Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche

39

Опытный RAH-66 в полете


В начале 1996 г. свой первый полет совершил опытный разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche, разработанный компаниями Boeing и Sikorsky. Испытания продолжались несколько лет, и в 2004 г. Пентагон принял решение о закрытии проекта. Получившийся вертолет не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, а также был слишком дорогим и чрезмерно сложным. Одной из причин высокой сложности проекта являлся ряд новых и смелых решений и технологий в разных областях.



Против радиолокаторов


К будущему RAH-66, разрабатывавшемуся в рамках программы Light Helicopter Experimental (LHX), предъявлялись особые требования по заметности. Разведывательно-ударная машина должна была буквально висеть над полем боя – с понятными рисками. Поэтому следовало одновременно уменьшить радиолокационную, инфракрасную и акустическую заметность.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche

"Команч" и "Апач" в воздухе

Планер для RAH-66 проектировался с применением всех доступных технологий и наработок. Он получил характерную угловатую форму, образованную плоскими и изогнутыми панелями, а также скругленными гранями. Обшивку планера выполнили из композитов с минимальным коэффициентом отражения. Кроме того, использовалось специальное покрытие с функцией поглощения радиоволн.

Серьезной проблемой в контексте малозаметности стали несущий и рулевой винт. Втулку несущей системы закрыли композитными обтекателями, а лопасти построили с минимальным количеством металла и со всеми необходимыми покрытиями. Эти меры позволили резко сократить отражения от несущего винта, хотя и не исключили их. Рулевой винт получил композитные лопасти и был размещен в кольцевом канале. Это исключило его облучение с передних углов, а также сократило отражения сигнала сбоку.


Очевидные преимущества малозаметности: вертолет найдет противника раньше, чем обнаружит себя

«Команч» отличался минимальным числом выступающих деталей. Так, носовая пушечная установка могла разворачиваться назад вдоль фюзеляжа и убирать ствол в закрытую нишу. Подвесное вооружение разместили на крыльях, убираемых в бортовые грузоотсеки фюзеляжа. Предусматривалась и открытая перевозка оружия с ростом нагрузки и с увеличением заметности.

Компании-разработчики сообщали, что все эти меры позволили довести заметность вертолета до возможного минимума. В зависимости от разных факторов, ЭПР вертолета RAH-66 была в 250-360 раз ниже, чем у строевого AH-64 Apache. Более того, вертолет по ЭПР сравнивали с ракетой AGM-114. Впрочем, точные цифры до сих пор не раскрывались.

Инфракрасная незаметность


Были приняты меры по сокращению заметности в инфракрасном диапазоне. Так, покрытие планера не только поглощало радиоволны, но и имело функции теплоизолятора. Это не позволяло теплу от внутренних агрегатов нагревать обшивку и демаскировать вертолет. Кроме того, пришлось создать оригинальную систему внутренних агрегатов, снижающую выбросы тепла наружу.


Применение композитов в конструкции фюзеляжа

Вертолет RAH-66 оснащался двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1563 л.с. При максимальном взлетном весе 5,6 т это позволяло получить высокие летно-технические характеристики. Кроме того, достигались и иные преимущества. В частности, силовая установка вертолета Comanche производила меньше горячих газов, чем более мощные моторы Apache.

Горячие газы от двигателей поступали в специально разработанное охлаждающее устройство, помещенное в хвостовой балке. Они охлаждались за счет забираемого забортного воздуха и выбрасывались в заднюю полусферу. Применение такого охлаждения позволило более полно использовать внутренние объемы планера, а также исключить необходимость установки бортовых экранирующих выхлопных устройств.


Выдвижная установка вооружений правого борта

За счет всех этих мер удалось в разы сократить тепловое излучение от вертолета и его выхлопа. По открытым данным, заметность в инфракрасном диапазоне сокращалась до 4 раз.

Снижение шума


Летящий вертолет производит шум, демаскирующий его на большой дистанции. Этот шум складывается из гула работающих турбовальных двигателей и звука воздушных винтов. В проекте RAH-66 были приняты меры по сокращению акустической заметности в полете.


Выхлопной канал системы охлаждения газов

Вопросы шума решались за счет оптимизации конструкции воздушных винтов. Несущая система под названием Pentaflex получила оригинальную втулку и особую конструкцию лопасти. Их разработали с учетом улучшения аэродинамики, уменьшения различных вихрей и, следовательно, сокращения шума – без потерь в прочности. Также имелась возможность снижения оборотов винта для сокращения шума. Схожие идеи реализовали на рулевом винте.

Боевые возможности


По требованию заказчика, вертолет LHX / RAH-66 должен был решать несколько основных задач. Планировалось создать вертолет с возможностью оптической и радиотехнической разведки, а также способный наносить удары по наземным целям и поражать летательные аппараты. Все это потребовало использовать ряд новых решений.


Лопасть несущего винта

RAH-66 получил принципиально новый прицельно-навигационный комплекс с развитыми вычислительными средствами, «стеклянной кабиной» и нашлемной системой индикации. Предусматривалась интеграция в перспективные сетецентрические контуры управления войсками. В перспективе вертолет мог получить РЛС с надвтулочной антенной.

Для поражения наземных целей планировалось использовать управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, до 6 ед. на двух выдвижных установках. Также предлагалось использовать ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger – до 12 ед. При необходимости можно было комбинировать боеприпасы. Предполагалось расширение номенклатуры за счет других вооружений, в т.ч. иностранных. Были разработаны съемные внешние крылья с одной точкой подвеской на каждом, что позволяло увеличить боекомплект или добавить подвесные баки.


Рулевой винт оригинальной конструкции

Цена прорыва


С точки зрения технических решений, технологий и т.д. проект Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche представлял и представляет большой интерес. Испытания показали, что вертолет вполне способен справляться с предполагаемыми задачами и показывать весьма высокие результаты – требовалось лишь завершить доводку.

Однако проект оказался слишком смелым и чрезмерно прогрессивным, что привело к ряду характерных проблем. В первую очередь, Пентагон и авиастроители столкнулись с затягиванием работ. Программу LHX запустили еще в 1982 г., а опытный RAH-66 подняли в воздух только в 1996-м. На исследовательские и проектные работы, а также на подготовку и строительство прототипа ушло почти 14 лет. Испытания и доводка продолжались до 2004 г., и за это время не удалось решить все поставленные задачи. Таким образом, начало эксплуатации сдвигалось, как минимум, на вторую половину двухтысячных годов.


Варианты боевой нагрузки с дополнительными внешними плоскостями

Проект RAH-66 основывался на опыте разработки другой вертолетной техники, но предусматривал широкое использование совершенно новых идей и материалов. Часть новых технологий и агрегатов пришлось разрабатывать заново, на что требовались время и деньги. К моменту завершения работ на проект успели потратить ок. 7 млрд долл., а на серийное производство техники в желаемых количествах требовалось не менее 35-40 миллиардов.

Таким образом, программа LHX и ее результат в виде RAH-66, несмотря на все преимущества и передовые разработки, оказались слишком смелыми для своего времени и слишком дорогими. Продолжение проекта и немедленное использование новых технологий на практике посчитали нецелесообразным.


Шлем пилота RAH-66

Дорогой задел на будущее


Следует отметить, что наработки по проекту RAH-66, стоившие миллиарды долларов, похоже, не пропали впустую. Прямо сейчас в США идет программа Future Vertical Lift (FVL), целью которой является создание новых вертолетов разного назначения. В конструкции демонстрируемых образцов заметно влияние «Команча» – учитываются вопросы заметности, используются передовые разработки в области авионики и т.д.

Ожидается, что вертолеты программы FVL пойдут в серию на рубеже двадцатых-тридцатых годов и затем заменят сразу несколько образцов, состоящих на вооружении. Таким образом, провальный проект прошлого может повлиять на будущее. Конечно, если не возникнут новые затруднения, как это было в прошлом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    10 февраля 2021
    В чем провал-то? Вертолёт был создан, заявленным требованиям отвечал. Дорогой? Ну какое ТЗ, такая и цена. Наработки по команч позволили самим военным понять что им нужно, а технологии легли в основу других машин. Например стелс Чёрный Ястреб.
    1. +3
      10 февраля 2021
      Согласен! Похоже его "сбили" уже в Пентагоне...
      1. +9
        10 февраля 2021
        Он оказался не нужен. Все очень банально.

        После окончания Холодной войны исчезла необходимость сражаться с равным соперником, а для текущих противников и имевшихся образцов было достаточно.

        Дорого и ненужно... А теперь наработки пригодятся, если задаться целью.
        У нас тоже много интересных наработок, которые сейчас применяются, и выдаются за принципиально новые изобретения.
        1. +4
          11 февраля 2021
          Цитата: RealPilot
          Дорого и ненужно

          дело в том, что и эксплуатация апачей тоже весьма не дешевая.
          мне кажется, американцы зря не продолжили программу.
          Думаю, если бы они прагматично подошли к производству, как сделали с ф-16 и ф-35, то получили бы нормальные результаты.
          Кроме того, отсутствие команчей вынудило больше инвестировать в БПЛА.
    2. +4
      10 февраля 2021
      Стелс черный ястреб. Интересно эта машина вообще производилась и в каких подразделениях служит. Правда интересно.
      1. -2
        10 февраля 2021
        Служит в самых секретных, его использовали при убийстве Усама бен Ладена.
        Статья про этот вертолёт:
        https://topwar.ru/174178-priotkryvaja-zanaves-tajny-stels-vertolety-na-sluzhbe-ssha.html
      2. +1
        10 февраля 2021
        Информации по машине, изображённой на фото из комментария OgnennyiKotik, крайне мало. Помимо статьи на ВО от 17 августа 2020 года (https://topwar.ru/174178-priotkryvaja-zanaves-tajny-stels-vertolety-na-sluzhbe-ssha.html), о коей повествовал вышеупомянутый камрад, мне попалась только одна по адресу https://naked-science.ru/article/tech/predstavlena-fotografiya-sekretnogo-amerikanskogo-stels
    3. +1
      10 февраля 2021
      Провал в том, что "лучше один раз сделать вовремя, чем два раза правильно". Вовремя не успели, а когда сделали - он уже нафиг не нужен был, ибо прорывным был только для раннего периода разработок. А к моменту, когда доделали, уже другие условия были на поле боя, и беспилотники делали этот вертолет, как стоячего - это уже была архаика.
      Ну, короче, как всегда - плюхнули проект, польстившись на рекламу. Впарили пентагону, навесив лапши на уши. Им еще повезло, что мало потеряли - всего 9,8 млрд, кажется? А то сейчас бы пришлось сказки сочинять, как про Ф-35, про это не провал, а прорыв, и деньги не выкинуты на ветер)))
      1. +4
        10 февраля 2021
        Это уже в последствии беспилотники отобрали хлеб у штурмовиков и боевых вертолетов. На время 90-00х, они были малопригодны для масштабных боевых операций.
        Проблема "Команча" изначально неадекватном техзадании из-за чего машина не получила существенных преимуществ в сравнении со значительно более дешевыми и уже серийными аналогами.
        Технологии снижения тепловой и звуко-маскировки впоследствии были внедрены на пресловутом "Апаче", а высокая радиомаскировка не столь важна для штурмовой машины, главными угрозами которой вляются различные ЗУ-23, ПЗРК и прочие зенитные комплексы с оптико-электронными системами.
        1. -3
          10 февраля 2021
          А ТЗ на каких основаниях давали? Не бывает так, сидит в штабе ЕНЕРАЛ, вдруг ему вплющилось в башку - а вынь мне да положь супервертолет, чтоб невидимый, беззвучный, и еще крестиком вышивал! Значит кто-то напел, что такой вертолет построить можно. Значит кто-то напел, что вертолет мы сделаем. Значит кто-то взял - и 9,8 лярдов выкинул на ветер, не позаботившись сперва проверить - а не накололи ли фраера ушастого(с - "место встречи...") ушлые дяди-продавцы и к ним начальник бензопилы, что 9,8 лярда уже пилят?
          Вот о чем речь, что очень характерная для ПентаНога картинка. Если они там так из раза в раз "ошибаются", то надо сперва причину таких ошибок искать.
          Вон. по первой же картинке я написал, в чем там развод лоха педального! Это не добавив, что например один вертолетик они нарисовали ма-ахоньким, и винт - оконечность, а у другого еще и шнобель на километр торчит. Мелочи, нно именно из них и состоит развод лоха на бабки. Итог, лоха - развели, и это - факт!
          1. +5
            10 февраля 2021
            Причины общие для всех регулярных армий.
            1) Из-за существующей системы выслуги в генералитет попадают только прожжённые карьеристы, да еще и исключительно старческого возраста. Прикладные навыки которых уже давно не актуальны, зато служебных связей, знакомств и инертности мышления хоть отбавляй.
            2) Отсутствует система поощрений и наказаний в зависимости от эффективности действии или бездействий.
            3) Госорганизации свободно используют чужие(государственные) деньги, и уже традиционно расходуют их максимально бестолково.
    4. 0
      11 февраля 2021
      Цитата: OgnennyiKotik
      Вертолёт был создан, заявленным требованиям отвечал.

      Да, отвечал. Правда, требования полностью изменились, и вертолет стал просто напросто не нужен. Все функции, для которых его создавали, ныне выполняют беспилотники и ракеты, ими наводимые. Люди создали образцовую, очень продвинутую, из новейших материалов телегу. А вокруг вовсю автомобиль бегают...
      1. 0
        11 февраля 2021
        Цитата: михаил3
        Правда, требования полностью изменились, и вертолет стал просто напросто не нужен.

        Совершенно верно, требования писались в разгар холодной войны, СССР развалился, они по инерции доделали проект. Мир уже другой. В этом мире преимуществ перед Апачем у Каманча нет.
    5. 0
      16 марта 2021
      Цитата: OgnennyiKotik
      В чем провал-то?

      получили не то, что хотели и не тогда
      соответствие ТЗ 82 года, реализованное через 10 лет - это провал для военной техники, потому что по факту авиация получит изделие, которое проектировалось 15-20 лет назад и морально устаревшее.
      И-16 в 40-41 году полностью устраивал в плане соответствия ТЗ, но слишком устарел технологически,
      причем на какие-то 3-4 года. А тут речь о 15-20.
  2. 0
    10 февраля 2021
    У него рулевой винт электрический штоле?
    1. +1
      10 февраля 2021
      В фенестроне нет электродвигателя. smile
      На фото Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche ниже в кольцевом канале фенестрона хорошо виден хвостовой вал рулевого винта со стороны хвостовой балки.
  3. +6
    10 февраля 2021
    Зато серия видеоигр получилась неплохая.
    1. +1
      11 февраля 2021
      Летал я на таком)
  4. -7
    10 февраля 2021
    Очевидные преимущества малозаметности: вертолет найдет противника раньше, чем обнаружит себя

    Как меня радуют матрасы. Даже в такой малости не могут не соврать. LH safe engagement считается по линии цель - тире - собственно LH. И это расстояние короче указанного на рисунке! Жаль не доперли поместить цель на самый угол зоны "LH detect", тогда можно было бы заявить, что его противник вовсе не увидит никогда.
    Собственно такие мелкие завиралки и привели к крупному осеру в итоге. Это не покупателю в супермаркете ВПАРИВАТЬ средство от облысения из чешуи Лох-несского монстра
  5. +2
    10 февраля 2021
    Бредовенько про теплоизоляцию получается, а куда лишнее тепло уходит?
    1. +4
      10 февраля 2021
      Выхлопные газы охлаждаются внутри хвостовой балки и сбрасываются в самом хвосте машины, аналогичное решение применено в новом S-97.
      1. 0
        14 февраля 2021
        То есть хвостовая балка светится в ир диапазоне как маячек, или вы про не имеющие аналогов технологии...
        1. 0
          15 февраля 2021
          или вы про не имеющие аналогов технологии
          если обыкновенное экранирование и теплоизоляционные материалы считаете "неимеющими_аналогов технологиями", то у меня для вас плохие новости. Программа школьной физики прошла мимо ваших ушей.
          1. 0
            15 февраля 2021
            А то что экран разогревается и в отличии от выхлопных газов прикручен к вертолету, великому физику не вдомек...
            1. 0
              15 февраля 2021
              Пусть себе сколько угодно разогревается, для того он и нужен экран, главное чтобы обшивка вертолета имела температуру окружающей среды. Выхлопные газы также смешиваются с нагнетаемым воздухом и на выходе уже значительно менее теплоконтрастны.
  6. +5
    10 февраля 2021
    Хорошо когда у людей хватает денег на подобные проекты.Даже если вчера это выглядит неразумными мечтами,завтра становится заделом для реализации наработок.
  7. 0
    11 февраля 2021
    Абсолютно не бронированная машина. От слова совсем.
    особую конструкцию лопасти
    А вот это что? Законцовки под углом? Ну то понятно. Там скорость на сверхзвук претендует. У Ка-50 так же.
    А вот это мне вообще понравилось
    Также имелась возможность снижения оборотов винта для сокращения шума. Схожие идеи реализовали на рулевом винте.
    Это что, извините, за бред? Я конечно дико извиняюсь, но разве в любом вертолёте газ-шаг нельзя уменьшить?
  8. +1
    11 февраля 2021
    Цитата: Cowbra
    ТЗ на каких основаниях давали? Не бывает так, сидит в штабе ЕНЕРАЛ, вдруг ему вплющилось в башку - а вынь мне да положь супервертолет, чтоб невидимый, беззвучный, и еще крестиком вышивал

    на момент постановки ТЗ у американцев уже было разработано несколько стелс- самолетов,
    шла полным ходом программа АТФ, которая в итоге привела к ф-22 и ф-35.
  9. +2
    11 февраля 2021
    Цитата: Нестор Влаховски
    Выхлопные газы охлаждаются внутри хвостовой балки и сбрасываются в самом хвосте машины, аналогичное решение применено в новом S-97.

    в ИК диапазоне важна контрастность и яркость.
    Если тот же горячий газ смешать с нормальным и распылить на большой площади, можно добиться в разы снижения разницы с фоном.
    Американцы такое даже на танках пытаются применить.
  10. +1
    11 февраля 2021
    Правильно, что закрыли.
    Начиналась эпоха беспилотников.
    И прежде всего - беспилотников-разведчиков.
    Вертолетчики-камикадзе для разведки не нужны.
  11. +3
    12 февраля 2021
    Очень интересный вертолёт.
    Одна из первых моделей, которые я собрал, будучи ещё школьником (после Ка-50) smile
  12. 0
    12 февраля 2021
    Банально - мероприятия по снижению шума найдут применение на коммерческих вертолетах......А так мы видим концепты перспективных вертолетов и там просматривается Команч вполне явно.
    1. 0
      12 февраля 2021
      На Апаче применяются. «Когда он в километре от вас- его практически не слышно» (встречал в книге «Апач» Эда Мейси).
  13. 0
    25 февраля 2021
    Хотели сунуть все новые наработки в одну машину и заодно обеспечить невидимость в итоге ничего толком не работало и по цене платиновый... Что то он прям во всем ф 35 напоминает.
  14. -1
    11 апреля 2021
    Очень неплохая машинка, судя по написанному. Но так и не понял, почему более архаичные апачи "не хуже". Вопрос только в цене и соответственно массовости? Или эта машина просто "стелс" с урезанными характеристиками ударности, а они подумали и решили что лучше больше ракет, чем эфемерная мало заметность?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»