Использование германской бронетанковой техники в послевоенное время

96
Использование  германской бронетанковой техники в послевоенное время

После завершения Второй мировой в странах, участвовавших в войне, осталось несколько сотен образцов исправной немецкой бронетехники и до полутора тысяч неисправных и повреждённых машин, пригодных к восстановлению. Кроме того, на предприятиях Третьего рейха, не разрушенных бомбёжками и артиллерийскими обстрелами, в разной степени готовности имелись недостроенные машины.

Использование трофейных немецких танков и самоходок в СССР


Как уже говорилось в предыдущих частях цикла, на завершающем этапе войны в Красной Армии имелось несколько десятков пригодных для использования в бою трофейных танков и самоходок.




Трофейные танки и САУ на сборном пункте аварийной техники

Значительное количество нерабочей, но вполне ремонтопригодной бронетанковой техники немецкого производства было сконцентрировано в сборных пунктах аварийной техники (СПАРМ).


Например, по состоянию на 20 июля 1945 года в Красной Армии числилось 146 танков «Пантера», из которых 63 были исправны, а остальные требовали ремонта. Впрочем, среди отбитых у противника танков и САУ нередко встречались экземпляры американского, британского и советского производства.

О состоянии дел с трофейной бронетехникой можно судить по отчету, поданному 15 мая 1945 года штабом 2-го Украинского фронта:

«По 9-й гвардейской армии – захвачено всех танков 215, из них 2 ед. Т-6 («Королевский тигр») требуют среднего ремонта, 2 ед. СУ Т-3 требуют текущего ремонта.

Из числа захваченных 192 БТР 11 исправны, 7 требуют ремонта. Состояние остальных выясняется.

По 6-й гвардейской танковой армии – захвачено 47 танков, 16 САУ, 47 БТР. Состояние выясняется.

По 53-й армии – обнаружено 30 танков и САУ и 70 БТР, состояние выясняется.

По 1-й гвардейской конно-механизированной группе – количество и состояние трофейных танков не установлено, так как производится эвакуация танков на танкоремонтный завод немцев в Яновице».

Исправную трофейную бронетехнику советское командование решило использовать для учебных целей, поэтому большую часть немецких танков, находящихся в хорошем техническом состоянии, предполагалось передать танковым армиям и корпусам. Таким образом, трофейные танки и самоходки, используемые в процессе боевой подготовки, позволяли сберечь ресурс советских танков, эксплуатируемых в войсках.

Например, 5 июня 1945 года Маршал Конев приказал:

Имеющиеся в полосе 40-й армии 30 трофейных отремонтированных бронеединиц, находящихся в Нове Место и Здирец, передать 3-й гвардейской танковой армии «для использования при боевой подготовке».

В первые послевоенные годы в Группе советских оккупационных войск было немало переделанных в тягачи и машины технической поддержки танков немецкого производства.

Эксплуатация этих машин облегчалась тем, что к ним в достатке имелись запасные части, которые можно было демонтировать с трофейных танков и САУ, находящихся в СПАРМах.

Некоторое количество трофейной бронетехники оказалось на территории СССР при выводе советских войск из освобождённых от нацистов стран.

Впоследствии демилитаризованные бронированные машины передавались в народное хозяйство. Но в отличие от легковушек и грузовиков немецкие танки, переделанные в тягачи и ремонтные машины, в большинстве случаев служили недолго. Сказывалось сложное устройство немецких гусеничных машин и зачастую их неправильное обслуживание.

Кроме того, для немецких карбюраторных моторов требовался бензин с более высоким октановым числом и специальные масла, отличавшиеся от тех, что использовались у нас. Частые поломки и сложности со снабжением расходными материалами, запчастями и ГСМ привели к тому, что к концу 1940-х годов в гражданских организациях машин на базе немецких танков почти не осталось.

До середины 1950-х трофейные танки и самоходки активно участвовали в различных исследованиях и испытаниях новой советской бронетанковой техники. Германские орудия 7,5 cm Kw.K. 42, 8,8 cm Pak. 43 и 12,8 cm PaK. 44 являлись эталоном бронепробиваемости. И в процессе испытания перспективных советских танков на полигоне, их броня проверялась обстрелом из немецких танковых пушек.

В свою очередь, многие немецкие «панцеры» закончили свой жизненный путь на артиллерийских и танковых полигонах в роли мишеней. Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.

Немецкий тяжелый истребитель танков Ferdinand, находящийся в парке «Патриот»

Немногие уцелевшие танки и самоходки, когда-то принадлежавшие Панцерваффе, были задействованы в съёмках художественных фильмов о войне. И сейчас находятся в музейных коллекциях.

Танки и САУ немецкого производства в Болгарии


Во время Второй мировой войны Болгария, являвшаяся союзником нацисткой Германии, получила 61 танк Pz.Kpfw.IV Ausf.H, 10 танков Pz.Kpfw.38(t), 55 самоходных артиллерийских установок StuG.III Ausf. G.

8 сентября 1944 года, когда стало совершенно очевидно, что немцы терпят поражение в войне, Болгария официально объявила войну Германии. А танки и САУ немецкого производства были задействованы в боевых действиях с частями Вермахта и войск СС. В ходе боёв на территории Югославии болгарская танковая бригада лишилась значительной части техники. Безвозвратные потери составили 20 танков и 4 самоходных орудия.

Болгарский танк Pz.Kpfw.IV Ausf.H

Для поддержания боеспособности болгарских бронетанковых сил в начале 1945 года командование 3-го Украинского фронта передало полтора десятка трофейных танков и САУ, в том числе: один танк Pz.Kpfw.IV, а также САУ StuG.III и Hetzer.


Противотанковая САУ Jagd.Pz.IV в Национальном музее военной истории в Софии

Судя по всему, до капитуляции Германии советские войска регулярно поставляли болгарской армии трофейную бронетехнику. После окончания Второй мировой войны, в начале 1946 года в болгарской Первой танковой бригаде, помимо машин чешского, французского и итальянского производства, имелось 57 немецких танков Pz.Kpfw.IV, 15 истребителей танков Jagd.Pz.IV и 5 самоходок StuG.III. Также есть информация, что болгары недолго эксплуатировали как минимум одну «пантеру».

В конце 1940-х годов танки и самоходки немецкого производства в болгарских вооруженных силах начали вытесняться советскими Т-34-85 и СУ-100. По состоянию на середину 1950 года в строю осталось только 11 танков Pz.Kpfw.IV. При этом значительное количество трофейных германских танков имелось на хранении.

Впоследствии после начала поставок танков Т-55 немецкие «тройки» и «четвёрки», а также их башни использовались при строительстве долговременных огневых точек на болгаро-турецкой границе. Точное число таких ДОТов не известно. Но в различных источниках говорится, что их могло быть более 150 единиц. С учётом того, что такого количества танков и танковых башен с вооружением в самой Болгарии не имелось, их, по всей видимости, получили от союзников по Варшавскому договору.


О раритетных танках вспомнили в декабре 2007 года. После того как болгарская полиция арестовала воров, укравших на болгаро-турецкой границе танк немецкого производства и попытавшихся вывезти его в Германию.

После этого случая, получившего широкий резонанс, болгарское правительство взяло под контроль реставрацию и торговлю немецкими танками. Всего болгарам удалось восстановить 55 единиц немецкой бронетехники, которую они выставили на аукцион. Цена каждого танка составляла несколько миллионов евро.

Танки и САУ немецкого производства в Румынии


Одним из основных импортёров германских танков в годы Второй мировой войны являлась Румыния, получившая 11 PzКpfw.III, 142 Pz.Кpfw.IV и 10 штурмовых орудий StuG.III.

После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, в румынской армии осталось очень немного исправной бронетехники немецкого производства. В связи с этим 2-й танковый полк, который был придан советской 27-й танковой бригаде (2-й Украинский фронт) в феврале-марте 1945 года усилили несколькими трофейными Pz.Кpfw.IV, а также САУ StuG.III, StuG.IV и Hetzer. К моменту окончания боевых действий в румынском танковом полку осталось четыре дееспособных Pz.Кpfw.IV.


Танки Pz.Kpfw.V Panther дивизии Тудор Владимиреску на параде в Бухаресте, 10 мая 1946 года

В 1946 году Советский Союз передал Румынии партию танков немецкого производства (неустановленное количество Pz.Кpfw.IV и 13 «пантер»). Танки поступили на вооружение 1-й танковой бригады, которую в 1947 году переформировали в танковую дивизию имени Тудора Владимиреску. Эти машины эксплуатировались до 1950 года, после чего были списаны.

Немецкие танки и САУ в армии Чехословакии


В годы Второй мировой войны заводы, расположенные на территории Чехии, входили в число основных производителей оружия для вермахта и войск СС. Фирмы «ЧКД» и «Шкода» прекратили выпуск бронетехники лишь незадолго до капитуляции Германии. Также в распоряжении чехов оказалось больше двух сотен исправных и пригодных к восстановлению немецких танков.

В июле 1945 года на площадке в окрестностях города Миловице, примерно в 40 км к северу от Праги было собрано около 400 бронированных машин. С учётом того, что Чехословакия обладала очень хорошими возможностями по производству и ремонту танков и самоходок, использовавшихся в вооруженных силах нацисткой Германии, значительное количество трофейной немецкой бронетехники поступило на вооружение чехословацкой армии в первые послевоенные годы. В 1946 году чехам передали около 300 средних танков и САУ, а также 65 «пантер».


Чехословацкий танк T40/75

В чехословацкой армии трофейный Pz.Kpfw.IV получил обозначение T40/75. Всего в строевых частях служило около 50 «четвёрок» модификаций J и Н. Эксплуатация этих машин продолжалась до 1954 года.

По состоянию на 9 мая 1945 года на чешских заводах и в танкоремонтных мастерских в разной степени готовности имелось около 250 САУ «Hetzer». Именно эта самоходка в первые послевоенные годы стала наиболее массовой в вооруженных силах Чехословакии. В ноябре 1945 года чехословацкий Штаб танковых войск принял решение о принятии «Хетцера» на вооружение под обозначением St-Vz.38-I.

Среди «четвёрок» и «пантер» в бронетанковых силах Чехословакии вполне предсказуемо преобладали «Хетцеры», которые вместе со штурмовыми орудиями StuG.III поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, в 1948 году преобразованных в 351-й и 352-й самоходно-артиллерийские полки.

Впрочем, уже в начале 1950-х, после того, как в Чехословакии было запущено лицензионное производство советских Т-34-85 и СУ-100, начался процесс списания трофейных немецких танков и самоходок.

Швейцарские «Хетцеры»


В послевоенное время покупателем «Хетцеров» стала Швейцария, чей бронетанковый парк нуждался в обновлении и состоял из 24 лёгких танков LTH – экспортного варианта LT vz.38, послужившего базой для «Хетцера». В августе 1946 года фирма «Шкода» получила контракт на восемь машин. В Швейцарии эта САУ получила обозначение Panzerjaeger G-13.


Истребитель танков Panzerjaeger G-13

С использованием задела, оставшегося от немцев, первая партия «Хетцеров» была быстро поставлена заказчику. Однако последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 самоходок оказался на грани срыва, так как в наличии не имелось орудий Рак.39/2.

Но выход был найден, чешские инженеры оперативно переработали чертежи. И самоходки стали вооружать пушками StuK.40, которые в достаточном количестве имелись на складах.

Кроме того, вместо карбюраторного двигателя, начиная с 65-й машины, устанавливали дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л. с. Расход топлива дизельного двигателя был более чем в два раза меньше, чем у бензинового. Экономичность новой силовой установки позволила уменьшить топливный бак с 250 до 115 л, что позволило значительно увеличить полезный заброневой объём. Скорость G-13 на просёлке осталась на уровне 25–30 км/ч, запас хода тоже почти не изменился.

Боевой вес швейцарского «Хетцера» был на тонну меньше немецкого. На орудии G-13 появился 2-камерный дульный тормоз, командир и заряжающий поменялись местами. На крыше устанавливался вращающийся прибор наблюдения. И командирское смотровое устройство в бронированной башенке.


Panzerjaeger G-13 в экспозиции танкового музея Туна

Визуально Panzerjaeger G-13 легко отличить от оригинального «Хетцера» по дульному тормозу и оптическим приборам. В отличие от Jagdpanzer 38(t), у которого борта рубки голые, на внешней стороне брони швейцарской ПТ САУ размещены: ящик с ЗИП, траки и запасной каток.

В целом «швейцарский» вариант оказался более удачным, чем первоначальная модификация. И в 1947 году был оформлен заказ еще 50 самоходок. Последние 20 машин передали заказчику 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков стояли до 1972 года.

Французские «Пантеры»


После освобождения Франции от нацистов на территории этой страны осталось несколько сотен пригодных к дальнейшему использованию немецких танков и самоходок. И в дальнейшем часть этих машин приняли на вооружение французских национальных бронетанковых подразделений.

Французские источники утверждают, что в 1946 году в отдельном танковом эскадроне «Бенье» имелось три десятка «четвёрок». В основном это были танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. H. Ещё примерно четыре десятка средних танков находились на хранении. И они использовались как источник запчастей.


Танки Pz.Kpfw.IV отдельного эскадрона «Бенье»

На фоне «четвёрок» и трофейных самоходок во французской армии выделялись «пантеры», которые вместе с американскими M4 Sherman служили в 501-м и 503-м танковом полках, а также в 6-м кирасирском полку.

Первые трофейные «пантеры» подразделения сил сопротивления («Французские внутренние силы») использовали ещё летом 1944 года.


Одна из «пантер», захваченных Движением сопротивления

В послевоенное время эксплуатация этих машин облегчалась тем, что на территории Франции имелись учебные центры, в которых немцы готовили экипажи, танкоремонтные предприятия и значительное количество запасных частей и расходных материалов.


«Пантеры» 503-го танкового полка в одном строю с бронетранспортерами американского производства, 1947 год

Хотя «пантера» была очень сложной и трудоёмкой в ремонте и предъявляла высокие требования к квалификации механиков-водителей, на французов произвела большое впечатление защищённость в лобовой проекции и огневая мощь этой машины. По состоянию на 1949 год имелось около 70 исправных «пантер».


Лёгкий танк AMX-13

«Пантера» оставила заметный след во французском танкостроении. После списания последних Pz.Kpfw.V Panther, во Франции выпускался лёгкий танк AMX-13, вооруженный орудием SA50 L/57, созданным на основе немецкой 75-мм пушки KwK. 42 L/70.

Немецкие танки в Турции


В 1943 году турецкое правительство купило в Германии 56 танков Pzkpfw.III Ausf. J с 50-мм пушками и 15 Pz.kpfw.IV Ausf. G. Эти машины были использованы для формирования 6-го бронетанкового полка, размещённого в Анкаре.


Pzkpfw.III Ausf. J в экспозиции танкового музея Этимесгут

Танки немецкого производства служили в Турции до середины 1950-х годов.

После чего были окончательно вытеснены американскими и британскими бронированными машинами.

Немецкие танки и самоходки в Испании


Ещё одной страной, получившей в 1943 году танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н и САУ StuG.III Ausf. G, стала Испания.

В 1943 году двадцать «четвёрок» с длинноствольными 75-мм орудиями и 10 самоходок дополнили в 1-й танковой дивизии «Брунете» безнадёжно устаревшие итальянские и немецкие танкетки CV-33 и Pz.Kpfw.I, а также лёгкие танки советского производства Т-26.


Испанский танк Pz.Kpfw.IV Ausf. Н

Танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н в вооруженных силах Испании служили до 1956 года. После чего были заменены американскими M24 Chaffee и M47 Patton, и отправились на хранение. Семнадцать «четвёрок» в 1965 году продали в Сирию. А ещё 3 танка осели в испанских музеях.

Немецкие танки и САУ в Финляндии


В 1944 году Финляндия получила 29 штурмовых орудий StuG.III Ausf. G и 15 танков Pz.Kpfw.IV Ausf. J.

В войсковых мастерских танки Pz.Kpfw.IV и САУ StuG.III были модернизированы. С них удалили бортовые экраны, мешавшие передвижению в условиях лесистой местности. А на борта навесили траки, катки и ящики с ЗИП. Немецкие пулемёты МG.34 заменили советскими ДТ-29. Бронетехника немецкого производства успела принять участие в боевых действиях. И несколько повреждённых Pz.Kpfw.IV и StuG.III стали источником запасных частей.


Финские StuG.III

Танки и самоходки немецкого производства служили в танковой дивизии, созданной на базе 1-й егерской бригады. В этой же дивизии, помимо немецких машин, имелись советские Т-26, Т-28, Т-34, Т-38, Т-50, КВ-1.

Заключение перемирия с СССР привело к боестолкновениям с немецкими частями, дислоцировавшимися в Лапландии, в которых приняли участие финские танки.

Впоследствии единственную финскую танковую дивизию расформировали, а её технику передали на хранение.

После окончания Второй мировой войны произошло сокращение танкового парка. И в вооруженных силах Финляндии остались только Т-34, Pz.Kpfw.IV и StuG.III.

Впрочем, из-за нехватки запчастей боеспособность танков и самоходок немецкого производства была невысокой.

Окончательный вывод из эксплуатации Pz.Kpfw.IV и StuG.III состоялся в середине 1960-х.

Немецкие танки и САУ в Польше


Первые две немецкие «пантеры» поляки захватили в ходе Варшавского восстания в августе 1944 года. После ремонта эти машины достаточно эффективно использовались в боевых действиях, но получили повреждения в огневых дуэлях с немецкой противотанковой артиллерией. И были уничтожены польскими экипажами.


Польский Pz.Kpfw.IV, Познань 1946 год

Вскоре после капитуляции Германии вооруженные силы Польши подверглись усилению трофейной бронетехникой. В июне 1945 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования в распоряжение 1-й польской армии, находившейся в оперативном подчинении главнокомандующего Группой советских оккупационных войск, было предписано передать крупную партию трофейной бронетехники.


Поляки получили приблизительно полсотни гусеничных бронированных машин: танки Pz.Kpfw.IV, самоходные артиллерийские установки StuG.III и Hetzer.

Эти машины оставались на вооружении до начала 1950-х.

Немецкие танки и САУ в вооруженных силах Югославии


В ходе боевых действий войска маршала Тито отбили у хорватов и немцев значительное количество танкеток, танков и самоходок. Большую часть трофеев составляли безнадёжно устаревшие машины итальянского и французского производства. Среди них также попадались лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t) и Pz.Kpfw.II, средние Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и САУ StuG.III.


Трофейный немецкий легкий танк Pz.Kpfw.II на учениях Югославской народной армии

Трофейные машины эксплуатировались совместно с лёгкими американскими танками «Стюарт» и советскими «тридцатьчетвёрками». В первые послевоенные годы танки немецкого производства активно использовались в ходе учений для обозначения противника. Впоследствии оставшиеся на ходу немецкие машины передали в Танковое военное училище. В ЮНА в конце 1940-х имелся самоходный артиллерийский дивизион, вооруженный САУ StuG.III.


Югославская САУ StuG.III

В 1947 году Югославия дополнительно получила 308 танков Т-34-85 и 52 самоходки СУ-76М.

И в первой половине 1950-х все немецкие танки и самоходки были выведены из эксплуатации.

Использование немецких танков и САУ в боевых действиях на Ближнем Востоке


После поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне в странах, на территории которых велись боевые действия, осталось немало немецкой бронетехники, пригодной к дальнейшему использованию.

В первые послевоенные годы в вооруженных силах некоторых государств эксплуатировались танки Pz.Kpfw.V Panther. Бронепробиваемость орудия и защищённость «пантеры» в лобовой проекции по меркам второй половины 1940-х годов находились на очень высоком уровне. Однако недостаточный эксплуатационный ресурс, низкая надёжность и плохая ремонтопригодность привели к тому, что к началу 1950-х танки Pz.Kpfw.V повсеместно были сняты с вооружения.

В отличие от капризных в эксплуатации «пантер», танки Pz.Kpfw.IV и самоходки StuG.III были машинами надёжными и весьма неприхотливыми. Их эксплуатация длилась более 20 лет – это демонстрирует, что конструкции, разработанные немецкими инженерами в конце 1930-х, оказались очень удачными.

Зачастую лучшими немецкими танками называют тяжелые «Тигры» и «Пантеры». Но это звание справедливо отдать среднему Pz.Kpfw.IV – как единственному немецкому танку, производившемуся и применявшемуся от начала и до конца Второй мировой войны.

Данная машина имела большой модернизационный потенциал, оказалась самой массовой и удачной с точки зрения эксплуатации.


В одном строю сирийской армии бывшие противники – немецкий Pz.Kpfw.IV Ausf. J и советский Т-34-85, конец 1950-х

В начале 1950-х сирийское правительство озаботилось повышением боеспособности вооруженных сил.

Для замены устаревших и выработавших свой ресурс лёгких танков Renault R35 во Франции были приобретены средние танки Pz.Kpfw.IV. Точное количество закупленных «четвёрок» неизвестно. Но, по сей видимости, их было не более 40 единиц.

Почти все они в силу большого износа находились в удручающем техническом состоянии. Более того, некоторые танки до этого использовались как доноры. И были разукомплектованы. В связи с этим сирийцы «выписали» из Чехословакии 16 моторов Maybach HL 120 TRM.


Весной 1955 года был заключен контракт с Чехословакией на поставку 45 единиц Pz.Kpfw IV.

В 1958 году была приобретена ещё одна партия из 15 машин.

Наиболее ценными стали 17 испанских Pz.Kpfw.IV Ausf. Н, купленных в 1965 году. Эти машины имели очень хорошее техническое состояние и при должном уходе могли служить ещё долго.

Хотя в середине 1960-х боевые машины немецкого производства уже не могли считаться современными, их орудия были достаточно мощными для борьбы с «Шерманами», которых немало имелось в израильской армии.


САУ Jagd.Pz.IV на параде в Дамаске

Помимо танков Pz.Kpfw.IV сирийцы приобрели в Чехословакии приблизительно три десятка САУ StuG.III и Jagd.Pz.IV, использовавшихся как истребители танков.

Немецкие танки и самоходки были распределены по трем пехотным бригадам: 8-й, 11-й и 19-й.


Сирийская САУ StuG.III

В Сирии немецкие танки и самоходки подверглись доработке.

Машины, полученные из Франции и Испании, были вооружены пулемётами MG.34, а купленные в Чехословакии – советскими ДТ-29. Часть танков и самоходок оснастили турелями для зенитных пулемётов. Большая часть танков не имела пулемета в лобовой плите – шаровая установки или пустовала, или была прикрыта броневой накладкой. При этом должность стрелка-радиста была упразднена, а вместо немецкой радиостанции Fu 5 у командира установили современный аналог.


Танк Pz.Kpfw.IV, брошенный на Голанских высотах

САУ Jagd.Pz.IV, брошенная на Голанских высотах

Шестидневная война стала последним случаем применения немецких танков Второй мировой.

Перед началом боевых действий подразделения, оснащённые танками немецкого производства, были дислоцированы на Голанских высотах.

Всего в обороне на этом направлении имелась 201 единица бронетехники. Из них примерно три десятка – это немецкие танки и САУ. К тому моменту сирийские бронетанковые силы представляли собой конгломерат из танков и самоходок советского и немецкого производства.


Один из Pz.Kpfw.IV, захваченных израильтянами

Во время Шестидневной войны 1967 года почти все танки и самоходки немецкого производства были уничтожены или захвачены израильской армией.

В течение непродолжительного периода времени захваченные «четвёрки» израильтяне использовали как долговременные огневые точки. Четыре трофейных машины стали памятниками и экспонатами в музеях. Еще две машины эксплуатировались для оценки эффективности противотанковых боеприпасов.


В составе сирийской армии после этого конфликта осталось не более двух десятков Pz.Kpfw IV в удручающем состоянии.

После поражения сирийской армии в Шестидневной войне начались масштабные поставки советских танков Т-55, Т-62, ИС-3М и САУ СУ-100.

А все уцелевшие танки и самоходки немецкого производства отправили на утилизацию.

Окончание следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    9 февраля 2021 18:06
    Очень Годная статья good ! Щедро СССР одаривал трофейной техникой «ситуационных союзников»! Огромных денег стоят сейчас эти «раритеты»! Жаль, что много бронетехники (НАШЕЙ и не только) ушло на переплавку... Музейные фонды нужно было пополнять более серьезно!
    1. +4
      9 февраля 2021 18:27
      Присоединяюсь к вашим словам. Из перечисленных эксплуатантов знал лишь о Болгарии, Чехии, Финляндии и то, что "четверки" учавствовали на Ближнем востоке.
      1. +10
        9 февраля 2021 19:37
        болгарская полиция арестовала воров, укравших на болгаро-турецкой границе танк немецкого производства
        Автор: Линник Сергей

        hi
        Существует байка:
        Украденный танк якобы был подарком Адольфа Гитлера королеве Болгарии, Джованне Савойской wink
        1. +1
          9 февраля 2021 21:47
          Не Гитлер а Герман Геринг.По програме "Барбара",Болгария получила в 1943 по 1944-97 танков Pkmpfw IV G,H,J.В 1945 от 4 Украинский фронт получили 13(другие документы говорят о 15-18) танков "Пантера".
          1. +7
            9 февраля 2021 22:11
            Цитата: komuso
            Не Гитлер а Герман Геринг.

            Агентство Рейтер со ссылкой на байки в местных СМИ утверждает, что именно Гитлер
          2. +5
            9 февраля 2021 22:25
            Цитата: komuso
            По програме "Барбара",Болгария получила в 1943 по 1944-97 танков Pkmpfw IV G,H,J.

            На ВО автор Кузнецов Роман пишет про 61 танк PzKpfw IV

            1. +2
              10 февраля 2021 21:39
              По плане "Барбара" Болгария заказала в Германии 91 Панцер 4.По документам из ЦВИМ София ,первые 3 танка она получила 30 04 1943,потом в 24 05 ешо 11,в 10 07-15,ешо 15 - 1 сентебря+ 15 20 сентебря,в ноебре-снова 15,в январе 1944-11,в феврале-1 и последние 3 в июне 1944.В итоге Болгария получила 88 Панцер 4,оставшие 3 были конфискованы Германии в сентебре 1944 и так и не отправлены.
              1. +4
                10 февраля 2021 22:57
                Цитата: komuso
                В итоге Болгария получила 88 Панцер 4

                Спасибо за информацию.
                Я посчитал, и у меня получилось 89 танков smile
                Я нигде не ошибся?
                1. +3
                  11 февраля 2021 20:14
                  Болгарские Пантеры
                  1. +4
                    11 февраля 2021 21:20
                    Германские танки на болгаро-турецкой границе, которые были использованы в качестве ДОТ-ов.

                    Тогава 75 германски танкове и щурмови оръдия бяха използвани като кутии за кутии на българо-турската граница.

                    Восстановленный танк для продажи на аукционе в мае 2008 года
                    1. +5
                      12 февраля 2021 22:34
                      Не для аукциона,из всех 70+ танков и самоходох с линии "Крали Марко" востановили 4 Pzkpw IV G/H/J
                      3 Stug и один уникальный Jagdpanzer L48(в мире остались только 6 из них).Сейчас все они находятся в Музей Боевой Славе в городе Ямбол(в районе где ранше был Щаб 7МСД)


                      1. +3
                        12 февраля 2021 22:48
                        Цитата: komuso
                        находятся в Музей Боевой Славе

                        Спасибо, нашёл подтверждение.
                        Немски танк уникат от Втората световна война ще потегли от Сливен към Ямбол с руски двигател ЯМЗ.

                        Видео в помощь
                  2. 0
                    12 марта 2021 18:01
                    Также есть информация, что болгары недолго эксплуатировали как минимум одну «пантеру».

                    Болгарские "Пантеры"

                    В начале 1945 года был сформирован танковый батальон с тремя бригадами (две со средними танками и одна с тяжелыми танками), вошедшие в состав 1-й Болгарской армии (часть 3-го Украинского фронта). Все эти машины - трофейная немецкая техника, поставленная СССР. 17 марта 1945 года прибыла первая Пантера. Экипажи 1-го танкового батальона прибыли из Софии в Венгрии 11 апреля 1945 года. Через три дня в Пана Девегер они получили от советских войск свои «Пантеры» - всего 15 танков (включая один, поставленный в марте). Экипажи приступили к тренировкам под руководством советского инструктора. Конец войны наступил до того, как болгарские экипажи завершили свою подготовку и они так и не поступили на действительную службу. В конце мая 1945 года болгарские «Пантеры» были погружены на поезд до Софии и переданы 2-й танковой бригаде. На 1 марта 1946 года 14 действующих и одна «Пантера» нуждалась в ремонте.

                    С 1945 по 1948 год СССР отправил в Болгарию 738 боевых бронированных машин - 398 Т-34/85 и 340 САУ СУ-76М. Дальнейшее использование «15 Пантер» становится бессмысленным. Они были вкопанные на болгарско-турецкой границе в качестве ДОТ-ов, а их двигатели Maybach были сняты. Планировалось установить их на локомотивах, но это не было реализовано.

                    Общее количество "Пантер", доставленных в Болгарию, хорошо известно - 15, включая ранние и поздние Ausf D, Ausf A и Ausf G. Болгарские "Пантеры" окрашивались в стандартный "русский травяной зеленый" перед доставкой болгарам.

                    Болгарский "Пантера" Pz Kpfw. V Ausg.G
        2. -6
          10 февраля 2021 15:31
          Какая какая королева. Вообще то был цар- Борис III. После смерти управляли регенты, а маленький наследник Симеон эмигрировал в Испании. Джованне Савойской - что за имя. Это не болгарское имя- похоже на итальянское- ну да - Итальянская савойская династия
          1. +7
            10 февраля 2021 17:11
            Цитата: Ivan Cholev
            Какая какая королева

            Сказано же: болгарская

            Цитата: Ivan Cholev
            Вообще то был цар- Борис III

            Это его жена

            Цитата: Ivan Cholev
            Это не болгарское имя- похоже на итальянское

            При рождении её звали Джованна. Она дочь короля Италии.
            В замужестве - Иоанна Болгарская.

            Цитата: Ivan Cholev
            ну да - Итальянская савойская династия

            Маладэць! А поискать вначале инфу, прежде чем писать комментарий?
            Религия не позволяет? wink
            1. -4
              10 февраля 2021 21:17
              Тем не менее никакая она не королева. В Болгарии цары как и в России. Жена царя как называется. ХЗ. Точно не королева
              1. +5
                10 февраля 2021 22:38
                Цитата: Ivan Cholev
                В Болгарии цары как и в России. Жена царя как называется.

                Царица - титул жены царя или женщины, которая возглавляет царство самостоятельно.
                Анастасия Романовна была женой царя Ивана Грозного, и была царицей.

                Мариам Сурсувул была женой Симеона I Великого, и была королевой.
                Йоанна Българска была женой короля Бориса III Обединителя, и была королевой.

                Вы не согласны?
                Сейчас главой Савойской династии является Виктор Эммануил Савойский.
                Можете обратиться к нему, и спросить: Йоанна Българска била кралицата или не? wink
              2. +5
                11 февраля 2021 08:58
                Цитата: Ivan Cholev
                Тем не менее никакая она не королева...
                ...Точно не королева

                На болгарской банкноте изображена царица Йоана (водяной знак).
                То есть главный банк страны официально подтвердил её титул.
                Источник: каталог Българска народна банка.
                Будете продолжать отрицать?



              3. -1
                16 февраля 2021 13:43
                Строго говоря, царь выше короля, и правитель Болгарии на царя точно никак не тянет.
    2. +5
      9 февраля 2021 18:29
      Согласен. При правильном подходе - чуть не в каждом крупном городе можно было бы организовать вполне приличный музей бронетехники. Да и не только - самолётов и прочего добра тоже оставалось навалом.. Сейчас бы лазали, смотрели, кого и чем наши деды били. Интересно ж, и молодняку познавательно..

      Я бы вообще списанную бронетехнику отдавал на растерзание на танкодромы, пока хоть как-то ездит. Прикиньте - скажем за 5 штук порулить взаправдашним танком! Мужики бы рыдали от восторга.. А ежели ещё и бабахнуть дадут.. Ну а как совсем доканают - можно и в мартен..
      1. +14
        9 февраля 2021 19:07
        Не знаю, я затаив дыхание ожидаю появление «подобного танкодрома» в Верхней Пышме наращения музея Боевая слава Урала!. Разговоры идут, авось и сложится.
        1. +6
          9 февраля 2021 19:12
          Приветствую Влад! В Тюмени тоже не помешало бы подобный «Музей под открытым небом» разместить! Сибиряки - Точно Заслужили, сколько сделали для Победы техники! А у нас даже нет Торпедного Катера (Комсомолец) - выпускавшегося массово на Тюменском Судостроительном заводе request 165 катеров изготовили!
          1. +10
            9 февраля 2021 19:44
            А у нас есть. Правда макет, но заказан был в Тюмени в 00-х. Так что частичка Вашей гордости есть и у нас. Думаю нам делить нечего Музей боевой славы Урала - это нечто большее, чем Урал или Зауралье, либо Предуралье. По сути с двух пушек в 2005 он вырос в то, чем может гордится вся страна!!! По количеству единиц военной техники с ним мог сравниться только музей в Кубинке, но после того как его и Монино раздербанили в пользу парка Патриот, он крупнейший в России и возможно в Евразии.
            1. +5
              9 февраля 2021 20:37
              он крупнейший в России и возможно в Евразии.
              Здравствуйте, Владислав. "Крупнейший" Вы имеете ввиду по территории?
              1. +8
                9 февраля 2021 20:43
                По количеству экспонатов техники Советского союза и его союзников по антигитлеровской коалиции. Если я не ошибаюсь свыше шести сотен единиц.
                Я понимаю ВикНик, что каждый кулик «своё болото хвалит», но кабы у нас маленькие, а всё-таки горы!!! drinks
                1. +7
                  9 февраля 2021 20:53
                  К сожалению, у меня такого "болота" нет, потому приходится хвалить чужое. Музей УГМК очень достойный, спорить не приходится, но не самый большой в Евразии по количеству военной техники. На сайте музея говорят о пятистах единицах военной техники.
                  В Сомюре около двух тысяч, из них порядка восьмисот в рабочем состоянии, притом все оригинальные, макетов нет.
                  В Bovington Tank Museum только танков более трехсот единиц.
                  1. +6
                    9 февраля 2021 21:25
                    В обоих приведённых Вами примерах Виктор Николаевич существенную долю составляют германская бронетехника и ее сателлитов.
                    Концепция музея в Верхней Пышме подобный подход не признаёт. В целом меня устаревает и первенство в России и Азии! А так Вы правы маленько я загнул.
                    Хотя если честно подобные музеи должны быть на всем постсоветском пространстве. Память она избирательна, но в целом стоит учиться на чужих, чем на своих ошибках.
                    1. +7
                      9 февраля 2021 21:33
                      В обоих приведённых Вами примерах Виктор Николаевич существенную долю составляют германская бронетехника и ее сателлитов.
                      Почему Вы так решили? В том же Bovington Tank Museum танки из тридцати стран мира.
                      А у сателлитов Германии с собственной бронетехникой было напряженно. Там особо то и выставить нечего.
          2. +5
            9 февраля 2021 20:08
            Цитата: Охотовед 2
            Приветствую Влад! В Тюмени тоже не помешало бы подобный «Музей под открытым небом» разместить! Сибиряки - Точно Заслужили, сколько сделали для Победы техники! А у нас даже нет Торпедного Катера (Комсомолец) - выпускавшегося массово на Тюменском Судостроительном заводе request 165 катеров изготовили!

            у вас же недалеко от музея стоят под открытым небом пушки времен войны, одна явно неплохо воевала, вся в осколочных отметинах , на ней даже шкала отката от немецкого орудия стоит.
        2. +9
          9 февраля 2021 19:38
          на болгаро-турецкой границе.
          Точное число таких ДОТов не известно
          в различных источниках говорится, что их могло быть более 150 единиц.
          Автор: Линник Сергей

          hi
          Агентство Reuters приводит такие цифры:
          в 1944 году вдоль границы с Турцией из 75 немецких танков T3 и T4 организовали ДОТы
          в 1970-х годах была добавлена 2-я линия обороны, из 170 советских танков Т-34
        3. +7
          9 февраля 2021 19:41
          Вот блин... прозевал, Друг поправил, Катер - Установили, только вместо Центрального сквера - поставили на «тупиковой» дороге около Завода его выпускавшего request Но и это - Отлично! Обязательно свожу Малышей Своих, прямо Завтра!
          1. +12
            9 февраля 2021 20:31
            Я был в Тюмени в позапрошлом году и не знал! Специально для Алексея и форумчан Сибиряков!

            Нашёл фотографию у себя на телефоне! Музей боевой славы Урала!
            Ниже фотографии из города Тюмени. Ездили туда семьей, понравилось!!!



        4. +2
          15 февраля 2021 09:25
          Цитата: Коте пане Коханка
          я затаив дыхание ожидаю появление «подобного танкодрома» в Верхней Пышме

          hi
          А разве он не создан?
          Распоряжение премьера было в 2018 году.
          У вас хоть полноценный музей имеется.



          А у нас в скверике, между деревьями и бронетехника, и самолёты (
          http://www.visit.md/tour/military-museum/

      2. 0
        15 февраля 2021 16:34
        Тогда, в 45 году, я думаю мужики набабахались за 4 года войны до тошноты. Большая часть конечно.
    3. +12
      9 февраля 2021 21:01
      Цитата: Охотовед 2
      Огромных денег стоят сейчас эти «раритеты»!

      Такие цены только потому, что их осталось так мало. А если б тогда их вместо переплавки поставили на консервацию, то и цена им сейчас была бы на вес, как металлолом.
  2. +8
    9 февраля 2021 18:18
    Интересная статья. Фотографий бы побольше.
    1. +6
      10 февраля 2021 13:14
      Цитата: Pavel57
      Фотографий бы побольше.

      Простите, на 10 "вордовских" листов текста 10 фотографий, неужели мало? what
    2. +6
      10 февраля 2021 14:00
      Цитата: Pavel57
      Фотографий бы побольше.

      Я насчитал в статье 30 фоток.
      Сколько надо, чтобы хватило?
  3. +4
    9 февраля 2021 18:30
    Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.


    Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.
    Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.
  4. +8
    9 февраля 2021 18:37
    Думается что Израильтяне жгли железных недобитков третьего рейха с особым чувством...
  5. +7
    9 февраля 2021 18:52
    В одной из имеющихся у меня книг по истории Т-34 была приведенная в статье сирийская фотография бывших соперников в одном строю на вооружении армии САР. Увы, книга на даче, я дома, не припомню автора. Спасибо за статью, подробно и интересно.
    1. +7
      9 февраля 2021 22:12
      Я помню эту фотографию, коллега, там, между Т-34 и Т- IV затесался британский броневик "Хамбер" и наш БТР-152, прям музей бронетехники, но всё в строю.
    2. +2
      10 февраля 2021 16:28
      Цитата: Гончар
      В одной из имеющихся у меня книг по истории Т-34 была приведенная в статье сирийская фотография бывших соперников в одном строю на вооружении армии САР. Увы, книга на даче

      не беда, автор привёл эту фотографию в статье:


      ))
  6. +12
    9 февраля 2021 19:06
    В7 привет из Аргентины.
    В ЗАБВО в конце 70, начале 80,работали как "трелёвщики" множество бывших танков.
    Были и немецкие.
    Однажды два солдата из стройбата......решили "пободаться".
    Один был на " трелёвщике" из т-34, другой на немецком....вот только не помню какой "немецкий"..... 3? 4?
    На дыбы встали оба.
    В Читинской области я бывал в то время на металлургическом комбинате....не припомню, который..... Там ещё были не переплавленные " Тигры".
    1. В Читинской области был только один передельный металлургический завод - в Петровске-Забайкальском.
  7. -11
    9 февраля 2021 19:10
    Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.

    тупит редактор от ВО
    цытата -и заметка:
    в 06г банкротили родной завод . приехал(в ЦФО) парень из Находки: покупаю станки не ранее 64 г выпуска(-?????????).
    Через неделю рассказал знакомый --китайцы начали модернизацию танковых войск, покупают старые станки -станины отлитые из ранее перплавленных слябов, те из всего хлама трофейного и своего отВОВ.
    к 2015г на парад в Пекине было все готово ----броневая сталь Круппа и НТагила с расплавленными мозгами Гансов и Ваньков( в подбитых танках) встала на защиту Поднебесной
    1. +11
      9 февраля 2021 20:46
      Цитата: антивирус
      Через неделю рассказал знакомый --китайцы начали модернизацию танковых войск, покупают старые станки -станины отлитые из ранее перплавленных слябов, те из всего хлама трофейного и своего отВОВ

      Скорее всего сплетня. станины станков из чугуна льют. Броневая сталь не подходит.
    2. +5
      9 февраля 2021 22:26
      Цитата: антивирус
      броневая сталь Круппа и НТагила

      Броневая сталь от конструкционной углеродистой отличается только легирующими добавками, а они имеют свойство выгорать при переплавке, поэтому легирующие элементы вводят в расплав в четко определенный момент к концу плавки. Так что этим способом китайцы ну никак не могли обзавестись броневой сталью Круппа. А кроме того, станины обычно отливались из чугуна.
      1. -6
        10 февраля 2021 08:54
        болшЫе познания в станкостроении --всё из чугуния. я горд нашим ВПК и военспецами, и ВО-коментами.
        честнее и красивее моих стебаний "10 шт по 1000 00 ВИ" ничегошенки нет на фоне таких --"выгораний" и "станины только из чугуна"
  8. +2
    9 февраля 2021 19:12
    Испанский танк Pz.Kpfw.IV Ausf. Н

    "Карманный рембо" на ВЛД стоящий - умилил) Легче перепрыгнуть, чем обойти
  9. +6
    9 февраля 2021 19:15
    На фото румынских "Пантер" дивизии имени Тудора Владимиреску "Hummel" также виден на спине.!
  10. +19
    9 февраля 2021 19:45
    А где-то непутевые внуки Али-бабы используют Т-34 до сих пор...
    1. +2
      10 февраля 2021 08:44
      Ага, видел такую картинку из Йемена). Но они скорее всего послевоенной чехословацкой сборки.
      1. +9
        11 февраля 2021 18:28
        Цитата: Alex013
        Ага, видел такую картинку из Йемена). Но они скорее всего послевоенной чехословацкой сборки.

        Возможно, не спорю, но ведь ездят...
  11. +13
    9 февраля 2021 19:57

    В дело шло всё. Лето 1953 г. Тягач на базе ленд-лизовского Шермана на строительстве Оренбургской (тогда Чкаловской) детской железной дороги.
    1. +15
      9 февраля 2021 22:17
      Цитата: Авиатор_
      Тягач на базе ленд-лизовского Шермана

      Причем Шерман с "высокой" подвеской.
  12. +6
    9 февраля 2021 20:50
    Очень солидный цикл статей! Автору жирнейший плюс! hi
  13. +11
    9 февраля 2021 21:54
    Франция вроде как
    1. +4
      9 февраля 2021 22:36
      Цитата: BISMARCK94
      Франция вроде как

      Перенести мотор и управление из корпуса танка в поворотную часть крана, да чтоб соответствовало всем нормам безопасности, инженерная задача еще та. Хотя, может быть, для перемещения использовали родные пантеровские органы управления и силовой агрегат, а для крана отдельные. По идее кран с грузом на крюке перемещаться не должен.
      1. +2
        10 февраля 2021 00:39
        Гидронасос работает от родного двигателя, а сверху хоть экскаватор, хоть кран присобачивай с гидроприводом. Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, когда идет строительство или подвешен груз.
        1. +3
          10 февраля 2021 06:00
          Если к родному двиглу пришпандорить гидронасос, то кто и что будет крутить родную трансмиссию? Да и где этот насос разместить? Моторный отсек врядли имеет много свободного пространства.
  14. +6
    9 февраля 2021 22:21
    Спасибо Сергею, всё замечательно как и всегда! good drinks
    1. +5
      10 февраля 2021 13:17
      Цитата: Морской Кот
      Спасибо Сергею, всё замечательно как и всегда! good drinks

      Константин, приветствую! drinks
      Радует, что в очередной раз комментируют люди адекватные. И многие комментарии серьёзно дополняют мою публикацию. Завершающая часть этой сильно затянувшейся песни будет про немецкую артиллерию в РККА.
      1. +6
        10 февраля 2021 14:01
        Добрый день, Сергей! drinks
        А про трофейные корабли от Кригсмарине и итальянцев написать не хотите? Во время войны они, конечно, не использовались, но после неё послужили достаточно, а кое-какие так и просто копировались на наших заводах, я, конечно, субмарины имею в виду.
        Поклон и наилучшие пожелания Вашей супруге. love
        1. +4
          10 февраля 2021 15:49
          Цитата: Морской Кот
          А про трофейные корабли от Кригсмарине и итальянцев написать не хотите? Во время войны они, конечно, не использовались, но после неё послужили достаточно, а кое-какие так и просто копировались на наших заводах, я, конечно, субмарины имею в виду.

          Спасибо за идею! drinks Если начинать с авианосца "Граф Цеппелин" и линкора "Джулио Чезаре", а в последствии дойти до трофейных ПЛ, БДК и "шнельботов" - получится цикл как бы не больше этого. Скорей всего, в последствии займусь, но в ближайшей перспективе сменю тему. Зацикливаться на трофеях не хочу. Откровенно говоря, сам немного устал. Да и обещания данные читателям надо выполнять. Меня не так давно упрекнули, что нет давно обещанной статьи про ПВО Японии.
          Цитата: Морской Кот
          Поклон и наилучшие пожелания Вашей супруге.

          Спасибо! Оля, тоже кланяется! smile
          1. +4
            10 февраля 2021 16:01
            Там про одни подводные лодки с двигателями Вальтера много чего написать можно, у нас лодки собственной постройки с этим двигателем "зажигалками" звали. Слышал, после ряда аварий, их загнали на Ладогу, где они благополучно от старости и скончались. laughing
            Жду про "настоящих японских полковников, что служат там в ПВО". drinks
            1. +8
              10 февраля 2021 16:34
              Цитата: Морской Кот
              Жду про "настоящих японских полковников, что служат там в ПВО".

              Вообще, по хорошему, стоит начать с объектовой японской ПВО ВМ. Незадолго до капитуляции Японии, в районе Токио 150-мм зенитки Тип 5 сбили два американских В-29 считавшихся неуязвимыми. Сейчас об этом мало кто помнит.
              Без сомнения, в написании цикла о ПВО Японии примут самое деятельное участие мои соавторы, которые сейчас за мной внимательно наблюдают.
              1. +7
                10 февраля 2021 16:45
                ... в районе Токио 150-мм зенитки Тип 5 сбили два американских В-29

                Про сбитые "Крепости" слышу впервые, они что с бреющего бомбили?
                А это наш, не "соавтор", а известный всей деревне бандит местных мест, с соответствующей кличкой -- Лаки Лучано. smile
                1. +5
                  10 февраля 2021 16:49
                  Цитата: Морской Кот
                  Про сбитые "Крепости" слышу впервые, они что с бреющего бомбили?

                  Нет, с высоты недоступной для других японски зениток. Японцам незадолго до капитуляции удалось выпустить несколько весьма совершенных 150-мм орудий Тип 3 с радиолокационным наведением и системой управления огнём.
                  Цитата: Морской Кот
                  А это наш, не "соавтор", а известный всей деревне бандит местных мест, с соответствующей кличкой -- Лаки Лучано.

                  Шикарный зверь! good Только после него наверное "шерсть как приправа", в том смысле, что её много и она везде?
                  1. +5
                    10 февраля 2021 17:06
                    Как ни странно, с шерстью проблем нет, почему-то вся оседает на пол, или прилипает к седалищу стула. А по столам он не лазит, в кухню во время еды не заходит и ничего не выпрашивает. Долго жил дикарём на окрестной помойке, пока я его не приманил колбаской копчёной, так что канючить и скандалить он не приучен, зато как, гадюка, дерётся! good
  15. +13
    9 февраля 2021 22:31
    Дважды (!) затрофеенная "Четвёрка", не каждому танку так "везёт". laughing
    (Бронетанковый музей в Латруне, Израиль.)
    1. +7
      9 февраля 2021 23:25
      Цитата: Морской Кот
      Дважды (!) затрофеенная "Четвёрка",

      В годы ВОВ хватало таких, причём, "из рук в руки" и обратно. Но, конечно же, в более узких временных рамках. Правда, отдельно следует выделить Су-76И, "тройку", переделанную нашими в САУ - были случаи, когда сей девайс уже после "реинкарнации" оказывался захвачен фрицами.
    2. +1
      18 февраля 2021 18:37
      это музейный. а вообще в ИЗраиле на Голанах или рядом есть как минимум еще три четверки, и один штуг по полям. вроде как есть еще, но пока больше не нашел
  16. +6
    10 февраля 2021 01:26
    Откровенно порадовала не только сама статья, но и на редкость интересные и содержательные комментарии к ней! good
  17. +3
    10 февраля 2021 08:42
    Статья шикарная, как и весь цикл. Кстати четверки воевали и в 90-е годы в Югославии.
    1. +7
      10 февраля 2021 13:20
      Цитата: Alex013
      Статья шикарная, как и весь цикл.

      Спасибо за добрые слова. hi
      Цитата: Alex013
      Кстати четверки воевали и в 90-е годы в Югославии.

      Тридцатьчетвёрки, точно воевали. А вот документальных подтверждений участия Pz.Kpfw IV в боевых действиях на руинах Югославии мне найти не удалось. request
      1. +2
        11 февраля 2021 19:20
        Цитата: Bongo
        Тридцатьчетвёрки, точно воевали.


        hi
        Нашёл несколько фото + видео Т-34 во время войны в Югославии.

        Подбитый танк Т-34-85 в Карловаце, 1991 год


        Сербский Т-34-85, поврежденный в ходе столкновения на территории Хорватии, 1991 год


        Хорватская «тридцатьчетверка»


        Т-34-85 боснийских сербов в районе Добоя, 1996 год.


        Сербский Т-34-85 рядом с британским ОБТ Challenger 1995 год

    2. +2
      10 февраля 2021 17:09
      Цитата: Alex013
      Кстати четверки воевали и в 90-е годы в Югославии.

      Очень сомнительно. Есть свидетельства?
  18. 0
    10 февраля 2021 15:45
    По-моему, это ЯП-4 л/48, а не штуг-3
    1. +1
      10 февраля 2021 15:57
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      По-моему, это ЯП-4 л/48, а не штуг-3

      Что это за зверь ЯП-4 л/48 ? what
      Машина в оригинале явно не такое обозначение имела.
      1. 0
        10 февраля 2021 16:08
        Цитата: Bongo
        Что это за зверь ЯП-4 л/48 ?

        Фомаговский Jagdpanzer IV L/48
        1. +1
          10 февраля 2021 16:16
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Фомаговский Jagdpanzer IV L/48


          Прошу прощения, но вы наверное не слишком внимательно данную публикацию читали.
          1. +1
            10 февраля 2021 16:41
            Цитата: Bongo
            но вы наверное не слишком внимательно данную публикацию читали.

            А это тут при чём? Я писал выше, что сомневаюсь в корректности подписи к этому фото.

            И не более.
            1. +4
              10 февраля 2021 16:44
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              И не более

              Вы правы. yes
              Уведомление с просьбой исправить ошибку я уже отправил.
    2. +1
      10 февраля 2021 16:36
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      По-моему, это ЯП-4 л/48, а не штуг-3

      Очень долго не могу найти на Голанах эту самоходку и т4, другой техники там много
  19. +1
    10 февраля 2021 15:56
    Извините, автор, не увидел сирийский хуммель (Sd.Kfz. 165)
    Пять штук были поставлены в 50-х вместе с ЯП-4 из Франции.


    И ещё ходят упорные слухи, что египтяне юзали против евреев в 1948-ом трёх бизонов (штурмпанцер 2). Говорят, что это были ДАКовские машины, брошенные в Сахаре и бережно восстановленные арабами. Лично я очень сомневаюсь)

    1. +2
      10 февраля 2021 16:08
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Извините, автор, не увидел сирийский хуммель (Sd.Kfz. 165)
      Пять штук были поставлены в 50-х вместе с ЯП-4 из Франции.

      Ничего страшного, но давайте придерживаться общепринятых обозначений. Я возможно не великий знаток бронетехники и не знаю, что такое ЯП-4. request
      Что касается САУ StuG.III, то чехи поставляли эти машины под обозначением SD 75-40N.

      Снимок с парада в Дамаске, 1956 год.
      1. +1
        10 февраля 2021 16:14
        Я не спорил, что штуги поставлялись арабам. Я лишь усомнился в корректности подписи под приведённым фото. На нём явно не ШтуГ-3, а ЯгдПанцер 4.
        Ах да, пардон - не StuG III, а JagdPanzer IV.
        1. +3
          10 февраля 2021 16:19
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Я не спорил, что штуги поставлялись арабам. Я лишь усомнился в корректности подписи под приведённым фото.

          Вынужден признать, что вы правы. feel
  20. +2
    10 февраля 2021 17:04
    Весной 1955 года был заключен контракт с Чехословакией на поставку 45 единиц Pz.Kpfw IV.


    Чехи потребовали оплату в фунтах. Каждая "четвёрка" обошлась арабам в 4500 фунтов стерлингов.
    В нынешних ценах - это порядка 86К фунтов или где-то 115К долларов.
  21. +2
    10 февраля 2021 17:44
    Спасибо автору за интереснейшую статью и отдельное спасибо за фотографии ! Внимательно слежу за циклом статей автора , жду продолжения ) Довелось в Пароле (Финляндия) лицезреть и Штуги и Pz 4 )
  22. 0
    11 февраля 2021 14:37
    Бабка рассказывала что у них на жд (Московская область) до конца 50-х немецкие танки без башен использовались как спецтехника. Говорила что это были Пантеры, но я думаю она ошибалась скорее это были т4.
  23. +2
    12 февраля 2021 05:14
    Спасибо, Сергей, интересная тема, жду продолжения.
    Вполне логично, что немецкие танки после войны не ушли на чермет, а использовались всеми подряд. Но не знал, что французы воорудались ими и после войны, я думал с 45го это всё ушло под нож, а в войска пошли американские.
    Из всего увиденного веселее всех выглядят четвёрки расписаные арабской вязью, будто сюрреалищм какой-то, будто гость из другой вселенной
  24. 0
    18 февраля 2021 14:01
    Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.


    В 70-х годах, пацаны постарше рассказывали, что на ЧМК (Челябинский металлургический комбинат), стоят старые немецкие танки, складированные под переплавку. Пацаны в них лазили, хоть их гоняли охранники
    Откуда и какие танки - мне по малолетству не было известно.
  25. 0
    18 февраля 2021 23:50
    Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II» в Швеции
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    24 апреля 2023 16:54
    Получается так, что немецкие четвёрки и пантеры после 2 мировой войны разошлись по всему миру

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»