Военное обозрение

«Новая нефть XXI века». Литий – стратегический ресурс будущего

126

Добыча лития в Боливии. Источник: nat-geo.ru


Стратегический литий


Увеличение потребления военной промышленностью лития неизбежно по многим причинам.

Во-первых, в настоящее время только литий-ионные аккумуляторы позволяют хранить много электроэнергии в относительно небольших объемах.

Во-вторых, военные постоянно наращивают количество гаджетов, нуждающихся в энергии, которую в полевых условиях зачастую могут обеспечить только перезаряжаемые батареи. Грядущие в войсках экзоскелеты, вообще, стали возможны только из-за миниатюризации систем энергоснабжения.

В-третьих, тяжелая техника постепенно переходит на гибридные приводы, требующие где-то хранить энергию от генераторов и рекуперативного торможения. Гибриды приходят в армию не по причине модной нынче декарбонизации – отказа от сжигания углеводородного топлива, а из-за высокой скрытности подобных решений.

На поле боя гибридный танк или БМП могут заглушить мотор-генератор и двигаться исключительно на запасенной в аккумуляторах электроэнергии. То есть бронемашины не дымят, не шумят и не столь явно святятся в инфракрасном диапазоне. Ну и, конечно, гибридная бронетехника позволяет сэкономить топливо и ресурс мотора.


Источник: army.mil

Подобные разработки уже в предсерийном виде существуют за рубежом.

К примеру, в США работают над гибридной БМП Bredley-HED, оснащенной электротрансмиссией Modular EX-Drive и блоками литийионных батарей. В России несколько лет назад прошли испытания гибридного БТР «Крымск» и сейчас ведутся работы над специальным колесным шасси «Платформа-О» с электрической трансмиссией. Несмотря на высокую пожароопасность лития, этот металл в обозримом будущем займет важнейшее место в военно-технической отрасли. А это значит, что литиевые месторождения станут стратегическими объектами.

Литий из солей


В природе литий по причине своей высокой активности в свободной форме не встречается – только в составе растворенных солей и твердых минералов.

Главными источниками лития выступают соляные озера в засушливых странах, относящиеся к гидротермальному литиевому сырью. В этой связи больше всего повезло Чили, на территории которого расположено крупное литиевое месторождение – солончак Салар-де-Атакама. Площадь поверхности этого высохшего озера достигает 3 000 кв. км. А примерные запасы металлического лития, скрытого в соляной корке, оцениваются почти в 7 млн тонн.

Действительно, не зря Чили называют «литиевой Саудовской Аравией». Последние десятилетия эта южноамериканская страна обеспечивала до 43 % мирового потребления самого легкого металла.

Не только гигантский солончак, но и жгучее солнце на пару с пустынным засушливым климатом стали важным звеном чилийского литиевого чуда. Осадков в этой местности выпадает меньше всего, чем где бы то ни было в мире – всего 10 мм/год. Это вызывает интенсивное испарение влаги (до 3 000 мм/год). Отчего в озере остается только чрезвычайно концентрированный раствор солей – рапа.

Вся поверхность солончака покрыта «каличем», пористой породой из гипса и галита, пропитанной рапой. Глубина залегания такого «калича» может достигать нескольких десятков метров.

Основными соединениями в рассоле является хлорид и сульфат лития. А общая доля металла в одном литре такого коктейля может достигать 7 граммов на литр. По этому параметру чилийскому солончаку (Салар-де-Атакама) в мире просто нет равных.

Помимо солей лития в рапе растворены соединения натрия, калия, брома и кальция. Практически всегда с литием в рассолах соседствуют соединения магния. Если соотношение магния к литию больше 11/1, то добыча может быть экономически нецелесообразной.


Литиевое месторождение в Боливии. Источник: dw.com

Теперь немного о литиевой программе Соединенных Штатов.

Добыча металла организована на рассоле в штате Невада. Благо климат для этого американцам благоволит. Геологическая служба США не публикует открытые данные об объемах добычи. Но косвенные источники говорят, что большую часть литиевого сырья (до 84 %) страна импортирует из Латинской Америки. Более 35 % объемов внутреннего производства и импорта лития идет на производство аккумуляторов. И с каждым годом эта доля только увеличивается.

Россия в литиевой истории явно не среди лидеров. Климат не слишком позволяет выпаривать на солнце минералы из соленых озер. Да и внутреннее потребление не особенно развито. А продавать на внешние рынки литий невыгодно – латиноамериканские добывающие гиганты просят за стратегический металл гораздо меньше. Тем не менее, в России литиевые запасы оцениваются в 900 тыс. тонн, большая часть из которых сосредоточена в подземных водах.

«Литиевый треугольник»


Еще более масштабным месторождением «растворенного в воде» лития является высокогорный солончак Салар-де-Уюни в Боливии, сохранивший в себе, по разным оценкам, до 100 млн тонн металла.

Несмотря на такие внушительные запасы, добывать литий из солончака Салар-де-Уюни дорого, так как соотношение Mg к Li достигает 18,6. Для сравнения: в солончаке Салар-де-Атакама этот же показатель близок к 6,4.

Вместе с Аргентиной, Боливия и Чили составляют так называемый «литиевый треугольник» Латинской Америки, контролирующий до 70 % мирового рынка самого легкого металла.

Нередко на месторождениях можно увидеть такую картину: мощные насосы выкачивают на поверхность солончаков из глубины земли рассол, который через год-полтора на солнце превращается в соляную рапу. Ландшафт завораживает – далеко за горизонт уходят геометрически правильные искусственные водоемы, каждый из которых размером в несколько футбольных полей. Для наполнения таких резервуаров требуется немало энергии.

К примеру, на солончаке Салар-де-Атакама добывающие компании поднимают на поверхность таким образом до 2 000 литров глубинного рассола в минуту. Это серьезно ускоряет процесс добычи литиевых солей, но негативно сказывается на экологическом состоянии окружающей местности. По причине постоянной выкачки грунтовых вод и интенсивного испарения, запасы пресной воды на местности вокруг уменьшаются. Как следствие, жители жалуются на нехватку пресной воды и массовую гибель рыбы в осушённых водоёмах.

Места добычи лития в Латинской Америке даже получили своеобразное название – «белая смерть». Постоянно растущая потребность мировой промышленности в литии и сопутствующий добыче экологический ущерб заставляют задуматься о реальности «зеленого» статуса гражданских литийионных аккумуляторов.

Литий из камня


Добывать соли лития из концентрированной рапы, когда часть работы выполняет солнце и сухой климат, сравнительно несложно. Но что делать, если природа обделила местность литиевыми солончаками?

Можно поискать в нетрадиционных источниках. Например, в попутных нефтяных водах или геотермальных рассолах. Но концентрация соединений лития в них невелика – в нефтяных водах доля хлорида лития LiCl не более 1 г/л.

Поэтому гораздо выгоднее искать металл в составе горных пород.

В настоящее время в твердых полезных ископаемых скрыто до 23 % мировых запасов лития. Конечно, добывать ценный металл из такого сырья и сложно, и дорого. Но высокий спрос на аккумуляторы перекрывает все затраты. Ключевыми минералами, имеющими промышленное значение, являются различные граниты: сподумен, лепидолит, амблигонит и петалит.

Основные разведанные запасы литиевых минералов находятся в США, Китае, Австралии и Канаде. Недавно открыли месторождения сподумена в Португалии, в котором доля оксида лития может достигать 5 %.

Относительно небольшие залежи литиевых минералов обнаружены в России, Финляндии, Португалии и в некоторых африканских странах.

США и Китай в этой связи уникальны – это единственные страны с гранитовыми месторождениями и солончаковыми литиевыми озерами.

Не стоит забывать и про вторичную переработку вышедших из строя литийионных аккумуляторов. Одними из первых сложную процедуру утилизации применили на заводе американской компании Rockwood Lithium в 1992 году в Канаде. Сейчас компания – мировой лидер в переработке литийионных батарей. И потенциал развития позволит в будущем подвергать вторичной переработке большую часть аккумуляторов.

Однако сейчас мировые запасы лития настолько велики и широкодоступны, что гораздо проще изымать металл из природы, чем тратить деньги на трудоемкое извлечение из старых батарей. По подсчетам аналитиков, если к 2030 году спрос на литий достигнет планируемых 28 000 тонн в год, то разработка эффективной методики вторичного использования аккумуляторных батарей выйдет на первый план.

Из сырья в полуфабрикат


Перед тем, как литий станет частью аккумуляторной батареи, он должен пройти процедуру извлечения и обогащения.

В первую очередь хлорид лития из озерной рапы необходимо каким-то образом осадить в нерастворимом виде. Для этого отлично подходит гидрокарбонат аммония, позволяющий в виде карбоната выделить до 99,8 % лития из рассола.

А если концентрация соединений лития слишком невелика, и химическими методами осаждать соли невыгодно?

Для этого технологи разработали приемы выборочного поглощения твердыми веществами растворенных в воде соединений – селективную сорбцию. Специальные ионообменные смолы «научили» сорбировать только ионы Li+, оставляя в растворе ионы Na+ и других активных металлов.

После первичной обработки литиевого сырья из плохо растворимого карбоната лития вновь получают хлорид. Следующий шаг – электролитическое выделение чистого металла. Электролиз проводят в расплаве соли, предварительно добавляя хлориды калия и бария для снижения температуры плавления электролизной смеси. Окончательную очистку лития проводят дистилляцией в условиях вакуума, чтобы исключить контакт активного металла с компонентами воздуха, и при температуре около 550 ºС.


Карбонат лития – основная форма для экспорта-импорта самого легкого в мире металла. Источник: dw.com

Твердые гранитные литийсодержащие минералы обогащать и перерабатывать гораздо сложнее. После механического измельчения породы происходит флотационное обогащение породы – это самый распространённый способ первичной переработки твердых минералов лития. Для этого специальными маслами смачивают частички горной породы, которые выделяются во флотационных ваннах в составе пены. Минералы сподумена обогащают под действием высоких температур. В ходе такого спекания частички минерала растрескиваются и рассыпаются в порошок, который отделяют от минералов пустой породы грохочением или воздушной сепарацией.

Далее литиевый концентрат передается в руки химиков-технологов. Переработку осуществляют с помощью известкового, сульфатного или сернокислотного методов. Для этого применяют карбонат кальция, сульфат калия и серную кислоту. На выходе получают сульфаты и карбонаты лития, которые перерабатывают, превращая соединения в хлорид лития.

К потребителям литий приходит в составе различных соединений. Больше всего (до 40 % мировых продаж) приходится на карбонат лития, второе место занимает жидкий литиевый концентрат (22 %), гидроксид лития (16 %) и хлорид лития (4 %). На чистый металлический литий приходится 4 % мировых продаж, остальные 12 % занимают многокомпонентные соединения лития.

Не только аккумуляторы


Литий в XXI веке – это не только сырье для получения современных аккумуляторных батарей. Несмотря на то, что до 70 % мирового производства самого легкого металла уходит на нужды электроэнергетики, литий нашел широкое применение в других отраслях.

При добавлении соединений лития в стекло, изделия из него становятся химически стойкими, пропускают ультрафиолет и инфракрасное излучение – немаловажное свойство в военном деле. Если в рецепт изготовления керамики включить соли лития, то получится высоковольтный и высокотемпературный фарфор.

Литиевые соли жирных кислот нашли применение в смазочных материалах для загущения нефтяных масел. К примеру, стеарат лития используется в составе всем известного литола.

Без соединений лития человек вряд ли бы смог освоить морские глубины и космическое пространство. Все дело в пероксиде лития, который используется в системах очистки воздуха от углекислого газа на подводных лодках и пилотируемых космических кораблях. Реакция проходит с выделением кислорода и поглощением углекислого газа.

В ядерной энергетике литий применяют в качестве теплоносителей для охлаждения реакторов, а гидрид лития LiH очень перспективен как вещество-аккумулятор водорода.

Литий в ключевой роли компонента тяговых аккумуляторов электромобилей уже зарекомендовал себя как «новый бензин» XXI века. Но ученые всерьез рассматривают литий в роли ракетного топлива. Оказывается, при сжигании гидрида лития, борида лития LiB и чистого металла выделяется до 4 000 ккал энергии, при этом обычный керосин выдает всего 2 300 ккал. Перхлораты и нитраты лития за счет высокой доли кислорода (до 69,5 %) могут быть отличными окислителями ракетного топлива. Для сравнения, классический окислитель перхлорат аммония содержит лишь 54,4 % кислорода.

Перспективы лития в электроэнергетике достаточно непредсказуемы. С одной стороны, запасов растворенных в рассолах соединений лития человечеству хватит не более чем на 50 лет (в твердых породах – на 25 лет), а с другой – ценные минералы неограниченно растворены в малых концентрациях почти во всех подземных водах.

Только вот добывать литий из такой воды на данный момент совсем невыгодно.
Автор:
126 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Pavel73
    Pavel73 2 февраля 2021 05:09
    +6
    Надо работать над натрием, как заменителем лития. Плотность энергии аккумуляторов будет примерно такая же, но цена значительно ниже.
    1. malo
      malo 2 февраля 2021 07:14
      +15
      Натрий тяжелее. Да и по поводу плотности заряда, наука не стоит на месте hi
      1. astepanov
        astepanov 2 февраля 2021 10:12
        +8
        В России несколько лет назад прошли испытания гибридного БТР «Крымск» и сейчас ведутся работы над специальным колесным шасси «Платформа-О» с электрической трансмиссией.
        Вот только в "Крымске" литием и не пахло. Там стоял накопитель на электрохимических конденсаторах. И несмотря на то, что все ТТХ были обеспечены, тема не получила развития.
        Цитата: malo
        Натрий тяжелее. Да и по поводу плотности заряда, наука не стоит на месте

        Доля лития в общей массе аккумулятора совершенно ничтожна. Теоретически с 1 г лития можно получить 3,83 А-час емкости. Основной вклад в массу вносят катодные материалы, электролит, коллекторы и корпус. Так что замена на натрий не сильно скажется на энергоемкости. Проблема в том, как выполнить эту замену. И по поводу того, что "наука не стоит на месте": есть теоретический предел, и он почти исчерпан. Если бы речь шла только об энергоемкости, но в аккумуляторе приходится искать компромиссы между энергоемкостью, мощностью, ресурсом, безопасностью и ценой, и энергоемкость в результате проигрывает.
    2. Undecim
      Undecim 2 февраля 2021 08:08
      +10
      Надо работать над натрием, как заменителем лития.
      Натрий-ионные аккумуляторы разработаны тридцать лет назад и успешно производятся.
      1. nsm1
        nsm1 2 февраля 2021 09:40
        -1
        Удельная ёмкость?
  2. Mavrikiy
    Mavrikiy 2 февраля 2021 05:18
    +8
    Ну и, конечно, гибридная бронетехника позволяет сэкономить топливо и ресурс мотора.
    fool Гром победы раздавайся? fool Откуда в аккумуляторах взялась энергия? Из розетки?requestПоложительные моменты есть, но господа, имейте меру...
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 2 февраля 2021 05:35
      +9
      Цитата: Mavrikiy
      Откуда в аккумуляторах взялась энергия?

      Вот это вопрос ! И не такие уж электромобили экологически чистые и дешевые: добыча лития, выработка электроэнергии, утилизация батарей. Тут подумать надо....
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 2 февраля 2021 06:03
        +2
        Можно и не думать. Для удобства потребителя, для рынка - отказать. Для "высоких целей" ПЛ, Самолеты, ракеты и т.д. - разрешить.
        1. user1212
          user1212 2 февраля 2021 06:21
          +3
          Цитата: Mavrikiy
          Для удобства потребителя, для рынка - отказать. Для "высоких целей" ПЛ, Самолеты, ракеты и т.д. - разрешить.

          Ныне важна не только армия, но и экономика, а без связи нет современной экономики. Так что на данный момент условный амазон важнее десятка АПЛ, а алиэкспресс по уровню влияния успешно заменяет ВЕСЬ флот США. Хотя и преувеличил, но не сильно
        2. RealPilot
          RealPilot 2 февраля 2021 06:34
          +1
          А представляете, через некоторое время появится отдельный такой бизнес: "куплю старые литиевые аккумуляторы".
          Как в 90 повально цветмет сдавали, так и аккумы понесут.

          А мы в России столько техники и электроники закупаем, что аккумуляторов у нас будет к тому моменту много.
          Даже не потребуется природу губить..
          1. Гражданский
            Гражданский 2 февраля 2021 07:57
            +1
            Читал, что наши ученые в году 2015 сделали установку по добычи лития из шлама полиметаллических пород... дальше судьба проекта неизвестна
          2. nsm1
            nsm1 2 февраля 2021 07:58
            0
            Свинцовые принимают много-много лет подряд...
          3. evgen1221
            evgen1221 2 февраля 2021 20:16
            +1
            Ну только если перестанем населением по 500000 в 5лет убывать
      2. Пиджак в запасе
        Пиджак в запасе 2 февраля 2021 06:11
        +9
        Цитата: Uncle Lee
        не такие уж электромобили экологически чистые и дешевые: добыча лития, выработка электроэнергии, утилизация батарей. Тут подумать надо....

        Какое дело золотому миллиарднику где и как добывался литий и как он будет утилизироваться. Главное, что лично в его городе/стране станет меньше дыма и пыли.
      3. rocket757
        rocket757 2 февраля 2021 06:19
        0
        Цитата: Uncle Lee
        Тут подумать надо....

        Вы ШУТИТЕ!!!
        Какой тут думать, надо БРАТЬ!
        Впрочем, кроме мейнстрима, есть ведь и рациональность, ответственность в принятии решений, только на неё остаётся надеяться.
      4. профессор
        профессор 2 февраля 2021 07:46
        +7
        Цитата: Uncle Lee
        Цитата: Mavrikiy
        Откуда в аккумуляторах взялась энергия?

        Вот это вопрос ! И не такие уж электромобили экологически чистые и дешевые: добыча лития, выработка электроэнергии, утилизация батарей. Тут подумать надо....

        Пару лет назад читал исследование. Там выяснили, что учитывая весь жизненный цикл Хаммер оказался экологичнее, чем Тойота Приус. fellow

        ПС
        Мое мнение, что электромобилям нет альтернативы.
        1. chenia
          chenia 2 февраля 2021 10:09
          0
          Цитата: профессор
          Мое мнение, что электромобилям нет альтернативы.


          Ну да! С КПД двигателя Отто (25 %)
        2. мордвин 3
          мордвин 3 2 февраля 2021 10:21
          +4
          Цитата: профессор
          Мое мнение, что электромобилям нет альтернативы.

          У вас может и нет, а в России проводов не напасешься, что бы повсюду электрозаправки понатыкать.
          1. nsm1
            nsm1 2 февраля 2021 11:00
            -3
            Провода сущая мелочь, не стоит упоминать даже.
            1. мордвин 3
              мордвин 3 2 февраля 2021 11:13
              +2
              Цитата: nsm1
              Провода сущая мелочь, не стоит упоминать даже.

              Конечно. Еще и сторожей к ним надо. И халявщиков хватает, кинул две удочки с крюками-проводами на линию, и заправляйся сколько влезет.
              1. nsm1
                nsm1 2 февраля 2021 11:17
                0
                Кстати да...
                Читал про пробег на "тесле" - от трансформаторных будок, щитков и т.п. заряжались...
                И нормально доехали.
              2. vadimtt
                vadimtt 2 февраля 2021 13:34
                0
                Лучше сторожа, чем живые 6 кВ, еще не придумали! laughing
                1. nsm1
                  nsm1 2 февраля 2021 15:36
                  -1
                  Ой, высокую сторону даже не электрик отличит.
                  Там и подключатся некуда.
              3. БАРХАН
                БАРХАН 2 февраля 2021 18:57
                0
                Цитата: мордвин 3
                Цитата: nsm1
                Провода сущая мелочь, не стоит упоминать даже.

                Конечно. Еще и сторожей к ним надо. И халявщиков хватает, кинул две удочки с крюками-проводами на линию, и заправляйся сколько влезет.

                20 лет тюремного срока за уничтожение государственных коммуникаций...и всех делов.Будут ли желающие?
                Вспоминается Чингисхан с его законами...за всё смерть.И порядок был идеальный.Это конечно крайние но весьма эфективные меры.
          2. профессор
            профессор 2 февраля 2021 11:47
            +1
            Цитата: мордвин 3
            Цитата: профессор
            Мое мнение, что электромобилям нет альтернативы.

            У вас может и нет, а в России проводов не напасешься, что бы повсюду электрозаправки понатыкать.

            Еще дедушка Ульянов осуществил всеобщую электрофикацию. Или нет? wink

            Цитата: мордвин 3
            Цитата: nsm1
            Провода сущая мелочь, не стоит упоминать даже.

            Конечно. Еще и сторожей к ним надо. И халявщиков хватает, кинул две удочки с крюками-проводами на линию, и заправляйся сколько влезет.

            По вашему это как розетка USB в аэропорту "заряжайся кто хочет"? Не так просто. Без АйДи электричество не потечет по проводам. hi
            1. мордвин 3
              мордвин 3 2 февраля 2021 12:08
              +2
              Цитата: профессор
              Еще дедушка Ульянов осуществил всеобщую электрофикацию.

              До электрозаправок как то не додумались. Особенно где то в глухой тайге. А канистру лектричества на запас насыпать трудновато.
              Цитата: профессор
              Не так просто. Без АйДи электричество не потечет по проводам.

              Самоделкины ещё не перевелись, трансформатор в гараже сварганят.
              1. профессор
                профессор 2 февраля 2021 12:20
                +7
                Цитата: мордвин 3
                До электрозаправок как то не додумались. Особенно где то в глухой тайге. А канистру лектричества на запас насыпать трудновато.

                Дык розетки хватит.

                Цитата: мордвин 3
                Самоделкины ещё не перевелись, трансформатор в гараже сварганят.

                Тогда и заряжаться за свой счет. На электрозаправке такие штуки не работают. Кстати "заражаться за свой счет" это самое интересное. Поставил солнечные панели на крышу своего дома и ни от кого не зависишь. Именно так мой сосед заряжает свой Мерс.
                1. мордвин 3
                  мордвин 3 2 февраля 2021 12:39
                  0
                  Цитата: профессор
                  Тогда и заряжаться за свой счет.

                  Цитата: мордвин 3
                  кинул две удочки с крюками-проводами на линию, и заправляйся сколько влезет.
                  1. профессор
                    профессор 2 февраля 2021 15:59
                    +3
                    Цитата: мордвин 3
                    Цитата: профессор
                    Тогда и заряжаться за свой счет.

                    Цитата: мордвин 3
                    кинул две удочки с крюками-проводами на линию, и заправляйся сколько влезет.

                    Блин, а так можно было? request
                    1. мордвин 3
                      мордвин 3 2 февраля 2021 17:56
                      +2
                      Цитата: профессор
                      а так можно было?

                      Конкретно мой дядька несколько лет электричество воровал со столба в 90-е.
                    2. неглавный
                      неглавный 3 февраля 2021 02:51
                      +2
                      Можно! Главное не перепутать линии! 0,4 КВ это самый в раз! А вот "закинуть" на 6 или 10 КВ это уже печально! am
                2. Болторез
                  Болторез 2 февраля 2021 20:03
                  0
                  так мой сосед заряжает свой Мерс.
                  Cколько времени занимает зарядка до 80%?
                  1. профессор
                    профессор 2 февраля 2021 21:42
                    -1
                    Цитата: Болторез
                    так мой сосед заряжает свой Мерс.
                    Cколько времени занимает зарядка до 80%?

                    Не спрашивал, но здесь вот пишут, что от разетки 20 часов.
                3. zenion
                  zenion 2 февраля 2021 21:19
                  +1
                  Американский полковник спецназа сказал - в джунглях розеток нет.
                4. dauria
                  dauria 3 февраля 2021 09:11
                  +2
                  Поставил солнечные панели на крышу своего дома и ни от кого не зависишь. Именно так мой сосед заряжает свой Мерс.

                  Пусть заведёт лошадь или рикшу-индуса. Выйдет дешевле и экологичнее.
                  Ну, а сейчас реальность такова. Как только потребная мощность больше 5-ти лошадок, а потребная время в такой мощности пару часов - тут же общая масса движка и батарей ни в какое сравнение с ДВС и ведром солярки. Все увлечённо считают стопроцентный КПД электромоторов , забывая простую вещь . ДВС таскает с собой только один компонент топлива . Окислитель ( кислород ) он берёт на халяву из воздуха. А его ( минуточку) надо в три раза больше по весу , чем керосина. Офигенный выигрыш перед любым аккумулятором. На подлодке, в космосе ( без этой халявы ) картина тут же меняется на обратную.
                  Просто представьте в своём Жигулёнке рядом с 40 литровым бензобаком 200 литровый бак с азотной кислотой. Или кислородные баллоны.
                  1. Моторист
                    Моторист 3 февраля 2021 23:07
                    +2
                    Цитата: dauria
                    А его ( минуточку) надо в три раза больше по весу , чем керосина.

                    14,3 кг на кг, ЕМНИП. Конечно, плюс-минус, от теплотворной способности топлива зависит. Да ещё и коэффициент избытка воздуха должен быть, коэффициент продувки. В общем, много воздуха надо...
                    1. dauria
                      dauria 4 февраля 2021 00:17
                      +3
                      14,3 кг на кг, ЕМНИП. Конечно, плюс-минус


                      Это воздух, я ж про кислород ... А его пятая часть, остальное - ненужный азот. Мы честно с фанатами батареек спорить будем , нам лишнего не надо....Вот и выходит 3 кило на полное сгорание 1 кг. wink
                      1. Моторист
                        Моторист 4 февраля 2021 01:00
                        +2
                        Цитата: dauria
                        Это воздух, я ж про кислород ...

                        Сорян, неправильно понял. hi А "батареечники" - жертвы пропаганды (ИМХО) - не видят всего цикла. Вот если бы топливный элемент... Но пока дело глухо - не может уголь стать электричеством напрямую (пока). И МГД-генератор - вещь, но тоже - пока тихо. Может, конечно, мои данные устарели, но массово в быту такого не вижу.
        3. nsm1
          nsm1 2 февраля 2021 10:59
          0
          Цитата: профессор
          Там выяснили, что учитывая весь жизненный цикл Хаммер оказался экологичнее, чем Тойота Приус.
          Это зависит от ресурса аккумулятора.
          С появившимися хотя и не так давно, но уже давно литий-титанатными срок службы аккумулятора может превысить срок службы автомобиля, механики то есть...
          Десятки тысяч циклов заряд-разряд, нормальная работа при низкой температуре и т.д.
          Прогресс не стоит на месте.
          1. vadimtt
            vadimtt 2 февраля 2021 13:35
            0
            Жаль только, что именно в этом случае забуксовал прогресс в удельной ёмкости laughing
            1. nsm1
              nsm1 2 февраля 2021 13:40
              -2
              Емкость вполне пристойная.
              Ко мне часто "приус" приезжает, такси...
              Водила его хвалит, в пробках, вообще в городе очень экономен.
              Вот для таких применений самое то.
              1. vadimtt
                vadimtt 2 февраля 2021 15:31
                0
                Это когда Приус обзавелся литий-титананатным акб? Вроде даже про железо-фосфат речи не идет.
                1. nsm1
                  nsm1 2 февраля 2021 15:34
                  -2
                  Вот для таких применений самое то.
                  И где здесь слово "приус"?
                  Неужели не понятно, что имелись в виду гибриды, в частности?
                  Или маневровый тепловоз?
          2. TANKISTONE
            TANKISTONE 3 февраля 2021 19:48
            +1
            nsm1
            Вам же растолковали: обезвоживание почв - 1. Утилизация - 2. И где эта "экология"? Если всё происходит не около твоего дома - наплевать, как в европах???
        4. for
          for 2 февраля 2021 13:56
          0
          Цитата: профессор
          оказался экологичнее,

          Смотря к проводил исследования и кто заказчик
        5. user1212
          user1212 3 февраля 2021 06:11
          -1
          Цитата: профессор
          Пару лет назад читал исследование. Там выяснили, что учитывая весь жизненный цикл Хаммер оказался экологичнее, чем Тойота Приус

          Обратите внимание именно приус, а не тесла. Свободная журналистика свободна, да
          Цитата: профессор
          Мое мнение, что электромобилям нет альтернативы.

          Посмотрим за развитием аккумуляторной тематики. Пока так себе игрушка имхо
    2. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 2 февраля 2021 06:09
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Откуда в аккумуляторах взялась энергия? Из розетки?

      Да, из двигателя. Только там запаслась избыточная энергия двигателя, которая не использовалась во время движения и , особенно, на стоянке, когда включенный двигатель использовался как источник энергии для оружия и прочего оборудования.
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 2 февраля 2021 08:20
        -1
        Цитата: Пиджак в запасе
        Только там запаслась избыточная энергия двигателя, которая не использовалась во время движения и , особенно, на стоянке, когда включенный двигатель использовался как источник энергии для оружия и прочего оборудования.

        Да, теоретически, на бумаге, да вот овраги.... request
    3. Sahalinets
      Sahalinets 2 февраля 2021 06:24
      +11
      Так фокус в том, что по плотности энергии на килограмм даже алюминиево-литиевые аккумуляторы проигрывают банальному бензину в 50 раз!!!
      Даже с учетом низкого кпд двс аккумуляторы не конкурент ископаемому топливу в серьезных машинах, про их стоимость даже не говорю.
      1. nsm1
        nsm1 2 февраля 2021 08:00
        -6
        То-то "тесла" пробегает под 800км на одной зарядке.
        1. Sahalinets
          Sahalinets 2 февраля 2021 12:00
          +6
          То-то ее аккумуляторы весят под тонну! laughing
        2. Болторез
          Болторез 2 февраля 2021 13:31
          +11
          пробегает под 800км на одной зарядке
          Без включенного отопителя/кондиционера,с энергосберегающими покрышками на невысокой скорости yes . Два раза педаль в пол-трети батареи нет.
          1. Sahalinets
            Sahalinets 2 февраля 2021 14:47
            +4
            Реальный запас хода Теслы S - 300 км. При минусовой температуре - 200 км.
            1. Болторез
              Болторез 2 февраля 2021 15:14
              +4
              Реальный запас хода Теслы S
              Это как правило вторая/третья машина,на которой за день проезжают 50-60 км. А еще они горят знатно good
        3. evgen1221
          evgen1221 2 февраля 2021 20:21
          +3
          А еще акб 18650 в тесле очень весело горят,и без предупреждения,т.е без дымка даже-бац и машина вся в огне. Шансов свалить нет даже в теории из салона.
      2. bk316
        bk316 2 февраля 2021 15:24
        0
        аккумуляторы проигрывают банальному бензину в 50 раз!!!

        А я читал что гораздо меньше....
    4. BlackMokona
      BlackMokona 2 февраля 2021 07:47
      -2
      КПД связки генератор плюс электродвигатель выше чем у ДВС
      1. Sahalinets
        Sahalinets 2 февраля 2021 12:01
        +4
        А чем вы собираетесь крутить этот генератор, святым духом? Или все-таки ДВС? laughing
        1. BlackMokona
          BlackMokona 2 февраля 2021 12:22
          +1
          ДВС находящийся постоянно в оптимальном режиме работы. Миллионы гибридных автомобилей ездят и экономят топливо по такой схеме
          1. Sahalinets
            Sahalinets 2 февраля 2021 13:31
            +1
            КПД ДВС в оптимальном режиме не превышает 40% для дизеля и 30% для прочих. Добавьте к этому потери на преобразование энергии. Про лишний вес и объем всего это добра даже не говорю.
            1. BlackMokona
              BlackMokona 2 февраля 2021 13:47
              -2
              На практике работает и широко используется. Так как КПД ДВС не в оптимальном крайне ужасный.
              1. Sahalinets
                Sahalinets 2 февраля 2021 14:37
                0
                Мерс Е-класс с движком на 300 лошадей тратит 8 литров на 100 км в городском цикле, т.е. в неоптимальном режиме. Ниссан Лиф проезжает те же 100 км в городском цикле, дальше встает, а его батарея весит 270 кило!
                При этом вес Лифа 1,5 тонны, прикиньте массу аккумуляторов для того же Тигра, уж не будем про танки.
                1. BlackMokona
                  BlackMokona 2 февраля 2021 14:45
                  -1
                  Причём тут электромобиль? Я про гибриды.
            2. Моторист
              Моторист 3 февраля 2021 23:24
              +2
              Цитата: Sahalinets
              КПД ДВС в оптимальном режиме не превышает 40%

              Я ещё в "школе" учился, а КПД судовых 2-х тактных дизелей превышал 50%. У меня в курсовике у Зульцера RTA84T получилось 51,6% (эффективный! на номинале!). bully
    5. Yakut
      Yakut 2 февраля 2021 09:05
      +10
      Так все же знают что электричество из розетки берется, а картошка сразу на полке в супермаркете растет :)
    6. astepanov
      astepanov 2 февраля 2021 10:15
      -1
      Цитата: Mavrikiy
      Откуда в аккумуляторах взялась энергия? Из розетки?Положительные моменты есть, но господа, имейте меру...

      Гибридный привод не нуждается в энергии "из розетки". Энергия поступает от ДВС через генератор
      1. Jager
        Jager 2 февраля 2021 12:22
        +3
        Экологичный такой гибрид, ещё по полям под Курском ползал. Правда, недолго и недалеко)
        1. nsm1
          nsm1 3 февраля 2021 05:32
          -3
          Стыдно, товарищ!
          Это не гибрид, электротрансмиссия совсем другое.
    7. Моторист
      Моторист 3 февраля 2021 22:56
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Откуда в аккумуляторах взялась энергия? Из розетки?

      Там что-то было про рекуперацию при торможении. Ну, и из розетки - в том числе. Хотя овчинка (экономия ресурса ГД) выделки (вся электрика движения), конечно же, не стоит - Вы правы. А вот скрытность - другое дело.
    8. Serpet
      Serpet 4 февраля 2021 13:45
      +19
      Цитата: Mavrikiy
      Откуда в аккумуляторах взялась энергия? Из розетки?

      Это ладно... Вы мне объясните, как по прямым проводам течет синусоидальный ток? (шутка из электротехники)
      1. Моторист
        Моторист 4 февраля 2021 22:10
        +1
        Цитата: Serpet
        Вы мне объясните, как по прямым проводам течет синусоидальный ток?

        Элементарно! Провод не бесконечно тонкий - имеет диаметр. Чем он больше - тем с большей амплитудой синусоиду можно туда засунуть. Витые провода - для высших гармоник. laughing
  3. Комментарий был удален.
  4. Пессимист22
    Пессимист22 2 февраля 2021 06:08
    +2
    Уважаемые коллеги! Продавайте акции нефтегазодобывающих компаний, покупайте акции компаний по добыче лития.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 2 февраля 2021 06:25
      +3
      Цитата: Пессимист22
      Уважаемые коллеги! Продавайте акции нефтегазодобывающих компаний, покупайте акции компаний по добыче лития.

      Скорее РОСАТОМА и РОСЭНЕРГО.
      1. Пессимист22
        Пессимист22 2 февраля 2021 06:57
        0
        Согласен с тем что энергетика это доходный бизнес,но вложения являются долгосрочными и низкодоходными,я думаю что в связи с кризисом капитализма,в данный момент наиболее перспективным выглядят вложения в драгоценные металлы и недвижимость.
        1. Mavrikiy
          Mavrikiy 2 февраля 2021 08:24
          +3
          Цитата: Пессимист22
          в данный момент наиболее перспективным выглядят вложения в драгоценные металлы и недвижимость.

          И куда вы, с драгоценными металлами и недвижимостью без Родины? feel
          1. Улиточник N9
            Улиточник N9 2 февраля 2021 11:03
            0
            Литий-"новая нефть". Хе-хе... Но, не в России. Помнится, как "некая известная личность" недавно сказала, что в России: "Люди-это вторая нефть".... Забудьте про "литий", ,а держитесь лучше, за свои карманы и кошельки... yes
          2. ANB
            ANB 4 февраля 2021 00:43
            0
            Угу. При полной ж валютой будут патроны. (с) Беркем аль Атоми.
      2. антивирус
        антивирус 2 февраля 2021 13:04
        0
        проще купить лед в Арктике и выпаривать из него все что надо....................................................нашевсё.
  5. HaByxoDaBHocep
    HaByxoDaBHocep 2 февраля 2021 06:57
    +3
    Все эти гибридные технологии, гаджеты, коллиматоры и ПНВ хороши для конвенциальной войны, а представьте, что будет со всей этой техникой при множественных ЭМИ в результате подрыва ЯО, в бой придётся идти с АК-47, на БМП-1, Т-62 и Уазиках с Уралами старыми)
    1. BlackMokona
      BlackMokona 2 февраля 2021 07:48
      -5
      А представьте что будет с БМП-1,Т-62 и Уазиками с уралами когда из разнесут в ядерный пепел ядерные бомбы?
      1. Пессимист22
        Пессимист22 2 февраля 2021 08:02
        0
        Я думаю не эффективно будет по БМП и Т62 ядерными бомбами работать.
        1. BlackMokona
          BlackMokona 2 февраля 2021 08:23
          -4
          Это почему? Для того чтобы уничтожать танковые клинья и разрабатывались тактические ядерные боеприпасы
      2. HaByxoDaBHocep
        HaByxoDaBHocep 3 февраля 2021 06:35
        +2
        Так они уже по пеплу будут идти)не думаю что кто то полезет клиньями под ядерные удары
        1. BlackMokona
          BlackMokona 3 февраля 2021 10:24
          -1
          А куда денется?
    2. nsm1
      nsm1 2 февраля 2021 08:00
      -1
      Защита от ЭМИ давно отработана.
  6. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 2 февраля 2021 08:07
    +1
    Повторюсь.
    По какой причине сие сочинение на уровне 5 класса средней школы попало в раздел аналитика?
    Кто и что здесь анализирует?
    1. Лоцман
      Лоцман 2 февраля 2021 08:24
      0
      Нефтегазосырьевую скрепу шатают, навальнята.. laughing
      1. Кэптен45
        Кэптен45 2 февраля 2021 10:49
        +4
        Цитата: Лоцман
        Нефтегазосырьевую скрепу шатают, навальнята..

        Вот и надо поберечь литий и использовать не для аккумуляторов, а по прямому назначению - для лечения "берлинского пациента" и его последователей. Доктора говорят литий помогает хорошо шизу выгонять из мозгов laughing
        1. Болторез
          Болторез 2 февраля 2021 13:42
          +1
          Доктора говорят литий помогает
          С 1929 до 1948 года лимонад 7up содержал психоактивный цитрат лития. До этого КокаКола выпускалась с версией содержавшей литий- и рекламировавшейся как средство от похмелья(тн Lithia Coke) wassat Литий психоактивен( помимо прочих эффектов-антидепрессант),хотя механизм его воздействия до сих пор не изучен.
    2. astepanov
      astepanov 2 февраля 2021 10:31
      +2
      Цитата: Пиджак в запасе
      сие сочинение на уровне 5 класса

      А что вы хотели на популярном ресурсе? Точности и полноты научной статьи? По мне, так проблема обрисована достаточно четко и верно. Спорно? Да, спорно. Но те же споры вы найдете и в полных обзорах от профессионалов.
      1. Пиджак в запасе
        Пиджак в запасе 2 февраля 2021 11:42
        -2
        Цитата: astepanov
        проблема обрисована достаточно четко и верно. Спорно? Да, спорно. Но те же споры вы найдете и в полных обзорах от профессионалов.

        Спорно? О чём спорить то?
        Проблема? Какая проблема? В чём?
        Набор некоторых фактов, ещё и с ошибками.
        о чём спорить?
  7. Undecim
    Undecim 2 февраля 2021 08:43
    +3
    «Новая нефть XXI века». Литий – стратегический ресурс будущего
    Заголовок, как всегда - броский и как в большинстве случаев в сегодняшней журналистике - далек от реалий.
    Наука не стоит на месте и работает над заменой литий-ионных аккумуляторов на более эффективные.
    В самой ближайшей перспективе -фторид-ионные.

    До настоящего времени проблемой была рабочая температура таких аккумуляторов выше 150 градусов по Цельсию), но японцы и немцы этот вопрос решили.
    1. Undecim
      Undecim 2 февраля 2021 08:55
      +7
      Тем не менее, в России литиевые запасы оцениваются в 900 тыс. тонн, большая часть из которых сосредоточена в подземных водах.
      Автор явно далек от темы. Основные запасы лития в России приурочены к пегматитовым жилам Кольского полуострова (Западные Кейвы), где сосредоточено более 50 % российских запасов лития в виде такого минерала, как сподумен.
    2. nsm1
      nsm1 2 февраля 2021 09:46
      -3
      Лантан?!
      Нереально...
      1. astepanov
        astepanov 2 февраля 2021 10:27
        +1
        Это вы про фторид-ионные? Да, нереально. И с трудом верится, что чисто металлический анод будет иметь высокий ресурс и срок службы. К тому же при минусовых температурах работать не будет (твердый электролит, ничего не поделаешь), ядовитая начинка из фторидов свинца или висмута, и россказни про "вдесятеро большую емкость" - это для детского сада. В реальности параметры те же, что и у литий-ионных.
        1. Undecim
          Undecim 2 февраля 2021 11:13
          +1
          И с трудом верится
          В науке и технике вопрос веры не рассматривается. Это к батюшке. Тут имеет значение результат.
          Вы какие источники и когда последний раз смотрели?
          1. Глаз вопиющего
            Глаз вопиющего 2 февраля 2021 11:42
            0
            А какие источники смотрели вы и что такое "самая ближайшая перспектива"? https://asia.nikkei.com/Business/Technology/Kyoto-University-and-Toyota-test-1-000-km-per-charge-EV-battery "Many experts believe it will be sometime in the 2030s before commercially viable FIBs are available"
            1. Undecim
              Undecim 2 февраля 2021 12:21
              +3
              Ну я такие серьезные источники как Вы не осилю.
              Я больше листаю, что попроще, журналы типа Journal of Fluorine Chemistry или Science.
              А по Вашему 2030 год - перспектива отдаленная?
              1. Глаз вопиющего
                Глаз вопиющего 2 февраля 2021 12:27
                -1
                Цитата: Undecim
                Я больше листаю, что попроще, журналы типа Journal of Fluorine Chemistry или Science.


                Знать названия журналов - это действительно просто. Дать ссылки на конкретные обзоры - уже сложнее.

                Цитата: Undecim
                А по Вашему 2030 год - перспектива отдаленная?


                Если бы вы читали внимательно, вы бы увидели, что не "в 2030-м", а "где-то в 2030-х". И это, конечно, не "самая ближайшая перспектива".
                1. Undecim
                  Undecim 2 февраля 2021 12:36
                  0
                  Дать ссылки на конкретные статьи - уже сложнее.
                  Да ничего сложного.
                  https://science.sciencemag.org/content/sci/suppl/2018/12/05/362.6419.1144.DC1/aat7070_Davis_SM.pdf
                  В Journal of Fluorine Chemistry только за деньги. Извиняйте.
                  А тридцатые годы - это уже рядом. Не успеешь оглянуться.
                  1. Глаз вопиющего
                    Глаз вопиющего 2 февраля 2021 12:53
                    -1
                    Цитата: Undecim
                    https://science.sciencemag.org/content/sci/suppl/2018/12/05/362.6419.1144.DC1/aat7070_Davis_SM.pdf


                    Это supplementary materials, а не статья. Давали бы сразу DOI smile Сама статья на обзор не похожа.

                    Цитата: Undecim
                    А тридцатые годы - это уже рядом. Не успеешь оглянуться.


                    Тридцатые годы - это и 2039 год тоже. Я успею оглянуться не один раз.
          2. astepanov
            astepanov 2 февраля 2021 17:09
            -1
            Цитата: Undecim
            В науке и технике вопрос веры не рассматривается.

            Что ж, тогда посчитайте сами. Я с трудом, но нашел - стандартный потенциал Гиббса для трифторида церия составляет около 1577 кДж/моль. Параметры для дифторида свинца найдете сами. Из них нетрудно рассчитать (используя закон Фарадея - школьная метода) и ЭДС, и удельную емкость, и теоретический предел энергоемкости. Посчитайте, а потом сравните с таким же пределом для давно известных систем - скажем, никель-цинковым аккумулятором. Будете приятно удивлены. Думаю, вы справитесь - все же вон какие статьи читаете. И, кстати, откуда уверенность, что церий или лантан будут длительно циклироваться в неводном электролите? С кальцием эту проблему за сорок лет так и не сумели разрешить, да и с чистым литием тоже.
            1. Undecim
              Undecim 2 февраля 2021 18:08
              +1
              Я с трудом, но нашел
              Я Вас поздравляю. Радует, что есть еще таланты, которые простыми школьными метОдами за пять минут опровергают многолетние усилия всяческих типа ученых и НИИ, проедающих огромные бюджеты.
              Даже не буду пытаться опровергнуть Ваше заключение.
              1. astepanov
                astepanov 2 февраля 2021 18:51
                +1
                Почтенный, убавьте гонор. Я занимаюсь ХИТ пятый десяток лет, у меня внедренных (в том числе в оборонку) работ в достатке. И если вы не в состоянии выполнить простейший термодинамический расчет, то это ваша беда. Что касается "типа ученых и НИИ, проедающих огромные бюджеты", то их у нас в России просто-напросто нет, если речь пошла о ХИТ. Был "Квант" да НИИХИТ, а что останось? Чубайсов Лиотех? Вы не иначе как в ВУЗе на грантах сидите? Древний потенциостат типа Pi-500 добиваете? Статейки пописываете в расчете на диссертацию и без перспективы внедрения? Вы, почтенный, не знаете, что перспективность любой работы начинается именно с простейших оценок, и если вы не знакомы с азами электрохимии - так о чем говорить?
                1. Undecim
                  Undecim 2 февраля 2021 19:04
                  +1
                  Ну моему гонору до Вашего далеко.
                  Странно, что человек, занимающийся ХИТ пятый десяток лет, не знает, что кроме России есть и другие страны, в которых тоже есть люди, занимающиеся ХИТ пятый десяток лет.
                  Неужто с достижениями зарубежных коллег не знакомы.
                  Вы, почтенный, не знаете, что перспективность любой работы начинается именно с простейших оценок, и если вы не знакомы с азами электрохимии - так о чем говорить?
                  А Вы мне про гонор!
                  Всего Вам наилучшего и успехов в занятиях ХИТ еще лет в ближайшие тридцать.
      2. Глаз вопиющего
        Глаз вопиющего 2 февраля 2021 10:48
        -2
        А что не так с лантаном? Пишут, что он более распространен, чем кобальт или литий.
        1. nsm1
          nsm1 2 февраля 2021 10:51
          -2
          Это, как видно из названия, лантаноид.
          Их разделение весьма сложно.
  8. Гардамир
    Гардамир 2 февраля 2021 10:31
    +4
    Хорошая, нужная статья, но к сожалению больший рейтинг имеют ругательные статьи.
  9. Кушка
    Кушка 2 февраля 2021 13:18
    +1
    Цитата: nsm1
    То-то "тесла" пробегает под 800км на одной зарядке[i][/i].

    Недавно где-то читал про какое-то исследование,
    согласно которому электромобиль, что бы стать наконец
    тем плюсом, т. е. перебить весь тот минус, который возникает
    при его производстве, должен проработать 30-лет. И только тогда
    можно будет сказать, что это плюс, по сравнению с автомобилем
    с ДВС.
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 2 февраля 2021 15:42
      -2
      Цитата: Кушка
      Недавно где-то читал про какое-то исследование,
      согласно которому электромобиль, что бы стать наконец
      тем плюсом, т. е. перебить весь тот минус


      А в исследовании использовались прямо эти термины, "стать плюсом" и "перебить минус"?
      1. Кушка
        Кушка 2 февраля 2021 16:20
        +2
        Уж простите мня ради бога, не сподобил меня Всевышний
        запоминать тексты как легендарный Кузнецов.
        Но общий смысл был именно таков- при производстве
        электромобиля все, как со всем - вредные выбросы в
        атмосферу в промышленных масштабах, сжигание ресурсов,
        экологический вред - кто то перевел все это в деньги,
        посчитал выгоды от эксплуатации электромобиля и
        сделал вывод - выход в "плюс" будет через 30 лет его
        эксплуатации (если он "доживет", конечно).
        За что купил, за то продал.
      2. Глаз вопиющего
        Глаз вопиющего 2 февраля 2021 16:54
        -1
        Понятно. Интересено, как они считали - с выработкой электроэнергии на угольной ТЭС?
  10. certero
    certero 2 февраля 2021 14:13
    0
    Несмотря на всё это простам году цена лития упала почти на 50%. И в этом году до сих пор не доросла до предельных значений 2018 года. Отсюда вывод лития на планете пока дофига
    1. Моторист
      Моторист 3 февраля 2021 23:41
      0
      Цитата: certero
      лития на планете пока дофига

      Как говорил мой преподаватель по термодинамике: вопрос не в том, когда закончится нефть, а в том, когда закончится нефть по такой-то цене.
  11. trahterist
    trahterist 2 февраля 2021 16:55
    +1
    Цитата: профессор
    Цитата: мордвин 3
    До электрозаправок как то не додумались. Особенно где то в глухой тайге. А канистру лектричества на запас насыпать трудновато.

    Дык розетки хватит.

    Цитата: мордвин 3
    Самоделкины ещё не перевелись, трансформатор в гараже сварганят.

    Тогда и заряжаться за свой счет. На электрозаправке такие штуки не работают. Кстати "заражаться за свой счет" это самое интересное. Поставил солнечные панели на крышу своего дома и ни от кого не зависишь. Именно так мой сосед заряжает свой Мерс.

    Странно, в той же Британии установка и эксплуатация солнечных панелей до сих пор УБЫТОЧНА, и дотируется государством.
    Чисто "за свои" устанавливать дураков нет.
    И это при куда более "денежном" населении в среднем.
    Знаю не понаслышке, как на этом рынке дела обстоят, сам одно время в ION Energy работал.
    Но у эльфов альтернатив нет, ага...
    Имхо, портативный ядерный источник энергии-будущее, а вся эта альтернативщина с гибридниками, тесламусорниками и прчими ветряками с панелями-для сугубо прикладных задач максимум, и то временно.
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 2 февраля 2021 17:01
      -1
      Цитата: trahterist
      Имхо, портативный ядерный источник энергии-будущее,


      Его пока что нет.
    2. Alex013
      Alex013 2 февраля 2021 21:32
      0
      В Израиле солнечных дней на порядок выше, чем в Британии...
  12. Eroma
    Eroma 2 февраля 2021 23:52
    0
    Познавательно hi
  13. Blastmassa
    Blastmassa 3 февраля 2021 22:05
    0
    попытка направить внимание на лунную программу
  14. Михалыч
    Михалыч 4 февраля 2021 10:12
    +1
    Во-вторых, военные постоянно наращивают количество гаджетов
    .
    Господи! Как меня раздражают все эти гаджеты (англ. gadget — приспособление, устройство, безделушка). Вон сколько русских слов. Моя бы власть, так я бы этих любителей заморского слова в дворники отправлял.
  15. trahterist
    trahterist 4 февраля 2021 22:44
    0
    Цитата: Глаз вопиющего
    Цитата: trahterist
    Имхо, портативный ядерный источник энергии-будущее,


    Его пока что нет.

    Панели, ветряки и литиевые батареи с Приемлемыми характеристиками и кпд тем более фантастика.
    А по ядерным технологиям как раз в сторону компактности успехи есть.
  16. trahterist
    trahterist 4 февраля 2021 22:54
    0
    Цитата: Alex013
    В Израиле солнечных дней на порядок выше, чем в Британии...

    И сколько Израилю то надо той энергии?
    А вот серьезное производство, транспортная инфраструктура, коммуникации и обслуживание всех потребностей крупных жилых районов при тех до неприличия несерьезных показателях эффектвности панелей-это ни о чем.
    Но показуха получается эффектная, тут не поспоришь.
  17. trahterist
    trahterist 4 февраля 2021 23:01
    0
    Цитата: Михалыч
    Во-вторых, военные постоянно наращивают количество гаджетов
    .
    Господи! Как меня раздражают все эти гаджеты (англ. gadget — приспособление, устройство, безделушка). Вон сколько русских слов. Моя бы власть, так я бы этих любителей заморского слова в дворники отправлял.

    Категорически согласен.
    Есть специфические термины, которым с иностранщины трудно найти подходящие слова(компьютер, тачпад, файл, коллектор и т.п.).
    Но когда устройство называют гаджетом, Творчество-креативом, разработку-девелопментом, отображение-рендерингом, дело-бизнесом, случай-кейсом, и подобные слова-выродки, то реально есть крепкое желание врезать с ноги в тыкву подобным персонажам.
  18. Intruder
    Intruder 6 февраля 2021 00:02
    +1
    Перспективы лития в электроэнергетике достаточно непредсказуемы. С одной стороны, запасов растворенных в рассолах соединений лития человечеству хватит не более чем на 50 лет (в твердых породах – на 25 лет), а с другой – ценные минералы неограниченно растворены в малых концентрациях почти во всех подземных водах.
    Хм,
    Вернее, того, что разведали, относительно немного. В 2019 году глобальные подтвержденные запасы этого металла оценивались в 17 млн тонн. В России — около 900 000 тонн. Если взять потенциально «плодородные» месторождения, то получится около 62 млн тонн. Возможно, геологи разведают новые месторождения, но в любом случае лития на Земле мало.
  19. Intruder
    Intruder 6 февраля 2021 00:07
    +2
    Вместе с Аргентиной, Боливия и Чили составляют так называемый «литиевый треугольник» Латинской Америки, контролирующий до 70 % мирового рынка самого легкого металла.

    а где остальные поставщики и месторождения, для полноты "картины" !?:
    Основные поставки лития ведутся из Австралии (18,3 тыс. тонн в год), по-сравнению с: Чили (14,1 тыс. тонн в год) и Аргентиной (5,5 тыс. тонн в год). В ближайшее время поставщики лития планируют увеличить объемы его добычи и поставки на мировой рынок.
  20. тоже-врач
    тоже-врач 3 марта 2021 11:23
    0
    Автор не вполне понимает, что компилирует. Например: цифра по керосину. Она может быть верна только при расчёте вместе с окислителем - жидким кислородом. кг керосина. 4 кг кислорода. На 5 кг смеси и получается примерно 2300 кКал. При других окислителях цифра будет другой