Последний немецкий рывок к скорости

На протяжении всей своей истории авиация гналась за большими скоростями. Несмотря на ряд особенностей боевой работы того или иного класса самолетов, скорость оставалась краеугольным камнем развития всей авиации. Воздушные бои Второй Мировой войны показали, что такие приоритеты были обоснованными и правильными. В то же время, в случае с истребителями большая скорость порой оборачивалась потерей маневренности. Тем не менее, эту цену традиционно считали нормальной и продолжали повышать мощность двигателей и совершенствовать аэродинамику.

Вода, спирт и веселящий газ

Одним из самых популярных и оригинальных способов кратковременного форсирования двигателя стал впрыск воды. Распыляемая перед впускным коллектором жидкость за счет своей сравнительно низкой температуры охлаждает детали двигателя, благодаря чему появляется возможность вывести его на большие обороты без риска перегрева и выхода из строя. Со временем появилась альтернатива воде – различные смеси. Чаще всего воду смешивали со спиртами, этиловым или метиловым. В частности именно последняя смесь применялась в немецкой системе MW 50 (Methanol-Wasser – Метанол-вода; цифра обозначает процентную долю метилового спирта). Впрыск метаноловой «водки» был достаточно эффективным: двигатель Daimler Benz DB605AM, ставившийся на истребители Messerschmitt Bf-109G6, при впрыске смеси повышал свою мощность более чем на две сотни лошадиных сил. На высоте порядка тысячи метров это давало прирост в максимальной скорости около 50 км/ч. За повышение мощности приходилось расплачиваться значительно возраставшим расходом топлива, а также снижением ресурса мотора. Однако шла война и такие потери посчитали приемлемыми.


Последний немецкий рывок к скорости
Fokke-Wulf Ta-152H


Похожая система немного позже помогла истребителю Fokke-Wulf Ta-152H стать самым скоростным самолетом Люфтваффе. Правда, на этот раз применялась аппаратура GM-1, которая впрыскивала в двигатель окись азота (I) (закись азота, веселящий газ). Из-за широко известной особенности применяемого газа система GM-1 получила прозвище Haha-Gerat («Аппарат “Ха-ха”»). В отличие от MW 50, «смешная» аппаратура предназначалась для использования на больших высотах. Как и водно-метаноловая смесь, закись азота охлаждала двигатель. При этом газ еще и насыщал топливную смесь кислородом, что значительно повышало полноту сгорания и, как следствие, мощность мотора. Двигатель Jumo 213E1 при впрыске веселящего газа дополнительно набирал до трехсот лошадиных сил и развивал мощность порядка 2000-2050 л.с. В ходе одного из полетов истребитель Ta-152H достиг скорости в 755 км/ч при высоте полета около 12,5 километров. До самого конца войны фирма «Фокке-Вульф» не прекращала работы по повышению мощности двигателей своих самолетов, однако по ряду обстоятельств большинство технических предложений не смогло пробиться даже в стадию проектирования, не говоря уже о серийном производстве. Собственно говоря, приборы MW 50 и GM-1 стали единственными массовыми немецкими системами кратковременного форсирования двигателя. Что до истребителей Ta-152H, то общее количество этих самолетов не превысило несколько сотен, причем большая их часть была уничтожена либо захвачена противником до принятия в строй Люфтваффе.

P.1076: потомок He-100

В начале Второй Мировой нацистская Германия имела достаточно современных технологий для того, чтобы создавать крылатую технику, не уступающую зарубежным конкурентам. Однако к концу 1944 года на всех европейских фронтах сложилась очень неблагоприятная для немцев обстановка. Для защиты от вражеских бомбардировщиков требовался скоростной, высотный, а главное, дешевый истребитель. Пришлось возвращаться к довоенным проектам, пусть даже и дорабатывая их.

Последний немецкий рывок к скорости


В самом начале 1945 года фирма «Хейнкель» получила заказ на разработку нового истребителя, удовлетворяющего суровым требованиям времени. Не долго думая, конструкторы взяли из своего архива документацию по проекту He-100 и тщательно ее изучили. Проект перспективного дешевого скоростного истребителя обозначили индексом P.1076. Этот истребитель создавался ровно с теми же целями, какие подразумевал старый проект. Первым способом увеличения скорости стал двигатель. Требование касательно низкой стоимости истребителя не оставляли сомнений в типе применяемого мотора. Никакой речи о реактивных моторах и быть не могло. После недолгих раздумий был выбран Daimler Benz DB603LM, развивавший мощность до 2100 л.с. При этом двигатель предполагалось комплектовать редуктором и двумя соосными трехлопастными винтами.

Второй способ достижения высоких скоростей повлек за собой несколько нововведений в аэродинамике. Так, у старого проекта He-100 была позаимствована система охлаждения двигателя. На нем охлаждение мотора было обязанностью системы поверхностно-испарительной схемы: в ней вместо обычного радиатора с трубками имелись специальные панели, предназначенные для размещения на плоскостях, боках фюзеляжа или киле. Внутри панелей устанавливались трубы для прокачки охлаждающей жидкости. Предполагалось, что охлаждение воды или масла будет осуществляться обдувом панели встречным потоком. Примечательно, что панель с трубками, в отличие от стандартного радиатора, имеет незначительное сопротивление и почти не мешает увеличению скорости. Стоит отметить серьезный минус поверхностно-испарительной системы охлаждения. Панели с внутренними трубками должны иметь достаточно большую площадь. Как следствие, они становятся особо подвержены пулям, снарядам и осколкам. Тем не менее, сложившаяся ситуация на фронтах требовала быстрых и простых решений, пусть даже и в ущерб живучести.

Последний немецкий рывок к скорости
Опытный истребитель Heinkel He 100


Наконец, в попытках улучшить аэродинамику дело дошло до обеспечения хорошей маневренности, чем не могли похвастать предыдущие немецкие самолеты-рекордсмены. Для этого решили применить новейшее ноу-хау немецкой аэродинамики – крыло обратной стреловидности. Технологии того времени не позволили сделать стреловидность большой, однако и шести с небольшим градусов, как показали продувки в аэродинамических трубах, было достаточно для ощутимого повышения расчетных характеристик. Совокупность характеристик будущего самолета позволяла оснастить его серьезным вооружением. В носовой части фюзеляжа был объем, достаточный для размещения одной 30-мм пушки типа MK-108 и двух 20-мм автоматических орудий. Летные характеристики P.1076 обещали быть высокими: скорость около 850 километров в час и практический потолок более десяти тысяч метров.

Проект P.1076 был начат слишком поздно. Всего через несколько месяцев после заказа на разработку самолета войска Советского Союза и других стран антигитлеровской коалиции перешли довоенную границу Германии. В то время, когда командования стран-противников подписывало акт о капитуляции Третьего рейха, инженеры фирмы «Хейнкель» только-только начинали готовить документацию для сборки опытного образца P.1076. Естественно, все бумаги и чертежи не были собраны в полном объеме, и самолет, в свою очередь, не был построен.

«Защитник дома» Мессершмитта

Наиболее удачными скоростными истребителями Германии стали разработки фирмы Messerschmitt. У них, как это всегда бывает, имелись недостатки, но они были чуть ли не единственными смелыми проектами, которые дошли до какого-никакого серийного производства. Первым в воздух поднялся истребитель Me-262, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость в 850 км/ч. Для первой половины сороковых это было превосходно, но все же недостаточно для некоторых задач.

Последний немецкий рывок к скорости
Me 262C-1 - прототип "V186"


В конце 44-го и начале 45-го годов немецкое командование озаботилось проектом Heimatschutzer («Защитник дома»). Планировалось создать сравнительно простой и недорогой самолет с ракетным двигателем, который мог бы быстро выходить на рубежи перехвата, атаковать бомбардировщики противника и не менее быстро уходить из-под ответной атаки. Фирма Вили Мессершмитта предложила проект Me-262C1a. От исходного Me-262A он отличался наличием жидкостного ракетного двигателя Walter HWK 509 тягой в 1700 кгс. Рядом с ним установили 600-литровый бак для C-топлива, в носу самолета разместили бак для T-топлива объемом в 900 литров. Предполагалось, что пилот-истребитель, подняв самолет в воздух, должен был набрать определенную скорость и высоту, после чего произвести запуск ракетного двигателя. Увеличение тяговооруженности самолета помогло бы значительно быстрее набрать необходимую высоту, на которой летели перехватываемые цели.

Дополнительный двигатель и топливо для него повлекли за собой увеличение взлетной массы. Нормальный вес заправленного «Защитника дома» от Мессершмитта был на уровне максимальной массы исходного Me-262A. Из-за этого для разбега самолету требовалось 600 метров взлетной полосы – значительно больше, чем до доработки. 27 февраля 1945 года летчик Г. Линднер впервые поднял в воздух самолет Me-262C1a. Из-за увеличения взлетного веса самолет шел вверх трудно и неохотно. После включения ракетного двигателя поведение «Защитника» изменилось, и он резво пошел вверх. В порядке эксперимента в следующих полетах ракетный двигатель включался еще до отрыва от полосы. В таком случае запаса топлива, рассчитанного на три минуты работы двигателя, хватало для набора высоты не менее восьми километров. Еще через полторы-две минуты набравший скорость самолет поднимался до 12-ти.

Последний немецкий рывок к скорости
Me 262C-1a с дополнительным ракетным двигателем HWK 509


Последний немецкий рывок к скорости
Me 262C-2b с двигателями BMW 003R


Следующий истребитель Me-262A был переделан в вариант Me-262C2b. На нем установили два специальных комбинированных двигателя модели BMW 003R. Они представляли собой «спарку» из турбореактивного BMW 003A (тяга 800 кгс) и ракетного BMW HWK 718 (1225 кгс). В марте 45-го состоялся первый и последний полет этого самолета, в кабине был К. Баур. Набрав скорость около 150-160 км/ч, пилот включил ракетные двигатели. Через несколько секунд летчику пришлось в срочном порядке убирать шасси и закрылки – так быстро росла скорость. Когда в баках закончились горючее и окислитель, самолет был на высоте более семи тысяч метров. По инерции самолет набрал еще километр высоты. На этот подъем ушло чуть более полутора минут.

Второй вариант «Защитника дома» был лучше первого, но все равно не остался без недостатков. Поэтому очередной экспериментальный самолет Me-262C3 снова оснастили новым двигателем – Walter R II-211/3 тягой 1700 кгс. Для удобства обслуживания и упрощения конструкции двигатель установили на подвеске под фюзеляжем. Рядом закрепили баки для топлива и окислителя. Двигатель и баки могли отстреливаться, при этом первый из них опускался на парашюте и мог использоваться снова. Оригинальное расположение двигателя и баков привело к неожиданной неприятности. Во-первых, при горизонтальном положении самолета баки были немного ниже двигателя. Во-вторых, гибкие топливопроводы могли сминаться под воздействием набегающего потока и тем самым нарушать подачу топлива в двигатель. На решение компоновочной проблемы ушло несколько недель. Работы над «Защитником дома» закончились за несколько дней до окончания войны. Третий экспериментальный самолет полететь не успел.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://kurfurst.org/
http://luft46.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Banshee 24 августа 2012 09:21
    Как справедливо заметили эксперты США после войны, изучив неспешно немецкие самолеты, если бы немцы смогли построить двигатель мощностью более 2500 л/с (без форсажа), то FW-190 был бы самой страшной летающей штукой. Фактически же отсутствие такого движка привело к форсированию работ над реактивной техникой, за что в общем немцам спасибо.
    1. Vadivak 24 августа 2012 09:37
      Я добавлю
      Танк сам как-то испытытал Ta-152 это было весной 1945 г. он никогда не был профессиональным летчиком, но умел неплохо пилотировать самолет и перегонял предсерийный Та 152Н-0 из Лангенхагена на прифронтовой аэродром в г. Коттбус. По дороге, на высоте около двух километров, за одиночным не маневрирующим истребителем пристроилась четверка "Мустангов" из 356-й эскадрильи 8-й Воздушной армии США. Воспользовавшись случаем, видимо, поняв, что новый диковинный самолет пилотирует не боевой летчик, американцы решили взять его в "коробочку" и привести на свой аэродром. Но честолюбивым планам не суждено было сбыться: Танк просто включил форсаж и ушел от "Мустангов" на скорости около 700 км/ч с набором высоты, "как от стоячих".
      1. bambu 24 августа 2012 18:53
        я читал что один реактивный мессер всётаки сбили,помоему наш герой Иван Кожедуб,поправьте если не так,с уважением...
        bambu
        1. ЭСКАНДЕР 24 августа 2012 20:17
          Сбивали их неоднократно, в основном американцы на своих Мустангах.
          А Кожедуб – да, завалил Ме 262 на своём Ла 7.
          ЭСКАНДЕР
  2. Братец Сарыч 24 августа 2012 09:33
    А, если в налете участвует под тысячу тяжелых бомбардировщиков, то трудно сказать, ЧТО сможет остановить такую армада!
    Братец Сарыч
    1. Zerstorer 24 августа 2012 10:55
      Ну во-первых не , желательно, не быть чисто обороняющейся стороной. Все объекты прикрыть не получится. Требуется вести активные действия, и желательно над территорией противника. Пускай он распыляет свои силы. Пускай он строит истребители ПВО, а не бомбардировщики с истребителями сопровождения. А вообще лучше уничтожить всю эту армаду на земле.
      1. bambu 24 августа 2012 18:55
        ОСОБЕННО П И Н Д О С О В С К У Ю wink !!!!!!!!!!!!!!!
        bambu
  3. стас57 24 августа 2012 10:54
    Хорошие машины, местами прорыв, но уже опоздали, ничего уже не спасло бы от армад наших на земле и амеров в небе.
  4. Газпром 24 августа 2012 11:23
    ну ничего, вот отличные машины, да только Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб сбил реактивный 262й Ме на поршневом Ла7
    Газпром
    1. Vadivak 24 августа 2012 12:18
      Цитата: Газпром
      Кожедуб сбил реактивный 262й Ме на поршневом Ла7


      Тут заслуга не Ла-7 а Кожедуба,

      пара гв.майора Кожедуб, вылетев на свободную охоту в р-н переправы Целлин на Н=2700 м встретила Ме-109, предположительно с реактивным мотором. Майор Титоренко атаковал сзади снизу под ракурсом 1/4 с Д=150-80 м. Противник, уходя от атаки ведомого полупереворотом, (с потерей скорости) подставил себя ведущему, чем воспользовался и атаковал майор Кожедуб, сверху под ракурсом 1/4 с Д=100-60 м. После атаки Кожедуба самолет противника стал разваливаться в воздухе и упал восточнее Альт-Фридлянд. Расход БП 180 снарядов ШВАК.



      человеческий фактор, а не мощь мотора, американцы охотились за Ме-262 около аэродромов, очень уязвим был впрочем как и все на взлете-посадке,

      Кстати Ворожейкину Ме-262 не зачли о как
  5. стас57 24 августа 2012 11:31
    Памятник Поликарпову в Орле


    1. стас57 24 августа 2012 12:04
      Е-мае, хотел в тему про и-16, а попалось тут, простите друзья что не в тему
      1. Vadivak 24 августа 2012 12:16
        А вы перезалейте туда, а здесь я почищу
  6. AntiBrim 24 августа 2012 15:45
    Немцы все равно сделали такой скачок, что все страны потянулись за ними, а после войны на немецких наработках уже строили и разрабатывали. я считаю что немцы и СССР помогли авиацию в какой то мере привести на хороший уровень!
    И правда от самолета не все зависит, пилот главное в груде металла!
    AntiBrim
    1. Алекс 11 февраля 2014 19:19
      Цитата: AntiBrim
      Немцы все равно сделали такой скачок
      Поправлю - на уровне идей. Что касается конкретных технических решений, то многие из них были просто нереализуемы или не давали того эффекта, ради которого задумывались. А на уровне серийного выпуска так и вообще все печально было.
  7. sasha127 25 августа 2012 08:54
    Неплахой самолёт. Успел поучаствывать в войне и записать на свой счёт несколька сбитых самолётав. Опытный лётчик мог сделать несколька заходов на строй вражеских бомбардировщиков, следуещих на высоте до 14км. не опасаясь контраатак эксокртных "Мустангов" и "Тандерболтов", которые попросту не могли за ним угнатьса, осбенно с набором высоты.
    sasha127
  8. Oles 7 октября 2012 12:15
    Вот оно немецкое качество..... не то что наша фанера..... sad
    Oles
  9. Алекс 11 февраля 2014 19:22
    Работы над «Защитником дома» закончились за несколько дней до окончания войны. Третий экспериментальный самолет полететь не успел.
    Интересно, чем объяснить такие мансы: два десятка армий берут в кольцо столицу, остатки Вермахта грязными тряпками гоняют по осколкам "тысячелетнено Рейха", а Вилли Мессершмит пролжает конструировать мертворожденных "защитников".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня