Военное обозрение

«Поперечное сечение радара меньше в пятьдесят раз»: итальянский аналог Як-130 снарядили новым комплексом

32
«Поперечное сечение радара меньше в пятьдесят раз»: итальянский аналог Як-130 снарядили новым комплексом

Среди передового оборудования, которым обладает легкий боевой самолет Leonardo M-346FA, имеется одно, заслуживающее особого внимания, - комплекс, обеспечивающий низкую заметность машины.


M-346FA способен обмануть «глаза» [системы наблюдения] неприятеля

- отмечается на страницах Blog Before Flight.

Как указывается, данный комплекс позволяет значительно уменьшить поперечное сечение радара (RCS) самолета, что «даёт ему уникальные преимущества»:

Благодаря этому набору, разработанному [итальянской компанией] Leonardo, RCS М-346 уменьшается в пятьдесят раз.


Подобными системами обычно снаряжаются фронтовые самолеты, так как это позволяет им «ускользать от глаз противника на поле боя». Как пишется в западной прессе, низкий показатель RCS помогает создавать самолеты-«невидимки», такие как F-22 и F-35.

Отмечается, что комплекс легко устанавливается и демонтируется с машины. Как указывается, он стал результатом тщательных исследований и испытаний, проведенных Leonardo при создании аэродинамической формы самолета, особенно в передней части, включая воздухозаборники.

Это демонстрирует, что M-346FA был создан как истребитель, обладающий всеми возможностями, типичными для современных боевых самолетов 30-тонного класса […] В настоящее время в мире нет другого лёгкого боевого самолета, способного быть менее заметным для противника, чем M-346FA

- отмечается в издании.

M-346 является продуктом российско-итальянской разработки. Однако в дальнейшем пути создателей машины разошлись, в РФ она получила обозначение Як-130, который используется в роли учебно-тренировочного самолёта. Итальянские разработчики представляют свой аналог Як-130 в качестве многофункциональной машины, способной эффективно проявить себя на поле боя.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ФЕОДОР
    ФЕОДОР 4 февраля 2021 05:04
    +2
    Ну прям как Неуловимый Джо ! Тот тоже был способен . what
    1. RealPilot
      RealPilot 4 февраля 2021 17:12
      +3
      Что косвенно (или прямо) говорит о потенциале Як-130.
      Хорошую машину сделали.
  2. Victor_B
    Victor_B 4 февраля 2021 05:06
    +6
    Разошлись пути-дорожки у Як-130 и Leonardo M-346FA...
    Я бы даже сказал разлетелись стремительным домкратом!
    Родились близнецами, а увидят они друг друга только в прицеле...
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 4 февраля 2021 05:27
      +5
      Цитата: Victor_B

      Родились близнецами, а увидят они друг друга только в прицеле...
      не, не увидят.
      Точнее Як не увидит, унего и прицела то нет, он чисто учебный.
      А итальянец полноценный боевой самолет .
      1. Наводлом
        Наводлом 4 февраля 2021 07:20
        0
        Цитата: Пиджак в запасе
        Точнее Як не увидит, унего и прицела то нет, он чисто учебный

        Вы, наверное, имели в виду радар.
    2. Аэродромный
      Аэродромный 4 февраля 2021 06:35
      +5
      Цитата: Victor_B
      Разошлись пути-дорожки

      с кем только не разошлись...со всеми похоже.
  3. Пессимист22
    Пессимист22 4 февраля 2021 05:12
    +2
    Ещё один невидимый самолёт smile
  4. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 4 февраля 2021 05:24
    +13
    поперечное сечение радара (RCS)
    какой-то корявый перевод.
    По русски это называется эффективная площадь рассеивания (ЭПР).

    Кто вообще тут такое печатает?
    ну ладно автор - неграмотный журналист-гуманитарий.
    Но редакторы/корректоры. Они тут стока всего читают , должны бы уж научиться.
    1. Аэродромный
      Аэродромный 4 февраля 2021 06:40
      +4
      Цитата: Пиджак в запасе
      поперечное сечение радара (RCS)
      какой-то корявый перевод.

      это не перевод,а термин.
      1. 2k11
        2k11 4 февраля 2021 12:28
        +9
        Русскоязычный термин носит название эффективная площадь рассеивания (ЭПР), как справедливо было указано выше. А поперечное сечение радара можно трактовать как диаметр антенны радара в самолете)
        1. Дмитрий Симакин
          Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:18
          0
          Это кто вам такое сказал? Антенна может иметь площадь близкую к нулю, например иметь форму диполя, куска тончайшей высокопроводящей проволоки с длиной, пропорциональной половине длины волны облучающего радиолокатора, а при ориентации этого диполя в плоскости поляризации волны резонансное отражение будет велико.
      2. akarfoxhound
        akarfoxhound 4 февраля 2021 14:17
        +1
        Тут не только это, вся статья по корявости - гугл-переводчик
      3. Дмитрий Симакин
        Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:11
        +1
        Термин, который характеризует не радар, а радиолокационную цель, так называться не может. RCS - Radar Cross-Section - Радиолокационное поперечное сечение цели. А мало-мальски грамотный в обсуждаемой области специалист, который только и должен подобными статьями пересказывать полученную информацию, должен отличаться от машинного транслятора, а использовать термины, принятые в технической литературе языка целевой аудитории. И в данном случае это ЭПР - эффективная площадь рассеивания.
  5. Ка-52
    Ка-52 4 февраля 2021 05:31
    +13
    Как указывается, данный комплекс позволяет значительно уменьшить поперечное сечение радара (RCS) самолета, что «даёт ему уникальные преимущества»:

    это фикция, а не уникальные свойства. Проблема отражения падающей волны на антенном полотне известна давно. Но решается с помощью частотно-избирательной поверхности (ЧИП), т.е. перфорированной электропроводящей фольги, сетки с ячейками специальной формы или же электронно- или фотоуправляемой пленки
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 4 февраля 2021 06:38
      +3
      Цитата: Ка-52
      Проблема отражения падающей волны...
      Да и параметры волны могут меняться. request Приборчик потеряет "уникальные свойства".
      1. Ка-52
        Ка-52 4 февраля 2021 06:45
        +9
        Да и параметры волны могут меняться. request Приборчик потеряет "уникальные свойства".

        есть два вида ЧИП. Первый - система непрозрачна во время пассивного состояния собственного радара БРЛС. При начале его работы ЧИП из практически проводящего состояния (режим экранирования) переходит в состояние с очень высоким сопротивлением (режим «отсутствия» экрана, работа БРЛС).
        Второй - это когда экран непрозрачен для любых частот, кроме частот собственной БРЛС. То есть он настроен так, чтобы пропускать электромагнитные волны в узкой полосе собственных частот локатора
        1. Glad
          Glad 17 февраля 2021 01:56
          0
          Я, конечно, не специалист, но в связи с подобной схемой уменьшения ЭПР антенны возникают определённые вопросы.
          1. А что, игра так сильно стоит свеч? Предположим, что мы уменьшили ЭПР антенны РЛС в 50 раз (что сомнительно). Если мне не изменяет память, то дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени из ЭПР. Это значит, что дальность обнаружения антенны уменьшиться где-то в 2,7 раза. Ну, так это дальность обнаружения антенны, а не всего самолёта. У всего самолёта ЭПР поболее будет, чем у антенны РЛС. Так ли уж сильно это уменьшает дальность обнаружения самолёта в целом?
          2. Эксплуатация. Есть ли данные о том, как оно в эксплуатации? А то ведь частенько бывает так, что некие супер-пупер характеристики покупаются за счёт усложнённой эксплуатации, что делает сильно затруднительным получение тех характеристик, которые заявлены в рекламных проспектах производителя.
          3. Помехозащищённость. Перестройка частоты. Как это согласуется с работой ЧИП? А то ведь как оно может быть - засёк частоту и дави её шумами. Всё, самолёт слепой...
          4. Если РЛС начала работать, то все эти ЧИП сразу становятся бесполезными. Но это вопрос скорее риторический. Понятно, что уменьшение ЭПР рассчитано на тот случай, когда РЛС молчит. Однако, по совокупности характеристик, как там с критерием "стоимость-эффективность"?
          5. Насколько влияет ЧИП на дальность работы своей РЛС?
          1. Ка-52
            Ка-52 20 февраля 2021 07:30
            0
            Ну, так это дальность обнаружения антенны, а не всего самолёта

            представьте например ЭПР всего самолета в фронтальную проекцию. 1/3 этого составляет антенна РЛС, 1/3 ВЗ и 1/3 все остальное (мидель, кокпит, кромки и тд). Соответственно РЛС вместе с ВЗ вносит больше половины от числа ЭПР самолета. Уменьшая отражение антенны мы %-но уменьшаем суммарный ЭПР.
            что делает сильно затруднительным получение тех характеристик, которые заявлены в рекламных проспектах производителя.

            такие вещи сначала проходят испытания на наземных стендах в БЭК, прежде чем встать на самолет
            Помехозащищённость. Перестройка частоты. Как это согласуется с работой ЧИП

            работа экрана происходит на физическом принципе. Поэтому к помехам это не имеет никакого отношения.
            Если РЛС начала работать, то все эти ЧИП сразу становятся бесполезными.

            работа РЛС выдает место расположения самолета. Но никак не способствует возможностям систем наведения и целеуказания (кроме случаев применения ракет с наведением на част оту работающей РЛС).
            Однако, по совокупности характеристик, как там с критерием "стоимость-эффективность"?

            вопрос не понятен
            Насколько влияет ЧИП на дальность работы своей РЛС?

            да никак не влияет. Переставьте источник радиосигнала. Перед ним стоит экран с отверстиями. Что произойдет? Если длина волны позволяет пройти через отверстия, то она просто идет дальше. Если длина волны больше отверстия, то волна не проходит. Вот и вся физика процесса.
  6. Mavrikiy
    Mavrikiy 4 февраля 2021 06:34
    +3
    Для Италии потянет, махать крылышками, а воевать, это еще посмотреть... recourse
  7. Zaurbek
    Zaurbek 4 февраля 2021 08:21
    +1
    Каким боком? в 50 раз? Тут прогрессивные товарищи с Су57 не доразберутся...до кажой заклепки добадываются: стелс не стелс.......а тут- НА! в 50 раз!
  8. pytar
    pytar 4 февраля 2021 11:05
    +1
    Брат-близнец Яку, M-346FA эвоюлировал в весьма перспективное направление! Сказывается хорошо придуманная конструкция планера, дающая множество возможностей! Совместив ей с передовой авионики, италианцый разширили функциональный диапазон! M-346FA ориентирован на рыночную нишу, где можно найти клиентов! Италианцы молодцы! Жаль, что яковлевцый не пошли по аналогичному пути! Могли бы предложить своя версия легкого дешевого изтребителя подходящий для небогатых странах! hi
  9. lopuhan2006
    lopuhan2006 4 февраля 2021 13:21
    +3
    Как боевой фронтовой самолет он уступает специализированным представителям по всем параметрам кроме цены, но эффективность единицы складывается из множества параметров. Для бедных стран он всё равно дорог, для других выбор будет среди настоящих представителей. Да плюс беспилотники которые уже перекрывают большой кусок от возможностей штурмовиков и фронтовых истребителей. Неоднозначный самолёт по перспективам. Только если надо срочно восполнить или дополнять количеством основной костяк авиации при широкомасштабном конфликте( Израиль, Россия и тд), либо создавать ИБД о наличии авиации у стран типа Литва, Австрия и тд.
    1. dauria
      dauria 4 февраля 2021 13:57
      +2
      Неоднозначный самолёт по перспективам.

      Он родился таким. "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". В принятую в СССР схему подготовки не вписывался ( 2 года "Элки", 2 года - УБ конкретного типа). Сейчас дорог для первоначального и слишком "универсален" для учебно-боевого. А как боевой - вообще в районе нуля.
      1. lopuhan2006
        lopuhan2006 4 февраля 2021 16:16
        0
        Но не ноль конечно) Боевая ценность у него есть все-таки, вот только ниша для него узкая.
      2. Bad_gr
        Bad_gr 5 февраля 2021 03:12
        0
        Цитата: dauria
        Он родился таким

        Так ведь его и создавали с не соблюдением техзадания. Его конкурентом в конкурсе был
        МиГ-at,
        который ТЗ полностью соответствует. Но судьба лучше сложилась у Як-130, их сейчас для Армии закупают.
  10. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 4 февраля 2021 14:43
    +3
    "Благодаря этому набору, разработанному [итальянской компанией] Leonardo, RCS М-346 уменьшается в пятьдесят раз." И не важно, что дальность действия РЛС снижается в те же 50 раз. laughing
  11. AML
    AML 4 февраля 2021 19:46
    0
    думается речь идет о боковых лепестках. Если увеличили добротность радара, то совсем молодцы. Хотя скорее всего, просто задавили.
  12. Pavel57
    Pavel57 5 февраля 2021 01:18
    0
    Цитата: dauria
    Неоднозначный самолёт по перспективам.

    Он родился таким. "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". В принятую в СССР схему подготовки не вписывался ( 2 года "Элки", 2 года - УБ конкретного типа). Сейчас дорог для первоначального и слишком "универсален" для учебно-боевого. А как боевой - вообще в районе нуля.

    Тем не менее 7 стран эксплуатируют Як-160, причем среди них те, кто мог бы выбрать и корейский, и итальянский, и чешский
  13. Eug
    Eug 5 февраля 2021 20:34
    0
    "....всеми возможностями, типичными для современных боевых самолетов 30-тонного класса"
    Боевой нагрузкой и дальностью тоже?
  14. Foxmara
    Foxmara 8 февраля 2021 17:47
    0
    Где-то читал, что 130 - самолёт после ядерной войны. Когда будет дефицит всего высокотехнологичного, он будет исправно поднять боевые задачи
  15. Дмитрий Симакин
    Дмитрий Симакин 22 февраля 2021 23:05
    0
    Полагаете что абсолютно не владея тематикой публикации, вполне можно обойтись простым машинным переводом без какой либо корректуры и редактирования?
  16. Дмитрий Симакин
    Дмитрий Симакин 23 февраля 2021 00:01
    0
    В первоисточнике ( https://www.blogbeforeflight.net/2021/01/here-are-more-details-on-m346-low-radar.html ) нет ни слова об антенне бортового радиолокатора самолёта Leonardo M-346FA и её каких либо сечениях. Термин RCS - Radar cross-section не имеет прямого отношения ни к бортовому радиолокатору самолёта, ни к обнаруживающему самолёт радиолокатору, это характеристика не радиолокатора, а радиолокационно обнаруживаемой цели и правильно переводится как "радиолокационное поперечное сечение" цели. В русскоязычной технической литературе аналогичный термин обычно называется ЭПР - "эффективная поверхность рассеяния" радиолокационной цели. Речь же в статье идёт об обычных приёмах снижения ЭПР самолётов, изменении аэродинамических обводов самолёта, особенно в передней его части, включая воздухозаборники. Другими словами, уменьшением числа и отражающих свойствах называемых "блестящих точек", дающих в результате интерференции отражений от различных частей самолёта львиную долю результирующего отраженного сигнала. Упоминается вскользь и DASS (Defensive Aids Sub-System), Система вспомогательных средств защиты, то есть система военного самолета, которая защищает его от атак ракетами «земля-воздух», ракетами «воздух-воздух», то есть возможно противорадиолокационные ракеты и средства электронного противодействия в сочетании с приемниками радиолокационных предупреждений для обнаружения угроз. Одним абзацем так же вскользь упоминается вооружение самолёта. Как просят авторы дал выше ссылку на их первоисточник.

    А к тутошним редакторам вопрос - счёт за выполненную мною за вас работу куда выслать?