Пенемюнде: начальная точка космической эры с неоднозначным прошлым

В октябре 1942 года ракета, созданная в нацистской Германии, поднялась на высоту, которую можно отнести к космической. Местом ее пуска является армейский испытательный полигон и исследовательский центр, расположенный в Пенемюнде, на острове Узедом. В настоящее время на территории острова расположен музей, который достаточно хорошо посещается туристами и находится под охраной как исторический памятник. Несмотря на это сегодня в Германии обсуждается вопрос о возможности частичного затопления территории полигона.

Речь идет о проведении запланированной ренатурации дамбы, расположенной в северной части острова Узедом, что в свою очередь может привести (по крайней мере, на какой-то период времени) к затоплению части близлежащих территорий. Первоначально данная дамба была построена в ходе работ по созданию испытательного центра и возводилась для того, чтобы получить дополнительные полезные площади. Именно на этой территории расположены 2 испытательных стенда, а также так называемый ракетный бункер, который использовался для хранения ракет V-2 (Фау-2). Из этого бункера ракеты могли транспортироваться в различных направлениях по разветвленной железнодорожной сети. В соответствии с Потсдамским соглашением бункер был взорван, сегодня от него остались только руины, но данная территория всегда была открыта для посещения всеми любопытными.

Как бы то ни было испытательной центр в Пенемюнде – это то место, где, по сути, началось освоение человеком космического пространства. И данный исторический памятник следовало бы сохранить полностью, так как, не смотря на противоречивость своей истории данный объект, безусловно, относится к числу объектов мирового культурного наследия.
Пенемюнде: начальная точка космической эры с неоднозначным прошлым
Пенемюнде аэрофотосъемка


Полигон Пенемюнде, который по праву является главным ракетным центром Третьего рейха, был построен в 1937 году возле небольшого одноименного городка на северо-востоке Германии. В строительных работах на различных этапах принимало участие до 10 000 строителей. Руководили проектом фон Браун и Дорнбергер. Тот, кто сегодня решит посетить территорию этого армейского испытательного полигона, будет поражен его масштабами. На территории Пенемюнде была построена собственная железная дорога, протяженность которой составляла 25 км. Данная железная дорога применялась для быстрой перевозки тысяч сотрудников центра, главным образом от жилых районов к месту непосредственной работы.

В Пенемюнде находилась самая большая в Европе аэродинамическая труба, которая была построена в рекордные сроки – всего за 1,5 года. Здесь же на острове располагался один из крупнейших заводов по производству жидкого кислорода. Также здесь была построена собственная угольная теплоэлектростанция, которая обеспечивала весь ракетный центр электроэнергией. Численность основного персонала Пенемюнде на 1943 год составляла более 15 тысяч человек. Построенные на острове стенды позволяли проводить испытания ракетных двигателей с тягой от 100 кг. до 100 тонн. На острове были оборудованы стартовые позиции для пуска ракет, а также всевозможные бункеры. Вся трасса осуществления возможных пусков в направлении северо-северо-восток была оснащена средствами управления и наблюдения за ракетой. Удивительно, но уже в ходе войны на ракетный полигон в Пенемюнде Германия тратила лишь вдвое меньше средств, чем на производство танков.

Баллистическая ракета «Фау-2»

В свое время именно здесь была создана первая в мире баллистическая ракета «Фау-2», сконструированная известным немецким конструктором Вернером Фон Брауном. Первый успешный старт данной ракеты состоялся 3 октября 1942 года, в тот день ракета достигла высоты полета в 84,5 км., пролетев 190 км. По определению НАСА, космическое пространство начинается с отметки в 80 км. Хотя строгих международных критериев на этот счет не существует, удачный запуск ракеты «Фау-2» можно отнести к первому факту достижения космического пространства. В первой половине 1944 года с целью отладки конструкции был осуществлен ряд пусков ракет «Фау-2» с увеличенным до 67 секунд временем горения топлива. Высота полета при этих пусках достигала практически 190 км, что уже без всяких сомнений можно отнести к суборбитальным запускам.
Пенемюнде: начальная точка космической эры с неоднозначным прошлым
Баллистическая ракета «Фау-2» на стартовой площадке

В свое время Вернер фон Браун и другие немецкие инженеры мечтали о полетах на Луну. Не случайно на одной из ракет А4 (в дальнейшем «Фау-2») был нанесен логотип снятого в 1929 году режиссером Фрицем Лангом научно-фантастического фильма «Женщина на Луне». Ракету украшала привлекательная дама, сидевшая на полумесяце. Еще во время своей работы в Пенемюнде фон Браун работал над планами запуска пилотируемых аппаратов на Луну. Подтверждением данного желания была и последующая его работа в НАСА.

Однако обстановка военного времени вела к тому, что у людей были мечты далекие от мирного освоения космоса. Третий рейх видел в баллистических ракетах «чудо-оружие», оружие возмездия. Нацисты не мечтали о полетах на Луну, они были заинтересованы в ракете, которая бы могла доставить практически 750 кг. взрывчатки на расстояние до 300 км. Именно так и появился в свое время проект А4, который стал воплощением военного применения данного вида техники. В 1943 году ракеты A4 окончательно превратились в Vergeltungswaffe-2, V-2 или всем известную ракету «Фау-2». Тогда же было развернуто их массовое производство. Ракеты строились с использованием труда подневольных рабочих. Однако постройка тысяч ракет в военном и стратегическом плане себя никак не оправдала.

Первый боевой пуск ракеты «Фау-2» был осуществлен 8 сентября 1944 года. Всего было выполнено 3225 боевых пусков ракет. Основой целью их применения должна была стать деморализация населения Англии, ракеты применялись для обстрела городов, в первую очередь Лондона, поражая в основном мирное население. Однако эффект от их применения оказался противоположным. Результаты военного использования данной ракеты были ничтожны. Всего от ракет «Фау-2» погибло около 2700 человек, в основном гражданского населения, в то же время при их сборке погибло большей людей, чем во время осуществляемых ударов по территории Великобритании.
Пенемюнде: начальная точка космической эры с неоднозначным прошлым
Последствия взрыва Фау-2 в Лондоне 25 ноября 1944 года

Ракета «Фау-2» была одноступенчатой и оснащалась жидкостным ракетным двигателем. Старт ракеты производился вертикально, на активном участке траектории полета в действие вступала автономная гироскопическая система управления, которая оснащалась приборами для измерения скорости и программным механизмом. Максимальная скорость полета ракеты составляла 1700 м/с (6120 км/ч) и в 5 раз превышала скорость звука. При этом максимальная дальность равнялась 320 км., а высота траектории полета составляла 100 км. Боевая часть ракеты вмещала до 800 кг. взрывчатого вещества – аммотола, средняя стоимость ракеты составляла 119 600 рейхсмарок.

Операция «Гидра»

Существование ракетного центра в Третьем рейхе, конечно же, было известно союзникам и не вызывало у них оптимизма. После того, как английская воздушная разведка сообщила о наличии больших ракет на стартовых площадках, было принято решение о проведении бомбардировки Пенемюнде. При этом стоит отметить, что повседневной работой для Бомбардировочного командования союзников были бомбардировки по площадям ради разрушения немецких городов, в этом конкретном случае было сделано исключение. Пенемюнде, безусловно, представлял собой отдельную цель, которая требовала уничтожения. Целью налета было уничтожение немецких мощностей по производству ракет «Фау-2»

Операция, получившая кодовое название «Гидра», проводилась в условиях лунной ночи, для того чтобы достигнуть как можно более высокого уровня поражения целей. Именно поэтому она может считаться единственным случаем во время второй половины войны, когда Бомбардировочное командование союзников провело ночной налет больших сил бомбардировочной авиации на малую цель с задачей проведения как можно более точного бомбометания. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года на бомбардировку Пенемюнда вылетело 596 бомбардировщиков (324 «Ланкастера», 218 «Галифаксов» и 54 «Стирлинга»). Одновременно с этим легкие бомбардировщики «Москито» атаковали Берлин, отвлекая на себя большую часть немецких ночных истребителей на протяжении 2-х из 3-х фаз рейда на Пенемюнде.
Пенемюнде: начальная точка космической эры с неоднозначным прошлым
Пуск ракет «Фау-2»

В общей сложности англичане сбросили на объект практически 2 000 тонн бомб, из которых 85% приходилось на фугасные боеприпасы. Последствия авианалета для немцев оказались достаточно существенными. Данный налет отодвинул начало процесса серийного производства ракет «Фау-2» на полгода, а также ограничил размах дальнейших ракетных обстрелов. Всего в результате налета погибло около 735 человек, среди которых был и главный конструктор ракетных двигателей доктор Вальтер Таль, а также ряд ведущих немецких специалистов. Англичане в ходе бомбометания по ошибке разбомбили бараки концлагеря, в результате чего пострадали находившиеся там подневольные рабочие. Всего погибло 213 заключенных: 91 поляк, 23 украинца, 17 французов и еще 82 узника концлагеря неустановленной национальности. При этом именно поляки ранее переправили в Лондон точные планы Пенемюнде.

В ходе проведения операции англичане потеряли 47 самолетов, потери на уровне 7,9% от участвующих в налете машин были признаны удовлетворительными, учитывая статус атакуемой цели. Наибольшие потери были среди самолетов последней волны, к моменту прибытия которых в районе цели уже во множестве находились немецкие ночные истребители. Отдельно следует отметить тот факт, что заместитель командующего люфтваффе генерал-полковник Ганс Ешоннек, который отвечал за организацию системы ПВО данного района, после завершения налета 19 августа застрелился.

Последняя ракета «Фау-2» с заводским номером 4299 взлетела со стартовой площадки №7 в Пенемюнде 14 февраля 1945 года. Ракетный центр был связан с подземным заводом по производству данных ракет, где их успели произвести около 5 000 штук, при этом производительность завода была доведена до 900 ракет в месяц. Уже буквально через несколько месяцев после поражения Германии во Второй мировой войне с запуска трофейных, а позднее модифицированных версий немецких ракет «Фау-2» начинается история американской и советских космических программ. В настоящее время на территории сборочно-испытательной станции «Пеенемюнде-Вест» организован музей авиационной, ракетной и военно-морской техники, который открыт для посещения всем желающим.

Источники информации:
-http://www.inosmi.ru/world/20120815/196653148.html
-http://lib.rus.ec/b/252913/read
-http://modern.sawame.ru/aviatsionnie-raketi/fau-2
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. klimpopov 22 августа 2012 09:00
    Фотографий бы побольше, тем более что сейчас музей

    вот тут http://users.livejournal.com/___lin___/197714.html неплохой фотообзор...
  2. Газпром 22 августа 2012 13:15

    есть версия, что наверху стилизованный образ ракеты, а не сама она, но все равно интересно получается
    Газпром
  3. Ариец 22 августа 2012 20:54
    кто подскажет смысл такого расскраса вундервафли?
    1. TIT 22 августа 2012 21:06
      могу лишь предположить ,для четкости на фото и видиосъёмки
      TIT
      1. Космос-1869 22 августа 2012 22:33
        Если Вы имеете ввиду не "маскировочную", а "шахматную" раскраску, то так же красились и первые наши ракеты в 40-50 годах.
        Думаю, это сделано для того, чтобы определять поведение ракеты по крену (осевому вращению) во время испытательных пусков.
        Всё-таки ракета правильно летает не с первого раза wink
  4. flanker7 22 августа 2012 23:16
    Это так и есть
  5. Алекс 11 февраля 2014 21:42
    Статья - полный отстой. При этом слабо прикрытое восхваление немцев - пионеров восхваления космоса. Все приведенные данные о "рекордных" полетах Фау-2 - полная чушь, миф, созданный германофилами. Такие характеристики на одноступенчатой ракете недостижимы, да и сами полеты как-то маловероятны: куда упали отработанные корпуса? Что с ними стало дальше? Есть еще куча вопросов. Ну, а бред про космические мечтания Брауна - так и вообще сказочка образца 1945-го года: на виселицу-то не хотелось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня