Военное обозрение

«Противник подслушивает»: о предупреждениях и инструкциях на корпусе радиостанции Р-105Д

167

«Военное обозрение» открывает рубрику «Музейный экспонат». В рубрике планируется представлять небольшие сюжеты об оружии, военной технике, технике двойного назначения, которые сегодня если и где-то используются, то, разве что, в виде элементов музейных экспозиций. При этом в рубрике планируется рассказывать о каких-либо конкретных особенностях «экспоната».


Сегодняшний выпуск рубрики «ВО» посвящает информации на корпусе знаменитой «стопятки» (Р-105Д) - радиостанции, которая применялась в советское время – с 1952 года.

«Внимание! Противник подслушивает». Эта надпись, выполненная красным цветом на задней панели армейской радиостанции Р-105 (Р-105Д) ротной радиосети, предупреждала советского бойца о том, что передача данных по радиоканалу может быть небезопасной.

«Противник подслушивает»: о предупреждениях и инструкциях на корпусе радиостанции Р-105Д

На внутренней стороне задней крышки «стопятки» на металлической пластине находилась весьма подробная инструкция, которая именовалась как «Работа радиостанции».

Об этой инструкции – немного подробнее. Что же конкретно узнавал военнослужащий из текста и графики, которые решили представить непосредственно на крышке корпуса?

Для начала, это была схема развёртывания и включения антенны, в том числе с горизонтальным расположением и повышенной подвеской лучевой антенны.

Сам состав комплекса – приёмник (он же передатчик), антенна штыревая АШ-1,5, антенна лучевая, гарнитура (микрофонно-телефонная), аккумулятор, ремни для переноски Р-105Д.

Отмечалось применение Р-105Д на ходу и в стационарном положении. В первом случае директива гласила о применении только гибкого шнура, на стоянке – о необходимости добавления четырёх секций с подсоединением противовеса.

Обеспечиваемая дальность связи – 3-5 км при выходной мощности передатчика в 1 Вт.

Для начала работы необходимо было включить фишку гарнитуры и установить необходимую частоту.


Шкала фиксировалась специальной ручкой «Стопор шкалы». Для установки частоты в ночное время предписывалось использование калибратора.


После этого включалось питание. Военнослужащий при этом должен был дождаться появления шумов в гарнитуре. При этом тумблер «Дистанционное управление и ретрансляция» должен был находиться в режиме ВЫКЛ.

Следующим шагом работы был шаг по настройке передатчика. Для этого следовало нажать на гарнитуре кнопку, после чего добиться максимального отклонения стрелки прибора с помощью тумблера «Настройка антенны». Далее кнопку на гарнитуре необходимо было отпустить и «одеть телефоны».

Лишь после этого военнослужащий должен был выходить на связь. При этом называлось это «выход на связь с корреспондентом». При передаче данных необходимо было действовать, как бы сейчас сказали, в формате рации, а именно – зажав кнопку, говорить в микрофон. При ожидании ответа кнопка отпускалась. Для снижения уровня помех инструкция предписывала отключение тумблера «АПЧ-ток ант».

Бойцу дополнительно сообщалось, что при движении радиостанция Р-105Д должна находиться за спиной. Технологии с тех пор шагнули...


Также в инструкции имелись пять положений о работе с вынесенного пункта. Первое – подключение телефона к зажимам «Линия» и «Противовес». Второе положение – включение гарнитуры в соответствующую фишку на ранце радиостанции. Третье – вызов телефониста с использованием перевода переключателя в одноимённое положение - «Вызов». Четвёртое – для переговоров с телефонистом тумблер переводится в режим «Линия служ.». Пятое – использование положения «Дист. Упр.» при дистанционном управлении.

Для ретрансляции предписывалось соединение зажимов «Линия» и «Противовес» между собой.

Стоит добавить, что рабочий комплект радиостанции весил 21 кг, а вот полный комплект с укладочным ящиком достигал 46 кг.
Автор:
Использованы фотографии:
Военное обозрение
167 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. paco.soto
    paco.soto 31 января 2021 20:07
    +23
    Вытирая бородой старческую слезу: благодарю Вам за статью. Будет что вспомнить- поностальгировать , на всякий случай.
    1. 27091965i
      27091965i 31 января 2021 20:42
      +12
      Цитата: paco.soto
      Будет что вспомнить- поностальгировать .

      Думаю не только Вам, многие из нас её потаскали.
      1. businessv
        businessv 31 января 2021 21:04
        +6
        Цитата: 27091965i
        Думаю не только Вам, многие из нас её потаскали.

        Не только потаскали, но и вражеские Голоса ловили! wink
        1. Gato
          Gato 31 января 2021 23:52
          +12
          вражеские Голоса ловили!

          Гы, на УКВ много голосов не наловишь. Для этой цели существовал эпичнейший КВ приемник Р-311, особенно переделанный под прием SSB. Иметь такой для бывшего радиста - это как маузер для бывшего чекиста. laughing
          1. businessv
            businessv 1 февраля 2021 12:27
            +2
            Цитата: Gato
            Гы, на УКВ много голосов не наловишь.

            В Калининградской области с этим было норм! wink Работали вражьи морды, денег не жалели! fellow
          2. konstantin68
            konstantin68 2 февраля 2021 17:49
            0
            Вражеские голоса хорошо ловились на 123 станцию laughing
          3. Михалыч
            Михалыч 4 февраля 2021 09:36
            0
            эпичнейший КВ приемник Р-311
            . Я в Отдельном Рзазведбате ЮГВ, г.Секешфехервар в 1969-1971 г.г. был старшим радиомастером. Я к выходу Р-311 подключал усилитель танковой р/станции 10РТ (со времён ВОВ сохранилась). Отлично вражьи голоса брала. А станции Р-105Д тоже помню. Их меняли на Р-105М со стержневыми лампами.
          4. zenion
            zenion 5 февраля 2021 21:45
            -1
            Gato (Сергей). Когда де мобилизовывался, то мне хотели подарить такой приёмник на память. Сразу отказался. Но лучше его, хоть он был маленький, лучше был приёмник "Кит" с автоматическим прочёсам по волнам. Весил он добрый пуд, но ловил даже то чего не было. Если на что-то натыкался, то давал сигнал - хотите это посмотреть, послушать. Стоял у нас в радиопередающем и радиоприёмном центре. Иногда он попадал на СОС, и показывал какая волна, я тут же ключом передавал на центр, который был указан для передачи таких сигналов.
            1. lirik
              lirik 21 февраля 2021 13:45
              0
              Пуд весил говорите? Весил он пять пудов с лишним. И это без БП и прочих приблуд.
              А если Вы ещё и о приставке к нему для перехвата, то и вообще, пудов 7-8 весил этот комплектик "китовый"
      2. Fitter65
        Fitter65 1 февраля 2021 00:16
        +5
        Цитата: 27091965i
        Цитата: paco.soto
        Будет что вспомнить- поностальгировать .

        Думаю не только Вам, многие из нас её потаскали.

        Одна в кабине, вторая в КУНГе, едем связьв колоне держим...Как молоды мы были, как истино любили... drinks
    2. Зяблицев
      Зяблицев 31 января 2021 20:45
      +15
      Мне как кадровому связисту статья доставила истинное удовольствие!
      1. Аэродромный
        Аэродромный 31 января 2021 20:59
        +5
        =========
        в ГСВГ в 80х,105ка работала чисто как учебка.. "зас" наше всё был даже погоняло было "пчела" вроде... "элита" блин... за семью замками,с "корочками"...завидно было.,ни строевых,ни снегоуборки..интелегенция...
        1. Вадим Ананьин
          Вадим Ананьин 31 января 2021 21:49
          +3
          ЗАС - это ЗАС, знаем пользовали. ! 1984-86 гг Мво
      2. Комментарий был удален.
    3. mexanik62
      mexanik62 1 февраля 2021 19:06
      0
      Поддерживаю. В начале 80-х служил в ЗабВО. В подчинении была спарка из двух Уралов с КУНГами со спецтехникой. Помимо прочего в комплекте каждого была такая красавица. Разрешение на передачу имел только один раз на учениях, по паре минут каждого часа, по крайней необходимости. Неприятности доставляли батареи - постоянно пушили и из под гаек борнов и клапанов пробки. Клапана постоянно лопались (то ли от электролита, то ли от возраста, а может от мороза/жары) благо резиновая трубка такого калибра была. По совету зама по связи связал из проволоки ИО Куликовок, а оные спрятал в сейф (а их было 4 штуки - 2 радиостаций и 2 КУНГа ). Пользовались спросом.
  2. BAI
    BAI 31 января 2021 20:09
    +8
    «Внимание! Противник подслушивает». Эта надпись, выполненная красным цветом на задней панели армейской радиостанции Р-105 (Р-105Д) ротной радиосети, предупреждала советского бойца о том, что передача данных по радиоканалу, может быть небезопасной.

    И сейчас прослушивает. Даже еще с бОльшей силой. Да и подавляет к тому же. И снаряды с ракетами на источник радиосигнала умудряется наводить.
    Так что тогда легче было.
    1. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 31 января 2021 20:35
      +8
      Цитата: BAI
      И сейчас прослушивает. Даже еще с бОльшей силой. Да и подавляет к тому же.

      Подавление переговоров применяли ещё в осажденном Порт-Артуре в Русско-Японскую, мешали японцам корректировать обстрел кораблей в бухте.
    2. Аэродромный
      Аэродромный 31 января 2021 21:02
      -6
      Цитата: BAI

      И сейчас прослушивает. Даже еще с бОльшей силой. Да и подавляет к тому же.

      лишку уже... иногда лучше жевать...
  3. svp67
    svp67 31 января 2021 20:11
    +14
    Стоит добавить, что рабочий комплект радиостанции весил 21 кг,
    Да, пришлось еще такую на горбу потаскать... fellow
    А уж надпись, так это ж вообще КЛАССИКА, ее в те времена на всю теле-радиоаппаратуру помещали, что бы не забывали о правилах ведения переговоров и не болтали лишнего
    1. paco.soto
      paco.soto 31 января 2021 20:15
      +8
      Да, пришлось еще такую на горбу потаскать... fellow
      А уж надпись, так это ж вообще КЛАССИКА
      Ответить©©
      С улыбкой: вот и воспоминания светлые!, нам ли жить в печали!
    2. Вадим Ананьин
      Вадим Ананьин 31 января 2021 20:23
      +7
      Эту штуку я как то встретил в 1996 г в заброшенном состоянии на складе швейной фабрике, промыл акк-ры, залил новый электролит, зарядил и она заработала без всяких проблем.
      1. zenion
        zenion 31 января 2021 20:54
        +6
        Не помню про аккумулятор. Там стояла квадратная большая батарейка на полтора вольта и умформер, который щелкал, он давал источник питания для анодов ламп. За три года меняли батарейку один раз. Такие же батарейки применялись для полевых телефонов.
        1. Вадим Ананьин
          Вадим Ананьин 31 января 2021 21:43
          +4
          2нкнп- не проливайки щелочные.
          1. А. Привалов
            А. Привалов 31 января 2021 22:41
            +1
            Цитата: Вадим Ананьин
            2нкнп- не проливайки щелочные.

            Точно! Аккумуляторы НКП-20У2. Такого отвратительного салатового цвета.
            1. zenion
              zenion 5 февраля 2021 21:48
              +1
              В то время когда я служил 1964-1967 год, были батареи. Квадратные высокие.
              1. А. Привалов
                А. Привалов 5 февраля 2021 21:57
                0
                Цитата: zenion
                В то время когда я служил 1964-1967 год, были батареи. Квадратные высокие.

                Я, моложе вас и служил 1972-1974.
                1. Деревенский я......
                  Деревенский я...... 27 апреля 2021 20:05
                  0
                  "НКП" - применялись на М - ских 105 , а на обычных 2-НКН-24.
                  1. А. Привалов
                    А. Привалов 27 апреля 2021 21:07
                    0
                    Цитата: Деревенский я......
                    "НКП" - применялись на М - ских 105 , а на обычных 2-НКН-24.

                    Вы редкий любитель -- перечитывание статьи трехмесячной давности достойно уважения! hi
                    1. Деревенский я......
                      Деревенский я...... 28 апреля 2021 13:26
                      +1
                      Хи, хи, я вообще то достаточно ленив, что бы перечитывать "статьи трехмесячной давности", только музыка вечна, но к сожалению ноты читать не умею. Просто в армии пришлось ремонтировать не только радиостанции, но и заряжать аккумуляторы на весь полк. А за 3 года службы можно что то запомнить на всю жизнь.
    3. Aleks тв
      Aleks тв 31 января 2021 22:21
      +12
      . пришлось еще такую на горбу потаскать...

      Приветствую, Сергей
      hi
      Да уж, самая весёлая штука была на марш-бросках... Куликовка ещё в придачу.
      Эхех, Память
      Как же мы возмущались и требовали "современные" рации Р-157(8)(9).
      Они жеж полегче))
      laughing
      Кстати, не так уж давно развозил оцепление вокруг танковой директриссы, стрельба вкладным, дык бойцам выдали.... Р-105, родимую!!!
      Видели бы вы их рожи)))
      wassat
      1. mmaxx
        mmaxx 1 февраля 2021 02:13
        +1
        Вот это да! А трехлинейками их не обеспечивали? wink
      2. svp67
        svp67 1 февраля 2021 06:53
        +3
        Алекс hi
        Цитата: Aleks тв
        Да уж, самая весёлая штука была на марш-бросках...

        Да уж "веселее" трудно придумать...
        Цитата: Aleks тв
        Куликовка ещё в придачу.

        Если б, четыре алюминиевые трубки (колена) антенны и все "Щастье"
        Цитата: Aleks тв
        Кстати, не так уж давно развозил оцепление вокруг танковой директриссы, стрельба вкладным, дык бойцам выдали.... Р-105, родимую!!!

        Нормально. Чего им, в тыл врага идти...
      3. ccsr
        ccsr 1 февраля 2021 14:10
        +2
        Цитата: Aleks тв
        Как же мы возмущались и требовали "современные" рации Р-157(8)(9).

        В частях СпН был упрощенный вариант УКВ радиостанции для организации связи внутри группы - Р-392А "Сокол" - она конечно полегче была, но и возможностей у нее меньше:
      4. nsm1
        nsm1 1 февраля 2021 21:54
        -2
        Цитата: Aleks тв
        Да уж, самая весёлая штука была на марш-бросках...
        На марш-броске как-то сказал типа надо быстрее идти...
        Литёха говорит "тогда возьми рацию".
        Не скажу что сильно тяжёлая, не устал особо.
    4. safar gafarov
      safar gafarov 1 февраля 2021 08:53
      +2
      помни враг подслушивает!под конец сеанса связи обязательно пошли его сам знаешь куда.
  4. paco.soto
    paco.soto 31 января 2021 20:11
    +8
    А кто помнит о маркировках "рукопашных" всех деталей там, много конспектов, запах канифоли и вообще молодость?
    1. dauria
      dauria 31 января 2021 20:58
      +8
      много конспектов, запах канифоли и вообще молодость?

      Так вот "утирайте слезу" wink Один каркас катушки с серебрённой проволокой ... Лампы, вибропреобразователь для анодного... Эх, приличная рация. УКВ, ЧМ .36-46 мгц, 1вт, приёмник 1,5 мкв гетеродин с промежуткой 790 кгц.... wink
      Словом, радиотелефон в квартире 90-х годов. Даже диапазон тот же. Поверьте, я не смеюсь. Сам когда-то учил, что такое "динатронный эффект"
      1. Alien From
        Alien From 31 января 2021 21:32
        +4
        Для меня это даже не тёмный лес wassat респект связистам)
      2. Вадим Ананьин
        Вадим Ананьин 31 января 2021 21:44
        +2
        Ковыряли , знаем и видели.
      3. paco.soto
        paco.soto 31 января 2021 22:53
        +2
        Так вот "утирайте слезу" wink Один каркас катушки с серебрённой проволокой ... Лампы, вибропреобразователь для##
        Благодарю Вам за этот комнент - знал значит куда указать!!! - улыбнулся.
        Сейчас подъежаю домой и отвечу Вам.
      4. paco.soto
        paco.soto 31 января 2021 23:40
        +3
        динатронный эффект©©
        Благодарю Вам за диалог. Пока ехал домой, взял и размышлял о моей календарной старости. Столько лет прошло, а помню всё в деталях.
        1. dauria
          dauria 1 февраля 2021 00:27
          +9
          Пока ехал домой, взял и размышлял о моей календарной старости.

          Да, удивительное было время... Разматываешь тонюсенький провод с релюшки РЭС-10 , наматываешь на спичку и виток за витком 800 раз продеваешь через ферритовое 10 мм колечко . Получаешь фильтр для резонансной ячейки одной команды дискретного радиоуправления. Передатчик на 600 мвт на паре кт 603, сверхрегенеративный приёмник. И полные штаны счастья от поплывшего кораблика. Сейчас всё это смешно, китайцы всё сварганят и продадут за смешную цену . ..Отобрали гады последнюю радость .
          Чёрт, а ведь мы и в самом деле "мамонты". recourse Даже этой одной из последних самоделке уже 18 лет.
      5. Деревенский я......
        Деревенский я...... 1 февраля 2021 12:16
        +2
        Данный блок на фото снимке что то из Р-105 - Р-114, но серии "М", эта модель несколько полегче будет и выполнена уже на стержневых радиолампах, а не на лампах серии "ж". Ковырял их во время службы в ремонтной мастерской, да и после тоже.
        1. Деревенский я......
          Деревенский я...... 1 февраля 2021 13:31
          +1
          Извиняюсь, не серия "Ж", а серия "Л", давно было, сказывается старческий маразм, хи, хи.
      6. MrFox
        MrFox 1 февраля 2021 14:29
        +1
        Узнаю пальчиковые лампы; параллельно соединенные Д2Е наверное детектор. Голубые конденсаторы - кажется с низким ТКЕ, не помню уже. Ну и последний крик - транзистор в схеме, судя по расположению выводов МП39Б или МП41
      7. zampolit
        zampolit 6 февраля 2021 04:52
        0
        Это уже не "Астра" - Р-10*Д, а "Парус" - Р-10*М. На 15 лет моложе, без вибропреобразователя и на стержневых лампах.
        Удивительно, но они дожили до 21 века, с удивлением узнал характерный корпус на спине сгибающегося под её тяжестью щуплого тела в милицейской форме (может, ВВ) в 2012 году, когда были в Мск выступления белоленточников. /Видимо, для усиления выводили всех и не хватало средств связи/
        Конечно, раньше горы были выше и женщины моложе, но кто может представить современную рацию с литиевым аккумулятором, используемую через полста лет? Хотя зачем это может быть нужно, казалось бы...
      8. Деревенский я......
        Деревенский я...... 28 апреля 2021 14:19
        0
        Толку то что, изучая "что такое "динатронный эффект", пока не заменишь радиолампу, от него не избавишься. Это из тех баек: как изменить траекторию полёта снаряда? Ответ: положить пушку набок. О динатронном эффекте говорили те преподаватели, у которых была уйма времени и те так убивали его. Простому солдатику запрещалось вскрывать радиостанцию и откуда ему болезному знать, что у одной из радиоламп, которыми нашпигована радиостанция проявился (о ужас) динатронный эффект. Эти проблемы страшнее подростковых, в зубе появилась дырка, дык ещё изо рта воняет, как из задницы. И зуб вроде не болит, так, иногда взвизгнуть может, но и изо рта воняет! Если нет специальных знаний и спасительного чувства пофигизма, то один путь: одну пулю в радиостанцию, последнюю в себя, любимого.
    2. Gato
      Gato 31 января 2021 23:45
      +4
      А кто помнит о маркировках "рукопашных" всех деталей

      Как сравнительно молодой динозавр, про лампы помню слабо, а вот цоколёвку транзисторов - да, там к примеру КТ315, серию МП, даже маркировку резисторов - 1М или К56. Эх, золотые времена эмиттеров, коллекторов, баз, микрофарадов и килоом laughing
      1. Uncle Lee
        Uncle Lee 1 февраля 2021 05:10
        +2
        Передатчик "Ёрш-Р" - 100 ватт, выходная лампа ГК-71. ПВ/КВ. Ни одной релюхи. Держал связь по всему ДВ... hi
  5. Корона без вируса
    Корона без вируса 31 января 2021 20:13
    +2
    У нас такая же в радиокружке городского дома пионеров была ))) в музее ))) ностальжи good аж помолодел на 40 лет прочитав статью, так держать!!! drinks
  6. Вадим Ананьин
    Вадим Ананьин 31 января 2021 20:17
    +4
    Такая надпись была не только там, она была везде, лично видел её в расположении Прд.ц . 76 Вдд . Когда мне было 12-13 лет.
  7. tralflot1832
    tralflot1832 31 января 2021 20:21
    +5
    У меня напарник на такой на стационаре оттарабанил 2 года.Я уж и не помню как ента электронная штука у каторой нажмешь на клавишу и она в эфир азбукой морзе в эфир пуляла.,называется.Владел ей в совершенстве он.А я так и не освоил,все вручную передача 17 групп прием 27 групп.По ней довольно часто слышали работу скорой медицинской помощи в Бресте,а мы в ГСВГ г Галле.81 -83 год.Молодость,а от аккамулятора прикуривали,если спичек небыло. fellow
    1. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 31 января 2021 20:38
      +6
      Цитата: tralflot1832
      уж и не помню как ента электронная штука у каторой нажмешь на клавишу и она в эфир азбукой морзе в эфир пуляла.

      Датчик кода Морзе она называлась. По виду как печатающая машинка.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 31 января 2021 20:58
        +5
        Спасибо ,датчик морзе модель Р 010.На нем так можно поглумиться (в смысле наказать,за невыход вовремя на связь над принимающей стороной ,увеличив или уменьшив скорость передачи знака) drinks
        1. Gato
          Gato 31 января 2021 21:31
          +3
          На нем так можно поглумиться

          У радиста, бьющего ключем, всегда вырабатывался собственный почерк, по которому можно было его опознать, что использовалось для "неуставного" радиообмена. На незнакомый почерк, тем более на Р-010 никто бы не ответил
          1. tralflot1832
            tralflot1832 31 января 2021 21:38
            +4
            Он был главный ,бывало всю ночь радиограммы по частям рассылал,причем все зашифрованные,а иногда размером "простыню",не весело было ему,в отличии от меня.У меня такое шоу было на прием,на две недели когда радиорилейную связь меняли ,ставили новую.Радиоконтроль унас был жесткий,только два раза посвоему раздалбайству в прямой эфир вышел.
      2. Gato
        Gato 31 января 2021 21:15
        +6
        Датчик кода Морзе она называлась. По виду как печатающая машинка.

        Называлось это счастье Р-010, но настоящие радисты его презирали - только механический ключ, только хардкор.
        1. tralflot1832
          tralflot1832 31 января 2021 21:57
          +3
          А надо было учиться ,чтоб одним пальцем не набирать.Клава таже один в один. drinks
          1. Gato
            Gato 31 января 2021 22:03
            +2
            Клава таже один в один.

            Таки да, русскую раскладку не сегодня придумали. Но православным ключом кошернее laughing . Еще использовали самопальные электронные ключи - в одну сторону точка, в другую тире, но это от лукаваго am
            1. tralflot1832
              tralflot1832 31 января 2021 22:10
              +3
              Да профи делали не запрещалось,у меня был обыкновенный.Надо было на дембель скрутить ,родным стал.После армии ,в море пошел ,динамики судовой трансляции по наводке радиостанции морзянкой трещали,долго еще автоматом чужие радиограммы читал,на подсознании.Но в маркони не пошел,лучше в холодильщики они толстые и ленивые. good
              1. Gato
                Gato 31 января 2021 22:20
                +3
                на подсознании

                Это да.. профдеформации. У меня потом долго почерк был, как у врача и привычка писать V вместо Ж. Когда появились компьютерные мыши, рука автоматом хватала ее как ключ, да и намертво вбитая привычка работать кистью, а не пальцами мешала laughing
                1. tralflot1832
                  tralflot1832 31 января 2021 22:50
                  0
                  У меня Ж это - палочка ,З - /.V не помню ,скорее Ф.Почерк испорчен на всю жизнь,до сих пор буквы не соединяю.
                2. tralflot1832
                  tralflot1832 1 февраля 2021 00:03
                  +1
                  Доброй ночи,а как давно вы служили?
                  1. Gato
                    Gato 1 февраля 2021 00:09
                    +1
                    Если вопрос ко мне - срочную 86-88 КЗакВО, на дмб ушел замком взвода связи. Офицерскую - уже в других родах до 2008.
                    1. tralflot1832
                      tralflot1832 1 февраля 2021 00:13
                      +1
                      Конечно к Вам.Вы молодец жизнь армии посвятили.А я с моря ушел в 2007 году.В 2011оформил пенсию,в полста лет и до сих пор работаю. good
                      1. Gato
                        Gato 1 февраля 2021 00:27
                        +6
                        жизнь армии посвятили

                        Ну не стоит так уж пафосно, просто семейная традиция, других вариантов даже не рассматривалось. После школы поступал в авиационное училище, но пролетел по медкомиссии, поступил в Киевский политех - родители были в шоке. После 1 курса отслужил срочную (тогда брали студентов), потом работал в оборонке, а в 92 все стало рушится, мне как хорошему спецу предложили под погоны - сразу же согласился, а потом пошло-поехало, академия, то-се. Еще на службе занялся IT и программерством - вот теперь тоже работаю, детей учить надо. Старший сын пошел почти по стопам - учится на военного медика. Вот так как-то...
                      2. tralflot1832
                        tralflot1832 1 февраля 2021 00:59
                        +2
                        У меня тоже были проблемы,хотел быть Капитаном,не Майором.Не сраслось зрение,тогда с этим было строго.На место 14 кандитов.Подделали подпись окулиста,и попался.Статья грозила,окулист вошла в положение,меня родители выгнали во время разгвора с окулистом.Но вышли из кабинета,батя отдал книжку со словами капитаном ты не будешь ,но механиком будешь.Пойдешь на рефа.Я этой женщине по гроб жизни обязан.В армию ушел почти в 20 лет,когда призыв я в море.Кепы не отпускали.Повидал мир сначала за счет государства ,а потом за счет конторы.Очень повезло хозяин ,бывший капитан,хотя бывших не бывает,держался до конца.А память у него была отче наш.Ходил без охраны или мы ее не видели.Всегда здоровались,пару очень дежурных фраз.Но я никогда ноги не пилил.На пенсию переехал в Сочи.И тут Олимпиада,мой звездный час.Весь мой опыт пригодился.Поднялся выше крыши.Опыт не пропьешь.Счас живу за счет ,в смысле работаю,человека которой помнит добро.А так все прекрасно ,корабли с берега на много красивше выглядят .Дважды женат ,обоим сыновьям дал образование.
          2. Andrey.A.N.
            Andrey.A.N. 31 января 2021 23:22
            0
            С ключа работают только ради спортивного интереса, лет пятьдесят как уже.
            1. Gato
              Gato 31 января 2021 23:26
              +3
              С ключа работают только ради спортивного интереса, лет пятьдесят как уже.

              Эх, молодежь laughing
              Мы конечно уже старые хрычи, но 28-30 групп на слух еще принять могём (если вам это о чем-то говорит)
          3. Uncle Lee
            Uncle Lee 1 февраля 2021 05:12
            +2
            Цитата: Gato
            электронные ключи - в одну сторону точка, в другую тире

            А Вы на вибре работали ? Я на нем танец маленьких лебедей выпиливал...
            1. Gato
              Gato 1 февраля 2021 10:17
              +2
              Не, я на ключе в основном и телефонией 50/50. На вибре совсем другая техника, менее энергозатратная laughing Например, чтобы передать SOS на ней надо сделать 3 движения, а на ключе - 9.
              1. Uncle Lee
                Uncle Lee 1 февраля 2021 10:24
                0
                Согласен ! hi Я позже с вибры перешел на электронный ключ...Но там уже такой красоты не было - тире и точки имели фиксированную длину. Типа датчика Морзе. Но и у каждого был свой почерк. Николай Варламович Горяев, еще военный радист, передал нескольким выпускам радистов свой почерк ! Нас даже береговые радистки путали...Вот.
        2. борис эпштейн
          борис эпштейн 1 февраля 2021 16:14
          0
          Для того, чтобы не набирать одним пальцем, учили класть пальцы на средний буквенный ряд. Указательный палец левой руки-на букву А, указательный палец правой руки на букву О.Большие пальцы обслуживали пробел, левый указательный палец обслуживал А, П, М, С, правый указательный обслуживал Р, О, И, Т.Остальные-свою букву и на букву ниже и выше. Так обучали радиотелеграфистов и телеграфистов.Но были у нас и универсалы-ребята, учившиеся до армии на станциях Юных техников и в школах ДОСААФ. Те классно работали как на ключе, так и на датчике кода Морзе.
      3. Комментарий был удален.
        1. tralflot1832
          tralflot1832 31 января 2021 23:35
          +1
          В клаве вышел из строя какой ни будь транзистор.Чем будем передавать приказ о наступлениибудете?Остается только открыть кунг и прокричать наступаем ,а дальше застрелится.А я двумя проводками передам.И для проверки вы связист или кто,Простучите МУХА ,что оно вам напомнит!
          1. борис эпштейн
            борис эпштейн 1 февраля 2021 16:16
            +1
            Клич на стадионах. Но не Оле-Оле. До него.
            На эту тему есть анекдот. В Харькове был Институт радиоэлектроники-ХИРЭ. В нем был факультет радиолюбителей. Сидит профессор на экзамене и стучит пальцами по столу. Один из студентов срывается и с открытой зачеткой к столу. Получает отлично и довольный уходит. Срывется второй, получает уже хорошо.
            А профессор стучал морзянкой: "Кто первый подойдет-получит пять. Второй-четыре."
      4. ccsr
        ccsr 1 февраля 2021 14:12
        +1
        Цитата: Gato
        но настоящие радисты его презирали - только механический ключ, только хардкор.

        А в некоторых местах было запрещено на ключе работать - только в аварийных случаях разрешалось. Так что ситуация не везде одинаковые.
        1. Капитан Пушкин
          Капитан Пушкин 1 февраля 2021 21:31
          +1
          Цитата: ccsr
          А в некоторых местах было запрещено на ключе работать - только в аварийных случаях разрешалось.

          Как раз в таком месте служил.
      5. lirik
        lirik 21 февраля 2021 13:58
        0
        А я работал и ДКМ, и электронным ключом. Мне разрешили. Скорости были неимоверные и обмен(нагрузка) были такими, что с кресла радиста было встать трудно, а глаза слезились и руки уставали писать и передавать... Но какой был кайф!
    2. alex tsk
      alex tsk 1 февраля 2021 17:22
      0
      Ага,ДКМ.стоял у меня в р161 мб)
  8. zenion
    zenion 31 января 2021 20:58
    +1
    Её называли вибра и на ней работали пестукивая на контакты в стороны. Нам строго запретили пользоваться ими. Для этого было специальное устройство, которое от работы ключа записывало всё точками на ленту. Потом ставили эту ленту в специальный аппарат и вся передача вылетала за пару секунд.
    1. tralflot1832
      tralflot1832 31 января 2021 21:12
      +1
      Я был радист радионаправления установить связь и сдать канал на аппаратуру ЗАС.Или получить боевой или учебный сигнал и его подтвердить,если память не изменяет морзе РК передать.На это и ключа хватит,но 5 ку и х я ковырял ,все знали кто на ключе.
      1. Andrey.A.N.
        Andrey.A.N. 31 января 2021 23:36
        0
        Ключ продает почерком, датчиком удобней, по кнопке проще ударить, чем стучать каждый знак. Там с китайцами такая матерщина в эфире бывает, не детская, говорят.
      2. Andrey.A.N.
        Andrey.A.N. 31 января 2021 23:50
        -1
        Я тебе даже уточню, ты похоже нес службу на узле связи в рядовом положении. Кстати ты наверное в курсе, кодами можно сказать все, и про батюшку, и про матушку.
        1. tralflot1832
          tralflot1832 31 января 2021 23:52
          0
          А как эта таблица называется?
      3. Yngvar
        Yngvar 1 февраля 2021 05:57
        +1
        Cдать канал в ДЧТ-500 на телеграф?
      4. Ua3qhp
        Ua3qhp 2 февраля 2021 20:49
        +1
        БП 630?
        При определенном навыке можно различать операторов, кто на АДКМ работает. Но там не почерк, а манера общения различается.
    2. tralflot1832
      tralflot1832 31 января 2021 22:53
      0
      Подводник?
      1. tralflot1832
        tralflot1832 31 января 2021 23:40
        0
        Кому как ,клава по закону Мерфи дает сбой ,переходим на ключ!Было проходили,с Рубином работал.Точки пулеметной очередью шли.
      2. Ua3qhp
        Ua3qhp 3 февраля 2021 11:46
        +1
        Подземник.
    3. Andrey.A.N.
      Andrey.A.N. 31 января 2021 23:41
      -1
      Извини, но мне ты про это гонишь зря.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 31 января 2021 23:43
        0
        Кто такой Рубин?
        1. Капитан Пушкин
          Капитан Пушкин 1 февраля 2021 21:34
          +1
          Цитата: tralflot1832
          Кто такой Рубин?

          Это знают те, кто работал на штаб округа или штаб армии.
          1. tralflot1832
            tralflot1832 1 февраля 2021 23:44
            0
            Я на штаб армии работал,поэтому и знаю! hi
            1. Капитан Пушкин
              Капитан Пушкин 2 февраля 2021 11:03
              0
              Цитата: tralflot1832
              Я на штаб армии работал,поэтому и знаю! hi

              Тогда и "кто такой" "Колибри", тоже, наверное, не забыл.
              1. tralflot1832
                tralflot1832 2 февраля 2021 11:06
                0
                Помню была такая птичка в радиоданных,но кто это уже забыл! feel
                1. Капитан Пушкин
                  Капитан Пушкин 2 февраля 2021 11:31
                  +1
                  Колибри брат-близнец Рубина.
                  1. zenion
                    zenion 5 февраля 2021 21:56
                    -1
                    Служил в авиации и у нас начальство шло под кодами начиная с 001 и выше.
    4. Andrey.A.N.
      Andrey.A.N. 31 января 2021 23:56
      -1
      Ты ЗАСовец, у тебя в принципе, все было зашифровано. Наверное путал бес из 8 отдела, как срубить бабло на документах.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 1 февраля 2021 00:05
        0
        Вопрос кто такой Рубин.Он для всех одинаков.
        1. ccsr
          ccsr 2 февраля 2021 12:09
          0
          Цитата: tralflot1832
          Вопрос кто такой Рубин.Он для всех одинаков.

          Позывной главного узла в минобороны. Кто работал со 105 ну никак на него выйти не мог...
          1. tralflot1832
            tralflot1832 2 февраля 2021 21:09
            +1
            У меня другая была станция,а у соседа по посту Р105.Дивизионная сеть,служба была у него не сахар.Сменами мог передовать "портянки" в части при помощи датчика Р 010.Брест из Галле часто слышали,но прохождение было только в одну сторону.А мне за радионаправление под контролем два раза отпуск обьявляли,но ни разу не сьездил.Замены не было,у офицеров тоже не получалось,был такой период в месяц.Когда они меня подменяли,там нюансов много было ,"старушка"радиостанция моего года рождения,ГСВГ 81 83 г.Позывной Калуга.
    5. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 2 февраля 2021 11:14
      +1
      Цитата: zenion
      было специальное устройство, которое от работы ключа записывало всё точками на ленту. Потом ставили эту ленту в специальный аппарат и вся передача вылетала за пару секунд.

      Была в своё время радиостанция для десанта. Сообщение набивалось на перфоленту и при вращении рукоятки шло в эфир. Вращаешь в одну сторону - 13 групп в минуту, в другую - 200 групп в минуту.
  • Alien From
    Alien From 31 января 2021 20:25
    +4
    Спасибо за статью и за будущий цикл подобных статей) интересно и ностальгия) пишу с Самсунга lol hi
    1. Gato
      Gato 31 января 2021 21:35
      +5
      пишу с Самсунга

      Подключенного к выносной Р-105 шоб не запалили? laughing hi
      1. Alien From
        Alien From 31 января 2021 21:40
        +1
        Чтобы мощность была lol
  • paco.soto
    paco.soto 31 января 2021 20:27
    +3
    Благодарю Вам Володин. Бесценная рубрика будет "музейный экспонат", а если ещё отмодеровать унылых коментаторов - генералов армии из одноклассников, чтобы не троллили ,воруя время на прочтение сдесь.
    1. Andrey.A.N.
      Andrey.A.N. 1 февраля 2021 00:17
      -2
      Понимаете, если вы начнёте редактировать, по своему усмотрению, станете тем, что вас сейчас раздражает. Мы тут вроде и не безбилетники зайцами, если лично никому вред не делаем, то получается что пробиваем свою точку зрения с помощью партнёров, и их позицию пробиваем. Это не преступно, преступно по статьям Конституции обращаться с чужими личными данными, без согласия хозяина.
  • Unknown
    Unknown 31 января 2021 20:28
    +8
    Да ностальгия , время бежит. Пошутим немного, вспомним молодость ....... ,, Морда в мыле, ж....... в грязи. Вы откуда? Мы из связи,, .
    1. Капитан Пушкин
      Капитан Пушкин 31 января 2021 20:39
      +6
      Цитата: Unknown
      Вы откуда? Мы из связи,, .

      Да, да... Всё пропьём, но связь не опозорим!
      1. fif21
        fif21 31 января 2021 23:03
        +2
        Цитата: Капитан Пушкин
        Да, да... Всё пропьём, но связь не опозорим!

        Цитата: Капитан Пушкин
        Да, да... Всё пропьём, но связь не опозорим!

        За связь без брака! wassat
    2. tralflot1832
      tralflot1832 31 января 2021 20:40
      +6
      Я уж и не помню сколько метров провода было на катушке ?При сдаче задачи надо было установить связь по одной из раций ,выскочить с катушкой присоеденить ее к телефонным выходам ,пробежаться на всю длинну провода ,подсоединить ТА 57.ОБменяться по телефону сигналами,типа :Кухня,кухня я шакал ,прием!Получив ответ ,все обратно смотать .Весело было!Молодые были ,2 года легко отслужил,а то девченки бы замуж не пошли ,если в армии не служил.Родители невесты бы не дали.!
      1. Gato
        Gato 31 января 2021 20:55
        +3
        Я уж и не помню сколько метров провода было на катушке ?

        Теоретически должно было быть 500 м, в реале больше 200 никогда не было - связюки тяжести таскать не любили.
    3. Gato
      Gato 31 января 2021 21:04
      +5
      Морда в мыле, ж....... в грязи.

      Реальность была не столь трагична. Созерцание из теплого кунга Р-142 карабкающихся на 200-метровый холмик горных стрелков навевало философские размышления на тему "умный в гору не пойдет" laughing
      1. tralflot1832
        tralflot1832 31 января 2021 21:20
        +3
        А уж из окошка дивизионного узла связи в Галле ,смотреть как дивизия на учения срывается вообще кайф.Можно сказать отпуск,тишина на неделю,а если в летние лагеря то больше. good
    4. Морской Кот
      Морской Кот 31 января 2021 22:13
      +7
      На разборе учений авиация получила "пятёрку", танкисты -- "четыре", а связь вообще отличилась -- её никто не ругал.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 1 февраля 2021 01:19
        +2
        Этож точно .Она просто должна быть.До сих пор не поиму зачем я был нужен.81 83 год,виды связи :тропосферка,спутниковая,радиорилиенейная связь ,линейная связь.
    5. fif21
      fif21 31 января 2021 22:48
      +1
      Цитата: Unknown
      Мы из связи,, .

      Стук в дверь. Кто там? Связисты. Дверь открыли....... И что ? Что ,что - связали ! hi
    6. борис эпштейн
      борис эпштейн 1 февраля 2021 16:32
      0
      Ну это больше о линейных надсмотрщиках, ВУС-100. Катушка с кабелем, телефон ТАИ-43 (если ТА-57-то кайф), сумка с инструментом, автомат, штык-нож, подсумок с двумя снаряженными магазинами, каска, лопатка, противогаз.
  • Капитан Пушкин
    Капитан Пушкин 31 января 2021 20:33
    +1
    Одна из причин разгрома армии Самсонова в Восточной Пруссии в Первую Мировую, были переговоры командования армии по радио - немцы слушали и делали выводы о планах.
    1. tralflot1832
      tralflot1832 31 января 2021 21:01
      +2
      А когда в 68 году Прагу брали ,в прямом эфире через чеченцев общались,тот еще ЗАС.
      1. Капитан Пушкин
        Капитан Пушкин 31 января 2021 21:05
        +2
        Цитата: tralflot1832
        А когда в 68 году Прагу брали ,в прямом эфире через чеченцев общались,тот еще ЗАС.

        Американцы во Вторую Мировую для этих целей эскимосов использовали.
        1. Вольнопёр
          Вольнопёр 31 января 2021 21:59
          +6
          Цитата: Капитан Пушкин
          Цитата: tralflot1832
          А когда в 68 году Прагу брали ,в прямом эфире через чеченцев общались,тот еще ЗАС.

          Американцы во Вторую Мировую для этих целей эскимосов использовали.


          stop Поправочка. Не эскимосов а индейцев из племени навахо.
          На основе тех событий, в 2002 году, снят фильм «Говорящие с ветром» (англ. Windtalkers).

  • paco.soto
    paco.soto 31 января 2021 20:36
    +3
    Полный офтоп сейчас: оказывается , как сейчас необходимо увидеть что-то ценное и толковое, чтобы подумать и вспомнить прошлое . Благодарю !
  • Gato
    Gato 31 января 2021 20:41
    +5
    Аааа... аж потеплело на душе и заломило в спине. У меня во взводе была парочка, использовалась исключительно для ориентации телевизионных антен в ДОСах - один маркони крутит антену, второй подает сигнал при наилучшем изображении.
  • Авиатор_
    Авиатор_ 31 января 2021 20:44
    +3
    Ламповая! Ей нипочём ионизирующие излучения. Помню серию в журнале "Радио" за 1968 год, там про неё тоже было.
  • zenion
    zenion 31 января 2021 20:50
    +4
    Нас учили, что когда абонент вас услышал, нужно поставить усиление на минимум прослушивания. То есть, если связь оценивалась на пятёрку, то нужно было понизить на тройку. Никто лишний не должен был слышать связь. Кроме того, никто не говорил, что это радиостанция, а называли её рация. Радиостанция на которой я работал, была мощная и в инструкции было написано - дальность связи, беспредельная. А эти рации стояли в классе. Там же обучались девушки. Мы любили кусок проволоки в изоляции прикрепить к стулу, что бы не было видно. При нажатии на ключ, возникало ощущение, что под задом ползает червяк, или несколько муравьёв. Конечно мощность была такая, что неонка даже не реагировала. Но взяв в руки чувствовалось что исходит тепло, покалывание, как будто языком проверяешь квадратную батарейку, или она ещё годная.
  • Avior
    Avior 31 января 2021 20:54
    +3
    Ностальгия просто:)
    У нас использовалась для связи в колонах и для других служебных целей, в автомобилях боевых стояла. Работала телефоном километров на 5-7 на куликовку.
  • Морской Кот
    Морской Кот 31 января 2021 21:07
    +4
    У нас на "Полстачетвёрках" стояла Р-105, слушали музыку и китайскую пропаганду. Шлемофон вывернул и на башню -- вполне себе радиоточка. smile
    1. Undecim
      Undecim 31 января 2021 22:54
      +5
      На Т-54 стояла 10 РТ-26.

      Потом Р-112, Р-113.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 31 января 2021 23:00
        0
        Ошибаетесь, Вик, именно "стопятые", достаточно хорошо помню.
        1. Undecim
          Undecim 31 января 2021 23:21
          +4
          Р-105 в танке - ни к селу, ни к городу. У нее даже частоты другие, с танковыми не совпадают. У нас в парке Т-54 было с десяток, даже командирский, с двумя радиостанциями. Но Р-105 тягала исключительно пехота.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 31 января 2021 23:34
            +1
            Не знаю, я получил машину с капиталки из Нижнего Тагила в 68 году, что на ней стояло о том и пишу. Не думаю, чтобы у меня так перемкнуло память.
            1. Undecim
              Undecim 31 января 2021 23:45
              +3
              Ни в коей мере не подвергаю сомнению Вашу память, но сейчас пролистал еще раз формуляр - никак она в танк "не ставится".
              1. Морской Кот
                Морской Кот 1 февраля 2021 00:28
                +1
                Ну, что делать, вообще-то я Вам доверяю, но вот засел в памяти номер 105 и куда деваться?
                1. Undecim
                  Undecim 1 февраля 2021 00:47
                  +2
                  Даже не знаю, что Вам сказать. Может кто из танкистов дополнит.
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 1 февраля 2021 00:51
                    +2
                    Чёрт, я уже сам начал сомневаться, вот высплюсь, наконец, обязательно Вам по этому поводу напишу. А тут ещё полная луна, как назло, я и так сам хожу как лунатик с недосыпу. Ладно, спокойной Вам ночи, до связи.))
                  2. Морской Кот
                    Морской Кот 1 февраля 2021 16:09
                    +1
                    Вик, я проспался. Вы абсолютно правы, это Р-113. Не знаю с какого лешего меня так перемкнуло, наверное уже маразм подступает. laughing
                    Приношу свои извинения за этот дурацкий спор. drinks
                    1. Undecim
                      Undecim 1 февраля 2021 16:10
                      +2
                      Это не спор, это дискуссия. Все ошибаются.
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 1 февраля 2021 16:12
                        +1
                        У меня даже не ошибка, меня "перемкнуло", а это пугает.

                        Я там еще Вам в личку черкнул.
                      2. Undecim
                        Undecim 1 февраля 2021 16:51
                        +2
                        Да, я читал. Не берите близко к сердцу.
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 1 февраля 2021 16:54
                        +1
                        Постараюсь, но обидно. smile
            2. Капитан Пушкин
              Капитан Пушкин 1 февраля 2021 21:42
              +4
              Цитата: Морской Кот
              засел в памяти номер 105 и куда деваться?

              Одному пареньку засел номер Р-110 и он написал кому-то, что бегает с этой рацией за плечами кроссы. А про эту писулю узнали. Завели бойца в класс, где стоял передатчик Р-110, выдвинули из передатчика блок питания и предложили ему этот блок приподнять на несколько сантиметров...
              Так что Ваш случай не такой тяжелый...
              1. Морской Кот
                Морской Кот 1 февраля 2021 21:56
                +1
                Спасибо, почитал Вас и испытал неизъяснимое облегчение. Повезло. smile drinks
      2. Деревенский я......
        Деревенский я...... 1 февраля 2021 12:45
        +1
        Были ещё радиостанции Р-109 и Р-114, копии Р-105, но у них был смещён диапазон, чтобы работать в одной сети с Р-113 и Р-123, для связи пехоты с танкистами.
        1. Undecim
          Undecim 1 февраля 2021 12:55
          0
          Да, были такие, отличались только частотами.
          Р-105М: 36.0-46.1 МГц,
          Р-108М: 28.0-36.5 МГц,
          Р-109М: 21.5-28.5 МГц.
          Но зачем ее в танк ставить?
          1. Деревенский я......
            Деревенский я...... 27 апреля 2021 20:42
            +1
            Эти радиостанции на танки не устанавливали, но доукомплектовать могли. Для связи со случайно подвернувшимися пехотинцами-десантниками, при танковых атаках, для уничтожения скучающих с гранатомётами солдат противника и координации действий в бою.
  • Emil Mamedoff
    Emil Mamedoff 31 января 2021 21:14
    +6
    Я служил в войсках связи Азербайджана (2012 январь - 2013 июль) полтора года. У нас были системы связи Турецкой Aselsan и Израильские грузовики связи Tadiran Communication.
    Я каждое утро в 6:50 подключал нашего командира ВЧ в корпус и в МО, чтоб он докладывал последние нововсти по нагорному карабаху. При помощи радиостанции 240 ЗАСС (Засекреченный.) Когда я уволился помню уже 85% нашей связи было израильским Tadiran Communication..


    Войска связи лучшие !!
  • bk0010
    bk0010 31 января 2021 21:39
    +1
    Нас пугали, что цена этой штуки, как у Жигулей. Кто-нибудь знает, правда ли это?
    1. Gato
      Gato 31 января 2021 21:55
      +2
      цена этой штуки, как у Жигулей. Кто-нибудь знает, правда ли это?

      Нет, не правда. У нас в 1987 на учениях Кавказ ПНШ пролюбил аналогичную Р-109 - с него высчитали 3 оклада. Этот враг народа умудрился утопить ее на рыбалке.
    2. Вадим Ананьин
      Вадим Ананьин 31 января 2021 21:56
      0
      Шутишь ?! Такого я не слышал никогда.
  • Егоза
    Егоза 31 января 2021 22:14
    +1
    Спасибо, Алексей! Сколько сразу воспоминаний!
  • Филин
    Филин 31 января 2021 22:36
    +1
    В начале лета 1987 года, я во время выхода в Тарский учебный центр ОрджВОКУ, примерно 10 километров протаскал Р-105, очень тяжелая и неудобная ротная радиостанция. Может быть мне так показалось, так как я был первокурсником, но потом и 107-е, и 159-е носились удобнее.
    1. Gato
      Gato 31 января 2021 23:05
      +1
      примерно 10 километров протаскал Р-105

      Ох и не любило вас командование laughing
      В том же году мы бегали с Р-126: дальность связи никакая, зато и вес всего около 3 кг
  • Andrey.A.N.
    Andrey.A.N. 31 января 2021 23:15
    0
    Да ясен пень, пасут, надо делать поправки, использовать, тех кто сунул нос, тоже надо.
  • paco.soto
    paco.soto 31 января 2021 23:19
    0
    Морда в мыле, ж....... в грязи. Вы откуда? Мы из связи,, .©©
    Прошу прощения за комментарий: жопа в мыле морда в грязи - было тогда погоняло связистов перед учениями и во время учений.

    С уважением Вам!
    1. Gato
      Gato 1 февраля 2021 01:05
      +3
      ж....... в грязи. Вы откуда? Мы из связи

      А вот вам дразнилки в качестве алаверды, шоб не задевали аристократию am laughing :

      - Морда в мыле, в .опе ветки. Вы откуда? Из разведки!
      - Ж..па в мыле, ..й в тавоте, но зато - в военном флоте!
      - Пока танкист возился с траком, связист ... дальше в рифму неприлично и обидно
      - Вечно грязный, вечно потный ходит офицер пехотный
      - Вечно пьяный, вечно сонный ходит авиационный
      - С половой в глазах тоской ходит офицер морской
      - Вышла цель из облаков - разбудите ...ов!
      - Лежит недвижимо солдат ПВО: не пулей убит - залюбили его!
      - Что снится ночами солдату стройбата? Он даже во сне обнимает лопату!
  • U-58
    U-58 1 февраля 2021 03:44
    -1
    3-5 км?. Пацаном походил в радиокружок , так там была 105-ка, на которой старшие товарищи связывались с любителями городов в округе км 400- 600 (если я правильно помню).
    Правда, на крыше была целая конструкция поворотных антенн
    1. Деревенский я......
      Деревенский я...... 1 февраля 2021 13:13
      +1
      Мало вероятно, так как 400-600 км находятся в "мёртвой зоне". 1400 - 1600 км скорее всего. Как то в 1967 году во время хорошего прохождения, прямо с рабочего стола для ремонта радиостанций, связался из Кандалакши с гор. Грозный, используя антенну Куликова на радиостанции Р-108. Все присутствующие были ошарашены, но против факта не попрёшь, хи, хи, мои "акции" резко возросли после этого.
  • 41-й регион
    41-й регион 1 февраля 2021 04:25
    +1
    Опыт интересный проводили. Два человека с Р-105 стоят на расстоянии 200 метров по разные стороны трубопровода большого диаметра, смонтированного на высоте около 2-х метров. Видимость прямая, связи нет. laughing
    Потом такой же эксперимент с Р-159 (круть неимоверная по тем временам, 1986 г.) - связь есть.
    1. Ua3qhp
      Ua3qhp 2 февраля 2021 20:59
      0
      Так у 159 станции мощность на порядок больше. Но тяжелая... жесть.
      1. 41-й регион
        41-й регион 3 февраля 2021 10:29
        0
        Мощность выше - 5 Вт, против 1 Вт. Вес практически такой же, но Р-159 таскать удобнее.
        1. Деревенский я......
          Деревенский я...... 27 апреля 2021 21:08
          0
          Хи, хи, сейчас у меня привинчена к полке над рабочим столом дома "OPTIM-778" , так у неё вообще 50 Ватт на передачу, а вес, чуть более килограмма, правда антенна во дворе серьёзная, стационарная и громоздкая. Так называемая "Гражданского диапазона", но те частоты, на которых раннее работали, в армии, перекрывает. Как беру гарнитуру в руку, так сразу припоминается Р-108, Р-105 (мать её).
  • nikvic46
    nikvic46 1 февраля 2021 07:49
    +1
    Главное,здесь надпись красной краской.Передатчики совершенствовались.Можно за секунду выпустить информацию, а получатель на нужной скорости все прослушает. Главное-враг подслушивает.Все метрические параметры,начиная со здоровья советского человека и кончая погоды и географических карт,было засекречено.Сейчас Гугл из американского города скажет ваше место жительства и покажет дом,где вы живете. Но он не покажет того,что он еще о тебе знает.
  • dgonni
    dgonni 1 февраля 2021 10:21
    +1
    Кто долбётся в дождь и грязь? Наша доблестная связь!
  • Комментарий был удален.
  • Кушка
    Кушка 1 февраля 2021 13:50
    +1
    Вы не поверите, но эти 105-ки еще и на
    гражданке отпахали. В ВС пошли 107-е и 108-е.
    а 105-е в 1974-м все свезли в таксопарки в "конверсированном"
    виде - вся передняя панель (включая надпись) была снята,
    т.е. верьерное устройство (настройка частоты) было удалено -
    р/ст была настроена на одну волну. Оставили небольшой
    трубчатый триммер со шлицем под отвертку для точной
    подстройки. Причем, внешний вид был у них, как у той, что
    на фото - видно было, что на "срочной" им хорошо досталось.
    Мы, замотав их в старые камеры, засовывали в багажники
    ГАЗ-24, куликовку ставили на задний бампер. Вместо гарнитуры
    в салон вытягивалась тяжеленная "труба" с тангентой.
    Это было начало радиофикации такси в СССР. Эти Волги
    работали с двумя водителями в две смены. Они возили,
    например, рожениц, по вызову с окраин, а это значит туда
    педаль в пол и в роддом педаль в пол, а вместо дорог
    одни направления. И ничего, 105-ки выдерживали. Когда
    частота сползала, таксист подгонял Волгу задом к окну,
    мы на окно ставили типовый приемник УКВ с прибором
    в частотном дискриминаторе (что то вроде газоновского
    апперметра - -15 0 и +15) Засовывали отвертку в триммер
    и глядя в окно, выводили отклонение частоты на 0, и снова
    в бой. Умели деды наши делать боевую технику.
  • Костадинов
    Костадинов 1 февраля 2021 18:18
    0
    Цитата: Gato
    Гы, на УКВ много голосов не наловишь.

    Питались не раз что то говорить, но их легко узнавали - голос другой и сила звука слабее.
  • faterdom
    faterdom 1 февраля 2021 23:43
    0
    Самое, что следовало беречь из комплекта этой и ее преемницы Р-105М - это была гибкая тросиковая антенна (куликовка) - ну очень уж к рукам липла, в качестве эдакого компактного, но довольно эффективного в умелых руках холодного оружия.
    Как-то с хранения передавали со склада в создаваемые тогда дорожно-строительные бригады (программа "Дороги нечерноземья" при Горбачеве) несколько сотен таких радиостанций, так вот антенн в них было дай бог, если четверть необходимого количества, все было растащено за предыдущие десятилетия хранения.
  • Andycomm
    Andycomm 17 февраля 2021 20:04
    0
    Девайс "смерть врагу" - наверни им, реально неубиваемым, по холке супостату - тут тому сразу и трендец. А вот самому эту тяжесть таскать...
    Самое обидное, что львиная доля тоего тяжкого веся - батарейный блок...