Миф о «благородных пиратах» и «коварных испанцах»

82
Миф о «благородных пиратах» и «коварных испанцах»
Дрейк принимает капитуляцию адмирала Педро де Вальдеса

Европейские хищники всё шире распространялись по планете. При этом колониальная политика разных стран довольно сильно отличалась. Особенно сильное различие было между католиками и протестантами.

Испания


Когда испанские конкистадоры захватывали Америку и Филиппины, они действовали максимально жестоко. Любое сопротивление топили в крови.



Однако, как только тот или иной народ или племя покорилось, туземцев обращали в христианство. Люди признавались подданными испанского монарха, получали защиту законов также как и прочие испанцы.

Испанские дворяне легко женились на индейских «принцессах» – дочерях вождей, а простые солдаты брали в жены местных аборигенок. Ведь они шли в походы без женщин. Дети от таких браков были вполне равноправными жителями.

Многие даже гордились своим происхождением. Один из потомков «королевского рода» Инка Гарсиласо де ла Вега создал «Историю государства инков», а потомок ацтекских правителей Фернандо де Альва Иштлильшочитль написал историю древней Мексики.

Потомки смешанных браков в испанских колониях не были людьми второго-третьего сорта.

Зато это было во владениях Голландии или Англии. Там браки между представителями «высшей расы» и туземцами, мягко говоря, не одобрялись. Метисы – потомки от смешанных браков белых и индейцев, были там людьми «второго сорта.

А граждане испанских колоний получили значительные привилегии, земли и слуг. Заморские владения Испании стали главным источником её доходов.

Американские рудники поставляли драгоценные металлы (золото и серебро) и драгоценные камни. С Филиппинских островов шли пряности, восточные ткани и фарфор.

Сами колонии вскоре стали жить довольно богато, и не знали чрезвычайных репрессий и цензуры в метрополии. В частности, католичество тут довольно быстро стало сливаться с языческими верованиями чернокожих рабов и индейцев. Возникло двоеверие.

Местные власти и священники с этим смирились. Поняли, что ересь можно ликвидировать только с её носителями, а это экономически невыгодно. Кто работать будет?

Поэтому на верования, которые не выступали против христианства и власти ( а заодно и на тех, кто соблюдал свои обряды тихо), махнули рукой. В результате родились удивительные симбиозы: на Карибских островах – культ вуду, в Мексике – «карнавалы смерти» и культ святой Смерти, культ «темнокожего Христа» и пр.

Города соревновались по размерам и красоте соборов и дворцов. Испанская архитектура оставила человечеству большое количество прекрасных памятников. До сих пор старые кварталы городов Латинской Америки и Филиппин привлекают внимание туристов со всего мира.

Землевладельцы Мексики, Аргентины и Перу организовывали поместья на широкую ногу. Это были целые государства в государстве. Возводились усадьбы-крепости, где содержались многочисленные отряды солдат и слуг.

Хозяева имели гаремы из индианок, метисок, негритянок и мулаток. Это не считалось грехом.

В хозяйстве трудились и свободные, и крепостные, и рабы. Но для испанцев чёрные рабы были дороги. Их привозили в основном голландцы или португальцы. Поэтому негров берегли. И даже за серьёзные преступления старались наказывать без применения смертной казни.

Придумали даже особый способ, как наказать именно негритянского раба, но при этом сохранить его работоспособность – за попытку бегства или дерзкий поступок негров кастрировали. Негры посчитали такую меру хуже смерти. И одна только угроза такого наказания стала для негров весьма эффективной. Негритянские рабы вели себя смирно.


Сражение конкистадоров с инками. Гравюра XVII в.

Миф о «благородных пиратах» и «испанских злодеях»


В XVII веке настоящим осиным гнездом было Карибское море.

Здешние многочисленные острова поделили между собой Испания, Голландия, Англия и Франция. До королей и правительств было далеко, местные жили по своим законам.

Переселенцы хлынули на благодатные острова, чтобы выращивать сахарный тростник и табак, которые давали большие прибыли. Плантаторы и удачливые фермеры богатели.

Но не все умели вести хозяйство в местных условиях, многие разорялись. Их земли скупали крупные землевладельцы. Так, у англичан на Барбадосе в 1645 году было 11 тыс. фермеров и 6 тыс. рабов. А к 1660-м годам осталось – 745 плантаторов, на которых трудились десятки тысяч рабов.

Охотой за рабами промышляли многие капитаны.

При этом часто рабами становились не индейцы или негры, а белые.

В богатую Вест-Индию рвались бедняки и потерявшие землю крестьяне. А также авантюристы и мечтавшие о приключениях мальчишки. Они платили за проезд или нанимались для оплаты в матросы и юнги.

А по прибытию капитаны и шкиперы продавали своих пассажиров и временных матросов по 20–30 реалов за голову.

В портовых городах Англии и во Франции орудовали вербовщики, предлагали беднякам и крестьянам бесплатные участки земли и сказочные возможности, чтобы разбогатеть. Привозили и тут же продавали.

Кто-то подписывал контракт на службу на несколько лет. Мол, быстро отработаешь, а там найдёшь своё дело и путь к богатству открыт. На деле таких слуг стремились полностью закабалить, либо эксплуатировали так, что человек «кончался» за весьма короткий срок.

Губернаторы закрывали на это глаза, либо даже поощряли, так как имели долю в местном производстве, которое требовало рабочих рук. Да и сами они тогда были крупнейшими плантаторами.

Разорившиеся фермеры, беглые и освободившиеся рабы и слуги пополняли толпы портового сброда, жившего случайными заработками. Они же становились и пиратами, иначе говоря, морскими разбойниками.

Среди них набирали команды каперы, имевшие свидетельство, патент с правом грабежа неприятельской собственности.

На Западе с помощью художественных романов и фильмов был создан миф о жестких, но благородных людях (вроде капитана Блада из романов Р. Сабатини), которые сражались с коварными и кровожадными испанцами. К действительности эти картины не имеют ни малейшего отношения.

Англосаксы просто переписали историю в своих интересах. Чёрное стало белым, и наоборот.

Испанцы были «коварными злодеями» лишь в представлении англичан и французов.

Ведь «такие-сякие» испанцы первыми прибыли в Америку и захватили самые крупные и прибыльные земли. Разграбили великие индейские цивилизации (на севере были в основном племена охотников), и сумели создать богатые и процветающие города.

Понятно, что голландцы, англичане и французы пытались сковырнуть испанцев с их богатых территорий, занять уже освоенные и обустроенные земли. Для этого пытались использовать индейцев.

А испанцы, «коварные злодеи», активно сопротивлялись. И в обиду (англичанам и прочим) себя не давали. Более того, индейцы чаще всего испанцам же и помогали. Они были против «бледнолицых братьев». Предупреждали испанские города о появлении «джентльменов удачи», сами встречали их стрелами.

Больших кораблей у пиратов обычно не было. Среди них, вообще, было мало профессиональных моряков. Орудовали в основном, вопреки мифу, на небольших судах, часто просто на лодках.

Вступать в сражения с испанскими конвоями, где шли крупные и хорошо вооруженные корабли, у них были кишка тонка. Они караулили отставшие суда, пострадавшие от штормов. Скрытно следовали за ними и при удобном случае (чаще всего ночью) атаковали и брали на абордаж.

Самую богатую добычу (целое состояние) могли дать богатые прибрежные города испанцев. Разбойники неоднократно разоряли и жгли Гавану, Вальпараисо, Картахену, Порто Кабалло, Сан-Педро, Гибралтар, Веракрус, Панаму, Маракайбо и пр.


Олонэ в «Пиратах Америки» А. Эксквемелина

«Благородные» пираты


Главными базами «благородных разбойников» был голландский остров Кюрасао, французская Тортуга и английский Порт-Ройял на Ямайке.

Это были настоящие «пиратские вавилоны». Тут процветали купцы – скупщики награбленного, лавочники, барыги и работорговцы.

Там вовсю строились «весёлые» кварталы с тавернами, игорными и публичными домами. Их хозяева всегда имели информацию об «операциях» пиратов. К их возвращению заказывали в Европе суда, груженые алкоголем.

После удачных рейдов, когда начинались дикие загулы, цены резко задирались. Поэтому разбогатевших пиратов было мало.

Золото, серебро, деньги и драгоценные камни спускались на выпивку и продажных женщин. Гуляли так, что бывало вчерашних «победителей» наутро забивали в рабские колодки и продавали за долги.

Но зато хозяева всей этой индустрии (а через них и губернаторы) сказочно обогащались.

С «благородством» у пиратов было туго.

Им даже на своих раненых обычно было плевать. Подохнут, так другим больше достанется. В захваченных селениях людей резали, насиловали, подвергали самым жесточайшим пыткам, требуя спрятанных сокровищ и вымогая выкуп.

Француз Монбар Истребитель имел привычку резать всех пленных, невзирая на пол и возраст. Один из множества его печально известных методов пыток состоял в том, чтобы одному из пленников вскрыть брюшную полость, извлечь один конец толстой кишки и прибить его гвоздями к мачте, а затем заставить несчастного плясать до тех пор, пока он не свалится замертво, подгоняя его горящим поленом.

Голландец Рок Бразилец имел бешеный нрав. Его боялась вся Ямайка. Вёл себя как фурия. Пленных сажал на кол либо раскладывал между двух костров и медленно поджаривал.

Ему в свирепости не уступал французский пират Франсуа Олоне. Испанцы, наслышанные о его жестокости, в плен не сдавались, дрались насмерть.

О его выходках вспоминали с содроганием:

«Уж если начинал пытать Олоне, и бедняга не сразу отвечал на вопросы, то этому пирату ничего не стоило разрубить свою жертву на части, а напоследок слизать с сабли кровь».

Причём Олоне работал в доле с губернатором Тортуги.

А вот английский пират Генри Морган – в паре с губернатором Ямайки (затем он и сам стал губернатором и поддерживал пиратов).

В захваченных испанских городах Морган собственноручно рубил людям уши и носы. Его подельники одних «просто» истязали и били. Другим устраивали пытки св. Андрея – загоняя горящие фитили между пальцев рук и ног. Третьим заворачивали верёвку на шее так, что глаза у них вылезали на лоб. Некоторых подвешивали за половые органы и многократно шпиговали саблями.

Их истерзанные жертвы умирали по 4–5 дней. Некоторым смазывали ступни салом и совали в огонь ноги. Не щадили ни женщин, ни детей.

Англичанин Морган был настоящим циничным чудовищем, типичным британским пиратом (поэтому он и стал губернатором). Захватив в Панаме огромные сокровища, он обокрал и бросил своих людей.

Суда с добычей были им угнаны. А 1,5 тысячи своих компаньонов он бросил на пустынном берегу. Большинство из них умерло от голода, болезней и от стрел индейцев.

Тем временем их «адмирал Морган» прибыл в свою Англию. Там он дал, кому надо. И вскоре о нём заговорили в Англии как о «герое». Сам король захотел лично с Морганом встретиться. За заслуги перед Англией Моргану пожаловали дворянство.

Более того, этого кровожадного бандита английский король назначил тогда вице-губернатором Ямайки и командующим вооруженными силами в Вест-Индии. Моргану поручили и борьбу с пиратами. Вот с тех пор он и казнил самых отъявленных разбойников.

Таким образом, в реальности испанские корабли и города были жертвами «благородных разбойников» из Англии, впоследствии так искусно переписавших историю.

Бандформирования и различная морская английская и голландская нечисть тех времен кормилась за счёт грабежа и уничтожения испанских городов, селений и судов.

Понятно, что испанцы как могли сопротивлялись, с пленными не церемонились. Место пирата на рее.

Испанская колониальная империя в целом устояла.

Пиратство же развилось до такой степени, что стало угрожать уже торгово-экономическим интересам Англии и Франции.

Против пиратов были приняты чрезвычайные меры, экспедиции.

Пиратов в бассейне Карибского моря разгромили.


Капитан Генри Морган атакует Панаму, 1671 г.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    12 февраля 2021 05:34
    На судне бунт, над нами чайки реют,
    Вчера из-за дублона золотых
    Двух негодяев вздернули на рее,
    Но - мало. Нужно было четверых.
    1. +7
      12 февраля 2021 07:13
      Цитата: Uncle Lee
      Двух негодяев вздернули на рее,
      Но - мало. Нужно было четверых.

      Пираты были нужны наглосаксам, голландцам и французам, чтобы попытаться "откусить" от Испанской империи хоть что то. А после их пустили "под нож", как всегда, когда надобность в использованных "предметах" пропадает...
      1. +5
        14 февраля 2021 15:44
        Цитата: Горный стрелок
        Цитата: Uncle Lee
        Двух негодяев вздернули на рее,
        Но - мало. Нужно было четверых.

        Пираты были нужны наглосаксам, голландцам и французам, чтобы попытаться "откусить" от Испанской империи хоть что то. А после их пустили "под нож", как всегда, когда надобность в использованных "предметах" пропадает...

        С того времени ничего не изменилось: чеченские повстанцы, сирийские бармалеи, террористы всех мастей и прочие майданные тихановские навальнята.
        1. Комментарий был удален.
  2. +11
    12 февраля 2021 05:43
    «Жестокий мир, жестокие люди»...Спасибо,но как-то коротенько слишком,уж о пиратах можно было бы и побольше,и посочнее написать,да не одну статью,а целый цикл...
    1. +7
      12 февраля 2021 06:00
      Это наша сущность,как и в природе выживают сильнейшие.
    2. +6
      12 февраля 2021 11:15
      Цитата: Destiny
      о пиратах можно было бы и побольше,и посочнее написать,да не одну статью,а целый цикл...

      Так был уже на ВО большой цикл про пиратов, зачем повторять.
  3. +6
    12 февраля 2021 05:57
    Суда с добычей были им угнаны. А 1,5 тысячи своих компаньонов он бросил на пустынном берегу. Большинство из них умерло от голода, болезней и от стрел индейцев.


    Ну силён мужик!!! В одиночку все корабли увёл! laughing
    1. +1
      12 февраля 2021 06:04
      Ничего. Во второй части от получил ответку.
      1. +1
        12 февраля 2021 06:09
        Кто и от кого? Несколько не понял. request
        1. +1
          12 февраля 2021 06:42
          Когда Гулливер уже к великанам попал.
          1. +6
            12 февраля 2021 06:44
            А я понадеялся что Самсонов. laughing
  4. +6
    12 февраля 2021 06:04
    Лично меня раздражает героизация пиратов идущая от англосаксов, да ещё и довольно давно и навязчиво продвигаемая среди наших детей. Так что моя младшая твердо знает что пираты - это морские бандиты и им место в лучшем случае в тюрьме.
    1. +6
      12 февраля 2021 06:13
      Так что моя младшая твердо знает что пираты - это морские бандиты и им место в лучшем случае в тюрьме.

      Точно -- откровенные бармалеи, "не ходите дети в Африку гулять". laughing
      1. +1
        12 февраля 2021 06:46
        Верно. Нельзя пиратам верить.
      2. +2
        14 февраля 2021 13:01
        В Германии за полгода работы водителем-дальнобойщиком видел негров раза два, а тут как-то заезжаю на фирму грузиться топливными брикетами и вижу их сразу человек 5 - гоняют на электророхлах, в 17-00 все смылись, остались немцы, тут меня зовёт один негр и говорит подписать ЦМР, я у него спрашиваю - ар ю фром?
        Он - Сомалиа, Я - Сомали?
        Он - Йа, Я - Пиратен?
        Он - улыбается...
        1. 0
          14 февраля 2021 19:17
          Он - Йа, Я - Пиратен?
          Он - улыбается...

          Переквалифицировался или просто купил эту фирму на доходы пиратские?
    2. +2
      12 февраля 2021 06:54
      Цитата: Владимир_2У
      Лично меня раздражает героизация пиратов идущая от англосаксов

      Однако именно пираты Дрейка смогли отстоять независимость Англии в самый критический момент ее истории.
    3. +4
      12 февраля 2021 08:25
      Викинги,со своими набегами, просто- душки и ангелы.)
      1. +6
        12 февраля 2021 08:47
        Вот тут вы не правы, викинги чудили на протяжении 300 лет, грабя побережье Европы и Африки от Франции до Мароко.
        Пираты Карибского моря в сравнение с ними уличная шпана.
        1. -3
          12 февраля 2021 09:14
          Это понятно. Но эти же,скандинавские пираты,стояли у истоков нашей страны.
          1. +5
            12 февраля 2021 17:37
            Цитата: Андрей Николаевич
            Это понятно. Но эти же,скандинавские пираты,стояли у истоков нашей страны.

            Спорное мнение - очень спорное.
            1. +2
              12 февраля 2021 18:17
              Почему? Вы считаете,что Рюрики занимались, исключительно,благотворительностью?
  5. +4
    12 февраля 2021 06:45
    А ещё был способ наказания раба - заставляли откусить стебель диффенбахии («немой розги»). Разум сохранял, а говорить долго не мог.
    1. +12
      12 февраля 2021 06:53
      laughing Сейчас вопросы от мужиков посыпятся, где взять, да как выращивать. good
      1. +5
        12 февраля 2021 08:17
        В борьбе с тёщей и сворливой женушкой имеет шансы на феерический успех.))))
      2. +5
        12 февраля 2021 08:26
        Ага. Тещ кормить эти
      3. +4
        12 февраля 2021 10:29
        Происхождение - Америка.
        Как комнатное - лет сто используется.
        Токсичность - от оксалата кальция (кстати, может быть даже к кожуре незрелого киви).
        Лечится - промыванием.
      4. +4
        12 февраля 2021 18:47
        Да он у многих в горшках растет. Цветок у него еще такой беленький, необычной формы.
      5. -1
        14 февраля 2021 02:10
        Вы в слове "подкаблучники" много ошибок сделали.
        1. 0
          14 февраля 2021 05:04
          laughing Сейчас вопросы от мужиков посыпятся, где взять, да как выращивать.


          И где у меня слово "подкаблучники"? request

          Глаз у Вас может и вопиющий, но со зрением явно что-то не то. hi
          1. 0
            14 февраля 2021 12:22
            Цитата: Морской Кот
            И где у меня слово "подкаблучники"? request


            Я же говорю - вы хотели написать "подкаблучники", но сделали в нем много ошибок, и получилось "мужики".
            1. 0
              14 февраля 2021 19:14
              Это у Вас такое восприятие -- через филейную часть по диагонали?
              1. 0
                14 февраля 2021 19:15
                Нет. Это вас пальцы не слушаются.
                1. +1
                  14 февраля 2021 19:18
                  Ладно, не скромничайте, дитя проктолога и акушерки.
                  1. 0
                    14 февраля 2021 19:48
                    Вы так говорите, будто проктолог или акушерка - это что-то плохое.
                    1. 0
                      14 февраля 2021 21:20
                      Ничего личного к этим докторам не имею, лично не сталкивался, профессии весьма уважаемые, но дети у них явно странные ... request
  6. +3
    12 февраля 2021 06:56
    Никогда не любил истории про благородных бандитов, даже хваленого Робин Гуда.
  7. +9
    12 февраля 2021 07:15
    Есть классика жанра книга, автор
    Александр Оливье Эксквемелин - "Пираты Америки", автор голландец был очевидцем и все писал по горячим следам. Эта статья вольный пересказ первоисточка.
    О книге, она издавалась у нас несколько раз, была хорошо иллюстрирована рисунками со старых гравюр, с подробным жизнеописание известных пиратов, таких как Франсуа Олоне, Бартоломео Португалец, Рок, Джон Морган и другие.
    Я думаю можно найти электронную версию.
  8. +2
    12 февраля 2021 08:14
    Пираты, типичные прокси своего времени. Ничто не ново по сути, а суть всё таже.
  9. +12
    12 февраля 2021 08:25
    Автор,шабаш продолжается? laughing А известно ли Вам, что в Лондоне в1724 году, вышла книга "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами".Книга издана под псевдонимом Чарльз Джонсон. Но наиболее вероятным "претендентом", по мнению большинства исследователей, на авторство данной книги является Даниель Дефо. Но есть и другой претендент, бывший моряк и публицист Натаниэль Мист. Книга имела большой успех,выдержала четыре издания.А первый тираж,довольно быстро разошелся.Но это не самое интересное.Самое интересное,другое. Биографии многих пиратов описанных в этой книге считаются достоверными и основаны на документах архива Министерства колоний , хранящимся в Государственном архиве Великобритании. А кто читал эту книгу или слушал(по радио Звезда ,например читали), тот знает: нет там розовых и соплей и остальной , пиратской романтики.Основателем, этой романтической шелухи, справедливо считается В.Скотт. И последнее, вымышленным является только лишь материал, относящийся к капитану Миссону и пиратской республике Либерталии на Мадагаскаре, но и тут исследователи ломают копья.Не изучайте историю "наглосаксов" по пьесам В.Шекспира и В.Скотта.Это всего лишь художественные произведения, а не переписывание истории.Вы еще статью на историческую тему напишите по произведениям Пилевина и Сорокина.
    1. +4
      12 февраля 2021 08:33
      По моему это другой Самсонов!?
      1. +8
        12 февраля 2021 08:44
        Если по данному циклу статей , это тот же laughing А так их несколько, думается их два или три.."Братья Гонкуры".У этого довольно легкий стиль, но пишет в том же духе,смешивая правду и не правду.Смешивая художественную литературу и исторические факты.Пользуясь тем , что многие читатели сайта,больше читали художественную литературу на исторические темы.
        1. +6
          12 февраля 2021 09:35
          Интересно, какой из них бегает по редакциям, а какой стережет рукописи?!
          1. +4
            12 февраля 2021 09:45
            По очереди smile Первый в настоящее время бегает, второй стережет..
    2. +3
      12 февраля 2021 09:00
      Цитата: parusnik
      Вы еще статью на историческую тему напишите по произведениям Пилевина и Сорокина.
      Ну некоторые упоротые антисоветчики считают, что "Омон РА" Пелевин основан на реальных событиях wassat
    3. +2
      12 февраля 2021 16:19
      Миссону и пиратской республике Либерталии на Мадагаскаре, но и тут исследователи ломают копья.

      Алексей Анатольевич, ЕМНИП, Можейко писал про то, что пират Тью лично привел свой корабль к Либерталии, дабы влиться в тамошнее общество. Но, насколько я понимаю, сейчас факт участия Тью в данном "государстве" отрицается. drinks Таки да, копья ломаются.
      1. +3
        12 февраля 2021 16:25
        Либерталия , очень интересная , тот же Петр, который первый, наслушавшись легеннд и сказаний о даной республике планировал экспедицию.Но смерть помешала планам.И опять но..правда он планировал или байки,особо подтверждающих документов нет.Но слухи о Либерталии ходили..Истина где-то рядом.Вот где это рядом? smile drinks
        1. +1
          15 февраля 2021 09:59
          который первый, наслушавшись легеннд и сказаний о даной республике планировал экспедицию.Но смерть помешала планам.И опять но..правда он планировал или байки,особо подтверждающих документов нет.

          Да, Можейко писал, что царем даже были закуплены фрегаты для этой экспедиции. Но Игорь Всеволодович вообще достаточно вольно обращался с историческими фактами. Писал в эпоху до-интернета. request
          Истина где-то рядом.Вот где это рядом?

          И таинственная музыка из "Секретных материалов" за кадром! drinks
          1. +1
            15 февраля 2021 18:18
            И таинственная музыка из "Секретных материалов" за кадром!
            laughing good
    4. +4
      12 февраля 2021 18:13
      Цитата: parusnik
      Книга издана под псевдонимом Чарльз Джонсон. Но наиболее вероятным "претендентом", по мнению большинства исследователей, на авторство данной книги является Даниель Дефо. Но есть и другой претендент, бывший моряк и публицист Натаниэль Мист.

      Продаётся под названием "Всеобщая история пиратства" за авторством Даниеля Дефо.
      Издатели решили не заморачиваться.
    5. 0
      8 апреля 2021 07:44
      Да как бэээ автор и говорит, что пираты и есть исчадия ада, а не наоборот...
  10. +7
    12 февраля 2021 08:26
    На Западе с помощью художественных романов и фильмов был создан миф о жестких, но благородных людях (вроде капитана Блада из романов Р. Сабатини), которые сражались с коварными и кровожадными испанцами.
    Что за бред. Капитан Блад был единственным благородным пиратом из романов Сабатини, который и пиратом стал только случайно. И не все англичане были там выставлены в белом свете. Ну это просто читать надо...А добрячки испанцы устроили форменный геноцид индейцам Южной Америки. На Карибских островах, вообще ни одного коренного не оставили - пришлось негров завозить. О доброте испанцев свидетельствует история пса Бесерильо. Кстати самый известный роман о пиратах Стивенсона "Остров сокровищ", вовсе не выставляет пиратов благородными, а наоборот. Ну это если, конечно его читать глазами, а ни филейной частью wassat
    1. +4
      12 февраля 2021 08:32
      Рассказы Конан Дойля о капитане Шарке, малосимпатичный персонаж.
    2. +2
      12 февраля 2021 11:45
      Капитан Блад был единственным благородным пиратом из романов Сабатини, который и пиратом стал только случайно.

      Оливер Трессилиан в одноименном романе Сабатини был под стать Бладу - пиратом стал случайно, сражался с испанцами, благородно выкупал своих соотечественников из неволи и отправлял домой.
      1. +3
        12 февраля 2021 12:53
        Цитата: Гнусный скептик
        сражался с испанцами, благородно выкупал своих соотечественников из неволи и отправлял домой.

        в том числе) а также с португальцами, мальтийцами, голландцами, венецианцами и прочими врагами алжирского паши hi
        1. +2
          12 февраля 2021 13:11
          Меня еще и память подвела - спутал название цикла с названием книги цикла feel
  11. +6
    12 февраля 2021 09:18
    .К их возвращению заказывали в Европе суда, груженые алкоголем


    Зачем? Что из сахарного тростника к их приезду ром все переставали делать? Или господа предпочитали Бордо?
    Попахивает совой и глобусом.
    1. 0
      13 февраля 2021 23:56
      Цитата: Gvardeetz77
      Зачем? Что из сахарного тростника к их приезду ром все переставали делать? Или господа предпочитали Бордо?

      вода выдавалась на корабле из расчета литр на человека в день. Она протухала быстро(жарко). Ее разбавляли спиртным. Ром дешевле.
      Чистая вода на Карибах в цене.
      А вот испанцы могли завозить очень дорогое и элитное вино и другие напитки. Местное тоже было но похуже качеством. Да и Бордо по сравнению с тогдашним испанским тоже не особо.
      Испанское виноделие было в цене.
      В тавернах и кабаках на Тортуге(это ФРанция) и Порт Рояле(АНглия) Бордо пиратам точно не наливали.
      Для пьянки и разврата с ромом и распутными девами(капитан Джек Воробей)-достаточно было дешевого и доступного алкоголя. Подошло даже бы дешевое из бананов.
  12. +5
    12 февраля 2021 12:18
    В хозяйстве трудились и свободные, и крепостные, и рабы. Но для испанцев чёрные рабы были дороги. Их привозили в основном голландцы или португальцы. Поэтому негров берегли. И даже за серьёзные преступления старались наказывать без применения смертной казни.

    Автор тактично опускает один момент: а почему вообще появилась необходимость завозить чёрных рабов - с другого континента? Неужто местных было мало?
    Оказалось - мало. Гуманные и просвещённые испанцы так лихо взялись за колонизацию, что карательными экспедициями и неумеренной эксплуатацией подорвали рабочие ресурсы колоний. И были вынуждены везти рабсилу через океан.
    1. +6
      12 февраля 2021 14:01
      Ничего подобного. Папа Римский запретил держать индейцев в качестве рабов, потому что Ватиканом они были признаны полноценными людьми, имеющими бессмертную душу. Взамен было рекомендовано завозить негров, которые, по мнению Ватикана, бессмертной души не имели.
    2. +4
      12 февраля 2021 16:25
      Индейцы не работники были , негры работали намного лучше .
      Даже в наше время в Латинской Америке местное индейское население не особо работает . Они нанимаются на несколько дней или недель , и больше их не видно .
  13. +3
    12 февраля 2021 17:09
    Потомки смешанных браков в испанских колониях не были людьми второго-третьего сорта.

    На самом деле существует сложная система латиноамериканских каст.

    В целом - белая кожа, светлые волосы и испанское происхождение повышали статус, а наличие африканской и в особенности индейской крови — понижали статус.

  14. +1
    12 февраля 2021 18:46
    Да, у нас учат историю по английским так сказать "учебникам" многие хорошо знают про разгром Великой Армады в 1588, а вот про разгром англо-голландской ответной "Армады" испанцами в 1589 мало кто знает. Об этом событии интересно написано в ЖЖ Махова за 12 или 13 год. А так всегда было- историю пишут победители, Испания проиграла.
    1. +2
      13 февраля 2021 16:07
      Испанскую Армаду разгромили не англичане, а жестокий шторм. Те, которые остались сопротивляться не могли.
    2. 0
      14 февраля 2021 00:04
      Цитата: Хибинский Пластун
      Испания проиграла.

      ну она проиграла экономическую войну в целом. в 1596 году объявила дефолт по долговым обязательствам.
      А "разгром КОнтрАрмады" под командованием Дрейка принадлежит как раз погоде.
      жестокий шторм

      Где погода помогла одним там и другим. Так что квиты. Лондонский мир им всем.
      19 лет в мире и сотрудничестве.
  15. +1
    12 февраля 2021 18:56
    Блин ,что за пятница такая ? То Фролова,то Самсонов (((
    Надеюсь хоть на выходные появится что-либо стоящее почитать.
  16. +3
    12 февраля 2021 21:59
    Сменен один миф другим мифом smile

    И испанцы, и англичане разбойничали вовсю. И жестокость
    господствовала с обеих сторон. И к рабам, и к врагам.
    Царства ацтеков (до крушения их испанцами) тоже были зашкаливающе жестокими
    по отношению к другим индийским племенам.
  17. +4
    13 февраля 2021 10:25
    Я бы не искал в художественной литературе о благородных пиратах политического подтекста. Образ благородного разбойника , известен с древних времён, в Европе был ещё в Древней Греции. Был и в Китае , Индии, и в других местах, как в литературе, так и в устных сказаниях, как чисто художественный образ или на основе реальных событий
    Благородный разбойник — архетипичный образ, герой литературного произведения, народных легенд или картин, который вынужден был стать преступником, однако сохранил представления о чести и достоинстве.

    Робин Гуд, Сун Цзян, Вираппан, Зорро, Дубровский, Жофрей де Пейрак, Блад, Юрий Деточкин - это известный художественный образ благородного разбойника.
    Благородные пираты из того же ряда
    1. 0
      13 февраля 2021 16:09
      Но наши пираты, самые пиратствующие. Они настолько были хороши, что когда отпускали врага, то всегда его голову привязывали к его рукам. Что бы на Страшном суде оп предстал полностью собранным.
    2. 0
      14 февраля 2021 00:12
      Цитата: Avior
      Жоффрей де Пейрак

      Он же Рекастор, не был пиратом в прямом смысле. Он был контрабандистом. Торговец серебром.(кстати до морской карьеры он это делал и на суше)
      Это на Средиземноморье,а на Карибах он "пиратствовал" в основном на затопленных галеонах.
      1. +2
        14 февраля 2021 12:24
        Рескатор точнее.
        Ещё как пират. Именно он вместе с другими пиратами заманивает в засаду де Вивона.
        1. 0
          14 февраля 2021 18:18
          Цитата: Avior
          Ещё как пират. Именно он вместе с другими пиратами заманивает в засаду де Вивона

          Один из любимых романов
          Новость о битве при мысе Писсаро пришла в Париж в середине июля, во время последнего праздника, который король давал накануне отъезда в Лоррейн. Флот де Вивонна был атакован у берегов Сицилии турецкими галерами, во главе которых стоял изменник — алжирец по имени Рескатор. Сражение скорее всего напоминало перестрелку. Но два корабля из двадцати все же потонули.

          Рекастор состоял на службе у Великого Турка. Когда топили "Фламандию" с его сыном, он специально все сделал чтобы его спасти. Даже прислал туда личную гвардию-янычар.
          В общем с пиратами его роднило мало. Грабежами кораблей он не занимался. А вот торговлей серебром и выкупом пленных и их захватом-да.
          При атаке эскадры де Вивона уже с Анжеликой-он атаковал их корабль(Дофину) снабжения ради освобождения своих людей. Опять же турецкие фелуки, а потом его ксебека. Под собственным флагом.
          Он атаковал эскадру французского адмирала с 2 фелуками и 1 ксебекой. Предварительно подняв флаг войны. Где тут пиратство то? Он ничего, кроме своих людей/ пленников не взял.
          Это другие пираты в романе убивали, насиловали(ту же Анжелику) и торговали всеми людьми.Включая даже Мальтийский орден(святые люди ж...работорговлей занимались)
          Это можно адресовать Самсонову.
          1. +1
            14 февраля 2021 21:29
            Де Вивон не сомневался, что Рескатор- пират. А уж он то в этом деле понимал:)))
            . Кто же он, этот Рескатор, о котором вы все постоянно думаете? — спросила Анжелика.
            — Один из тех нарушающих все законы разбойников, которых нам поручено преследовать и, если удастся, захватить, — отвечал, помрачнев, де Вивонн.
            — Значит, это турецкий пират?
            — Он пират, это несомненно. А вот турок ли он, этого я не знаю.
            1. 0
              15 февраля 2021 12:42
              Цитата: Avior
              Де Вивон не сомневался, что Рескатор- пират.

              Для адмирала королевского флота-все его противники, подлые пираты. Что впрочем для Средиземноморья не новость. Хотя его союзники, некоторые итальянские города-тоже пираты. Но они его союзники. Турки-основной противник христиан, для него все пираты. Для турков-французы и мальтийцы пираты. А мальтийский орден-уважаемая контора. И для них все остальные-пираты.В общем замкнутый круг.
              Но ответ дает капитан судна с контрабандой-Рекастор контрабандист и снабжал регион серебром. Построил сеть контрабанды, платил щедро, вызволял всех своих людей отовсюду.
              Нападение на королевские эскадры он совершал от необходимости получить то сына то пленников. В общем то все кто совершил нападение на адмирала-все пираты.
              Но какой пират в своем уме будет нападать с одним кораблем против Королевской эскадры? А он использовал пушки с оптикой.И водолазное оборудование.
              Основная цель преследования Рекастора на Средиземноморье-это разрушение его монополии на серебро! Поэтому его и объявили где-ренегатом, то пиратом и прочими нехорошими словами.
              Главный пират Средиземноморья-Алжир(с его адмиралом) считали его злейшим врагом.
              Кстати экипаж и команда адмиральской галеры о Рекасторе немного другого мнения.
              Никто не знал полной правды о нем. Только частично. И каждый свою часть.
              PS. Только сейчас подумал, что он везде стремился создать монополию на золото и серебро(ну и свинец). За что был жестко бит везде.
              1. +2
                15 февраля 2021 17:06
                Он сам говорит, что не знает национальности Рескатора. Только род деятельности- пират.
                1. 0
                  16 февраля 2021 00:45
                  Цитата: Avior
                  Он сам говорит, что не знает национальности Рескатора. Только род деятельности- пират.

                  национальности никто не знал. Всем были пущены разные легенды. Тем более он же полиглот. Говорил на 8 языках.
                  Род деятельности тоже тщательно скрывался. Производство серебра и торговля им.
                  Поскольку в море он являлся на корабле-то он либо торговец либо пират. В то время это одно и тоже. А он защищал то свою монополию. Но никто не знал что именно он-ее владелец.
                  Экипаж адмирала считал его испанским ренегатом.
                  Никто вообще не подозревал что он француз.
                  В общем то официально Франция считала его турецким пиратом. Мальтийцы-арабским. Алжирцы просто заклятым врагом их пиратской империи. Прочие пираты просто завидовали его богатству. Турки его пиратом не считали. Марокканцы тоже.
                  Смотрю мы уже затянули круче Самсонова спор о графе Тулузском.
                  Сойдемся что для Франции он был пиратом. Поскольку они не знали о нем ничего.Кроме того что он напал на них одним кораблем, с новыми технологиями.
                  Но это был могущественный контрабандист своего времени. Ни один пират не смог бы так.
                  Он же даже Греческий огонь потушил.
  18. 0
    13 февраля 2021 16:25
    Что-то не понял, испанцы хорошие, а французы, голландцы, англичане плохие? Да испанцы такие же были убийцы и жестокие. Сколько индейцев поубивали.
  19. 0
    13 февраля 2021 23:41
    На Западе с помощью художественных романов и фильмов был создан миф о жестких, но благородных людях (вроде капитана Блада из романов Р. Сабатини)

    Из романа - Блад был сыном ирландского врача и уроженки Сомерсетширского графства
    двадцати лет от роду добившись степени бакалавра медицины в дублинском колледже

    Главный герой САМ был продан в рабство английскими властями! Ненавидел всю английскую систему вместе с королем Яковом.Везде и всегда говорил что он ирландец и это не одно и тоже что англичанин.
    Роман переполнен зверствами и жестким пиратством как английских так и французских и испанских.
    Где там героизация "Запада"? Что образованного врача, солдата, невиновного в мятеже продали за 10 фунтов плантатору сами англичане?
    Если бы не Арабелла-он бы не особо щадил и английские поселения(ибо большая часть его людей-французы, а им англичане не нравятся априори)
    То что он сам был такой-героизация была только его такого. А сам роман очень четко показывает гнусность английской системы продажи людей в рабство, английское пиратство и управление колониями, что пирату приходиться защищать английские колонии то от испанцев то от французов, пока алчные губернаторы гоняются за ним самим на Тортугу.
    Никакой героизации Запада в романе Рафаэля нет и в помине. Скорее наоборот.
    Герой как раз борется против Английской системы, будучи врачом/солдатом ирландцем, с обучением де Риттера.
    Резко критикую эту статью потому что автор
    1-то выставил бедными индейцев, а белых колонизаторов(а это именно испанцы)-а мы знаем какие кровожадные и каннибалами были те же ацтеки.
    2-потом несчастными стали испанцы, чей образ и быт автором в этой статье стали положительными и их колонизация призвана быть автором положительной, в отличие от других.
    3 этап-неужели потом будет уже Британская/голландская/французская система признана образцовой перед, к примеру, американской по принципу испанской?
    Автор к примеру знает что французы тоже свободно спаривались с туземками в Новой Франции?
    И то что индейцы там массово принимали католичество и воевали на стороне НФ против Новой Англии*?
    С ними даже заключали договора! В отличие от испанцев.И вели с ними торговлю. Правда спаивали их огненной водой, а те табаком и страстью к шкурам пушных/бобров.
    Вся статья про бедных и хороших испанцев...и не хороших "Западных"...
    Это при том что сами испанцы и владели Голландией и она приносила больше прибыли чем американские колонии.
    1. 0
      14 февраля 2021 11:51
      Но Славную революцию с воцарением благородного Вильгельма Оранского Сабатини приветствует. И Блад идёт на службу благородной объединенной англо-голландской буржуазии.
      1. -1
        14 февраля 2021 18:23
        Цитата: СВД68
        Но Славную революцию с воцарением благородного Вильгельма Оранского Сабатини приветствует

        Для Блада -его ссылка окончена.Якова он ненавидел. С пиратством тоже он завязал ранее. Разгромив французов при Порт Рояле он заслуживает прощение.
        Цитата: СВД68
        И Блад идёт на службу благородной объединенной англо-голландской буржуазии

        не хотел. Его вынудили чтобы искупить. Да и опять же эти бабы(Арабелла и спасти ее дяденьку от виселицы, вечно он его спасал, когда тот хотел его повесить..)
        Что касается описание Хроники Блада-то там он вообще не питал иллюзий о стране с такими губернаторами колоний и начальниками.Порой испанцы были куда рачительнее.
  20. 0
    15 февраля 2021 09:06
    Что и говорить, наглосаксы - гении пропаганды. Наш Иван Грозный - типа кровавый маньяк, а Генрих VIII, уничтоживший в разы больше народа, религиозный предатель, вроде как жёсткий, но весьма прогрессивный.
  21. -1
    15 февраля 2021 22:37
    Как то слишком политизированно для исторической статьи.