Военное обозрение

Новый участник программы FVL. ВМС США желают получить новый вертолет

18

Боевой вертолет MH-60R осуществляет пуск управляемой ракеты. Фото US Navy


Военно-морские силы США начинают поиск перспективного вертолета, который сможет в отдаленном будущем заменить имеющуюся технику. Новый образец должен будет взять на себя обязанности вертолетов MH-60 и беспилотных летательных аппаратов MQ-8. Для выполнения таких планов флот обращает внимание на программу Future Vertical Lift.

Процессы устаревания


В настоящее время на вооружении ВМС США состоит более 500 вертолетов SH-60 / MH-60 Seahawk нескольких модификаций. Первые образцы этого семейства поступили на службу еще в середине восьмидесятых годов; в дальнейшем флот получал модернизированные и улучшенные машины. Вертолеты этой линейки способны перевозить людей и грузы, бороться с надводными целями, решать задачи противолодочной обороны, выполнять поиск и спасение и т.д.

С середины двухтысячных американский флот эксплуатирует БПЛА вертолетного типа MQ-8 Fire Scout. В строю стоит ок. 50 подобных комплексов нескольких модификаций. При помощи MQ-8 корабли могут осуществлять наблюдение и разведку, а также выполнять удары по надводным и береговым целям с использованием управляемого оружия.


Разведывательно-ударный БПЛА MQ-8B. Фото US Navy

Пока вертолеты SH/MH-60 и БПЛА MQ-8 отвечают требованиям ВМС, а планомерная модернизация и регулярный ремонт позволяют сохранять их в строю. Однако в отдаленном будущем они будут нуждаться в замене. Этот процесс предлагается начать и частично выполнить в тридцатых годах.

Запрос предложений


Еще несколько лет назад сообщалось, что ВМС США изучает перспективы авиационной техники и ищет пути дальнейшего развития вертолетного парка. На уровне слухов и неподтвержденных данных упоминалась возможность кооперации с сухопутными войсками и военно-воздушными силами, уже разрабатывающими свои новые проекты.

Теперь ситуация прояснилась. В конце января ВМС опубликовали запрос предложений на тему перспективного летательного аппарата вертикального взлета. До середины апреля флот хочет получить информацию от авиастроителей, изучить имеющиеся возможности и сделать выводы. В случае положительного заключения появятся контракты на разработку и строительство новой техники.


Опытный конвертоплан Bell V-280 Valor для программы FLRAA. Фото Bell Textron

Согласно запросу, новый образец техники для ВМС должен показывать характеристики не хуже существующих SH/MH-60 и MQ-8 и решать те же задачи. Он должен возить людей и грузы, нести разнообразное оборудование и вооружение и т.д. Кроме того, необходим потенциал для внедрения новых функций – это связывают с развитием вероятного противника и сопутствующими рисками.

Из существующей программы


По данным зарубежных СМИ, в поисках нового вертолета ВМС могут присоединиться к армейской программе Future Vertical Lift и принять участие в дальнейших работах по одному из ее проектов. Так, ВВС и армейская авиация тоже планируют в будущем заменить свои вертолеты линейки UH-60. Для этого запущен конкурс Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), в рамках которого уже создано несколько любопытных машин.

В конкурсе FLRAA на данный момент участвуют два проекта. Компания Bell предлагает конвертоплан V-280 Valor, а Sikorsky и Boeing недавно представили проект скоростного вертолета Defiant X. Пентагон приглашает к участию в программе новые организации с их проектами, но, по всей видимости, число конкурсантов уже не изменится.


Valor над полем боя. Графика Bell Textron

Если ВМС действительно присоединятся к программам FVL и FLRAA, возможны весьма интересные события. Следует ожидать, что «Белл», «Сикорский» и «Боинг» проявят интерес к запросу флота и предложат ему свои проекты. В связи с особыми условиями эксплуатации на море проекты должны пройти определенную доработку. Впрочем, точные данные на этот счет пока отсутствуют.

Некоторые вопросы оставляет желание ВМС заменить беспилотники вертолетного типа. По всей видимости, их задачи собираются передать пилотируемой авиации. Возможно, флот учитывает тенденции развития техники и планирует использовать гипотетические возможности по превращению пилотируемого вертолета в машину с дистанционным или автономным управлением. Подобные наработки имеют место в проектах FVL и FLRAA.

Претенденты на победу


ВМС будут принимать заявки до середины апреля, и именно тогда станет ясно, какие компании претендуют на будущие контракты. Скорее всего, все действительно ограничится переосмыслением текущей программы FLRAA с учетом интересов и требований военно-морских сил.


Предлагаемый облик вертолета Defiant X. Графика Sikorsky / Boeing

V-280 и Defiant X построены по разным схемам и существенно отличаются друг от друга. Архитектура и габариты машин могут сказаться на их эксплуатации на кораблях. Так, скоростной вертолет можно оснастить системой складывания лопастей для хранения в корабельном ангаре. Поперечник конвертоплана определяется размахом крыла, из-за чего адаптация проекта V-280 к требованиям ВМС может быть более сложной и длительной.

Проект от Sikorsky / Boeing предусматривает использование двухвинтовой сосной несущей системы и толкающего винта, а Bell использовала поворотные гондолы с несущими / тянущими винтами. ВМС США имеют опыт эксплуатации конвертопланов, но никогда не использовали оригинальную комбинацию трех винтов. Этот фактор тоже может сказаться на выборе техники.

По своим летно-техническим характеристикам, грузоподъемности, вместимости и т.д. две машины из программы FLRAA похожи друг на друга. При этом необходимо учесть, что V-280 Valor успешно проходит испытания и постепенно приближается к максимальным расчетным параметрам. Конкурирующий Defiant X пока представили только в виде рекламных материалов, а опытный образец, вероятно, еще даже не строился. Впрочем, предыдущие экспериментальные машины показывали хорошие результаты – хотя и не вышли на уровень V-280 от Bell.


Defiant X в полете. Графика Sikorsky / Boeing

ВМС хотят возложить на новые летательные аппараты широкий круг задач. Транспортные, боевые и иные возможности техники определяются оснащением и грузоподъемностью. Какими будут конкретные требования такого рода – еще не сообщалось.

На выбор ВМС также может повлиять результат армейской программы FLRAA. В этом году Пентагон должен выпустить окончательную версию запроса предложений, что даст старт последнему этапу программы. После этого компании-участники представят итоговые версии своих проектов, и армия сможет выбрать наиболее удачный. Победитель конкурса FLRAA имеет все шансы получить контракт и от флота. Кроме того, ВМС могут присоединиться к программе наравне с армией и поучаствовать в выборе единого победителя.

Задел на будущее


Вооруженные силы США планируют крупную модернизацию своего вертолетного парка. Устаревающие машины семейства UH/HH/SH/MH-60 предполагается снять с вооружения и заменить перспективным образцом с повышенными летно-техническими характеристиками. Особое внимание этому вопросу уделяют армия и ВВС, а теперь к общим работам планирует присоединиться и флот.

Таким образом, в отдаленном будущем все вооруженные силы США откажутся от вертолетов семейств Black Hawk и Seahawk в пользу совершенно новых образцов. Впрочем, при всем наблюдаемом прогрессе, процессы переоснащения войск начнутся только в тридцатых годах. У ВМС остается достаточно времени для оценки и выбора, либо для разработки совершенно нового проекта. А на данный момент речь идет только о приеме заявок и сборе информации – с чего начинаются все новые проекты.
Автор:
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Проксима
    Проксима 8 февраля 2021 18:09
    -11
    Ох уж эти конвертопланы! Тема мусолится более чем пол века! fellow А любой аиаконструктор вам скажет, что чудес на свете не бывает. request Это гибридное чудовище сильно не дотягивает до характеристик вертолёта и как самолёт он полное г...но. negative
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 8 февраля 2021 18:29
      +8
      В корне ошибаетесь. Все детские болезни Оспрей решены. КМП, ВВС и Флот в восторге. Оспрей полностью заменяют С-2 Greyhound на авианосцах, превосходя его по всем актуальным параметрам. Для КМП просто незаменимая машина, очень полезная для ВВС. Единственное считаю что они не подходят для Армии (там их и нет). Оспрей выпущены в количестве 400+ на 2020 год. Такая серия для большинства одноклассников в вертолетах и самолетах просто не снилась.
      На подходе БПЛА конвертоплан для КМП.
      1. ProkletyiPirat
        ProkletyiPirat 8 февраля 2021 20:12
        -3
        Цитата: OgnennyiKotik
        Все детские болезни Оспрей решены.

        у оспрея не так и много именно "детских" болезней, у него основные проблемы в схеме ЛА, в первую очередь это расположение двигателей создающее тонны геморроя, в основном в области газодинамической устойчивости и как следствие проблем с надёжностью и тягой. У конвертопланов(на безе несущих винтов) двигатели(именно СУ а не движитель) должны быть в центре крыла над фюзеляжем, только там можно расположить мощные воздушные фильтры и избавиться от выгорания турбин из-за нарушения газодинамики.
  2. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 8 февраля 2021 18:19
    +10
    Пока вертолеты SH/MH-60 и БПЛА MQ-8 отвечают требованиям ВМС, а планомерная модернизация и регулярный ремонт позволяют сохранять их в строю.

    Недавно MQ-8C оснастили системой запуска буёв для ПЛО. Они же могу быть использованы для запуска дронов камикадзе.

    Поперечник конвертоплана определяется размахом крыла, из-за чего адаптация проекта V-280 к требованиям ВМС может быть более сложной и длительной.

    Никаких проблем в этом нет.

    Конкурирующий Defiant X пока представили только в виде рекламных материалов, а опытный образец, вероятно, еще даже не строился.

    Ложная информация оба прототипа летали, Defiant X просто получил новое обновление. V-280 стартовал раньше и имел фору.


    Некоторые вопросы оставляет желание ВМС заменить беспилотники вертолетного типа. По всей видимости, их задачи собираются передать пилотируемой авиации. Возможно, флот учитывает тенденции развития техники и планирует использовать гипотетические возможности по превращению пилотируемого вертолета в машину с дистанционным или автономным управлением.

    Все военные проекты летательных аппаратов которые планируются к запуску в США 30ые годы, будут опционально беспилотными. Это не значит замену полностью беспилотных. Оба MQ-8 были переделаны на скорую руку из серийных вертолётов, логично что специально спроектированные изначально беспилотные, будут эффективнее.

  3. gridasov
    gridasov 8 февраля 2021 18:26
    0
    Можно по разному относиться к тому как зти конструкторы собираются решать проблемные вопросы. При том ,что уже порядком пятнадцати лет я ищу людей готовыx рассмотреть концепцию не модернизированного ть оно винта иди пропеллера ,а принципиально ,нового движителя
    1. Intruder
      Intruder 8 февраля 2021 19:31
      +1
      При том ,что уже порядком пятнадцати лет я ищу людей готовыx рассмотреть концепцию не модернизированного ть оно винта иди пропеллера ,а принципиально ,нового движителя
      можно в личку, please!? и подробнее...!?
      1. ProkletyiPirat
        ProkletyiPirat 8 февраля 2021 20:14
        +4
        а вы что инженер? просто гридасов, такой гридасов.... и его поток сознания.... в общем старожилы в курсе...
      2. Undecim
        Undecim 8 февраля 2021 20:56
        +4
        можно в личку, please!? и подробнее...!?
        Гридасовский бот Вам вынесет все мозги.
        1. gridasov
          gridasov 8 февраля 2021 22:59
          +1
          Все никак не приму ,что людям предлагаешь фундаментальное решение одной из проблем, а они тебя записывают в боты.
          1. Undecim
            Undecim 8 февраля 2021 23:10
            +4
            Все никак не приму ,что людям предлагаешь фундаментальное решение одной из проблем, а они тебя записывают в боты.
            Это не самый худший вариант, может быть и хуже.
            1. gridasov
              gridasov 9 февраля 2021 00:15
              +2
              Вы абсолютно правы!Многие зтого не понимают
        2. gridasov
          gridasov 9 февраля 2021 12:10
          +1
          Подробностей не будет! Просто решил математические аспекты неразрывности сплошыx сред при иx динамическом истечении и решили инженерные и конструктивные вопросы при которыx невозможен срыв потока. Иными словами совершенно новые алгоритмы обеспечения физ процессов в турбине как таковой и соответственно совершенно новыx по принципу работы всеx устройств трансформации потоков зтиx сплошыx сред.
  4. Cowbra
    Cowbra 8 февраля 2021 18:27
    -12
    На уровне слухов и неподтвержденных данных упоминалась возможность кооперации с сухопутными войсками и военно-воздушными силами, уже разрабатывающими свои новые проекты.

    Вроде у них уже был опыт базирования изначально сухопутного вертолета на кораблях? Помнится, он на море у них за год ржавел до состояния решета. Опять галопом по старым граблям?
    И про беспилотники:
    Забавно, что начиная с первых беспилотных вертолетов - американская противолодочная системе "ДЭШ" еще 1970-х годов, главной проблемой их была высокая аварийность.
    И эту проблему решить не могут до сих пор даже на суше:

    Октябрь, Китай.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 8 февраля 2021 18:34
      +6
      Цитата: Cowbra
      Вроде у них уже был опыт базирования изначально сухопутного вертолета на кораблях?

      Алё, они думают о замене SH-60/MH-60 Seahawk ближе к 30ым годам. Это морская версия UH-60 Black Hawk («Чёрный ястреб»). Вся статья этому посвящена. И нет описанных вами проблем с ними и беспилотными вертолетами, все супер.
      1. Cowbra
        Cowbra 8 февраля 2021 18:45
        -7
        Цитата: OgnennyiKotik
        Алё

        Але, але...
        Представители военно-морского флота США, для которого был разработана вертолет MH-60S Knighthawk, в докладе отмечают, что "производственные дефекты" были обнаружены не только у этой модификации, но и у нескольких других вертолетов модельного ряда MH-60.

        2004 год.
        А уж насколько беспилотники - безаварийны - они этого точно даже в зуб ногой не пинали еще
        1. Avior
          Avior 8 февраля 2021 19:12
          +9
          Как бы уже 2020 год, а не 2004.
          Опять же, производственный дефект- это косяк производства вертолета , а не его конструкции. Исправили и забыли.
          И уж тем более не до состояниии решета. У них МН- 60 на флоте десятилетиями служит.
          1. Cowbra
            Cowbra 8 февраля 2021 19:47
            -10
            Ну да, грабли чуть посвежей, хотя лежат все там же. Но этажсавсемдругоедело! другие грабли так что - можно!
  5. Алексей Зигалов
    Алексей Зигалов 11 февраля 2021 23:16
    0
    Кирилл больше спасибо за статью и анализ. Соосная схема как и конвертопланы это отвлекающий маневр, ложный след.