Военное обозрение

Подводное недоразумение или почему так происходит?

91
Все новостные каналы уже уделили внимание инциденту с участием японской подводной лодки «Сорю» и сухогрузом «Океан Артемис», который произошел 8 февраля.




Лодка каким-то непостижимым образом всплыла под грузовым судном и ударилась о него боевой рубкой.



Три члена экипажа получили незначительные травмы, не требующие срочной госпитализации. На лодке были повреждены горизонтальные рули и выведено из строя оборудование связи, которое находилось в боевой рубке. Причем, повреждено настолько, что лодке пришлось тащиться в надводном положении до зоны действия сотовой связи и докладывать о происшедшем по мобильному телефону.

Смешно, если бы не было столь грустно.

Возникает закономерный вопрос: как подводная лодка, оснащенная радарами, гидроакустическими станциями и прочей полезной аппаратурой, могла допустить такое столкновение?

Получается – запросто.

И ведь это не единичный случай в мировой практике.

07.01.2008 года. Индийская подводная лодка «Sindhughosh», бывшая советская Б-888, столкнулась с торговым судном «Leeds Castle» при попытке всплытия. Повреждена боевая рубка.

03.02.2009 года. Британская «Vanguard» и французская «Le Triomphant» столкнулись под водой. Французы сами дошли до базы, а британскую лодку пришлось буксировать. Учитывая наличие на борту «Вэнгарда» 16 ракет с ядерными боеголовками, все могло быть значительно хуже.

19.03.2009 года. Американская подлодка «Hartford» и десантный транспорт-док «New Orleans» столкнулись в Ормузском проливе неподалеку от берегов Ирана. 15 человек из экипажа подлодки получили ранения, транспорту пробили топливную цистерну.

13.10.2012 года. Американская подводная лодка «Montpelier» и крейсер «San Jacinto» (тип «Тикондерога») столкнулись во время учений. Полностью разбит обтекатель гидролокатора подлодки, возможно, поврежден и сам гидролокатор.

11.01.2013 года неизвестное рыболовецкое (предположительно) судно снесло перископы американской подводной лодке «Jacksonville» в Ормузском проливе.

20.07.2016 года британская подводная лодка «Ambush» столкнулась с неизвестным судном в районе Гибралтара.

18.08.2016 года американская ПЛ «Louisiana» столкнулась с судном снабжения в проливе Хуан-де-Фука.

И теперь в дружную семью умеющих не заметить ничего вокруг себя влились японцы. Поздравляем.

И все-таки, почему они сталкиваются? Понятно, что океан – это очень небольшая лужа типа Аральского моря, потому две лодки могут запросто там пересечься.



Но есть и более вменяемые объяснения.

Например, вариант, когда на японской лодке вообще не видели «Океанскую Артемиду». Это могло произойти в том случае, когда сухогруз догонял лодку с кормы. «Сорю» не имеет кормового гидролокатора. Его роль берет на себя буксируемая ГАС, которая была убрана. Это нормально, если подводная лодка собиралась всплывать, а судя по всему, «Сорю» как раз и шла на всплытие.



Есть гидролокаторы бокового обзора, но они не так эффективны в направлении кормы, да еще и существует практика смещения секторов обзора боковых гидролокаторов в сторону носа. Это делают в том случае, если лодка входит в район, где повышенное движение. Лодка подходила именно к такому району.

Естественно, имеет место (скорее всего) и человеческий фактор. То, что сухогруз «подкрался» с кормы, совершенно не снимает ответственность с дежурной смены «слухачей». Они явно расслабились в это время.

Есть еще один вариант. Это эффект Вентури. Явление не то чтобы уникальное, но встречающееся в мировой практике. Это когда разрежение, создаваемое крупным, и необязательно быстро идущим кораблем, «подсасывает» лодку вверх и направляет в корпус надводного корабля.

Такой случай произошел в 2007 году с американской подводной лодкой «Newport News» на юге все того же злополучного для американских подводных лодок Ормузского пролива.

«Ньюпорт Ньюс» был эффектом Вентури поднят выше и ударился в корпус японского танкера «Могамигава». «Ньюпорт Ньюс получил значительные повреждения в носовой части. Кстати, командир был отстранен от командования и пошел под суд, но физики доказали его невиновность.

Однако, это все лирика.

Главные претензии надо предъявлять акустикам японской лодки. Да, «Океанская Артемида» могла войти в зону «слепого пятна» в кормовом секторе, но что или кто мешал видеть сухогруз ДО того, как он вошел в «мертвую зону»?

Как бы корабль не маленький…

Подводное недоразумение или почему так происходит?


Причем, говорить о том, что экипаж лодки не понял сигналов гидролокатора, тоже говорить как-то странно. Лодка находилась в районе континентального шельфа, если бы под килем была океанская глубина, более привычная для экипажей атомных подводных лодок, то можно было бы говорить о непривычных условиях работы.

Но небольшие глубины континентального шельфа как раз более привычны для акустиков дизельных подводных лодок. Ну или стирлинговых, если точнее. Ибо мелководье (с точки зрения «взрослой» АПЛ) является зоной оперирования дизель-электрических подводных лодок.



Так что очевидно, что столкновение и повреждение «Сорю» целиком и полностью лежит на гидроакустиках японской лодки. И столкновение невозможно оправдать, потому что оно произошло среди дня, в условиях нормальной погоды.

Так что основной рабочей версией можно принять следующее: гидроакустики «Сорю» просто проглядели «Океанскую Артемиду», лодка находилась на перископной глубине либо выходила на нее и была «подсосана» крупным сухогрузом в его корпус.

В целом – реально могло быть и хуже.



Однако продолжение цепочки аварий и ЧП говорит о том, что далеко не все в подготовке экипажей современных подводных лодок в мире прекрасно. По-прежнему возникают глупейшие ситуации, который чудом не заканчиваются трагедиями.

Кстати, очень радует отсутствие в списке аварий и ЧП российских лодок. Единственный случай с Б-276 «Кострома» и американской «Батон Руж» в феврале 1992 года. Да и то, там американцы приложили все усилия, чтобы устроить катастрофу.

В итоге хочется сказать только то, что подводная лодка именно благодаря своей скрытности является источником повышенной опасности в море. Что должно по идее накладывать на государства обязательства по качественной подготовке экипажей.



Иначе список поврежденных при контактах с надводными кораблями подводных лодок будет расти и дальше. А это, согласитесь, не очень желательно.
Автор:
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Destiny
    Destiny 11 февраля 2021 05:43
    +33
    Основная причина навигационных аварий чаще связана с ошибками экипажа и реже по причине отказа технических средств.Пресловутый "человеческий фактор",от которого никуда не деться ни на одном флоте мира.Аварии были,есть и будут к сожалению..
    1. pmkemcity
      pmkemcity 11 февраля 2021 06:17
      +6
      БИП проворонил. Причем тут акустики?
      1. 2534М
        2534М 11 февраля 2021 10:19
        +1
        Цитата: pmkemcity
        БИП проворонил. Причем тут акустики?

        fool
        что "поворонил"?!?! - истошные вопли докладов акустика?!?! - ЕСЛИ ОНИ БЫЛИ ....
        а вот не могло быть их легко, например при хорошем скачке СЗ метрах так на 20-23
        1. pmkemcity
          pmkemcity 11 февраля 2021 12:17
          +10
          Цитата: 2534М
          что "поворонил"?!?! - истошные вопли докладов акустика?!?! - ЕСЛИ ОНИ БЫЛИ ....
          а вот не могло быть их легко, например при хорошем скачке СЗ метрах так на 20-23

          Причем тут вопли? Акустики культурные ребята и голос редко повышают. А вот БИП должен следить за всеми целями. Если они признали цель неопасной и бросили слежение за ней, то с кого спрос?
          Всплытие в два приема осуществляется в таком по­рядке. Подводная лодка всплывает на безопасную глу­бину с помощью горизонтальных рулей и хода. На этой глубине гидроакустической станцией в режиме шумопеленгования тщательно прослушивается горизонт. Для на­дежного обследования кормовых курсовых углов описы­вается координат. Носовые и кормовые сектора обследу­ются в режиме эхопеленгования. Один из дизелей гото­вится на продувание главного балласта с ходом или без хода.
          Всплытие на перископную глубину производится по боевой тревоге за минимальное время. Это достигается созданием соответствующего дифферента на корму (около 5°) и дачей, как правило, среднего хода. Перед приходом на перископную глубину ход уменьшается до малого, дифферент отводится к нулю и поднимается перископ, в который командир быстро осматривает горизонт и воз­дух. В свежую погоду во избежание выбрасывания пл волной на поверхность моря до прихода на перископную глубину следует принять в уравнительную цистерну не­которое количество воды из-за борта.
          При всплытии с безопасной глубины на перископную рекомендуется заблаговременно поднять выдвижные устройства: антенну радиолокационной поисковой стан­ции— на глубине 16—18 м, перископ — на глубине 12— 14 м.
          Во время прохождения глубины от безопасной до пе­рископной необходимо быть готовым в любой момент за­полнить цистерну быстрого погружения. (Справочник по управлению кораблем, 1974 г)
          1. 2534М
            2534М 11 февраля 2021 14:39
            +2
            Цитата: pmkemcity
            Если они признали цель неопасной и бросили слежение за ней, то с кого спрос?

            если она НАБЛЮДАЛАСЬ
            а очень легко - могла не наблюдаться
            тупо мощный ГССЗ между безопасной глубиной и поверхностью
            или зона тени
            Цитата: pmkemcity
            Всплытие в два приема осуществляется в таком по­рядке. Подводная лодка всплывает на безопасную глу­бину с помощью горизонтальных рулей и хода. На этой глубине гидроакустической станцией

            САДИСЬ ДВОЙКА
            ДО всплытия на безопасную обстановка уточняется на ОПТИМАЛЬНОЙ для поиска
            Цитата: pmkemcity
            Для на­дежного обследования кормовых курсовых углов описы­вается коордИнат.

            fool
            в словаре посмотрите ЧТО ТАКОЕ коордОнат
            он к обеспечению безопасности всплытия НИКАКОГО отношения не имеет
            Цитата: pmkemcity
            Носовые и кормовые сектора обследу­ются в режиме эхопеленгования.

            lol
            а "бортовые"? laughing
            ей богу, ВЫ не притомились ЧУШЬ ПОРОТЬ, причем безграмотную
            причем человеку который все это хорошо знает (причем не "теоретически")
            Цитата: pmkemcity
            Один из дизелей гото­вится на продувание главного балласта с ходом или без хода.

            даже для ДЭПЛ - далеко не всегда
            Цитата: pmkemcity
            Всплытие на перископную глубину производится по боевой тревоге за минимальное время.

            ВЫ пропустили слово С БЕЗОПАСНОЙ глубины
            Цитата: pmkemcity
            Это достигается созданием соответствующего дифферента на корму (около 5°) и дачей, как правило, среднего хода.

            а ничего что у АПЛ на малой глубине ограничения меньше "среднего хода"?
            кстати, с таким "маневрами" wassat ВЫ выдвижные часом не загнете (набегающим потоком)?
            Цитата: pmkemcity
            Перед приходом на перископную глубину ход уменьшается до малого, дифферент отводится к нулю и поднимается перископ, в который командир быстро осматривает горизонт и воз­дух

            все не так
            на ДЭПЛ обязателен переход с ГЭД ЭКХ на "большой"
            осматривать в перископ тоже нужно уметь - сначала очень быстро носовой сектор, затем быстро по кругу и уже потом детально
            Цитата: pmkemcity
            (Справочник по управлению кораблем, 1974 г)

            при чем здесь эти "мурзилки"?!?! - если есть Инструкции по управлению АПЛ (ДЭПЛ) и "хорошая морская практика" (например команда "Боцман ныряй!" для ухода от таранного удара и соотв. маневр)
            1. pmkemcity
              pmkemcity 11 февраля 2021 15:27
              +4
              Цитата: 2534М
              при чем здесь эти "мурзилки"

              Справочник подготовлен коллективом авторов: капита­ном 1 ранга Александровым А. А. (предисловие, гл. 4,12, 14 и 22); капитаном 2 ранга Орловым А. Б. (гл. 7, 8,13, 17, § 1—7 гл. 1 и § 6.5 гл. 6); капитаном 1 ранга Титовым Ю. Е. (гл. 2, 5, 6 § 1—4, 11, 21 и § 8, 9 гл. 1); капитаном 1 ранга Юшиным С. С. (гл. 3, 15 и § 1 гл. 20); капитаном 2 ранга Кузнецовым Г. М. (гл. 9, 10 и 18); ка­питаном 2 ранга Броневицким А. П. (гл. 16 и 19); капи­таном 2 ранга Кузнецовым В. А. (§ 2 и 3 гл. 20).
              И... акустика только не учи. Да и в БИПе не одну вахту отстоял. Не может такого быть, что бы цель не наблюдалась в длительный период времени. При нормально поставленной службе БИП и в активный режим переходить не надо, все считается в ручную на планшете быстрее БИУС (по крайней мере в мое время).
              1. 2534М
                2534М 11 февраля 2021 15:37
                -1
                Цитата: pmkemcity
                Справочник подготовлен коллективом авторов

                да поФИГ кем он подготовлен
                по целому ряду обозначенных пунктов он ПРОТИВОРЕЧИТ "Инструкциям по управлению" АПЛ и ДЭПЛ, ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ и ХОРОШЕЙ МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ
                Цитата: pmkemcity
                Да и в БИПе не одну вахту отстоял.

                видать "не в коня корм" lol
                Цитата: pmkemcity
                Не может такого быть, что бы цель не наблюдалась в длительный период времени.

                1. редко но может
                2. она может наблюдаться ДАЛЬНЕЙ, а вот в ближней зоне уходить в "тень", и если она изменила КПДЦ то бывают реальные случаи когда после "Боцман ныряй!!!!" многоцелевые АПЛ уходят от рыбака только благодаря своим "почти истребительным возможностями" (есть ЛИЧНЫЙ опыт). Тем более кода у рыбака есть НЧ ГАС с большой шкалой, и лодка для него это "большой косяк рыбы"
                Цитата: pmkemcity
                При нормально поставленной службе БИП и в активный режим переходить не надо

                fool
                мда ...
                собственно ВЫ сами ЛИЧНО свою "службу" охарактеризовали request
                а в активный режим не просто "надо" а ОБЯЗАНЫ переходить, в т.ч. и потому что цели надводные могут быть СТОПОВЫЕ
                Цитата: pmkemcity
                все считается в ручную на планшете быстрее БИУС (по крайней мере в мое время).

                а 20 целей посчитаете?
                и это реальные цифры например для полигонов СФ

                ЗЫ
                и я уже не говорю о том что человеку, заявлявшему о себе
                Да и в БИПе не одну вахту отстоял.

                ссылаться на эту МУРЗИЛКУ - просто моветон
                1. pmkemcity
                  pmkemcity 11 февраля 2021 15:47
                  +1
                  Цитата: 2534М
                  а 20 целей посчитаете?

                  Даже " в столбик". "Был у нас минер. Звали его... Без разницы, как его звали. Одно слово - минер!" (72 метра)
                  1. 2534М
                    2534М 11 февраля 2021 15:49
                    0
                    Цитата: pmkemcity
                    Даже " в столбик"

                    врет и не краснеет ...
                    Цитата: pmkemcity
                    Одно слово - минер

                    вот и я говорю - МАЛО ОН ВАС ПОРОЛ, МАЛО
                    1. pmkemcity
                      pmkemcity 11 февраля 2021 15:59
                      0
                      Цитата: 2534М
                      вот и я говорю - МАЛО ОН ВАС ПОРОЛ, МАЛО

                      Вы всё врёте! У нашего минера и ремня то отродясь не было. Как то на гауптическую вахту всем кораблем собирали.
                      1. 2534М
                        2534М 11 февраля 2021 16:01
                        -1
                        Цитата: pmkemcity
                        У нашего минера и ремня то отродясь не было

                        вот и я говорю, что плохо что у вашего минера ремня - ВАС ПОРОТЬ НЕ БЫЛО
                      2. GEOID
                        GEOID 4 апреля 2021 10:36
                        0
                        good
                        Фрунзе против Макарова.

                        https://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=2238&p=8#p1412209
              2. 2534М
                2534М 11 февраля 2021 16:41
                +1
                Цитата: pmkemcity
                Да и в БИПе не одну вахту отстоял. Не может такого быть,

                кстати "всему этому" belay Вас часом не Мирон feel учил?
              3. 2534М
                2534М 11 февраля 2021 17:42
                +1
                Цитата: pmkemcity
                Да и в БИПе не одну вахту отстоял. Не может такого быть, что бы цель не наблюдалась в длительный период времени.

                Японское море:

                Черное море:
                Ранняя весна 1990 года в Крыму привела к тому, что вода прогрелась уже в средине апрелядо 14°С. Затем вдарили холода и даже выпал снег. На флоте проводились плановые учения. Шторма перемешали верхние слои моря и в итоге гидрологические условия образовались крайне неблагоприятными для поиска надводных целей. IV тип ГЛУ до ста метров,- редкость для Черного моря. Два слоя скачка на 15÷17 и 30÷35 метрах давали возможность эффективного уклонения от обнаружения подкильными ГАС, но для разведки и атаки ОБК (НТ-4) в ближней зоне освещенности необходимо было всплывать под перископ или маневрировать на опасных глубинах. Ночью неоднократно при всплытии для определения места по «срочному» пришлось уклоняться от страшных транспортов и наглых рыбаков. Шумы в ближней зоне начинали прослушиваться на опасной глубине
            2. PSih2097
              PSih2097 11 февраля 2021 18:49
              0
              Цитата: 2534М
              человеку который все это хорошо знает (причем не "теоретически")

              тогда почему погоны сухопутные??? Срочно менять в профиле (жмем на аватарку - потом на погон (он под аватаркой) и выбираем нужный)...
          2. антивирус
            антивирус 11 февраля 2021 14:53
            +2
            такой справочник на японском есть?. вот и причина.
            1. 2534М
              2534М 11 февраля 2021 14:54
              -2
              Цитата: антивирус
              такой справочник на японском есть?.

              это не "справочник" а фуфло
      2. PSih2097
        PSih2097 11 февраля 2021 18:46
        0
        [quote=pmkemcity]БИП проворонил. Причем тут акустики?[/quote]
        Может на ПЛ ВМФ Японии так же?
        [quote]Новый БИП японских фрегатов назвали похожим на мостик звездолёта[quote]
        А японцы оказались не готовы к звездным технологиям... request
    2. Uncle Lee
      Uncle Lee 11 февраля 2021 06:18
      +4
      не все в подготовке экипажей современных подводных лодок в мире прекрасно
      это и есть человеческий фактор
      1. Кузнец 55
        Кузнец 55 11 февраля 2021 10:07
        +3
        Что говорить о подлодках , если надводные корабли при ясной погоде сталкиваются .
        Человек -слабое место , кто то невнимателен , а кто то и в подпитии .
        Дисциплина на рабочем месте , подготовка экипажа , строгий контроль и самоответственность , вот что может предотвратить аварии . И не только в море , во всех сферах жизни .
        1. arkadiyssk
          arkadiyssk 11 февраля 2021 13:19
          +2
          Конечно, человеческий фактор, например расследование столкновения американского эсминец "Фицджеральд" и контейнеровоз ACX Crystal, в 2017 году выявило что оно произошло "из за сенсорных органов управления эсминцем". В условиях внезапного обнаружения контейнеровоза и возникшей суматохи экипаж просто не смог нормально отвернуть корабль тыкая в сенсоры. По результатам было принято решение, что все АрлиБерки будут переведены с сенсорных на обычные механические органы управления, гарантирующие нормальную визуальную и тактильную обратную связь.
    3. Зяблицев
      Зяблицев 11 февраля 2021 07:12
      +13
      Человеческий фактор...Мне вспомнилась наша трагедия 1981 года с дизельной подлодкой С-178 в бухте Золотой рог, когда на нее со всей дури въехал рыболовецкий рефрижератор РФС-13, который отклонился от курса и шел без сигнальных огней, потому что вся команда была вдрызг пьяна! Лодка затонула, погибли люди.
      1. snerg7520
        snerg7520 11 февраля 2021 08:34
        -3
        Увы, всё было строго наоборот - на подлодке на сдаточных испытания после ремонта было пьяна вдрызг вся команда,
        включая специалистов завода, она отклонилась от курса и шла без сигнальных огней, поэтому и попала под форштевнь рефрижератора.
        1. Зяблицев
          Зяблицев 11 февраля 2021 09:07
          +6
          Тот инцидент командование флота замолчало, а материалы уголовного дела были долгое время засекреченны, тем не менее сегодня из него известно, что, на рефрижераторе 21 октября отмечали день рождения старшего помощника Виктора Курдюмова, и вся команда, в том числе именинник, была в изрядном подпитии. Выйдя в море, они не включили сигнальные огни, хотя уже стемнело. Подлодку запеленговали, но Курдюмов продолжал идти прежним курсом, посчитав, что на пути рефрижератора какое-то мелкое судно и оно само должно уступить фарватер... Суд в итоге приговорил старпома к 10 годам лишения свободы, но вину разделил и на командира подлодки, которому тоже впаял червонец!
          1. snerg7520
            snerg7520 14 февраля 2021 19:45
            -1
            Я учился с сыном ни за что посаженного рыбака и общался с его отцом, которого назначили "козлом опущения".
            Более того, мои знакомые и друзья, связанные с флотом и обладавшие информацией об этом инциденте, большей частью подтверждали вину команды ПЛ в столкновении, меньшей - не были уверены в однозначной вине команды рефрижератора - Владивосток город, в определенном смысле, маленький, особенно в советские времена и шила в мешке не утаишь.
            И не смешите меня материалами уголовного дела - "шить дело" по приказу свыше у нас прекрасно умели и тогда, и сейчас.
            Касаемо хамства "2534М" - я бы хотел вас обидеть, но лучше природы у меня не получится.
            1. Зяблицев
              Зяблицев 14 февраля 2021 19:54
              0
              Поэтому и командира лодки осудили - виноваты оба! Так что все по справедливости! Но факт остается фактом - команда рефрижератора вела себя крайне не профессионально! Не лодка в них въехала, а они в лодку, хотя у них было время для маневра!
        2. Fotoceva62
          Fotoceva62 11 февраля 2021 09:07
          +8
          Для
          snerg7520
          Источник пожалуйте в студию.
          Пьяный вдрызг экипаж подлодки... Где служили? Сколько в вашем ватервейсе помещалось сундуков?(ирония и сарказм). Лодка без ходовых огней? Может и ревун был выключен?
        3. dedusik
          dedusik 11 февраля 2021 09:55
          0
          Да было это на ресурсе, можно и почитать еще раз winked https://topwar.ru/87181-34-metra-gibel-pl-s-178-v-1981-g-rasskaz-starpoma-sergeya-kubynina.html
        4. 2534М
          2534М 11 февраля 2021 10:19
          +3
          Цитата: snerg7520
          на подлодке на сдаточных испытания после ремонта было пьяна вдрызг вся команда,

          ВЫ БРЕХЛО
      2. tihonmarine
        tihonmarine 11 февраля 2021 09:45
        +2
        Цитата: Зяблицев
        в бухте Золотой рог, когда на нее со всей дури въехал рыболовецкий рефрижератор РФС-13, который отклонился от курса и шел без сигнальных огней, потому что вся команда была вдрызг пьяна!

        У моряков поговорка есть "Бойся ду...ков, и пьяных рыбаков."
        1. Alexey RA
          Alexey RA 11 февраля 2021 11:55
          0
          Цитата: tihonmarine
          У моряков поговорка есть "Бойся ду...ков, и пьяных рыбаков."

          ЕМНИП, поговорка всё же другая:
          Бойся в море рыбака и военного моряка.

          А хуже всего - когда оба фигуранта поговорки встречаются друг с другом. У одних - план горит, и они лезут ловить на полигон, у других - боевая подготовка.
          1. tihonmarine
            tihonmarine 11 февраля 2021 12:27
            +3
            Цитата: Alexey RA
            Бойся в море рыбака и военного моряка.

            Да не, вояки нормальные судоводы, а рыбаки непредсказуемы, и часто под градусом. Да и то только прибрежка, а на больших промысловиках служба тоже нормально поставлена. А вот иностранных рыбаков, лучше обходить за три мили, там один шкипер, а на больших двое. Самому пришлось быть рыбаком и на "мочеботах", и на крупнотоннажных.
    4. Гражданский
      Гражданский 11 февраля 2021 07:54
      +1
      Ничего не могу сказать, без материалов дела(
    5. tihonmarine
      tihonmarine 11 февраля 2021 09:42
      +3
      Цитата: Destiny
      Пресловутый "человеческий фактор",от которого никуда не деться ни на одном флоте мира.Аварии были,есть и будут к сожалению..

      Вахтенная служба "Сорю" была не на высоте. Но такие ошибки случаются постоянно, даже при наличии самой совершенной аппаратуру.
    6. Sahalinets
      Sahalinets 11 февраля 2021 14:47
      +1
      Совершенно верно! Автор почему-то упустил инцидент 9.02.2001 когда американская ПЛ Гринвилл утопила японский траулер Эхиме Мару с человеческими жертвами. И в ходе расследования выяснилось, что на борту лодки царил полный бардак.
    7. Alien From
      Alien From 12 февраля 2021 03:28
      0
      Согласен с Destiny, никто не застрахован от ошибок, море вообще их не прощает!
    8. stels_07
      stels_07 13 февраля 2021 12:38
      0
      Может отрабатовали скрытное проникновение в бухту Владика например и не расчитали...
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 11 февраля 2021 06:01
    +2
    Автор забыл ещё один инцидент в японском море, в 1984 если я не ошибаюсь, с нашей подводной лодкой К-314 (типа «Ёрш», которая при всплытия на перечерпнуть глубину столкнулась с авианосцем США Kitty Hawk (CV-63).
    1. Липчанин
      Липчанин 11 февраля 2021 06:21
      +1
      Цитата: Коте пане Коханка
      в 1984 если я не ошибаюсь, с

      Не ошибаетесь
      Истории о встречах в Мировом годы «холодной войны» советских и американских кораблей овеяны легендами. Среди моряков, как наших, так и звезднополосатых, пользуются популярностью байки на тему «Как мы показали неприятелю».

      В реальности ситуации бывали, да и до сих пор происходят, куда прозаичнее и куда страшнее. Иногда никто никому ничего «показывать» не собирается, но при этом дело едва не доходит до масштабной катастрофы.

      21 марта 1984 года в Японском море судьба свела советскую подводную лодку К-314 и американский авианосец USS Kitty Hawk («Китти Хок»).

      Полностью здесь
      https://aif.ru/society/history/zhest_v_yaponskom_more_kak_sovetskie_podvodniki_avianosec_taranili
      1. tihonmarine
        tihonmarine 11 февраля 2021 09:53
        +2
        Цитата: Липчанин
        Не ошибаетесь

        Да каждый день в море что то случается, и смешное, и трагическое. Море не прощает ошибки. На своей шкуре не раз испытал.
    2. Alien From
      Alien From 12 февраля 2021 03:31
      +1
      Коте! Автор наших совсем не перечислил почему-то......Хотя подводники сродни космонавтам/астронавтам!
  3. aars
    aars 11 февраля 2021 06:31
    +11
    Кстати, очень радует отсутствие в списке аварий и ЧП российских лодок
    Автор или готовил статью халатно или насмехается над нами, считая за склеротиков или людей неумных или и то и другое.
    С командиров подлодки «Краснодар» взыскивают более 17 млн рублей за столкновение субмарины с гражданским судном.

    Во время учений 25 апреля 2016 года в Балтийском море субмарина при всплытии столкнулась с иностранным гражданским судном
    В отношении капитана I ранга Игоря Мартемьянова (с апреля 2012 года по ноябрь 2017 года возглавлявшего кронштадтский дивизион подлодок) и капитана II ранга Дениса Сопина, являвшегося командиром экипажа «Краснодара» с сентября 2014 года по октябрь 2016 года, были возбуждены уголовные дела.
    Минобороны предъявило офицерам иски на общую сумму в 33 млн рублей.
    В такую сумму верфи оценили ремонт субмарины.

    Ленинградский окружной военный суд постановил взыскать с Дениса Сопина, руководившего опасным маневрированием подлодки, 12 млн руб., а со старшего на борту Игоря Мартемьянова, проверявшего работу командира лодки, — 5 млн руб.
    Во взыскании оставшихся 16 млн руб. суд Минобороны отказал, постановив, что эта сумма должна быть покрыта за счет средств, выделяемых военному ведомству из федерального бюджета.
    Это же недавний и известный скандал...
    1. Андрей НМ
      Андрей НМ 14 февраля 2021 09:52
      +1
      А К-407 "Новомосковск" в 1993 году с НЛО столкнулся? Да и по поводу "Курска" Попов совсем недавно с экранов телевизоров на всю страну сказал, что к трагедии привело столкновение с американской лодкой, которую они обнаружили первой, которая передавала сигнал бедствия механическим извещателем, которых на советских ПЛ никогда не было, а уже потом был обнаружен "Курск". Или директор ЦРУ просто так примчался в Россию?
      Мы за собой тоже рыбаков таскали, которые залезли в район, закрытый для плавания. От их сетей на ограждении рубки долго красовались отметины. А попробуй его услышать, когда он на стопе, да еще и в закрытом районе. Вот когда у нас скорость упала, да они дизелями заверещали, тогда стало понятно, пришлось всплывать.
  4. Kotus
    Kotus 11 февраля 2021 06:57
    +7
    "Кстати, очень радует отсутствие в списке аварий и ЧП российских лодок."

    Автор либо немного поленился, либо лукавит:

    "Как стало известно “Ъ”, судебные приставы взыскивают более 17 млн руб. с бывших командира дивизиона подводных лодок капитана I ранга Игоря Мартемьянова и командира подводной лодки «Краснодар» капитана II ранга Дениса Сопина. Во время учений 2016 года в Балтийском море «Краснодар» во время всплытия столкнулся с иностранным судном, после чего его поставили в ремонт. Свою вину в инциденте офицеры признали полностью, однако у господина Мартемьянова, являющегося инвалидом, требуемой суммы не оказалось."
    https://www.google.com/amp/s/www.kommersant.ru/amp/3974387
    1. PSih2097
      PSih2097 11 февраля 2021 19:02
      0
      Цитата: Kotus
      Во время учений 2016 года в Балтийском море «Краснодар» во время всплытия столкнулся с иностранным судном, после чего его поставили в ремонт.

      А почему район не закрыли - если были учения?
  5. Бережливый
    Бережливый 11 февраля 2021 07:04
    +4
    Плохое знание, и невыполнение экипажем субмарины, в частности гидроакустиков своих прямых обязанностей налицо! Расслабон покатил, не война, можно слушать "вполуха " , отсюда и авария.
  6. Yngvar
    Yngvar 11 февраля 2021 07:11
    +5
    Славно поохотилась «Океанская Артемида»... (Артемида в греческой мифологии - богиня охоты.)
    Капитан "Сорю", скорее всего команду на всплытие подал "на автомате"...
    "Не было такого никогда, и вот опять..." (В. Черномырдин)
    1. PSih2097
      PSih2097 11 февраля 2021 19:23
      0
      Цитата: Yngvar
      Артемида в греческой мифологии - богиня охоты.

      не плохая такая охота на лазурного дракона (лазоревый дракон востока)...
  7. mark1
    mark1 11 февраля 2021 07:45
    +6

    Однако продолжение цепочки аварий и ЧП говорит о том, что
    нарождается принципиально новый класс кораблей ПЛО))
  8. prior
    prior 11 февраля 2021 09:28
    +2
    Радует, что раздолбайство - это не чисто русская черта, но в полной мере присуще и другим народам, мнящих себя самураями и/или ковбоями.
    1. tihonmarine
      tihonmarine 11 февраля 2021 09:59
      +2
      Цитата: prior
      Радует, что раздолбайство - это не чисто русская черта, но в полной мере присуще и другим народам, мнящих себя самураями и/или ковбоями.

      Да все люди одинаковы, какими их создал Бог, это мы разделяем их по национальности и расе. Все человеческие недостатки, это всё приобретённое.
  9. НенавижуДом2
    НенавижуДом2 11 февраля 2021 09:37
    +2
    Экипаж сухогруза представлен к наградам.
    1. prior
      prior 11 февраля 2021 10:14
      +3
      "За службу Отечеству" 2-й степени.
      Вот если бы утопил, тогда конечно была бы 1-я степень lol
  10. 2534М
    2534М 11 февраля 2021 10:22
    +1
    Есть гидролокаторы бокового обзора, но они не так эффективны в направлении кормы

    laughing
    Спасибо, Роман, с этой фразы настроение поднялось laughing не только у меня но и ГК лучшего российского ГБО wink
  11. 2534М
    2534М 11 февраля 2021 10:24
    +2
    с Б-276 «Кострома» и американской «Батон Руж» в феврале 1992 года. Да и то, там американцы приложили все усилия, чтобы устроить катастрофу.

    вообще-то именно наши и приложили "дубинку"
    как писал в акте расследований главный штурман ВМФ Алексин "... опаздывали на опорный сеанс связи ..."
  12. Avior
    Avior 11 февраля 2021 12:30
    +2
    что-то Роман пропустил. историю с Б-265 о столкновении с поляком при всплытии
    Более 17 млн руб. требуют приставы с экс-командира дивизиона подводных лодок капитана I ранга Игоря Мартемьянова и бывшего командира подводной лодки «Краснодар» капитана II ранга Дениса Сопина, передает «Коммерсант».


    По информации издания, в 2016 во время учений в Балтийском море подводная лодка «Краснодар» во время всплытия столкнулась с иностранным судном, которое особых повреждений не получило, а подлодку пришлось ремонтировать....Ленинградский окружной военный суд, согласно базе данных ФССП, выдал 21 марта этого года Игорю Мартемьянову исполнительный лист, по которому он обязан заплатить 5 млн руб. В то же время его сослуживец Денис Сопин должен оплатить судебные издержки в размере 21,7 тыс. руб, соответствующий иск подавало Минобороны. Большую часть взыскания — 12 млн руб — он уже оплатил.

    Как сообщает газета, судебные разбирательства проходили еще в прошлом году. Тогда окружной суд в особом порядке рассмотрел уголовные дела обоих офицеров. Слушания проходили в закрытом режиме, так как материалы расследования, которое проводило ГУ Следственного комитета России, содержали гостайну, передает издание.

    Прям как в фильме со Шварнегером- "Если разобью самолет, вычтете у меня из зарплаты"
  13. Undecim
    Undecim 11 февраля 2021 12:30
    +3
    Возникает закономерный вопрос: как подводная лодка, оснащенная радарами, гидроакустическими станциями и прочей полезной аппаратурой, могла допустить такое столкновение?
    Ответ прост, как мычание морской коровы - нарушение командиром подводной лодки нормативных документов, определяющих порядок действий при всплытии. Не думаю, что они особо отличаются во флотах разных стран, потому можно ориентироваться на российский.
    Всплытие в два приема
    Всплытие в два приема осуществляется в таком по­рядке. Подводная лодка всплывает на безопасную глу­бину с помощью горизонтальных рулей и хода. На этой глубине гидроакустической станцией в режиме шумопеленгования тщательно прослушивается горизонт. Для на­дежного обследования кормовых курсовых углов описы­вается координат. Носовые и кормовые сектора обследу­ются в режиме эхопеленгования. Один из дизелей гото­вится на продувание главного балласта с ходом или без хода.
    Всплытие на перископную глубину производится по боевой тревоге за минимальное время. Это достигается созданием соответствующего дифферента на корму (около 5°) и дачей, как правило, среднего хода. Перед приходом на перископную глубину ход уменьшается до малого, дифферент отводится к нулю и поднимается перископ, в который командир быстро осматривает горизонт и воз­дух. В свежую погоду во избежание выбрасывания пл волной на поверхность моря до прихода на перископную глубину следует принять в уравнительную цистерну не­которое количество воды из-за борта.
    При всплытии с безопасной глубины на перископную рекомендуется заблаговременно поднять выдвижные устройства: антенну радиолокационной поисковой стан­ции— на глубине 16—18 м, перископ — на глубине 12— 14 м.
    Во время прохождения глубины от безопасной до пе­рископной необходимо быть готовым в любой момент за­полнить цистерну быстрого погружения.
    По достижении подводной лодкой перископной глуби­ны командир, оценив обстановку, принимает решение на всплытие в надводное положение. Для всплытия в пози­ционное положение создается небольшой дифферент на корму. Когда лодка достигнет глубины, равной половине перископной, воздухом высокого давления продувается средняя группа цистерн главного балласта, после чего закрываются их кингстоны. Убедившись по глубиномеру и оценив в перископ по носовой и кормовой надстрой­кам (они должны быть над поверхностью воды), что средняя группа цистерн продута полностью, а ее кинг­стоны закрыты, командир пл отдраивает верхний рубоч­ный люк и поднимается на мостик, откуда продолжает руководить всплытием в крейсерское положение. Ненуж­ные выдвижные устройства опускаются.
    В случае сильного волнения рекомендуется дать пу­зырь в носовую цистерну главного балласта и перело­жить кормовые горизонтальные рули на всплытие.
    В дальнейшем по команде с мостика «Продувать бал­ласт» пускается приготовленный дизель, выхлопные га­зы которого направляются в цистерны главного балласта и продувают их. С началом продувания заполняется ци­стерна быстрого погружения. Подводная лодка готова к срочному погружению.
    Если командиру пл не видно (ночь, сильное волне­ние моря, быстрый ход пл и т. д.) по пузырям, какие цистерны главного балласта продуты, он отдает прика­зание командиру БЧ-5 продувать балласт по времени. Во время продувания необходимо следить за креном, не допуская его увеличения. Выравнивание крена осущест­вляется перекрытием соответствующих бортовых клапа­нов на распределительной колонке воздуха низкого дав­ления.
    По окончании продувания балласта старший помощник командира пл объявляет номер боевой готовности и смены, заступающей на вахту. Команда «От мест по всплытию отойти» подается после заступления на вахту назначенной смены.
    Личный состав выходит на мостик после всплытия с разрешения командира лодки по установленным им нор-мам и регулируется вахтенным офицером. Никому не разрешается спускаться с мостика на палубу без разре­шения командира пл
    1. 2534М
      2534М 11 февраля 2021 14:49
      0
      Цитата: Undecim
      Возникает закономерный вопрос: как подводная лодка, оснащенная радарами, гидроакустическими станциями и прочей полезной аппаратурой, могла допустить такое столкновение?
      Ответ прост, как мычание морской коровы - нарушение командиром подводной лодки нормативных документов, определяющих порядок действий при всплытии

      ВЫ привычно ПОРЕТЕ ЧУШЬ
      да, в ряде случаев может быть (и бывалИ) и нарушениЯ
      но в целом ряде других - ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ среды (ГИДРОЛОГИЯ)
      надводная цель в ближней зоне может тупо не наблюдаться акустикой до всплытия
      Цитата: Undecim
      Всплытие в два приема осуществляется в таком по­рядке. Подводная лодка всплывает на безопасную глу­бину с помощью горизонтальных рулей и хода. На этой глубине гидроакустической станцией в режиме шумопеленгования тщательно прослушивается горизонт.

      ЧУШЬ
      это делается на ОПТИМАЛЬНОЙ (для поиска) глубине!

      и только потом повторяется (при необходимости на Нбез)
      Цитата: Undecim
      Когда лодка достигнет глубины, равной половине перископной, воздухом высокого давления продувается средняя группа цистерн главного балласта, после чего закрываются их кингстоны.

      про дозированное продувание с ЦПУ ОКС что-то вообще слышали?
      Цитата: Undecim
      Всплытие на перископную глубину производится по боевой тревоге за минимальное время. Это достигается созданием соответствующего дифферента на корму (около 5°) и дачей, как правило, среднего хода.

      это называется "привет выдвижным" wassat
      ибо ограничения у того же перископа на уровне средних ходов даже новых варшав
      по факту - же скорость выбирается оптимальной, но вот постановка под "большой" ГЭД для ДЭПЛ обязательна
      Цитата: Undecim
      В случае сильного волнения рекомендуется дать пу­зырь в носовую цистерну главного балласта и перело­жить кормовые горизонтальные рули на всплытие.

      просто БРЕД - ибо прямая предпосылка к попаданию под таранный удар
      при волнении НАОБОРОТ рекомендуют ЗАТЯЖЕЛИТЬ ПЛ!!!
      и т.д.
      ЗЫ скажите, ВАМ удовольствие доставляет пороть чушь на публику (по которой ВЫ не знаете ни бельмеса)?
      1. Undecim
        Undecim 11 февраля 2021 16:17
        +3
        У Вас какая то перманентная истерика вперемешку с хамством. Злоупотребляете и нет средств на опохмел?
        Если Вы в состоянии, откройте вот эту книгу. Параграф 3.7. Потом будете слюной брызгать.
        1. 2534М
          2534М 11 февраля 2021 16:24
          0
          Цитата: Undecim
          У Вас какая то

          перманентная АХИНЕЯ wassat здесь ВАША
          Цитата: Undecim
          вперемешку с хамством.

          это ответка на ВАШЕ
          Цитата: Undecim
          Потом будете слюной брызгать.

          слюнями здесь брызгаете ВЫ
          Цитата: Undecim
          откройте вот эту книгу. Параграф 3.7.

          мне пофиг на эту книженцию feel
          ибо ту ХРЕНЬ которую ВЫ с нее притащили противоречит:
          1. Требованиям (более чем обоснованным) руководящих документов
          2. Здравому смыслу
          3. Хорошей морской практике
          ТЧК
          1. Undecim
            Undecim 11 февраля 2021 16:26
            +2
            Другого ответа от морского практика в истерике я и не ожидал. Плывите дальше.
            1. 2534М
              2534М 11 февраля 2021 16:38
              -2
              Цитата: Undecim
              Другого ответа от морского практика в истерике я и не ожидал.

              1. мусье, в истерике здесь ВЫ - от того как ВАС фейсом по тейблу повозили lol
              2. "ожидать" чего-то ВЫ просто не в состоянии ввиду абсолютной ВАШЕЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ (при жгучем желании хоть что-то "проверещать" на публику), знай ВЫ хоть что-то реально по вопросу - эту ЧУШЬ ВЫ сюда бы не притащили
              3. Моя оценка этого ОПУСА, это не просто "моя оценка", а отражение ТОМУ ЧЕМУ РЕАЛЬНО УЧАТ (рукдоки, опыт и хорошая морская практика). Еще раз - в ВАШЕЙ книженции написана ЧУШЬ
            2. 2534М
              2534М 11 февраля 2021 17:38
              0
              Цитата: Undecim
              Другого ответа

              будет и другой ответ - "лучшему СЛОВОБЛУДУ, ой извините, комментатору" wassat feel
              Возникает закономерный вопрос: как подводная лодка, оснащенная радарами, гидроакустическими станциями и прочей полезной аппаратурой, могла допустить такое столкновение?
              Undecim: Ответ прост, как мычание морской коровы - нарушение командиром подводной лодки нормативных документов, определяющих порядок действий при всплытии.

              от опытных командиров ПЛ:
              Луцкий (к-а, тогда командир С-150):

              http://nvmu.ru/library/852.htm
              Проскурин (С-37 ЧФ)
              Ранняя весна 1990 года в Крыму привела к тому, что вода прогрелась уже в средине апреля до 14°С. Затем вдарили холода и даже выпал снег. На флоте проводились плановые учения. Шторма перемешали верхние слои моря и в итоге гидрологические условия образовались крайне неблагоприятными для поиска надводных целей. IV тип ГЛУ до ста метров,- редкость для Черного моря. Два слоя скачка на 15÷17 и 30÷35 метрах давали возможность эффективного уклонения от обнаружения подкильными ГАС, но для разведки и атаки ОБК (НТ-4) в ближней зоне освещенности необходимо было всплывать под перископ или маневрировать на опасных глубинах. Ночью неоднократно при всплытии для определения места по «срочному» пришлось уклоняться от страшных транспортов и наглых рыбаков. Шумы в ближней зоне начинали прослушиваться на опасной глубине


              ЗЫ
              так что "мычание коровы" здесь у ВАС мусье Undecim
              1. Undecim
                Undecim 11 февраля 2021 18:43
                +2
                в ВАШЕЙ книженции
                Вы мне льстите, среди авторов книги меня нет.
                Ордена Трудового Красного Знамени
                ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
                МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
                МОСКВА —1974
                Авторы книги.
                А. А. Александров (руководитель авторского коллектива),
                А. П. Броневицкий, В. А Кузнецов, Г. М. Кузнецов,
                А. Б. Орлов, Ю. Е. Титов, С. С. Юшин

                Так что хамите Вы не мне, а авторам книги, среди которых и такие же морские офицеры, как Вы.
                Что касается Ваших примеров, они интересны, сами по себе, но никак не опровергают рассматриваемую книгу. Если Вы опытный практик, приведите выдержки из нормативных документов, регламентирующих порядок действий экипажа ПЛ при всплытии.
                Таковые обязательно существуют и такому выдающемуся практику как Вы наверняка знакомы.
                Сравним варианты и определим, где истина.
                Что касается японской подлодки, то японцы уже признали, что столкновение произошло по вине экипажа.
                1. 2534М
                  2534М 11 февраля 2021 20:51
                  -2
                  Цитата: Undecim
                  Так что хамите Вы не мне, а авторам книги, среди которых и такие же морские офицеры, как Вы.

                  мусье "лучший СЛОВОБЛУД" wassat , я не хамлю им, а ДАЮ ОЦЕНКУ
                  причем возможно и несправедливую
                  ибо не факт что в 1974 г. им "разрешили" бы написать например про ОПТИМАЛЬНУЮ глубину поиска (хотя в этой ситуации лучше вообще не писать чем писать ХРЕНЬ которая изложена в их книжке, - тем более что есть ДРУГИЕ КНИГИ, где "так как надо" изложено в т.ч. в виде ЮРИДИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ)
                  Цитата: Undecim
                  Что касается Ваших примеров, они интересны, сами по себе, но никак не опровергают рассматриваемую книгу

                  fool
                  мусье, этой фразой ВЫ САМИ "расписались" даже не в некомпетентности, а просто в неспособности анализировать и думать по этой тематике (лучше листайте "Мурзилку" - тема гидроакустики и всех связанных вопросов - НЕ ДЛЯ ВАС)
                  Цитата: Undecim
                  Если Вы опытный практик, приведите выдержки из нормативных документов, регламентирующих порядок действий экипажа ПЛ при всплытии.

                  мусье, а с чего ВЫ решили что эти документы находятся в публичном доступе?
                  и по данной тематике сказал именно так, что бы проблем не было ни у меня, ни у ресурса
                  Цитата: Undecim
                  Сравним варианты и определим, где истина.

                  кто - ВЫ?!?!? wassat
                  это даже не смешно, ВЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ вещи по гидроакустике осознать не в состоянии!
                  Цитата: Undecim
                  Что касается японской подлодки, то японцы уже признали, что столкновение произошло по вине экипажа.

                  вполне возможно - в данном конкретном случае
                  а в ином случае (примеры Луцкого и Проскурина далеко не "штучные") могут быть совсем иные - даже при абсолютно безошибочной работе корабельного боевого расчета и командира, шансы вылезти под таран судна более чем были!
                  1. Undecim
                    Undecim 11 февраля 2021 21:07
                    +3
                    Пены много, информации - абсолютный нуль. Какой то турбулентный поток возгласов. Единственное, что Вы четко изложили, это свою концепцию - Вы один д`Артаньян, все остальные - толерантные. Счастливого плавания, д`Артаньян.
                    1. 2534М
                      2534М 11 февраля 2021 21:21
                      -2
                      Цитата: Undecim
                      Пены много, информации - абсолютный нуль

                      просто ВЫ "лучший СЛОВОБЛУД" умишком для этого не вышли lol
                      Цитата: Undecim
                      Какой то турбулентный поток возгласов.

                      однако понятный ВСЕМ кто в теме (или близок к оной - например гражданским гидроакустикам)
                      Цитата: Undecim
                      Единственное, что Вы четко изложили, это свою концепцию

                      fool
                      с этой АХИНЕЕЙ - к ПСИХИАТРУ
                      я не доктор
                      Цитата: Undecim
                      Вы один д`Артаньян, все остальные

                      нет, мусье, ВЫ ЛЖЕТЕ
                      "все остальные" - это ВСЕ те кто проходил соотв. подготовку, сдавал зачеты (допускался) и фактически всем этим управлял (ну или просто "внимательно интересовался")
                      например вот здесь -

                      ВСЕ абсолютно ясно понятно и по-русски написано (тому кто действительно хочет понять и разобраться на не "поносить" "фонтаном" бессмысленных букФ)
                      Цитата: Undecim
                      Счастливого плавания,

                      а ПОРКА "лучшего СЛОВОБЛУДА" еще не окончилась - ВЫ свое за свою АХИНЕЮ в торпедах еще не получили
                      1. Undecim
                        Undecim 11 февраля 2021 21:27
                        +2
                        с этой АХИНЕЕЙ - к ПСИХИАТРУ
                        Радует, что Вы понимаете свою проблему, дело за малым. Не стесняйтесь, психиатр - такой же доктор, как и все. И там где то рядом обычно нарколог. Двух зайцев убьете одной торпедой. Еще раз счастливого плавания, экзекутор Вы наш!
                      2. 2534М
                        2534М 11 февраля 2021 21:56
                        -2
                        Цитата: Undecim
                        с этой АХИНЕЕЙ - к ПСИХИАТРУ
                        Радует, что Вы понимаете свою проблему,

                        зайка, не пори чушь lol
                        Цитата: Undecim
                        дело за малым

                        но не в ВАШЕМ СЛУЧАЕ
                        ВАМ ЯСНО и ПО-РУССКИ НАПИСАЛИ - СЛОЙ СКАЧКА 25-30 метров (при том что безопасная глубина для 613 проекта была 30 метров, а для последующих 40 и более), и "не понять" этого - нужно очень хорошо употреблять мухоморосодержащие препараты wassat
                        Цитата: Undecim
                        Двух зайцев убьете одной торпедой.

                        ВЫ эту АХИНЕЮ своему психиатру несите, а не мне
                        Цитата: Undecim
                        Еще раз счастливого плавани

                        мусье "лучший СЛОВОБЛУД" wassat , чего это ВАС штивает как "маркитанскую лодку"? lol
                      3. Podvodnik
                        Podvodnik 12 февраля 2021 08:48
                        +1
                        .ВЫ эту АХИНЕЮ своему психиатру несите, а не мне


                        Хватит уже выяснять отношения в таком тоне. Взрослые же люди.

                        И ежу понятно, экипаж пл не владел надводной обстановкой, организация БИП отвратительная, при всплытии допущены грубейшие ошибки и просчеты. Вина экипажа пл присутствует.
                        Будет разбор, сделают выводы. Появится очередная запись в "журнале аварий и поломок".
                        Человеческий фактор и последовательность незначительных ошибок, растущих как снежный ком привели к столкновению. Слава богу не к катастрофе.

                        Выяснить причины и принять к сведению. Море ошибок не прощает.
                      4. 2534М
                        2534М 12 февраля 2021 10:07
                        -3
                        Цитата: Podvodnik
                        Хватит уже выяснять отношения в таком тоне

                        это ответка "лучшему словоблуду" ресурса lol
                        Цитата: Podvodnik
                        И ежу понятно, экипаж пл не владел надводной обстановкой, организация БИП отвратительная,

                        это с чего Вы так решили?
                        повторюсь - да, это ВОЗМОЖНО
                        однако при СЛОЖНОЙ ГИДРОЛОГИИ для ПЛ необнаружение цели вполне реально и с отлично подготовленным расчетом ГКП
                      5. Podvodnik
                        Podvodnik 12 февраля 2021 11:02
                        0
                        . это с чего Вы так решили?


                        Так результат "на лицо".

                        Лодка ведь находится в районе определенное время. И его достаточно для освещения окружающей обстановки. Лодка для этого предпринимает определенные маневры по курсу и глубине.
                        Были у нас на всплытии обнаружения станцией миноискания. Рыбак на "стопе". Ныряли. Раз в перископ не в секторе миноискания близко увидели. Но огромный гражданский "борт" шумит на пол океана. Там даже отражение от дна слышно будет. Понятно, всякое бывает. Но такого "слона" не заметить это надо постараться.
                        Гидрология гидрологией, но такие огромные гражданские гремят гораздо сильнее военных.

                        На то и есть процедуры при всплытии. Надо соблюдать.
                        Ну а если сложная помеховая или надводная обстановка, ни что не мешает заранее в сторону отойти и всплывать спокойно. Ни кто по морям абы как не ходит. Все экономят топливо, ресурс и идут рекомендованными курсами. Короче: "не зная броду, не лезь в воду". Тем более если слепой и глухой.
                      6. 2534М
                        2534М 12 февраля 2021 12:46
                        -2
                        Цитата: Podvodnik
                        Лодка ведь находится в районе определенное время. И его достаточно для освещения окружающей обстановки. Лодка для этого предпринимает определенные маневры по курсу и глубине.

                        они не дают 100% гарантии!!! - я про конкретные сложные условия гидрологии
                        Цитата: Podvodnik
                        Но огромный гражданский "борт" шумит на пол океана.

                        ЧУШЬ
                        кое-кто из друзей на практике узнал что такое на всплытии "борт океанского контейнеровоза не влезающий в перископ", причем это со "Скатом-3" и опытным КБР и должностными лицами
                        Цитата: Podvodnik
                        Раз в перископ не в секторе миноискания

                        там опять вопрос в учете гидрологии
                        ибо сектор одновременного обзора по вертикали в "Арфе" небольшой, и его порой хорошо "загибает" - т.е. нужно считать и отводить его на расчетное значение (удобно это делать на Ш-26)
                        Цитата: Podvodnik
                        Но такого "слона" не заметить это надо постараться.

                        в ситуации мощного ГСС на малой глубине - элементарно
                        Цитата: Podvodnik
                        Ну а если сложная помеховая или надводная обстановка, ни что не мешает заранее в сторону отойти

                        не знаю как у джапов, но у нас в полигонах БП есть соотв. ограничения
                        + фактор "опорного сеанса связи"
                        Цитата: Podvodnik
                        Все экономят топливо, ресурс и идут рекомендованными курсами.

                        это не так
                      7. 2534М
                        2534М 12 февраля 2021 13:09
                        -2
                        Цитата: Podvodnik
                        Лодка ведь находится в районе определенное время. И его достаточно для освещения окружающей обстановки

                        за которое цель(и) могут изменить КПДЦ (причем находясь в "тени")
                        лично приходилось сталкиваться, - начиная от "Боцман ныряй!!!" (сразу после после выхода головки перископа из воды), и закачивая "атакой ПКР авианосца" на экране БИУС после всплытия (группа рыбаков шла с векторами скорости на нас, - "за рыбой")
      2. georg 2
        georg 2 12 февраля 2021 02:28
        -1
        Что касается японской подлодки, то японцы уже признали, что столкновение произошло по вине экипажа.

        Да это и так было понятно, во всяком случае всем, кто был связан с этим вопросом по роду своей службы на ПЛ (командир ГАК, нач.РТС, боцман, командир ЭВГ, помощник, старпом, командир.) Статья написана явно не профессионалом, который на ПЛ не служил, не флотский стиль.
        1. 2534М
          2534М 12 февраля 2021 10:03
          -3
          Цитата: georg 2
          Да это и так было понятно, во всяком случае всем, кто был связан с этим вопросом по роду своей службы на ПЛ

          мусье Буковский, ВАМ вашу глупость по данному вопросу на РПФ уже экс-старпом 613 проекта разъяснил
          1. georg 2
            georg 2 12 февраля 2021 14:53
            0
            Буковский, ВАМ вашу глупость по данному вопросу на РПФ уже экс-старпом 613 проекта разъяснил

            Минёр будет ком.ГАК и нач.РТС учить, что творится в ЦП на всплытии? Ваш номер в этом случае 16 и место на всплытии - торпедный отсек, что вы лезете в темы, которые не знаете? Наш пострел везде поспел, или в каждой бочке затычка. Ну всё знает, всё умеет, а все остальные не служили, БИПом не командовали, цели не обнаруживали и после погружения больше не всплывали. Вы что, на всех лодках Северного флота погружались и всплывали? Я 5 лет на БС и в полигонах БП Баренцева моря БИПом командовал, как Нач.РТС. Анализировал обстановку по целям на всплытии и докладывал командиру. Климов, ты совсем мозгами поехал, мне про какую-то глупость говорить? Если ты был в ЦП на всплытии по тревоге, то в качестве чего? Я не диванный эксперт, а подводник, так что кончай выёживаться.
            1. 2534М
              2534М 12 февраля 2021 19:47
              -2
              Цитата: georg 2
              Минёр будет ком.ГАК и нач.РТС учить, что творится в ЦП на всплытии?

              ЛЕГКО
              особенно минер, который имеет успешные знания и опыт (в т.ч. и ЛИЧНЫХ обнаружений и контактов) работа за ГАК "Скат-3"
              Цитата: georg 2
              Ваш номер в этом случае 16 и место на всплытии

              ВЫ БРЕХЛО
              МНОГОКТРАТНО ПОЙМАННОЕ ЗА СВОЙ ЛЖИВЫЙ И ДЛИННЫЙ ЯЗЫК
              примеры привести?
              ТЧК
              Цитата: georg 2
              Вы что, на всех лодках Северного флота погружались и всплывали

              в полигонах БП был со Справцевым
              КБЧ-7 и акустики у него, кстати, были ОЧЕНЬ и очень грамотными СПЕЦАМИ
              потому и результат (БС) был таков (ГР КПЛ)
              Цитата: georg 2
              Я 5 лет на БС и в полигонах БП Баренцева моря БИПом командовал

              НЕ В КОНЯ КОРМ
              см. еще про "лазаревский СУНДУК"
              Цитата: georg 2
              Анализировал обстановку по целям на всплытии

              ВЫ на это ПАТОЛОГИЧЕСКИ НЕ СПОСОБНЫ
              Цитата: georg 2
              Климов, ты совсем мозгами поехал

              ЗАЙКА, мозХом поехал ТЫ, причем давно
              Цитата: georg 2
              Если ты был в ЦП на всплытии по тревоге, то в качестве чего?

              ЗАЙКА, в моем первом экипаже вслытия по БГ2 вполне практиковались
              КОМАНДИРОМ
              в целях ПОДГОТОВКИ БОЕВЫХ СМЕН
              можешь спросить у Сергея на РПФ
              Цитата: georg 2
              не диванный эксперт, а подводник

              ВЫ мусье Буковский - ЛЖИВАЯ ПОДВОДА lol
  • Ratmir_Ryazan
    Ratmir_Ryazan 11 февраля 2021 14:15
    0

    Кстати, очень радует отсутствие в списке аварий и ЧП российских лодок.


    Просто лодок у нас которые находятся на дежурстве в море значительно меньше американских и японских, поэтому и случаев таких меньше.

    В СССР подобные случае были, было даже столкновение советской подводной лодки с авианосцем США.
  • evgen1221
    evgen1221 11 февраля 2021 14:38
    0
    Слишком много подлодок и кораблей стало, а безопасных фарватеров для подлодки на мелководьях немного. Может и изза этого.
  • 501Legion
    501Legion 11 февраля 2021 15:47
    0
    все это наглядо демонстрирует что если будет война то одна бомба и любой лодке придёт коюк. если они от столкновений порой выходят из строя
  • Falcon5555
    Falcon5555 11 февраля 2021 15:59
    -1
    Если это судно лежало в дрейфе над лодкой с выключенными двигателями - как она может его обнаружить? Активным сонаром - демаскируя себя? А если наверху деревянная лодка или парусная яхта?.. Отдыхающим придет каюк...
    Подводники, к сожалению, похожи на слепых с палочкой - только на слух и на ощупь, bully но с ядерными ракетами за спиной, и не пешком, а со скоростью автомобиля.
    Всё это чревато... Вопрос столкновений - вопрос времени.
    1. 2534М
      2534М 11 февраля 2021 16:26
      +1
      Цитата: Falcon5555
      Активным сонаром - демаскируя себя?

      ВЧ ГАС не будет никакого демаскирования
    2. PSih2097
      PSih2097 11 февраля 2021 19:33
      0
      Цитата: Falcon5555
      Подводники, к сожалению, похожи на слепых с палочкой

      а если бы вместо "дракона" была бы наша "Акула"??? feel
    3. Podvodnik
      Podvodnik 12 февраля 2021 09:24
      +1
      Активным сонаром - демаскируя себя?


      Мирное время. Безопасность превыше всего. Активный режим используется.

      Боевая задача это совсем другое дело. Тут важна скрытность.

      Да и сухогрузы и танкеры здоровенные просто так по морям не ходят где попало. Все идут рекомендованными курсами по рекомендованным "фарватерам". И на карте эти рекомендованные курсы/фарватеры нанесены. Всплывать в таких местах под перископ дело хлопотное.
      1. 2534М
        2534М 12 февраля 2021 13:00
        0
        Цитата: Podvodnik
        Мирное время. Безопасность превыше всего. Активный режим используется.

        несколько не так
        есть "Арфа" которой это можно сделать достаточно СКРЫТНО
        и это важно, в т.ч. на БС
        Цитата: Podvodnik
        Все идут рекомендованными курсами по рекомендованным "фарватерам".

        в океане?
        Вы точно ничего не путаете?
        1. Falcon5555
          Falcon5555 12 февраля 2021 14:02
          0
          Лодка может столкнуться и с другой лодкой на глубине на "БС" - надеюсь правильно понял аббревиатуру. Я так понимаю со своего сухопутного дивана - на глубине они ничего активного не включают. Если они сближаются нос в нос на самом тихом ходу, винты и двигатели друг друга они, я подозреваю, не услышат? А если и услышат что-то невнятное, то , чтобы избежать столкновения, понимания одного факта, что рядом спереди где-то что-то есть - недостаточно. А если одна следит за другой сзади впритык и ошибется в оценке дистанции, то тоже самое. Да ведь они и сталкивались. sad
  • ААК
    ААК 11 февраля 2021 17:29
    +1
    Я думаю, что все еще проще, видно экипаж во время выхода посмотрел старую американскую комедию про подводников "Убрать перископ", ну и решили, что японские подводники такие же крутые и им проскользнуть между винтами сухогруза как пару суши съесть, а японская офицерка, отвечающая за рули глубины, не тот угол дифферента выбрала, ну и.....:)))
  • K298rtm
    K298rtm 11 февраля 2021 22:36
    +1
    Уважаемый автор забыл (скорее всего он просто не в курсе) про маневрирование для осмотра кормовых ку перед всплытием.
  • Konnick
    Konnick 12 февраля 2021 02:55
    0
    Цитата: georg 2
    Что касается японской подлодки, то японцы уже признали, что столкновение произошло по вине экипажа.

    Да это и так было понятно, во всяком случае всем, кто был связан с этим вопросом по роду своей службы на ПЛ (командир ГАК, нач.РТС, боцман, командир ЭВГ, помощник, старпом, командир.) Статья написана явно не профессионалом, который на ПЛ не служил, не флотский стиль.

    Представляю как боцман бы описал это происшествие флотским стилем...да его бы сразу забанили на ВО, пожизненно laughing

    P.S. Извините, на ПЛ не служил, флотский стиль не знаю, но заинтригован. Не автор, просто читатель. Вопрос - а у японцев боцман знает про наш флотский стиль.
  • kig
    kig 7 апреля 2021 14:19
    0
    В 2019 году, на рейде Поханга (это Ю Корея) наблюдал картину: чуть в стороне от нас низко надо водой галсами ходил вертолет, периодически зависая на месте. Потом в том районе вдруг вспух водяной бугор и начал перемещаться, тоже галсами. То есть это были учения - вертолет искал лодку. Глубины там всего-то метров 30, очевидно она сначала лежала на грунте, а когда вертолет ее нащупал, начала перемещаться. Зрелище феерическое. Лодка не показывалась на поверхности, но след был такой, что не заметить невозможно. И вертолет и водяной холм можно было наблюдать невооруженным глазом, то есть происходило это совсем рядом с районом, где стоят на якоре торговые суда и ждут очереди в порт. Незадолго до того как появился этот бугор, прямо в том районе прошел какой-то мелкий корейский танкер, то есть район не перекрывался для нормального судоходства. Я потом спросил у штурманов, получали ли мы какие-то предупреждения об учениях - нет, никаких. Позже лодка в надводном положении прошла на базу - а Поханг это ВМБ - и ее удалось опознать, это был немецкий тип 212 или 214. В общем, акустические средства и акустики там должны быть на высоте, и в связи с этим не совсем понятно, как японцы умудрились наткнуться на пароход.