Дружба за деньги: иностранные корабли и катера для ВМС Украины
Текущее состояние военно-морских сил Украины, как и всей армии, оставляет желать лучшего. Для изменения ситуации запланирована закупка нескольких десятков боевых единиц зарубежного производства – всех основных классов, от моторных лодок до корветов. Однако неизвестно, удастся ли выполнить такие планы и изменить положение дел.
Турецкие корветы
В последние месяцы наблюдается сближение Киева и Анкары, приводящее к любопытным результатам. Так, в середине декабря был подписан украинско-турецкий контракт на строительство пяти корветов типа Ada – варианта проекта MILGEM. По неофициальным данным, стоимость контракта превысила 1 млрд долл. США, т.е. не менее 200 миллионов за корабль.
Закладка головного корвета ожидается уже в этом году. Вероятно, его будет строить завод Istanbul Naval Shipyard, уже поставлявший корабли MILGEM турецкому флоту. Готовый корвет передадут заказчику не позднее 2024 г. К работам по контракту планируется привлечь завод «Океан» (г. Николаев). В дальнейшем ему предстоит участвовать в строительстве и дооснащении кораблей.
Точный технический облик кораблей Ada для ВМС Украины пока не раскрывался. Очевидно, что корветы сохранят штатные корпус, надстройку, энергоустановку и общекорабельные системы. Одновременно с этим возможно перевооружение с применением комплексов, доступных ВМС Украины – собственного или иностранного производства.
Американские катера
Украинская армия получает материальную помощь от США, и в будущем эти процессы продолжатся. В последний день 2020 г. Пентагон заказал американской компании SAFE Boats International подготовку строительства двух первых катеров типа Mk VI. Затем ожидается запуск сборки, и в 2022 г. два корпуса передадут ВМС Украины.
Текущие планы Пентагона и Киева предусматривают строительство 16 катеров Mk VI, а также подготовку экипажа и последующую техническую помощь. На выполнение таких планов США выделяют ок. 220 млн долл., которые потратят на строительство шести новых катеров. Оставшиеся 10 ед. предлагается построить в США за украинский счет. Общая стоимость серии – 600 млн долл.
По всей видимости, катера Mk VI для ВМС Украины в целом сохранят стандартный облик. При этом возможно перевооружение. 12 катеров американских ВМС оснащаются парой установок с 25-мм пушками и набором пулеметов нормального и крупного калибра. Скорее всего, «украинские» Mk VI получат стрелковое оружие советской разработки.
Британский кредит
В октябре прошлого года Украина и Великобритания подписали меморандум об усилении сотрудничества в военной сфере. Среди прочего, этот документ предусматривает совместные усилия в деле модернизации украинского флота. Так, британская сторона предоставляет Украине кредит в размере 1,25 млрд фунтов стерлингов на срок в 10 лет.
Эти деньги будут потрачены на строительство восьми больших ракетных катеров типа Super Vita от одного из подразделений BAE Systems. Два первых катера по этому заказу построят на британской верфи. Остальные шесть при помощи зарубежных коллег построит завод «Нибулон» в Николаеве. Особенности международного сотрудничества и организации строительства пока не раскрывались.
По имеющимся данным, катера Super Vita сохранят штатный облик и оснащение, соответствующее стандартам НАТО. На первых этапах их главным вооружением останутся норвежские противокорабельные ракеты NSM. В дальнейшем не исключается возможность модернизации катеров с установкой украинских изделий «Нептун». Впрочем, корабельная версия такой ракеты пока отсутствует, и сроки ее появления неизвестны.
Для Береговой охраны
В контексте строительства зарубежной техники необходимо вспомнить недавнее украинско-французское соглашение о совместном производстве 20 патрульных катеров типа ОСЕА FPB-98 Mk 1 для Береговой охраны. Договор заключили в июле прошлого года, и тогда же состоялась закладка головного корпуса.
По условиям договора, совместное предприятие «OCEA-Нибулон» построит пять первых катеров на Украине, а оставшийся заказ выполнит французский судостроительный завод. На строительство пяти катеров в Николаеве выделяется три года. Строительство обойдется в 136,5 млн евро. 85% этой суммы в качестве кредита предоставляют коммерческие и государственные структуры Франции.
Согласно планам, БОХР Украины получит два десятка катеров FPB-98 в базовой конфигурации. Изменения могут затронуть только отдельные элементы оснащения и вооружение.
Скромное настоящее
Корветы и катера разных типов пока остаются в планах на будущее, хотя строительство некоторых корпусов уже началось. В ожидании таких вымпелов ВМС Украины принимает более скромную помощь от зарубежных партнеров. Так, 10 февраля в Одессе состоялась приемка очередной партии моторных лодок американского производства – более 80 шт.
США передали украинскому флоту 10 жестко-корпусных надувных лодок серии Willard Sea Force, а также свыше 70 лодок Zodiac. Полученные изделия имеют силовую установку и прочее оснащение, но не несут вооружения. Возможно, оно появится позже. Также Украина получила разнообразное оснащение и аппаратуру для спецподразделений.
Сомнительные перспективы
Украина пытается строить новые корпуса для военно-морских сил, а также заключает контракты с другими странами. Без подобных мер восстановление и модернизация флота невозможны. Однако имеющиеся планы командования выглядят, как минимум, неоднозначно или даже сомнительно.
Очевидно, что четкий и ясный план обновления надводных сил отсутствует. Планы по заказам определяются, главным образом, двумя факторами – политикой и финансами. Нынешние киевские власти стараются дружить с США, и появляются контракты на американскую технику, притом не на самую дорогую и сложную. Курс на дружбу с Турцией приводит к появлению договора на корветы Ada.
Украинско-турецкий договор на пять корветов следует рассмотреть отдельно. Общая стоимость кораблей, причем без вооружения, превышает 1 млрд долл. Есть все основания сомневаться в том, что Украина сможет найти такие деньги и полностью оплатить строительство. Кроме того, общая стоимость программы будет выше, т.к. корабли предстоит довооружить.
Ситуация с британскими ракетными и французскими патрульными катерами, на первый взгляд, проще. Великобритания и Франция предоставляют украинским партнерам крупные кредиты, покрывающие, как минимум, большую часть строительства. Однако кредит нужно оплачивать, причем с процентами. Способность Украины выплатить кредиты по известным условиям вызывает сомнения.
Чуть проще выглядит ситуация с поставками американских катеров и лодок. Эта продукция частично финансируется США в порядке военной помощи. Однако в случае с катерами Mk VI большую часть заказа оплатит именно Украина из своих средств – 10 ед. из 16.
Дружба за деньги
Таким образом, складывается специфическая ситуация. Составленные планы, уже принявшие форму реальных договоров, действительно могут привести к существенному обновлению ВМС Украины и нарастить их возможности. Однако их выполнение станет чрезмерной нагрузкой на военный бюджет – и на всю экономику страны, которая не может похвастать особыми успехами.
Зато в выгодном положении оказываются зарубежные партнеры, которым предстоит выполнить украинские контракты. Они получают возможность загрузить свои производственные мощности новыми заказами и неплохо заработать на дружественной стране. Даже необходимость выдачи кредитов или частичная оплата проектов не останавливает зарубежные государства.
Все эти процессы прекрасно демонстрируют сложившуюся ситуацию на международной арене. Украина хочет дружить с развитыми государствами и готова на те или иные шаги и меры. Зарубежные страны не против такого сотрудничества, но только в том случае, если оно дает им какие-либо выгоды. В случае со строительством катеров и кораблей для Украины речь идет о заработке на производстве техники и на кредитах.
Ограниченный экономический потенциал Украины затруднит строительство новых боевых единиц. Однако Киев не может не оплатить заказы, и их сокращение тоже не представляется возможным. Специфические особенности украинской экономики и внешней политики позволяют предполагать, что кораблестроительная программа будет оплачена – хотя ради этого придется жертвовать чем-то другим. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Но поводы для оптимистических прогнозов отсутствуют.
Информация