Военное обозрение

Ледоколы пр. 22220. Технические преимущества и перспективы судоходства

36

Спуск на воду головной "Арктики", 2016 г.


В настоящее время с целью обновления атомного ледокольного флота осуществляется строительство новых судов проекта 22220 / ЛК-60Я / «Арктика». . Головной ледокол этого типа, «Арктика», был принят в эксплуатацию 21 октября 2020 г. В конце 2021-го поднимут флаг на втором судне серии. Всего планируется построить пять ледоколов, что положительно повлияет на состояние и перспективы флота, а также откроет новые возможности.

Головное судно


Проект ЛК-60Я / 22220 разрабатывался в двухтысячных годах силами целого ряда организаций. Головным исполнителем работ было ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на тематике ледоколов. Ядерную энергоустановку проектировало ОКБМ им. И.И. Африкантова. В качестве площадки для строительства кораблей позже выбрали Балтийский завод в Санкт-Петербурге. На правах поставщиков отдельных агрегатов и деталей к проекту привлекли сотни предприятий со всей страны.

В 2012 г. Балтийский завод начал резку металла и сборку первых конструкций головного ледокола «Арктика». 5 ноября 2013 г. состоялась торжественная церемония закладки. В июне 2016 г. судно спустили на воду и перевели к достроечной стенке. В октябре 2019 г. запустили ЯЭУ с выходом на минимальную мощность, позволяющую поддерживать и контролировать реакцию.

Ледоколы пр. 22220. Технические преимущества и перспективы судоходства

В начале прошлого года судостроителям пришлось пересмотреть график проекта. В феврале во время работ на энергетической системе произошла поломка одного их гребных двигателей. Ремонт занял некоторое время и сместил сроки вправо. К осени удалось начать ходовые испытания, а 22 сентября «Арктика» отправилась из Санкт-Петербурга в Мурманск для проверки льдом.

По итогам всех испытаний, 21 октября был подписан приемный акт, и на ледоколе подняли флаг. Судно передано предприятию «Росатомфлот» и теперь несет службу вместе с другими отечественными атомными ледоколами.

На разных стадиях строительства


В 2014 г. Балтийский завод получил заказ на два серийных ледокола пр. 22220. В мае 2015-го заложили первый из них «Сибирь». Спуск на воду состоялся в сентябре 2017 г. Тогда указывалось, что судно передадут заказчику весной 2020 г. Однако в дальнейшем планы изменились. Согласно последним данным, «Сибирь» сейчас проходит швартовные испытания, а к концу текущего года поступит в эксплуатацию.

В июле 2016 г. заложили третье судно серии, «Урал». С мая 2019 г. этот ледокол достраивался на плаву, а сейчас идет подготовка к швартовным испытаниям. В связи с общим смещением графика работ сдача этого судна перенесена на конец 2022 г.


"Арктика" выходит на испытания

Еще два ледокола находятся на разных стадиях строительства. В мае прошлого года заложили «Якутию», а в декабре – «Чукотку». Их построят и спустят на воду в 2022-24 гг. Передача заказчику запланирована на середину десятилетия. Таким образом, не позднее 2025-26 гг. российский атомный ледокольный флот будет располагать пятью новыми вымпелами.

Технические преимущества


Проект ЛК-60Я разрабатывался с учетом опыта строительства и эксплуатации ледоколов предыдущих типов, а также с использованием современных решений и технологий. Это позволило получить оптимальное соотношение всех характеристик и некоторые другие преимущества. Вследствие этого «Арктика» и последующие новые ледоколы станут эффективным дополнением и заменой для существующих судов старой постройки.

Ледоколы пр. 22220 получают корпус длиной 173 м шириной 34 м. Полное водоизмещение судна – 33,5 тыс.т. Корпус создан с учетом имеющегося опыта, однако предусмотрены новые возможности. Судно имеет балластные цистерны, обеспечивающие изменение осадки от 8,5 до 10,5 м. За счет этого ледокол может работать как в открытом море, так и на мелководье. Организация-разработчик упоминает способность «Арктики» выполнять проводку по Енисею и Обской губе.

Энергетика основывается на двух водо-водяных ядерных реакторах РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт, что делает ледоколы ЛК-60Я самыми мощными в своем классе. За счет новых компоновочных решений реакторы отличаются меньшей массой и габаритами. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем. При помощи паротурбинных установок ПТУ-72 осуществляется выработка электроэнергии для всех потребителей.


Впервые атомный ледокол оснащен т.н. системой электрического движения (СЭД). Этот комплекс разработан Крыловским ГНЦ и рядом смежных предприятий с применением отечественных комплектующих. СЭД генерирует, хранит и использует электроэнергию, обеспечивая оптимальные характеристики хода. Движение обеспечивается тремя электромоторами, каждый со своим гребным винтом. Общая мощность на винтах – 60 МВт.

На чистой воде ледоколы типа «Арктика» способны развивать скорость до 22 узлов. Во льдах толщиной до 1,5 м обеспечивается скорость не менее 12 узлов. Максимальная толщина льда – 3 м; она сокращает скорость до 2 узлов.

Строительство ледоколов ЛК-60Я и производство основных компонентов осуществляется российской промышленностью с минимальным привлечением иностранных поставщиков. Это выгодно отличает их от судов предыдущего пр. 10580, корпуса которых пришлось заказывать в Финляндии.

В интересах судоходства


До недавнего времени «Росатомфлот» располагал четырьмя атомными ледоколами проектов 10520 «Арктика» и 10580 «Таймыр». Также необходимо вспомнить ледокольно-транспортное судно «Севморпуть». Наличные ледоколы отличаются большим возрастом и в отдаленном будущем потребуют замену. Ею станут строящиеся суда пр. 22220.


Основной задачей российских атомных ледоколов является обеспечение судоходства по Северному морскому пути. Два мелкосидящих ледокола типа «Таймыр» также способны проводить суда и караваны по устьям сибирских рек. «Арктика» и последующие ледоколы нового проекта способны работать и на реках, и в открытом море, причем на изменение осадки требуется всего несколько часов. Это делает ледоколы ЛК-60Я удобным и эффективным инструментом обеспечения судоходства.

Применение накопленного опыта и современных технологий позволило повысить технические и эксплуатационные характеристики, а также получить максимально возможный срок службы. С этой точки зрения новый пр. 22220 имеет серьезные преимущества перед предыдущими отечественными разработками, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

Впрочем, имеются ограничения. Новые суда типа ЛК-60Я способны ломать льды толщиной до 3 м, но в зимний период на Севморпути встречаются и более сложные преграды. Таким образом, несколько судов типа «Арктика» не смогут обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении Севморпути.


Проектный облик ледокола "Лидер"

По этой причине разработан новый проект атомного ледокола 10510 / ЛК-120Я / «Лидер». Головное судно уже строится предприятием «Звезда» на Дальнем Востоке. За ним последуют еще два. Для пр. 10510 заявлена способность прохода через 4-метровые льды. Этому поможет полное водоизмещение более 71 тыс.т и энергоустановка мощностью 120 МВт на валах.

Будущее атомного флота


В отдаленном будущем «Росатомфлоту» придется отказаться от устаревших атомных ледоколов, но их место займут пять новых судов пр. 22220 и три «Лидера». Будет обеспечен как количественный, так и качественный рост ледокольного флота. Это позволит решать все актуальные и ожидаемые задачи по обеспечению судоходства на Севморпути и в ближайших регионах в любое время года и практически без ограничений.

Наличие восьми новых ледоколов с широкими возможностями позволит максимально реализовать потенциал Северного морского пути и положительно повлияет на экономику. Пока планы по строительству ледоколов реализованы лишь частично. Из восьми судов двух проектов до эксплуатации доведено только одно, но уже в этом году в строй встанет новая «Сибирь», а за нею последует «Урал». Ситуация меняется и располагает к оптимизму.
Автор:
Использованы фотографии:
Росатом / Росатомфлот, ЦКБ "Айсберг"
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Липчанин
    Липчанин 13 февраля 2021 05:34
    +17
    Ледоколы пр. 22220 получают корпус длиной 173 м шириной 34 м. Полное водоизмещение судна – 33,5 тыс.т.

    Ну и громадина good
    1. kos 75
      kos 75 13 февраля 2021 05:50
      +12
      Это точно а Лидер вообще размером с авианосец
    2. loki565
      loki565 13 февраля 2021 07:36
      +8
      Это да, а вблизи ледоколы вообще эпично выглядят)))
    3. Alien From
      Alien From 13 февраля 2021 10:16
      +6
      Согласен, а Лидер вообще красавец!
      1. Владимир Машков
        Владимир Машков 13 февраля 2021 17:40
        +2
        Хорошая статья про замечательные, лучшие на сегодняшний день в мире российские ледоколы проекта 22220. И ледокольный флот у России самый большой и лучший в мире. И долго ещё будет таким!
        Просто удивительно, что есть немало нытиков, которые в упор "не видят" этого.
        1. UgoChaves
          UgoChaves 15 февраля 2021 09:22
          0
          Им авианосцы подавай, причём много и быстро... crying
  2. Destiny
    Destiny 13 февраля 2021 05:38
    +17
    Наличие восьми новых ледоколов с широкими возможностями позволит максимально реализовать потенциал Северного морского пути и положительно повлияет на экономику.

    Это не может не радовать - за Арктикой и СМП будущее.
    1. Липчанин
      Липчанин 13 февраля 2021 05:47
      +2
      Цитата: Destiny
      за Арктикой и СМП будущее.

      Ну судя по рисунку и заявленных ТТХ и "Лидер" будет не слабым ледоколом
      1. Владимир Машков
        Владимир Машков 15 февраля 2021 12:58
        -1
        "Лидер" будет не "не слабым ледоколом", а лучшим в мире.
  3. aars
    aars 13 февраля 2021 06:48
    +15
    Впервые атомный ледокол оснащен т.н. системой электрического движения (СЭД).
    Снова впервыевмиренеимеетаналогов?
    Только это уже похоже на оскорбление.
    Самый первый ледокол, "Ленин", сразу, имел те же три гребных электродвигателя.
    Это не новость в принципе.
    Разумеется на пр. 22220 применены новые технические решения - так надо и писать о них!
    А не о том, что у нас уже было 60 лет назад!
    1. Alex013
      Alex013 13 февраля 2021 10:22
      +8
      Точно. А одноименное судно проекта 10520 (72 года постройки) при водоизмещении 21 тыс. т. проламывало лед толщиной до 5 м. А тут -3...
      1. Горный стрелок
        Горный стрелок 13 февраля 2021 12:10
        +13
        Цитата: Alex013
        Точно. А одноименное судно проекта 10520 (72 года постройки) при водоизмещении 21 тыс. т. проламывало лед толщиной до 5 м. А тут -3...

        Про ширину не забываем? А надо же газовозы проводить! По СМП надо водить очень крупные суда... До контейнеровозов включительно.
    2. TANKISTONE
      TANKISTONE 13 февраля 2021 23:15
      +2
      aars Самый первый ледокол, "Ленин", сразу, имел те же три гребных электродвигателя.
      Это не новость в принципе.
      В пику санкциям, назвать первые большие (всё-время-годные) ледоколы: 1."Ленин", 2."Сталин", 3."Челюскин". Классом меньше - "Сибирь", "Ямал", "Чукотка" и т.п. И пусть весь мир поперхнётся!
      1. Jager
        Jager 14 февраля 2021 17:16
        0
        и про Петра I не забыть, как отца русского флота)
  4. Dart2027
    Dart2027 13 февраля 2021 06:51
    +4
    Счастливого плавания и семь футов под килем.
  5. Наводлом
    Наводлом 13 февраля 2021 07:02
    +2
    Всегда интересовала толщина борта ледоколов подобного класса.
    Можно ли говорить о эквиваленте броневой защите?
    1. mark1
      mark1 13 февраля 2021 09:16
      +3
      Про ледоколы не могу сказать но на "Севморпути" (по памяти, дай бог не соврать) толщина ледового пояса 38 мм.На ледоколах наверное и до сотки доходит .
      1. tralflot1832
        tralflot1832 13 февраля 2021 10:31
        +4
        Тоже всегда было интересно,с появлением тырнета ,был разачарован.Толщина от 50 до 100мм.Разные источники пишут.
      2. tralflot1832
        tralflot1832 13 февраля 2021 10:51
        +2
        Выкладвать не умею,корпусами ледоколов занимается ЦНИИ КМ Прометей ,входящий в Росатом.Уних есть статья по корпусу Лидера,очень позновательно. hi
  6. Ros 56
    Ros 56 13 февраля 2021 08:49
    0
    Вот за эти смещения вправо руководство предприятий надо жестоко наказывать и рублем и административно, вплоть до смещения с должности и увольнения по статье с волчьим билетом. Слишком много воли им дали. Понимаю, все бывает, так на то ты и руководитель, крутись, шевели извилинами. А у них какая психология, а куда заказчик денется, все равно у меня в кармане прибудет, а надо чтобы в его личном кармане убыло и много. Контроль нужен.
  7. Стирбьорн
    Стирбьорн 13 февраля 2021 09:01
    +5
    В феврале во время работ на энергетической системе произошла поломка одного их гребных двигателей. Ремонт занял некоторое время и сместил сроки вправо.
    Только двигатель так и остался поломанным - ледокол летом собираются обратно в Питер гнать. Так что эксплуатируется он наполовину сейчас на половину.
    1. D16
      D16 13 февраля 2021 23:38
      0
      Так что эксплуатируется он наполовину сейчас на половину.

      Экий вы лгунишка laughing . Давно 10мВт из 60ти стали половиной?
  8. tralflot1832
    tralflot1832 13 февраля 2021 09:11
    +2
    Что что а атомные ледоколы строить мы умеем.Надо думать уже о доке(док который сейчас используется,я его видел из окна школы в первом классе)А я Хрущова живым видел!Ширина Лидера 47,7 метра,а у авика Жорика Форда ширина по КВЛ 41 метр,наверно это не просто так. good
    1. arkadiyssk
      arkadiyssk 13 февраля 2021 10:46
      +4
      Ну так ширина Лидера в 50 м это не некая победа, а вынужденное решение предыдущего идиотизма. Сначала понастроили газовозов КристофДеМонжери шириной в 50м, а потом спохватились, что для их проводки нужно 2 ледокола шириной в 35м. В подобных караванах, как не рекламировали, дополнительных желающих гонять по Севморпути за эти годы не нашлось. В итоге стоимость доставки газа космическая. Вот в СССР было все стандартное по ширине 35м и грузовые суда и ледоколы и проблем не было, а тут решили эффективные менеджеры порулить.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 13 февраля 2021 11:19
        +4
        Стоимость доставки из европы газа в Китай 64 доллара тонна обычным путем,46 долларов по СМП что эти 2 танкера и доказали в январе.Правда один айзипод сломал,но там тайна покрытая мраком,он и на двух винтах в грузу шел почти полным ходом.Маджери в данный момент идет в соправождении "50 лет Победы"в Саббету.Товарищ Михельсон все просчитал.Скоро Росатом на Саббету подтянется со своими личными газовозами.Не знпю откуда у вас такая нигативная информация.
        1. Narak-zempo
          Narak-zempo 13 февраля 2021 23:39
          -1
          Цитата: tralflot1832
          Стоимость доставки из европы газа в Китай 64 доллара тонна обычным путем,46 долларов по СМП что эти 2 танкера и доказали в январе

          А зачем вообще гонять газовозы, когда есть "Сила Сибири"? request
          1. tralflot1832
            tralflot1832 14 февраля 2021 15:06
            -1
            Поберьжье Китайское обеспечивать газом,там у них основное производство и население при работе и деньгах.Силе Сибири СПГ не помншает hi
            1. Narak-zempo
              Narak-zempo 14 февраля 2021 17:57
              0
              Цитата: tralflot1832
              Поберьжье Китайское обеспечивать газом,там у них основное производство и население при работе и деньгах.Силе Сибири СПГ не помншает hi

              Надо и туда трубы тянуть.
              1. tralflot1832
                tralflot1832 14 февраля 2021 18:36
                -2
                Они почемуто Маньджурию газифицируют,это понятно там дубарь зимой,да и МБР там сосредоточены.Военные не должны мерзнуть.А продолжение Силы Сибири через центральный Китай на юг.Наверно его решили развивать,подальше от береговой линии,будет еще один район развития.
          2. UgoChaves
            UgoChaves 15 февраля 2021 10:01
            0
            А что "Сила Сибири" до югов Китая проложен?
  9. bk0010
    bk0010 13 февраля 2021 09:42
    0
    Энергетика основывается на двух водо-водяных ядерных реакторах РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт

    Общая мощность на винтах – 60 МВт.
    А остальная мощность (290 МВт) куда идет?
    1. aars
      aars 13 февраля 2021 10:25
      +5
      Это тепловая мощность.
      У реакторов кпд низкий из-за малой температуры в первом контуре, наличия теплообменников.
  10. Александр Ярош
    Александр Ярош 13 февраля 2021 13:48
    -7
    Вот фантазирует, конечно строят Лидер на верфи которой нет. как и эсминец Лидер
  11. 501Legion
    501Legion 13 февраля 2021 13:50
    +4
    Настоящий плавающий дом.
    Монументальные корабли, ни чего не скажешь ! молодцы
  12. Не_боец
    Не_боец 14 февраля 2021 13:38
    0
    СЭД генерирует, хранит и использует электроэнергию, обеспечивая оптимальные характеристики хода
    Хранит? У него там что. АКБ как на подлодке? И на сколько часов хода аккумуляторы рассчитаны?
    З.Ы. У нашей цивилизации с хранением электроэнергии все печально :(
  13. Товарищ Ким
    Товарищ Ким 15 февраля 2021 02:16
    +1
    Цитата: Владимир Машков
    И ледокольный флот у России самый большой и лучший в мире. И долго ещё будет таким!


    Нам есть чем гордиться!