Робот «Удар» продолжает испытания

68

В 2015 г. ВНИИ «Сигнал» из состава НПО «Высокоточные комплексы» впервые показал опытный образец боевого робототехнического комплекса «Удар». Различные работы по этому проекту продолжаются до сих пор, и на днях стали известны новые подробности. Любопытная информация от пресс-службы «Высокоточных комплексов» и «Ростеха» была опубликована агентством ТАСС.

Разносторонние испытания


Сообщается о проведении ряда разнообразных испытаний, целью которых являлась проверка и отработка разных функций нового РТК. В первую очередь, испытывались основные ходовые возможности «Удара». Также проверялись особенности взаимодействия с другой беспилотной техникой разных типов.



Проведены испытания систем, отвечающих за автономное движение. РТК «Удар» оснащен т.н. подсистемой планирования движения. Она включает набор датчиков и измерителей, при помощи которых создается карта местности. Учитывая ее, автоматика управления самостоятельно строит маршрут и следует по нему.

Беспилотный «Удар» может взаимодействовать с другой автономной или дистанционно управляемой техникой. Этот РТК уже испытали в связке с беспилотным летательным аппаратом. В частности, проверялась совместная работа с привязным БПЛА, получающим энергию с борта «Удара».


В кормовой части «Удара» может размещаться малогабаритный легкий робот того или иного назначения. При необходимости он спускается на землю и приступает к выполнению своей работы. Взаимодействие полноразмерного РТК с таким изделием тоже проверена на практике в ходе испытаний. Опробованные малогабаритные роботы способны решать широкий круг задач, от ведения разведки до эвакуации раненых.

Отмечается, что ВНИИ «Сигнал» создает свои робототехнические комплексы путем оснащения существующих образцов новой аппаратурой. По такому принципу на базе боевой машины пехоты БМП-3 была создана платформа для «Удара». Кроме того, роботизацию прошли уже шесть разных боевых отделений разных типов, устанавливавшиеся на имеющееся шасси.

На серийной базе


Боевой робот «Удар» был впервые показан несколько лет назад, и в дальнейшем разработчики неоднократно раскрывали те или иные особенности проекта и желаемые возможности готового комплекса. Из последних новостей следует, что все заявленные функции и способности «Удара» прошли проверку в условиях полигона. Кроме того, подтверждена высокая эффективность базового подхода, предусматривающего создание многоцелевых роботов на основе существующей техники.

При строительстве РТК «Удар» использовалось серийное шасси БМП-3. Оно сохранило все основные агрегаты, хотя и претерпело некоторые изменения конструктивного характера. Шасси дополнено набором видеокамер с круговым обзором, системами дистанционного и автоматического управления, средствами связи, а также исполнительными механизмами для взаимодействия с органами управления.


Другой вариант комплекса с иным вооружением

На опытном «Ударе» при первых его демонстрациях был установлен боевой модуль «Бумеранг-БМ», управляемый дистанционно. Как сообщается, проводились испытания и с другими боевыми отделениями со схожим и с иным вооружением. Такие изделия получали набор оборудования, необходимого для интеграции в общие системы управления РТК.

С целью расширения боевых и рабочих возможностей комплекс может оснащаться дополнительными беспилотными системами. Так, для разведки и ретрансляции сигналов могут использоваться легкие БПЛА вертолетного типа, перевозимые прямо на «Ударе». Разрабатываются сухопутные РТК разного назначения, способные вести наблюдение, перевозить различные грузы и т.д.

Проект «Удар» предусматривает возможность работы в разных режимах. Бронемашина может работать под управлением экипажа на борту или по командам с пульта. Кроме того, предусмотрен автоматизированный режим, в котором она самостоятельно двигается по заданному маршруту, не нуждаясь в помощи оператора.

На основе наработок по нынешнему «Удару» планируется создать многоцелевую робототехническую платформу, пригодную для строительства образцов разного назначения. В будущем боевую машину дополнят транспортная и инженерная модификации с иным оснащением и возможностями.


"Удар" с боевым модулем "Бахча-У"

Задачи и потенциал


В целом нынешний проект «Удар» и ожидаемая многоцелевая платформа могут представлять большой интерес для вооруженных сил. С помощью такой техники можно будет решать достаточно широкий круг задач боевого и вспомогательного характера. При этом удастся снизить риски или получить иные выгоды разного рода.

Боевая машина, такая как существующий опытный «Удар», способна осуществлять патрулирование и разведку, сопровождать автоколонны, в т.ч. с автоматизированными транспортными средствами и даже участвовать в боях с применением всех имеющихся видов вооружения. По сути, боевой РТК становится функциональным аналогом БМП или БРМ с некоторыми отличиями и преимуществами.

Инженерная машина должна нести соответствующее оборудование, от бульдозерного отвала до крана-манипулятора. Ее можно будет использовать для эвакуации техники, для подготовки позиций и т.д. Наименее сложное оснащение получит роботизированный транспорт, которому предстоит перевозить разнообразные грузы и людей, в т.ч. раненых.

Как показывают испытания существующего боевого РТК, новые образцы будут иметь несколько важных преимуществ. Прежде всего, это гибкость применения техники. Ее можно будет использовать в пилотируемом, дистанционно управляемом и автономном варианте. Кроме того, предлагаемый комплекс электроники позволяет дополнять РТК различными дополнительными средствами, от боевых модулей до БПЛА.

Робот «Удар» продолжает испытания
Роботизированная инженерная машина "Проход-1"

При этом главным результатом проекта «Удар» следует считать не построенную боевую машину и не ожидаемые образцы на той же платформе. В рамках этого проекта ВНИИ «Сигнал» использовал и отработал новый подход к созданию робототехнических комплексов. РТК создается путем оснащения готовой машины набором специальных средств. Это позволяет обойтись без создания специального шасси и ускоряет работы, а также позволяет сохранять высокую степень унификации с другой техникой армии.

Подобный подход успешно реализуется в новых проектах. Испытываются РТК «Удар» и роботизированная инженерная машина «Проход-1». Вероятно, в будущем представят новые варианты РТК на существующей базе с теми или иными особенностями, созданные таким же способом.

Вопросы будущего


К настоящему времени в нашей стране создано несколько робототехнических комплексов военного назначения с разными функциями. При этом на вооружение приняты только отдельные образцы, такие как инженерный «Уран-6». Более новые разработки, в т.ч. оснащенные оружием и способные выполнять боевые задачи, на вооружение еще не принимались и остаются на стадии отработки.

Последние новости об успехах проекта «Удар» показывают, что работы продолжаются и дают желаемые результаты. Осуществляется поиск и проверка новых решений разного рода. Это означает, что проект продвигается и постепенно приближается к ожидаемому финалу. Министерство обороны сможет рассмотреть «Удар» в разных конфигурациях и выбрать наиболее удачные для принятия на вооружение. Кроме того, идеи и наработки по этому проекту могут найти применение в новых комплексах, которые представят только в отдаленном будущем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    14 февраля 2021
    А мне сама концепция подобных машин нравится. На базах хранения у нас десятки тысяч устаревших боевых машин, вот что можно переделывать в роботы и посылать в бой, сберегая жизни людей...
    1. +2
      14 февраля 2021
      А мне не нравится переделка из существующих - огромные объёмы, предназначенные для людей.
      Специальное шасси может быть много меньше при том же вооружении.
      1. +4
        14 февраля 2021
        Цитата: aars
        Специальное шасси может быть много меньше при том же вооружении.


        Не. Это машина первой линии. И преодолевать препятствия и заграждения должна как полноценная БМП. А детские коляски любая траншея остановит.
        1. -3
          14 февраля 2021
          Совсем не обязательно компоновать коляску, можно и сочленёнку с ещё лучшей геометрической проходимостью.
          1. +6
            14 февраля 2021
            Цитата: aars
            можно и сочленёнку с ещё лучшей геометрической проходимостью.


            Это верно. Больше разнообразия в войска, так веселее.
            Правда начальники соответствующих служб (соединения, части, подразделения) за такое разнообразие, изнасиловали бы генератора подобных идей.
            1. -2
              14 февраля 2021
              Спорно.
              Возить воздух не рационально, по многим причинам.
              1. 0
                14 февраля 2021
                Цитата: aars
                Возить воздух не рационально, по многим причинам.


                Существующие БМП (как база робота), можно сделать ниже (но не за счет клиренса).
              2. +3
                14 февраля 2021
                Цитата: aars
                Возить воздух не рационально, по многим причинам.

                Так наполните его боекомплектом .
                На базах хранения масса старых танков и БМП . В первой линии атаки гораздо выгодней пускать именно такие роботизированные машины . Их не надо строить - они уже есть . Нужно только комплексом дистанционного\автономного управления , и вперёд - в атаку . Примут весь первый огонь на себя , выявят огневые точки , сберегут жизни л\с .
                И не раззорят бюджет новыми разработками и производствами .
                А предложения и готовность роботизировать имеющиеся Т-72 были уже давно - лет 5 назад .
                А на базе БМП-3 рациональней делать не боевую , а защищённую машину - для подвоза БК на передок и эвакуации раненых . Боевая стойкость(устойчивость) у неё не слишком велика , а цена - fellow во какая .
        2. -1
          14 февраля 2021
          Лучше как полноценная звезда смерти!
      2. +3
        14 февраля 2021
        Цитата: aars
        А мне не нравится переделка из существующих - огромные объёмы, предназначенные для людей.Специальное шасси может быть много меньше при том же вооружении.

        Цена вопроса, одно уже есть, пусть и избыточно, а другое создать и произвести и не факт, что получится лучше и дешевле.
      3. +3
        14 февраля 2021
        Вспомните,хотя бы ,применение беспилотных Ан-2 Азербайджаном в недавней войне за Карабах.Конечно одноразовый продукт и совсем не автономный,но своё предназначение он с успехом выполнил.И ещё хочу заметить о времени жизни любой бронетехники в достаточно интенсивном конфликте - минуты! Так что модернизировать имеющуюся технику под новые задачи самое то ,на мой взгляд.
        1. 0
          14 февраля 2021
          0)По моему скромному мнению(ПМСМ), не надо сравнивать авиационную, морскую, сухопутную и космическую технику, тут слишком разные условия и то что подходит в одном случае не подходит в другом.
          1)Например в случае авиации можно легко отбросить "шумовой фон" при сканировании, а вот у сухопутной технике это сделать на порядки сложнее, а в случае боевой техники переднего края это вообще не реально
          2)Тут сама концепция подобной техники не подходит для переднего края, дроны должны иметь другие массо-габариты дабы была возможность перевозить дроны в грузовиках и\или внутри БТР\БМП(у тех что имеют кормовую аппарель).
          2.1)Для примера есть дрон для разминирования "уран-6" его можно перевозить на грузовиках но нельзя внутри бтр\бмп, отсюда вытекают проблемы при использовании робота в целях прорыва обороны, его придётся высаживать поглубже в тыл и дольше ждать пока он доедет до цели, всё это негативно влияет на боевую обстановку давая противнику время на реакцию.
          3)ПМСМ, большинство подобных роботов должны быть или чисто авиационными с ВВПЗ или гибридными. Таким образом что-бы их можно было доставить, спрятать, а потом быстро атаковать и уйти или занять выгодную огневую позицию. В идеале это должны быть некие "летающие турели с проводным управлением" которые будут действовать "скачками", то-есть, взлетел=> пролетел до 5-10км=> атаковал разведанные цели=> занял защитную позицию на некой поверхности=> прикрыл атакующие подразделения=> повтор цикла. Подобные дроны я именую "джамперами" -- это некий ЛА у которого ухудшены ЛТХ взамен улучшены ТТХ\ТТВ.
      4. +1
        20 марта 2021
        Абсолютно согласен. Даже тот-же удар можно укоротить на 3 метра вырезав отделение управления и БО расположив башню над двигателем. не надоо забывать что над движком почти метр (утрирую) свободного пространства. А можно и по другому- уменьшить высоту корпуса примерно на 80 см. и укоротить на 1,5 метра отставив 5 траков, заменить движок на двигатель меньшего объема и мощностью в 300 лошадей. Уменьшается размеры и вес всей машины. При уменьшении размеров двигателя можно машину сделать уже. Да и стоить такой варианта будет меньше чем переделка из "чистого" БМП-3 на много, а на поле боя повысится живучесть. Ах да БМ поставить другой , с 57 мм пушкой АУ220М.
      5. 0
        7 апреля 2021
        В случае реального конфликта проблемы из разряда "нравится - не нравится" станут неактуальными. Все эти переделки быстро сойдут в ноль.
    2. -1
      14 февраля 2021
      Цитата: svp67
      А мне сама концепция подобных машин нравится. На базах хранения у нас десятки тысяч устаревших боевых машин, вот что можно переделывать в роботы и посылать в бой, сберегая жизни людей...

      БМП-3 не так уж и много smile А устаревшая техника может и не оправдать усилий потраченных на переделку.
      1. 0
        15 февраля 2021
        > А устаревшая техника может и не оправдать усилий потраченных на переделку
        + 100. Теоретически переделка устаревшей техники выглядит весьма привлекательно, но на практике, затраты могут оказаться даже выше, чем выпуск совершенно новых шасси. Не следует забывать о том, что поддержание техники на хранении тоже весьма не бесплатно. И уж точно не следует забывать о запчастях. Частично этот вопрос решается за счет каннибализации,но это не навсегда. Да, на текущий момент можно собрать из пяти БМП-3 три действующие, но это не может длится вечно. А ведь мы говорим о заделе на как минимум 20 лет.
    3. -3
      14 февраля 2021
      Вся новая наземная и воздушная техника должна быть опционально беспилотными. Что бы в зависимости от задач использовать или нет людей.
      Эффективность старой техники переделанной в беспилотную (безэкипажную) стремится к нулю. В реальности годная только для использования в качестве подвижных мишеней.
      Нужно изначально закладывать опциональную или полную беспилотность в технику при проектировании.
      1. -2
        14 февраля 2021
        Не каждый пилотный проект хорош в качестве беспилотного. ОБТ например. В упор не нужен беспилотный вариант ОБТ в сегоднешних реалиях.
        1. -2
          14 февраля 2021
          ОБТ вообще не нужны, умирающий класс техники.
          1. +1
            14 февраля 2021
            Пока ещё нужны. Но ограниченом кол-ве.
            1. -1
              14 февраля 2021
              Не, вообще нет. Да и в современных армиях их и нет. Абрамс М1А2, Леопард 2А7, Меркава 4 в дополнительном городском навесе, доп оборудованием и БК весят в районе 80 тонн. Это полноценные тяжелые танки. Свойственными для этого типа танками задачами.
              С остальными задачами справятся легкие и средние танки, в их качестве сейчас используют более старые модификации ОБТ. Причём они справляются с ними плохо, не хватает манёвренности и незаметности.
              В ближайшем будущем в развитых армиях так и будет ОБТ перейдут в тяжелые танки, будут закупаться новые легкие и средние танки. Впрочем конкурсы уже запущены.
              1. 0
                14 февраля 2021
                Ну не 80, а где то около 70-ти. Но да, они и есть настоящие ОБТ, а дальше развитие пойдет по пути создания универсальной боевой машины огневой поддержки мотопехоты, в варианте сопровождения с пушками 30-50мм и в варианте ПТ 90-105мм и весом 35-40т.
                1. -1
                  14 февраля 2021
                  Цитата: ironic
                  Но да, они и есть настоящие ОБТ,

                  Да ну, от изначальных ОБТ с 45-55 тоннами веса они ушли далеко, тут же ещё вопрос в тактике применения. Она уже ближе к Тигру 2, чем Т-64 или Леопард 2 (без а всяких)
                  Цитата: ironic
                  варианте сопровождения с пушками 30-50мм и в варианте ПТ 90-105мм и весом 35-40т.

                  Ага. Вот их можно сделать опционально безэкипажными. С выносными пультами управления.

                  1. 0
                    14 февраля 2021
                    Ну на западе ОБТ давненько тяжелые танками с весом за 60т. От средних танков там фактически отказались в прошлом, а потом вроде как возвращаются, но это уже не своевременно, ибо нужен не совсем танк, а универсальная платформа по весу среднего танка. В остальном у нас с вами косенсус. drinks
                    1. -1
                      14 февраля 2021
                      Я прям удивляюсь Туркам. У них сейчас в серийном производстве 2 типа средних гусеничной платформ Kaplan и Tulpar от разных производителей. В вариантах БТР/БМП/ПТ и тд. Тоже самое во всех других видах техники. Везде минимум 2 производителя на 1 позицию. Что делает конкуренция животворящая. В России 1 Курганец несчастный до серии не могут довести.

                      1. -1
                        14 февраля 2021
                        Ну на самом деле в данном случае не известно что лучше, закупать технику от разных производителей или провести конкурс и выбрать одину платформу победитель. Вот у нас Намер и Меркаву делают два конгломерата фирм с субподрядчиками, а платформа одна. Хорошо ли это?
                      2. -1
                        14 февраля 2021
                        Конкретно что Намер и Маркова на одной тяжелой гусеничной базе это правильно. В целом производителей тяжелых танков в мире мало, да и в Турции Алтай одна головная компания делает.
                        Но я так понимаю это у вас скорее компромис Rafael и Elbit по одиночке смогли бы такой танк сделать.
                      3. -1
                        14 февраля 2021
                        Какой же компромис? Если танк фактически делают одни, а БМП фактически другие? И это целый набор фирм у нас и в Штатах, а не две. То что набор, продиктовано нашими особенностями, но почему два набора блин?
                      4. -1
                        14 февраля 2021
                        Задача государства давать возможность развиваться внутреннему производству. Нельзя создавать условия для образования монополий. Если даже в короткий промежуток времени это имеет +, то на долгую одни минусы. Один из инструментов это гос заказ. Нужно эти деньги распределять равномерно, хотя бы на 2-3 компании. Даже если это может навредить конкретному результату.
                        Нужно создавать конкуренцию, лишь в конкуренции идёт прогресс.
                        В России нет конкуренции, вот и результат. Одна парадная техника.
                      5. 0
                        14 февраля 2021
                        Я вижу конкуренцию в создании по возможности свободной от влияния, как у нас говорят, витамина Пи(от протекция), конкурсной основы выбора проектов, которые потом пойдут в госзаказ, а не в доведения до абсурда ситуации, когда дойдет до того, что один и тот же пулемет в ручном и станковом варианте будут разрабатывать две разные компании.

                        P.S. Вот если бы Намер и Эйтан делала одна группа фирм, это было бы монополизацией. А Меркава и Намер это одна платформа и разделение это больше вреда чем пользы.
    4. +1
      14 февраля 2021
      А обслуживать то их кто будет,то же роботы?
  2. -8
    14 февраля 2021
    Да, что ни говори, а в отношении боевых роботов мы впереди планеты всей.
    Ни у кого нет ничего подобного Урану-9 по мощи вооружения.
    А "Удар" - это возможность в короткий срок дать армии тысячи недорогих роботов за счёт использования существующих шасси.
  3. 0
    14 февраля 2021
    Как по мне то на данном этапе развития такую машину остановит обычный автомат или пулемёт. Все эти датчики слетят буквально как брызги с брони от пары очередей. И все на этом закончится для робота.
    1. +2
      14 февраля 2021
      Цитата: looker-on
      Как по мне то на данном этапе развития такую машину остановит обычный автомат или пулемёт. Все эти датчики слетят буквально как брызги с брони от пары очередей. И все на этом закончится для робота.

      Дорогу осилит идущий. Над БЛА вначале тоже смеялись, теперь усиленно догоняем.
      1. +1
        14 февраля 2021
        Над Бпла никто никогда не смеялся у нас в стране, Израиль их начал осваивать еще в конце 80 гг для охраны баз и контроля прилегающих терр-й. У нас на тот момент была другая концепция по ним.
        Но постоянно всё меняется и поэтому сейчас пришли к тому к чему пришли.
        Кстати о дельтапланах, такая же история !
        1. -1
          14 февраля 2021
          Вы обратили внимание какие наземные беспилотники сейчас опробует Израиль?
  4. +1
    14 февраля 2021
    Интересные игрушки. Посмотрим сколько времени понадобится чтобы достичь уровня "восстания машин" из "Терминатор"
  5. +2
    14 февраля 2021
    У людей есть интересная работа, завидую.
    И то что они делают это очень хорошо во всех отношениях, опыт не пропьёшь.
    Не могу комменты давать по тех. данным поскольку не владею. Хотя сам технарь и было интересно посмотреть глазами но не положено и наверно правильно.
    Поэтому и завидую.
  6. 0
    14 февраля 2021
    Меня продолжает удивлять направление мышления Российского проектного менеджмента ещё со времен первого показа Урана-9. Нет ничего плохого в том, чтобы разрабатывать элементы будущего беспилотника на существующей элементной базе, но натягивать существующую элементную базу на беспилотный проект да ещё и по принципу я и баба я и дед, ещё не научившись как следует это делать...ну я не знаю...Например проектного менеджера Урана я бы сразу предложил своему деректору уволить, если бы это происходило в моей фирме.
    1. +1
      14 февраля 2021
      Люди работаю и это важно !
      1. +1
        14 февраля 2021
        Ну бурную деятельность за бюджетные средства любят действительно не только в вашей стране, но важности в этом только для них самих.
        1. -1
          14 февраля 2021
          А ты сам откуда будешь ?
          Я тебя второй раз тебя наблюдать !
          1. 0
            14 февраля 2021
            Я не скрывал вроде даже город где живу, не то что страну.
        2. -1
          14 февраля 2021
          тебя наш Бюджет не волновать !
          1. 0
            14 февраля 2021
            Нет не волновать, мне интересены вопросы подхода к его формированию вцелом. Я пополняю эрудицию. Меня так ещё в Советском ВУЗе научили.
        3. 0
          14 февраля 2021
          Ты сам откуда ?ъ\
          1. 0
            14 февраля 2021
            Я живу в Израиле.
    2. -2
      14 февраля 2021
      Еще раз ! Ты сам откуда ?!
      1. 0
        14 февраля 2021
        Тебя что заело или терпение отказало?
    3. 0
      15 февраля 2021
      Цитата: ironic
      Например проектного менеджера Урана я бы сразу предложил своему деректору уволить, если бы это происходило в моей фирме.

      ===
      это почему же? есть готовый вездеход (много), почему не натолкать туда, а место имеется, оружие,оборудование и средства управления?!
      1. 0
        15 февраля 2021
        Потому что натолкать туда это первое правило, как угробить любой проект.
        1. 0
          18 февраля 2021
          Цитата: ironic
          Потому что натолкать туда это первое правило, как угробить любой проект.

          ===
          это ответ?
          1. 0
            19 февраля 2021
            Да, я и на работе руководствуюсь тем же, когда руковожу проектами.
  7. 0
    19 февраля 2021
    Вот такая штукована должна поддерживать ну и как робот тоже.
    1. 0
      28 марта 2021
      Это Гадюка предтеча Терминатора БМПТ. А БМПТ видел на Армии2018 проект в виде стендовой модели ,в роли пункта управления боевого многофункционального роботизированного комплекса с операторами 2-х Уранов-9 и штатных БПЛА.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»