Медицинская служба Великой армии Наполеона

46
Медицинская служба Великой армии Наполеона
Наполеон перед умирающим маршалом Ланном после битвы при Эсслинге. Картина Поля-Эмиля Бутиньи. Хорошо видны условия содержания раненых в лазаретах эпохи Наполеоновских войн.

Большинство войн XVIII века на начальных своих этапах сосредотачивалось на осаде пограничных крепостей, чтобы после их падения открыть оперативное пространство в глуби вражеской территории. Поэтому военные лазареты устанавливали именно поблизости от крепостей, совершенно не заботясь о том, чтобы подобные учреждения могли действовать и в других регионах. Вдали от театра боевых действий можно было рассчитывать лишь на гражданские приюты, церковные монастыри и помощь местного населения.

1792


Первая революционная война 1792 года обнажила полную несостоятельность такой системы. Тогда впервые велась маневренная война, судьбы которой решались в поле, а не под крепостными стенами. Также впервые действующая армия была в основной массе укомплектована добровольцами, которые были гораздо слабее профессиональных солдат и много хуже приспособленными к лишениям военной поры. Поэтому резко выросло количество больных и истощенных. Тем более, что и французская армия значительно увеличилась по сравнению с армией французского короля.



Положение, в каком очутилась медицинская служба, усугубилось тем, что, порывая со старым режимом, власти революционной Республики не только закрыли медицинские школы, но и отменили обязанность иметь диплом медика. А постольку поскольку из армии ушло много офицеров-роялистов, а среди оставшихся постоянно выискивали сторонников монархии, то «старые» медики и хирурги не пользовались доверием. И военные власти предпочитали привлекать на службу совершенно новые кадры, даже если те не владели полнотой профессиональных знаний.

Так появился принцип, что

лечить и даже стать хирургом может каждый желающий, лишь бы только он пользовался «гражданским доверием».

Таким образом, декрет национального конвента от 21 декабря 1792 года приравнял медиков к офицерам. Главные врачи, хирурги и фармацевты, заведующие медицинской службой на уровне армий, стали бригадными генералами. Медиков, хирургов и фармацевтов 1-го класса приравняли к полковникам. Медики 2-го класса стали капитанами, а 3-го класса – лейтенантами.

1793


Декрет конвента от 23 марта 1793 года, изданный уже с учетом опыта прошедшей войны, определил правила набора персонала медицинской службы. Новые порядки, прежде всего, отменили требование иметь справку о «гражданском доверии». И вернули прежние профессиональные критерии.

Это мало помогло, так как медики и хирурги, разочарованные произвольным увольнением несколькими месяцами ранее, не спешили возвращаться на службу. В связи с этим армия вынуждена была опять обратиться за помощью всех желающих, имевших хоть кое-какое понятие о медицине, в том числе к священникам и семинаристам. Некоторые из них уже на военной службе стали действительно хорошими хирургами.

Далее, 1 декабря 1793 года конвент уполномочил военного министра призывать в ряды всех медиков в возрасте от 18 до 40 лет. И направлять в военные лазареты тех медиков и хирургов, которые ранее служили в армии добровольцами.

Неделю спустя свет увидел очередной декрет по реорганизации медицинской службы. При военном министре возник центральный медицинский совет в составе из девяти человек – трех хирургов, трех медиков и трех фармацевтов. Их назначал министр из медиков, имеющих 20-летний опыт в военной медицине, а из них – не менее года на командных должностях.

При каждой армии Республики были введены должности первого хирурга, первого медика и первого фармацевта, которые создавали медицинские советы своих армий. В каждой пехотной полубригаде и во всяком кавалерийском полку назначался старший хирург. А в каждом батальоне или эскадроне были должности первого и второго хирургов. Задача подготовки медиков была возложена на четыре госпиталя – в Лилле, Меце, Страсбурге и Тулоне.

Медицинская служба была в ведении общей военной администрации. На уровне армии она подчинялась комиссару-ордоннатору, а в госпитале – военному комиссару. Теоретически, оба комиссара должны были сотрудничать с медицинскими чиновниками и вместе с ними определять нужды армии. На практике же царила такая двузначность и неопределенность, что военная администрация постепенно подмяла под себя всю медицинскую систему. Уже вскоре это обернулось большими проблемами.

1794


21 февраля 1794 года новое якобинское правительство провело очередную реорганизацию. Центральный Медицинский Совет был упразднен. А вместо него была учреждена Комиссия здоровья (Commision Santé), подчиненная непосредственно исполнительному комитету в Париже.

При каждом госпитале появились комитеты бдительности и администрации в составе двух членов от муниципалитета, двух представителей от местного совета бдительности и военного коменданта. Медики, военные комиссары и начальство госпиталей были обязаны представлять комитетам бдительности и администрации любую информацию, которую те затребуют.

Изменилась и система подготовки медицинских кадров. Теперь, чтобы стать военным медиком, достаточно было окончить ускоренные фельдшерские курсы при тыловых лазаретах армии. Опять появилось требование ко всем медикам иметь свидетельство «гражданского доверия».

Малейшего подозрения в неблагонадежности стало достаточно, чтобы «враги народа» лишились своих должностей и даже попали в тюрьму. На их место приходили люди, пользующиеся доверием комитетов бдительности, зачастую без профессиональной подготовки.

Например, Пьер-Франсуа Перси, светило современной военной медицины, должен был в течение 28 часов сдавать экзамен по медицине перед членами муниципалитета провинциального Бузонвиля, не имевшими ни малейшего понятия о медицине.

1796


19 мая 1796 года директория провела очередную реорганизацию военной медицинской службы. Комиссия здоровья была упразднена, а вместо неё были введены генеральные инспекторы, назначаемые военным министром, то есть фактически ему подчиненные. Что хуже, медиков напрямую подчинили ордоннаторам и военным комиссарам, которые были вольны устанавливать по своей воле и во всех деталях организацию и порядок работы госпиталей и лазаретов, а также назначать и увольнять медиков, хирургов и фармацевтов, «не оправдывающих доверия».

С тех пор администрация была наделена полномочиями решать, как должна выглядеть медицинская служба в военное время. Другими словами, ордоннаторы и комиссары определяли, скольким раненым надо будет оказать медицинскую помощь, каковы будут их нужды и как их удовлетворить.

Кроме унижения, которое подобные реформы принесли медицинским специалистам, нередко зависимым от неучей и проходимцев, эти постановления имели печальные последствия, так как создавали благодатную почву для коррупции и обогащения за счет раненых под предлогом экономии средств. В ситуации, когда ордоннаторы и комиссары решали всё (сколько денег выделить на содержание раненых, сколько потратить на их лечение, а сколько – на сносные условия), редкие госпитали и лазареты содержались на приемлемом уровне. Критика и протесты со стороны медиков зачастую кончалась их увольнением из армии или переводом в другую часть.

1800


Эта пагубная тенденция экономить на всём за счет раненых продолжилась в очередных постановлениях Наполеона Бонапарта.

Декрет от 12 августа 1800 года снизил количество военных лазаретов до 30. Только четыре госпиталя: в Париже, Лилле, Меце и Страсбурге сохранили право обучать новые кадры.

Очередной декрет от 7 декабря 1800 года сократил число лазаретов до 16. Итогом такого «эффективного управления» стало увольнение из армии всех медиков, хирургов и фармацевтов, которые на текущий момент не были заняты непосредственно оказанием медицинской помощи. Хуже того, эти зачастую опытные и заслуженные специалисты получили лишь небольшие пенсии и весьма оправданное разочарование.

1801


Наконец, 10 октября 1801 года из армии была уволена очередная партия медиков.

А среди них те, которые попали на службу по призыву 1792 года молодыми студентами без дипломов, но набрались за почти десять лет большого опыта в нескончаемой череде войн.

Резкое сокращение количества (в особенности) хирургов привело к тому, что немалое число раненых пришлось отсылать в гражданские больницы и приюты.

1805


Готовясь к войне с Австрией, Наполеон издал 4 сентября 1805 года приказ регистрации всех медиков, которых он ранее так легкомысленно уволил с военной службы.

Обязанности по регистрации были возложены на префектов, которые, несмотря на все призывы и уговоры к врачам вернуться на службу, желаемых результатов не добились.

В итоге медицинская служба Великой армии не справилась со своими задачами, когда ей пришлось заняться тысячами раненых у Аустерлица.

Экстренной мерой по улучшению положения стал призыв в армию гражданских хирургов.

Но поскольку кампания 1805 года закончилась победой, то было решено не заниматься больше медицинскими проблемами и оставить всё как есть, то есть не увеличивать штаты.

1813


Лишь после поражения в походе на Москву Наполеон предпринял очередную попытку улучшить медицинскую службу Великой армии.

Шестнадцатого апреля 1813 года он приказал, чтобы каждый департамент отрядил в армию одного медика и четырех хирургов.

А 12 мая потребовал еще троих хирургов от каждого департамента.

Но людские потери войны 1812 года были настолько катастрофическими, что новые пополнения уже не смогли в должной мере пополнить медицинскую службу Великой армии.

A. Gerard. Napoléon et le service de santé. Revue du Souvenir Napoléonien, (286-287):2–22, 03-05 1976.
H. C. B. Rogers. Napoleon's Army. Allan, 1974.
Ph. J. Haythornthwaite. Weapons and Equipment of the Napoleonic Wars. Cassell, 1999.
P. J. Linon. Officiers d'administration du service de santé. Études et recherches médico-militaires, 1983.

Продолжение следует...
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 февраля 2021 05:48
    Так всегда... Когда политика вторгается в работу профессионалов страдает дело, Франция не одинока в этой беде такое явление наблюдалось практически везде... В том числе и у нас.
    1. +6
      20 февраля 2021 06:28
      Я бы сказал по другому. Когда пытаются экономить, скрыть свое убожество и ошибки
      1. +5
        20 февраля 2021 08:40
        Цитата: 210окв
        Когда пытаются экономить скрыть свое убожество и ошибки

        Поход в Россию был безумной авантюрой:армия шла без надлежащего материального, в т.ч. и медицинского обеспечения.

        но и то немногое медицинское оборудование, что имелось, безжалостно бросалось, чтобы ускорить ход наступления.

        Вот, что творилось в Великой армии еще только в начале наступления, в Витебске, всего лишь после нескольких небольших сражений, по свидетельству верного спутника Наполеона Коленкура:
        Мне было поручено осмотреть госпитали, раздать деньги раненым, успокоить и ободрить их. Я выполнил, как мог, эту миссию, скорбную и опасную, несчастные терпели самые жестокие лишения, спали просто на полу, большая часть даже без соломы; все они находились в самом неблагоприятном положении. Очень многие из них, в том числе даже офицеры, не были еще перевязаны. Церкви и магазины — все было переполнено: больные и раненые в первый момент были смешаны в одну кучу. Врачей и хирургов было слишком мало, и их нехватало. К тому же у них не было необходимых материалов — ни белья, ни медикаментов. За исключением гвардии, которая сохранила кое-что, перевязочные пункты всех других войсковых частей не имели даже ящиков с набором инструментов; они остались позади и погибли вместе с повозками, которые пришлось бросить на дорогах из-за падежа лошадей. Витебск, где надеялись найти кое-какие материалы, оказался почти совершенно пустым.

        Велико было разочарование, жестоко отозвавшееся на несчастных страдальцах, и не было никаких средств облегчить их муки. Наши больные и раненые погибали из-за отсутствия хотя бы малейшей помощи. Многочисленные ящики, огромные запасы всякого рода, которые собирались в течение двух лет ценою таких затрат, исчезли — были разграблены или потеряны из-за отсутствия перевозочных средств. Эта кампания, которая без реального результата велась на почтовых от Немана до Вильно и от Вильно до Витебска, уже стоила армии больше чем два проигранных сражения и лишала ее самых необходимых ресурсов и продовольственных запасов.

        . И никогда еще потерпевшие несчастье храбрецы не получали такого плохого ухода. Врачи и административные начальники, талантливые и энергичные, были в отчаянии, видя положение, в котором находились госпитали. Они тщетно старались возместить все недостатки своей работой. Мы были всего лишь в Витебске, и у нас еще не было сражения, а корпии уже нехватало!


        А уже при отступлении из Москвы, уцелевшие раненые, посаженные на повозки согласно приказу Наполеона, были безжалостно сброшены на дорогу.....
        1. +12
          20 февраля 2021 11:09
          армия шла без надлежащего материального, в т.ч. и медицинского обеспечения.

          Не все было благополучно,согласен,если даже главный хирург армий Наполеона Жан Ларрей,характеризуя результаты медицинского обеспечения французских войск,писал:
          «Ни один враждебный генерал не мог бы выбить из строя столько французов, сколько Дарю, начальник интендантского управления французской армии, которому была поручена санитарная служба».
          1. +9
            20 февраля 2021 11:52
            Кстати Жан Ларрей так отзывался о состоянии русских госпиталей:
            «Привлекшие мое особенное внимание больницы сделали бы честь самой цивилизованной науке».
        2. +4
          20 февраля 2021 14:29
          Автор ,как я понимаю, хотел описать создание военно-полевой хирургии ,как отдельной медицинской дисциплины во Франции. Армия Франции считалась , на тот момент, самой передовой. И естественно они и были "первопроходцами" в этом направлении.
          Ольгович
          "А уже при отступлении из Москвы, уцелевшие раненые, посаженные на повозки согласно приказу Наполеона, были безжалостно сброшены на дорогу....."
          Лучше вспомните сколько Кутузов оставил раненых в Москве и сколько их потом сгорело.
          1. -3
            20 февраля 2021 18:45
            Цитата: ee2100
            Ольгович
            "А уже при отступлении из Москвы, уцелевшие раненые, посаженные на повозки согласно приказу Наполеона, были безжалостно сброшены на дорогу....."
            Лучше вспомните сколько Кутузов оставил раненых в Москве и сколько их потом сгорело.

            лучше узнайте. что он оставил их в наиболее приспособленном для нетранспортабельных раненных месте и все это- согласно обычаев войны тех лет.

            и сколько их сгорело-называйте же.

            И кто сжег Москву-вспомните.

            .французских же раненных сбрасывали намеренно свои же товарищи и поток повозок утрамбовывал их в грязь.

            А позже и жрали их -опять же свои товарищи.
            1. +3
              20 февраля 2021 20:28
              " лучше узнайте. что он оставил их в наиболее приспособленном для нетранспортабельных раненных месте и все это- согласно обычаев войны тех лет." Ольгович
              Про обычаи хотелось бы по подробнее .
              У Вас какое-то своё понятие "обычаев войны" тех лет.
              Милорадович просил Наполеона оказать помощь оставленным в Москве раненным, по различным источникам до 30000 человек.
              По разным данным в ходе Бородинского сражения было ранено около 40000 человек с нашей стороны.
              Граф Ростапчин основной подозреваемый в поджоге Москвы.
              Меня удивляют минусы в мой адрес, когда я пишу общеизвестные сведения. Это же не пропаганистский сайт?
              1. -3
                21 февраля 2021 10:35
                Цитата: ee2100
                Про обычаи хотелось бы по подробнее .
                .

                belay
                так узнавайте-кто и что вам мешает?
                Цитата: ee2100
                оставленным в Москве раненным, по различным источникам до 30000 человек.

                нет:
                Командование было вынуждено оставить в Москве от 10 до 15 тыс. человек (примерно столько же было эвакуировано, бо́льшая часть которых была нетранспортабельна
                (Земцов В. Н. Судьба русских раненых, оставленных в Москве в 1812 г. // Бородино и освободительные походы русской армии 1813—1814 годов: Материалы Международной научной конференции / Сост. А. В. Горбунов. — Министерство культуры РФ. — Бородино: Бородинский военно-исторический музей-заповедник, 2015. — С. 225—250. — ISBN 978-5-904363-13-0)

                Большая часть впследствии была пленена французами и погибла затем при их отходе.

                2,,5 тыс дождались освобождения.
                Цитата: ee2100
                Граф Ростапчин основной подозреваемый в поджоге Москвы.

                оккупанты основные подозреваемые
            2. +3
              21 февраля 2021 01:05
              Нет комнетов для людоедскому Бро, коней не брезгоыали, жрали о том что товарищами не гнушались только от Вас услышал
              1. +2
                21 февраля 2021 19:39
                «ради красного словца не пожалеет и родного отца»
                Пословица-поговорка.
          2. +4
            20 февраля 2021 19:36
            автор планирует серию статей на данную тему.
            1. 0
              20 февраля 2021 21:31
              Вы пишите о себе во втором лице? Круто! Мы, Николай II!
              Мания величия? Или поосто короновирусом навеяло?
            2. +1
              21 февраля 2021 01:17
              Делайте, Бро ждем...
              А чего решил ли с боку оказаться? Страшно, аль стыдно? Публикраптор?
              Никто Вас за ручки не водил. Лично отметили.((( извините
  2. +16
    20 февраля 2021 06:14
    Написав статью о медицине армии Наполеона и не упомянуть главного хирурга армии Доминиа Жана Ларрей как-то не солидно.
    Этот хирург очень много внёс в развитие военно-полевой хирургии.
    Он придумал т.н. "летучие амбулансы" которые являются прототипом современных машин скорой помощи.
    Он внедрил основопологающий принцип - сортировка раненых, что намного сократило количество безвозвратных потерь
    Он блестящий хирург и храбрый человек. Сам неоднократно оказывал первую помощь раненым на поле боя.
    1. +16
      20 февраля 2021 08:15
      Цитата: ee2100
      Написав статью о медицине армии Наполеона и не упомянуть главного хирурга армии Доминиа Жана Ларрей как-то не солидно

      Тоже резануло при прочтении.Человек достоин памяти хотя бы за то,что да,это фактически отец "скорой помощи" какой мы ее знаем в современном виде.
      Сам неоднократно оказывал первую помощь раненым на поле боя.

      При Ватерлоо Велингтон даже приказывал не стрелять,пока Ларрей не соберет раненых.Для него не было различий,свой или чужой раненый перед ним - в России часто и наших раненых лечил вместе с французскими.Великий человек и врач,отдельной статьи достоин.
      1. +8
        20 февраля 2021 08:29
        Согласен. Достоен.
        Автор описал создание военно-полевой хирургии методом научного тыка помноженного на революционные закидоны.
        1. +4
          20 февраля 2021 14:17
          Заметте, камрады. Нам обещано продолжение.
          А по первости - очень хороший обзор ИМХО.
          1. +3
            20 февраля 2021 15:05
            Вы о статье? ОК. Надеемся на продолжение.
            Как по мне так статья это о создании военно-полевой хирургии во Франции это как изучать историю СССР по материалам партийных съездов.
            1. 0
              20 февраля 2021 15:55
              Да, о статье...
              А материалы съезда не для обсуждений в суете))))
              1. +4
                20 февраля 2021 16:30
                О чём пишет автор. Дата - сделали то-то, дата - сделали то-то и т.д. Нет ни причин,ни следствие,ни выводов.
                Подождём, может Вы и окажетесь правы. am
                1. +2
                  20 февраля 2021 17:03
                  Поживем - увидим.
                  (Народная мудрость) . drinks
                2. 0
                  21 февраля 2021 10:02
                  увы, то, что вы видите, это уже текст отредактированный "военным обозрением". всем желающим могу предоставить оригинал статьи.
                  1. +2
                    21 февраля 2021 10:26
                    Исправленное и дополненное. am
                    Подожду продолжения, здоровья!
                  2. 0
                    21 февраля 2021 14:24
                    Если пришлёте буду благодарен: [email protected]
                  3. 0
                    21 февраля 2021 20:25
                    А шлите, Бро. Увидим чем кадка от ведра отличается.
                    Как - то Случайно попал на сырой материал, Кто-то неаккуратно сработал.
                    Впечатлён был, словей мало.
    2. +6
      20 февраля 2021 19:38
      будет и про ларрея и про летучие амбулансы - в планах целая серия статей по данному вопросу.
      1. 0
        20 февраля 2021 21:14
        Спасибо, Бро, а то нард на районе жесткий, не терпеливый...
        Честно ждем. Это Важное.
  3. -2
    20 февраля 2021 07:41
    Медицинская служба Великой армии Наполеона

    Почему великой? Армия, которая потерпела сокрушительное поражение, великой быть не может! Кстати. 31 марта будет очередная годовщина капитуляции наполеоновской Франции.
    Вот русская армия действительно великая.

    1. +5
      20 февраля 2021 08:01
      Официальное название французской армии в наполеоновских войнах — Великая армия, так её во всех научных трудах и называют.
      1. -1
        20 февраля 2021 08:08
        Цитата: Deniska999
        Великая армия, так её во всех научных трудах и называют.

        Для Запада и западников у нас, перекрашивать чёрное в белое - это естественный процесс, а нам то это зачем? Странно, что гитлеровскую армию ещё так не называют... хотя, надо думать, если Запад и Гитлера объявит великим, то и у нас найдутся те, кто будет называть его великим. Ставят же у нас памятники предателям:



        В общем надо иметь свою голову на плечах, а не жить чужой.
        1. +6
          20 февраля 2021 09:05
          Это всего лишь термин, вы на пустом месте развили демагогию о тлетворном влиянии запада.
          1. -2
            20 февраля 2021 09:21
            Цитата: Deniska999
            Это всего лишь термин

            "Как пароход назовёшь, так он и поплывёт". Человек может не знать о том, какие беды он принёс на нашу землю, но вот то, что он великий - это останется с ним на всегда, а торт и коньяк Наполеон закрепят это в его сознании.

            Немного теории.
            Есть явление. Формируется образ этого явления. Этот образ наделяется кодом (словом). Когда мы слышим слово, у нас возникает образ, нам понятно явление. Как пример. Когда мы слышим слово гроза, у нас возникает образ проливного дождя с громом и молнией. Нам понятно явление.

            Какой образ у вас возникает при слове великий и как он соотносится с захватчиком Наполеоном, по причине которого была сожжена Москва?
            1. +6
              20 февраля 2021 09:35
              Предложите Роскомнадзору запретить употреблять понятие «Великая армия» применительно к французской армии Наполеона. Они оценят. А мне индифферентно. Хоть «Безупречными имперскими легионами» назовите, у каждого явления есть название, то и применяем.
              1. -2
                20 февраля 2021 10:21
                Цитата: Deniska999
                Предложите Роскомнадзору запретить употреблять понятие «Великая армия»

                А без указивки сверху - ни как? laughing

                Цитата: Deniska999
                у каждого явления есть название, то и применяем.

                У каждого явления есть название, но изменяя название, не возникает правильного образа, становится не понятным явление и Наполеон превращается из врага в друга. Именно так происходит манипуляция сознанием.



                ps
                Судя по вашему ответу, предположу, что у вас возник правильный образ по термину великий и он не относится к Наполеону.
                1. +3
                  20 февраля 2021 14:30
                  Цитата: Boris55
                  А без указивки сверху - ни как?

                  Не потому ли Вы требуете запретить термин Великая армия Наполеона, что ее разгром чрезмерно возвеличивает русскую победу?
                  1. -1
                    21 февраля 2021 07:52
                    Цитата: gsev
                    Не потому ли Вы требуете запретить термин Великая армия Наполеона, что ее разгром чрезмерно возвеличивает русскую победу?

                    Не верно. Ведь чем величественный противник разбит, тем более величествен тот, кто это сделал.
    2. +5
      20 февраля 2021 19:40
      потому, что так она называлась - La Grande Armée, т.е. Великая Армия.
      1. -1
        21 февраля 2021 07:50
        Цитата: Former Naval Person
        потому, что так она называлась - La Grande Armée, т.е. Великая Армия.

        Они, и если для вас солнце встаёт на Западе, её могут называть так, как им вздумается, но для нас все те, кто приходит нас грабить, убивать и пр. ни когда не будет великими.
        1. +2
          21 февраля 2021 10:03
          вообще-то, если лететь из лондона в ванкувер, можно увидеть солнце встающее на западе...
        2. +1
          22 февраля 2021 02:07
          Цитата: Boris55
          как им вздумается,

          Исторические термины вводятся историками. Будет глупо отменять их политиками и административными органами. Кроме того не понятно, к чему приведет замена термина Великая армия Наполеона к вреду или пользе для российского государства. На мой взгляд само обсуждение отмены 200 летнего термина выглядит глупой карикатурой.
  4. +5
    20 февраля 2021 09:21
    Весьма упрощённое и однобокое освещение темы.
    1. +2
      20 февраля 2021 14:22
      Пока всего-то лишь обзор. Нельзя столько событий впихнуть в одну статью
      Хотя если быть реалистом и требовать невозможного.....
  5. BAI
    +2
    20 февраля 2021 14:53
    Что то автор про госпиталь в Яффо ничего не сказал.

    Лечение было предельно простым. Наполеон бросил всех и ушел.
    Но надо отдать ему должное - посетил чумной госпиталь и одному человеку пожал руку. Не побоялся.
    1. +3
      20 февраля 2021 19:46
      про яффу отлично написал историк, чье имя больше не упоминается. для меня же яффа не умещается в контекст запланированной серии статей про медицинскую службу наполеона. скорее в контекст египетского похода. а будет ли статья про египетский поход - будем посмотреть.
      1. +1
        21 февраля 2021 01:37
        Простите за жесткую, мужланскую реплику, Бро
        Хороший стиль, приличный слог. Жаль что раньше я не смог...
        Хе - хе,
        С Уважением к Вам и Теме поднятой....