Большие колёса для армии: инструмент покорения запредельного бездорожья

37
Большие колёса для армии: инструмент покорения запредельного бездорожья
FWD Terracruzer MM1. Источник: offroadvehicle.ru

Уникальные проходимцы


Шины сверхнизкого давления или пневмокатки – это настоящая находка для преодоления тяжёлых дорожных условий. Точнее, даже не дорожных условий, а направлений по пересечённой местности. Важнейшим достоинством огромных шин является низкое удельное давление на грунт (0,2 - 0,7 кгс/см2) и, следовательно, щадящее воздействие на хрупкий почвенный слой тундры. Подобные машины не закапываются по уши в снегу и не уходят в глубины болотной трясины. Собственно, поэтому такая техника и называется снегоболотоходами. В случае оснащения транспорта штатными системами централизованной подкачки шин, опорная проходимость увеличивается кратно. Поспорить со снегоболотоходами по «внедорожности» может только техника с нетрадиционными движителями – судна на воздушной подушке или шнекороторные вездеходы. Снегоболотоход на спущенных колёсах буквально обнимает шинами немаленькие препятствия – пни, брёвна и валуны. Достигается это, помимо низкого давления (0,2 - 1,0 кгс/см2), за счёт малого посадочного диаметра пневмокатка, тонкого каркаса и большой ширины профиля. Аналогичным образом ведут себя прообразы шин сверхнизкого давления – арочные шины. Особенно популярны они стали по второй половине прошлого столетия. К примеру, проходимость двухосного ЗИЛ-164 с арочными шинами на задней оси становилась равной проходимости трёхосного ЗИЛ-151.


Пневмокаток опытного ЭТ-8. Источник: os1.ru

Наличие огромных колёс на транспортном средстве обуславливает и большое водоизмещение. Другими словами, автомобили на шинах сверхнизкого давления нередко способны плавать – роль поплавков играют колёса. Кстати, шины на воде за счёт большого диаметра и развитых грунтозацепов неплохо справляются с ролью гребных винтов. В среднем они позволяют разогнаться на воде до 3 км/ч, для больших скоростей требуются уже водомёты или винты.




В 90-е годы можно было встретить подобные полукустарные экземпляры снегоболотоходов. На снимке транспорт Нара. Источник: autoreview.ru

На этом положительные стороны шин сверхнизкого давления не заканчиваются. Большой диаметр колеса естественным образом значительно увеличивает дорожный просвет – у некоторых современных машин он может превышать 750 мм. Благодаря мягким шинам с большим профилем инженеры в ряде случаев обходятся на снегоболотоходах без подвески. Конечно, на больших скоростях и в условиях бездорожья отсутствие амортизаторов может обернуться опасным козлением, но подобная техника и не предназначена для ралли-рейдов. Даже по твёрдым покрытиям максимальная скорость не превышает 70 км/ч.

Самое интересное, что за счёт низкого давления внутри шины воздух в случае прокола не особенно интенсивно травит, и это легко компенсирует система подкачки. Очень хороший бонус для техники военного назначения. Неспроста именно армейские водители одними из первых попробовали в деле «суперпроходимцев» на мягких шинах.

Исторический экскурс


Теоретически создать машину на пневмокатках несложно. Для этого достаточно мотоцикла или легковушки, у которых штатные колёса заменяются на использованные камеры от грузовых автомобилей, самолётов и тракторов. Получаются своеобразные внедорожники, получившие в народе забавные прозвища – каракаты, тундролеты, дутики и т. д. Для увеличения сцепных свойств импровизированные пневмокатки оснащаются поперечными ремнями с наклёпанными грунтозацепами, а для повышения эксплуатационной живучести – дополнительной оболочкой из разрезанной по образующей такой же камеры, используемой как покрышка.


FWD Terracruzer MM1. Источник: 3w.su

На промышленном уровне одними из первых освоили шины сверхнизкого давления на своей продукции автомобильная компания FWD из США. В 1955 году инженеры фирмы построили опытный транспортёр ХМ357 Terracruzer c восемью пневмокатками фирмы Goodyear с внутренним давлением 0,2 - 0,35 кгс/см2. Передача крутящего момента и вертикальной нагрузки осуществлялась при помощи валков. Отличительной чертой машины было фактическое отсутствие дорожного просвета – здоровенные пневмокатки занимали почти всю ширину грузовика. Общая масса грузовой машины составляла 19 тонн, из которых девять отводились на полезную нагрузку. Первоначально разработанный для нужд армии США опытный вездеход отправили для испытаний на главное место службы – в Гренландию. В суровых условиях крайнего Севера опытная машина повела себя не лучшим образом и постоянно досаждала чрезмерным износом шин. Кроме того, передача крутящего момента через валки обнаружила серьёзные потери мощности и, как следствие, низкий к.п.д. В итоге инженеры решили пойти традиционным путём – передавать мощность к движителю через ось. Новая машина Terracruzer MM-1 так же была оснащена восемью колёсами с шинами Rolligon несколько меньшей ширины, сгруппированными по двум тележкам.




Гражданские вариации на тему FWD Terracruzer. Источник: 3w.su

Полноприводному грузовику определили основное предназначение – таскать на себе американские ракеты по труднопроходимой местности. Для этой цели служил восьмицилиндровый мотор Continental воздушного охлаждения, работающий на авиационном бензине с октановым числом 145, и 4-ступенчатый гидротрансформатор. У внедорожника-снегоболотохода была регулируемая подвеска, позволяющая преодолевать подъёмы в 60 %, и система централизованной подкачки колёс с диапазоном регулировки 0,35 - 0,9 кгс/см2. Максимальная скорость гиганта достигала 64 км/ч. Между тележками в трансмиссии был установлен симметричный блокируемый дифференциал, а привод к колёсам осуществлялся при помощи косозубых шестерён, расположенных внутри полых балансиров. Маневрирование тягача осуществлялось поворотом передней тележки при помощи гидроусилителя. Тормоза были авиационного типа с гидроприводом.


FWD Terracruzer Prototype. 1956 год. Источник: offroadvehicle.ru


FWD Terracruzer MM1. Источник: pinteres.com

В дальнейшем американцы строили для военных, а также для геологов, работников сельского хозяйства и строителей множество сверхпроходимой техники на пневматиках. Самым, наверное, курьёзным агрегатом стал прицеп фирмы FWD, оснащённый четырьмя пневмокатками диаметром 1625 мм и шириной 1070 мм. В этих шинах инженеры предлагали перевозить по 1900 литров жидкого груза – топливо, масла и другие технические жидкости. Кроме этого, прицеп имел платформу грузоподъёмностью 2,72 тонны.

Советский опыт


Советский Союз, обладающий бескрайними просторами, напрочь лишёнными дорожного полотна, также оказался среди пионеров снегоболотоходного транспорта. Головным разработчиком выступал профильный институт НАМИ, который в 1958 году построил опытный НАМИ-044э с колёсной формулой 4х4. Первоначально на небольшой грузовичок, напоминающий трактор, устанавливали арочные шины, а в 1959 году проявились широченные пневмокатки с системой регулирования давления.


НАМИ-044э. Ранний прототип ещё на арочных шинах. Источник: youtube.com

Очевидно, под впечатлением от заморского Terracruzer MM-1 в НАМИ создали очень напоминающий его вездеход ЭТ-8 образца 1961 года. У опытной машины были межтележечный и два межбортовых дифференциала, а также приводная шестерёнчатая гитара в пустотелом балансире. Подвески как таковой у ЭТ-8 не было. Поворот передней тележки осуществлялся гидроусилителем от МАЗ-525, установленном на погонном устройстве. ЭТ-8 разрабатывали грузоподъёмностью 8 тонн, а удельное давление на грунт составляло 0,4 - 0,9 кг/см, что сопоставимо с гусеничными движителями. Каждое колесо И-245 обеспечивало контакт с грунтом площадью около одного квадратного метра. Опытный грузовик 8х8 оснащался системой регулировки давления в шинах.




ЭТ-8. Источник: os1.ru

Для удешевления производства машины некоторые узлы заимствовали от серийной техники. Так, кабина пришла от среднего артиллерийского тягача АТС, а мотор взяли карбюраторный ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с. – позже он появится на машинах Урал. Испытания ЭТ-8 показали, что внедорожник отлично справляется с вязкими грунтами, заболоченной луговиной и болотами, сохраняя при этом тягу на крюке до 9 тонн! Для 50-60-х годов ни одно колёсное транспортное средство не могло похвастаться подобной проходимостью – сравнивать ЭТ-8 можно было только с гусеничной техникой. При этом ресурс гусеничного движителя не превышал 4-7 тысяч километров, в то время как пневмокатки могли работать и 30 тысяч.

Несмотря на очевидные преимущества, опытный снегоболотоход от НАМИ не заинтересовал военных, хотя на Западе подобные машины FWD стали родоначальниками целого семейства.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 февраля 2021 05:53
    По поводу удельного давления на грунт помню шуточную задачу: "Мама весит 65 кг, а сын 30 кг, кто из нихраньше провалится в болото, при условии что мама на каблуках а сын в ластах?". laughing
    1. +5
      20 февраля 2021 08:00
      Наверняка сынок, мама в болото не попрется, а мальчугану только это и надо . wassat
    2. +17
      20 февраля 2021 11:08
      Нам в училище говаривали иную:
      Давление танка на грунт - 0.92 кг/см, давление женского каблука - 1.05.
      Вывод. Лучше оказаться под танком, нежели под женским каблуком! laughing
      1. +1
        20 февраля 2021 16:26
        Цитата: Вождь краснокожих
        Лучше оказаться под танком, нежели под женским каблуком!

        hi
        И как, пронесло? wink
        1. +8
          20 февраля 2021 17:49
          Не совсем... Двадцать два года женат. Не подкаблучник, но... С мнением супруги приходится считаться.
          1. +1
            20 февраля 2021 18:17
            Цитата: Вождь краснокожих
            С мнением супруги приходится считаться.

            А как иначе?
        2. +5
          20 февраля 2021 18:32
          По поводу слона, если он наступит подушечкой ноги человеку на ноги, то это будет ощущаться как будто бы на ступню поставили мешок с зерном. А если передей частью, то перелом. Таковы метаморфозы удельного давления. request
          1. +1
            20 февраля 2021 19:21
            Цитата: Проксима
            если он наступит подушечкой ноги человеку на ноги, то это будет ощущаться как будто бы на ступню поставили мешок с зерном.

            Лишь бы слону не захотелось танцевать wink
      2. 0
        20 февраля 2021 17:16
        Оригинально! И доходчиво.)
    3. 0
      11 апреля 2021 21:32
      У всех представленных девайсов одна проблема это плохо развитый профиль протектора , а следовательно быстрое засаливание оного и потеря сцепляющей возможности на слабонесущих грунтах.. Эту проблему боле менее успешно решил Гаргашьян на Шерпе и на новых Шинах АГ-20

      1. 0
        12 апреля 2021 03:15
        Если эта шина которая большая, то как у неё с устойчивостью к боковому скольжению, на том же склоне?
        1. +1
          12 апреля 2021 08:25
          А вот как раз эту проблему в новых шинах Гаргашьян сейчас и решает..
  2. 0
    20 февраля 2021 06:11
    Вот если бы на ЭТ-8 поставить танковую башню с пушкой ЭТо военных заинтересовало бы!
    1. +5
      20 февраля 2021 06:59
      И при выстреле платформа трясется как холодец...
    2. 0
      20 февраля 2021 07:55
      Действительно, странно что данная техника не заинтересовала военных, на Мой взгляд - для служб тыла при определённых условиях, подошли бы отлично. Собственно и в Настоящее время подобной техники нет на балансе Минобороны (насколько Я знаю), у МЧС - есть.
  3. +2
    20 февраля 2021 06:15
    Интереснейшая тема... Жду с нетерпением продолжения. hi
    1. 0
      20 февраля 2021 10:22
      Вот почти то же,что в статье:
  4. +15
    20 февраля 2021 07:40
    У всех болотоходов на пневматике низкого давления есть один огромный минус - пневматики часто рвутся о любые мелкие "торчки", которых на Крайнем севере предостаточно. Обломки мелких тундровых деревцев, коих по тундру раскидано немеряно. Камни маленькие также.
    Не работа, а вечные ремонты.
    Есть несколько болотоходов в работе.
    Намаялись с ними.
    А цена покрышечки центральной части РФ от 35 тысяч.
    А доставить ее к Новому Уренгою - "бесценно"...

    Так что у каждого плюса, есть свой минус.
    1. +1
      20 февраля 2021 16:28
      Их, наверное, можно применять только на готовых маршрутах, которые "протралены" трактором с дисковым корчевателем или бульдозерным ножом а также на готовых грунтовках. Например, по лесовозной дороге такая машина должна хорошо ходить; по заметенному бураном шоссе или готовому зимнику.
    2. 0
      20 февраля 2021 18:51
      Шнекоходы же... Там рваться нечему
      1. +4
        20 февраля 2021 19:19
        Шнекоходы же... Там рваться нечему
        О даааа... Это тема. Просто гоночный болид. При должном камуфляже можно делать из них передвижные точки... Тфу ты, передвижные кочки. Враг даже через час наблюдения не заметит что оно движется.
      2. -1
        25 февраля 2021 19:21
        Цитата: kamakama
        Шнекоходы же... Там рваться нечему

        И 100% необратимое повреждение поверхностного слоя почвы...
        В условиях тундры - на сотни лет вперед.
        В условиях чернозема - на пару лет.

        Любое дорожное покрытие приходит в полную негодность сразу, после первого применения.
        Вот что такое шнекоходы по факту.
        1. 0
          26 февраля 2021 10:55
          Увы, да. По дорогам такое не ездит в принципе. А вот с бездорожьем... На самом деле, независимо от того, какое давление в шинах, поверхностный слой почвы портится на годы после 10-15 проездов по одной и той же колее. Сужу по очень редко используемой дороге в сосновом бору на песчаных почвах. Ездит 1-2 машины в МЕСЯЦ
  5. +2
    20 февраля 2021 07:47
    Я еще ЗиЛы помню с широченными задними колесами вместо обычных сдвоенных одинарных.
    1. 0
      20 февраля 2021 08:50
      Применялись арочные шины на ЗиЛ-130 широко в сельском хозяйстве. По проходимости на раскисшей пашне при уборке сахарной свеклы и капусты осенью они не уступали полноприводным ЗиЛ-131 и Урал-375.
    2. +5
      20 февраля 2021 10:17
      Цитата: Ros 56
      Я еще ЗиЛы помню с широченными задними колесами вместо обычных сдвоенных одинарных.

      1. +2
        20 февраля 2021 13:53
        Фото ЗИЛ-150 не нашел, но видел на автодроме.
  6. +3
    20 февраля 2021 08:52
    По заголовку понял, Евгений Федоров, значит надо читать, тот случай когда интересна не тема, а автор.
    1. +3
      20 февраля 2021 16:28
      Цитата: mr.ZinGer
      По заголовку понял, Евгений Федоров, значит надо читать

      hi
      А я по первым строчкам smile
    2. +2
      20 февраля 2021 19:42
      Но автор как всегда оставляет задел на будущее. Статья понравилась, ждем продолжения)
  7. 0
    20 февраля 2021 09:56
    НАМИ-044э. Ранний прототип ещё на арочных шинах. Источник: youtube.com
    ===
    припоминаю, как в конце 80-х что-то подобное ставили в порту на японские ковшевые погрузчики комацу, дабы не тратить валюту на закупку новой резины. брали/покупали у военных списанное и неиспользованное со складов нз.
  8. 0
    20 февраля 2021 10:03
    Думал что это наши разработки, всякие там мотособаки, мотоблоки, мотосани. А оказалось все это давно производилось. Было обидно.
  9. +1
    20 февраля 2021 11:26
    Спасибо Евгений!
  10. 0
    20 февраля 2021 12:08
    не только и не столько для армии. в нами было много таких разработок. сейчас это не актуально.
  11. 0
    20 февраля 2021 18:54
    Шнекоходы же. "Синяя птица" и сопутствующая техника. Или совсем древний "фордсон"

    1. 0
      22 февраля 2021 00:06
      Странно, что такие спецтрактора не изготавливают для антарктических экспедиций. Они там к месту были бы. Можно даже было бы вертолёт для полярников сделать со шнекошасси - это и запас топлива в шнеках и шасси для самодвижения по ледовому аэродрому.
  12. +1
    22 февраля 2021 13:26
    Сохранившийся MM1 Terracruzer:

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»