Странные гости на палубах авианосцев

Странные гости на палубах авианосцев


Двухуровневая охраняемая парковка площадью 25 000 кв. м. Освещение, заправочные колонки, сжатый воздух, азот – в наличии вся необходимая инфраструктура! 4 вертикальных подъемника грузоподъемностью 49 тонн. Имеется сплинклерная и пенная системы пожаротушения с развитой сетью датчиков задымления. Надежная система охраны – два зенитно-ракетных комплекса «Sea Sparrow» (восьмизарядная установка Мк-29, эффективная дальность стрельбы – 30 км), два зенитно-ракетных комплекса ближнего боя RIM-116 «Rolling Airframe Missle» (21 готовых к пуску ЗУР, эффективная дальность стрельбы – 9 км). Парковка может быть в самые сжатые сроки доставлена в любой район Мирового океана. Стоимость элитного объекта - $5 миллиардов.







Примерно так можно описать паранормальные события 10 января 2012 года. В Тихом океане шел ударный авианосец ВМС США, полетная палуба которого была битком забита легковыми автомобилями различных марок.

Неужели бравым американским морякам настолько не хватает денежного довольствия, что они вынуждены пригонять на заказ поддержанные авто из Японии? Или это некий коварный замысел, чтобы ошеломить и сбить с толку противника? Возможно Голливуд снимает очередную серию фильма «Трансформеры»?

Увы, все оказалось весьма банально. Многоцелевой атомный авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76) переводился из основной базы (Военно-морская база Сан-Диего, шт. Калифорния) на верфь Пьюджет Саунд (г. Бремертон, шт. Вашингтон) для прохождения первого в своей карьере планового ремонта и замены активной зоны реакторов. Процедура длительная, может занять больше года. С «Рейгана» сняли всю авиационную технику, 2480 человек авиаперсонала сошли на берег в Сан-Диего, а экипаж авианосца (3200 моряков) был вынужден проследовать со своим кораблем к новому месту несения службы.

Так как делать морячкам будет в общем-то нечего, командование Военно-морских сил разрешило взять с собой их любимые игрушки (тем более в г. Бремертон через некоторое время приедут семьи моряков). Пентагон, конечно, богат, но платить сторонним фирмам за перегон автомобилей через всю страну наотрез отказался. Действительно, зачем нужны сотни трейлеров, если в наличии имеется такая "Баржа". Командование ВМС задумалось и махнуло рукой – «Загоняйте!». Моряки со смехом крепили швартовыми цепями к палубам корабля сотни своих пикапов и седанов. Результат получился настолько зрелищным, что Пентагон добровольно предоставил прессе эти, порочащие честь флота, фотографии. С другой стороны, командование проявило заботу о людях, найдя быстрое решение бытовой проблемы.

Конечно, нечто подобное на кораблях ВМФ России нельзя представить себе в принципе. Бывало, конечно – эвакуация населения, спасение художественных ценностей из горящего Севастополя…но чтобы в мирное время использовать корабли по нецелевому назначению – для размещения имущества личного состава в столь огромных количествах… Это совершенно невозможно. Режимный объект, секретность – к Североморску не подпускают родственников и друзей ближе чем на 30 километров, не говоря уже о том, чтобы поднять на борт свой личный автомобиль. Но, справедливости ради, нужно отметить, что российская военно-транспортная авиация регулярно использовалась для доставки семей военнослужащих в Таджикистан и обратно (был свидетелем лично, рейсы Ил-76 из аэропорта Шереметьево, середина 90-х). Но это уже совсем другая история.

Монстры на палубе

В начале 60-х годов перед ВМС США встала очередная проблема: для обеспечения эффективной работы авианосцев и палубной авиации потребовался палубный военно-транспортный самолет с большой полезной нагрузкой и просторным грузовым отсеком. В то время в палубных транспортных скадрильях использовались самолеты C-1 «Trader» с полезной нагрузкой 3800 кг и местами для девяти пассажиров. «Трейдеры» быстро и надежно доставляли с берега срочные грузы и оборудование, обеспечивали авианосцы запасными частями для самолетов, выполняли экстренные вылеты по эвакуации на берег раненых и заболевших моряков. Но с появлением тяжелых авианосцев типов "Форрестол" и «Китти Хок», а также еще более крупного атомного авианосца «Энтерпрайз» с 90 самолетами на борту, возможности «Трейдеров» были исчерпаны. Громоздкие и тяжелые турбореактивные авиационные двигатели не помещались в небольшой грузовой отсек C-1 целиком, и их приходилось разбирать. А 3800 кг полезной нагрузки казалось недопустимо мало для нужд огромного авианосца.



В этот момент командованию ВМС пришла фантастическая идея использовать в качестве транспортного средства тяжелый четырехмоторный самолет C-130 «Геркулес». Машина этого типа была хорошо знакома на флоте – еще в 1957 году в авиации Корпуса Морской Пехоты проходили испытания два «Геркулеса»: исследовалась возможность их применения в качестве воздушных заправщиков для самолетов КМП. Очевидно, испытания прошли успешно, т.к. в 1959 году Военно-морские силы заказали 46 самолетов-заправщиков базовой авиации под обозначением KC-130. В грузовом отсеке разместили топливный бак емкостью 13 620 л, из которого топливо подавалось на два подвешенных под крылом заправочных узла системы "шланг-конус". Воздушный танкер мог одновременно обслуживать два истребителя, стыковка происходила на скорости до 570 км/ч, это позволяло заправлять самолет любого типа, состоящий на вооружении авиации ВМС. Но это предыстория, настоящий экшен будет дальше.




8 октября 1963 года один из заправщиков КС-130 перегнали в Морской испытательный центр на авиабазу Патаксент Ривер. Моряки всерьез планировали посадить неуклюжего монстра на палубу корабля.

Имитации посадки проводились на нарисованный на земле контур авианосца. В ходе подготовительных летных испытаний неожиданно выяснилось, что посадочные характеристики «Геркулеса» в некотором отношении превосходят характеристики обычных палубных самолетов. Более того, «Геркулес» не потребовалось оснащать посадочным гаком (крюком в задней части фюзеляжа, стандартным для всех палубных машин) - достаточно было включить реверс винтов, чтобы остановить тяжелый самолет у края стальной полосы. Но были и свои сложности – летчики палубной авиации никогда не пилотировали тяжелый четырехмоторный самолет, им потребовалось некоторое время для обретения уверенности за штурвалом «Геркулеса».



В ветреный октябрьский день KC-130 взял курс в открытое море, где в 400 милях от Бостона его ожидал авианосец "Форрестол". С полетной палубы убрали все самолеты. Корабль развернулся против ветра, и «Геркулес» начал снижение. Сразу после касания палубы колесами основных стоек шасси летчики дали газ и ушли на второй круг. За несколько дней они совершили 29 таких касаний. Наконец, 22 октября 1963 года летчики непосредственно перед касанием палубы колесами включили реверс винтов - и первая настоящая посадка на палубу состоялась!

Бессмысленные эксперименты окончились через неделю. KC-130 совершил 21 посадку на корабль и столько же удачных взлетов с его палубы без помощи каких-либо трамплинов, катапульт или стартовых пороховых ускорителей (что неудивительно - «Геркулес» имел отменные пилотажные качества и высокую тяговооруженность). Постепенно полетную массу самолета довели до 54,4 тонн.

Для сравнения: один из самых тяжелых палубных самолетов – двухместный реактивный перехватчик F-14 «Томкэт» имел взлетную массу 33 тонны. Примерно столько же весил палубный бомбардировщик А-3 «Скайуорриор» (31 тонна), легендарный «Виджилэнт» имел еще меньшую взлетную массу – 28 тонн. Взлетная масса современного палубного истребителя-бомбардировщика F/А-18 «Супер Хорнет» обычно не превышает 22 тонн (по расчетам, может доходить до 30).


Lokheed C-130 Hercules


Grumman C-2 Greyhound


Как и предсказывали здравомыслящие специалисты, регулярная эксплуатация такого громоздкого самолета с палубы корабля оказалась невозможной. «Геркулес» имел мало шансов подняться в воздух в безветренную погоду, а подготовка к приему С-130 на палубу ограничивала боеспособность авианосца – требовалось убрать в ангар всю авиатехнику, а приземлившийся транспортник загораживал подход к катапультам и мешал проводить посадочные операции.

В результате, командование ВМС США приняло компромиссный вариант – для доставки крупногабаритных грузов с береговых баз и кораблей комплексного снабжения на авианосец рационально использовать вертолет – в отличии от «Геркулеса», тяжелые SH-3 «Си Кинг» или СН-53 «Си Стэльен» помещаются в подпалубном ангаре и могут перевозить любые нестандартные и крупногабаритные грузы на внешней подвеске. Для быстрой доставки срочных грузов на авианосец было создано новое транспортное средство C-2 «Грейхаунд» - модификация самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Хокай», со снятым оборудованием и антенной РЛС. Грузоподъемность «Грейхаунда» - 4,5 тонны груза или 28 пассажиров. Дальность полета - 2400 километров. На стоянке плоскости крыла поворачиваются назад и складываются вдоль фюзеляжа, что сделало «Грейхаунд» очень компактным палубным самолетом.

Операция «Сэнди»

Тихоокеанский театр военных действий показал, что основной ударной мощью вооруженных сил США является военно-морской флот. Моряки гордились своим величием до тех пор, пока над Хиросимой не вспыхнуло Новое солнце. Ядерное оружие пошатнуло престиж ВМС США – снаряды 406-мм орудий линкоров и сотни палубных торпедоносцев были слабы, как черви перед мощью Стратегической авиации. Ни один из палубных самолетов в 40-е годы не мог сравниться по возможностям с бомбардировщиком сухопутного базирования B-29 «Суперкрепость», более того ни один из палубных самолетов ВМС США даже не мог поднять ядерную бомбу! Какой позор…



Стремясь хоть как-то исправить положение, американские адмиралы решили оснастить авианосцы совсем неадекватным оружием – баллистическими ракетами «Фау-2», захваченными в третьем Рейхе. И это был серьезный козырь: в 40-х годах ВМС США обладали полной монополией в Мировом океане - авианосной группировке не составило бы труда прорваться к побережью любого государства (по статистике 90% населения Земли проживают не дальше чем 500 км от береговой линии морей и океанов), где с палубы авианесущего корабля будет произведен запуск «Фау-2», которую вообще невозможно перехватить. Серьезная боевая система. Разумеется, на практике появилось множество проблем: морская качка осложняла заправку ракеты топливом, возникли большие трудности со стабилизацией «Фау-2» на стартовом столе.

6 сентября 1947 года в «Бермудском треугольнике» с борта идущего полным ходом авианосца «Мидуэй» был произведен запуск «Фау-2». Ракета взлетела под острым углом к горизонту, чуть не снесла надстройку, пролетела 9 километров и благополучно развалилась на три части, которые, кувыркаясь, упали в море.



Идея превращения авианосцев в «тяжелые авианесущие крейсеры» (читатель наверняка понял намек) преследовало американское морское ведомство до начала 60-х годов. 10 модернизированных авианосцев типа «Эссекс» (тип «Орискани») были на полном серьезе вооружены крылатыми ракетами Regulus 1 cо специальными боевыми частями. Для старта использовалась паровые катапульты – ракету укладывали на трехколесную тележку, разгоняли как обычный самолет и … со свистом выбрасывали с палубы в сторону противника. Военных особенно радовал тот факт, что ракета могла получать точное целеуказание от самолетов ДРЛО палубного авиакрыла на всей траектории полета. Но, с появлением баллистических ракет подводного базирования, все эти извращения оказались ни к чему – последние 50 лет американцы отрицают наличие ядерного оружия на палубах своих авианосцев, а сами авианесущие корабли регулярно используются в локальных войнах и для контроля над морскими коммуникациями. В условиях длительного отсутствия Третьей мировой войны авианосцы показали себя как исключительно эффективное средство в многочисленных конфликтах Холодной войны: в отличие от подводных стратегических ракетоносцев, результаты их работы предназначены для ныне живущих, а не для горстки трехногих мутантов, выживших после глобальной ядерной войны.


Советские моряки тоже умеют шутить! Полетная палуба тяжелого авианесущего крейсера "Минск"во время Адмиральского часа. Средиземное море, 1985 год
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти