Военное обозрение

Дружба за деньги: иностранные корабли и катера для ВМС Украины

33

Корвет F514 Kınalıada типа Ada из состава ВМС Турции. Фото Минобороны Турции


Текущее состояние военно-морских сил Украины, как и всей армии, оставляет желать лучшего. Для изменения ситуации запланирована закупка нескольких десятков боевых единиц зарубежного производства – всех основных классов, от моторных лодок до корветов. Однако неизвестно, удастся ли выполнить такие планы и изменить положение дел.

Турецкие корветы


В последние месяцы наблюдается сближение Киева и Анкары, приводящее к любопытным результатам. Так, в середине декабря был подписан украинско-турецкий контракт на строительство пяти корветов типа Ada – варианта проекта MILGEM. По неофициальным данным, стоимость контракта превысила 1 млрд долл. США, т.е. не менее 200 миллионов за корабль.

Закладка головного корвета ожидается уже в этом году. Вероятно, его будет строить завод Istanbul Naval Shipyard, уже поставлявший корабли MILGEM турецкому флоту. Готовый корвет передадут заказчику не позднее 2024 г. К работам по контракту планируется привлечь завод «Океан» (г. Николаев). В дальнейшем ему предстоит участвовать в строительстве и дооснащении кораблей.

Точный технический облик кораблей Ada для ВМС Украины пока не раскрывался. Очевидно, что корветы сохранят штатные корпус, надстройку, энергоустановку и общекорабельные системы. Одновременно с этим возможно перевооружение с применением комплексов, доступных ВМС Украины – собственного или иностранного производства.


Пара катеров Mk VI, построенных ранее для ВМС США. Фото SAFE Boats Int.

Американские катера


Украинская армия получает материальную помощь от США, и в будущем эти процессы продолжатся. В последний день 2020 г. Пентагон заказал американской компании SAFE Boats International подготовку строительства двух первых катеров типа Mk VI. Затем ожидается запуск сборки, и в 2022 г. два корпуса передадут ВМС Украины.

Текущие планы Пентагона и Киева предусматривают строительство 16 катеров Mk VI, а также подготовку экипажа и последующую техническую помощь. На выполнение таких планов США выделяют ок. 220 млн долл., которые потратят на строительство шести новых катеров. Оставшиеся 10 ед. предлагается построить в США за украинский счет. Общая стоимость серии – 600 млн долл.

По всей видимости, катера Mk VI для ВМС Украины в целом сохранят стандартный облик. При этом возможно перевооружение. 12 катеров американских ВМС оснащаются парой установок с 25-мм пушками и набором пулеметов нормального и крупного калибра. Скорее всего, «украинские» Mk VI получат стрелковое оружие советской разработки.

Британский кредит


В октябре прошлого года Украина и Великобритания подписали меморандум об усилении сотрудничества в военной сфере. Среди прочего, этот документ предусматривает совместные усилия в деле модернизации украинского флота. Так, британская сторона предоставляет Украине кредит в размере 1,25 млрд фунтов стерлингов на срок в 10 лет.


Ракетный катер Q04 Barzan типа Super Vita из состава ВМС Катара. Фото BAE Systems

Эти деньги будут потрачены на строительство восьми больших ракетных катеров типа Super Vita от одного из подразделений BAE Systems. Два первых катера по этому заказу построят на британской верфи. Остальные шесть при помощи зарубежных коллег построит завод «Нибулон» в Николаеве. Особенности международного сотрудничества и организации строительства пока не раскрывались.

По имеющимся данным, катера Super Vita сохранят штатный облик и оснащение, соответствующее стандартам НАТО. На первых этапах их главным вооружением останутся норвежские противокорабельные ракеты NSM. В дальнейшем не исключается возможность модернизации катеров с установкой украинских изделий «Нептун». Впрочем, корабельная версия такой ракеты пока отсутствует, и сроки ее появления неизвестны.

Для Береговой охраны


В контексте строительства зарубежной техники необходимо вспомнить недавнее украинско-французское соглашение о совместном производстве 20 патрульных катеров типа ОСЕА FPB-98 Mk 1 для Береговой охраны. Договор заключили в июле прошлого года, и тогда же состоялась закладка головного корпуса.

По условиям договора, совместное предприятие «OCEA-Нибулон» построит пять первых катеров на Украине, а оставшийся заказ выполнит французский судостроительный завод. На строительство пяти катеров в Николаеве выделяется три года. Строительство обойдется в 136,5 млн евро. 85% этой суммы в качестве кредита предоставляют коммерческие и государственные структуры Франции.


Смелые планы по катерам FPB-98. Графика МВД Украины

Согласно планам, БОХР Украины получит два десятка катеров FPB-98 в базовой конфигурации. Изменения могут затронуть только отдельные элементы оснащения и вооружение.

Скромное настоящее


Корветы и катера разных типов пока остаются в планах на будущее, хотя строительство некоторых корпусов уже началось. В ожидании таких вымпелов ВМС Украины принимает более скромную помощь от зарубежных партнеров. Так, 10 февраля в Одессе состоялась приемка очередной партии моторных лодок американского производства – более 80 шт.

США передали украинскому флоту 10 жестко-корпусных надувных лодок серии Willard Sea Force, а также свыше 70 лодок Zodiac. Полученные изделия имеют силовую установку и прочее оснащение, но не несут вооружения. Возможно, оно появится позже. Также Украина получила разнообразное оснащение и аппаратуру для спецподразделений.

Сомнительные перспективы


Украина пытается строить новые корпуса для военно-морских сил, а также заключает контракты с другими странами. Без подобных мер восстановление и модернизация флота невозможны. Однако имеющиеся планы командования выглядят, как минимум, неоднозначно или даже сомнительно.


Новые американские лодки для украинских ВМС, 10 февраля 2021 г. Фото Минобороны Украины

Очевидно, что четкий и ясный план обновления надводных сил отсутствует. Планы по заказам определяются, главным образом, двумя факторами – политикой и финансами. Нынешние киевские власти стараются дружить с США, и появляются контракты на американскую технику, притом не на самую дорогую и сложную. Курс на дружбу с Турцией приводит к появлению договора на корветы Ada.

Украинско-турецкий договор на пять корветов следует рассмотреть отдельно. Общая стоимость кораблей, причем без вооружения, превышает 1 млрд долл. Есть все основания сомневаться в том, что Украина сможет найти такие деньги и полностью оплатить строительство. Кроме того, общая стоимость программы будет выше, т.к. корабли предстоит довооружить.

Ситуация с британскими ракетными и французскими патрульными катерами, на первый взгляд, проще. Великобритания и Франция предоставляют украинским партнерам крупные кредиты, покрывающие, как минимум, большую часть строительства. Однако кредит нужно оплачивать, причем с процентами. Способность Украины выплатить кредиты по известным условиям вызывает сомнения.

Чуть проще выглядит ситуация с поставками американских катеров и лодок. Эта продукция частично финансируется США в порядке военной помощи. Однако в случае с катерами Mk VI большую часть заказа оплатит именно Украина из своих средств – 10 ед. из 16.

Дружба за деньги


Таким образом, складывается специфическая ситуация. Составленные планы, уже принявшие форму реальных договоров, действительно могут привести к существенному обновлению ВМС Украины и нарастить их возможности. Однако их выполнение станет чрезмерной нагрузкой на военный бюджет – и на всю экономику страны, которая не может похвастать особыми успехами.


Иностранная моторная лодка на учениях вооруженных сил. Фото Минобороны Украины

Зато в выгодном положении оказываются зарубежные партнеры, которым предстоит выполнить украинские контракты. Они получают возможность загрузить свои производственные мощности новыми заказами и неплохо заработать на дружественной стране. Даже необходимость выдачи кредитов или частичная оплата проектов не останавливает зарубежные государства.

Все эти процессы прекрасно демонстрируют сложившуюся ситуацию на международной арене. Украина хочет дружить с развитыми государствами и готова на те или иные шаги и меры. Зарубежные страны не против такого сотрудничества, но только в том случае, если оно дает им какие-либо выгоды. В случае со строительством катеров и кораблей для Украины речь идет о заработке на производстве техники и на кредитах.

Ограниченный экономический потенциал Украины затруднит строительство новых боевых единиц. Однако Киев не может не оплатить заказы, и их сокращение тоже не представляется возможным. Специфические особенности украинской экономики и внешней политики позволяют предполагать, что кораблестроительная программа будет оплачена – хотя ради этого придется жертвовать чем-то другим. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Но поводы для оптимистических прогнозов отсутствуют.
Автор:
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Mitroha
    Mitroha 15 февраля 2021 06:11
    +6
    Принцип -"Враг моего врага-мой друг " и "Назло бабушке отморожу уши" , видно возведен в основополагающие в 404
    1. Hagen
      Hagen 15 февраля 2021 08:58
      +8
      Цитата: Mitroha
      Принцип -"Враг моего врага-мой друг " и "Назло бабушке отморожу уши" , видно возведен в основополагающие в 404

      Сдается мне, что нет у 404 никаких собственных принципов. За всеми движениями Украины стоят интересы США. Они свои принципы и продавливают на Украине. А когда она потеряет возможность обслуживать приобретенный государственный долг перед Западом, её порвут как грелку на лоскуты. А руководство Украины живет одной надеждой, что это случится не в их каденцию. О том, что их будут рвать, Украина знает, просто не знает когда. Западу это (дележ Украины) тоже выгодно, поэтому он навяливает Украине вооружение, а не транспортную инфраструктуру и сельхозтехнику, например. Так быстрее убивается экономика страны-реципиента.
      1. Владимир Машков
        Владимир Машков 15 февраля 2021 18:03
        -1
        Ну никак не пойму: нафиг подыхающей разваливающейся нищей дыржаве весь этот москитный флот? Неужели САМИ лелеют мечту о десантах на побережье ДНР? Или америкосы подталкивают и готовят? Ведь денег нет, а страна накануне гибели!
    2. Mister X
      Mister X 15 февраля 2021 18:56
      0
      Цитата: Mitroha
      основополагающие в 404

      hi
      «Где весла и надувные бабы?»: в Сети обсмеяли подаренные Украине американские резиновые лодки
      Тысячекратно извиняюсь, но для национальной безопасности чрезвычайно важны и весла к резиновым лодкам. Можно ли их как-то нам передать, чтобы не грести руками? Нижайше благодарим вас!" — написал депутат Рады Александр Дубинский.

  2. Doccor18
    Doccor18 15 февраля 2021 06:20
    +3
    Они получают возможность загрузить свои производственные мощности новыми заказами и неплохо заработать... Даже необходимость выдачи кредитов или частичная оплата проектов не останавливает...

    Это основное на данный момент - загрузить предприятия заказами, да хоть в кредит.
    А Украина потом будет лихорадочно искать средства на выплату по кредитам и обслуживание кораблей, собирая новую мзду с нищего населения...
    1. Alien From
      Alien From 15 февраля 2021 13:15
      0
      Скорее всего землями или предприятиями оплачивать будут, с народа столько не состригут.
  3. sir Galant
    sir Galant 15 февраля 2021 06:41
    +2
    Да ничего там нового не будет никогда, покуда Руина существует. Ну может лодок резиновых больше на 10. Остальное украдут и распилят. Тема не серьезная )
  4. Усатый грузин
    Усатый грузин 15 февраля 2021 06:51
    +2
    Свои верфи похерили, скакуасы блин,теперь дядю кормят.
  5. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 15 февраля 2021 07:04
    +4
    Вообщем, драить не одному поколению чубатых, заморские гальюны..... Что хотели- то и и получили. "нЭзалЭжность." "цЭЭвропа"
    И власть выбриал- лично - украинский народ.
  6. Destiny
    Destiny 15 февраля 2021 07:11
    +11
    Ограниченный экономический потенциал Украины затруднит строительство новых боевых единиц.

    А когда-то крейсера с авианосцами строили.Доскакались.
    1. marat2016
      marat2016 16 февраля 2021 23:24
      -1
      1.Строила не Украина. 2. РФ настолько же успешно не построила с нуля даже эсминца....
  7. Сергей Аверченков
    Сергей Аверченков 15 февраля 2021 08:09
    +6
    Лодки ПВХ меня убили - у меня примерно такая же, ну пусть немного покороче (420). Я понимаю если бы мне подарили такую лодку, 50-60 штук для меня деньги, но государству? Украина уже совсем не государство - она так старательно вылизывает пятую точку США, мне аж противно на все это смотреть.
    1. Hagen
      Hagen 15 февраля 2021 09:00
      +4
      Цитата: Сергей Аверченков
      она так старательно вылизывает пятую точку США, мне аж противно на все это смотреть.

      Украина уже в той позиции, что ей не отвертеться. Она уже не сама вылизывает, её грубо насилуют...
    2. Михаил м
      Михаил м 15 февраля 2021 15:06
      +3
      Лодки ПВХ через год-другой спишут и утилизируют в пользу комсостава ВМСУ для рыбалки и отдыха. Я только такое применение им вижу.
  8. владимир1155
    владимир1155 15 февраля 2021 08:43
    +5
    рим предателям не платит!....ну что помогли вам ваши ляхи?
    1. Нестор Влаховски
      Нестор Влаховски 15 февраля 2021 12:44
      -4
      Цитата: владимир1155
      рим предателям не платит

      Лозунг красивый, но именно Рим фрагам и "предателям" платил. Причем постоянно.
      Цитата: владимир1155
      ну что помогли вам ваши ляхи?

      Мы, "ляхи", помогаем братскому народу чем можем. Еще 6 лет назад у Украины вообще не было ни армии, ни флота. Сейчас в наличии и то,и другое. И значительное усиление продолжится в обозримом будущем. Деньги уже выделены, техника заказана. Украина будет свободной.
      1. mmaxx
        mmaxx 15 февраля 2021 15:49
        +5
        От мозгов она уже свободна
        1. Нестор Влаховски
          Нестор Влаховски 15 февраля 2021 15:59
          -1
          Даже не знаю у кого ума менше: у украинцев не способных построить нормальное государство, или у тех, кто уже седьмой год ежедневно обсуждает украинские проблемы, хотя у самих дела не сильно лучше.
          1. mmaxx
            mmaxx 15 февраля 2021 16:08
            +1
            Эээээ... Как бэ, мы, это Россия, штоль по свету побираемся, кто б занял лавэ?
            А потрындеть тут, вот и братья поляки не прочь. Приглашаем.
            1. Нестор Влаховски
              Нестор Влаховски 15 февраля 2021 16:13
              -5
              Как бэ вести себя государство может как угодно, но важны реальные результаты социальной палитики. А они у России и Украины сейчас практически равны (при том, что еще 7 лет россияне жили намного лучше украинцев).
              1. mmaxx
                mmaxx 15 февраля 2021 17:25
                +4
                Про украину не скажу, но постоянное обнищание народа в России, несмотря на постоянное нытье некоторых, несколько преувеличено. Молодежь затаривается машинами, семейные ломятся по заграницам на отдых, стоит только приоткрыть границу. Банки не успевают оформлять ипотеки. Супермаркеты не пустуют тоже. Вопщем, жить стало невозможно. Особенно, лично меня, бесит, что по дорогам не проедешь и машину ставить некуда. До чего Путин довел!
      2. Степан S
        Степан S 15 февраля 2021 17:24
        +2
        Еще 6 лет назад у Украины вообще не было ни армии, ни флота. Сейчас в наличии и то,и другое

        И что такого существенного в лучшую сторону произошло с армией и флотом Украины? Отремонтировали немного старой советской техники для армии? Про флот и этого сказать нельзя. Авиацию и ПВО лучше не упоминать всуе.
      3. Photon
        Photon 16 февраля 2021 00:21
        0
        Как?!!! Еще свободнее?!!! Все вернется к состоянию "Гуляй поле"?
      4. marat2016
        marat2016 16 февраля 2021 23:26
        0
        Будет, будет. От своего населения, которое свалит в Польшу,РФ,страны Европы и далее по списку....
      5. Снусмумрик
        Снусмумрик 13 апреля 2021 16:31
        0
        Про флот поподробнее можно?
  9. BAI
    BAI 15 февраля 2021 10:06
    0
    Кредитов наберут в тех же Турции, США и Британии. И все оплатят. Оплачивать кредиты все рано не этому правительству.
  10. ВПП
    ВПП 15 февраля 2021 14:00
    +1
    Если планы перейдут в металл, ЧФ получит под бок группировку в 5 корветов и 8 брк от Украины, 3-4 парохода от Румын, 4 парохода с УРО от Болгарии.
    Всего перспективных целей - 23 единицы. И 39 единиц турков (считая 13 дпл).
    Будет тесновато.
  11. mmaxx
    mmaxx 15 февраля 2021 15:48
    +2
    Все время думаю: на чем украинцы кинут англичан и турков? Про то, что построят даже как-то не верится. Самое интерсное еще вот что: если вдруг они все построят, куда ставить будут? В Одессу? А то прям дредноутская лихорадка.
    1. marat2016
      marat2016 16 февраля 2021 23:28
      0
      Очаков,Николаев,Херсон - можно разбросать. Хотя мучают сомнения что войдет в строй хотя бы 10% от планируемого.
  12. NF68
    NF68 15 февраля 2021 17:26
    +1
    Текущее состояние военно-морских сил Украины, как и всей армии, оставляет желать лучшего.


    Вся страна у них выглядит не самым лучшим образом. Не только армия.
  13. Бензорез
    Бензорез 15 февраля 2021 21:43
    +2
    Я не склонен волноваться за платежеспособность UA в этом плане. И двести раз об этом говорил.
    Снабдят ребят и кредитами и заемами не извольте беспокоиться. Тем более - своего производителя поддержат.
    Это ж просто праздник какой-то для судостроя! Да такими сериями!.. Именины сердца!
    И проблемы с отсутствием ГЭУ- не посетят и не возникнут ни на одном пароходе.
    Что люто печалит на самом деле.
  14. Попов И.П.
    Попов И.П. 17 февраля 2021 21:55
    0
    А когда то Украина была в состоянии строить корабли всех рангов, включая авианосцы и крейсера.. А теперь и мелкие катерки строить не в состоянии.....
  15. Magnat231
    Magnat231 27 марта 2021 14:50
    0
    Загоняет украинцев в рабство, они денег должны, пол миру, вот им кораблики подарят, они их как сагойдачного угробят, на раз два, за корабликами уход нужен