Военное обозрение

Как спасали сбитых лётчиков во время Великой Отечественной: конкретные примеры

22

При выполнении боевых заданий советские лётчики нередко сталкивались с организованной системой противовоздушной обороны противника.


Это приводило к потере самолёта, необходимости осуществлять катапультирование. При этом после катапультирования советский лётчик мог оказаться в тылу врага. Как в таком случае осуществлять операцию по его спасению? Каким образом вызволять лётчика с территории, которая контролировалась на тот момент немцами?

Есть немало случаев, когда операции по спасению были по-настоящему дерзкими. Многие из них описаны самими их участниками – в том числе в мемуарах, вышедших уже после завершения Великой Отечественной войны.

Спасали по-разному – с помощью заброшенных в тыл врага диверсионных групп, бойцами партизанских отрядов, с применением средств авиации. По вполне понятным причинам, такие операции были сопряжены с огромным риском, в том числе и для тех, кто сам выступает в роли спасателя.

Одна из разновидностей операций по спасению сбитых лётчиков – уничтожение позиций противника, в том числе средств его ПВО в зоне нахождения сбитого советского самолёта. Но для этого требовались немалые силы авиации, умелые действия в воздухе, которые привели бы к желаемому результату. К сожалению, бывало и так, что приводило это и к дополнительным потерям.

О том, как в годы Великой Отечественной спасали сбитых лётчиков, рассказывается в ролике на канале Sky Artist на конкретных примерах:

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Бородач
    Бородач 6 февраля 2021 14:08
    +31
    Ничего не понял про катапультирование. Катапульт тогда не было.
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 6 февраля 2021 14:15
      +16
      Тоже "резануло" глаза. Автор торопился с рецензией.
      А насчёт спасения... Описывались единичные случаи, когда прилетал По-2 и забирал экипаж, иногда садился товарищ из звена и забирал сбитого, а чаще всего - своими ножками, через линию фронта. И, конечно, не всегда удачно...
    2. тасха
      тасха 6 февраля 2021 14:17
      +16
      Были, но у немцев, это если режим занудства включить. winked
      Но авторы, конечно, выдали.То ли ещё будет, хе..

      Как вам такое: "При выполнении боевых заданий советские лётчики нередко сталкивались с организованной системой противовоздушной обороны противника. Это приводило к потере самолёта, необходимости осуществлять катапультирование."
      Только столкнулись с организованной системой ПВО - всё, самолёт потерян...
      1. 210окв
        210окв 6 февраля 2021 15:23
        +13
        Люди далёкие от истории военной нашей. Но однако пытаются что то писать на эту тему. Вот лет через лет пятьдесят что напишут? Что наши лётчики при преодолении ПВО противника включали режим невидимости?
    3. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 6 февраля 2021 17:44
      +5
      Цитата: Бородач
      Ничего не понял про катапультирование. Катапульт тогда не было.

      Вообще-то, сбитые лётчики тогда выбрасывались с парашютом или покидали на парашюте сбитый самолёт... Кстати, многие лётчики разных стран придерживались своеобразного кодекса чести , когда расстрел в воздухе сбитых лётчиков противника считался подлым поступком ! Имелись приверженцы этого кодекса и в ВВС РККА, и в люфтваффе ...К сожалению,много было и таких,кто не придерживался кодекса ... они были и в люфтваффе, и в советской авиации ! Исторически особой жестокостью к поверженному противнику отличались азиаты... в данном случае я имею в виду японцев ! Зафиксировано немало примеров проявления жестокости японцами по отношению к сбитым советским лётчикам ,например, во время советско-японских конфликтов в 30-х годах... Японцы,например, не просто расстреливали лётчиков в воздухе ,но и старались убить их более изощрённым способом : крылом самолёта старались обрубить стропы парашюта или ноги лётчика... Вовсе не брезговали расстрелом сбитых лётчиков и "рассадники по миру самой лучшей в мире американской демократии" !
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 6 февраля 2021 17:55
        0
        Массовые расстрелы спасающихся пилотов началось в Испанскую и в Китае 1937 года.
        Японцы даже однажды сбросили на аэродром китайцев ящик с разрубленный на куски пилотом.
        Но и "китайские товарищи" отличались: в случае попадания в плен японского пилота, обслуживающий персонал аэродрома под речевку типа "раз два взяли.." разрывали его живьём за руки и ноги.
      2. pro100y.belarus
        pro100y.belarus 7 февраля 2021 19:41
        +5
        Цитата: Nikolaevich I
        ...К сожалению,много было и таких,кто не придерживался кодекса ... они были и в люфтваффе, и в советской авиации !

        Интересно про "кодекс чести"... Привожу отрывок из книги Ф.С.Гнездилова "На высотах мужества", служившего начштаба 18 ГИАП.
        "... Как-то на одном из перегонов наш эшелон остановился. Являясь начальником эшелона, я направил лейтенанта И.Г.Жирнова на разъезд выяснить причину задержки, узнать, как скоро мы снова тронемся в путь. Он вернулся не скоро. Предельно расстроенный и побледневший, лейтенант доложил, что на разъезде видел страшную картину. Оказалось, незадолго до подхода нашего эшелона на разъезд налетели "юнкерсы". Фашистские летчики шли на малой высоте и наверняка видели, что в том поезде, что стоял на путях, находились гражданские люди - женщины, дети, старики. Тем не менее они обрушили на него бомбовый груз огромной силы. В итоге этого варварского удара погибли сотни людей. Все вагоны были разбиты, пути повреждены.
        Железнодорожники обратились к нам с просьбой оказать им помощь в расчистке и восстановлении путей. Мы не могли отказать. Чем скорее справимся с этим делом, тем быстрее попадем на завод.
        Воины-авиаторы прибыли на разъезд. И то, что увидели мы, потрясло нас до глубины души. Ужас сковал сердца. Среди обломков вагонов было множество изуродованных бомбежкой трупов советских людей. Это могли быть наши родители, жены и дети. И все это дело рук фашистской нечисти. Бить их нужно повсюду, бить нещадно!
        Трудно было работать на этом страшном месте. Но мы трудились с полной отдачей сил. Очень уж хотелось поскорее тронуться в дорогу. Работать пришлось более суток. "

        Нет "кодекса чести" к тем, кто эту честь не имеет.
        Если фашистский летчик выпрыгнул с парашютом над условно своей территорией, он придет завтра на свой аэродром, сядет в кабину нового самолета и продолжит убивать.
        Сложно определять цену поступкам, не оказавшись в том времени.
  2. Самый вежливый
    Самый вежливый 6 февраля 2021 14:33
    +13
    Анонс полнейшая чушь , поэтому и видео смотреть не буду...
  3. Липчанин
    Липчанин 6 февраля 2021 14:34
    +4
    Статья какая то непонятная
    Такое впечатление, что автор её на коленке писал и впопыхах
    Отсюда и
    необходимости осуществлять катапультирование. При этом после катапультирования
    1. Бородач
      Бородач 6 февраля 2021 15:51
      +10
      Цитата: Липчанин
      Статья какая то непонятная
      Такое впечатление, что автор её на коленке писал и впопыхах
      Отсюда и
      необходимости осуществлять катапультирование. При этом после катапультирования

      Такое ощущение, что автора неожиданно катапультировали, и он пока летел до земли, писал статью.
    2. роман66
      роман66 7 февраля 2021 13:22
      -1
      Серег! какое .нахрен
      , необходимости осуществлять катапультирование.

      автор, вообще в себе???
  4. KLV
    KLV 6 февраля 2021 16:11
    +4
    Кто автор сего "материала"?
    1. роман66
      роман66 7 февраля 2021 13:23
      -1
      Кто автор сего "материала"?

      бездарь
  5. Tarasios
    Tarasios 6 февраля 2021 16:13
    +4
    Пер­вое в ми­ре катапультирование. вы­пол­нил 13.1.1942 Г. Шенк (Гер­ма­ния) на тур­бо­ре­ак­тив­ном са­мо­лё­те He-280 («Хейн­кель»). В СССР пер­вое катапультирование со­вер­шил 24.7.1947 Г. А. Кон­д­ра­шов на са­мо­лё­те-ла­бо­ра­то­рии Пе-2.
    Как бы и всё.
  6. iouris
    iouris 6 февраля 2021 18:52
    +2
    Цитата: "При этом после катапультирования советский лётчик мог оказаться в тылу врага." Конец цитаты.
    Катапультирования!!
    А если не "катапультироваться", то где можно оказаться?
    1. Наган
      Наган 6 февраля 2021 23:08
      +2
      Цитата: iouris
      А если не "катапультироваться", то где можно оказаться?

      Варианты: рай, ад, Валхалла, перевоплощение, небытие, че еще? Или, как сказал Воланд: "Каждому воздастся по вере его."
      1. роман66
        роман66 7 февраля 2021 13:24
        0
        осталась сущая фигня, где-то взять катапульту
  7. Гиви_49
    Гиви_49 7 февраля 2021 20:14
    -1
    Отлично описал собственное спасение своим же ведомым ГСС В.Б. Емельяненко, когда, получив зенитный снаряд в мотор сел на вынужденную на вражеской территории, а его ведомый М. Талыков тут же сел рядом и посадил своего командира в фюзеляжный отсек своего одноместного Ил-2, взлетел под носом у немцев развернулся и, от полноты чувств, сделал ещё 2 (два) дополнительных захода на тот бронетранспортёр с немцами, которые пытались захватить севшего командира. БТР сгорел, наши вернулись на базу благополучно. Так поступали наши героические отцы и деды, вечная им благодарность и заслуженная немеркнущая слава!
    Думаю, что в XXI веке наши дети и внуки не должны садиться на вынужденную или приземляться на парашютах на вражескую территорию, а должны иметь возможность после покидания повреждённого самолёта самостоятельно УЛЕТАТЬ на безопасное расстояние в точку, где его гарантированно спасут.
    Очевидное обоснование: на западе уже каждый шакал давно летает на реактивных ранцах, платформах, с крыльями и без, а наши ребята либо гибнут, спускаясь на парашюте ещё в воздухе, либо принимают неравный бой на земле, либо гибнут, пытаясь спасти лётчика, сбитого в районе цели. Эти парни нам несравненно дороже, чем более современная система индивидуального спасения, которая использует не только земное тяготение, но и известные современные достижения техники.
    1. слава1974
      слава1974 8 февраля 2021 09:59
      0
      на западе уже каждый шакал давно летает на реактивных ранцах, платформах, с крыльями и без

      Хорошая идея. Катапультировался, завел реактивный ранец и полетел домой. good
    2. Болторез
      Болторез 8 февраля 2021 21:11
      +1
      на западе уже каждый шакал давно летает на реактивных ранцах
      Таких ранцев нет на вооружении ни одной страны мира.
  8. yehat2
    yehat2 8 февраля 2021 12:13
    +1
    насколько я понимаю, спасение состояло из нескольких моментов
    1. товарищи как-то засекали место падения. Истребители часто пролетали низко, если место безопасное и осматривались
    2. Если позволяли возможности, в ближайшее время отправляли по-2 или машину забрать, бывало и другие самолеты летали - Як-7 или Ла-5 или су-2 или Аист(копия немецкого физлера) вполне могли забрать 1 дополнительного человека. Редко отправляли диверсионную группу. Но был еще 1 важный момент - информирование офицеров разведки и НКВД о летчиках, которые могут перебежать, чтобы они могли быстро вернуться в часть, а не застрять на фильтрации.
  9. yehat2
    yehat2 8 февраля 2021 12:18
    +1
    Цитата: слава1974
    Хорошая идея. Катапультировался, завел реактивный ранец и полетел домой

    идея хорошая, но до неё еще далеко. Технически это возможно, но от возможности до реальности большая дистанция. Посмотрите, сколько времени ушло, чтобы банальными надежными парашютами оснастить. А ведь ранцем управлять тоже учиться надо. Сразу на нем лететь наверное не очень удачная идея - дальность оставляет желать лучшего. А вот докатить такое на колесиках, как чемодан, и перепрыгнуть линию фронта - это уже вполне.