Military Review

"The cross-section of the radar is fifty times less": the Italian analogue of the Yak-130 equipped with a new complex

32
"The cross-section of the radar is fifty times less": the Italian analogue of the Yak-130 equipped with a new complex

Among the advanced equipment possessed by the Leonardo M-346FA light combat aircraft, there is one that deserves special attention - a complex that provides low visibility of the vehicle.


M-346FA is able to deceive the "eyes" [surveillance system] of the enemy

- noted on Blog Before Flight pages.

As indicated, this complex can significantly reduce the cross-section of the aircraft's radar (RCS), which "gives it unique advantages":

Thanks to this kit, developed by [Italian company] Leonardo, the RCS M-346 is reduced fifty times.


Front-line aircraft are usually equipped with such systems, as this allows them to "escape the eyes of the enemy on the battlefield." As reported in the Western press, low RCS helps create stealth aircraft such as the F-22 and F-35.

It is noted that the complex is easily installed and dismantled from the machine. It is said to be the result of careful research and testing carried out by Leonardo in creating the aerodynamic shape of the aircraft, especially in the front, including the air intakes.

This demonstrates that the M-346FA was created as a fighter with all the capabilities typical of modern combat aircraft of the 30-ton class [...] Currently there is no other light combat aircraft in the world that can be less visible to the enemy than the M-346FA

- noted in the publication.

The M-346 is a Russian-Italian product. However, in the future, the paths of the creators of the machine diverged, in the Russian Federation it received the designation Yak-130, which is used as a training aircraft. Italian developers present their analogue of the Yak-130 as a multifunctional vehicle capable of effectively showing itself on the battlefield.

32 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Theodore
    Theodore 4 February 2021 05: 04
    +2
    Well, just like the Elusive Joe! He was also capable. what
    1. RealPilot
      RealPilot 4 February 2021 17: 12
      +3
      What indirectly (or directly) says about the potential of the Yak-130.
      They made a good car.
  2. Victor_B
    Victor_B 4 February 2021 05: 06
    +6
    The paths-tracks of the Yak-130 and Leonardo M-346FA parted ...
    I would even say they were scattered with a swift jack!
    They were born twins, and they will see each other only in the crosshair ...
    1. Jacket in stock
      Jacket in stock 4 February 2021 05: 27
      +5
      Quote: Victor_B

      They were born twins, and they will see each other only in the crosshair ...
      no, they will not see.
      More precisely, the Yak will not see, he has no sight, he is purely training.
      And the Italian is a full-fledged combat aircraft.
      1. Flooding
        Flooding 4 February 2021 07: 20
        0
        Quote: Jacket in stock
        More precisely, the Yak will not see, he has no sight, he is purely training

        You probably meant radar.
    2. Aerodrome
      Aerodrome 4 February 2021 06: 35
      +5
      Quote: Victor_B
      Parted paths

      with whom they just did not part ... with everyone it is similar.
  3. Pessimist22
    Pessimist22 4 February 2021 05: 12
    +2
    Another invisible plane smile
  4. Jacket in stock
    Jacket in stock 4 February 2021 05: 24
    +13
    radar cross section (RCS)
    some kind of clumsy translation.
    In Russian, this is called the effective scattering area (ESR).

    Who prints this stuff here?
    okay, the author is an illiterate journalist in the humanities.
    But editors / proofreaders. They read everything here, they should really learn.
    1. Aerodrome
      Aerodrome 4 February 2021 06: 40
      +4
      Quote: Jacket in stock
      radar cross section (RCS)
      some kind of clumsy translation.

      it is not a translation, but a term.
      1. 2k11
        2k11 4 February 2021 12: 28
        +9
        The Russian-language term is called the effective scattering area (ESR), as justly stated above. And the cross section of the radar can be interpreted as the diameter of the radar antenna in an airplane)
        1. Dmitry Simakin
          Dmitry Simakin 22 February 2021 23: 18
          0
          Who told you that? The antenna can have an area close to zero, for example, have the form of a dipole, a piece of the thinnest highly conductive wire with a length proportional to half the wavelength of the irradiating radar, and when this dipole is oriented in the plane of polarization of the wave, the resonant reflection will be large.
      2. akarfoxhound
        akarfoxhound 4 February 2021 14: 17
        +1
        Here not only this, the whole article on clumsy - google translate
      3. Dmitry Simakin
        Dmitry Simakin 22 February 2021 23: 11
        +1
        The term, which characterizes not a radar, but a radar target, cannot be called that. RCS - Radar Cross-Section - Radar cross-section of the target. A more or less literate specialist in the area under discussion, who should only retell the information received with such articles, should differ from a machine translator, and use the terms accepted in the technical literature of the target audience language. And in this case it is EPR - effective scattering area.
  5. Ka-52
    Ka-52 4 February 2021 05: 31
    +13
    As indicated, this complex can significantly reduce the cross-section of the aircraft's radar (RCS), which "gives it unique advantages":

    this is fiction, not unique properties. The problem of reflecting an incident wave on an antenna strip has been known for a long time. But it is solved with the help of a frequency selective surface (CHIP), i.e. perforated electrically conductive foil, mesh with specially shaped cells or electronically or photocontrolled film
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 4 February 2021 06: 38
      +3
      Quote: Ka-52
      Incident wave reflection problem ...
      And the parameters of the wave can change. request The device will lose its "unique properties".
      1. Ka-52
        Ka-52 4 February 2021 06: 45
        +9
        And the parameters of the wave can change. request The device will lose its "unique properties".

        there are two types of CHIP. First, the system is opaque during the passive state of the radar's own radar. At the beginning of its operation, the CHIP from a practically conducting state (screening mode) goes into a state with a very high resistance (“no screen” mode, operation of the radar).
        The second is when the screen is opaque for any frequencies, except for the frequencies of its own radar. That is, it is tuned to transmit electromagnetic waves in a narrow band of natural frequencies of the locator
        1. Glad
          Glad 17 February 2021 01: 56
          0
          Of course, I am not an expert, but in connection with such a scheme for reducing the antenna RCS, certain questions arise.
          1. Is the game so worth the candle? Suppose that we have reduced the RCS of the radar antenna 50 times (which is doubtful). If my memory serves me, the detection range is proportional to the fourth root of the EPR. This means that the detection range of the antenna will decrease by about 2,7 times. Well, so this is the detection range antennas, not the entire plane. The entire aircraft will have more EPR than the radar antenna. Does this greatly reduce the detection range of the aircraft as a whole?
          2. Operation. Is there any data on how it is in operation? And then it often happens that some super-duper characteristics are bought due to complicated operation, which makes it very difficult to obtain those characteristics that are declared in the manufacturer's advertising brochures.
          3. Noise immunity. Frequency tuning. How does this fit with the operation of the CHIP? And then how can it be - pick up the frequency and crush it with noise. That's it, the plane is blind ...
          4. If the radar has started to work, then all these CHIPs immediately become useless. But this is a rather rhetorical question. It is clear that the RCS reduction is calculated for the case when the radar is silent. However, in terms of the totality of characteristics, what about the cost-effectiveness criterion?
          5. How much does the CHIP affect the range of its radar?
          1. Ka-52
            Ka-52 20 February 2021 07: 30
            0
            Well, this is the detection range of the antenna, not the entire plane.

            imagine, for example, the RCS of the entire aircraft in frontal projection. 1/3 of this is the radar antenna, 1/3 of the air intake and 1/3 of everything else (midship, cockpit, edges, etc.). Accordingly, the radar, together with the air intake, contributes more than half of the aircraft's RCS. By decreasing the antenna reflection, we% decrease the total RCS.
            which makes it very difficult to obtain those characteristics that are stated in the manufacturer's advertising brochures.

            such things are first tested on ground benches in the BEC before getting on the plane
            Interference immunity. Frequency tuning. How does this fit with the operation of the CHIP

            the screen works on a physical basis. Therefore, this has nothing to do with interference.
            If the radar starts to work, then all these CHIPs immediately become useless.

            radar operation gives out the location of the aircraft. But it does not in any way contribute to the capabilities of guidance and target designation systems (except for the use of guided missiles on a frequently operating radar).
            However, in terms of the totality of characteristics, what about the cost-effectiveness criterion?

            the question is not clear
            How much does the CHIP affect the range of its radar?

            yes does not affect in any way. Reposition the radio source. In front of him is a screen with holes. What will happen? If the wavelength allows it to pass through the holes, then it just goes on. If the wavelength is longer than the hole, then the wave does not travel. That's the whole physics of the process.
  6. Mavrikiy
    Mavrikiy 4 February 2021 06: 34
    +3
    For Italy it will pull, flap its wings, and fight, it's still to be seen ... recourse
  7. Zaurbek
    Zaurbek 4 February 2021 08: 21
    +1
    Which side? 50 times? Here progressive comrades with Su57 will not figure it out ... they get to every rivet: stealth is not stealth ....... but here - ON! 50 times!
  8. pytar
    pytar 4 February 2021 11: 05
    +1
    Twin brother to Yaku, M-346FA has evolved in a very promising direction! The well-thought-out design of the airframe, which gives a lot of possibilities, affects! By combining it with advanced avionics, the Italian have expanded the functional range! M-346FA is targeting a niche market where customers can be found! The Italians are great! It is a pity that the Yakovlevtsy did not follow a similar path! Could offer their own version of a lightweight cheap consumer suitable for poor countries! hi
  9. lopuhan2006
    lopuhan2006 4 February 2021 13: 21
    +3
    As a front-line combat aircraft, it is inferior to specialized representatives in all parameters except price, but the efficiency of a unit is made up of many parameters. For poor countries it is still expensive, for others the choice will be among the real representatives. Yes, plus drones that already cover a large chunk of the capabilities of attack aircraft and front-line fighters. Ambiguous aircraft in terms of prospects. Only if it is necessary to urgently replenish or supplement the basic backbone of aviation in a large-scale conflict (Israel, Russia, etc.), or create an IDB on the availability of aviation in countries such as Lithuania, Austria, etc.
    1. dauria
      dauria 4 February 2021 13: 57
      +2
      Ambiguous aircraft in terms of prospects.

      He was born this way. "Not a candle to God, not a damn poker." It did not fit into the training scheme adopted in the USSR (2 years "Elka", 2 years - UB of a specific type). Now expensive for the original and too "universal" for training and combat. And as a combat - generally in the area of ​​zero.
      1. lopuhan2006
        lopuhan2006 4 February 2021 16: 16
        0
        But not zero, of course) He still has combat value, but the niche for him is narrow.
      2. Bad_gr
        Bad_gr 5 February 2021 03: 12
        0
        Quote: dauria
        He was born this way

        So, after all, it was created without observing the terms of reference. His competitor in the competition was
        MiG-at,
        which TK is fully consistent. But the fate of the Yak-130 was better, they are now being purchased for the Army.
  10. Reserve buildbat
    Reserve buildbat 4 February 2021 14: 43
    +3
    "With this kit, developed by [Italian company] Leonardo, the RCS M-346 is reduced fifty times." And it doesn't matter that the range of the radar is reduced by the same 50 times. laughing
  11. AML
    AML 4 February 2021 19: 46
    0
    I think we are talking about the side lobes. If we have increased the quality factor of the radar, then they are quite good fellows. Although most likely, they just crushed.
  12. Pavel57
    Pavel57 5 February 2021 01: 18
    0
    Quote: dauria
    Ambiguous aircraft in terms of prospects.

    He was born this way. "Not a candle to God, not a damn poker." It did not fit into the training scheme adopted in the USSR (2 years "Elka", 2 years - UB of a specific type). Now expensive for the original and too "universal" for training and combat. And as a combat - generally in the area of ​​zero.

    Nevertheless, 7 countries operate the Yak-160, and among them those who could choose both Korean and Italian and Czech
  13. Eug
    Eug 5 February 2021 20: 34
    0
    ".... all the capabilities typical of modern combat aircraft of the 30-ton class"
    Combat load and range too?
  14. Foxmara
    Foxmara 8 February 2021 17: 47
    0
    I read somewhere that 130 is a plane after a nuclear war. When there is a shortage of everything high-tech, it will regularly raise combat missions
  15. Dmitry Simakin
    Dmitry Simakin 22 February 2021 23: 05
    0
    Do you think that you have absolutely no knowledge of the subject of the publication, it is quite possible to do with simple machine translation without any proofreading and editing?
  16. Dmitry Simakin
    Dmitry Simakin 23 February 2021 00: 01
    0
    In the original source (https://www.blogbeforeflight.net/2021/01/here-are-more-details-on-m346-low-radar.html) there is not a word about the on-board radar antenna of the Leonardo M-346FA aircraft and what or sections. The term RCS - Radar cross-section has no direct relation to either the airborne radar of the aircraft, or to the aircraft detecting radar, it is not the characteristic of the radar, but of the radar detected target and is correctly translated as "radar cross-section" of the target. In the Russian-language technical literature, a similar term is usually called EPR - "effective scattering surface" of a radar target. The article is about the usual methods of reducing the RCS of aircraft, changing the aerodynamic contours of the aircraft, especially in the front of it, including the air intakes. In other words, the decrease in the number and reflective properties of the so-called "shiny dots", which, as a result of the interference of reflections from different parts of the aircraft, give the lion's share of the resulting reflected signal. Mentioned in passing is DASS (Defensive Aids Sub-System), a system of auxiliary means of defense, that is, a system of a military aircraft that protects it from attacks by surface-to-air missiles, air-to-air missiles, that is, possibly anti-radar missiles and electronic countermeasures coupled with radar warning receivers to detect threats. One paragraph just casually mentions the armament of the aircraft. As requested the authors have given the above link to their original source.

    And for the local editors, the question is - where to send the bill for the work I have done for you?

Военное обозрение

«Поперечное сечение радара меньше в пятьдесят раз»: итальянский аналог Як-130 снарядили новым комплексом

32
«Поперечное сечение радара меньше в пятьдесят раз»: итальянский аналог Як-130 снарядили новым комплексом

Среди передового оборудования, которым обладает легкий боевой самолет Leonardo M-346FA, имеется одно, заслуживающее особого внимания, - комплекс, обеспечивающий низкую заметность машины.


M-346FA способен обмануть «глаза» [системы наблюдения] неприятеля

- отмечается на страницах Blog Before Flight.

Как указывается, данный комплекс позволяет значительно уменьшить поперечное сечение радара (RCS) самолета, что «даёт ему уникальные преимущества»:

Благодаря этому набору, разработанному [итальянской компанией] Leonardo, RCS М-346 уменьшается в пятьдесят раз.


Подобными системами обычно снаряжаются фронтовые самолеты, так как это позволяет им «ускользать от глаз противника на поле боя». Как пишется в западной прессе, низкий показатель RCS помогает создавать самолеты-«невидимки», такие как F-22 и F-35.

Отмечается, что комплекс легко устанавливается и демонтируется с машины. Как указывается, он стал результатом тщательных исследований и испытаний, проведенных Leonardo при создании аэродинамической формы самолета, особенно в передней части, включая воздухозаборники.

Это демонстрирует, что M-346FA был создан как истребитель, обладающий всеми возможностями, типичными для современных боевых самолетов 30-тонного класса […] В настоящее время в мире нет другого лёгкого боевого самолета, способного быть менее заметным для противника, чем M-346FA

- отмечается в издании.

M-346 является продуктом российско-итальянской разработки. Однако в дальнейшем пути создателей машины разошлись, в РФ она получила обозначение Як-130, который используется в роли учебно-тренировочного самолёта. Итальянские разработчики представляют свой аналог Як-130 в качестве многофункциональной машины, способной эффективно проявить себя на поле боя.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ФЕОДОР
    ФЕОДОР 4 февраля 2021 05:04
    +2
    Ну прям как Неуловимый Джо ! Тот тоже был способен . what
    1. RealPilot
      RealPilot 4 февраля 2021 17:12
      +3
      Что косвенно (или прямо) говорит о потенциале Як-130.
      Хорошую машину сделали.
  2. Victor_B
    Victor_B 4 февраля 2021 05:06
    +6
    Разошлись пути-дорожки у Як-130 и Leonardo M-346FA...
    Я бы даже сказал разлетелись стремительным домкратом!
    Родились близнецами, а увидят они друг друга только в прицеле...
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 4 февраля 2021 05:27
      +5
      Цитата: Victor_B

      Родились близнецами, а увидят они друг друга только в прицеле...
      не, не увидят.
      Точнее Як не увидит, унего и прицела то нет, он чисто учебный.
      А итальянец полноценный боевой самолет .
      1. Наводлом
        Наводлом 4 февраля 2021 07:20
        0
        Цитата: Пиджак в запасе
        Точнее Як не увидит, унего и прицела то нет, он чисто учебный

        Вы, наверное, имели в виду радар.
    2. Аэродромный
      Аэродромный 4 февраля 2021 06:35
      +5
      Цитата: Victor_B
      Разошлись пути-дорожки

      с кем только не разошлись...со всеми похоже.
  3. Пессимист22
    Пессимист22 4 февраля 2021 05:12
    +2
    Ещё один невидимый самолёт smile
  4. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 4 февраля 2021 05:24
    +13
    поперечное сечение радара (RCS)
    какой-то корявый перевод.
    По русски это называется эффективная площадь рассеивания (ЭПР).

    Кто вообще тут такое печатает?
    ну ладно автор - неграмотный журналист-гуманитарий.
    Но редакторы/корректоры. Они тут стока всего читают , должны бы уж научиться.
    1. Аэродромный
      Аэродромный 4 февраля 2021 06:40
      +4
      Цитата: Пиджак в запасе
      поперечное сечение радара (RCS)
      какой-то корявый перевод.

      это не перевод,а термин.
      1. 2k11
        2k11 4 февраля 2021 12:28
        +9
        Русскоязычный термин носит название эффективная площадь рассеивания (ЭПР), как справедливо было указано выше. А поперечное сечение радара можно трактовать как диаметр антенны радара в самолете)
        1. Дмитрий Симакин
          Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:18
          0
          Это кто вам такое сказал? Антенна может иметь площадь близкую к нулю, например иметь форму диполя, куска тончайшей высокопроводящей проволоки с длиной, пропорциональной половине длины волны облучающего радиолокатора, а при ориентации этого диполя в плоскости поляризации волны резонансное отражение будет велико.
      2. akarfoxhound
        akarfoxhound 4 февраля 2021 14:17
        +1
        Тут не только это, вся статья по корявости - гугл-переводчик
      3. Дмитрий Симакин
        Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:11
        +1
        Термин, который характеризует не радар, а радиолокационную цель, так называться не может. RCS - Radar Cross-Section - Радиолокационное поперечное сечение цели. А мало-мальски грамотный в обсуждаемой области специалист, который только и должен подобными статьями пересказывать полученную информацию, должен отличаться от машинного транслятора, а использовать термины, принятые в технической литературе языка целевой аудитории. И в данном случае это ЭПР - эффективная площадь рассеивания.
  5. Ка-52
    Ка-52 4 февраля 2021 05:31
    +13
    Как указывается, данный комплекс позволяет значительно уменьшить поперечное сечение радара (RCS) самолета, что «даёт ему уникальные преимущества»:

    это фикция, а не уникальные свойства. Проблема отражения падающей волны на антенном полотне известна давно. Но решается с помощью частотно-избирательной поверхности (ЧИП), т.е. перфорированной электропроводящей фольги, сетки с ячейками специальной формы или же электронно- или фотоуправляемой пленки
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 4 февраля 2021 06:38
      +3
      Цитата: Ка-52
      Проблема отражения падающей волны...
      Да и параметры волны могут меняться. request Приборчик потеряет "уникальные свойства".
      1. Ка-52
        Ка-52 4 февраля 2021 06:45
        +9
        Да и параметры волны могут меняться. request Приборчик потеряет "уникальные свойства".

        есть два вида ЧИП. Первый - система непрозрачна во время пассивного состояния собственного радара БРЛС. При начале его работы ЧИП из практически проводящего состояния (режим экранирования) переходит в состояние с очень высоким сопротивлением (режим «отсутствия» экрана, работа БРЛС).
        Второй - это когда экран непрозрачен для любых частот, кроме частот собственной БРЛС. То есть он настроен так, чтобы пропускать электромагнитные волны в узкой полосе собственных частот локатора
        1. Glad
          Glad 17 февраля 2021 01:56
          0
          Я, конечно, не специалист, но в связи с подобной схемой уменьшения ЭПР антенны возникают определённые вопросы.
          1. А что, игра так сильно стоит свеч? Предположим, что мы уменьшили ЭПР антенны РЛС в 50 раз (что сомнительно). Если мне не изменяет память, то дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени из ЭПР. Это значит, что дальность обнаружения антенны уменьшиться где-то в 2,7 раза. Ну, так это дальность обнаружения антенны, а не всего самолёта. У всего самолёта ЭПР поболее будет, чем у антенны РЛС. Так ли уж сильно это уменьшает дальность обнаружения самолёта в целом?
          2. Эксплуатация. Есть ли данные о том, как оно в эксплуатации? А то ведь частенько бывает так, что некие супер-пупер характеристики покупаются за счёт усложнённой эксплуатации, что делает сильно затруднительным получение тех характеристик, которые заявлены в рекламных проспектах производителя.
          3. Помехозащищённость. Перестройка частоты. Как это согласуется с работой ЧИП? А то ведь как оно может быть - засёк частоту и дави её шумами. Всё, самолёт слепой...
          4. Если РЛС начала работать, то все эти ЧИП сразу становятся бесполезными. Но это вопрос скорее риторический. Понятно, что уменьшение ЭПР рассчитано на тот случай, когда РЛС молчит. Однако, по совокупности характеристик, как там с критерием "стоимость-эффективность"?
          5. Насколько влияет ЧИП на дальность работы своей РЛС?
          1. Ка-52
            Ка-52 20 февраля 2021 07:30
            0
            Ну, так это дальность обнаружения антенны, а не всего самолёта

            представьте например ЭПР всего самолета в фронтальную проекцию. 1/3 этого составляет антенна РЛС, 1/3 ВЗ и 1/3 все остальное (мидель, кокпит, кромки и тд). Соответственно РЛС вместе с ВЗ вносит больше половины от числа ЭПР самолета. Уменьшая отражение антенны мы %-но уменьшаем суммарный ЭПР.
            что делает сильно затруднительным получение тех характеристик, которые заявлены в рекламных проспектах производителя.

            такие вещи сначала проходят испытания на наземных стендах в БЭК, прежде чем встать на самолет
            Помехозащищённость. Перестройка частоты. Как это согласуется с работой ЧИП

            работа экрана происходит на физическом принципе. Поэтому к помехам это не имеет никакого отношения.
            Если РЛС начала работать, то все эти ЧИП сразу становятся бесполезными.

            работа РЛС выдает место расположения самолета. Но никак не способствует возможностям систем наведения и целеуказания (кроме случаев применения ракет с наведением на част оту работающей РЛС).
            Однако, по совокупности характеристик, как там с критерием "стоимость-эффективность"?

            вопрос не понятен
            Насколько влияет ЧИП на дальность работы своей РЛС?

            да никак не влияет. Переставьте источник радиосигнала. Перед ним стоит экран с отверстиями. Что произойдет? Если длина волны позволяет пройти через отверстия, то она просто идет дальше. Если длина волны больше отверстия, то волна не проходит. Вот и вся физика процесса.
  6. Mavrikiy
    Mavrikiy 4 февраля 2021 06:34
    +3
    Для Италии потянет, махать крылышками, а воевать, это еще посмотреть... recourse
  7. Zaurbek
    Zaurbek 4 февраля 2021 08:21
    +1
    Каким боком? в 50 раз? Тут прогрессивные товарищи с Су57 не доразберутся...до кажой заклепки добадываются: стелс не стелс.......а тут- НА! в 50 раз!
  8. pytar
    pytar 4 февраля 2021 11:05
    +1
    Брат-близнец Яку, M-346FA эвоюлировал в весьма перспективное направление! Сказывается хорошо придуманная конструкция планера, дающая множество возможностей! Совместив ей с передовой авионики, италианцый разширили функциональный диапазон! M-346FA ориентирован на рыночную нишу, где можно найти клиентов! Италианцы молодцы! Жаль, что яковлевцый не пошли по аналогичному пути! Могли бы предложить своя версия легкого дешевого изтребителя подходящий для небогатых странах! hi
  9. lopuhan2006
    lopuhan2006 4 февраля 2021 13:21
    +3
    Как боевой фронтовой самолет он уступает специализированным представителям по всем параметрам кроме цены, но эффективность единицы складывается из множества параметров. Для бедных стран он всё равно дорог, для других выбор будет среди настоящих представителей. Да плюс беспилотники которые уже перекрывают большой кусок от возможностей штурмовиков и фронтовых истребителей. Неоднозначный самолёт по перспективам. Только если надо срочно восполнить или дополнять количеством основной костяк авиации при широкомасштабном конфликте( Израиль, Россия и тд), либо создавать ИБД о наличии авиации у стран типа Литва, Австрия и тд.
    1. dauria
      dauria 4 февраля 2021 13:57
      +2
      Неоднозначный самолёт по перспективам.

      Он родился таким. "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". В принятую в СССР схему подготовки не вписывался ( 2 года "Элки", 2 года - УБ конкретного типа). Сейчас дорог для первоначального и слишком "универсален" для учебно-боевого. А как боевой - вообще в районе нуля.
      1. lopuhan2006
        lopuhan2006 4 февраля 2021 16:16
        0
        Но не ноль конечно) Боевая ценность у него есть все-таки, вот только ниша для него узкая.
      2. Bad_gr
        Bad_gr 5 февраля 2021 03:12
        0
        Цитата: dauria
        Он родился таким

        Так ведь его и создавали с не соблюдением техзадания. Его конкурентом в конкурсе был
        МиГ-at,
        который ТЗ полностью соответствует. Но судьба лучше сложилась у Як-130, их сейчас для Армии закупают.
  10. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 4 февраля 2021 14:43
    +3
    "Благодаря этому набору, разработанному [итальянской компанией] Leonardo, RCS М-346 уменьшается в пятьдесят раз." И не важно, что дальность действия РЛС снижается в те же 50 раз. laughing
  11. AML
    AML 4 февраля 2021 19:46
    0
    думается речь идет о боковых лепестках. Если увеличили добротность радара, то совсем молодцы. Хотя скорее всего, просто задавили.
  12. Pavel57
    Pavel57 5 февраля 2021 01:18
    0
    Цитата: dauria
    Неоднозначный самолёт по перспективам.

    Он родился таким. "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". В принятую в СССР схему подготовки не вписывался ( 2 года "Элки", 2 года - УБ конкретного типа). Сейчас дорог для первоначального и слишком "универсален" для учебно-боевого. А как боевой - вообще в районе нуля.

    Тем не менее 7 стран эксплуатируют Як-160, причем среди них те, кто мог бы выбрать и корейский, и итальянский, и чешский
  13. Eug
    Eug 5 февраля 2021 20:34
    0
    "....всеми возможностями, типичными для современных боевых самолетов 30-тонного класса"
    Боевой нагрузкой и дальностью тоже?
  14. Foxmara
    Foxmara 8 февраля 2021 17:47
    0
    Где-то читал, что 130 - самолёт после ядерной войны. Когда будет дефицит всего высокотехнологичного, он будет исправно поднять боевые задачи
  15. Дмитрий Симакин
    Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:05
    0
    Полагаете что абсолютно не владея тематикой публикации, вполне можно обойтись простым машинным переводом без какой либо корректуры и редактирования?
  16. Дмитрий Симакин
    Дмитрий Симакин 23 февраля 2021 00:01
    0
    В первоисточнике ( https://www.blogbeforeflight.net/2021/01/here-are-more-details-on-m346-low-radar.html ) нет ни слова об антенне бортового радиолокатора самолёта Leonardo M-346FA и её каких либо сечениях. Термин RCS - Radar cross-section не имеет прямого отношения ни к бортовому радиолокатору самолёта, ни к обнаруживающему самолёт радиолокатору, это характеристика не радиолокатора, а радиолокационно обнаруживаемой цели и правильно переводится как "радиолокационное поперечное сечение" цели. В русскоязычной технической литературе аналогичный термин обычно называется ЭПР - "эффективная поверхность рассеяния" радиолокационной цели. Речь же в статье идёт об обычных приёмах снижения ЭПР самолётов, изменении аэродинамических обводов самолёта, особенно в передней его части, включая воздухозаборники. Другими словами, уменьшением числа и отражающих свойствах называемых "блестящих точек", дающих в результате интерференции отражений от различных частей самолёта львиную долю результирующего отраженного сигнала. Упоминается вскользь и DASS (Defensive Aids Sub-System), Система вспомогательных средств защиты, то есть система военного самолета, которая защищает его от атак ракетами «земля-воздух», ракетами «воздух-воздух», то есть возможно противорадиолокационные ракеты и средства электронного противодействия в сочетании с приемниками радиолокационных предупреждений для обнаружения угроз. Одним абзацем так же вскользь упоминается вооружение самолёта. Как просят авторы дал выше ссылку на их первоисточник.

    А к тутошним редакторам вопрос - счёт за выполненную мною за вас работу куда выслать?