Военное обозрение

«Теоретически можно не пилотировать»: Су-57 получил максимально автоматизированную кабину

65
«Теоретически можно не пилотировать»: Су-57 получил максимально автоматизированную кабину

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 получил кабину с максимальной степенью автоматизации процессов. Об этом говорится в журнале Объединенной авиастроительной корпорации "Новые горизонты".


Как пишет издание, на истребителе Су-57 максимально автоматизирован процесс пилотирования и боевого применения. Благодаря этому удалось создать одноместный многоцелевой истребитель, а не двухместную версию, где управление вооружением возлагается на второго пилота.

Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован

- рассказал начальник отдела кабин ОКБ Сухого Никита Дорофеев.

По его словам, автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения. Установленная на самолет система интеллектуальной поддержки помогает летчику выполнять боевые задачи. Подчеркивается, что делает это она не только на основе текущей обстановки, но и с учетом прогноза ее развития.

Ранее сообщалось, что Су-57 может получить двухместную версию, такой вариант рассматривается в интересах иностранного заказчика. Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. poquello
    poquello 8 февраля 2021 16:36
    -12
    Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.

    туристов с курсантами катать
    1. Храмов
      Храмов 8 февраля 2021 16:45
      -1
      Именно так. К курсанту подсаживать туриста. good laughing
    2. petroff
      petroff 8 февраля 2021 17:57
      0
      Нет, для инструктора и курсанта.
      1. Starover_Z
        Starover_Z 8 февраля 2021 18:09
        -1
        Цитата: petroff
        Нет, для инструктора и курсанта.

        Ранее сообщалось, что Су-57 может получить двухместную версию, такой вариант рассматривается в интересах иностранного заказчика. Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.

        Ага, уже создавался максимально автоматизированный одноместный боевой вертолёт КА-50 "Чёрная Акула" и где он ?!
        Раз есть возможность создания 2-х местного истребителя, то его в МО и затребуют.
        1. Sevastiec
          Sevastiec 9 февраля 2021 05:48
          +3
          Ка-50, создавался 40 лет назад. Думаете, за почти полвека прогресс не шагнул вперёд? При том, что и Акула, вполне себе летала и воевала.
      2. poquello
        poquello 8 февраля 2021 19:10
        0
        Цитата: petroff
        Нет, для инструктора и курсанта.

        нафига этому самолёту инструктор? пять кнопок показывать?
        1. hirurg
          hirurg 8 февраля 2021 20:54
          +4
          Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован
          То есть заниматься выбором целей для уничтожения в первую очередь.
          Но это только если тебя самого не атаковали.
          Но больше всего меня коробит слово ТЕОРЕТИЧЕСКИ. Оно перечеркивает ВСЕ.
          Теоретически, я влегкую дяде Васе печень поменяю. А вот практически начинаются проблемы.
          1. Ка-52
            Ка-52 9 февраля 2021 04:57
            +5
            Теоретически, я влегкую дяде Васе печень поменяю. А вот практически начинаются проблемы.

            что вы суету поднимаете? Системы пилотирования в автоматическом режиме на аэробусах вас почему то не удивляют, а тут надо же - ор сразу. Современное ПО ИУС сейчас берет на себя достаточно большой объем обработки информации и контроль элементов управления боевым ЛА.
        2. petroff
          petroff 10 февраля 2021 09:54
          0
          Инструктор нужен не самолёту, а курсанту
          1. poquello
            poquello 10 февраля 2021 15:37
            0
            Цитата: petroff
            Инструктор нужен не самолёту, а курсанту

            че вы такой упёртый? это автоматизированная система, второе место ей как корове седло, случай такой необходимости очень специфический
            1. petroff
              petroff 10 февраля 2021 21:19
              0
              Не ей, а инструктору и курсанту. В случае чего, инструктор должен взять управление на себя. Вы лётчик!?
              1. poquello
                poquello 10 февраля 2021 22:07
                0
                Цитата: petroff
                Не ей, а инструктору и курсанту. В случае чего, инструктор должен взять управление на себя. Вы лётчик!?

                ) нет, я автоматчик
    3. Runoway
      Runoway 8 февраля 2021 23:24
      -4
      туристов с курсантами катать

      Как минимум для Яснасолнышка, он любит на всём покататься
  2. Гуру
    Гуру 8 февраля 2021 16:37
    +5
    автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

    Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.
    1. кредо
      кредо 8 февраля 2021 16:42
      +7
      Цитата: Гуру
      автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

      Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.

      Да, это кстати в дополнение к статье о шлемах, учитывая их дороговизну и нашпигованность функциями. Может быть действительно по максимуму использовать функционал самолёта и его радаров, с тем чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины, а за лётчиком только оставить принятие решений и ручноё управление.
      1. dauria
        dauria 8 февраля 2021 17:18
        +5
        чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины


        Интересно другое... Раз уж ЖК дисплей есть , надо бы и камер понаставить . На киль , на консоль крыла . Глянуть на хвост, на брюхо. В самом деле хвост горит и куски отваливаются или терпимо , разнесло вдрызг покрышку или показалось. Места , веса и цены мизер, а польза огромная. Не надо ведомого или РП звать " Глянь, что там "
        1. krot
          krot 8 февраля 2021 17:58
          +5
          Цитата: dauria
          надо бы и камер понаставить

          Думаю вместо камер "Рита" это все сообщит.. И смотреть не нужно.
          1. dauria
            dauria 9 февраля 2021 03:11
            +3
            "Рита" это все сообщит.


            Ну-ну... То ли датчик, то ли весь борт в потёках масла . Она баба интеллигентная, скажет "Аварийный остаток топлива", а вот про то , что шлейф из дыр за тобой уже полчаса тянется скромно промолчит. И не спросишь её " Слышь, клуша, нас над целью что-то зацепило крепко , ты не в курсе ? "
    2. lis-ik
      lis-ik 8 февраля 2021 16:43
      +1
      Цитата: Гуру
      автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

      Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.

      Интересно. а за чей счёт банкет, элементная база неужели отечественная, если да,то тогда я полностью аплодирую задержкам и доведения до ума.
      1. Wedmak
        Wedmak 8 февраля 2021 16:46
        +9
        А там не нужны универсальные Интелы и АМД... Этих у нас не особо, но вот на RISC архитектуре мы не одну собаку съели. Не удивлюсь, если там стоит что-то подобное эльбрусу.
        1. Intruder
          Intruder 8 февраля 2021 16:52
          -5
          но вот на RISC архитектуре мы не одну собаку съели. Не удивлюсь, если там стоит что-то подобное эльбрусу
          может тогда уж VLIW - если про Эльбрусы вспомнили, как именно логическим продолжением идеологии RISC!? Или последние версии ARM, купить у восточных партнеров и не мучить..., ну все поняли, что wink !?
          1. Wedmak
            Wedmak 8 февраля 2021 16:57
            +5
            Я не в курсе, какие процы идут на военные самолеты. Но то, что у нас делают отличнейшие встраиваемые решения знаю. Это и SSD касается, и контроллеров, и узкоспециализированных систем.
        2. Эррр
          Эррр 8 февраля 2021 17:24
          +17
          "Эльбрусов" там не густо, т.е. их там вообще нет, но штука эта, по прозванию БЦВМ архитектуры ИМА БК, весьма примечательная. smile Там унутре начинка в виде четырёх СБИС 1888ТХ018, у каждой из коих по два совсем не слабых ядра PowerPC 470, а т.ж. по четыре ядра NMC3 опять же у каждой. Посмотрите по адресу https://www.module.ru/uploads/products/0032019-4224f2691c.pdf
          1. Гуру
            Гуру 8 февраля 2021 17:37
            +8
            "Эльбрусов" там не густо, т.е. их там вообще нет, но штука эта, по прозванию БЦВМ архитектуры ИМА БК, весьма примечательная. smile Там унутре начинка в виде четырёх СБИС 1888ТХ018, у каждой из коих по два совсем не слабых ядра PowerPC 470, а т.ж. по четыре ядра NMC3 опять же у каждой. Посмотрите по адресу

            Посмотрел -конечно впечатлило, насколько помню в Рапторе стоят 80486 IBM из за чего его с Фу-35 согласовать не могли. А тут практически игровой компьютер.
            8 вычислительных ядер-PowerPC 470S; 16 вычислительных ядер-NeuroMatrix NMC3;
            Более 16 Гбайт ОЗУ с EC; Более 1 Тбайт ППЗУ
            Встроенный графический контроллер с функциями аппаратного ускорения
            Встроенный резервированный коммутатор интерфейса на основе
            Fibre Channel; 12 резервированных двунаправленных каналов Fibre
            Channel на основе профиля реального времени ;5 оптических каналов
            интерфейса передачи видеоинформации ARINC 818-1
            24 канала интерфейса обмена последовательным кодом по ГОСТ
            18977-79 (ARINC 429)
            1. Эррр
              Эррр 8 февраля 2021 17:49
              +6
              Цитата: Гуру
              А тут практически игровой компьютер.
              good
              Видимо ещё и поэтому назвали потенциальные партнёры Су-57 "Уголовником", что противодействие такому интеллекту - уже совсем не игрушки. smile
            2. Intruder
              Intruder 8 февраля 2021 18:19
              -6
              А тут практически игровой компьютер.
              8 вычислительных ядер-PowerPC 470S; 16 вычислительных ядер-NeuroMatrix NMC3;
              Более 16 Гбайт ОЗУ с EC; Более 1 Тбайт ППЗУ
              игровой ли, очень оригинальная помесь, между прочем...:Производительность системы: ЦПУ – 2150 DMIPS и ЦПС – 6,4 GOPs (16 bit), 38.4 GOPs (8 bit), и при том что уже далеко не новая архитектура PowerPC v2.05 тянит лямку, с уже не новой: NMC3 (Разработан в 2013 году по технологии 90 нм КМОП. Содержит два 64-разрядных DSP процессора NeuroMatrix® NMC3 и 32-разрядный RISC-процессор ARM1176-JFZ-S с плавающей точкой. ), то есть одни "паурные" ядра добавили DSP-шными корками, крайне старого тех.процесса, тут два вопроса: 1. Зачем лепить этот "Лего"??? 2. Исходит, из первого п.№1, с добавлением - финансовые вопросы легли ли в проектирование этой "смеси", и плюс с устаревшей технологией, чтобы уйти по-дальше от санкций сегодняшнего дня...
              1. Wedmak
                Wedmak 8 февраля 2021 18:42
                +16
                Вспомните когда начинали разрабатывать ПАК ФА... Первый полет в 2010 году... Военные у нас не особо любят новейшие технологии, они любят надежные. Нет особого смысла делать эти процессоры на 60, 25, 12, 5 нм, если они вылетят дымком от первого же мороза или грозы. Пилот там не в игры играет, придираясь к графике (чтобы травку было видно), ему нужно четкое выполнение задач и команд при весьма не дружелюбной обстановке. Если это железо справляется - отлично. Есть задел на будущее.
                1. Intruder
                  Intruder 8 февраля 2021 19:04
                  -5
                  Пилот там не в игры играет, придираясь к графике (чтобы травку было видно), ему нужно четкое выполнение задач и команд при весьма не дружелюбной обстановке
                  по поводу выполнения боевой не спорю, но и "травку" порой надо однозначно идентифицировать, особенно если это маскировка и прочие скрытые "вещи", так, что "чем лучше - тем дольше живешь" при выполнении задачи... wink
                  Нет особого смысла делать эти процессоры на 60, 25, 12, 5 нм, если они вылетят дымком от первого же мороза или грозы
                  ну, зачем утрировать-то так!??? laughing терморегуляция, экранирование, заземляющие устройства, выравнивание потенциалов и резервирование многократное - наше все...ведь!? winked
                  1. Wedmak
                    Wedmak 8 февраля 2021 19:13
                    +5
                    ну, зачем утрировать-то так!?

                    Почему утрировать... тут проблема другая, чем меньше техпроцесс, тем выше его цена. Причем растет оооочень быстро. На данный момент, чтобы построить завод по выпуску микросхем, скажем, по 22-20 нм техпроцессу, нужно вложить несколько сотен миллионов долларов. Не шучу вообще. Плюс еще такое оборудование не факт что нам продадут. Военным гарантированно не продадут. Самим сделать, это еще миллиард, как бы не больше.
                    Так что тут врывается еще и цена производства, а уж потом
                    терморегуляция, экранирование, заземляющие устройства, выравнивание потенциалов и резерверивание многократное
                    1. Intruder
                      Intruder 8 февраля 2021 19:23
                      +4
                      На данный момент, чтобы построить завод по выпуску микросхем, скажем, по 22-20 нм техпроцессу, нужно вложить несколько сотен миллионов долларов. Не шучу вообще
                      Согласен, просто работал в одном из проектов по созданию производства полупроводниковых материалов, еще 00-х годах в РФ и могу сказать по памяти, когда пытались приобрести ряд документов по FAB- просто документы, пришлось нетривиально использовать "некоторые ресурсы" скажем так, в Германии... wink а когда глянули рабочей командой в доки их, то сразу все желание пропало, там много подводных камней даже на 45 нм., уже всплывают на больших пластинах...!!! А чего говорит, про 20-22 и меньше, но для обывателей и журналистов - это не интересно!?
                2. Гуру
                  Гуру 8 февраля 2021 20:00
                  0
                  Wedmak (Денис)
                  Поддерживаю вас Денис, именно когда существовали Пентиумы 2-3, а Американцы на Рапторы ставили 80486.
                  1. ironic
                    ironic 8 февраля 2021 21:30
                    -1
                    Не ставили они на Рапторы такой процессор.
            3. ironic
              ironic 8 февраля 2021 20:37
              -5
              Т.е. проц западный. Импортозамещение сюда пока не дошло. В F-35 стоит рейд из трех двухпроцессорных модулей PowerPC 6ХХ. Кстати в Рапторе стоял вначале блок из кажется 33 плат под i960MX, а не то что вы написали, потом его тоже на PowerPC стали апгрейдить.
              1. Гуру
                Гуру 9 февраля 2021 08:48
                0
                Не ставили они на Рапторы такой процессор.

                Внимательно почитай.
                https://topwar.ru/21126-problemy-istrebitelya-f-22-raptor-chast-i-ekonomika.html
                1. ironic
                  ironic 9 февраля 2021 13:44
                  0
                  Если ты о упоминании 486-го в статье, то сам прочитай, я таки прав, он не стоял на Рапторах с самого начала. И я ошибся немного, модулей i960MX не 33 а 35.
          2. Wedmak
            Wedmak 8 февраля 2021 18:35
            +1
            Спасибо, интересная информация.
      2. Эль Чувачино
        Эль Чувачино 8 февраля 2021 17:22
        +8
        Цитата: lis-ik
        элементная база неужели отечественная

        Об этом уже неоднократно рассказывалось и показывалось. Своё там всё
      3. Гуру
        Гуру 8 февраля 2021 17:32
        +10
        Интересно. а за чей счёт банкет, элементная база неужели отечественная, если да,то тогда я полностью аплодирую задержкам и доведения до ума.
        Обрадую вас коллега, элементная база уже своя, но делается штучно.
        1. ironic
          ironic 8 февраля 2021 20:42
          -5
          Ой, вы можете сильно разочароваться, если узнаете кто создавал основы кор-логики мощно-писюхам. smile
      4. lis-ik
        lis-ik 8 февраля 2021 17:50
        -12
        Не любят у нас вопросов по существу, даже без сарказма или это озверевшие путиноиды?
  3. Magic Archer
    Magic Archer 8 февраля 2021 16:38
    +2
    Читал как то о том что американцы пожалели о том что отказались от двухместной версии Ф-22.Те же Ф-15 новые модификации будут двухместными. Один управляет самолетом, другой пилот занимается боевыми задачами. Плюс на спарке удобнее обучать молодых летчиков. Тренажер всему не научит. Надеюсь наши создадут двухместную версию Су-57 soldier
  4. Wedmak
    Wedmak 8 февраля 2021 16:38
    +10
    Двухместная версия идеально подошла бы для связки с БПЛА Охотник. Второй пилот мог бы контролировать несколько этих БПЛА, что на порядок повысит возможности.
    1. Intruder
      Intruder 8 февраля 2021 16:56
      +5
      бы для связки с БПЛА Охотник. Второй пилот мог бы контролировать несколько этих БПЛА, что на порядок повысит возможности.
      для этого как-раз идеально (для нескольких этих БПЛА) подошла бы А50У, там и операторов до кучи (в отсеке операторов РТК оборудовали места для отдыха и буфет с бытовым оборудованием...) и оборудования разного можно таскать много для систем управления (хоть воздушный ЦОД делай...)и главное есть уже отработанный носитель, для всего...
      1. Wedmak
        Wedmak 8 февраля 2021 17:00
        +3
        В США прорабатывают такую концепцию кстати. Но не интересовался особо.
        1. Intruder
          Intruder 8 февраля 2021 17:07
          -1
          В США прорабатывают такую концепцию кстати. Но не интересовался особо.
          немного по теме, если коснулись сейчас, в качестве слухов из Штатов, легкий инсайд..,там пока думают использовать, на базах: P8 или C-17 «Глоубмастер» III, как раз для воздушного ЦОДа, с целыми кластерами физических ускорителей, скорее всего для систем с ИИ wink ! Хотя это конечно, выдумки Боинга и распил бюджета военными.., и вообще это воспаленная фантазия... laughing
      2. Эль Чувачино
        Эль Чувачино 8 февраля 2021 17:26
        +2
        Нет. Судя по датчикам, прямое взаимодействие Су-57 и БПЛА рассчитано на довольно близкие расстояния с целью исключения помех и попыток взлома. А50У и подобные ему нельзя держать так близко к ТВД.
        1. Intruder
          Intruder 8 февраля 2021 18:22
          +2
          А50У и подобные ему нельзя держать так близко к ТВД.
          спутниковые группировки с ретрансляцией, вчера придумали видно!??? laughing Зачем держать близко, тем более для А50У, он и дальше уверенно будет телеметрию принимать и передовать.., за дальностью РВВБД и прочего ПВО wink
          1. Эль Чувачино
            Эль Чувачино 8 февраля 2021 21:40
            0
            Я правильно понял, что вы будете точно так же хихикать, когда в условиях отсутствия или подавления сигналов ГЛОНАСС вся эта ваша связка превратится в тыкву? Почитайте про тот же ОСНОД.
            1. Intruder
              Intruder 8 февраля 2021 21:56
              -1
              Почитайте про тот же ОСНОД.
              это вы про российский эквивалент системы Link-16, которую использует НАТО!? wink
    2. Эль Чувачино
      Эль Чувачино 8 февраля 2021 17:27
      -1
      И один может. Контроль БПЛА заключается в выборе летчиком моделей поведения со своими сценариями и алгоритмами.
    3. abc_alex
      abc_alex 9 февраля 2021 02:50
      0
      Цитата: Wedmak
      Двухместная версия идеально подошла бы для связки с БПЛА Охотник. Второй пилот мог бы контролировать несколько этих БПЛА, что на порядок повысит возможности.

      А что там контролировать? БПЛА "видит" цель, хоть через свой радар, хоть через радар ведущего, хоть через оба сразу. Идентификация "свой-чужой" простейшая. Нужно только отдать команду "бей чужих" и синхронизировать распределение целей. Для этого человек не нужен, с этим БЭВМ справится лучше.
      А если БПЛА несколько, то тут никакой оператор не справится с распределением целей. Тем более с контролем.
  5. keeper03
    keeper03 8 февраля 2021 16:39
    0
    Так и должно быть !!! good soldier
  6. Влад5307
    Влад5307 8 февраля 2021 18:14
    +7
    Практически сделан шаг в направлении беспилотного аналога Су-57,а сопряжение с БПЛА Охотник уже отрабатывается в ходе испытаний. Думаю и соответствующий софт для этого разработан\разрабатывается. А это уже такой хор-рощий тандем, да еще целеуказания с ДРЛО если сюда, то получается просто песня. Ну будем смотреть во что это выльется. soldier
  7. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 8 февраля 2021 18:56
    +1
    Товарищи летчики, подскажите, если автомат будет пилотировать а лётчик будет занят ведением боя, не вытрясет ли автоматика душу, из пилота? Ведь перегрузки в этом,, лимузине,, - огромные? Может я не совсем точно задал вопрос, извините, не спец..
    1. Intruder
      Intruder 8 февраля 2021 19:08
      -1
      Товарищи летчики, подскажите, если автомат будет пилотировать а лётчик будет занят ведением боя, не вытрясет ли автоматика душу, из пилота? Ведь перегрузки в этом,, лимузине,, - огромные?
      дык, с пилотом он тихо и смиренно, вестись будет - зачем "дергать ручку"!?Все равно после 6g, пилот поплывет гарантировано..., без разницы какой он из себя супермен... и что утром ел! laughing
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 8 февраля 2021 19:18
        +1
        Нет уж!) с таким автоматом, мы лётчиков не напасёмся.) Он же их всех угробит.
    2. poquello
      poquello 8 февраля 2021 19:20
      +1
      Цитата: Андрей Николаевич
      Товарищи летчики, подскажите, если автомат будет пилотировать а лётчик будет занят ведением боя, не вытрясет ли автоматика душу, из пилота? Ведь перегрузки в этом,, лимузине,, - огромные? Может я не совсем точно задал вопрос, извините, не спец..

      там ппк 9г на 30сек
  8. yfast
    yfast 8 февраля 2021 18:58
    0
    У половины летающих американских самолетов еще есть дисковод.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 8 февраля 2021 19:46
    -2
    И чья же электроника все эти чудеса обеспечивает ?Никакие там санкции внезапно производство самолета не остановят ?
  12. Vlad Pervovich
    Vlad Pervovich 8 февраля 2021 19:55
    0
    Цитата: dauria
    чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины


    Интересно другое... Раз уж ЖК дисплей есть , надо бы и камер понаставить . На киль , на консоль крыла . Глянуть на хвост, на брюхо. В самом деле хвост горит и куски отваливаются или терпимо , разнесло вдрызг покрышку или показалось. Места , веса и цены мизер, а польза огромная. Не надо ведомого или РП звать " Глянь, что там "


    для этого наверное предусмотренны датчики request
  13. Комментарий был удален.
  14. Алексей Зигалов
    Алексей Зигалов 8 февраля 2021 21:57
    0
    Хороший репортаж в духе освоения бюджета. Осенью 2019 года в Китае на выставке авиации они показали и рассказали о перспективной кабине истребителя. Уже десять лет практически все вертолеты опцион
  15. Лексус
    Лексус 8 февраля 2021 23:59
    +1
    При таком темпе серийного производства пилотировать пока ПРАКТИЧЕСКИ и нечего.
  16. казак 471
    казак 471 9 февраля 2021 00:02
    0
    Иностранного заказчика ? С-400 уже продали Ничему не научились ........
  17. Voletsky
    Voletsky 9 февраля 2021 06:32
    -1
    а еще кстати говорили, что штопор для су-57 нормальный и не критический режим полёта... А потом случился -1 как раз с падением в штопор.
  18. iouris
    iouris 9 февраля 2021 13:56
    -1
    А зарплату кто будет получать, "двое из ларца, одинаковых с лица"? Ага!