Военное обозрение

Энергетика 2.0 и «Водородная долина» России

113

Предыдущая моя статья об использовании водорода в качестве топлива будущего была написана два года назад. Многие в комментариях тогда скептически отнеслись к моим прогнозам. Одни шутили, мол, всё это научная фантастика, несбыточное «прекрасное далёко». Другие пугали катастрофой американского дирижабля «Гинденбург», произошедшей в мае 1937 года.


Но после трагедии на авиабазе Лейкхерст прошло уже более 80 лет. Изменились технологии и материалы, на порядок повысился уровень безопасности применения водорода. Каждый из нас хоть раз проехался в маршрутном автобусе на газе. Некоторые переоборудовали своё авто, поставив газовые баллоны. И все живы.

Действительно, в чём-то скептики оказались правы, так как существующая монополия углеводородного топлива, видимо, до последнего времени блокировала все водородные проекты. Но мир не стоит на месте. И мои прогнозы по водородной энергетике начали сбываться, обретая реальные очертания. А конфликт интересов углеводородной монополии с водородным топливом сегодня исчерпан.

За последние 15–20 лет мировой рынок водорода вырос с 40 миллионов до 12 миллиардов долларов США. По прогнозам Bank of America отрасль водородного топлива скоро выйдет на рынок стоимостью 11 триллионов долларов. Ключевые страны-игроки этого рынка: Канада, США, Китай, ЕС, Япония, Корея.

В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, целый ряд стран объявил о своих планах декарбонизации или «нулевого выброса» в атмосферу углекислого газа до 2050 года. В их планах – отказ от использования угля, нефти и газа, тогда как водород – это реально альтернативное топливо для достижения 100 % отсутствия углерода.

Оказалось, что сократить выбросы на 80 % сложно, но можно. А вот значительная дороговизна ликвидации оставшихся 20 % стала тем самым «камнем преткновения» всех программ декарбонизации.

Международная консалтинговая компания Wood Mackenzie, занимающаяся глобальными исследованиями в энергетике, объявила 2020-е «десятилетием водорода». А Европа в июле прошлого года приняла «Водородную стратегию ЕС». Так называемая «Инициатива 2х40 ГВт» от ассоциации «Водородная Европа». К 2030 году они планируют развертывание 40-гигаваттных электролизеров, производящих «зеленый» водород, и еще столько же водорода хотят экспортировать из соседних стран. Австралия, Япония, Китай, Канада и несколько штатов США тоже заявили о стратегии использования водорода в качестве топлива с нулевым выбросом.

Страны-лидеры производства водорода обещают в течение шести лет нарастить его производство в 50 раз.

Недавно созданный международный консорциум энергогигантов Green Hydrogen Catapult тоже планирует к 2026 году создать 25-гигаваттное производство «зеленого» водорода, одновременно снижая его стоимость до 2 долларов за килограмм. Участниками консорциума стали компания IPP ACWA Power из Саудовской Аравии, разработчик морских ветроэнергетоустановок Orsted, китайский производитель ветряных турбин Envision и итальянская газовая компания Snam.

Из доклада Bloomberg «Перспективы водородной экономики»:

«2050 году 24 % мировых потребностей в энергии будет покрывать водород, а его цена снизится до уровня сегодняшних цен на газ».

Другими словами – потребление водорода будет расти пропорционально снижению стоимости его производства.

«Водородная долина»


Наша страна тоже не осталась в стороне от мировых трендов.

В 2015 году Россия «вступила в игру», подписав рамочную конвенцию ООН, предполагающую кратное сокращение выбросов углерода при производстве электроэнергии на ближайшее десятилетие. Летом прошлого года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил «Энергетическую стратегию Российской Федерации до 2035 года», в которой отдельным пунктом прописана Водородная энергетика.

Задачи стратегии –

«развитие производства и потребления водорода,

вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту».

Планируется, что Россия в 2024 году будет экспортировать около 200 тыс. тонн водорода, а к 2035 году в 10 раз больше – порядка 2 млн тонн.
Вот так вот, ни много ни мало, а комплексное развитие водородной энергетики и вхождение страны в число мировых лидеров по его производству и экспорту, что в десятилетнем горизонте может составлять 10–15% мирового рынка водорода.

А вот «дорожная карта» плана развития водородной энергетики в России:

- В конце 2020 года разработана концепция развития водородной энергетики, а также меры поддержки для пилотных проектов по производству водорода.

- В начале 2021 года должны появиться стимулы для экспортеров и покупателей водорода на внутреннем рынке.

- Первыми производителями водорода станут «Газпром» и «Росатом». Компании запустят пилотные водородные установки в 2024 году – на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.

- В 2021 году «Газпром» должен разработать и испытать газовую турбину на метано-водородном топливе.

- До 2024 года «Газпром» будет изучать применение водорода и метано-водородного топлива в газовых установках (газотурбинных двигателях, газовых бойлерах и т.д.) и в качестве моторного топлива в разных видах транспорта.

- «Росатом» в 2024 году построит опытный полигон для железнодорожного транспорта на водороде. Речь идет о переводе поездов на водородные топливные элементы на Сахалине, о котором в 2019 году объявили РЖД, «Росатом» и «Трансмашхолдинг».


В ноябре 2020 года был создан российский консорциум «Технологическая водородная долина», который будет проводить исследования и разрабатывать водородные технологии. В созданный консорциум вошли: Томский политехнический университет, Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский государственный технический университет и Сахалинский государственный университет. Но к ним позже смогут присоединиться другие вузы и академические институты.

А вот и заказчики – российские компании, делающие ставку на водородную энергетику: «Газпром», «Гапромнефть», «СИБУР», «РЖД», «Северсталь», «Росатом», «НОВАТЭК». Скажем прямо, у нашей страны есть хорошая «фора» в виде собственных разработок и генерации водорода на АЭС, что позволяет нам нарастить производство водорода практически сразу.

Но, как говорится, есть некоторые нюансы…

Производство водорода


По способу производства водород принято разделять по цветам:

«Зеленый» водород (безуглеродный) – электролиз с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

«Желтый» водород (безуглеродный) – электролиз с использованием атомных электростанций (АЭС);

«Бирюзовый» водород (малоуглеродный) – пиролиз природного газа (метана);

«Голубой» водород (среднеуглеродный) – паровая конверсия метана (ПКМ) или угля с утилизацией CO2(CCS -и технология улавливания и захоронения углерода);

«Серый» водород (высокоуглеродный) – паровая конверсия метана с выбросом CO2;

«Бурый» водород (высокоуглеродный) – газификация или паровая конверсия угля.

Основные способы получения водорода и энергозатраты на его производство показаны на этом рисунке.

Энергетика 2.0 и «Водородная долина» России

Обратите внимание на каталитическое разложение метана в присутствии катализатора (нижняя строчка). Преимущество этого метода в отсутствии СО2 и СО в продуктах реакции, а также в образовании ценного продукта – нановолокнистого углерода (НВУ), применяемого сегодня во многих отраслях промышленности. Сейчас наши учёные работают над улучшением характеристик материалов, используемых в каталитических мембранных реакторах (КМР), отделяющих водород из газовых сред.

Мне даже попался экзотический способ получения «зеленого» водорода (в КМР) из сероводорода на дне Черного моря, где его потенциальные запасы могут достигать 3 млрд тонн.

Имеет место и технология двухстадийного получения «бурого» водорода.

I стадия – получение синтез-газа из нефтеотходов, жидких горючих отходов, твердых коммунальных отходов, биомассы, низкосортных и высокозольных углей, торфа, сланцев и др. ископаемых топлив.

II стадия – использование синтез-газа для получения тепла, электроэнергии, выделение водорода (в КМР).

В нашей стране были разработаны структурированные катализаторы, макеты реформеров и топливных процессоров для получения водорода и водородсодержащих смесей из различных жидких (дизель, биодизель, бензин, метанол, этанол и др.) и газообразных (метан, пропан-бутан, диметиловый эфир) видов топлива.

Так, например, в Китае промышленными масштабами «бурый» водород добывают из низкосортного угля и горючих сланцев. Но из-за этого сильно страдает экология и загрязняется атмосфера.


Метод электролиза


Электролиз воды – самый экологически чистый метод получения «зеленого» водорода, но пока и самый дорогой в мире. Стоимость выпуска электролизом PEM водорода для Европы оценивается в 3,93 евро за 1 кг.

В России для электролиза водорода идеально подходят мощности недозагруженных ГЭС, ВЭС или АЭС. Наличие такой присоединенной нагрузки как электролизное производство водорода очень выгодно для АЭС, так как обеспечивает работу станции на постоянном уровне мощности, сглаживая «синусоиду» нагрузки в периоды низкой загруженности.

В планах стратегии развития нашей атомной энергетики до 2050 года – производство 50 млн тонн водорода в год, что составляет 10 % его мирового потребления.

Идеальный вариант для пилотного проекта ГК «Росатом» – Кольская АЭС.


Энергозатраты на производство «желтого» водорода электролизным способом на АЭС составляют 6 кВт*ч на 1 куб. м водорода. Производительность до 83000 куб. м/ч водорода. Стоимость полученного водорода – 3 доллара за 1 кг. Правда, ещё под вопросом транспортировка водорода в Европу, да и генерируемый таким образом «желтый» водород может не пройти сертификацию в качестве «возобновляемого», что так важно для рынка ЕС.

Также «Росатом» организует «западный» и «восточный» водородный кластеры, чтобы обеспечить водородом внутренний и экспортные рынки Европы и Азии. Сейчас «Росатом» работает над технико-экономическим обоснованием двух перспективных проектов. Это запуск водородных поездов на Сахалине и экспорт российского водорода в Японию.

Надо признать, что электролиз пока ещё не способен обеспечить экономически выгодное производство водорода в требуемых объёмах. Сейчас во всём мире крупнотоннажное производство водорода осуществляется из природного газа по технологии паровой конверсии метана (ПКМ). Правда, при этом сжигается почти половина исходного газа, а в окружающую среду выбрасываются продукты сжигания. Зато газовики счастливы, их продукт востребован, из него можно получать недорогой «серый» водород и выгодно продавать его в больших объёмах.

Но если в технологии паровой конверсии метана (ПКМ) использовать тепло от высокотемпературного газоохлаждаемого реактора (ВТГР) или высокотемпературной газоохлаждаемой ториевой реакторной установки (ВГТРУ), то получаем отличный тандем по производству электроэнергии и «голубого» водорода. При этом экономится природный газ, электроэнергия и нет вредных выбросов в окружающую среду.

По этой схеме может быть разработана перспективная атомная энерготехнологическая станция (АЭТС), которая обеспечит масштабное производство экологически чистого «желтого» и дешевого «голубого» водорода, близкого по цене к стоимости природного газа. Так, только один модуль ВТГР с тепловой мощностью 200 МВт может обеспечить производство около 100 тысяч тонн водорода в год.


Хранение и транспортировка водорода


Из-за высокой «текучести» водорода его очень сложно транспортировать на большие расстояния, как, например, сжиженный природный газ (СПГ).

Проблема с перевозкой жидкого водорода в том, что молекулы вещества настолько малы, что могут просачиваться сквозь атомарную структуру металлического контейнера при температуре выше -253°C. Поддерживать такую температуру в большом объёме длительное время очень энергозатратно. Но есть ещё одна проблема – водородное охрупчивание и разрушение металлов под воздействием атомарного водорода. Ему подвержены даже высокопрочные стали, а также сплавы титана и никеля.

Сегодня хранить водород в больших объемах экономически невыгодно. Учёные ещё только разрабатывают эффективные и безопасные методы его хранения. Поэтому водород резоннее производить прямо на месте, а хранить только 10 % от потребляемого объёма, что означает непрерывный цикл его производства и потребления.


Не стоит забывать и о том, что даже в небольших пропорциях с кислородом образуется взрывоопасный «гремучий газ». Но этот эффект тоже можно купировать в метан-водородной смеси (МВС), которая остаётся безопасной даже с 30 % концентрацией водорода в ней.

Водород будет производиться из метана (или МВС) по запатентованной «Газпромом» технологии адиабатической конверсии метана (АКМ). Можно предположить, что доставку водорода в Европу планируется осуществлять таким способом и для этого срочно достраивается трубопровод «Северный Поток-2». Германия заинтересована в этом больше всех европейских стран, так как представила свою водородную доктрину, обязывающую страну полностью перейти на водород к 2050 году. СМИ пишут, что «Газпром» даже предложил принимающей стороне построить крупный завод по производству водорода в районе выхода на берег строящегося газопровода и даже обратный реверс СО2 из Германии.

Для транспортировки водорода в перспективе можно использовать жидкие обратимо гидрирующиеся органические соединения (LOHC), метанол, аммиак. Но про этом возникают такие проблемы, как токсичность «ароматов» и очень жесткие условия для обратной реакции.

Нашими учёными также разработаны ещё более эффективные способы хранения водорода. За основу взята уникальная способность твердых обратимо гидрирующихся металлов и сплавов на основе LaNi5 удерживать водород в своей структуре, причем плотность упаковки его атомов выше плотности атомов в жидком водороде.

Этот способ называется «интерметаллидное» хранение водорода. Уже изготовлены и испытаны интерметаллидные накопители (ИМН), доказавшие свою эффективность и надёжность. Для извлечения водорода из такого компактного хранилища потребителю останется просто его нагреть.

В заключении хочу вам представить ещё одну уникальную технологию нанокапиллярного хранения и транспортировки водорода (CNT), в основе которой заложен принцип разбиения структуры хранилища на миллионы независимых капилляров – микрообъёмов, или так называемая поликапиллярная матрица. Такие аккумуляторы водорода будут обладать рядом преимуществ: малый вес, компактность и взрывобезопасность.

Нанокапиллярная структура для хранения водорода под микроскопом

Топливный элемент и водородный двигатель


Основным преобразователем водорода в электрическую энергию остается твердооксидный топливный элемент (ТТЭ). Это устройство преобразует химическую энергию топлива (водорода) непосредственно в электрическую путем окисления кислорода без его сжигания.

Внутри ТТЭ молекулы водорода вступают в химическую реакцию с ионами кислорода, а на выходе получается электричество, тепло и водяной пар. Топливные элементы могут работать с различным углеводородным топливом: водородом, а также с метаном, бутаном или синтез-газом. Их электрический КПД достигает 60 %, а в перспективе 80 %, в то время как у тепловых, газотурбинных или атомных электростанций КПД порядка 40 %.


БТЭ-84 создан на основе твердополимерных топливных элементов, работает на синтез-газе (водороде) и воздухе с минимальным избыточным давлением – 0,004 кг/кв. см, номинальная мощность 6,5 кВт, диапазон напряжения 40–80 В, ток нагрузки 0–160А, рабочая температура +60 ºC, количество ТЭ – 84, масса – 72 кг.

Водород по энергетической эффективности в 3–4 раза превосходит традиционное топливо и впервые в качестве топлива для ДВС был применен в 1806 году. В СССР во время войны в блокадном Ленинграде водород тоже использовали на транспорте из-за нехватки бензина.

Разрабатываемый современный водородный роторно-поршневой двигатель (РПД) как таковой планируется устанавливать на электромобили в основном для увеличения их пробега. А в газотурбинных двигателях для разных видов транспорта применение водорода и метано-водородного топлива до 2024 года должен протестировать «Газпром».

Водородный бум


И на десерт представляю короткую подборку мировых новостей по водородной тематике.

Канада, вырабатывая приблизительно 3 млн тонн водорода в год, уже сегодня входит в десятку крупнейших производителей водорода, обеспечивая растущий спрос на рынке.

США ведут разработку крупнейшего в мире водородно-электрического карьерного самосвала, класса UFCEV.


Автомобильный концерн General Motors объявил, что к 2035 году собирается стать углеродно-нейтральным. А это означает не только отказ от автомобилей с ДВС, но и что все заводы автогиганта будут использовать только возобновляемые источники «зеленой» энергии.

Япония ещё в 2019 году заключила соглашение по импорту водорода из России, а также с ОАО «РЖД», АО «Трансмашхолдинг» и областными властями о запуске железнодорожного транспорта на Сахалине с применением поездов на водородных топливных элементах. Япония собирается запретить к 2035 году продажу машин с ДВС. В Фукусиме в 2020 году открылся крупнейший в мире завод на солнечной энергии по производству водорода, способный заправлять до 560 автомобилей на топливных элементах в день.

Уже сегодня в стране работают 100 водородных заправочных станций, а к 2030 году планируется построить ещё 900. Компания Kawasaki спустила на воду первый в мире корабль для перевозки жидкого водорода. В сентябре 2020 года японский консорциум NYK Line, объявил о планах разработки туристического катера на топливных элементах на 100 пассажиров.

Корея. Hyundai Motor собирается поставлять водородные электромобили на российский рынок и ведет переговоры с «Росатомом» о создании соответствующей инфраструктуры.


Судостроительная компания Samsung Heavy Industries и Bloom Energy объявили о разработке кораблей на базе масштабируемых твердооксидных топливных элементов (SOFC).

Китай выпустил свой первый водородный автомобиль Grove Obsidian с запасом хода на 1 000 км. В конце 2020 года в Китае было около 6 165 автомобилей FCEV. В планах увеличить к 2025 году количество таких авто до 50 000, а к 2030 году – до 1 млн. В планах строительство 350 водородных заправочных станций к 2025 году и 1 000 заправок к 2030 году.


Австралия планирует производство аммиака (транспортировка водорода), работающее от солнечной и ветровой энергии мощностью 1,5 ГВт.

Саудовская Аравия. Компания ACWA Power совместно с американской Air Products планирует строительство завода по производству «зеленого» водорода и аммиака мощностью 4 ГВт.

Британия запретит автомобили с ДВС в 2030 году, а к 2050 году планирует перейти на полностью «безуглеродную» энергетику. Компания Shearwater Energy работает над гибридной электростанцией в Северном Уэльсе, которая будет сочетать в себе ветровую установку, американский модульный атомный реактор NuScale и производство водорода.

Норвегия планирует строительство завода по производству водорода в Гейрангер-фьорде, для заправки паромов и круизных судов. Первый водородный паром они планируют начать использовать в 2021 году.

Голландия. Оператор газовых сетей Gasunie и порт Гронинген создали консорциум NortH2. В планах создание «Европейской Водородной долины» с выделенной энергетической мощностью от морских ВЭС до 10 ГВт к 2040 году.

Германия представила водородную доктрину по переводу на водород к 2050 году всех сфер экономики, включая тяжёлую промышленность и нефтехимическое производство. При этом их водородная стратегия фактически нацелена на Россию, как «соседнее государство», способное решить водородный вопрос Германии.

Франция. Крупнейший оператор АЭС, компания EDF, объявила о создании дочерней компании Hynamics, которая будет заниматься развитием водородной энергетики.


Авиастроительная компания Airbus представила три концепта водородных самолетов: «классический» с турбореактивным двигателем, турбовинтовой самолет и самолет со встроенным фюзеляжем (летающее крыло).

Италия. Судостроительная компания Fincantieri SpA для декарбонизации судов обратилась к PowerCell, которая протестирует свои топливные элементы MS-30 для выработки энергии на морских судах и яхтах компании.

Украина ищет возможность постройки в стране завода по производству водорода,

«в условиях профицита атомной генерации»,

чтобы экспортировать его в ЕС.

Россия как-то буднично и без суеты представила собственные разработки водородного транспорта, включая автомобили, автобусы, грузовики КамАЗ, трамваи, самолёты и поезда. А также множество уникальных разработок и технологий производства и хранения водорода, указывающих на стратегически верное развитие страны в выбранном направлении.


Обзор разработок Центра НТИ ИПХФ РАН в области водородных технологий
https://youtu.be/jWCmG2wZles
Автор:
Использованы фотографии:
atomic-energy.ru, dailytechinfo.org, electrotrans.spb.ru, kommersant.ru, hansanglab.com
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 7,62х54
    7,62х54 4 февраля 2021 15:15
    +14
    Какой водород. А у нас опять септик полный, ассенизатора вызывать надо. Технологии 21 века. Живём в городе миллионнике, а весь частный сектор на выгребных ямах.
    1. Башкирхан
      Башкирхан 4 февраля 2021 15:17
      +10
      Смотрите как круто. 700 Атмо под попой!!! Это же круче чем фугас! Разнесёт в хлам. Очень сдерживающий фактор. И еще пол-тонны лития сзади под полом, который горит как термитная шашка, а от воды только ярче полыхает.
      1. BrTurin
        BrTurin 4 февраля 2021 15:58
        +1
        Цитата: Башкирхан
        Это же круче чем фугас!

        Так кроме водорода предлагают и "зеленый аммиак", этот может не рванет, но... нашатырь оно конечно... что водород, что аммиак... скорее всего перейдут на электро... эти оставят на "профессиональный" транспорт
      2. Владимир_2У
        Владимир_2У 4 февраля 2021 15:59
        +2
        Цитата: Башкирхан
        700 Атмо под попой!!! Это же круче чем фугас!

        Ага, а в свете веры автора в:
        Некоторые переоборудовали своё авто, поставив газовые баллоны. И все живы.
        так и вообще страшновато.
    2. Комментарий был удален.
    3. mister-red
      mister-red 7 февраля 2021 14:25
      +1
      Цитата: 7,62х54
      Какой водород. А у нас опять септик полный, ассенизатора вызывать надо. Технологии 21 века. Живём в городе миллионнике, а весь частный сектор на выгребных ямах.

      Вообще-то септик это устройство фильтрации воды с полседующим выводом воды в грунт. Если у вас переполнен, то значит плохо спроектирован. А быстрее всго у вас обычная выгребная яма. И это да, прошлый век. А септики очень даже технологичные и современные, бывают с насосами, автоматикой и т.п. Пожадничали однако, а правительство вам виновато.

      И поинтересуйтесь какой вид каналлизации в американских домах. Центральной каналицией там не пахнет, вот стандартный вид того, что у них под зелённым газоном. Это фильрационное поле септика. А где-то закопан и сам septik tank
  2. Галеон
    Галеон 4 февраля 2021 15:27
    +14
    Росатом» в 2024 году построит опытный полигон для железнодорожного транспорта на водороде. Речь идет о переводе поездов на водородные топливные элементы на Сахалине, о котором в 2019 году объявили РЖД, «Росатом» и «Трансмашхолдинг».

    Это круто, конечно. Я вам не скажу за весь Сахалин, но в Хабаровском крае кочегарки почти все на сахалинском угле. А на Сахалине они, думаете, на водороде? И Как быть с этим участком борьбы за чистый воздух?
    Протяженность железных дорог Сахалина 805 км. Есть надежда, что на этом небольшом участке локомотивы действительно смогут перевести на современный вид энергии. А потом, может быть, и до кочегарок доберутся.
    1. мордвин 3
      мордвин 3 4 февраля 2021 16:42
      +1
      Цитата: Галеон
      Это круто, конечно.

      Особенно если узнать себестоимость водорода.
      1. Симаргл
        Симаргл 4 февраля 2021 19:24
        +4
        Цитата: мордвин 3
        Особенно если узнать себестоимость водорода.
        Не так дорого, как кажется: до 5$ за кг в среднем. Проблема в хранении. Автор обещает в 8 раз более плотную упаковку при атмосферном давлении, чем традиционный метод хранения (простое сжатие) при 350 атм.
        Но судя по тому, он считает, что многие переделали своё авто под водород... не верю!
        Предположу, что чисто водородных авто нет ни у кого на сайте, метановые - единицы. Вот пропан-бутановые не редкость...
        1. BrTurin
          BrTurin 4 февраля 2021 20:49
          +1
          Цитата: Симаргл
          Не так дорого, как кажется: до 5$ за кг в среднем.

          "не дорого" это производство, только вот доставка... тем более если будут большие объемы - гнать по газопроводам смесь и потом её разделять (если газопровод новый то там, по моему, можно до 70% вод, а если старый не более 20%, довели этк смесь до электростанции, отделили водород, газ куда - строить реверсный назад к распред. пункту...), строить отдельные трубопроводы.. возить цистернами (а если авария)... все обсуждают производство... доставку как-то...
          1. Симаргл
            Симаргл 4 февраля 2021 21:17
            +2
            Цитата: BrTurin
            строить отдельные трубопроводы.. возить цистернами (а если авария)... все обсуждают производство... доставку как-то...
            Тут такая загвоздка... газ тоже придётся оставить "там": он тоже горит.
            Второй прикол в том, что ежели стрельнЁт водородная энергетика (на смену керосину), то в конце концов водород будут получать электролизом, а не конверсией, т.к. пока, конечно, электролиз дороже, но вода и электричество есть всегда.
            А коли электролиз - производство на местах.
            1. BrTurin
              BrTurin 4 февраля 2021 21:41
              +2
              Цитата: Симаргл
              А коли электролиз - производство на местах.

              Так э/э то откуда брать... если брать Германию и еже с ней считающих АЭС злом - желтый водород здесь не пройдет, остается зеленый - хватит ли мощности всех солнечных, ветровых, приливных, может геотермальных (если доберутся до Айфеля) для электролиза нужного для энергетики, транспорта и еще куда-нибудь... А если нет, то водород со стороны и снова как его транспортировать... газ закачал в хранилище и можешь подавать и химикам, и энергетикам, и простым потребителям и все это отработано, т.к. потребление не постоянно (день-ночь, лето-зима), а при водороде..
              1. Симаргл
                Симаргл 4 февраля 2021 21:43
                +1
                Цитата: BrTurin
                хватит ли мощности всех солнечных, ветровых, приливных, может геотермальных (если доберутся до Айфеля) для электролиза
                Параллельно с СП-1-2 будет СП-3-4-5, но алюминиевый.
                1. BrTurin
                  BrTurin 4 февраля 2021 21:59
                  +1
                  Двух с них хватит, главное чтобы транзитеров было по минимуму...
              2. UserGun
                UserGun 4 февраля 2021 22:11
                +1
                "Злые языки" поговаривают и естественно не в РФ, что:

                Цитата: UserGun
                "В последнее время солнечные и ветровые электростанции по уровню экономичности стали превосходить самые энергоэффективные угольные заводы: более половины запущенных в прошлом году мощностей на основе солнечной и ветряной энергии обеспечили себестоимость электричества ниже, чем у угольных аналогов." https://www.finam.ru/analysis/newsitem/investicii-v-zelenuyu-energetiku-stanovyatsya-vse-privlekatelnee-20200626-160318/
                1. BrTurin
                  BrTurin 4 февраля 2021 23:30
                  +1
                  Цитата: UserGun
                  и естественно не в РФ

                  способна ли та же Германия обеспечить себя э/э таким станциями, если да - прекрасно, если нет, то как будет решена проблема транспортировки водорода (получаемого со стороны) до потребителя, его хранения и распределения с учетом не стабильность в потреблении (день-ночь, зима-лето), способна ли такия система справиться с максимами потребления (аномальная жара или мороз - ближайший пример Япония в эти морозы).
                  1. UserGun
                    UserGun 4 февраля 2021 23:46
                    0
                    Нет конечно. Но стран вокруг много, источников энергии тоже ))) Вы на карту посмотрите. Это только РФ от всех огораживается, надеясь на что то, и ПЕРВЫМ делом собирается из ископаемого топлива добывать водород, судя по заявлениям газмяса ))) Вот недавно и Финляндия (а это крупнейший импортёр электроэнергии из РФ) собралась отказаться от импорта. Земля уже под ногами горит у "народного" достояния, вот и приходится ужом вертеться )))
                    1. Симаргл
                      Симаргл 5 февраля 2021 18:54
                      0
                      Цитата: UserGun
                      и ПЕРВЫМ делом собирается из ископаемого топлива добывать водород
                      А в чём они не правы? Первым делом надо подсадить (или пересадить?) на другую "иглу", а потом сменить источник на неиссякаемый.
                      1. UserGun
                        UserGun 6 февраля 2021 00:19
                        0
                        Что, что, простите ?!
                      2. Симаргл
                        Симаргл 6 февраля 2021 04:30
                        0
                        Цитата: UserGun
                        Что, что, простите ?!
                        А если ум включить купить? Какая проблема возникает при смене источника энергии для перемещения (скажем, с бензина на метан)?
      2. Ныробский
        Ныробский 5 февраля 2021 00:31
        +4
        Цитата: Симаргл
        Но судя по тому, он считает, что многие переделали своё авто под водород... не верю!Предположу, что чисто водородных авто нет ни у кого на сайте, метановые - единицы. Вот пропан-бутановые не редкость...

        Не думаю, что вы удивитесь, но каких то 100 лет назад автомобилей на двигателе внутреннего сгорания было не на много больше, а железные дороги уверенно топтали паровозы на угле и воде не видя перед собой альтернативы в виде появления тепловозов на солярке,и уж тем более на электротяге. Судя по нарастающему запросу на получение энергии за счёт возобновляемых ресурсов, экологичность и снижение себестоимости её добычи, будущее наверное всё таки будет у зелёной энергии, а посему уповать только на нефть и газ не очень дальновидно, а посему и впрягаться в тему поиска альтернативных источников надо уже сейчас, что бы завтра впопыхах не догонять уходящий поезд.
        1. Ajevgenij
          Ajevgenij 7 февраля 2021 19:43
          +2
          Да, пожалуй.
          Мне вообще близка тема зеленой энергетике. Думаю в этом направлении гораздо бы больше можно было продвинуться, небудь сильнейшего нефтяного лобби и спекулятивно-финансовой экономики.
  • V1er
    V1er 4 февраля 2021 15:27
    +5
    Через 10 лет запретить автомобили с ДВС как-то слишком оптимистично. А никто не подумал насколько это дорого, сложно и долго перестроить свою энергетику и отказаться от сгораемого топлива? Утопические планы. Почему-то уверен, что в 2030 отрапортуют, что увы, не получилось, отодвигаем до 2100 года.
    1. Симаргл
      Симаргл 4 февраля 2021 19:28
      +4
      Цитата: V1er
      А никто не подумал насколько это дорого, сложно и долго перестроить свою энергетику и отказаться от сгораемого топлива?
      Водород - это сгораемое топливо. Боле того, под бензиново-водородную смесь можно настроить даже традиционный ДВС.

      Цитата: V1er
      Почему-то уверен, что в 2030 отрапортуют, что увы, не получилось, отодвигаем до 2100 года.
      Да не! Водород - он не бесплатен. Его надо производить, а значит - есть место заработкам. Нефтемагнаты просто перекачают бабло в нужный сектор и будут барыжить водородом (точнее - энергией, как и всегда). Делов то.
      1. V1er
        V1er 4 февраля 2021 19:29
        0
        Спасибо за пояснения.
  • михаил3
    михаил3 4 февраля 2021 15:35
    +15
    Буквально глаза на лоб лезут. Фантастика. Насколько надо было очуметь, чтобы заняться этой шляпой?! Когда был на свете СССР, эта дикая афера никому и в голову бы не пришла! Но вот началось...
    Сначала мы берем, и тратим например метан, до половины обьема. Затем, мы получаем водород, который даже нельзя никуда перевезти экономически оправданно, да и на месте его хранить сколь нибудь долго мы не можем - он вытекает из баллонов, к тому же порят их, естественно. Чумаааа...
    Вообще то, если бы мы просто сожгли весь метан, который ухнули на это мошенничество, то получили бы значительно больше электроэнергии. Но тогда бы множество "уважаемых" людей не нажились бы на афере! Все остальные способы получения водорода страдают тем же самым - в конечном итоге все они в разы менее эффективны, чем простое использование пошедших на переделку в водород ресурсов в качестве топлива для получения электроэнергии.
    Вся эта движуха - просто напросто преступная афера по выкачиванию средств из бюджетов. Вставить еще одно звено в цепочку переделок исходных топлив в электроэнергию, значит просто напросто увеличить потери. И все. Все как один участники этих схем - преступники. Такое никогда не прошло бы в мире, где шла общемировая конкуренция. Но сейчас то чего стесняться?
    И вот вся эта водородная шарага внаглую грабит бюджеты, пользуясь общей безграмотностью и деградацией управляющих структур... Наша цивилизация просто напросто вступила в период распада, ребята...
    1. dauria
      dauria 4 февраля 2021 20:06
      +3
      Вставить еще одно звено в цепочку переделок исходных топлив в электроэнергию, значит просто напросто увеличить потери.


      Вы правы с точки зрения планеты целиком. Но тут ещё моментик - делают чистый офис, за стенкой которого шум и грязь. Цех, где делают чистое электричество и чистую горячую воду и тёплые батареи. Для офиса.
      Если цех подчиняется офису - такое прокатит. Если честная торговля - то встанет вопрос "Господа офисные работники, а что вы готовы нам продать, кроме услуг вашей секретарши ? "
      Короче, России надо развивать атомную энергетику . И ракеты с ЯО. При любом раскладе энергия нужна всем . Кинем туда провода - и если смогут заплатить , пусть балуются водородом, топят квартиры купюрами .
      1. DKuznecov
        DKuznecov 5 февраля 2021 22:16
        0
        Цитата: dauria
        И ракеты с ЯО

        Господи, а ракеты Вы куда пристраивать будете ?
        1. dauria
          dauria 5 февраля 2021 22:27
          +1
          Господи, а ракеты Вы куда пристраивать будете ?

          В дверь между цехом и офисом.... Чтоб у начальников с той стороны не возникло желание устанавливать свои цены на наши горячие батареи и услуги " ихних" секретарш .
    2. Вадим237
      Вадим237 4 февраля 2021 20:58
      +1
      В будущем скорее всего создадут такой материал для баллонов который сможет держать молекулы водорода.
      1. михаил3
        михаил3 5 февраля 2021 09:01
        -2
        Вот когда создадут... Впрочем, все равно водородное топливо будет в разы дороже любого иного, потому что его месторождений в природе не встречается. Топливо, это то, что запасло солнечную энергию без нашего участия. И наши затраты энергии на его добычу гораздо меньше, чем в нем запасено. Все продукты передела - чистые потери от основной массы исходного топлива. Школьная физика.
        Вопрос в том, что раньше это мошенничество не прокатило бы. Тут же как? Ты лепишь мошенническую, воровскую схему на основе "новой технологии". И идешь с нею к тем, кто даст денег. Там происходит следующее - люди, принимающие решения, делятся на два типа. Одни - динамичные, креативные, нацеленные на результат молодцы, то есть тупое, необразованное, безмозглое месиво, основа нынешней "корпоративной культуры". Эти пеньки с глазами обманываются принесенной тобою шляпой. И есть вторые, кто понимает в физике за 8-9 класс. Этих приходится брать в долю.
        Так вот, раньше подобное водородное мошенничество было абсолютно невозможно по простейшей причине - слишком многих надо было бы брать в долю. Едва ли не всех. Невыгодно. Но сейчас власти и руководство многих крупных кампаний сильно похожи на автора статьи - ловкий язык и пустыня под черепом. Системы управления цивилизацией погибают...
      2. Сергей Михайлович Карасёв
        +1
        В будущем и термоядерный реактор создадут, и реактор на антивеществе, и метан добывать будут на Юпитере с Сатурном. Вопрос только в том, когда это будущее наступит.
  • Абросимов Сергей Олегович
    +14
    Другие пугали катастрофой американского дирижабля «Гинденбург», произошедшей в мае 1937 года.

    Ну и с каких пор дирижабль Гинденбург стал американским??? Катастрофа действительно произошла в США, но дирижабль - немецкий!!!
    1. Катран
      5 февраля 2021 08:21
      +3
      Извиняюсь за "очепятку" lol Слово не туда впечатал, а тут ещё разрыв редакторы сделали...
      Прошу читать так:
      "Другие пугали катастрофой дирижабля «Гинденбург», произошедшей в мае 1937 года.
      Но после трагедии на американской авиабазе Лейкхерст прошло уже более 80 лет." good
    2. DKuznecov
      DKuznecov 5 февраля 2021 22:18
      0
      Вы будете смеяться.
      К 37 году вся германская экономика была
      полностью и на корню американской.
      Достаточно почитать "Черный обелиск" Ремарка,
      дом в Германии стоил 2 (два) доллара США.
      Вся Германия была скуплена товарищами из-за океана.
  • datura23
    datura23 4 февраля 2021 15:50
    +9
    принципиально нельзя решить 3 проблемы водорода
    1 размер молекулы - вытекает из любых ёмкостей
    2 чрезвычайная реакционная способность - он и окислитель и восстановитель
    3 в смеси с воздухом чрезвычайно взрывоопасен
    Вывод - любые мечты о чистой водородной энергетике это вода на мельницу мошенников от науки в связке со властью и спорить не о чем.
    1. BrTurin
      BrTurin 4 февраля 2021 16:14
      +3
      Цитата: datura23
      мечты о чистой водородной энергетике

      Водород давно используется (та же проблема взрывоопасности, под потолком ставятся газоанализаторы...), вопрос в том, что все эти вопросы можно решить в "промышленных" установках, а вот в "бытовое" использование как-то не очень...
  • UserGun
    UserGun 4 февраля 2021 15:50
    +2
    Как мне помнится, довольно недавно, лет так 40 назад, пробные попытки работы ДВС на водороде приводили к неожиданным эффектам. ДВС тупо ржавели )))
    1. Симаргл
      Симаргл 4 февраля 2021 19:30
      +1
      Цитата: UserGun
      ДВС тупо ржавели
      С современными покрытиями не будут.
      Конечно, пример не из ДВС... но в современности, турбогенераторы охлаждаются водородом (в качестве теплоносителя).
      1. UserGun
        UserGun 4 февраля 2021 20:33
        -1
        )))

        С современными покрытиями?! Ну-ну ))) Почитайте в сети "восторженные" отклики владельцев авто у которых в двигателях применялись современные покрытия в цилиндрах и узлах. 100-150 тыс. км. и движок отправляется на свалку даже без водорода ))) Охлаждение это совсем не сжигание его в камере сгорания )))
        1. Симаргл
          Симаргл 4 февраля 2021 20:46
          +2
          Цитата: UserGun
          Почитайте в сети "восторженные" отклики владельцев авто у которых в двигателях применялись современные покрытия в цилиндрах и узлах. 100-150 тыс. км. и движок отправляется на свалку даже без водорода
          Почитайте о технологиях, которые привели к этому: современные двигатели рассчитаны на эксплуатацию в течение 150 000 км. Потом на выброс. И технологии позволяют программировать износ. Сейчас двигатели на грани фола делают. Это капитализЬм.
          1. UserGun
            UserGun 4 февраля 2021 21:05
            -2
            Кстати, прекратили делать такие двигатели ))) После эпичного фейла ))) Капитализм, фигле )))
            1. Симаргл
              Симаргл 5 февраля 2021 18:56
              +1
              Цитата: UserGun
              Кстати, прекратили делать такие двигатели
              Какие? У какого авто, кроме магистральных тягачей, ресурс двигателя более 150 000 км гарантирован?
              1. UserGun
                UserGun 6 февраля 2021 00:23
                +1
                Вы такие глупости больше не пишите. И не путайте тёплое с мягким, гарантийный пробег с пробегом до капитального ремонта. Честное слово, смешно такие пёрлы слушать )))
                1. Симаргл
                  Симаргл 6 февраля 2021 04:28
                  +1
                  Цитата: UserGun
                  Вы такие глупости больше не пишите.
                  Какие? Гарантия на агрегаты 100 000 или 5 лет. Я написал про 150 000. Большинство авто, откатавших 100-120 тыкм, требуют весьма значительных вложений. Или Вы в другой вселенной?
                  1. UserGun
                    UserGun 6 февраля 2021 11:59
                    0
                    Простите, но с дураками не имею привычки разговаривать. До свидания.
        2. Вадим237
          Вадим237 4 февраля 2021 21:02
          +1
          Для водородных двигателей придётся новые блоки делать со специальными гильзами клапана поршня и зажигание плазменное или лазерное.
          1. UserGun
            UserGun 4 февраля 2021 21:17
            0
            Да пусть делают, я только за! Только вот делать будут не в водородной колонке ))) Лично мне забавно наблюдать, как быстро переобуваются на лету газмясы ))) Вот где цирк.
  • Serpet
    Serpet 4 февраля 2021 15:50
    +21
    есть ещё одна проблема – водородное охрупчивание и разрушение металлов под воздействием атомарного водорода. Ему подвержены даже высокопрочные стали, а также сплавы титана и никеля

    А недавно говорили, что одну нитку СП-2 могут использовать для прокачки водорода в Европу. Оказывается, не все так просто.
    1. Вадим237
      Вадим237 4 февраля 2021 21:04
      +2
      Ну не прямо водород по ней будут поставлять - водород будут подмешивать в газ и эту смесь природного газа и водорода будут поставлять по СП 2 и прочим газопроводам.
  • rocket757
    rocket757 4 февраля 2021 15:59
    +2
    Другими словами – потребление водорода будет расти пропорционально снижению стоимости его производства.

    как всегда ключевое это цена ... следом будет ПРОБЛЕМА утилизации МНОГО чего, что б в моторах зазеленевших гейропейцев сгорало чистое топливо, за которым будет тянутся такое количество "грязи" которое не знамо куда придётся девать.
    В общем как и раньше, чистое\грязное идёт бок о бок, не пойми чего больше!!!
    когда ни будь потом ... если не найдётся чего получше, почище.
  • Абросимов Сергей Олегович
    +5
    А вот интересная мысль: победили мы все трудности и сотварили автомобили работающие на водороде. много таких автомобилей. Так много, что они вытеснили все автомобили с классическими двигателями. Чудесно! А что у этих авто будет в качестве выхлопа? Неужели вода? Ну и куда денется такое количество водяного пара в наших городах зимой? Настоящей русской зимой? В Сибири?
    1. Вадим237
      Вадим237 4 февраля 2021 21:07
      +2
      Сконденсируется и превратится кристалики льда зимой а летом испарится но при этом дороги увлажняться будут что в свою очередь приведёт к меньшей пыльности.
    2. pmkemcity
      pmkemcity 5 февраля 2021 06:18
      +2
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      Настоящей русской зимой? В Сибири?

      Они просто не заведутся - вода в выхлопной замерзнет!
      1. Вадим237
        Вадим237 5 февраля 2021 19:57
        +2
        Выход есть выхлопные трубы большего диаметра.
  • bar
    bar 4 февраля 2021 16:15
    +4
    Наша страна тоже не осталась в стороне от мировых трендов.

    Были времена, когда наша страна задавала эти мировые тренды.




    И всё это было всего то 20 лет тому назад sad
    1. bar
      bar 4 февраля 2021 16:38
      +8
      Кстати, на АНТЭЛ-1 стояла топливная батарея от покойного "Бурана". Питалась она чистыми водородом и кислородом из баллонов. На АНТЭЛ-2 стояла уже оригинальная батарея, вдвое большей мощности. Питалась водородом из баллонов и атмосферным воздухом через компрессор и систему очистки от углекислого газа.
      Лично внёс посильный вклад в это безнадёжное дело smile
    2. DKuznecov
      DKuznecov 5 февраля 2021 22:21
      -1
      Да перестаньте ёрничать. Тут много молодежи,
      они сарказма не понимают.
  • andrew42
    andrew42 4 февраля 2021 16:31
    +7
    Во всех формулах (кроме последних двух) выделяется СО в нехилых масштабах. Куда его будут девать господа "зелёные" энергетики ? По последней формуле (каталитическое разложение метана): ну вот, теперь ясно откуда на Земле каменноугольные бассейны, - это динозавры предшествующей цивилизации гнали водородное топливо в немеряных количествах :) Вообще, странный ажиотаж. Я ещё бы понял, если бы изобрели портативную установку для выработке водорода из воды, устанавливаемую прямо в силовой агрегат транспортного средства. Но пляски с бубнами вокруг хранения , транпортировки, распределения / заправки водородом в промышленных объемах, - это очень напоминает лохотрон общепланетарного масштаба.
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 4 февраля 2021 17:08
      +2
      Цитата: andrew42
      пляски с бубнами вокруг хранения , транпортировки, распределения / заправки водородом в промышленных объемах, - это очень напоминает лохотрон общепланетарного масштаба.


      Просто наЗападе серьезно относятся к глобальному потеплению. А зеленой энергетике, с ее неравномерной выработкой, нужны средства накопления энергии. Водород - один из кандидатов.
      1. Моторист
        Моторист 4 февраля 2021 22:49
        +2
        Цитата: Глаз вопиющего
        Просто наЗападе серьезно относятся к глобальному потеплению.

        Нет, на Западе из этой истерии извлекают прибыль. Более "зелёные" капиталисты имеют менее таковых, а в конечном итоге страдает конечный потребитель. Здравствуйте! hi
        1. Глаз вопиющего
          Глаз вопиющего 5 февраля 2021 00:15
          +1
          Цитата: Моторист
          Более "зелёные" капиталисты имеют менее таковых


          Согласен.
          1. Моторист
            Моторист 5 февраля 2021 00:20
            +1
            Зелёные заключил в кавычки. Могу привести последний "зелёный" пример из моей отрасли, но Вы и так всё понимаете. drinks
            1. Глаз вопиющего
              Глаз вопиющего 5 февраля 2021 00:22
              -2
              Цитата: Моторист
              Вы и так всё понимаете.


              Конечно. Но цитирую только то, с чем согласен.
              1. Моторист
                Моторист 5 февраля 2021 00:48
                +1
                Цитата: Глаз вопиющего
                цитирую только то, с чем согласен

                Тогда - за конечного потребителя.

                Возможно, Вы знаете о последних требованиях MARPOL Annex VI о выбросах CO2 морского транспорта (снижение на 30%, ЕМНИП). Применимо ко всем судам, но пока расскажу о пароходах с 2-хтактными ГД с прямой передачей на ВФШ (4-хтактники с ВРШ - совершенно другая история, ещё драматичнее).

                Итак, самый простой способ снизить выбросы - снизить скорость. Но фрахтовые ставки никто не отменял и майнать не собирается! Т.о., цена перевезённого груза растёт (время!). Т.е., для его приобретения нужно больше работать и произвести CO2.

                Это пока качественные прикидки, количественные будут через годик после принятия.
                1. Глаз вопиющего
                  Глаз вопиющего 5 февраля 2021 01:12
                  -1
                  И... к чему вы это?

                  Цитата: Моторист
                  Это пока качественные прикидки


                  Это не прикидки вообще.
                  1. Моторист
                    Моторист 5 февраля 2021 01:23
                    0
                    Цитата: Глаз вопиющего
                    И... к чему вы это?

                    Ну, Вы же согласны [только] с тем, что процитировали. Вот я и хотел Вам рассказать об ударе по конечному потребителю (по Вам и мне, из не процитированного).

                    Цитата: Глаз вопиющего
                    Это не прикидки вообще.

                    Это больше, чем прикидки - скоро или вся система IMO посыпется, или перевозки морем ужасно вырастут в цене. Это не только моя оценка.
                    1. Глаз вопиющего
                      Глаз вопиющего 5 февраля 2021 01:29
                      -2
                      Цитата: Моторист
                      Вот я и хотел Вам рассказать об ударе по конечному потребителю


                      О своем представлении об этом ударе.

                      Цитата: Моторист
                      скоро или вся система IMO посыпется, или перевозки морем ужасно вырастут в цене.


                      Википедия клевещет, что "MARPOL Annex VI came into force on 19 May 2005". Долго еще ждать?
                      1. Моторист
                        Моторист 5 февраля 2021 01:37
                        0
                        Цитата: Глаз вопиющего
                        О своем представлении об этом ударе.

                        Ну, да... Я же не УК или РД. smile

                        Цитата: Глаз вопиющего
                        came into force on 19 May 2005

                        Вики только даёт общее представление о предмете. Копайте глубже - поправки и резолюции. Углекислый газ - последнее веяние.
                      2. Глаз вопиющего
                        Глаз вопиющего 5 февраля 2021 01:58
                        -2
                        Я копал - там вообще говорится об окисдах азота, а не углерода. Короче, пока вы неубедительны. Давайте ссылку на поправку именно с оксидом углерода.
                      3. Моторист
                        Моторист 5 февраля 2021 20:08
                        0
                        Цитата: Глаз вопиющего
                        там вообще говорится об окисдах азота

                        Похоже, Вики в курсе только Правила 13.

                        Цитата: Глаз вопиющего
                        Давайте ссылку на поправку именно с оксидом углерода.

                        С вежливым человеком всегда приятно пообщаться!

                        Будьте здоровы.
                      4. Глаз вопиющего
                        Глаз вопиющего 5 февраля 2021 20:34
                        0
                        Цитата: Моторист

                        Похоже, Вики в курсе только Правила 13.


                        Это не Вики, а сайт EPA.

                        Цитата: Моторист
                        Будьте здоровы.


                        И вам не хворать.
                      5. DKuznecov
                        DKuznecov 5 февраля 2021 22:25
                        0
                        Это не сайт, а Вы не корреспондент средств
                        массовой информации (надеюсь).
                        Это просто"курилка", "песочница".
                        Здесь у меня даже кот, пройдясь по клавиатуре,
                        оставляет какие-то записи, и никто не обижается.
  • Симаргл
    Симаргл 4 февраля 2021 19:37
    +3
    Цитата: andrew42
    Я ещё бы понял, если бы изобрели портативную установку для выработке водорода из воды, устанавливаемую прямо в силовой агрегат транспортного средства.
    Чтобы потом сжечь, получить энергию и воду?
    Чертежи вечного двигателя уже давно не принимают. Вселенский заговор. НуВыпонимаете wink
  • Глаз вопиющего
    Глаз вопиющего 4 февраля 2021 17:06
    +1
    Статья интересная, но вот такие перлы:

    За последние 15–20 лет мировой рынок водорода вырос с 40 миллионов до 12 миллиардов долларов США. По прогнозам Bank of America отрасль водородного топлива скоро выйдет на рынок стоимостью 11 триллионов долларов.


    подрывают доверие. Скоро выйдет на рынок в 1000 раз больше? Серьезно?
  • Hwostatij
    Hwostatij 4 февраля 2021 17:37
    +3
    Даешь металлический водород при н.у.! fellow
    1. datura23
      datura23 4 февраля 2021 20:17
      -1
      организовать добычу на Юпитере!
  • dgonni
    dgonni 4 февраля 2021 19:36
    0
    В общем в плане перспектив России всё сильно печально.
    Раньше передовые технологии и наработки выброшены в утиль. И восстановлению не подлежат без вливания западных технологий.
    А без этого всё написанное напоминает передачу в гостях у сказки!
    1. Вадим237
      Вадим237 4 февраля 2021 21:13
      +2
      Уже своё оборудование делают для производства и хранения водорода в этом участвует и Росатом. И да России единственная страна в мире у которой активно развивается ядерная энергетика и генерация а значит наше производство водорода будет более конкурентным чем у остальных производителей.
      1. Комментарий был удален.
      2. UserGun
        UserGun 4 февраля 2021 21:56
        -4
        Вы опоздали и оперируете устаревшими данными. Может быть опоздали даже навсегда, как с кибернетикой.

        "В последнее время солнечные и ветровые электростанции по уровню экономичности стали превосходить самые энергоэффективные угольные заводы: более половины запущенных в прошлом году мощностей на основе солнечной и ветряной энергии обеспечили себестоимость электричества ниже, чем у угольных аналогов." https://www.finam.ru/analysis/newsitem/investicii-v-zelenuyu-energetiku-stanovyatsya-vse-privlekatelnee-20200626-160318/
        1. Hwostatij
          Hwostatij 5 февраля 2021 00:59
          0
          самые энергоэффективные угольные заводы

          Факт дня)))
        2. Вадим237
          Вадим237 5 февраля 2021 20:06
          +1
          От угля начинают все отказываться слишком грязный способ генерации энергии и получения тепла - переходят на СПГ и трубный магистральный газ. Так что развитие водородной энергетики и производство онного есть вариант альтернативы замещения угольной добычи которая будет сокращаться с каждым годом.
          1. UserGun
            UserGun 6 февраля 2021 00:26
            -1
            Тем не менее это факт. Вкладываться в зелёную энергетику становится выгоднее, чем в традиционные. По крайней мере в развитых странах. К развивающимся странам, в числе которых и РФ и совсем отсталым это конечно не относится ))) Торговать ископаемыми это конечно высший шик, да ))) Ума не надо! ))) Мне лично интересно наблюдать со стороны, как впрягаются некоторые здесь, до пены на губах, за такой шик ))) Цирк! )))
  • iouris
    iouris 4 февраля 2021 23:24
    -1
    Ясно. "Средний класс" будет деклассирован. Автомобиль станет недоступной роскошью. В лучшем случае иногда будет доступен "общественный" транспорт, в худшем - только "удалёнка". Так выглядит коммунизм.
    1. Intruder
      Intruder 5 февраля 2021 22:22
      +2
      В лучшем случае иногда будет доступен "общественный" транспорт
      а что в этом плохого, в Союзе ездили в городах на трамваях и троллейбусах, каждое утро и вечером и ничего fellow , при копеечной стоимости бензина и масла, а на выходных уже на дачу и по грибы на личном транспорте, и то всей семьей, а не сейчас в городе поставить машину сложно, где нужно, стоянки везде, но не хватает всем, плюс гараж и содержание "личной повозки" и безопасность на дорогах..., а так вышел и на остановку потопал, борьба с гиподинамией и кардио-нагрузка постоянная, фитнес не нужен laughing
  • Keer
    Keer 5 февраля 2021 01:37
    +2
    Годная вещь. Жечь углероды на ТЭЦ, электролизом получать водород, и гнать его на экспорт. По общему энергетическому КПД не очень, а по локальному финансовому - очень даже ничего laughing
    1. Intruder
      Intruder 6 февраля 2021 15:12
      0
      Жечь углероды на ТЭЦ
      можно и не от ТЭЦ, а можно и от ГЭС/АЭС брать, как-то способов много еще, плюс получать вообще из нефти и метана, там много типов реакций получения водорода с технической чистотой газовой среды!?
  • kig
    kig 5 февраля 2021 02:55
    0
    Производство водорода требует энергии - ну и где же тут безотходное производство? Электролиз с использованием ВИЭ ... эта самая ВИЭ в основном находится за пределами государственных границ РФ. Нет, мечтать не вредно ...
    1. Вадим237
      Вадим237 5 февраля 2021 20:02
      +2
      В России это будет с использованием АЭС.
      1. Intruder
        Intruder 5 февраля 2021 22:16
        0
        В России это будет с использованием АЭС
        правильно, станций много и мощности хватает с запасом, южно-корейцы и китайцы уже термоядерные испытывают вовсю, видно знают, куда мощность гнать...
        1. Симаргл
          Симаргл 6 февраля 2021 14:21
          +1
          Цитата: Intruder
          южно-корейцы и китайцы уже термоядерные испытывают вовсю
          С конца 50-х не мог не пополниться клуб любителей термояда. Тем более, что на выхлопе - очень и очень лакомый кусок. Только за это время ни одна страна не построила аппарат хоть немного напоминающий промышленный образец.
          Пока ITER достроят - концепция реактора сменится окончательно (сейчас набирают популярность сферические, а ITER - тор).
          1. Intruder
            Intruder 6 февраля 2021 15:09
            0
            В прошлом уже году, южно-корейцы: 100 млн. градусов, если не ошибаюсь - 5 мкс, удержали (на 3dnews), заметка об этом была!
            1. Симаргл
              Симаргл 6 февраля 2021 21:31
              0
              Цитата: Intruder
              если не ошибаюсь - 5 мкс
              Что-то мало... у нас такое время на аппарате 70 см диаметром (могу соврать, но порядок примерно этот) держат.
      2. Катран
        6 февраля 2021 19:32
        0
        Уже сейчас на АЭС вырабатывают водород для "собственных нужд". Если нужно, они могут просто нарастить его производство для потребителей.
        1. Intruder
          Intruder 7 февраля 2021 05:32
          +1
          Уже сейчас на АЭС вырабатывают водород для "собственных нужд".
          и не только, для других тех.процессов, даже в нефтихимии и в производстве пищевом и удобрениях wink :
          Водород широко применяется в нефтепереработке - с его помощью из различных нефтепродуктов удаляются соединения серы. Большой объём этого газа используется для получения аммиака (необходимого, например, для производства удобрений). Также реакция водорода с хлором даёт хлороводород, водный раствор которого известен нам как соляная кислота. С помощью водорода также осуществляется восстановление металлов из их оксидов. Этот газ - важная составляющая при производстве метилового спирта.
          Водород используется и в пищевой промышленности - для производства маргарина из растительных масел
  • Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 5 февраля 2021 10:26
    +3
    Над проблемой хранения и использования в "бытовых" устройствах люди работают, и вроде даже, если верить рекламме, вполне успешно (например вот новенькое https://naukatehnika.com/novoe-toplivo-na-vodorodnoj-osnove-s-vyisokoj-plotnostyu-energii.html)
    А так то да, если посчитать КПД всей этой водородной эпопеи итого, то просто жечь уголь/нефть/газ получится выгоднее.
    Но зелёные они же агитируют не за итого, они за чистую энергию в конкретном месте Европы/америки.
    Бюргер хочет дышать чистым воздухом .
    А чем будет дышать условный азиат/африканец его волнует гораздо меньше.
    1. iouris
      iouris 5 февраля 2021 11:27
      0
      Цитата: Пиджак в запасе
      Бюргер хочет дышать чистым воздухом .

      После того, как была уничтожена мировая система социализма, бюргера никто уже не спрашивает. Смысла нет. Дышать то он будет, но если сможет заработать. Думаю, что процентов восемьдесят "бюргеров" никому не нужны.
  • Intruder
    Intruder 5 февраля 2021 22:12
    +1
    пилотные водородные установки в 2024 году – на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.
    а вот это правильно, пора "газолинки" прошлого века менять уже, скорее подтянутся и технологии по топливным элементам в транспорте и не только:
  • Intruder
    Intruder 5 февраля 2021 22:30
    +2
    Проблема с перевозкой жидкого водорода в том, что молекулы вещества настолько малы, что могут просачиваться сквозь атомарную структуру металлического контейнера при температуре выше -253°C. Поддерживать такую температуру в большом объёме длительное время очень энергозатратно. Но есть ещё одна проблема – водородное охрупчивание и разрушение металлов под воздействием атомарного водорода. Ему подвержены даже высокопрочные стали, а также сплавы титана и никеля.
    композитные материалы, не вчера придумали, был у меня один такой баллон для жидкого азота (еще в 2017 году забавлялся, с азотным оверлокингом), да и зачем его хранить длительное время!? он же тратится на совершение работы в ДВС, или на электрохимические реакции в топливном элементе с целью получения энергии по требованию...
  • Сергей Михайлович Карасёв
    0

    Энергетика 2.0 и «Водородная долина» России

    Меня терзают сомнения насчёт парциального окисления метана
    1. Катран
      6 февраля 2021 20:13
      0
      И что конкретно смущает? Технология АКМ запатентована "Газпромом". Чтобы воспользоваться этим методом иностранцам придётся за использования патента ещё денег "немного добавить".
      Или Вы переживаете за избыток СО2? Его планируют закачивать в подземные полости, а ещё пишут что для хорошего роста растений он полезен. Например, в теплицах но пока там нет людей, естественно.
      1. Сергей Михайлович Карасёв
        +1
        Я вчера хотел написать более развёрнутый комментарий, но ВО заглючил и получилось то, что получилось и даже удалить это не удалось. Скажу вкратце, что, исходя из значений электроотрицательности углерода и водорода в указанной реакции должны получаться вода и элементарный углерод. Такая реакция называется "пиролиз метана" и используется на практике. Но я допускаю, что при участии катализаторов из мелкодисперсных платиновых металлов она пойдёт так, как указано в статье. Хорошие катализаторы и не такие чудеса творили.
        1. Катран
          7 февраля 2021 11:37
          0
          Вот, нашел картинку по конверсии метана. Самый перспективный - это второй способ, так как там участвуют только метан и вода (водяной пар), а на выходе водород 3:1 с СО, и далее СО+Н2О -> Н2+СО2 ещё водорода немножко.

          А ещё, если интересно, вот ссылка на наши последние разработки (научные презентации в ТПУ)
          https://portal.tpu.ru/htf/proceedings
          Есть и такие катализаторы, которые без нагрева дают водород из воды, но зачем тогда газ? lol
          А для переходного периода к "зеленой энергетике" водород можно вырабатывать из много чего "по требованию"
          1. Сергей Михайлович Карасёв
            +1
            Есть и такие катализаторы, которые без нагрева дают водород из воды

            Да про них бы уже весь мир знал! Открывателям ТАКИХ катализаторов нобелевки мало!
            1. Катран
              7 февраля 2021 16:57
              0
              Вы правы, я перепутал, это был каталитический изотопный обмен в системе вода-водород с переносом тяжелого изотопа - из газа в жидкость. Катализатор - наш РХТУ-3СМ.
      2. Сергей Михайлович Карасёв
        +1
        Но выход полезного продукта будет далёк от теоретически возможного. Атомарный водород ОЧЕНЬ реакционноспособен. Ситуацию спасает способность платиноидов к внутрикристаллической сорбции водорода, что временно выводит его из игры, на чём, собственно, и основаны каталитические свойства платиноидов. Но предел их сорбционного насыщения не бесконечен. ИМХО, выход водорода будет около 60%, не выше.
        1. Катран
          7 февраля 2021 11:59
          0
          Не только дорогостоящая платина идёт на эти цели. Сегодня есть другие наработки по более дешевым материалам и сплавам металлов - алюминий, магний, никель, и т.д. Их и для аккумулирования водорода используют, вот только пока количество массы водорода <20%. Вот ссылка на доклад по теме https://portal.tpu.ru/files/conferences/htf/tarasov.pdf
          1. Сергей Михайлович Карасёв
            +1
            Мелкодисперсный никель, оксиды магния и алюминия действительно используют как катализаторы, но их каталитическая активность значительно уступает платиноидам и они требуют более высоких температур и давлений, т.е. энергозатрат. Их преимущество исключительно в дешевизне. Платиноиды куда лучше подходят для процессов тонкого избирательного окисления, чем и является парциальное окисление метана. Их и требуются далеко не тонны а, максимум, 100 килограмм в зависимости от производительности установки. И работать они могут даже не годами, а десятилетиями, естественно, при качественной очистке реагентов и точном соблюдении параметров процесса, исключающем закоксовывание.
            Кстати, посмотрел в инете про разработки по парциальному окислению. У них катализаторы, как раз, рутений, родий и палладий. Выход водорода у них обещан до 90%. belay Ну, тут либо привирают, либо мои знания в области катализа устарели и требуют обновления.
            1. Комментарий был удален.
            2. Катран
              7 февраля 2021 17:11
              +1
              Насколько я понял из материалов конференции, сейчас также делается упор на создание нового качества мембран с высокой селективной функцией для отделения необходимого компонента из различных газовых сред. Более "тонкая очистка" получается. А топливным элементам, вырабатывающим электричество из водорода, тоже наращивают КПД. Есть прогресс! good
          2. Сергей Михайлович Карасёв
            +1
            В принципе, выход по водороду можно довести до 90% и выше, если вести циркуляционный процесс при недостатке кислорода с включением в цикл стадии сепарации СО2 и непрореагировавшего метана путём глубокого охлаждения или на цеолитовых мембранах. Так что, почему бы и нет? Но это чисто технологические фокусы. Упоминаний про циркуляцию с сепарацией я не видел.
            1. Катран
              7 февраля 2021 17:29
              +1
              Мне тоже не попадалось... А вот каталитическое разложение метана (без доступа воздуха) с образованием только водорода и углерода - интересная тема. Они даже хотят маркетинг провести, чтобы наноуглеродными отходами в ЕС торговать!
              Лично мне любо водород из сероводорода извлекать, спасая обитателей Черного моря wink
              1. Сергей Михайлович Карасёв
                +1
                Да и мне тоже, тем более, что концентрация сероводорода в глубинных черноморских водах уже вплотную подобралась к критической. А газовая сера - ценное сырьё для химпрома.
  • acetophenon
    acetophenon 7 февраля 2021 19:51
    -1
    Опять эта дурь... Видимо, неплохо оплачивается: широковещательные заявления, красивые картинки и фотографии и обещания, обещания, обещания... Враньё, за которое никто никогда не ответит.
    Сколько его было уже! Главное - наговорить погромче, побольше и не ввязываться в дискуссии с теми, кто начинает считать и проверять.
    В России нет внутреннего спроса на водородное топливо. И за 10-15 лет он не возникнет. А если обещалкины каким-либо образом (привет из Нью-Васюков!) произведут 10-15% мирового спроса, нам на 100% объявят очередное эмбарго и вложения в производство водорода будут засунуты в жопу.
    Со словами: "Никогда такого не было, и вот - опять!"
    Который раз вместо развития внутреннего спроса предлагают чего-нибудь быстренько добыть, продать, и - нихнеделать.
    good Дело Мавроди живёт и процветает...
    1. Катран
      8 февраля 2021 08:47
      0
      Опять это ворчание от Фомы неверующего. Отстаёте от жизни, товарищ! Времена меняются. Это примерно как народ ходит, гуляет по бульварам, а тут из громкоговорителя: "Воздушная тревога! Всем в укрытие!". Загорается надпись на бомбоубежище и толпа туда понеслась. То же самое и с водородным трендом произошло. То дорого и не нужно, а то уже завтра дёшево и нужно всем ещё вчера. В правительственных документах уже зафиксировано, а Вы всё сомневаетесь...
      Под это уже колоссальные средства вложены и ещё вложат. Новые рабочие места появятся, энергетика изменится. Вы глаза то откройте и посмотрите что творится в мире.
      А то будете как скаклы до последнего кричать, что Крымский мост - это фейк! lol