Военное обозрение

Мультимедийные шлемы пилотов: краткий обзор

17

Управляя современными истребителями, военные летчики испытывают значительные перегрузки. При этом пилоты должны быть крайне внимательными и обладать быстрой реакцией, иначе преимущества в воздушном противостоянии не добиться по объективным причинам.


Чтобы помочь пилотам лучше ориентироваться и быстрее реагировать на постоянно меняющиеся условия современного воздушного боя, оборонная промышленность ряда стран мира приступила к разработке и созданию высокотехнологичных шлемов, которые и по выполняемым функциям, и по внешнему виду в корне отличаются от используемых летчиками последние несколько десятилетий.

Рассмотрим, каких успехов удалось добиться военным инженерам разных стран, создавая мультимедийные шлемы пилотов с элементами дополненной реальности.

Китай


В прошлом году китайская телекомпания CCTV рассказала о новых проекционных мультимедийных шлемах, способных стать частью экипировки военных летчиков НОАК. По информации журналистов КНР, ими уже пользовались пилоты истребителей J-16, относящихся к поколению 4+.

Внешне они совершенно не похожи на шлемы летчиков, пилотирующих J-10. Утверждается, что новая экипировка обладает широкими возможностями. Они оснащены датчиками повышенной чувствительности, способными учитывать наклоны и повороты головы пилота. Пилот видит на дисплее шлема подробную картину происходящего, чтобы быстро и безошибочно принять правильное решение.

Одним из основных преимуществ китайского мультимедийного шлема перед американским является его цена, которая на порядок ниже.

Так как официально Минобороны Китая об этом оборудовании не сообщало, вероятнее всего, они пока не приняты на вооружение, а проходят экспериментальную «обкатку».

США


Как уже упоминалось, американский мультимедийный шлем для пилота истребителя – удовольствие дорогое. Такой шлем оборудован OLED-дисплеем и предназначен для пилотов истребителей F-35.


Изначально он стоил 750 тысяч долларов, но затем удалось снизить стоимость до 400 тысяч. Но при этом выявились недостатки, мешающие летчикам ориентироваться в пространстве. А при слабом освещении считывание информации становилось затруднительным, а то и вовсе невозможным. Помимо этого, при наклонах головы на дисплее появлялось зеленоватое свечение, отвлекавшее пилота от управления.

Производитель установил на свои шлемы 4-летнюю гарантию, по истечении которой их рекомендуется менять на новые.

Британия


Впечатляющих успехов в деле создания мультимедийных шлемов добились в Великобритании. Там разработали шлем Striker II HMD. Он отличается небольшим весом, что позволяет голове и шее пилота не так уставать, позволяя дольше сохранять работоспособность.


Встроенное оборудование помогает пилоту видеть все, что находится за пределами самолета, как если бы он был прозрачным.

Шлем оборудован также системой ночного видения. В нем присутствуют системы объемного звучания и подавления шумов, что позволяет летчику слышать команды и свободно переговариваться с другими пилотами.

Предполагается, что эти шлемы будут изготавливаться индивидуально с учетом формы и размера головы каждого конкретного летчика.


В России также работают над созданием высокотехнологичных шлемов для пилотов новейших Су-57, но о них пока мало что известно, так как они находятся в стадии разработки.

И хотя сегодня такие шлемы все еще кажутся чем-то фантастическим, вполне возможно, что очень скоро и они морально устареют. Может быть, совсем скоро современная авиация будет обладать такими скоростями и маневренностью, что присутствие в кабине человека станет ненужным или даже невозможным. Ведь все равно его организм, какими бы ни были летные костюмы, не сможет выдерживать перегрузок, с которыми техника легко справляется. А бурное развитие беспилотных систем со временем, вероятно, позволит полностью отказаться от пилотируемых истребителей.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/Минобороны Великобритании, https://www.collinsaerospace,com/, https://www.baesystems.com/
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. НДР-791
    НДР-791 8 февраля 2021 13:21
    +6
    И про наших чуть-чуть...
    1. кредо
      кредо 8 февраля 2021 13:29
      +5
      Судя по американскому ценнику и английским опциям на шлеме удовольствие это действительно не из дешёвых, а вместе с современным самолётом, так вообще становится золотым.
    2. Гражданский
      Гражданский 8 февраля 2021 14:46
      +5
      А бурное развитие беспилотных систем со временем, вероятно, позволит полностью отказаться от пилотируемых истребителей.

      Это следующий шаг в авиации, причем неизбежный.
    3. Intruder
      Intruder 8 февраля 2021 19:13
      +2
      И про наших чуть-чуть...

      и про их, немного:
    4. Bad_gr
      Bad_gr 8 февраля 2021 19:14
      +2
      "...Бундесвер заказал новый серийный шлем для пилотов вертолетов..."
  2. Konnick
    Konnick 8 февраля 2021 13:22
    -1
    А почему у этих шлемов не используется система "Head And Neck Support device" , сокращенно HANS — специальное техническое устройство, используемое в автогонках, способствует значительному снижению нагрузки и повреждений шеи при аварии и сильных перегрузках?
    1. Инсургент
      Инсургент 8 февраля 2021 13:54
      +3
      Цитата: Konnick
      А почему у этих шлемов не используется система "Head And Neck Support device" , сокращенно HANS — специальное техническое устройство, используемое в автогонках, способствует значительному снижению нагрузки и повреждений шеи при аварии и сильных перегрузках?

      Сковывает движение головы, из-за чего пилот , этой самой головы в воздушном бою может лишиться.

      Интересный исторический факт периода ВМВ гласит о том, что немецкие лётчики(и не только они) летали с шёлковыми шарфами на шее,дабы предотвращать натирание её...

      Вертеть башкой в "свалке", лётчику приходится здорово yes
      1. yehat2
        yehat2 9 февраля 2021 11:42
        +1
        Цитата: Инсургент
        дабы предотвращать натирание её

        стоячим воротничком формы.
        если форма более эргономична, шарф не требовался.
        1. Инсургент
          Инсургент 9 февраля 2021 11:46
          -1
          Цитата: yehat2
          стоячим воротничком формы.
          если форма более эргономична, шарф не требовался.

          Речь о немецких пилотах-асах и лётчиках других стран . Какие у них, "стоячие воротнички" ?



          Кадр из упоминаемого в видео фильма с Бельмандо.

          1. yehat2
            yehat2 9 февраля 2021 12:16
            +1
            большинство советских пилотов прошли войну без шарфов.
            не факт, что им не требовалось, но часть приспособилась.
            кроме того, сейчас значение догфайта сильно упало и не очень надо головой постоянно крутить.
    2. Эррр
      Эррр 8 февраля 2021 15:51
      +2
      Цитата: Konnick
      А почему у этих шлемов не используется система "Head And Neck Support device"?
      А это потому, что как говаривал Маэстро:
      В бою нельзя быть слепым. Крути головой на 360 градусов. Откроешь варежку - сожрут к чёртовой матери и пеняй на себя. laughing
  3. S.I.D
    S.I.D 8 февраля 2021 14:21
    +3
    Примерно так это выглядит в использовании:
  4. Konnick
    Konnick 8 февраля 2021 15:13
    -3
    Цитата: Инсургент
    Вертеть башкой в "свалке", лётчику приходится здорово

    Этот мультимедийный шлем не для верчения по сторонам, на то он и мультимедийный.
  5. ironic
    ironic 8 февраля 2021 23:22
    0
    Небольшая история Американских шлемов.

    https://merkava.co.il/izrailskie-shlemy-dlya-pilotov-istrebitelej-f-35.html

    https://elbitsystems.com/product/joint-strike-fighter-jsf-f-35-lightning-ii/
    1. stone
      stone 9 февраля 2021 10:16
      0
      То есть не такие уж они и американские? wink
      1. ironic
        ironic 9 февраля 2021 13:01
        -1
        Ну судите сами....
  6. Ка-52
    Ка-52 9 февраля 2021 05:36
    +5
    . Зачем размещать подобные выжимки, которыми забит интернет? Даже на "краткий обзор" не тянет negative