Военное обозрение

Исчерпаемые недра

Наше общество настроено почти исключительно на потребление. Проблема плавно перетекает из экономической плоскости в военную – за истощаемые ресурсы в конце концов начнутся войны. За примерами далеко ходить не надо, стоит просто посмотреть на ситуацию с Северным Ледовитым океаном. Помимо постепенного освобождения ото льда Северного морского пути, значительно упрощается разработка полезных ископаемых на континентальном шельфе. Сложно даже пересчитать количество стран, готовых вести войну с Россией за беспрепятственное пользование ресурсами северного региона.

Если брать во внимание исчерпаемые ресурсы, то одними из самых критически важных для мировой экономики являются редкоземельные элементы (всего 17 элементов), потребление которых за последние 50 лет выросло с 5 до 125 тыс. тонн. Сейчас редкоземельные элементы с полным правом можно относить к стратегическому сырью – во многом именно от них зависит успешность развития военно-промышленной и авиационно-космической отраслей. В большинстве случаев человечество уже столкнулось с истощением запасов подобных элементов. И не всегда это связано с уменьшением объёмов добычи из месторождений – нередко шахты находятся на территории перманентных военных действий.

Луна НАСА. Пентагон объявил спутник Земли зоной своей ответственности

Сложности есть и с добычей цветных и драгоценных металлов, играющих ключевую роль в промышленности любого государства. Прогнозов на счёт динамики истощения месторождений очень много, но, как обычно, все смотрят на самые худшие сценарии. Ожидание апокалипсиса даже в среде учёных всегда продаётся значительно лучше, чем безоблачное будущее. В самом пессимистическом будущем человечество ждёт серьёзный дефицит золота – в 2032 году в недрах Земли его просто не останется для добычи традиционным способом. Придётся разрабатывать новые способы извлечения (к примеру, из морской воды), а это кратно поднимет стоимость драгоценного металла. Учёные-пессимисты прогнозируют хроническую нехватку кобальта к 2048 году, вольфрама к 2054, алюминия к 2064 и, что самое удивительное, исчезновение месторождений железных руд к 2049 году. Подобные кризисные предположения и заставляют учёных и политиков искать пути добычи полезных ископаемых в ближнем и дальнем космосе.

Лунный клондайк

Луна может стать в этой связи настоящей кладовой, просто напичканной полезными элементами и соединениями, использовать которые можно по-разному. Учёные рассматривают возможность строительства жилых модулей лунных станцией из местного материала. Как отмечают в издании «Космическая техника и технологии», в лунном карьере размером 100×100 м и глубиной 10 м (объём рыхлого вещества в естественном залегании) содержится значительное количество полезных материалов. Разработка только одного такого карьера обеспечит получение около 40 тыс. тонн кремния, пригодного, например, для изготовления ячеек солнечных батарей, и 9 тыс. тонн титана для изготовления несущих конструкций высокой прочности и долговечности. Титана в лунных породах вообще очень много – в среднем в 10 раз больше, чем на Земле. «Крылатого металла», пригодного, помимо прочего, для постройки электрической инфраструктуры, из лунного карьера можно добыть в количестве до 30 тыс. тонн. Попутно в дело пойдут 25 тыс. тонн железа с небольшими бонусами в виде магния, кальция и хрома. Наконец, из того же объёма лунного реголита (глобального слоя раздробленных пород) можно экстрагировать до 90 тыс. тонн кислорода. В общем, для строительного дела на Луне представлено практически всё, что нужно, и даже больше. Дело остаётся за малым – создать технологию производства строительных материалов и конструкций из всего этого добра и адаптировать под лунные условия.

Распределение редкоземельных металлов на полушариях Луны. Источник: «Космическая техника и технологии»

В начале XXI века в полярных областях Луны открыли крупные скопления водяного льда – в футурологов это вселило ещё больше оптимизма относительно строительства обитаемых станций. Вода – это не только жизнеобеспечение для человека, но и источник ракетного топлива (кислород и водород). В самое ближайшее время лунные роботы будут отправлены именно на эти территории спутника.

Более реалистичными выглядят перспективы добычи ценных ресурсов, которые, проще говоря, не занимают много места, но дорого стоят. Такой может быть платиновая группа металлов: иридий, осмий, палладий, родий, рутений и платина. И, конечно, главные фантазии крутятся вокруг пресловутого гелия-3. Этому веществу, обильно сдабривающему лунные грунты, уготована почётная миссия спасения человечества от энергетического и экологического коллапса. Одна тонна данного изотопа гелия, если его правильно использовать, способна заменить до 20 млн тонн нефти! По самым скромным подсчётам, на Луне гелия-3 порядка миллиона тонн, что обещает человечеству светлое будущее на несколько столетий вперёд. Дело за малым – научиться относительно недорого доставлять изотоп на Землю и создать под него действующий термоядерный реактор.

Теоретическая фантастика

Фантастическую историю продолжим изобличениями. США в 1967 году подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Помимо Соединённых Штатов, среди подписавших этот юридический акт ещё 104 государства. В нём достаточно много расплывчатых формулировок и определений, к примеру, статья II:

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Из текста понятно, что расширять свою территорию государствам за счёт владений в космосе запрещено. Соответственно, и распоряжаться космическими объектами как собственностью также нельзя. Тем не менее в 2015 году в США принимается закон «Об исследовании и использовании ресурсов космоса», разрешающий частным компаниям добывать полезные ископаемые на небесных телах, в том числе и астероидах. Разрешить добывать можно только на подконтрольной территории, не правда ли? Дальнейшее развитие ситуации ещё больше напоминает рейдерский захват Луны. В конце января издание The Wall Street Journal оповестило весь мир, что будущие базы американцев на Луне будут охраняться силами Пентагона. Здесь США уже вполне однозначно обозначает границы своих владений, указывая даже на потенциальных космических противников – Россию и Китай.

В ближайшие десятилетия что-то подобное должно кружиться на орбите Луны. Источник: ru.wikipedia.org

Подобные заявления связаны с планами освоения лунного пространства совместно с европейскими странами и Соединёнными Штатами. Главными в этой истории на правах основного плательщика выступает Вашингтон, а остальные, по меткому выражению Дмитрия Рогозина, в роли «подмастерьев». Среди таких Австралия, Канада, Люксембург, Италия и, конечно, постоянно страдающая без суверенных природных ресурсов Япония. Проект получил имя Artemis, и, в соответствии с планами, первые модули made in USA на Луне должны появиться через 7-8 лет. А первые астронавты прилунятся в районе 2024 года. Очень амбициозные перспективы обозначило себе NASA, если учитывать, что сама программа стартовала в 2019 году.

Космическая гонка с неясными перспективами, похоже, набирает обороты. Многие страны вступают в неё не потому, что действительно заинтересованы в освоении космоса, а потому, что колонизация Луны – это «хайп» глобального масштаба. Вот и Объединённые Арабские Эмираты с 2019 года стали «офшором» для компаний, готовых вложиться в освоение Луны и ближнего космоса. Добро пожаловать в дубайский космопорт! Именно такие лозунги мы услышим лет через пять-шесть в случае удачного развития событий. Маленький Люксембург вообще в 2016 году открыл понятие «космического офшора», объявив себя европейским интегратором добычи полезных ископаемых в космосе. Годом позже в герцогстве приняли закон, признающий частное право на добычу и продажу ресурсов космоса. Надо отметить, Дональд Трамп подписал указ, закрепляющий права американцев на подобное только в 2020 году. Японцы готовы дать зелёный свет аналогичному закону в ближайшие месяцы.

Лунная гонка показательна фактическим отсутствием в ней российских интересов. Страна, несколько десятилетий назад задающая тон в освоении Луны, оказалась на вторых ролях. В настоящее время все амбициозные планы Роскосмоса относительно Луны уходят на несколько десятилетий вперёд. Критики заметят, что и у европейцев с американцами дела ненамного лучше – зарубежные лунные миссии на стадии проектирования. Отчасти это верно: до конца не известно, увенчается ли лунная гонка успехом одного или сразу нескольких игроков – слишком мало времени прошло. Но с начала XXI века США, Япония, Китай, Индия и Евросоюз отправили более 20 исследовательских аппаратов к естественному спутнику Земли, а Россия ни одного.
Автор:
    Дальний В 8 февраля 2021 03:26
    Сильно извиняюсь - а войны за ресурсы вообще когда-нибудь прекращались, чтобы можно было говорить о том, что они "начнутся"?
    Что касаемо притязаний мериканцев на Луну... Ну, так у них руки-то теперь фактически развязаны. Потому что отечественная космонавтика уже не, а китайская - еще не. В смысле возможности составить им конкуренцию. Узкоглазые, вполне допускаю, лет через десять-пятнадцать штатовцев все-таки притормозят с их хотелками, а вот отечественная космонавтика будет, увы, продолжать деградировать, если во главе нее будут оставаться деятели вроде поэта-песенника Рогозина.
    Короче, сейчас у амеров появилось окно, когда они могут заявлять свои права на все, что угодно - если оно находится за пределами земной атмосферы. И они такой возможностью пользуются. На всю катушку. Иногда (часто) - с сильным перебором. Но пользуются. Ничего неожиданного.
    Нормы международного права, подписанные договора? Не, они не слышали. Удивительно, как они еще права на Антарктиду не предъявили.
    1. Ilya-spb
      Ilya-spb 8 февраля 2021 03:46
      Надо объявить зоной своей ответственности... Планету Марс!

Тнм более, есть прецедент. Согласно повести "Аэлита", на Марсе была установлена советская власть.
      1. military_cat
        military_cat 8 февраля 2021 04:48
        В США уже вообще-то лунный корабль Орион и сверхтяжёлую ракету SLS достроили и испытывают, и планируют запустить в этом году (миссия Artemis I вокруг Луны в беспилотном режиме).
        1. Собеседник
          Собеседник 8 февраля 2021 14:56

Вот вот. Я тоже жду когда запустят. С этой отметки можно будет точно понимать на сколько слова у человечества соответствуют реалям. Пока у всех идет легкое топтание. И только китай х2еначит каждую неделю по паре ракет))))))))))))))). Спутник за спутником... Как рис сажают. Не остановить. Молодцы.
          Маска не считаем - он уже Марсианин. Теслу к Марсу по дуге отправил, все распродает и сваливает с этой грешной планеты... Кататься будет, на чем там. laughing
        2. Klingon
          Klingon 8 февраля 2021 18:52
          -1
          У Рогозина есть Батут и не убедительные отмазки на любой вопрос типа "да нам не очень то и хотелось" wassat
          1. AKuzenka
            AKuzenka 9 февраля 2021 09:57
            Толи ещё будет! Скоро самолёты делать разучимся такими темпами "развития" РФ. Зачем обучать инженеров строить самолёты? Дорого! Купим!
      2. Гражданский
        Гражданский 8 февраля 2021 09:09
        Цитата: Ilya-spb
        Надо объявить зоной своей ответственности... Планету Марс!

И Сникерс!
        Журналист высылай звездные крейсеры на охрану Луны laughing laughing laughing

А серьезно, ну нечего противопоставить, можно только с глобуса кулаком грозить.
        1. А1845
          А1845 8 февраля 2021 11:14
          -5
          Цитата: Гражданский
          А серьезно, ну нечего противопоставить

по меткому выражению Дмитрия Рогозина

батутных дел мастер что-нибудь придумает fellow
      3. антивирус
        антивирус 8 февраля 2021 10:08
        сначала раздербанят АНТАРКТИДУ--все ост отвлечение внимания.опыт Арктики надо быстро применять для нашего присутствия( и военного) в Южном океане.
        готовить в Роснефти людей для работы с Огненной земли или островов Тих ок. и создать департамент" обмена передовым опытом работы в низких температурах"
      4. prior
        prior 8 февраля 2021 12:40
        Американцы приватизировали Луну, пока не поздно нужно срочно приватизировать остальную галактику.
      5. meandr51
        meandr51 8 февраля 2021 13:33
        Это вполне возможно. Нужно только восстановить эту власть на Земле.
      6. dauria
        dauria 8 февраля 2021 14:00
        Согласно повести "Аэлита", на Марсе была установлена советская власть.

Перечитайте.... Восстание подавлено, вождь Алёша драпанул домой в Питер вместе с сочувствующим интеллигентом Лосем..И уже "с дивана" призывал к " переброске боевого отряда на Марс для спасения остатков трудового населения" wink
      7. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 8 февраля 2021 14:14
        Цитата: Ilya-spb

Жаль, что по Марсу разъезжают только броневички штатовкие
          Per se. 8 февраля 2021 22:38
          Жаль, что по Марсу разъезжают только броневички штатовкие
          Луна гораздо ближе, вот, только "броневички штатовские" по Луне что то не разъезжают, странно, да? Чем дальше от глаз людских, тем у Штатов как то лучше получается. Советская космонавтика набиралась опыта, как то посадка и старт с Луны автоматов, возвращение грузов на Землю. Учились с задержкой сигнала управлять луноходами.

Янки взяли, и сразу полетели на Луну, на сырой ракете (все старты удачные), без опыта возвращения даже грузов на Землю со второй космической скоростью (не то что людей), по "Трассе Кондратюка" (виток по экватору радиационных поясов Земли), в годы максимальной активности Солнца, презирая магнитные штормы, в тряпичных скафандрах. Летали ещё ковбои с пачкой женских прокладок (ещё и памперсы не изобрели), не имея понятия о космической медицине ничего.

После у джентльменов пропадают все "доказательства", килограммы лунного грунта и километры фото и киноплёнки, пропадает и технология непревзойдённого по мощности и надёжности двигателя F-1, больше стала не нужна и доселе непревзойдённая чудо ракета "Сатурн 5". Это нечто! Покорители Луны!

Немногие знают, есть такая директива, как "Национальная космическая политика США", из которой,Соединенные Штаты рассматривают космическую инфраструктуру, включая наземные и космические сегменты и связь между ними, как критически важную для своих национальных интересов.

Россия, как правопреемник СССР, единственная страна, которая де-юре, находится в рамках юрисдикции, очерченной в директиве "Национальная космическая политика США". Только Россия сейчас имеет полное право инспектировать поверхность Луны с любой детализацией, какая только возможна. Но власти России не будут пользоваться своим правом до тех пор, пока они следуют в русле стратегии глобального доминирования США, пока наша "элита" зависима от тех, у кого хранит свои деньги.

Ещё раз можно подчеркнуть, всем патриотам Америки, - блажен, кто верует. Если встать на строго научную почву, то со всей очевидностью проявится, что о пилотируемых полётах Аполлонов на Луну мы знаем исключительно от NASA, и на сегодняшний день нет ни одного независимого подтверждения этих миссий.
          Не было даже попыток инспекций, хотя, казалось бы, технических препятствий для этого нет. Поэтому вера в лунные миссии целиком базируется на вере в честность NASA, но такой подход противоречит научным принципам и не может считаться объективным.

Если Пентагон объявил спутник Земли зоной своей ответственности, то только потому, что США есть что скрывать. С Марсом же всё проще, там, презирая время и расстояния, колоссальные песчаные бури, долгими годами рулят американские марсоходы. Очень сомневаюсь, что не то что на Марсе, даже в Сахаре, даже в полях Техаса, эти чудо-автоматы и год бы отработали без обслуживания.

Вот, и делайте выводы.
            Дмитрий Владимирович 9 февраля 2021 10:35

Товарищ - уймите свой малонаучный поток

Мне довелось учится на профильной кафедре ЛА и моей специализацией было конструирование и производство ракет, поэтому слушать весь бред, что американцы не были на луне, это так же перечеркивает все наши достижения СССР, а мы были готовы технологически быть на Луне и только чуть опоздали.

Нисколько не сомневаюсь, что американцы были на Луне, поскольку и у нас в лаборатории стояли и двигатели от Н1 и посадочная лунная ступень, которая доставляла АС Луна-16 и впоследствии луноходы. Доставила бы и пилотируемый корабль.

Вы, выбрали глупый путь отрицания - не видел, значит не было.
            Глубоко противен такой подход - сидеть в улитке никого не вижу, ничего не слышу, не от великого ума.

Наверное поэтому и пошел в ракетостроение, что хотел чего то достичь, а не трындеть и завидовать.
            Это так мелко - отрицать чужие достижения.
              Per se. 9 февраля 2021 12:15
              Товарищ - уймите свой малонаучный поток
              Дмитрий Владимирович, очень хорошо, что Вы пошли в ракетостроение, а не в коммерцию. Вот, только, "топите" то Вы здесь, как получается, не за советские достижения, а за чужие.
              В чём же отрицания у меня нашли? Я не ставлю под сомнения наши луноходы, я не ставлю под сомнения работу наших зондов, в том числе доставивших на Землю лунный грунт. Работу наших космонавтов на орбите.

Но, где американские доказательства, в чём? Ракета стартует к Луне, капсула падает на парашютах в океан... Бодрые американцы вылазят на борт, словно с курорта вернулись, а не из невесомости (какими наших доставали после возвращения с орбиты, янки тогда не знали).

Крепление строп на американских спускаемых капсулах было верхнее, если бы они хоть раз реально были даже на орбите, не то что на Луне, то знали бы, что при таком креплении стропы напросто сгорают. Так можно десантироваться с транспортника, на крайний случай с суборбитального подскока, но не с орбиты.

Жрать жареное мясо перед полётом на камеру, и лететь после на Луну... Даже проблемы в космосе с увлажнением глаз в невесомости, не то что газы в кишечнике, при их то "памперсах".

Вы пошли в ракетостроение, так как же вы не знаете, сколько времени нужно на доводку движков, самой ракеты? Как можно было сразу посылать людей на ракете, перед этим неудачно испытанной, откуда она вообще вдруг взялась? Вы точно ракетчик?

Если наш уголковый отражатель на Луне (Луноход -1), даёт чёткий сигнал, то заявленные американцами отражатели слабые и размытые, что скорей всего следствие заранее определённых естественных точек отражения, таких, как разломы и лунные склоны.

Американских фальсификаторов можно было смешать с грязью, но, повторю, наши кремлёвские "туземцы" променяли чистое золото советской победы в космосе за буржуйские "стеклянные бусы", пойдя на сделку с США. Американцы тогда дорого откупились, впервые в истории, президент США лично слетал договариваться в Москву, это к "побеждённому" то в космосе врагу, империи зла. Дорогой Леонид Ильич лично получил тогда дорогие подарки, кроме массы американских уступок, плюс сильно поднял свой рейтинг, за разрядку. Апофеозом сделки стало новое шоу (к лунному), "Союз-Аполлон". Наши то были в космосе, а Штаты отыграли по лунному сценарию.

На дыхание воздухом в космосе, а не кислородом в пониженном давлении, США пришли только с полётов их челноков. Многие спецы это и считают реальными американскими пилотируемыми полётами на орбиту.

Ещё, только высочайший авторитет Советского Союза, советские достижения в космосе, признание советским руководством американской высадки на Луне и легализовало перед остальным миром американскую лунную аферу. Здесь и свидетель появился, наш Леонов, "помазанный" в "Союз-Аполлон".

Дело Ваше, господин Дмитрий Владимирович, во что верить, но доказательств у американцев высадки на Луне нет.
                Дмитрий Владимирович 9 февраля 2021 13:57
                Цитата: Per se.

Простите товарищ - не дискутирую с упоротыми в догмах, в мире столько странных людей, что всех не переубедить и да, я в коммерции лет 17 уже - не до ликбеза.
                Вы что то слышали, что то узнали из того, что опубликовано такими же профанами.

Хотите разобраться?
                - Черток, Борис Евсеевич, Академик, автор трудов, ученый:
                Один из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, основатель научной школы, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии астронавтики.

С его учебников, начинают все студенты профильных кафедр ЛА.
                Вряд ли вы осилите учебники, хотя бы мемуары: "Ракеты и люди" Лунная гонка: http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/21.html

Точно ракетчик, а вы неграмотный и постеснялись бы писать откровенную чушь!
                Цитата: Per se.

Надежность и безопасность были очень жестким требованием всех этапов американской лунной программы. Был принят принцип обеспечения надежности путем тщательной наземной отработки, с тем чтобы в полете производить лишь ту отработку, которую при современном уровне техники невозможно осуществить на Земле.

Б. Черток "Ракеты и люди" "Лунная гонка"
                получите элементарные знания, это вам не статейки читать в инете от глупцов.
                  Per se. 9 февраля 2021 14:28
                  Цитата: Дмитрий Владимирович
                  Б. Черток "Ракеты и люди" "Лунная гонка"
                  Спасибо, конечно, за нравоучение. Я не буду спорить, от этого ничего не измениться. Что сделано, то сделано, тем более, когда из ЦК тогда были рекомендации нашей академии не нервировать американских партнёров, в сомнениях по Луне... И, книгу любую можно написать, это не вердикт в научном мире. Надеюсь, что и Вы, перед уходом в коммерцию, не только одну книгу Бориса Евсеевича осилили. Всего доброго.
                    Дмитрий Владимирович 9 февраля 2021 14:49
                    Цитата: Per se.
                    И, книгу любую можно написать, это не вердикт в научном мире.

Напишите если это вам по плечу.
                    Пока что дискуссия меня разачаровала, все же дискутировать надо с людьми, способными воспринимать информацию и готовыми к этому.
                    Если вы больше верите писателям ненаучного бреда в интернете, а не людям, которые создавали аналогичные технологии американским, используя только десятую часть финансирования и возможностей от американских - и главное: ПРЕУСПЕЛИ в этом и мы бы были на луне без сомнения.
                    Да начали позже, да - система была проще/легче, да первый лунный корабль "убил" Комарова, Н1 не хотела летать - цейтнот времени и средств и все же мы бы полетели.
                    Эти люди были герои своего времени, они не кричали - "американцы не были..." им не позволили поставить точку там, где американцы поставили запятую.
                    Но до какой степени надо быть тупыми, что бы сейчас кричать об этом в оправдание своей никчемности, незначимости - вместо того, что бы идти дальше.
                    Это так мелко...

Да - мы не были на Луне первыми, пошли более безопасным путем - автоматами, но наши "лунные корабли" Союз, катали до поры американцев на МКС и ничего - летали.

Я знаю, что сейчас ребята помоложе, делают перспективные двигатели и проектируют корабли почти на чистом энтузиазме в России. Им бы средств побольше и возможностей, но штат чиновников проедает и убивает любую разумную инициативу, не связанную с личным обогащением, званиями и почетом "распределителей" бюджета.
                    И ребята работают за интерес, как и те кто раньше, работали не за ради денег.
                    И тех кто делает, всегда меньше чем "всепропальцев" и "ыхтамнебыльцов".
              2. Дмитрий Владимирович
                Дмитрий Владимирович 9 февраля 2021 14:17
                Цитата: Per se.

Вы бредите малонаучно и очень мало в этом понимаете...
                Например: отработка на стендах - была поставлена в США на высоком уровне
                Например стенд для отработки посадки command module landing test - используется по настоящее время для натурной отработки пассивных средств безопасности для небольших самолетов и вертолетов.
                  Per se. 9 февраля 2021 18:45
                  Цитата: Дмитрий Владимирович
                  Вы бредите малонаучно и очень мало в этом понимаете...
                  У нас не защита диссертации, и лично Вам я ничего не должен, высказывая лишь своё мнение. Вы уходите от темы, в менторский тон, ставите "диагнозы" от доктора с "Канатчиковой дачи"...

Стенд отработки command module landing test, и, что? Куда делся F-1, почему такие продвинутые американцы не могли самостоятельно построить МКС, закупают РД-180?
                  Самое простое, где лунный грунт и оригиналы фото и кино материалов?

Вы тут то о простых российских пареньках, "на чистом энтузиазме", то опять, о "высоком уровне" американцев. Честно говоря, не хотелось и мне с Вами далее продолжать диалог по теме, но это я "влез" в Ваш комментарий, а не Вы ко мне. Извините.

Ничто не мешало бы СССР совершить если не посадку наших космонавтов на Луну, то сделать её пилотируемый облёт, будь так просто, как представили янки с "памперсами".

Всё для полёта у нас было, и многое гораздо лучше подготовлено, чем у США. К слову, ещё в 1968 году был успешно осуществлён облёт Луны («Зонд-5») с возвращением на Землю пары черепашек, различных семян и некоторых бактерий. Раньше американцев. Пусть не Н-1, которую Сергей Королёв более делал для Марса, был у нас уже "Протон", который можно было использовать для облёта.

Вы упорно не хотите понимать, почему всё отменили, как по Протону, так и по Н-1. То ли коммерция так портит людей, то ли педантизм силён в характере, то ли не совсем Вы за Россию, при чужих идеологических интересах. Останемся при своём.
            2. борис эпштейн
              борис эпштейн 14 февраля 2021 17:41
              -1
              А вот у меня после последнего заявления НАСА сомнения в том, что американцы были на Луне, только укрепились. Они оказывается на фотографии поверхности Луны нашли один из двух шариков для гольфа, которыми там поиграл Шеппард. Вашему вниманию статья: "Отличное место для игры в гольф: на Луне нашли шарик для гольфа." Там и видео есть.Один
              из них они привезли на Землю, а второй потеряли. Теперь на фотографии нашли в 38 метрах от места посадки спускаемого аппарата. На Луне нет атмосферы, а шарик внутри с воздухом. Для начала он бы просто взорвался, а если бы и не взорвался тогда, то уже давно взорвался от перепадов температуры. Физику в школе изучал. Помню, что предметы (и воздух внутри шарика) при нагревании расширяются. А температура на поверхности Луны колеблется от плюсового максимума к минусововому.
          2. Klingon
            Klingon 9 февраля 2021 10:42
            -1
            а земля ведь плоская правда? китов то тоже никто не видел wassat
              Per se. 9 февраля 2021 12:28
              Цитата: Klingon
              а земля ведь плоская правда?
              Это правда у вас плоская. Кому и язык искусственный, живой. Каждому своё.
              1. Klingon
                Klingon 9 февраля 2021 16:51
                -1
                ой я плакать, земля не плоский wassat
          3. ник7
            ник7 12 февраля 2021 11:26
            Россия, как правопреемник СССР,

Всё успокойтесь, древними достижениями можно гордится, но пользоваться ими нельзя, " поезд ушел" . Договор на бумаге должен обеспечиваться авианосцами и экономической мощью сверхдержавы, мировым уровнем индустрии, науки и технологии, если нет ни авианосцев ни индустрии, то вашу бумажку-договор, выбросите в мусорку.
            Как такие как вы не поймут, что сегодняшним днём надо жить, настоящее определяет бытие, а не древние времена.
      8. seregatara1969
        seregatara1969 8 февраля 2021 15:34
        Ну зоной в России называют другое место. Таким образом идёт вытеснение России из мест всяких
      9. ник7
        ник7 12 февраля 2021 11:12

На тот момент космос воспринимался как дырка от бублика, пустота и затраты. Но на сегодняшний момент пришло осознание.

Лучше пояснить на примере, Колумб открывший новый свет потратил целое состояние на организацию экспедиции, но привёз два состояния. Смысл плаванья Колумба в том что затраты окупаются и приносят прибыль. Испания озолотилась на обслуживании грузоперевозок и на ценностях, которые вывозились. Одно строительство парусников дало Испании экономический бум. Потом третьеразрядная страна Англия тоже включилась в освоение нового света и стала великой.
        В общем, когда найдут ресурсы которые окупят затраты на полёты в космос, станет выгодно осваивать последний. И та страна которая будет обслуживать грузопоток, будет доминировать если не в галактике то по крайней мере в солнечной системе. Англосаксы такие вещи очень хорошо понимают в отличие от российских политиков.
        С доминированием не шутят. Так что США явочным порядком ввели монополию на окупаемый космос. Строительство кораблей, инфраструктуры, позволят им запустить экономический бум, возможно погасить долги.
        1. ruivit1988
          ruivit1988 15 февраля 2021 07:40
          Согласен с вами, Маск не просто так создал сверх тяжелую ракет. И мне как кажется корабль тот что в виде водонапорной башни тоже проектируется не для Марска а для доставки оборудования на Луну и доставки от тудого грузов. Лунная станция та что появится на орбите это будущий плацдарм продвижения политических и экономических интересов США. Так что не удивлюсь что в близлежащие десять лет США задумают программу по создание лунной базы как и базы по добычи полезных ископаемых.
      carstorm 11 8 февраля 2021 05:55
      -6
      Ога будет не деградировать а проигрывать частным компаниям. И это просто неизбежно. Они гибче,быстрее и что более важно точно знают что на этом заработают. И Китай скоро пойдет тем же путем. Нацеленные на прибыль компании просто уничтожат любые государственные программы. Просто и легко. Уведут все мозги к себе. НАСА открыла ящик Пандоры этот не просто так. Хоть Рогозина там поставьте хоть Платошкина для примера. Это ничего не изменит.
        Дальний В 8 февраля 2021 06:04
        будет не деградировать а проигрывать частным компаниям
        О! Вы этот рецептик Дмитрий Олегычу подскажите - пусть он Роскосмос приватизирует и натягивает всяких Масков в частном порядке. уверяю - Дмитрий Олегыч будет вам чрезвычайно признателен.
          carstorm 11 8 февраля 2021 07:09
          -6
          Не в приватизации дело. Она ничего не решит. Частные компании нацелены на прибыль и результат и перспективу. Их будет становиться все больше. Будут конкурировать между собой. Экспансию той же луны они проведут гораздо быстрее. И потом их оттуда уже не выбьешь. А государство пока раскачается... НАСА как бы тоже инициативу отдало частным компаниям. Целенаправленно отдало
            Дальний В 8 февраля 2021 07:15
            Что-то я вас не пойму. Как это - не в приватизации дело? "Приватиза́ция — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки". Значит, Рогозмос станет частной лавочкой. А, по вашим словам,
            Вы уж определитесь - крестик или трусы.
              carstorm 11 8 февраля 2021 07:26
              Не поможет в нашем случае конкретно Росскосмосу. Да и он должен как и НАСА оставаться государственным и решать государственные дела. Просто надо что бы незавиимо от него развивалось что то другое. Иначе все мимо пройдет
                Дальний В 8 февраля 2021 07:32
                Не поможет в нашем случае конкретно Росскосмосу
                Ну, пусть поэт-песенник тогда "дочки" Роскосмоса приватизирует - делов-то. Их там, мало-мало, аж 75! Вот Роскосмос будет решать государственные дела, а приватизированные "дочки" - двигать российский космос частным образом. А? Ну, чем не вариант? Все по-вашему, по-рыночному! И Дмитрий Олегыч в обиде не останется, опять же.
                  carstorm 11 8 февраля 2021 07:39
                  -2
                  Рогозин рулит Роскосмосом три года. Три. Не 30. Ну поставьте там другого человека. Ничего не изменится . Все равно. Совсем. Дайте им кучу денег тоже не поможет. Маск как бы я не относился к его деятельности открыл дорогу другим. До лунной лихорадки еще далеко но когда она начнется капитал со всего мира побежит к нему и ему подобным. Приватизация это просто смена собственности. Она не означает результат. Сколько конкретно НАСА в прошлом году на своих ракетах совершило пусков знаете? Которые НАСА разработало?
                  1. Svarog
                    Svarog 8 февраля 2021 07:53
                    Цитата: carstorm 11
                    Рогозин рулит Роскосмосом три года.

А кооператив 20 лет рулит страной.. Результат предсказуем.
                      carstorm 11 8 февраля 2021 08:01
                      -4
                      Понятия не имею о чем вы говорите. Не ко мне.
                      1. Авиатор_
                        Авиатор_ 8 февраля 2021 22:38
                        -1
                        А кооператив 20 лет рулит страной..

Кооператив "Озеро"
                        carstorm 11 9 февраля 2021 02:44
                        Да хоть море. Мне на это глубоко по барабану)
                      3. Карт
                        Карт 9 февраля 2021 09:24
                        -2
                        Сисянисты после провала своего фюрера призывают объединится с псевдокоммунистами в деле разрушения России против кооператива Озеро.
                        Эти на Луну полетят, да.
                2. Бородач
                  Бородач 8 февраля 2021 12:36
                  Цитата: Svarog
                  Цитата: carstorm 11
                  Рогозин рулит Роскосмосом три года.

А кооператив 20 лет рулит страной.. Результат предсказуем.

Это половцы с печенегами виноваты. laughing
              2. Дальний В
                Дальний В 8 февраля 2021 07:55
                Рогозин рулит Роскосмосом три года. Три. Не 30
                Ой, блин, какая знакомая песня((( Где ж я это слышал? А, ну да! "Путин рулит страной 20 лет. 20! Не 200". Вы, вообще, в курсе, что испытательный срок - три месяца, максимум - полгода? По итогам этого периода уже вполне ясно - соответствует ли человек занимаемой должности, или же нет? Исправить за это время он, конечно, ничего не сможет, но определенные шаги в нужном направлении сделает. В каком направлении делал шаги Рогозин? К тому же у этого господина есть "великолепный" бэкграунд - он курировал строительство "Восточного", где до сих пор не могут разобраться, кто и сколько денег упер. И гигантские пустоты в бетоне находят. Если, не дай бог, Рогозину дать 30 лет - отрасли придет полный и окончательный этот самый. Не, ему, конечно, можно дать тридцать лет - но только в суровых условиях, в валенках и телогрейке, с пилой "Дружба-2" в руках. Морда у него толстая, он справится.
                Стоп. Так, значит, дело все-таки в личности?
                  carstorm 11 8 февраля 2021 08:02
                  -6
                  В том числе. Но повторю вопрос. Сколько пусков сделало НАСА на собственных ракетах как Роскосмос? Все остаььное без меня. Я в ваши политические игры играть не хочу и не буду.
                  1. Ка-52
                    Ка-52 8 февраля 2021 10:59
                    Нашли с кем спорить, Дмитрий. Это же секта. Судя по ответам они даже не поняли вашей мысли. "Путин-Рогозин-всепропало" - вот и весь их лексикон laughing ах , да, еще минусы они умеют раздавать только за одно то, что с ними не согласен wink
                  2. Гражданский
                    Гражданский 8 февраля 2021 11:23
                    собственных ракетах как Роскосмос

А Роскосмос сколько своих ракет имеет? Не советских проектов, своих? Ангару 2 раза запустили?
                  3. carstorm 11
                    carstorm 11 8 февраля 2021 12:01
                    Старые разработки или новые но они есть. НАСА сопоставимое по смыслу и функциям агенство . Все же по какой то непонятной для меня причине коммерческие разработки сопоставляет с этими агенствами. Из 44 пусков штатов в прошлом году 25 были фальконы. Больше блин половины. А атласов всего 5. Вот и все ответы.
                  4. Гражданский
                    Гражданский 8 февраля 2021 12:09
                    Старые разработки

Какое отношение советские разработки имеют к Роскосмосу? Без украинских предприятий (УССР) без разгромленной практической базы в Байконуре (КазССР)?
                  5. Косм22
                    Косм22 8 февраля 2021 12:14
                    Так чья вина, уважаемый, что NASA вовремя разобралось с приоритетами, оставила себе дальний космос и фундаментальные научные исследования, отдав ближний космос на откуп частникам, а Роскосмос до столь простой вещи не додумался, подгреб все под себя?
                    Моя?
                    Ваша?
                    Или может все-таки Роскосмоса и правительства России?
                    Кто мешал РК поощрять частную инициативу? Давать дорогу российскм маскам? Или что - обеднела земля российская талантами? Не думаю.
                    Все дело в системе. И не надо выгораживать РК в целом и Рогозина в частности. В деградации российской космической отрасли они виноваты далеко не в последнюю очередь.
                  6. carstorm 11
                    carstorm 11 8 февраля 2021 13:02
                    Вот в этом я с вами полностью согласен. И вина тут полностью государства. Хотя по правде говоря у нас как то всегда так... раставление приоритетов из покон веков через одно место...все работает через пинок в это самое место и по другому не выходит. Я его не выгораживаю. Просто знаю что за 3 года ничего глобального он сделать просто не может . А искать виноватого и всп вешать на него я не люблю. Виноваты все. Сверху и вниз до упора
                  7. Klingon
                    Klingon 9 февраля 2021 10:48
                    Дык великому Пу не интересен дальний космос. И никому там наверху. вот и весь сказ
                  8. ник7
                    ник7 12 февраля 2021 12:13
                    На одного Рагозина валить за неуспехи Роскосмоса не правильно, как как одна даже большая организация не может заменить собой страну. Напомню что в тылу у Маска маячит технологическая и научная сверхдержава США именно этим фактом объясняются его успехи. Вложения штатов в образование, в науку, в десятки раз выше. РФ же вкладывается в трубы.
                    Кстати и раньше, соревнование в космосе между СССР и США это было соревнованием стран, а не организаций.
                    В общем отставание Роскосмоса обусловлено не Рагозиным, а потому что сырьевая страна не может конкурировать в технологической сфере с индустриальной страной.
                2. ник7
                  ник7 12 февраля 2021 11:54
                  Кто мешал РК поощрять частную инициативу? Давать дорогу российскм маскам?

Так проблема где взять масков в РФ, похоже что такие не родятся в наших условиях.
                  В РФ как правило предпочитают личное обогащение каким то космосам и создания вам зрелища роликами запусков. Вы хотите чтоб частник не щадя живота своего запустил луноход, чтоб вы могли на него любоваться, а частнику же плевать на ваши хотелки, он хочет ранчо в Калифорнии и кататься на яхте по тропикам. Поэтому частник продаст фабрику на метал и будет таков.
                  К примеру председатель правления банка "Открытие" Евгения Данкевич, казалось бы уважаемый и богатый, но предпочёл украсть 34 мла руб. из ввереного имущества и сбежать.
          2. astepanov
            astepanov 8 февраля 2021 12:07
            Цитата: carstorm 11
            Сколько пусков сделало НАСА на собственных ракетах как Роскосмос?

Гугл в руки: США в 2020 году - 33 успешных пусков, из них 5 "Атлас-5" с РД-180. Россия - 15 успешных запусков. Итого, счет по пускам на собственных движках в 2020 году США-Россия 28:15. Удовлетворены?
          3. carstorm 11
            carstorm 11 8 февраля 2021 12:09
            Фальконы это разработка НАСА?) Вот это новость)))
          4. astepanov
            astepanov 8 февраля 2021 12:22
            Ну, тогда назовите действующую ракету разработки Роскосмоса. Я вам назвал количество ракет, запущенных в США и разработанных в США. В подавляющем количестве случаев США обходятся без российских комплектующих. С другой стороны, расскажите: сколько российских КА и ракет обходятся без импортных комплектующих? И, кстати, Ангара и др. ракеты разработаны не Роскосмосом: например, Ангара - детище центра им. Хруничева.
          5. carstorm 11
            carstorm 11 8 февраля 2021 12:52
            В этом и ошибка. Вы считаете вместе частников и агенство. Я же сравниваю агенства и говорю что нам тоже нужны частники в этой области. Извините но сравнивать надо равноценные вещи. И пока у нас частники не появятся мы будем отставать все больше и больше. А там частных компаний будет становиться только больше и они весь рынок захватят окончательно. Все же перед глазами.
          6. astepanov
            astepanov 8 февраля 2021 13:11
            Цитата: carstorm 11
            И пока у нас частники не появятся мы будем отставать все больше и больше.

Кто и как будет покупать такую капиталоемкую отрасль, как космическая? На какие шиши? И, с другой стороны, у нас в производстве микроэлектроники и софта полно частных компаний. Стали мы лидерами? Нет, мы в хвосте. Так почему вы полагаете, что с космосом будет иначе? И почему в советские годы государственная на 100% космическая отрасль была лидирующей? Не потому ли, что в ней были приличные деньги, был спрос с руководства и не было неучей вроде Рогозина и его предшественников?
          7. carstorm 11
            carstorm 11 8 февраля 2021 14:54
            При правильном подходе вполне осуществимо. Посмотрите на разработчиков БПЛА. Чей первый ударный сейчас МО закупает ? Орион. Он чей? Частников. Все возможно. Тем более если государство в лице РК будет для них условия создавать.
    sannyhome 8 февраля 2021 12:19
    Цитата: carstorm 11
    Ну поставьте там другого человека. Ничего не изменится .

Знаете, пару лет назад вот ровно тоже самое писали про СтарЛинк... Сейчас, как раз по прошествии эти 2 лет, на орбите уже больше тысячи спутников, которые обслуживают десять тысяч абонентов. С нуля до тысячи спутников. Фалькон9 рекорды ставит по количеству спутников выведенных на орбиту. То же и здесь будет. А батутных дел мастер так и будет фигнёй страдать, выискивая оправдания
    1. Disant
      Disant 8 февраля 2021 12:50
      С нуля до тысячи спутников

за чей счёт, не подскажете?
      1. zlinn
        zlinn 8 февраля 2021 15:34
        -1
        на старлинк собрали почти 2 милиарда частных инвестиций(в том числе один пенсионный фонд)
      2. Disant
        Disant 9 февраля 2021 00:24
        zlinn, я прям представляю картину, как пОмиру ходили с протянутой шляпой и собирали на старлинк..
        если что -то и собирали, то разницы нет - 2млрда или 20ть собрали частных инвестиций - это частный интерес, который возник не просто так и не на пустом месте - старлинк - это в первую очередь военная система и туда не пустят погреть руки посторонних.
        основные затраты - думаю, это размытые деньги налогоплательщиков, то есть госбюджет. И заявленная сумма должна радикально отличаться от затраченных средств.
  • carstorm 11
    carstorm 11 8 февраля 2021 12:56
    А это не оправдания а реальность. Вы считаете есть возможность государственному агенству выйграть у частной компании?) Идеи,технологии не могут появляться просто так. Для этого нужна конкурентная среда. Драка. Ну поменяют его и что изменится?)все будет так же просто другая говорящая голова будет вещать. Пришло время перемен. И уже давно. Но закостенелость и медлительность государственной структуры все похоронит.
  • ШУРУМ -БУРУМ
    ШУРУМ -БУРУМ 8 февраля 2021 13:49
    Там ничего не изменится, пока на этот пост не придет бескорыстный ПРАКТИК, логика мышления которого, опять же выпестована практикой - НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ ЗА НЕСКОЛЬКО ЗАДАЧ ( ИДЕЙ) СРАЗУ! ЗАКОНЧИЛ ОДНУ, БЕРИСЬ ЗА ДРУГУЮ! Путь к цели должен быть поступательным, как строительство дома: котлован > фундамент> стены> крыша, а никак не наоборот.
    1. Косм22
      Косм22 8 февраля 2021 14:59
      Есть основания полагать, что уже никогда и ничто не изменится.
      Как только бескорыстный ПРАКТИК соприкоснется с системой, он тут же окажется зажат между шестеренками государственной бюрократической машины. Шаг влево - шаг вправо никто сделать не даст. Какие новые двигатели? Какие новые концепции? Какие новые носители? Какие новые КК? Ты, дорогой товарищ, занимайся делом. Доводи до ума проигрывающие в конкуренции уже на стадии эскизного рисунка проекты Ангара, Союз-5, Енисей, Федерация-Орел и пр., в которые уже влиты огромные суммы. Ерундой не занимайся, как Маск. Это во-первых.
      А во-вторых, в условиях секвестра и без того скудного бюджета гражданского космоса никакой практик ничего не сделает. Даже если ему дать полную свободу действий. Он просто вынужден будет катиться по накатанной колее.
      1. ШУРУМ -БУРУМ
        ШУРУМ -БУРУМ 8 февраля 2021 15:57
        Настоящий истинный практик никогда не возьмется за работу, если его жизненный опыт и практика находятся в противоречии с теми, кто учит, как надо работать, не отвечая за результат. На такой должности специалист САМ должен ставить условия, разного рода советчикам и нанимателям, как надо работать.
      carstorm 11 8 февраля 2021 15:00
      Там не праетик нужен а прагматичный бизнесмен. Который не за политической выгодой гоняться а делать бизнес. Иначе все будет точно так же. Имея четкое разделение на государственные интересы и на коммерческие. Иначе опять государство вливает деньги а на местах их прут. А вот когда свои деньги крутятся ...
      1. ШУРУМ -БУРУМ
        ШУРУМ -БУРУМ 8 февраля 2021 16:02
        -1
        Там не практик нужен а прагматичный бизнесмен
        Там не бизнесмен нужен, а Главный конструктор по призванию, по происхождению (из какого технического роддома ты), по умению мыслить как гениальный конструктор.
        carstorm 11 8 февраля 2021 17:03
        Вы не поняли в чем беда. Маск сделал РК просто ценами. И дальше будет только хуже. Потеряв рынки обратно вернуться почти невозможно. Конструктор должен заниматься ракетами. А продвигать,продавать,защищать он просто не сможет. Нужно понимать приоритеты. Строить ракеты надо но если ими никто пользоваться не будет то что делать то? Маск в первую очередь бизнесмен и по этой причине он всех делает.
  • Intruder
    Intruder 8 февраля 2021 10:13
    -1
    проходили уже в 90-ые, быстро управились тогда, вот только населению мало чего кроме ваучером досталось тогда, а теперь вторая волна уже в виде "лунного" олигархата, через 10-15 лет, используя опыт зарубежных партнеров, и пропоганду начнут зазывать сумрачных российских шахтеров, старателей и прочих спецов...голодных и холодных, для покорения русской Луны, высокими зарплатами и прочими "ништяками" и вот новоя плеяда российских "бизнесменов" на орбите и поверхности Луны, строят себе промышленные секторы, по добыче редкоземельных и прочих элементов, тем более финансовых возможностей у них всегда будет по-более, чем у того же государства с госкорпорациями всякими...хотя и те, также рванутся к разделу пирога...
  • sniperino
    sniperino 8 февраля 2021 10:34
    Цитата: carstorm 11
    Экспансию той же луны они проведут гораздо быстрее
    Наши луноходы там давно территорию пометили. Теперь охранять надо.
    Новый российский луноход (МГТУ им. Баумана) имеет три варианта исполнения (малый, средний или тяжелый). Его планируется запустить в рамках программы «Луна-25» (предположительно – 2022 г)
  • Ныробский
    Ныробский 8 февраля 2021 10:45
    Цитата: carstorm 11

А оно, в смысле добычи полезных ископаемых, действительно надо? Трудно себе представить каким образом эти десятки и сотни тысяч тонн того же кремния и кобальта будут доставляться на Землю, если стоимость килограмма груза доставленного туда с Земли уже будет обходиться в десятки тысяч долларов, а вся программа по освоению, оборудованию стационарных станций с системами жизнеобеспечения, карьеров, космических "паровозов с вагонами" и прочими приблудами обойдётся в триллионы. Скорее всего, это лукавое приглашение поучаствовать в космической гонке с целью стерилизации денег, которые будут бессмысленно освоены в достижении несбыточного.
      carstorm 11 8 февраля 2021 12:02
      -2
      Сейчас все так быстро меняется что вообще не удивлюсь что лет через 5 это станет вполне реальным.
  • Старый Орк
    Старый Орк 8 февраля 2021 12:05
    Все частные компании поднимаются только в расчете на крупные государственные контракты. Россия и так профессионально распределяет деньги между "хорошими и честными" ей не надо делать еще одну прослойку в виде частных компаний. А в США не принято что то делать без хайпа и рекламы доказывающей их преимущество над всеми. А для доказательства лохам возможности реализации Американской мечты лучшего способа как проведения денег через "гениального" частника нет. Так решается сразу 3 задачи : Реклама США, Правильное распределение денег. Получение необходимой космической техники.
      carstorm 11 8 февраля 2021 12:08
      Точно. 25 пусков фальконов из всех 44 это просто такая реклама) выдавливание с рынков частниками это реклама) к сожалению это уже реальность с которой не поспоришь.
  • Дядя Ваня Сусанин
    Дядя Ваня Сусанин 8 февраля 2021 06:21
    -6

Американская космонавтики сама, мягко говоря, не в лучшей форме!
      Улиточник N9 8 февраля 2021 09:50

Точно,-"на вторых"? Ничего не путаете? А как-же священники, ракеты освящаюшие? Хохлома? Песни Рогозина? А макетики? Да и планов, у нас-громадье...
    2. Buchenland
      Buchenland 8 февраля 2021 17:07
      А что с ней не так?
  • astepanov
    astepanov 8 февраля 2021 11:36
    Не стоит париться: анализом от этой статьи и не пахнет. Заметили подтасовку? Начинается с того, что ресурсы на Земле рано или поздно исчерпаются, а заканчивается тем, что на Луне ресурсы есть - но автор смущенно добавляет, что лишь для строительства баз. Ну, еще можно добывать He-3, который то ли нужен, то ли нет, потому что технологии производства энергии из него нет и не известно, будет ли. А раз так, то нужны ли эти базы?
    А давайте посмотрим, что там есть реально. Ну да, есть кремний. Аж примерно 20% содержание в реголите. А в земном песке его почти 50%. Нужен нам лунный кремний? Нет, не нужен. Титан? И титан не нужен. Фишка в том, что на Земле вода, тектоника и вулканизм в течение миллиардов лет работали как обогатительные фабрики, собирая и обогащая элементы. Луна - мертвый мир с равномерным распределением элементов. В среднем титана много, но ни одна земная обогатительная фабрика не взяла бы лунный грунт на переработку, слишком он беден. Вторая беда Луны - отсутствие доступной энергии. Производство алюминия требует 15 кВт-час на 1 кг - и это только на электролизеры, без затрат на добычу сырья, обогащение и т.д. Хотите делать 1 кг алюминия в час? Извольте построить солнечную батарею площадью 100 кв. м с КПД не менее 30%. Но и этого мало: нужно будет привезти с Земли расходуемые графитовые электроды, потому что на Луне углерода кот наплакал. И так - по всем позициям. Для производства титана потребуется производить магний и хлор. То же - для РЗЭ. Насчет воды, которая якобы на Луне есть, тоже сплошные домыслы: какие запасы? В каком виде? Отчего лед на Луне за миллиарды лет не испарился? А может, это не лед, а минералы вроде гипса или других кристаллогидратов? Сколько будет стоить извлечение такой воды? И получение кислорода с водородом: практически более 5 кВт-час при электролизе расход энергии. Хотите лететь на Марс с Луны? Тогда нужна мощнейшая электростанция и огромные компрессоры, холодильники и т.д.
    На атомные реакторы на Луне надежды мало: на земле любая АЭС содержит огромные градирни, либо охладительные пруды в сотни и тысячи га, либо море под боком - для отвода тепла от реактора. Без этого он взорвется в считанные часы. Но на Луне нет запасов охлаждающей воды, даже воздуха нет.
    О драгметаллах. На Луне они, безусловно, есть, особенно платиновой группы. Но сосредоточены, скорее всего, в т.н. масконах - источниках аномалий силы тяжести. Те, в свою очередь, являются, скорее всего, древними астероидами, застрявшими под лунной поверхностью на глубинах в сотни километров.
    Резюме: на Луну будут летать. Но говорить о ней как об источнике ресурсов на ближайшие сотни лет не приходится. Пока что это - игра мускулами, поиск невнятных военных преимуществ и пустые понты.
    1. Mr. 9mm
      Mr. 9mm 9 февраля 2021 04:01
      Вы что- то путаете. На Луне с 2015 года действует база Роскосмоса, вовсю добывают не то литий, не то тритий, что то очень нужное.
  • Владимир_2У
    Владимир_2У 8 февраля 2021 03:29
    остальные, по меткому выражению Дмитрия Рогозина, в роли «подмастерьев».
    Метко выражаться Дмитрия Олеговича учили специально, жаль что не в техническом ВУЗе.
    1. синдикалист
      синдикалист 8 февраля 2021 08:27
      Может он подберёт столь же "меткое" выражение для роли России в освоении Луны?
        Intruder 8 февраля 2021 10:17
        он подберёт столь же "меткое" выражение для роли России в освоении Луны?
        не стоит удивлятся, возможно и подберет даже пару синглов напишет и исполнит, для будущего поколения россиян, рожденых в 10-20 годах этого века... fellow
  • Uncle Lee
    Uncle Lee 8 февраля 2021 03:59
    Какое освоение Луны !!! Дальневосточный гектар не могут освоить !
    1. ROSS 42
      ROSS 42 8 февраля 2021 04:25
      -2
      Пентагон объявил спутник Земли зоной своей ответственности

Это закреплено в каком-то официальном международном меморандуме или просто «очередная брехня» дежурного по Америке?
      Хотя, официально отодвинутая в освоении космоса на третье место Россия, вероятно, уже выразила свою озабоченность и недовольство? Вот об этом и говорил премьер Великобритании. Маленькая часть того самого «ПОЗОРА», когда с государственностью вверенной вам державы перестают считаться.

Действительно, что нам стоит ТОКАМАК-2 построить? Почти то же самое, что «Дом-2»... wassat
      Правда там ещё есть радиационный пояс Ван Аллена, который американцы «героически» преодолевали ранее (до того, как застолбили участки на Луне). Есть небольшие неудобства по спецодежде астронавтов, которым придётся работать на спутнике...Ну, это вообще мелочь, по сравнению с организацией массовых перевозок...
        Улиточник N9 8 февраля 2021 10:17
        Дальневосточный гектар не могут освоить !

Не передергивайте... С освоением "дальневосточного гектара" возникли свои объективные трудности: космодром для полетов туда, еще достраивают... и валежника для ракет, на всех не хватает...
      Intruder 8 февраля 2021 10:19
      -1
      Дальневосточный гектар не могут освоить !
      освоят, когда смежная инфраструктура понадобится для частных стартовых площадок, вокруг одиноко и сиротливо стоящего музея под открытым небом российской космонавтики начала 21 века, типа: "Восточного"! wink
  • тасха
    тасха 8 февраля 2021 04:54
    "Луна не васа, а наса" - так считают другие.
    Китай планирует высадиться на Луну в 2028 году. С учётом успехов КНР в пилотируемой космонавтике можно думать, что миссия состоится в назначенное время.
    1. ROSS 42
      ROSS 42 8 февраля 2021 10:28
      Цитата: тасха

С учётом успехов КНР сначала отправила бы своих астронавтов в «экскурсионный» полёт по маршруту: «Земля - Луна - несколько оборотов вокруг Луны - Земля». Хорошо бы при этом дождаться запущенных астронавтов живыми, потому что что-то мне запрещает верить на 100% в освоение Луны американцами.
    2. Per se.
      Per se. 9 февраля 2021 08:44
      Цитата: тасха
      "Луна не васа, а наса" - так считают другие.
      Нет, Луна NASA, а не васа, так считают в США, после фееричного покорения Луны их голливудскими "АСТРАЛонавтами".
  • Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 8 февраля 2021 04:54
    Осваивать космические пространства не решив внутренние проблемы человечества на Земле...попахивает утопией.
    Улетят космонавты к Луне а тут на Земле конфликт военный с применением ЯО...обратно уже некуда будет возвращаться. what
    Противоречия между капиталистическими странами никуда не делись и они только нарастают и Бог его знает во что эти противоречия выльются в мировую войну или всемирный кризис.
    Во всяком случае выпускать человечество в дальний космос рискованно...оно еще не созрело для этого...не решены многие глобальные проблемы...голод,нищета,войны,различные конфликты.
    Мы еще не можем защитить свою планету от бомбардировки астероидами и наша цивилизация может исчезнуть в любой момент если на нашу голову упадет из пояса астероидов подарок Господа Бога диаметром так в 10 км...какое тут освоение космоса...самим бы выжить.
    Мировой океан освоен на доли процентов ,а мы на Луну лезем. hi
    1. тасха
      тасха 8 февраля 2021 07:23
      Хоть в космос, хоть в океан, хоть в Арктику. Нам нужно обязательно куда-то лезть. Иначе пропадём.
      Посмотрите по сторонам - куда и на что тратятся человеческие и иные ресурсы.
      Intruder 8 февраля 2021 10:26
      -1
      страшилки с времен далекого 1945 года, и много их было!??? В районе - 0!?
      пережили человеки: несколько десятков пандемий, пару малых ледниковых периодов и один межледниковый, великий потоп (но возможно и не точно...), плюс несколько крупных мировых войн, а так все и тянится весь голоценовый период, в последние 12 000 лет, и как-то ведь не исчезли это вид приматов... wink , а выросли в популяции (на удивление) и заселили все пригодное для обитание пространство на старушке Земле! И это с наличем ТЯО и ЯО, всякой заразы из химии и биологии, и прочие не очень технологии в военном деле...!? laughing
  • Мыхалыч
    Мыхалыч 8 февраля 2021 05:31
    Таки быстренько Звезду по имени Солнце застолбить и пусть все англосаксы платят за энергию получаемую от НАШЕГО ОБЪЕКТА! drinks
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 8 февраля 2021 06:01
      Звезду по имени Солнце застолбить

Мы на нее летали при Брежневе, в ночное время, что бы не сгореть...(По анекдоту)
    2. Starover_Z
      Starover_Z 8 февраля 2021 06:47

С рэкетира затребовать процент ?! Оригинально ! good
      1. свой1970
        свой1970 8 февраля 2021 08:03
        Цитата: Starover_Z

С рэкетира затребовать процент ?! Оригинально ! good

Ничего оригинального- милиция в доле и крышует(с) народное.... Делов то!!!.....
  • Cowbra
    Cowbra 8 февраля 2021 05:56
    Трепа на эту тему много, а конкретики - нет. Ну и чего переливать из пустого в порожнее?
  • U-58
    U-58 8 февраля 2021 06:27
    Заявы американьцев станут тем громом, после которых наш русский космический мужик вынужден будет перекреститься.
    Вместо эфемерных космических программ появляется вполне конкретная цель, достижение которой потребует напряжения всех сил страны.
  • nikvic46
    nikvic46 8 февраля 2021 06:35
    Как бы не подраться до того момента,когда достигнут Луну.Сейчас пиар на первом месте.И уж речь не идет о рачительном использовании элементов,которые скоро станут дефицитом.О утилизации оборудования,освоении Арктики и Антарктики.За последнее время только одна страна доставила грунт со спутника Земли.Правда старым приемом.Но лиха беда -начало.
  • Пессимист22
    Пессимист22 8 февраля 2021 06:36
    Какая Луна? Рынки перегреты и только благодаря снижению ставок и поддержке государства на плаву,как только закончится пандемия,ставки поднимут и покатится волна банкротств.
  • HaByxoDaBHocep
    HaByxoDaBHocep 8 февраля 2021 06:59
    А мы построим свой луна-парк с блэкджеком и шлюхами)
      Intruder 8 февраля 2021 10:28
      с блэкджеком и шлюхами)
      для избранных слуг народа или туристов!?
  • rocket757
    rocket757 8 февраля 2021 07:35
    [quote]Луна НАСА. Пентагон объявил спутник Земли зоной своей ответственности [quote]
    Вполне ожидаемо. Будет гонка, соперничество ... можно сказать, что будем посмотреть, НО, желательно участвовать\присутствовать в процессе реально, а не со стороны наблюдать.
      Intruder 8 февраля 2021 10:30
      Будет гонка, соперничество ... можно сказать, что будем посмотреть,
      ВКСы в разных странах, уже отливают медали и ордена, за принуждению к миру шахтеров из Моря Спокойствия и взятия кратера Циолковский с куполом-героем...!? bully
      1. rocket757
        rocket757 8 февраля 2021 10:46
        "шкуру не добытого медмедя делить" дело такое, повторяющееся не раз и много где.
          Intruder 8 февраля 2021 11:04
          -1
          "шкуру не добытого медмедя делить" дело такое
          порой заманчивость возможностей, открывает широту новых горизонтов... wink
  • mark1
    mark1 8 февраля 2021 07:49
    В лунной гонке наверное победит не тот кто первый пяткой пыль на Луне растопчет, и даже не тот кто первый создаст там обитаемые станции, а тот у кого первого будет действующая эффективная транспортная система Земля-Луна-Земля. Тут пока еще хвастаться не кому, а на горизонте (как то не стабильно маячит)только лишь наш ядерный транспортный модуль.
    Дмитрия Олеговича, я думаю, не стоит кошмарить в стиле капризного ребенка ( вынь да подай сюда конфету) в условиях, когда постоянно бьют по рукам и отнимают деньги. По крайней мере, практически на пепелище, при всех недостатках, человек не теряет бодрость духа и оптимизм
      Intruder 8 февраля 2021 10:32
      -3
      предлогаете: понять и разом простить, хм... feel , ну это мы можем, а сможет ли он!? lol
      1. mark1
        mark1 8 февраля 2021 10:39
        За что вы его прощать то собираетесь? Человек расчищает поле на котором гадили предшественники. Как только дело приблизится к ожидаемому результату сразу на его место явится Спаситель и будет аллилуйя ( все как любит наш народ)
  • Ros 56
    Ros 56 8 февраля 2021 07:58
    Эй полосатые, ну мы тоже бывает по синей дыне хреновину порем, но так напиваться, чтобы Луну прихватизировать, не...., такого не было. Вы бы закусывали, что ли, вояки недоделанные или вам сухпай урезали ?
      Intruder 8 февраля 2021 10:34
      -3
      Вы бы закусывали, что ли, вояки недоделанные или вам сухпай урезали ?
      а они не закусывают, ибо пьют меньше других триколорных... belay , и сухпай у них не закусь, как у партнеров с других сторон Океанов... laughing
        Болторез 8 февраля 2021 20:38
        а они не закусывают, ибо пьют меньше других триколорных
        Всяко не меньше(их валит быстрее,это да),да и анаша там легализована в 16 штатах.(декримнализована вообще в больше половины штатов). А вот про закусь они и не слыхивали-запивают laughing
          Intruder 8 февраля 2021 21:59
          -1
          да и анаша там легализована в 16 штатах.
          ну не полностью... и так свободно, как об этом говорят: медицинское разрешение надо получить, иначе увы.., срок легче легкого получить, особенно если за рулем поймают, в состоянии - "веселом"! fellow
            Болторез 8 февраля 2021 22:25
            В 16 штатах-именно полностью-рекреационно(для кайфа то бишь). Еще в десятке-декриминализовано-то есть курить нельзя,но за это ничего не будет(в Нидерландах так же). Практически нелегальна -в 17 штатах.
          Intruder 8 февраля 2021 22:01
          -1
          Всяко не меньше(их валит быстрее,это да)
          просто напитки там другие..., вот и валит и объемы разные у нас и у них, как-то и культура питья несоизмеримая... feel
            Болторез 8 февраля 2021 22:31
            Пил с американцем-он мне говорил,что от вылаканного нами(2 по 0.7) в Штатах народ попадает. Что косвенно подтверждалось другой пьянкой с ними же-после двух пива и 4 по50 текилы начали явно бакланить. Коллега опять же рассказывала,как переехала в Хьюстон из Камеруна- после вечеринки ей друзей- афроамериканцев еще на такси рассаживать пришлось. И это при том,что,(как она сама сказала) пиво в Штатах по сравнению с африканским-моча. (один нигериец знакомый кстати подтвердил)Как-то так. Но что пьют там мало-не есть правда. Как и то,что в России пьют много.
              Intruder 8 февраля 2021 23:03
              -1
              после вечеринки ей друзей- афроамериканцев еще на такси рассаживать пришлось
              также как и с азиатами,с монголоидной (тюрки...) расой такая же проблема с метаболизмом, приходится "рассаживать" и не только в такси!!! laughing
              ну, теккила бывает разная, как и в пропорции с пивом (даже легким...), зачем же вы американцев, так "ершом" приговорили, точнее угостили!? wink
                Болторез 8 февраля 2021 23:13
                также как и с азиатами,с монголоидной
                Она сама африканка.Говорила,что в африке наоборот-мужики дам на такси грузят после попойки. А в америке пришлось ей-даже слабое местное пиво ваши черные не тянут wassat И нигериец мне говорил,что у них в Африке бутылка на нос-нормально,а американцы-падают от этого.
                так "ершом" приговорили, точнее угостили!
                Даже не думал,что это может негативно сказаться на их здоровье и поведении. Англичане такие дела проворачивают на раз. (Кстати,в Англии пьют реально много)
                  Intruder 9 февраля 2021 11:01
                  Англичане такие дела проворачивают на раз. (Кстати,в Англии пьют реально много)
                  культура такая у бритов, пабы и всякие питейные заведения, там дома не сидят с бутылками на кухне, кстати и напитков там большой выбор чем, где либо еще в Западной Европе, на разный градус и вкус...
                  даже слабое местное пиво ваши черные не тянут wassat
                  я конфедерат и республиканец, поэтому они не мои.... bully они и двойной бурбон с ромом не тянут, смолят свою каннабисную фигню везде, даже в клинику супруги приходят под дурью, да так, что потом сильные аналгетики не хрена не действуют, верещат на кресле при операции как мартышки зеленные и плачут, что их белые врачи режут, тьфу...гадость...!!!
                    Болторез 9 февраля 2021 14:43
                    там дома не сидят с бутылками на кухне, кстати и напитков там большой выбор
                    Сидят и дома-в саду,если есть. А выбор наверно во Франции побольше будет,хотя и здесь неплохой,да.
                    я конфедерат и республиканец, поэтому они не мои
                    Что,ни одного своего еще не прикупили wassat ?
                      Intruder 9 февраля 2021 14:57
                      в саду, когда BBQ делают - это да, на газовом гриле...Во Франции, ну не знаю....не самая любимая страна моя, как-то не задалось, там по алкоголю тур делать... recourse
                      Что,ни одного своего еще не прикупили wassat ?
                      не, только мексы вкалывают, газоны стрегут и мусор забирают по пятницам утром... wink , а с черными больше хлопот, кнуты и прочие вещи... request , да еще присматривать надо за ними, кольт на бедре таскать..,ляжку правую натирает....! laughing
                        Болторез 9 февраля 2021 15:21
                        -1
                        кольт на бедре таскать..,ляжку правую натирает.
                        Измельчал нынче американец wassat И куда Америка катится sad ...
                        Intruder 9 февраля 2021 16:26
                        Измельчал нынче американец wassat И куда Америка катится sad ...
                        да не, просто бедренную взялся оптимизировать, под разную длину ствола и калибр, так удобнее, плюс "игрушки" имеют разную массу и геометрию, "не кольтом одним - живет их владелец"! wink
          2. мордвин 3
            мордвин 3 8 февраля 2021 23:25
            Цитата: Болторез

Чего 2 по 0,7? Водки?
              Болторез 8 февраля 2021 23:32
              Водки. Вроде русский стандарт был.
  • сталевар
    сталевар 8 февраля 2021 08:09
    Произошла авария. Цех встал. Все начальники идут к слесарю 6 разряда, бригадиру, и спрашивают :"Что делать?" Потому что, начальники, начиная от мастеров, это оборудование ни обслуживали и ни разу на нём не работали. И так везде! Приходишь в ЖЭК, мастер женщина. Я не против женщин, но основы знать надо, а не только тыкать пальцем слесарю, чтобы устранил неисправность. Военными командуют, кто в армии не служил. Космосом журналюги - филологи и т.д. А потом мы удивляемся, что Россия, самая богатая страна в мире, ничего не может создать. А нет, вру. Была недавно статья, что наша сельхозтехника популярностью пользуется. Только у меня вопрос:"Когда успехи России хоть в чём, будут отражаться на благополучии народа?" Почему цены на продукты подняли на 10-25%, когда и урожая полно и техника на расхват? Потому что бездари нами руководят!!!!
      Улиточник N9 8 февраля 2021 09:54
      В России построена кланово-семейная экономика, базирующаяся на такой же кланово-семейной вертикали власти. Отсюда и все провалы, во всех отраслях и областях жизни:
    2. Роман070280
      Роман070280 8 февраля 2021 10:00

Я ещё всегда добавляю к этому:

Прежде чем тратить огромные деньги на оборону, нужно создать для людей тот уровень жизни, который они захотят защищать.
        Улиточник N9 8 февраля 2021 10:24
        Зачем, для всего народа его(достойный уровень жизни) создавать? Достаточно его создать для: полицаев, силовиков, нацгвардейцев...
        1. Роман070280
          Роман070280 8 февраля 2021 10:28
          Потому я и не понимаю местных патриотов, готовых воевать за путино-сечинские дворцы и яхты..
          Пугают нас то америкой, то натой.. захватят нас, дескать.. отнимут что-то..
          А какая разница народу, кем быть захваченными..
            Улиточник N9 8 февраля 2021 13:04
            Так Россия "развивается"-семимильными шагами: двигается с одной стороны к "электронному концлагерю", когда с вас будут спрашивать за превышение расходов над доходами даже, на 1 рубль-"плотинолог" и за выпадающие доходы типа "доход с грядки" и прочее прожил, подышал воздухом этой страны, значит,-"плотинолог"... а сдругой стороны, строится сословное государство с неприкасаемыми наверху и приоритетом для слуг и холуев... Ну, вот например как тут:
            Правительство поддержало законопроект, который позволяет детям сотрудников МВД и Росгвардии поступать в профильные ВУЗы в приоритетном порядке. Об этом говорится в отзыве кабмина, опубликованном в электронной базе Госдумы.

Законопроект был предложен в декабре прошлого года депутатами от «Единой России» Александром Хинштейном, Василием Пискаревым и Вячеславом Никоновым. Авторы указывали, что сейчас приоритетное поступление в профильные учебные заведения есть только у детей военных.

Поправками же предлагается дать преимущество при зачислении в вузы, находящиеся в ведении МВД и Росгвардии, детям силовиков, а также контрактников в войсках национальной гвардии, стаж службы которых не менее 20 лет, а также бывших сотрудников, чей стаж был также не менее 20 лет.

Кабин в целом законопроект поддержал, но предложил распространить поправку о стаже 20 лет и на сотрудников МВД.

Источник - https://news.mail.ru/society/45150
  • Пленник
    Пленник 8 февраля 2021 08:22
    winked Чего только Луну? Давай уж и Солнце. А ещё лучше соберитесь и валите скопом на Луну на ПМЖ.
      Улиточник N9 8 февраля 2021 10:10
      Правильно, пусть все уматывают на Луну на ПМЖ, а мы себе больше узбеко-таджиков пригласим... И вообще, для российской экономики, именно для ее реалий: десять - узбеко-таджиков вполне, заменяют одного инженера НАСА ....
      1. Пленник
        Пленник 8 февраля 2021 11:38
        -2
        Не знаю есть ли польза для России от инженера NACA, скорее всего нет. А вот от узбеков и таджиков, работающих там, где наших днем с огнем не сыщешь таки есть. И Ваше неприкрытое высокомерие тут не уместно. P.S: И вообще я имел ввиду Пентагон на ПМЖ на Луну (надеюсь Вы не станете доказывать пользу этой конторы для РФ?) hi
          Улиточник N9 8 февраля 2021 13:18
          Я и говорю, и Вы также, это подтвердили wink для российской "экономики" узбеко-таджики важнее и нужнее "инженеров НАСА"... yes Ну..."экономика" у нас, такая... fellow
          1. Пленник
            Пленник 8 февраля 2021 13:27
            Обычная. И у нас своих инженеров хватает.
  • Undecim
    Undecim 8 февраля 2021 08:33
    Почему то все забывают, что Трамп в этом законе поручил Госдепартаменту и другим профильным ведомствам провести переговоры на международном уровне для заключения соглашений о разработке и добыче ресурсов на Луне и других космических телах.
    А вот Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах заключено в рамках ООН 18 декабря 1979 года, которое распространяет международное право на Луну и все другие небесные тела, кроме Земли, включая орбиты вокруг этих тел и провозглашает принцип исключительно мирного использования Луны и других небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело, США не подписали и его не признают.
    Оба эти документа утверждают однозначно принцип неприсвоения небесных тел, но вопрос с их природными ресурсами более сложный и может трактоваться неоднозначно, чем и воспользовались США, выступив инициатором нормотворческого процесса в международном праве.
    То есть в этом случае на возмущенные вопли никто обращать внимания не будет. Результат могут дать только конкретные действия по "заключению соглашений о разработке и добыче ресурсов на Луне и других космических телах", подкрепленные наличием конкретных и выполняемых космических программ по разработке этих ископаемых.
    Страны, имеющие и выполняющие такие программы, будут диктовать условия и заключать соглашения.
    Остальные будут "выражать озабоченность".
      Intruder 8 февраля 2021 11:08
      Остальные будут "выражать озабоченность".
      Классика человеческой политики во все времена, только так и не иначе!!!
  • DmSol
    DmSol 8 февраля 2021 08:43
    Пока никаких прорывных технологий в освоении пилотируемого космоса у американцев на данный момент не наблюдается. Идет перестройка старых систем на новую электронную базу. Так что теми возможностями, что сейчас есть у человечества более-менее ощутимое освоение спутника займет не одну сотню лет (и это при реальной необходимости что-то осваивать). От того что в ближайшие несколько лет там появится условно обитаемая база- ничего для России не изменится, кроме панических воплей в интернете что все пропало. Тут нужно понимать психологию американцев. Для них в любом начинании важно организовать шоу. Побольше воплей и пиара. Это я все к тому- что успеем еще. Вопрос не в конкретной лунной базе, а о принципиально новых решениях в энергетике. А эти вопросы решаются здесь на Земле.
      Intruder 8 февраля 2021 10:43
      -2
      а какие, считаются прорывные: гравицапы и струнные гиперпрыжки!??? laughing
      Идет перестройка старых систем на новую электронную базу.
      кремнеевая фотоника уже не за горами перед внедрением в отрасль, электроника уже пережитки прошлого века, так-то...
      это если линейно и без экспоненты, возможно и займет, но, так думали и об авиации и аппаратах тяжелее воздуха, а потом нежданчики и вуаля, гиперразвитие вплоть до ракет, но если ничего другого, чем ЖРД и ядерные реакторы с плазменными/ионными реактивными движками, так и не придумуют!?
      1. DmSol
        DmSol 8 февраля 2021 13:14
        Расскажите как вы себе представляете возить с луны хоть что-то в производственных масштабах.
      2. DmSol
        DmSol 8 февраля 2021 13:30
        Для того, чтобы экономический эффект у лунных ископаемых был выше единицы нужна реальная многоразовость носителей (а не это шапито Маска) и в несколько раз большая энергетика водородных двигателей. Пока этого нет и не предвидится.
  • Boris55
    Boris55 8 февраля 2021 09:31
    -6
    Что-то я не слышал, что уже разработана защита космонавтов от космической радиации. Все обитаемые корабли и станции находятся под защитой Земли, но это защита имеет пределы т.ч. говорить о том, что бы человек вышел за эти пределы и полетел на Луну, пока ещё рано.

Intruder 8 февраля 2021 10:38
      вот все миссии "Аполло"-то и не знали про это опасность...целых 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году). Эти шесть полётов по программе «Аполлон» на данный момент — единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте....а тут оказывается в третьей половине 21 уже века, космическая радиация мешает, хм, сами то верите в эту околонаучную чушь??? laughing
      1. Undecim
        Undecim 8 февраля 2021 11:12
        хм, сами то верите в эту околонаучную чушь???
        Это представитель секты "Свидетелей Голливуда". Их вера в "околонаучную чушь" - непоколебима!!!
          Intruder 8 февраля 2021 11:22
          китайские коллеги, также мультик снимали с видом на посадки Аполло и следы ровера!? Видать, открыли свой филиал Голливуда???
          Разрешение снимков достигает 7 метров, т.е. на них можно рассмотреть детали поверхности такого размера или чуть меньше. К примеру, нижняя ступень лунного модуля «Аполлона» около 9 метров в поперечнике. Наиболее вытоптанные астронавтами участки местности также имели большие размеры и должны быть различимы на снимках «Чанъэ-2».

Из шести китайских кадров с местами посадок «Аполлонов» лучше всего видны следы посадки «Аполлона 16» неподалеку от кратера Декарт. Благодаря очень светлой поверхности можно различить не только лунный модуль, но и место последней стоянки лунного ровера LRV (Lunar Roving Vehicle). На пределе разрешения можно определить наиболее исхоженную поверхность, где астронавты устанавливали научные приборы.
            Intruder 8 февраля 2021 11:27
            Забористый монтаж видно...,даже следы в реголите не забыли подрисовать (умеют китайцы пыль в глаза пускать всему прогрессивному Человечеству):

1. Undecim
              Undecim 8 февраля 2021 11:32
              Видать, открыли свой филиал Голливуда???
              Голливуд нервно курит. У китайцев есть Movie Metropolis, самая большая киностудия в мире.
              А сектантов переубедить невозможно. Даже если Вы их скопом на Луну отправите.
      2. Boris55
        Boris55 8 февраля 2021 11:28
        -10
        Цитата: Intruder
        целых 6 успешных высадок

Бряхня. Вам не кажется странным, что ни одна собака не пролетала мимо Луны и не возвратилась обратно живой, а сразу человек? laughing
  • FreeDIM
    FreeDIM 8 февраля 2021 11:12
    Фигня это всё... Никакой бизнесмен не будет вкладывать средства в то, что (возможно) будет приносить прибыль задолго после его смерти. А исключительно государственное финансирование в должных объёмах на фоне насущной экономической обстановки нереально. Бакс и так на ладан дышит - штатам нужна очередная войнушка, чтобы списать долги.. А распараллеливать затраты на войну и космос при экономическом кризисе - это значит слить и там и там.
    Чтобы создать на Луне самый маленький горнодобывающий центр, туда нужно оттараканить десятки тысяч тонн оборудования, не считая горючки, и воды. А если всё это придётся ещё и защищать от внешней угрозы, то можно помножить на два. Плюс орбитальные станции у Земли и Луны. Даже если амеpикашки воссоздадут аналог "Сатурна" - понадобятся тысячи носителей.. Да им банально горючего не хватит на всю эту движуху.
      Intruder 8 февраля 2021 11:33
      -1
      в статье написано, про воду, кстати...!? А где вода, там и возможность добычи и кислорода с водородом, а водород еше для топливных элементов и обогрева с прочими тех.процессов можно использовать, тогда зачем это все везти на Луну??? wink Ну, так уже недавно говорили в духе, реактивной посадки, полетов с многоразовостью первых ступений, частных космических компаний, а до этого о нерентабильности cubsat(oв) всяких для науки и военных.., много было за последние 20 лет...!!!
  • lasroc
    lasroc 8 февраля 2021 11:40
    Луна НАСА. Пентагон объявил спутник Земли зоной своей ответственности

• Комментарий был удален.
  • Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 8 февраля 2021 12:09

Это откуда автору известно?
    При том, что заборы образцов грунта по пальцам пересчитать и происходили только с поверхности не глубже метра.

Дистанционные методы зондирования, дают условно предположительный результат и то для поверхностных слоев, "загрязненных" привнесенным метеоритным материалом.
    Делать подобные заявления. без точных замеров (бурения на соответствующие глубины) - легкомысленно.
    Что известно сейчас о составе лунной поверхности:
    Химический состав лунных пород разнится между «морями» и материками. Кислород, кремний, алюминий и магний являются типичными составными элементами силикатных пород, из которых в основном и состоит кора планет земной группы В лунных «морях» больше титана и железа, тогда как в материковой части больше алюминия. Титан представлен в основном в составе минерала ильменита – смеси оксида железа (вюстит) и оксида титана. Карта распространения оксидов железа на поверхности Луны

Карта распространения оксидов железа на поверхности Луны.

Соответственно начало разработки полезных ископаемых на поверхности Луны - этапы отдаленного будущего (в пределах десятков лет для удовлетворения собственных потребностей, до сотни лет). Потребуется создание производственных переделов непосредственно на Луне, а так же потребителей - промышленного производства на поверхности естественного спутника, поскольку логистика как рудных материалов так и их низких пределов как на околоземную орбиту, так и на окололунную - нерентабельна.
      Intruder 8 февраля 2021 13:23
      так-то аппараты в конце миссии, не просто "роняют" на поверхность исследуемого небесного тела (в лунный грунт тоже "роняли", кстати...), и на астеридах и кометах, используют методы ударных воздействий на поверхность небесного тела, с целью получения проб и изучения их физико-химической структуры, а потом спектрометрически и изучают выброшенные частицы породы после кинетического воздействия, под слоем грунта в заданном районе, как-то так, если коротко и на пальцах...
        Дмитрий Владимирович 8 февраля 2021 13:57
        Цитата: Intruder

Отфильтровывая привнесенные загрязнения от топлива - получить достоверные сведениявсе еще составляет проблематику, у атмосферы астероидов - это единичные молекулы. Дистанционное зондирование Луны, я уже приводил - это поверхностные слои предполагаемой апроксимации от Земных аналогов - их толщина может составлять от нескольким мм/см, что в целом непромышленные масштабы - только предполагается, что глубина в метрах.
        Я работаю с несколькими компаниями старателями, которые на пробном бурении получали промышленную концентрацию золото/платина более 5 гр/т, а по факту топтались в размере рентабельности при 3,5 гр/тонна или того хуже в убытках 1,5 гр тонна...
        И это когда у тебя есть все возможности подробно исследовать участок, взять керны (пробы) с любой глубины и с высокой плотностью бурения участков, исследовать геологию на предмет нахождения древних русел и т.п.

И когда заявляют безапеляционно, "богато однозначно!", я бы посмеялся - еще никто не сопоставил расчетных залеганий с глубинным бурением!
        Все это расчетные цифры такой юной науки, как космогеология..
  • 1536
    1536 8 февраля 2021 12:12
    Если так дела пойдут и дальше, то Пентагон может объявить, что и Солнце является зоной его ответственности. А заодно разработать специальный "экран/покрывало", чтобы несогласных с этим решением от Солнца закрывать, не допуская до них солнечные лучи.
    Да, лишний раз убеждаешься, что распоясавшийся хам страшная сила, если никто не даёт ему отпор.
      Дмитрий Владимирович 8 февраля 2021 14:05
      Цитата: 1536

Как раньше захватывали территории - кто раньше флаг воткнул и сумел удержать от более сильных противников.
      Аналогично с внеземными объектами - право собственности будет устанавливать тот, кто сильнее и технически более развитый - как минимум может объявить часть перспективных участков собственностью (для будущих пром. разработок), защищать их.
      Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах заключено в рамках ООН 18 декабря 1979 года. (принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело) - .не вечно.
      Застолбить участок под лунную базу и будущие разработки - это еще впереди, даже сомневаться не приходится.
  • Lycan
    Lycan 8 февраля 2021 12:56
    Хм, а не кажется ли это вам похожим на Стратегическую оборонную инициативу времён ещё 1983 года? Такой публичной провокацией можно заставить работать на износ экономики всех амбициозных (в плане покорения космоса) стран, тем самым, истощив потенциал размеренного развития и совместного поступательного изучения косм. пространства. Короче говоря, "посеять конкуренцию на износ экономик".
    1. meandr51
      meandr51 8 февраля 2021 13:39
      -1
      Совершенно верно. Большая часть современных "мегапроектов" - аферы земного масштаба. Не надо на это вестись.
  • Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 8 февраля 2021 13:05
    Все это вполне укладывается в формулу "кто успел -тот и съел" . Если так все работало тысячелетиями, было бы наивно ожидать что сейчас будет не так .
    Все государства гребли под себя все ,до чего могли дотянуться - в данной ситуации США ближе всех к задаче по освоению Луны (на данный момент) , собственно,они и будут писать музыку.
      Улиточник N9 8 февраля 2021 13:33
      Тут народ смеется и иронизирует.... Американцы ничего не делают без выгоды для себя. Вот сейчас столбят Луну, затем Марс и прочее. Народ позабыл, что право первого никто, на самом деле, не отменял. И придется потом всем тем, кто пойдет следом, покупать материалы американских исследований, их технологии и разрешения и застолбят они приоритетные области за собоой на планетах и что дальше?.... Боюсь мы останемся со своими "остроумием" и "батутами" на обочине... Хотя ну да-у нас территория большая, на всех китайцев хватит... wink
      1. Knell Wardenheart
        Knell Wardenheart 8 февраля 2021 13:52
        К сожалению это так( Парадокс в том,что будучи ресурсной и космической державой мы сейчас сдаем карты пачками на этом направлении -и с Луной ,и с астероидами. Тот же проект "Нуклона" ,на который можно было бы опереться и "поднять свою ценность" для мировой космонавтики , либо увеличить свои шансы в постановке флага ,что называется - развивается не шибко ни валко , боюсь что мы реально придем к шапошному разбору на ту же Луну , будем снова сотрясать воздух и стучать "Калашниковым" по столу ,то пытаясь пугать то взывая к каким то замшелым ООНовским документам времен Царя Гороха. Нужно готовиться к своему завтра уже вчера , сейчас я не чувствую этой подготовки в нашей стране..
      2. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 8 февраля 2021 14:08
        Цитата: Улиточник N9
        Боюсь мы останемся со своими "остроумием" и "батутами" на обочине...

СССР был мудрее - с Антарктикой такая же история была как начинается с Луной, но нашли деньги на базы Восток и Мирный - застолбили участки.
        А товарищ батутчик не понимает, что время играет против РФ.
  • Комментарий был удален.
  • meandr51
    meandr51 8 февраля 2021 13:37
    -6
    Думаю, американцы не были на Луне и не будут. Это все распил бабла и хайп, как с короновирусом. Спокойней жить надо, свой дом обустраивать.
  • rruvim
    rruvim 8 февраля 2021 14:44
    А китайцев не спросили? request
  • Мирный сеошник
    Мирный сеошник 8 февраля 2021 14:45
    С Луной все очень просто: кто быстрее сможет начать освоение и организует военную охрану, тот и будет на коне. А все договоры и прочая лабудень - это бумажки для использования по прямому назначению
  • yfast
    yfast 8 февраля 2021 14:52
    Цитата: Мирный сеошник

А на себестоимость добычи и доставки положить.
  • Тарелка
    Тарелка 8 февраля 2021 15:17
    -1

Войны за ресурсы у нас всегда идут, как уже отметили выше в комментариях.
    В целом что сказать. Кто бы не начал первым разрабатывать Луну как источник экономического благосостояния, это будет однозначной прекраснейшей новостью. Потому что другие должны будут:
    1. Либо тоже лететь на Луну и разрабатывать её;
    2. Либо компенсировать отсутствие Луны повышением эффективности разработки земных ресурсов, но путь это в конечном счёте тупиковый, как по мне;
    3. Либо просто исчезнуть как нечто крупное (говорим мы о стране или частной корпорации).
    В конечном счёте, все, кто желают и дальше бороться за место у руля нашим миром, должны будут лететь на Луну, стоит туда всерьёз прилететь хоть кому-нибудь. А отсюда до освоения Марса ближе, чем от первого полёта в космос до освоения Луны. Быстро освоимся wink
    Так что предлагаю смотреть и радоваться на лунные достижения! Чьими бы они не были!
  • FrankyStein
    FrankyStein 8 февраля 2021 15:53
    По идее, с учётом радиации, придётся сокращать пребывание космонавтов на лунной орбите, то есть придётся частенько проводить ротацию. И если пилотируемый будет каждый раз стартовать на сверхтяже с земли, сколькож бабосов будет сжигаться только на одной доставке? Логично будет сделать челнок убегающий между луной и землёй.
  • Гл.Инженер
    Гл.Инженер 8 февраля 2021 16:27
    Прорывных технологий в свете освоения космоса и спутника земли нет,а значит указанные фантазии в статье , останутся всего лишь фантазиями.
  • andrew42
    andrew42 8 февраля 2021 16:43
    Луна НАСА ??! - Да нее, "Луна наса !", -скажут китайцы :)
  • NF68
    NF68 8 февраля 2021 17:28
    Потом объявят своей собственностью.
    sannyhome 8 февраля 2021 17:29
    Цитата: Disant

за чей счёт, не подскажете?

Да пофиг. Важен только результат.
    sannyhome 8 февраля 2021 17:32
    Цитата: Boris55

Самое смешное, что это уже не важно. Особенно если в ближайшее время они подтвердят этот успех новой высадкой.
  • zenion
    zenion 8 февраля 2021 18:01
    Американцы должны были написать за какую часть Луны они отвечают, ведь китайцы тоже могут ответить. Американцы могут уже завтра заявить, что китайцы все доказательства того что американцы были на Луне выброшены в Космос.
  • faterdom
    faterdom 8 февраля 2021 18:07
    будущие базы американцев на Луне будут охраняться силами Пентагона.

Вот куда они своих БЛМщиков утилизируют...
    Завербуют в космические силы США, Илон Маск отвезет их в новых мундирчиках на Луну, а потом - новые выборы демокрактов по электронной почте, инаугурация там туда-сюда, нацгвардия, этим обормотам забудут завезти кислород... Можно даже там филиал Арлингтонского кладбища открыть, потому как возить потом обратно тела нерентабельно.
  • tralflot1832
    tralflot1832 8 февраля 2021 20:39
    Пока ни чего прорывного для полета в космос не создано,принцип тот же ракетный двигатель.А это очень дорого.Максимальный груз доставленый из космоса?Законы физики ни кто не отменял!Картошечка,с водочкой и под селедочку с грибочками это вещь!Продолжайте :Все пропало,американцы Луну отжали!А я подожду нашу ракету с ядреным двигателем! good drinks
  • Pavel57
    Pavel57 9 февраля 2021 00:40
    Есть гипотеза, что американцы претендовали на Антарктиду, но получили по зубам в южных широтах, после это Антарктида получила нынешний статус.
  • Berg Berg
    Berg Berg 9 февраля 2021 12:22
    -2
    Америка может заявлять что угодно , но Луна уже давно принадлежит России и находится в частной собственности !
  • Ольховский
    Ольховский 9 февраля 2021 22:49
    I Космическая война не за горами. Все предпосылки на лицо. Луна это новая "Америка" времён Колумба.
  • duche
    duche 10 февраля 2021 19:31
    А чего сразу не Марс??? recourse
  • Веня Сельников
    Веня Сельников 20 февраля 2021 10:53
    Разрешить добывать можно только на подконтрольной территории, не правда ли?
    Морское право на ресурсы передаёт привет.
    Добывать (и присваивать добытое) уже давным-давно можно не только со своей территории.
    Проблема безусловно есть.
    И опираться тут на Договор о Космосе от шестидесятых годов неадекватно. Он был написан более полустолетия назад! Очень общими фразами.
    Это всё мило, но реальность такова, что пока есть разные государства, между ними могут быть разногласия.
    И нам нужен другой договор, без общих слов. Давно назрело. Который будет более чётко определять понятие "благо" и его позволит осваивать космос без пустых общих фраз "на благо всех и во имя мира во всём мире".
    Совершенно понятно, что США пишет закон под свои интересы. Это нормально, и так должно поступать, имхо, любое государство. Россия недовольна. Отлично! Ну так пишите свои правила и осваивайте космос по своим правилам!
    А так - это пустое сотрясание воздуха.
  • Minus
    Minus 28 февраля 2021 09:07
    А откуда такие цифры по содержанию элементов в 100000 кубометрах? Не сходится ,с учётом максимальной и средней плотности реголита и процентного содержания элементов в реголите.