Военное обозрение

Программа DARPA LongShot. Беспилотник в помощь истребителю

86

Вариант облика LongShot от DARPA


Агентство DARPA запускает новую перспективную программу в интересах военно-воздушных сил США. Для расширения боевых возможностей истребительной авиации предлагается создание среднего беспилотного летательного аппарата, способного нести управляемое вооружение «воздух-воздух». Программа получила название LongShot («Дальний выстрел»).

Изменяя парадигму


Современная концепция боевой работы истребителя достаточно проста. Самолет должен обнаружить воздушную цель или принять стороннее целеуказание, затем выйти на рубеж пуска ракеты «воздух-воздух» и выполнить стрельбу. Результаты такой боевой работы прямо зависят от вероятности обнаружения истребителя противовоздушной обороной противника и от дальности полета ракет.

Специалисты DARPA предлагают новую концепцию применения, которая, как считается, способна повысить основные боевые возможности истребительной авиации, а также снизить риски для человека. Прорабатывать эту концепцию предлагается в рамках новой программы LongShot. Официальный пресс-релиз о запуске программы был опубликован 8 февраля.

Новая идея предусматривает введение в авиационный комплекс нового компонента. Истребитель должен нести не ракеты, но специальный беспилотный летательный аппарат, который и является носителем оружия. Предполагается, что пилотируемый самолет сможет производить запуск БПЛА с безопасного расстояния, а на рубеж пуска ракет будет выходить беспилотник – принимая на себя все риски.

В DARPA предполагают, что программа LongShot изменит саму парадигму воздушного боя. Традиционным способом повышения боевых возможностей истребителей является постепенное улучшение тех или иных характеристик. LongShot предлагает альтернативный путь развития с большим потенциалом.

Агентство запускает первый этап программы, целью которого является проведение исследований и предварительного проектирование. Контракты на участие в «Фазе 1» получили компании Northrop Grumman, General Atomics и Lockheed Martin. Вскоре «Нортроп-Грумман» раскрыла свое мнение о новом проекте и его значении. Стоимость работ не сообщается.

Вопросы облика


DARPA и Northrop Grumman в своих сообщениях обходятся только общими фразами, без технических подробностей. При этом к пресс-релизам двух организаций были приложены рисунки, показывающие возможный облик перспективного БПЛА. Маловероятно, что готовые беспилотники будут такими же, но на данный момент даже доступные иллюстрации представляют определенный интерес.

Программа DARPA LongShot. Беспилотник в помощь истребителю
Концепт от Northrop Grumman

Рисунок от DARPA изображает летательный аппарат схемы «бесхвостка» с характерными обводами фюзеляжа и раскладным крылом. В хвосте расположены два ковшовых воздухозаборника, что указывает на применение турбореактивного двигателя. Также продемонстрирован пуск двух ракет «воздух-воздух», внешне похожих на изделие Lockheed Martin CUDA. Оружие до пуска находилось во внутренних отсеках.

Компания Northrop Grumman показала другой вариант «фантазии на тему». Их версия LongShot больше похожа на самолет нормальной схемы с плавными обводами фюзеляжа, трапециевидным крылом и V-образным оперением. Силовая установка в виде турбореактивного двигателя получает один верхний воздухозаборник. Две ракеты перевозятся на пилонах под центропланом.

Желаемые преимущества


В DARPA полагают, что новая концепция имеет ряд важных преимуществ. Пара из них приведена в официальном сообщении, но имеются и другие. Действительно, при должной проработке проекта возможно кардинальное изменение боевых возможностей истребительной авиации.

В первую очередь, речь идет об очередном варианте концепции, предусматривающей взаимодействие пилотируемого самолета и БПЛА. Исследования в этой области продолжаются несколько лет и уже дают определенные результаты. Теперь эту концепцию предлагается использовать для повышения боевых качеств истребителя.

Одно из главных преимуществ новой концепции заключается в возможности увеличения боевого радиуса всего авиационного комплекса. Рубеж пуска ракет «воздух-воздух» удаляется на расстояние, эквивалентное боевому радиусу БПЛА. За счет этого можно увеличить зону ответственности истребителей и ПВО, а также исключить вхождение в зону поражения средств противника. Впрочем, пока не ясно, как будет реализовано возвращение БПЛА из удаленного района на базу.

LongShot способен обеспечить пуск ракеты на меньшем расстоянии от цели. Это означает, что за время полета к цели ракета потеряет меньше энергии и будет сохранять более высокую скорость. Из-за этого у цели останется меньше времени для какой-либо реакции, и вероятность ее успешного поражения возрастет.

Вероятно, БПЛА LongShot будет выполнен малозаметным. Это позволит осуществлять атаку с меньшей вероятностью ее своевременного обнаружения противником. Кроме того, стелс-беспилотник способен резко улучшить боевые возможности истребителей 4 поколения, не отличающихся высокой скрытностью.


Опытный XQ-58Q от компании Kratos - один из перспективных беспилотников, способных взаимодействовать с самолетами. Фото US AFRL

Беспилотник-ракетоносец можно оснастить средствами двусторонней связи. Это позволит обновлять целеуказание или производить перенацеливание во время его полета к рубежу пуска. Кроме того, БПЛА с работой по внешнему целеуказанию не будет демаскировать себя излучением радиолокатора.

В качестве носителей LongShot рассматриваются истребители разных типов, существующие и перспективные. Однако в теории такие БПЛА могут использоваться дальними бомбардировщиками или даже переоборудованными транспортниками. Тяжелый самолет с несколькими беспилотниками в грузоотсеке и под крылом сможет заменить целое подразделение истребителей. Такие возможности будут полезными в условиях крупного вооруженного конфликта.

Пока в новой программе DARPA речь идет только о расширении возможностей истребителей. Однако в теории ничто не мешает «научить» беспилотники LongShot нести оружие «воздух-земля» и наносить удары по наземным целям. При этом они будут иметь те же преимущества, что и в исходной роли. Подобные идеи уже прорабатываются на уровне летных испытаний.

Новый БПЛА придется разрабатывать с учетом достаточно жестких ограничений по габаритам и массе. Он должен будет помещаться на подвеске существующих и перспективных истребителей и не мешать полету. При этом от аппарата требуются высокие летные характеристики и приемлемая грузоподъемность.

Для полной оценки перспектив программы LongShot необходимо знать не только общие требования, но и конкретные характеристики. Они еще не определены и станут известны не ранее, чем завершится первый исследовательский этап программы. В то же время, уже сейчас понятно, что разработка и производство новых БПЛА существенно поднимет стоимость эксплуатации истребителей.

Можно предположить, что разработка нового проекта не столкнется с серьезными проблемами. Организации-участники проекта, выбранные агентством DARPA, имеют большой опыт работы в сфере беспилотной авиации и располагают всеми требуемыми технологиями. Это позволяет оптимистично оценивать перспективы всей программы.

Планы на будущее


На данный момент программа LongShot находится на самой ранней стадии. Заключены три контракта на проведение работ, вероятно, на конкурсной основе, и в ближайшие годы подрядчикам предстоит вести исследования и проектирование. Реальные результаты работ в виде опытной техники следует ожидать не ранее 2022-23 гг. При одобрении потенциальных заказчиков в лице ВВС и ВМС возможно дальнейшее развитие проекта, по результатам которого во второй половине десятилетия начнется перевооружение боевой авиации.

DARPA утверждает, что появление изделий LongShot изменит саму концепцию воздушного боя. Такие оценки не выглядят чрезмерно смелыми, и они обязательно привлекут внимание и вызовут соответствующую реакцию. Вполне вероятно, что в обозримом будущем аналогичные проекты появятся и у других стран – и тогда гипотетический воздушный бой вновь изменится.
Автор:
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. кредо
    кредо 15 февраля 2021 18:08
    +2
    Всё хорошо в этом описании, кроме одного - "А кто нам расскажет о недостатках концепта".
    1. mark2
      mark2 15 февраля 2021 20:57
      +1
      Вы так еще и не поняли? Недостатки бывают только у российской технике. Я на этом сайте уже седьмой год и тут столько "спецов", которые расскажут про все недостатки отечественных аналогов и как они говорят "неимеетаналогов", причиной возникновения которых именно "воруют" и расскажут про все достоинства и превосходства того западного, что никогда не будет воплощено даже в концепте. Тут уже сотни раз рассказывали про вундервафли НАТО и США в частности, но что-то как-то никак не выходит.
      1. Quadro
        Quadro 15 февраля 2021 21:10
        +1
        А еще забавляют, говоришь путинские мультики - тонна плюсов, говоришь амерские мультики из дарпа - минусы ползут и вылезают очередные свароги и боты пустые.
      2. yehat2
        yehat2 16 февраля 2021 13:51
        +3
        минусов у такой концепции много.
        во-первых, беспилотники - арсеналы желательно делать хотя бы близко с крейсерской скоростью носителя. А носители разношерстные и у всех свои параметры
        во-вторых, в чем преимущество такой цепочки в реальности, сложно понять,
        потому что есть тупо дальнобойные ракеты. В третьих, адское усложнение всей системы в целом и соответственно, неизбежные трудности в использовании.
        1. Alarmist79
          Alarmist79 15 апреля 2021 11:01
          +1
          =во-первых, беспилотники - арсеналы желательно делать хотя бы близко с крейсерской скоростью носителя. =

          "Предполагается, что пилотируемый самолет сможет производить запуск БПЛА с безопасного расстояния"

          =потому что есть тупо дальнобойные ракеты. =

          Тупо весом по полтонны. И соответствующей маневренностью.

          =В третьих, адское усложнение всей системы в целом и соответственно, неизбежные трудности в использовании.=

          Т.е. совместные полеты Су-57 с "Охотником" - попил? На самом деле технологии "вешаем что-нибудь на реактивный БЛА, стреляем/бросаем по координатам " скоро полвека стукнет.
          1. yehat2
            yehat2 15 апреля 2021 11:17
            -1
            что лучше - ракета в 600 кг или беспилотник размером с охотника, который еще должен добраться до зоны действий?
            устойчивее первый вариант.
            1. Alarmist79
              Alarmist79 15 апреля 2021 11:44
              0
              =что лучше - ракета в 600 кг или беспилотник размером с охотника,=
              Он не размером с "Охотника". Это мелкий аппарат с массой того же порядка, что и у крупной бомбы.

              =который еще должен добраться до зоны действий?=

              Так "устойчивый вариант" против высокоманевренных целей бесполезен вообще. Парадный максимум перехвата у Р-37 - цель с максимальной перегрузкой 8 "же", у Ф-15 9. "Раптор " то же самое плюс управляемый вектор тяги. Такие вундервафли против бомбардировщиков, заправщиков, ДРЛО и т.д.
              Ну и плюс.
              1. Вообще-то 500 кг ракета, да еще и довольно медленная на конечном участке - не неперехватываемый аппарат. Идея сбивать ракеты В-В ракетами же древняя.
              2. Если супостат затаился где то рядом с истребителем, то ракета, пойманная БЛА, а не истребителем - это хорошо.
              1. yehat2
                yehat2 15 апреля 2021 12:53
                -1
                Цитата: Alarmist79
                "Раптор " то же самое плюс управляемый вектор тяги.

                никакого то же самого не будет
                9g - это предел для перегрузок пилота. Любой плюс его гарантированно вырубит или вообще убьет. Более того, далеко не каждый пилот захочет испытать хотя бы 7g.
                Я согласен с тем, что маневренность дальнобойных ракет не лучшая, но что мешает последнюю ступень сделать более маневренной?
                1. Alarmist79
                  Alarmist79 15 апреля 2021 13:07
                  0
                  =9g - это предел для перегрузок пилота=
                  И? Поэтому. УВТ не увеличивает маневренность?

                  = Более того, далеко не каждый пилот захочет испытать хотя бы 7g.=
                  А смерть он испытать захочет?

                  =Я согласен с тем, что маневренность дальнобойных ракет не лучшая, но что мешает последнюю ступень сделать более маневренной?=

                  То, что это обойдется не даром. В итоге снизится либо дальность, либо масса БЧ. Т.е. снизится вероятность поражения.
                  Система беспилотник/ракета элементарно эффективнее энергетически. Веселая картинка с удельным импульсом разных двигателей.



                  Плюс двухступенчатость, естественно, но это можно и на ракете сделать.
                  1. yehat2
                    yehat2 15 апреля 2021 13:54
                    -1
                    что-то я не вижу аргументов для безусловного согласия.
                    нет никакой принципиальной разницы в двигателях.
                    единственный плюс дрона с ракетами - это возможность более точного целеуказания и вариативности во времени нанесения удара, но цена этого на мой взгляд не оправданна.
                    Собьют ведущий самик, что достаточно просто отфильтровать (он для целеуказания просто обязан иметь активное излучение) и все дроны бесполезны.
                    На мой взгляд, намного логичнее то, как у нас работает рой ракет - есть ведущая ракета (или даже группа) и есть ведомые. И не надо пилота подставлять.
                    А тандем в том виде, который предлагают сейчас, был актуален лет 30 назад, когда еще не были так развиты органы управления БПЛА.
                    1. Alarmist79
                      Alarmist79 15 апреля 2021 15:04
                      0
                      =нет никакой принципиальной разницы в двигателях.=

                      Вы всерьез считаете, что ракетопланы способны честно конкурировать с реактивными самолетами?
                      Удельный импульс - это количество движения/импульс приходящийся на энное количество топлива. Грубо, экономичность. Так вот у реактивного на околозвуке и ракетного разница в этом смысле больше, чем на порядок.
                      В итоге что бы вы не накрутили на ракете, с дроном "рука" сильно длиннее. Или эффективнее при равной дальности.

                      =Собьют ведущий самик, что достаточно просто отфильтровать (он для целеуказания просто обязан иметь активное излучение) и все дроны бесполезны.=

                      1.А на ракете у вас АРСН с параметрами РЛС истребителя? Нет, все очень плохо. Если таковая ВООБЩЕ есть, она
                      а). слабая
                      б) что едва ли не хуже, с миллиметровым диапазоном против которого особенно чудно работает стелс.
                      2. Самолет у вас один летает?

                      =На мой взгляд, намного логичнее то, как у нас работает рой ракет - есть ведущая ракета (или даже группа) и есть ведомые. И не надо пилота подставлять.=

                      Эээ... Ну да если ракета с Миг-15, а цель с авианосец, это даже работало. В советских мануалах, хотя не факт, что даже на полигоне. В остальном см. выше. Можно, но возможности очень так себе.
      3. Zaurbek
        Zaurbek 11 мая 2021 08:32
        0
        Есть еще "Военный паритет" где все наше - плохо, а то что более-менее , мы украли.
    2. вадим dok
      вадим dok 16 февраля 2021 16:15
      0
      Недостатки выявятся и будут исправляться на уровне КОНЦЕПТА!Далее пойдет проектирование,конструирование и строительство!Сейчас только задумка!
      1. кредо
        кредо 16 февраля 2021 16:23
        -1
        Цитата: вадим dok
        Недостатки выявятся и будут исправляться на уровне КОНЦЕПТА!Далее пойдет проектирование,конструирование и строительство!Сейчас только задумка!

        Имелись ввиду не конструктивные недостатки, а недостатки в проработанности вопроса применения в ходе боя и сопряжения с действиями пилотируемого самолёта.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 16 февраля 2021 17:40
          -1
          Цитата: кредо
          применения в ходе боя и сопряжения с действиями пилотируемого самолёта.

          Это вопрос реализации. Любую самою хорошую идею, может убить исполнение.
  2. Grizli-666
    Grizli-666 15 февраля 2021 18:10
    0
    Такое ощущение что к подвесному стелс контейнеру вооружения для F-18 приделали крылышки и двигатель.
    1. Проктолог
      Проктолог 15 февраля 2021 20:23
      +2
      А что, это уже проторенная тропа доработок - как ранее бомбы модернизировали в планирующие установкой кита с раскладными крыльями и примитивной системы наведения.
  3. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 15 февраля 2021 18:12
    +5
    Вероятно концепция LongShot ранее была отработана на F-15 c UTAP-22.

    Концепция летающего авианосца отрабатывается в программе Гремлены.



    Вообще логично создать 3 разные платформы
    1. Легкую типа LongShot, стартом с самолета носителя или катапульты. На тот же F-15EX поместится 5-6 штук.
    2. Среднюю, самолетным взлетом и посадкой. Типа Loyal Wingman от Boeing
    3. Тяжелую, грузоподъёмностью современных ИБ. Типа Predator C или MQ-25.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 15 февраля 2021 18:18
      +5
      Интересно что ракета CUDA снова всплыла. Она и MSDM идеальное вооружение для новых БПЛА типа LoyalWingman.



      1. Intruder
        Intruder 15 февраля 2021 22:06
        +3
        Она и MSDM идеальное вооружение для новых БПЛА типа LoyalWingman.
        ну, так-то она один из самых перспективных типов кинетических перехватчиков с газодинамической матрицей импульсного (моментного) управления у ЛМ!
    2. Intruder
      Intruder 15 февраля 2021 22:04
      0
      Однако в теории такие БПЛА могут использоваться дальними бомбардировщиками или даже переоборудованными транспортниками. Тяжелый самолет с несколькими беспилотниками в грузоотсеке и под крылом сможет заменить целое подразделение истребителей.
      как раз, концепция воздушного ЦОДа во всей красе, о который мы с вами дискутировали еще в прошлом году!? wink
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:12
        0
        F-35 и F-15EX так и создаются изначально. Они ЦОДы в первую очередь, самолеты во вторую.
        1. Intruder
          Intruder 15 февраля 2021 22:17
          +1
          я сейчас, не совсем о них, а скорее "о больших типах", на базе: C-17 или P8, или российского A-50У!
          1. OgnennyiKotik
            OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:22
            0
            Большие типы для других целей. LoyalWingman и LongShot это вооружение/помощники именно для данных истребителей. В будущем для NGAD, может F-22 модернизируют, что вряд ли.
            1. Intruder
              Intruder 15 февраля 2021 22:28
              0
              Большие типы для других целей
              они сами указывают, что в теории возможно применение и:
              Однако в теории такие БПЛА могут использоваться дальними бомбардировщиками или даже переоборудованными транспортниками. Тяжелый самолет с несколькими беспилотниками в грузоотсеке и под крылом сможет заменить целое подразделение истребителей.
              1. OgnennyiKotik
                OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:44
                -3
                Одно другое не исключает, но именно эти проекты для истребителей. Если нужен результат, необходимо концентрироваться на конкретной цели, а не растекаться по плоскости.
                У них задача сделать LoyalWingman и LongShot для истребителей.
                Летающий авианосец это Гремлины и тд
                1. Intruder
                  Intruder 15 февраля 2021 22:51
                  0
                  У них задача сделать LoyalWingman и LongShot для истребителей.
                  интуиция подсказывает, что подошли к пределу концептуальному в области самообороны и систем обеспечивающих эту самую самооборону, для истребитилей 4-5 поколений, вот и выкатили ведомых дронов, пока они в тренде устойчивом, пока иного нет на сегодняшний день, с лазерными системами пока не стали заморачиваться, там и так проблем хватает...
                  1. OgnennyiKotik
                    OgnennyiKotik 15 февраля 2021 23:00
                    +2
                    Ещё проблема в людях. Подготовка пилота занимает 10 лет. Просто невозможно быстро масштабировать ВВС и цена потери человека слишком велика. Этих дронов можно штамповать тысячами. По сложности это Томагавк последних блоков. Кстати двигатели от них.
                    Раньше было звено из 4 F-35, теперь 4 истребителя и 12 LoyalWingman, всего 16 машин. Потерял всех ведомых при прорыве ПВО? Не беда на базе новенькие ждут.
                    Они планируется по цене 4 млн $, цена F-35A 78 млн $.
                    1. Intruder
                      Intruder 15 февраля 2021 23:05
                      0
                      Подготовка пилота занимает 10 лет. Просто невозможно быстро масштабировать ВВС и цена потери человека слишком велика.
                      скорее дороже чем 4 млн.$, плюс время - экономические причины;
                      Потерял всех ведомых при прорыве ПВО? Не беда на базе новенькие ждут.
                      а новенькие - это новые поставки и конкурсы для производителей и всех других субподрядчиков, опять "бабло" рулит и в этом вопросе все же...!?
                      1. OgnennyiKotik
                        OgnennyiKotik 15 февраля 2021 23:23
                        -2
                        Цитата: Intruder
                        скорее дороже чем 4 млн.$

                        Нечему там дорого стоить. Уровень Томагавка 5 блок, он стоит 1,6 млн $
  4. evgen1221
    evgen1221 15 февраля 2021 20:07
    +2
    Ну имея наработки по ПО, радарам,движкам, и всему из чего беспилот делают-фантазия зело широко развивается.Вот и пробуют разные варианты,просеивают. Тот же хишник тоже как эксперимент рождался-вот уже в какого крокадила вырос и дальше цветёт. Хорошо если у нас РЭБ также развивается как у них бпла творчество.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 15 февраля 2021 20:15
      +2
      Цитата: evgen1221
      Хорошо если у нас РЭБ также развивается как у них бпла творчество.

      У них что ли РЭБ не развивается? Такое насыщения всех войск системами РЭБ как у них, нет ни где. Только у США и Израиля есть реальный боевой опыт применения этих систем против сопоставимого противника.
      К тому же РЭП против каналов связи плохо работают, они отлично справляются с РЛС.
  5. Usher
    Usher 15 февраля 2021 20:31
    0
    Задумка интересная, но как он будет возвращаться?
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 15 февраля 2021 20:44
      -1
      Из того что сейчас известно то никак или парашютом на землю. Цена у них будет небольшая, к примеру BQM-167 570 000$.
      У них сейчас идут испытания восстанавливаемых на носитель БПЛА, но как для меня загадка. Летающий авианосец параллельно идёт.
      1. Intruder
        Intruder 15 февраля 2021 22:11
        +2
        Летающий авианосец параллельно идёт.
        уже тестируют, возвращение на борт для Gremlins:
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:18
          -3
          Про гремлины выше написал, тут другое. Как вернутся не на специальный летающий авианосец, а на истребитель или БПЛА. Под крылом MQ-9 возвращаемый беспилотник и из новости следует что он возвращается на MQ-9. Ну или планируется к возвращению. Вопрос как?
          1. Intruder
            Intruder 15 февраля 2021 22:26
            +1
            Под крылом MQ-9 возвращаемый беспилотник и из новости следует что он возвращается на MQ-9
            не, ну это слишком фантастично, чтобы вернутся опять на узел внешней подвески в полете, буквально залезть под именно пилон и крыло...!? Как-то идея труднореализуемая...
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:35
              -4
              В том то прикол, что они этого хотят добиться.
              С другой стороны, можно использовать тот же принцип что и на гремлинах и не выпендриваться.
              С пилона выпускается кабель с магнитным замком, фиксируется на БПЛА примерно как при дозаправке, подтягивается к пилону там уже механически фиксируется.
              Типа такого.
              1. Intruder
                Intruder 15 февраля 2021 22:43
                -2
                я уже написал, кстати о подобном... wink
            2. Intruder
              Intruder 15 февраля 2021 22:41
              0
              если так подумать, то надо минимально:
              а) трос с замком, лебедка, стабилизатор конусный+манипулятор, чтобы внести дрон в грузовой отсек транспортника, с грузоподъемностью больше массы самого дрона;
              б) на самом дроне - штанга с уборкой во внутренний отсек (он же должен обладать опционально малозаметностью)+дополнительно, лидар точной ориентации относительно замка на тросе в полете;
              И как, это вписать в MQ-9 под крылом, даже для F-15, F-22???
              1. OgnennyiKotik
                OgnennyiKotik 15 февраля 2021 22:50
                0
                Для визуализации, вместо блока 4 GBU-39 располагаем LongShot (по размерам не намного больше). В платформу тонкий трос с замком, лебедка на платформе и замки. Подтягивать магнитом, фиксировать механически.
                1. Intruder
                  Intruder 15 февраля 2021 22:55
                  0
                  Для визуализации, вместо блока 4 GBU-39 располагаем LongShot (по размерам не намного больше).
                  расположить то можно, тем более вместо GBU-шек, но опять же, ловить как и на какой скорости это делать...плюс сама лебедка с платформой, трос и это все нарушает аэродинамику и дополнительная масса на конструкцию, короче как-то не очень выходить идея в конструктивном плане.., тем более для MQ-9!?
                  1. OgnennyiKotik
                    OgnennyiKotik 15 февраля 2021 23:05
                    -2
                    О чем говорим не занимает большой объём. Можно сконструировать вписав без вреда. Тот же кабель на Спайках на десятки км разматывается.
                    1. Intruder
                      Intruder 15 февраля 2021 23:09
                      -1
                      Тот же кабель на Спайках на десятки км разматывается.
                      там оптическое волокно(стекловолоконный кабель (fibre-optic datalink)), а тут еще трос нужен к кабелю, механические нагрузки другие ведь, его и тащить придется к узлу подвески, на последнем участке...
                      1. OgnennyiKotik
                        OgnennyiKotik 15 февраля 2021 23:15
                        0
                        Так и не на десятки км длина нужна, десятки метров. Когда-то заправка воздухе казалась фантастикой, сейчас обязательная рутина.
                        Естественно весь процесс автоматизированный, ресурс пилота на это не должен тратиться.
                        Вообщем решаемая технически задача, нужно проектировать и экспериментировать. Гремлины для этого и есть.
                      2. Intruder
                        Intruder 15 февраля 2021 23:21
                        0
                        Вообщем решаемая технически задача, нужно проектировать и экспериментировать. Гремлины для этого и есть
                        что решаемая не спорю, но для легких бортов и больших БПЛА, как-то не очень.., проще и дешевле на парашютах садить их, а затем вертушкой эвакуировать или наземными силами подбирать!?
                      3. OgnennyiKotik
                        OgnennyiKotik 15 февраля 2021 23:27
                        0
                        Сейчас так и делают. Вопрос цены. Можно просто их в расход пускать. Они сами по себе ракета. Если несколько сот кило на скорости 800-900 км/ч упадут на технику, мало не покажется и без взрывчатки.
      2. Intruder
        Intruder 15 февраля 2021 22:46
        0
        Ну или планируется к возвращению. Вопрос как?
        короче, или это забористая реклама и хайп Дарпы, или что-то "антиматериальное" явно, чего мы пока публично не увидим, до реальных испытаний в полете..
      3. VasYok
        VasYok 16 февраля 2021 08:03
        0
        Как вернутся не на специальный летающий авианосец, а на истребитель или БПЛА.

        А зачем им огород городить с возвращением? (Зачем усложнять систему?) Если истребитель 6го поколения FX с возможностью дозаправки в воздухе разрабатывается в пилотируемом и беспилотном варианте. Начинка и нагрузка могут быть различные.
        https://ria.ru/20200919/ispytaniya-1577443640.html
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 15 февраля 2021 21:08
    +2
    Это чё ? В России ,БПЛА "Охотник" -помощник для Су-57...; а в США LongShot...?
    1. sen
      sen 16 февраля 2021 04:53
      +3
      В России ,БПЛА "Охотник" -помощник для Су-57...; а в США LongShot...?

      У США беспилотный ведомый - XQ-58A Valkyrie
  • bars1
    bars1 15 февраля 2021 23:18
    +4
    Цитата: Nikolaevich I
    Это чё ? В России ,БПЛА "Охотник" -помощник для Су-57...; а в США LongShot...?

    В России аналогом LongShot выступает МФРК ДП (многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата) в качестве СНБЭ которого рассматриваются ракеты К-77М
  • mongol9999
    mongol9999 16 февраля 2021 00:05
    +2
    Вопрос. 1. А как эта боевая хрень после работы будет обратно на пилон насаживаться? 2. Тут скорее не увеличение боевого радиуса, а возможность барражирования в безопасной зоне до отработки дрона. Пока он долетит до рубежа пуска, пока вернётся... Вобщем очередная эпическая хрень.
    Вангую. Лет через десять одна сторона будет хвастаться невероятным количеством боевых летательных дронов, а другая тактическими ядерными зенитными ракетами.
  • Baron Pardus
    Baron Pardus 16 февраля 2021 01:32
    +4
    Самолёт который несёт дрон, который несёт ракеты. Истребитель засекает противника, пускает дрон, который подлетает поближе и пускает 4 лёгкие ракеты воздух воздух.... Гениально "Гена, давай я понесу чемоданы, а ты понесёшь меня". Итак, дрон он не невесомый, и весит побольше ракет Воздух Воздух. Просто банальных вопрос. Вместо ДРОНА и 4х лёгких ракет на нём почему бы не подвесить 4 дальнобойных ракеты на истребитель. Уверяю вас, что 4 Метеора, будут весить МЕНЬШЕ чем дрон и 4 Сайдуайндера на нём. Даже если создать эквивалент ФЕНИКСА и напичкать его современными движками и электроникой, 4 таких феникса будут весить меньше чем один дрон. Дрон с дипольными отражателями и ИК ловушками - приманка для ракет я понимаю. Хотя тоже, может сделать ловушки получше и навесить их побольше? Но навешивать 4 ракеты ближнего радиуса действия на ТЯЖЕЛЕННЫЙ И ДОРОГОЙ ДРОН, когда можно банально подвесить 4-6 ракет Дальнего радиуса действия на истребитель (и весить будут меньше) приведёт к такому же результату - поражению противника за пределами досягаемости его оружия.
    Мне кажется что это всё - для освоения бюджета. Разумеется с "пожертвованиями на избирательную компанию от одних уважаемых людей, другим уважаемым людям". Просто испытать эффективность Ф15 обвешанного Метеорами, против Ф15 с дроном и 4мя сайдуаиндерами и просто проверить кто кого замочит.
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 16 февраля 2021 13:31
      0
      Цитата: Baron Pardus
      . Просто испытать эффективность Ф15 обвешанного Метеорами, против Ф15 с дроном и 4мя сайдуаиндерами и просто проверить кто кого замочит.


      А если на другом F-15 будет 2 дрона? Или 4?
      1. Baron Pardus
        Baron Pardus 16 февраля 2021 17:59
        0
        Кто сколько поднимет. Например просто 6 тонн боезагрузки. У одного Ф15 6 тонн ракет воздух воздух, а у другого дроны с ракетами воздух воздух общей массой в 6 тонн.
        1. Глаз вопиющего
          Глаз вопиющего 16 февраля 2021 18:02
          0
          Цитата: Baron Pardus
          Кто сколько поднимет.


          Ну да. Здесь нужно посчитать хотя бы общую массу, но данных о массе Long Shot нет.

          Цитата: Baron Pardus
          У одного Ф15 6 тонн ракет воздух воздух


          Тот же Метеор весит ~200кг. 6 тонн - это 30 Метеоров, их просто некуда подвешивать (если бы F-15 и мог их нести).
    2. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 16 февраля 2021 14:59
      0
      Вы рассматриваете дуэльную ситуацию котороя на практике невозможна. Подобные системы нужны для групповых тактик по завоеванию превосходства в воздухе или прорыву ПВО. Когда важно количество и будут потери однозначно. Лучше что бы этими потерями были LoyalWingman или LongShot. Естественно эти БПЛА будут нести не только ракеты В-В. F-15EX спокойно поднимет 5-6 LongShot, на 2-3 из них устанавливается радары, системы связи и РЭБ. На оставшиеся 2-3 ракеты В-В или В-П. Звено из 4 F-15EX это уже 20-24 беспилотника.
      1. Глаз вопиющего
        Глаз вопиющего 16 февраля 2021 18:09
        0
        Цитата: OgnennyiKotik
        Звено из 4 F-15EX это уже 20-24 беспилотника.


        Нак один F-15EX подвешивается 6 беспилотников? Откуда данные?
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 16 февраля 2021 18:14
          0

          Блок из 4 GBU-39 по массе и размеру сопоставимы с концепциями LongShot. На F-15 явно есть ещё запас по месту и массе, на компенсацию разницы.
          1. Глаз вопиющего
            Глаз вопиющего 16 февраля 2021 18:23
            0
            4 GBU-39 весят 4*130 == 520кг, блок имеет размеры, скажем, 4м x 0.5м. Валькирия или UTAP-22 там не поместятся. Есть ли данные о размере и массе LongShot?
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 16 февраля 2021 18:58
              0

              LongShot длиной где-то 2,5 CUDA, 1,8*2,5= 4,5 метра. У UTAP-22 длина 6,1 метра, максимальный взлетный вес 930 кг. LongShot где-то 75 % от UTAP-22, соответственно вес где-то 700 кг
              Цитата: Глаз вопиющего
              4 GBU-39 весят 4*130 == 520кг, блок имеет размеры, скажем, 4м x 0.5м.

              Запаса по массе и размерам на F-15 явно для 5-6 LongShot есть. К примеру перенеся ПТБ под фюзеляж и повесив под крыло по LongShot.

              UTAP-22 под крылом F-15.
              1. Глаз вопиющего
                Глаз вопиющего 16 февраля 2021 19:06
                0
                Цитата: OgnennyiKotik
                LongShot длиной где-то 2,5 CUDA


                По картинке smile

                Цитата: OgnennyiKotik
                LongShot где-то 75 % от UTAP-22, соответственно вес где-то 700 кг


                Насколько официальные это данные? Впрочем, в любом случае 700кг - это уже больше 4 GBU39.

                Цитата: OgnennyiKotik
                UTAP-22 под крылом F-15.


                Вот. С неубирающимся крылом я просто не вижу, куда подвешивать больше 4 аппаратов. Даже если есть запас по массе.
      2. Baron Pardus
        Baron Pardus 16 февраля 2021 18:26
        0
        Дуэльные ситуации возможны, необходимы и СУЩЕСТВУЮТ. Более того, НАТО именно на них проверяет новые самолёты. Гриппен испытывали и против Ф16го, и против Рафаля. Греки испытывали Мираж 2000 против Ф16. Именно в дуэльных ситуациях. Американские эскадрилии "Агрессор" существуют для того чтобы испытывать самолёты и тактику ИМЕННО в дуэльных ситуациях. Вы думаете просто так наши скупают Советское и Российское оружие где только можно? Именно для дуэльных ситуаций и испытаний. Закупить 100 Сушек наши ВВС может и не смогут, но с десяток - запросто. А больше и не нужно. Воюют конечно, структуры, но индивидуальные показатели КАЖДОГО оружия, очень важны.

        А вы представляете насколько сложно будет обеспечить связь всей этой шоблы? В условия РЭБ. РЭБ конечно не всесильно как его адепты полагают, но чем сложнее система тем легче её нарушить. А вы абсолютно уверены что это будет лучше, даже при прорыве ПВО чем навешать на Ф15 дальнобойные противорадарные ракеты, а перед ними пустить стаю дронов с радарами и средствами РЭБ запускаемые с земли?

        Каждый дрон - он не невесомый, каждый дрон это уменьшенная боевая нагрузка, увеличенное аэродинамическое сопротивление. Повторяю, всё это похоже на "Гена, я понесу чемоданы, а ты понесёшь меня". То бишь уменьшается боевая нагрузка самолёта, увеличенное аэродинамическое сопротивление, уменьшенная дальность, скорость и манёвренность. А что касается РЭБ, то этим могут заниматься дроны запущенные с ЗЕМЛИ, и идущие ПЕРЕД ударными самолётами. Более того, на эти же дроны можно навесить антирадиационные ракеты. АГМ88Е например, вес, 360кг дальность 100км. Лонгшот явно тяжелее чем 2-3 таких ракеты.

        Я не противник Дронов, они не раз и не два доказали свою эффективность. Но вешать дрон на самолёт а на дрон вешать ракеты - это идиотизм. Более практично те же дроны запускать с земли и чтобы они шли в первой ударной волне при прорыве ПВО. Часть дронов со средствами РЭБ. другая часть с ракетами ХАРМ, ШРАЙК или что то типа этого. А за ними уже идут ударные самолёты. Проэкт Гоблин закрыли именно поэтому - каждый истребитель который нёс бомбардировщик уменьшал полезную нагрузку бомбардировщика и, за счёт аэродинамичского сопротивления, уменьшал и дальность и скорость бомбардировщика.

        Как вы думаете, два лонг шота, улучшат аэродинамику Ф15го или нет? Два лонг шота увеличат нагрузку на крыло или нет? Два лонг шота повысят расход топлива или нет. Ну а защищающая сторона должна будет постоянно держать в воздухе дроны обвешанные средствами РЭБ, которые будут ослепять дроны с радарами, которые будут нести РЭБ которые будут пробивать РЭБ которые будут... и ад наузеум.... И это будет эскалироваться до абсурда. И этот абсурд дойдёт до того что в условиях РЭБ в конце концов опять вернёмся к Ф-5Е и Миг21 которые будут наводится по радио с земли:-) (Шуткую). А может и не шуткую. Как недавно писали многие уже опять возвращаемся к концепту малобронированных лёгких танков с мощным вооружением. Где мы это уже видели? АМХ-30 и Леопард 1.

        Кстати читал где то, фантастику, что средства индивидуальной защиты (силовые поля) достигли такого уровня, что все вернулись к мечам и лукам, так как эти силовые (инерционные) поля не реагировали на оружие у которого была маленькая скорость:-). Пулю из рейлгана такой щит отбивал спокойно, а вот арбалетный болт игнорировал:-)>
        1. Глаз вопиющего
          Глаз вопиющего 16 февраля 2021 19:14
          0
          Цитата: Baron Pardus
          А вы представляете насколько сложно будет обеспечить связь всей этой шоблы?


          А в чем вы видите сложность? Управление (в том смысле, как Риперу) этим аппаратам не нужно. Им нужны координаты цели и, возможно, разрешение на применение оружия.

          Цитата: Baron Pardus
          А что касается РЭБ, то этим могут заниматься дроны запущенные с ЗЕМЛИ


          Может быть, будут и такие. Только они будут дороже или намного дороже.
        2. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 16 февраля 2021 19:33
          -1
          Цитата: Baron Pardus
          Американские эскадрилии "Агрессор" существуют для того чтобы испытывать самолёты и тактику

          Вот именно эскадрилии, в реальных учебных боях сходятся эскадрилья на эскадрилью. Один на один это для шоу или развлечения пилотов.
          Цитата: Baron Pardus
          А вы представляете насколько сложно будет обеспечить связь всей этой шоблы?

          Представляю, ничего сверхъестественного, обеспечения связи 20 единиц бронетехники намного сложнее задача.
          Цитата: Baron Pardus
          Проэкт Гоблин закрыли именно поэтому

          Проект Гоблины не закрыт, наоборот дошёл до испытаний, 2 месяца назад видео с испытаний в реальных условий выкатили.
          Цитата: Baron Pardus
          Как вы думаете, два лонг шота, улучшат аэродинамику Ф15го или нет?

          Не два, 5-6 штук, край 4, если они будут тяжелее моих расчетов. Ухудшат, поэтому после запуска их F-15 уйдут на безопасное расстояние. Напомню F-15EX не самолёт завоевания превосходства в воздухе, USAF его закупает как извозчика бомб, ракет и иных средств.
          Цитата: Baron Pardus
          Более практично те же дроны запускать с земли и чтобы они шли в первой ударной волне при прорыве ПВО.

          Одно другое не отменяет, часть с земли, часть с ИБ. Естественно они все будут впереди пилотируемых самолетов, защищая и скрывая их. Их -это F-22,F-35 в будущем NGAD.
          Для задач по завоеванию превосходства в воздухе, USAF используют минимум 3 звена + Авакс. Для преодоления ПВО кроме самолетов, в дело идут вертолеты, КР, ОТРК и тд. Истребитель на истребитель, танк на танк, солдат на солдата это аномальная ситуация, в реальности редко получаемая. Бой идёт общевойсковой где важны групповые тактики, а не характеристики конкретной единицы.
          Предположение, к чему они стремятся:
          1. Глаз вопиющего
            Глаз вопиющего 16 февраля 2021 20:26
            +1
            Цитата: OgnennyiKotik
            Проект Гоблины не закрыт, наоборот дошёл до испытаний, 2 месяца назад видео с испытаний в реальных условий выкатили.


            Goblin XF-85 - это проект середины прошлого века: истребитель, базирующийся на B-36. А до испытания дошли Гремлины.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 16 февраля 2021 20:29
              -1
              Спасибо за поправку.
          2. Baron Pardus
            Baron Pardus 16 февраля 2021 22:10
            0
            Проэкт Гоблин ЗАКРЫТ. Ещё в конце 50х. Почитайте про Мак Доннел ХФ85 Гоблин "Parasite fighter". Судя по всему мы говорим с Вами о разных Гоблинах.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 16 февраля 2021 22:13
              -1
              Разобрались уже, я про Гремлины, проект летающего авианосца. Схожие проект с Гоблином, похоже поэтому созвучные названия.
          3. Baron Pardus
            Baron Pardus 16 февраля 2021 22:16
            0
            Чтобы Вы знали, в этих эскадрилиях "Агрессор" "трофейную" технику испытывают и противопоставляют и один на один тоже. Учите материал. Там есть несколько вариантов учебных боёв. Есть бои когда Ф16 выполняют роль агрессоров, используя тактику Российской Авиации (до этого Советской, и роль Советских истребителей выполняли Ф-5Е, в роли Миг21. и Ф21 (Кфир С2), в роли Миг-23. А есть и один на один. Когда инструктор садиться в "Трофейный" Миг-29 или ещё что и против него выходят лётчики на Ф-16. Об этих испытаниях/учебных боях писали не раз и не два.
    3. Alarmist79
      Alarmist79 15 апреля 2021 12:50
      0
      =Гениально "Гена, давай я понесу чемоданы, а ты понесёшь меня"=
      Ракетный двигатель - крайне неэффективная штука. Откуда

      =Даже если создать эквивалент ФЕНИКСА =
      Можно попасть только во что то с маневренностью товарного вагона.

      =Уверяю вас, что 4 Метеора, будут весить МЕНЬШЕ чем дрон и 4 Сайдуайндера на нём=
      В том то и дело, что плюс-мину лапоть сопоставимо. Но летать в разы ближе, чем связка.
      В итоге "метеороносец" быстро отмучается.
  • bars1
    bars1 16 февраля 2021 01:33
    +1
    Цитата: mongol9999
    А как эта боевая хрень после работы будет обратно на пилон насаживаться?

    Никак.
  • sen
    sen 16 февраля 2021 04:37
    +2
    Ракеты класса «воздух — воздух», представленные на первом изображении, кажутся вариациями на тему перспективной Cuda. Разработкой ракеты занимается (занималась?) Lockheed Martin.
    Cuda представляет собой ракету малой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения. Она примерно вдвое короче AIM-120 AMRAAM.
    1. Intruder
      Intruder 16 февраля 2021 14:20
      +2
      Cuda представляет собой ракету малой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения.
      стоит добавить, что данный тип ракеты УРВВ/МД: кинетический перехватчик, то есть не несет в себе БЧ!!! В этом и одна из особенностей проекта - CUDA, от LM! Вторая: высокая маневренность на всех участках траектории (обеспечивается она - газодинамическим поясом импульсных двигателей, что их массив виден на изображении в головной части ракеты...), для реализации боевого кинетического воздействия, при перехвате цели!
      1. Zaurbek
        Zaurbek 11 мая 2021 08:36
        0
        В РФ подобную схему (С газодинамическим управлением) пока только на ракетах к С-350 "Витязь" применили. Но она не с кинетическим перехватом.
  • sen
    sen 16 февраля 2021 04:46
    +2
    Тут недавно БЛА-перехватчик "Волк-18" для борьбы с небольшими БЛА обсуждали. Может быть стоить заняться разработкой БЛА-перехватчика, похожего на DARPA LongShot, но только наземного базирования для борьбы с ударными беспилотниками и вертолетами.
    1. Intruder
      Intruder 16 февраля 2021 14:22
      +1
      заняться разработкой БЛА-перехватчика, похожего на DARPA LongShot, но только наземного базирования для борьбы с ударными беспилотниками и вертолетами.
      османы уже на свои ударники вешают малые УРВВ облегченной конструкции и с менее дорогими ГСН и БЧ....
    2. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 16 февраля 2021 14:31
      0
      Цитата: sen
      Может быть стоить заняться разработкой БЛА-перехватчика, похожего на DARPA LongShot, но только наземного базирования для борьбы с ударными

      Они уже наземного базирования, с реактивным стартом. Нужно довести проект до ума, потом развивать в разных направлениях. У нас тоже был такой опыт.



  • bk0010
    bk0010 16 февраля 2021 21:00
    +1
    Дурацкая затея. Вместо того, чтобы запустить дальнобойную ракету, хотят запустить беспилотник с которого запустить ракету. Или они в расходуемый беспилотник АФАР от F-35 (для наведения ракет) воткнуть собираются?
  • Алексей Зигалов
    Алексей Зигалов 17 февраля 2021 20:24
    0
    Коллеги, а кто то из нашего генштаба читает.... Это статья тупиковы путь развития. Как правильно заметили для Охотника. Представляете Су-57,а на пузе Охотник, наши отцы-командиры с удовольствием освоят еще млрд. десять. В первую очередь мы защищаемся и защищаем своё ПВО. Наша задача уничтожить всё, что летает самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, БПЛА, и т.д. Следовательно фронтового базирования. Ракеты воздух-воздух и пушка для ведения воздушного боя. АЛБК(автономно летающий боевой комплекс) летают парами, одна, две, три пары, могут идти в сопровождении самолета, вертолета или самостоятельно. Как уже правильно говорилось Су -57 стоит 100$, АЛБК 4-5$, главное, Су-57 делать два месяца, АЛБК 30 штук в месяц. Взлетная 5 тонн, полезная 2 тонны.
    1. Outsider
      Outsider 26 февраля 2021 05:39
      0
      Коллеги, а кто то из нашего генштаба читает.... Это статья тупиковы путь развития. Как правильно заметили для Охотника. Представляете Су-57,а на пузе Охотник...

      - Да какой "на пузе "Охотник", эти БПЛА будут чуть больше крылатой ракеты! Хоть и толще её, естественно...
  • TANKISTONE
    TANKISTONE 19 февраля 2021 20:17
    0
    "Игра Эндера". Всё это было в "концепции" ещё поршневых носителей. А воз и ныне там... Рябов Кирилл строчит статьи, словно пулемёт системы "Максим", причём, чтобы "утяжелить" статью, повторяется, переставляя слова в предложениях.
    1. Outsider
      Outsider 26 февраля 2021 05:37
      0
      - А при чём тут Рябов, если это "Программа DARPA LongShot"?..
  • Outsider
    Outsider 26 февраля 2021 05:11
    0
    Цитата: кредо
    Всё хорошо в этом описании, кроме одного - "А кто нам расскажет о недостатках концепта".

    - Недостатков там нет, там есть сложности и трудности. А сам концепт - он вовсе не нов. Эта задумка существует уже ни один десяток лет, - сделать ракету "воздух-воздух" двухступенчатой, причём первую ступень сделать возвращаемой многоразовой. Вопрос все десятилетия стоял в уровне технологий, котрые позволяли бы эту идею, достаточно простую по замыслу, осуществить на практике.
    Сейчас развитые страны этого уровня достигли, вопрос только в том, чтобы засучив рукава это тщательно продумать и реализовать...
  • Outsider
    Outsider 26 февраля 2021 05:35
    0
    Цитата: bk0010
    Дурацкая затея. Вместо того, чтобы запустить дальнобойную ракету, хотят запустить беспилотник с которого запустить ракету. Или они в расходуемый беспилотник АФАР от F-35 (для наведения ракет) воткнуть собираются?

    - Ну чего глупости-то молоть? Беспилотник будет лететь на скоростях 0.9М-1.3М, а конечная УРВВ летит со скоростью 4М! И цена?! И вес? И количество поражаемых целей? Каждый беспилотник сможет взять по 3 УРВВ минимум.
    1. У F-35 есть станция РТР ASQ-239, которая способна обнаруживать излучающие цели - наземные и воздушные на дальности уж точно не хуже станции РТР F-22 - 460 км и очень точно выдавать на них азимут. С Д=180 км станция РТР выдаёт как азимут, так и дальность излучающих целей.
    2. АФАР F-35 APG-81 имеет дальность обнаружения цели с ЭПР=1 м² равную 160 км. Самолёты Су-27, Су-30СМ, Су-35С эта БРЛС увидит на дальности 160*√√(15:1)=315 км. При этом сам F-35 виден противникам не будет, - даже при двух подвешенных под крылом вот таких стелс-БПЛА.
    3. F-35 с дальности ~300 км их спокойно запустит, а сам быстренько развернётся назад, продолжая задействовать станцию РТР контролироватьместоположение целей и по системе телеуправления будет видеть то, что через 120-150 км уже начнут видеть сравнительно маленькие, но совершенные БРЛС БПЛА.
    4. Подойдя на дальность к целям порядка 70-50 км, БПЛА выполнят пуск и будут контролировать поражение целей. На этой дальности до цели для ракеты AIM-120D уже будет "no escape zone", то есть цель не сможет уйти с помощью какого-нибудь энергичного маневра - на этой дальности ракета всегда её переманеврирует по энергетике, поэтому вероятность поражения здесь будет полигонная и близкая к 1.
    5. После удара ракет по целям, БПЛА, передав контроль на F-35, возвращаются на свою точку приземления, в районе своего аэродрома базирования, и потом готовятся к повторному использованию.