., до 60% всей румынской армии. Против них советским командованием был развернут Южный фронт в составе трех армий — 638 тыс. чел., 8415 орудий и минометов, 2461 танк, 359 бронемашин, 2160 самолетов.
    В 23:00 27 июня Давидеску встретился с Молотовым и зачитал ему ответ своего правительства — он был уклончивым. С одной стороны, Бухарест заявлял о готовности принять все требования Москвы, с другой, предлагал назначить делегатов для переговоров. Молотов потребовал ясного ответа, так как уже 28 июня советские войска начнут подготовку к занятию указанной в ноте от 26 июня территории, которую они займут в течение 3−4 дней. Согласие на переговоры не было признано положительным ответом. Глубокой ночью Давидеску сообщил в Бухарест: румынскому правительству была предоставлена отсрочка до 12:00 28 июня. Об этом же был немедленно поставлен в известность и советский полпред. 28 июня в Москву была отправлена нота — Бухарест принял требования СССР. Румынский посланник вручил её Молотову в 11:00. В 14:00 части РККА начали переходить границу.
    Румынские войска по большей части разбегались, бросая оружие. Попытки оказать сопротивление были немногочисленными и недолгими.
    1. -1
      1 февраля 2021 12:14
      Политрук, как всегда, лучше всех знает.
      1. +1
        1 февраля 2021 12:23
        Для этого не надо быть политруком, достаточно открыть молдавский школьный учебник истории на стр. 219.
        1. -3
          1 февраля 2021 12:31
          У Вас познания в истории на уровне молдавского школьного учебника?
          1. +4
            1 февраля 2021 12:40
            Дмитрий, Вас терзает обида, что Вашему "историческому открытию" 80 лет? Это нормальное явление для человека, впервые попавшего в архивы. Сразу масса новой информации и желание поделиться ею с окружающими.
            Однако надо всегда помнить, что в подавляющем большинстве случаев Вы не первый в этом архиве и описываемые Вами факты и события до Вас уже кто то мог описать.
            1. +3
              1 февраля 2021 13:18
              Описать можно по-разному. Например, описать, создавая патриотический миф: мол, румыны бежали и бросали оружие. И ссылку на архив поставить, в который масса читателей, конечно, не пойдет. А документы говорят другое, что не было бегства, речь шла о складах.
              Да и если подумать, то нельзя говорить о бегстве, если выход войск был по решению правительства и приказу. Но ведь политрук требует не думать, а верить. laughing
              Склады, которые не появляются по щелчку пальцев, являются отражением румынских планов, более ранних, чем описываемые события. Чтобы это понять, надо думать, а политрук не велит.
              1. +6
                1 февраля 2021 13:51
                Вы решили воевать с "политруками"? По нынешнему времени - это донкихотство, хотя и достойное уважения.
                Если говорить о бегстве, то было по разному. У меня дед участвовал в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Какие то подразделения бежали, какие то, как румынские кавалеристы, отходили со стрельбой.
                Что касается складов, то в их наличии нет ничего удивительного. Судя по румынским источникам, там еще оставались склады даже русской 6-й армии с ПМВ, которые румыны считали уже своими.
                И потом Бессарабия и Северная Буковина больше двадцати лет были в составе Румынии, гранича с территорией вероятного противника. Что же удивительного в организации там складов и дислокации войск?
                1. 0
                  1 февраля 2021 15:09
                  С политруками всегда нужно воевать. Иначе будет не научная история войны, а собрание патриотических агиток. Оглупляющее собрание.
                  Я не верю таким "рассказам деда". Это ничем не подтверждено, и легко может быть выдумано. Да и даже в собственноручно написанных мемуарах бывает самый безудержный вымысел. Документы, пожалуйста.
                  Если вам пришел приказ через двое суток пересечь границу, которая от вас в 60-70 км, то Вы как будете, идти в развалочку?
                  Склады являются выражением планов румынского командования, которые нам, получается, остаются неизвестными. Да и в этой истории много неясного. Почему были колебания? Почему сначала готовились воевать и даже стянули войска? Почему переменили решение и какие были для этого основания?
                  Вот она - епишевщина. Даже небольшой эпизод не могут описать полно и точно, а только сочиняют.
                  1. +2
                    1 февраля 2021 15:13
                    Вот она - епишевщина.
                    Если вместо "епишевщины" будет "верхотуровщина", вряд ли это приведет к созданию реальной истории. Очередные метания на историческом фронте, в которых главное - борьба и желание ниспровергнуть.
                    Даже после первого захода в архив.
  9. +5
    1 февраля 2021 15:56
    Когда был написан "Ледокол" еще не были опубликованы протоколы
    Берлинских переговоров Молотова- Риббентропа конца 1940 года.
    Резун просто не знал причины, но почти угадал ее. Не Бессарабия, а Болгария.
    Причиной срыва переговоров и срыва советско-германского
    "договора о дружбе и границе" стало требование Молотова о передачи
    Болгарии под контроль СССР. Это означало выход Красной Армии к турецким
    проливам и полу-окружение румынских нефтяных месторождений и заводов.
    Гитлер наотрез отказался. А Молотов вел себя неосторожно, шутил, дерзил...
    Фюрер юмора не понимал... взбесился и пошел в Генштаб приказать перевести
    план Барбаросса из статуса стратегического в оперативный.
  10. +1
    2 февраля 2021 11:38
    По второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года Румыния уступила Венгрии Северную Трансильванию, а 7 сентября 1940 года уступила Болгарии Южную Добруджу. Эти территории были возвращены Румынии после окончания Второй мировой войны.

    ... Южная Добруджа осталась в Болгарии - легко проверить. ... По всей видимости и остальные исторические факты в статьи такого "качество".
  11. 0
    2 февраля 2021 14:05
    По второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года Румыния уступила Венгрии Северную Трансильванию, а 7 сентября 1940 года уступила Болгарии Южную Добруджу. Эти территории были возвращены Румынии после окончания Второй мировой войны.


    Румыния возвращает Южную Добруджу Болгарии по Крайовскому договору, а не по Венскому арбитражу.
    По итогам ВМВ Ю. Добруджа остается в Болгарии.

    https://en.wikipedia.org/wiki/Treaty_of_Craiova
  12. 0
    4 февраля 2021 09:25
    в нашем училище , на построении учебной роты, всегда находилось с полдюжины "чушкано"
  13. Lew
    0
    19 февраля 2021 08:55
    Обратите внимание, что даже при Бессарабской губернии, нынешнее Приднестровье в нее не входило!!!
    Да и про румынию надо знать, что первый выстрел в их сторону и они опять измажут свои кальсоны в цвет детской неожиданности. Поэтому уже сейчас надо румын жестко предупредить, что бы желание размещать амеров на своей территории у них отпало. Сделать это можно просто, увидел румына, бей по морде.
  14. 0
    1 апреля 2021 10:03
    Как только увидел акцент на "Виктор Сувовров врёт" -всё дальше этого говнюка не читаю.
    Виктор Суворов мог ошибаться и ошибался, имея в качестве источников только открытую советскую печать, а ВРАЛИ нагло и бесцеремонно, в течение 70 лет,. советские "историки", верным и последовательным учеником которых, как мне видится, Вы и являетесь.