Military Review

Modern and advanced aerospace air launch systems

13

Pegasus rocket launch from Stargazer aircraft, March 2006 Photo by NASA


Since the middle of the last century, the concept of an aerospace system with an air launch has been worked out in different countries. It provides for the output of the load into orbit using a carrier rocket launched from an airplane or other aircraft. This launch method imposes restrictions on the payload mass, but is economical and easy to prepare. At various times, a lot of air launch projects were proposed, and some even reached full operation.

Air "Pegasus"


The most successful air-launched aerospace system (AKS) project to date was launched in the late eighties. The American corporation Orbital Sciense (now part of Northrop Grumman), with the participation of Scaled Composites, has developed the Pegasus system based on the launch vehicle of the same name.

The three-stage Pegasus rocket has a length of 16,9 m and a launch weight of 18,5 tons. All stages are equipped with solid-propellant engines. The first stage, responsible for atmospheric flight, is equipped with a delta wing. There is a compartment with a length of 2,1 m and a diameter of 1,18 m to accommodate the payload. The load weight is 443 kg.


Pegasus XL on carrier suspension. Photo by NASA

In 1994, the Pegasus XL rocket was presented with a length of 17,6 m and a mass of 23,13 tons. Due to the increase in size and weight, new engines were introduced. The XL product is distinguished by its increased energy and flight characteristics, which allows it to reach higher orbits or carry a heavier load.

A modified B-52H bomber was originally used as the carrier of the Pegasus rocket. Then the Lockheed L-1011 liner was rebuilt into the carrier. The aircraft with its own name Stargazer received an external suspension for one rocket and various equipment for launch control.

AKS Pegasus launches are made from several sites in the United States and beyond. The launch technique is quite simple. The carrier aircraft enters the specified area and occupies an altitude of 12 thousand meters, after which the rocket is dropped. The Pegasus product plans for a few seconds and then starts the first stage engine. The total operating time of the three engines is 220 sec. This is enough to bring the load into low Earth orbits.


LauncherOne rocket export tests, July 2019 Photo by Virgin Orbit

The first launch of the Pegasus rocket from the B-52H took place in April 1990. In 1994, a new carrier aircraft was put into operation. Since the beginning of the nineties, several launches have been carried out annually with the aim of putting into orbit certain compact and light vehicles. Until the fall of 2019, AKS Pegas performed 44 flights, of which only 5 ended in an accident or partial success. The launch cost ranges from $ 40 million to $ 56 million, depending on the type of rocket and other factors.

Newest LauncherOne


Since the end of the XNUMXs, the American company Virgin Galactic has been working on the AKC LauncherOne project. For a long time, development work and search for potential customers were carried out. In the second half of the tenth, the development company had problems, because of which the project schedule had to be revised.

The LauncherOne system is built around the rocket of the same name. This is a two-stage product with a length of more than 21 m and a weight of approx. 30 tons. The rocket is powered by N3 and N4 engines using kerosene and liquid oxygen. The total operating time of the engines is 540 sec. LauncherOne rocket can lift 230 kg of cargo into an orbit with an altitude of 500 km. A three-stage modification of the rocket with improved characteristics is being developed.

Initially, the launch vehicle was planned to be launched using a special White Knight Two aircraft, but in 2015 it was abandoned. The new carrier was a redesigned Boeing 747-400 passenger aircraft with its own name Cosmic Girl. The LauncherOne pylon is installed under the left side of the center section.


LauncherOne's first successful flight, January 17, 2021. Photo by Virgin Orbit

The development company claims that AKS LauncherOne can be operated at any suitable airfield. The rocket launch site is selected in accordance with the required orbital parameters. In terms of launch and flight principles, Virgin Galactic's development is no different from other air launch systems. The cost of such an operation is $ 12 million.

The first launch of LauncherOne took place on May 25, 2020. After uncoupling from the carrier, the rocket started the engine and began flying. Shortly thereafter, the first stage oxidizer line collapsed, causing the N3 engine to stall. The rocket fell into the ocean.

Virgin Orbit made its first successful launch on January 17, 2017. The modified rocket took off over the Pacific Ocean and sent 10 CubeSat satellites into low orbit. There are contracts for three more launches. Previously, there was an order from the communications company OneWeb, but these launches are postponed indefinitely or may be canceled.

Potential competitors


New AKS air-launched projects are now being created in several countries. At the same time, the largest number of projects is proposed in the United States, where proactive developers can receive serious support from NASA. In other countries, the situation looks different - and so far has not led to noticeable success.

Modern and advanced aerospace air launch systems

Rafale fighter with MLA missile. Dassault Aviation graphics

Since the end of the XNUMXs, France, represented by Dassault and Astrium, has been developing the AKS Aldebaran. Initially, several missile concepts with different launch methods were considered, and only MLA (Micro Launcher Airborne) received further development - a compact rocket with a load of tens of kilograms, suitable for use with the Rafale fighter.

The design of the Aldebaran MLA has been going on for several years, but testing has not yet begun. Moreover, both the timing of the tests and the very future of the project remain in question.

An interesting AKC concept was proposed by the American company Generation Orbit. Its GOLauncher-1 / X-60A project provides for the construction of a single-stage liquid-propellant rocket suitable for suspension under a Learjet 35 aircraft. It must develop hypersonic speed and perform suborbital flights. In the future, it is possible to obtain orbital capabilities. The X-60A is seen as a platform for a variety of research projects.


X-60A rocket launch. US Air Force / Generation Orbit graphics

At the beginning of the last decade, Generation Orbit received support from the Pentagon. In 2014, a prototype X-60A rocket made its first export flight under a standard carrier. Since then, there have been no reports of test flights. Probably, the military department and the contractor continue to develop, but so far they cannot begin full-fledged flight tests for one reason or another.

Several AKC projects of various kinds were developed in our country; their materials have been repeatedly shown at various exhibitions. For example, the MAKS project proposed the use of an An-225 aircraft and a spaceplane with an external fuel tank. The Air Launch project was also developed based on the An-124 aircraft. He was supposed to carry a drop container with a Polet missile. Both projects could not be completed for a number of reasons.

Prospects for Directions


As you can see, over the past several decades, the concept of air launch for orbital flight has attracted attention, which leads to the regular appearance of new projects. At the same time, not all developments of this kind reach at least tests, not to mention full-fledged operation. To date, only AKS Pegasus has been able to bring it to regular flights, and soon LauncherOne may show such success.


Air Launch complex based on An-124. Graphics GRTs them. Makeeva

Such a failure of an air launch is associated with several objective limitations. The carrying capacity of such AKS does not yet exceed several hundred kilograms and is in direct proportion to the launch weight of the rocket, which, in turn, is determined in accordance with the characteristics of the carrier aircraft. Fuel economy due to air launch does not generally solve this problem.

However, air-launched systems have their advantages. They prove to be a convenient means of injecting small loads into low orbits. The lower payload allows you to collect the entire load faster and reduce customer waiting times. At the same time, it becomes possible to divide the relatively low launch cost into a larger number of customers. However, the developers and manufacturers of miniature space technology have not yet shown due interest in the existing AKS.

Foreign experience shows that aerospace systems with air launch have certain advantages over other rocket and space technology and can more effectively solve individual problems. It can be assumed that in the future this class of technology will not disappear and even develop. As a result, a new niche will finally be formed on the space launch market, which will be of interest to manufacturers of rocket technology and potential customers.
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 18 February 2021 18: 15
    -2
    What about the Ravn X drone? The vehicle is 24 meters long and has a wingspan of 18 meters. The drone has a total take-off weight of 25 tons. Aevum is developing a rocket capable of delivering 100 kg of cargo to a sun-synchronous orbit.


    The main advantages of an air launch are that you can launch a rocket into space at almost any suitable airfield and less dependence on weather conditions. But the payload is small. This type of launch can be compared to a taxi, while the Falcon 9 is a regular bus.
    1. Thrifty
      Thrifty 18 February 2021 18: 49
      0
      The Fire Cat is another concept that won't fly, for its pros and cons. First of all, this is an airplane launch - heating and overloads at launch are high, without thermal protection of the fuselage and wing edges, there is a great chance of destruction of the structure, and thermal protection is expensive, frequent starts are needed for payback. That is, the device should not be a one-off design, and you need to have ready orders for launch. And, such systems are inferior in price to missiles, even disposable ones, because they themselves are much more expensive than missiles. Therefore, spacecraft do not fly massively into space, only the United States has two such ships for military programs. But, there their flights are paid by the US ...
  2. Pushkowed
    Pushkowed 18 February 2021 18: 18
    0
    January 17, 2017 Virgin Orbit has its first successful launch
    The author was mistaken for exactly 4 years.
  3. Thrifty
    Thrifty 18 February 2021 18: 24
    0
    Well, yes, there were so many projects TKS-HOTOL, Zenger, Star-Eich, Molniya, Baikal .... the reasons for curtailing the programs were different. Often, actually finished projects like Arian 5 and "Hermes" were closed due to the fact that the shuttle came out 2,5 tons heavier. There are a lot of projects now, only if before Russia had something to offer for joint implementation, such as the English Hotol to put into orbit by Mriya, or An 124, now we are in the role of catch-up, because money for the implementation of such programs will not appear in the country's budget in the next decade. You need to look for sponsors, both domestically and globally. Only now, no one is willing to invest in little-known projects, and again we have the opportunity to stay with our dreams of cheap launches using light rockets or launch aircraft alone with ourselves. ..
  4. Phil77
    Phil77 18 February 2021 18: 27
    -2
    Forgive me for not being in the subject. But ... At 18.00 Nadezhda's article came out, I didn't even have time to remember her last name. A very frank, very * feminine * article, but with an interesting look, about happiness. 18.21 Bam! The article disappeared! Error 404 on screen.
    I would like to know what happened?
    Once again, I'm sorry. hi
  5. U-58
    U-58 18 February 2021 18: 28
    +1
    Since satellites are halving in weight every decade, air launch is very promising.
    And this niche will be relevant for quite some time.
  6. purple
    purple 18 February 2021 18: 33
    -1
    report on a C with a minus ... why post this here?
    and where is the spiral?
    1. Freemason Mason
      Freemason Mason 18 February 2021 18: 54
      0
      where is the spiral?

      Remained on paper. The article mainly talks about the existing air launch systems. Otherwise, it was still possible to add such unrealized projects as DynaSoar, Stratolaunch, etc.
    2. Cosm22
      Cosm22 18 February 2021 19: 19
      +7
      The brainchild of Lozino-Lozinsky does not fit into the topic.
      And not only because the project was not completed. By the way, this was facilitated not only by the lack of the necessary accelerator aircraft with a speed of 6M (a connection with Buran was also not an option), but also by the rejection of the military project after modeling. The Spiral rocket plane was of no military value. It is a pity that we realized this much later than the Americans. Only time wasted in vain.
      The article discusses products for more civil purposes. The topic of cubsats is in trend today. And for the output of micro- and nanosatellites, a medium for a half-ton PN is quite enough.
      1. military_cat
        military_cat 18 February 2021 19: 42
        -2
        The Spiral developments were used in the creation of the Vanguard, so that the benefits remained even in the most practical plane.
        1. Cosm22
          Cosm22 18 February 2021 21: 18
          +8
          What kind of developments can you not specify?
          I'm just curious.
          What does the UR-100N UTTH have to do with the booster plane?
          A hypersonic warhead for an orbital bomber.
          BOR-4/5 had practical experience, I don't argue with that. There, at least, ablative heat protection based on PCT-FP was tested.
  7. Falcon5555
    Falcon5555 19 February 2021 12: 26
    0
    As you can see, ... attracts attention ... not all developments ... before testing, ... for a number of reasons ... However, ... have their own advantages. ... have certain advantages ... to solve specific problems. It can be assumed ... and even will develop. ... will finally form ... a new niche ...

    This author has a characteristic feature: he turns any interesting topic into idle talk and boring stuff.
  8. Basarev
    Basarev April 25 2021 22: 33
    0
    In my opinion, microsatellites are easier to launch with an artillery method.

Военное обозрение

Современные и перспективные аэрокосмические системы воздушного старта

12

Старт ракеты Pegasus с самолета Stargazer, март 2006 г. Фото NASA


С середины прошлого века в разных странах прорабатывалась концепция аэрокосмической системы с воздушным стартом. Она предусматривает вывод нагрузки на орбиту при помощи ракеты-носителя, стартующей с самолета или иного летательного аппарата. Такой способ старта накладывает ограничения на массу полезной нагрузки, но отличается экономичностью и простотой подготовки. В разное время предлагалась масса проектов воздушного старта, и некоторые даже дошли до полноценной эксплуатации.

Воздушный «Пегас»


Наиболее успешный на данный момент проект аэрокосмической системы (АКС) с воздушным стартом был запущен в конце восьмидесятых. Американская корпорация Orbital Sciense (сейчас входит в состав Northrop Grumman) при участии Scaled Composites разработала систему Pegasus на основе одноименной ракеты-носителя.

Трехступенчатая ракета Pegasus имеет длину 16,9 м и стартовый вес 18,5 т. Все ступени оснащаются твердотопливными двигателями. Первая ступень, отвечающая за полет в атмосфере, оснащена треугольным крылом. Для размещения полезной нагрузки имеется отсек длиной 2,1 м и диаметром 1,18 м. Масса нагрузки – 443 кг.


Pegasus XL на подвеске носителя. Фото NASA

В 1994 г. была представлена ракета Pegasus XL с длиной 17,6 м и массой 23,13 т. За счет увеличения размеров и массы удалось внедрить новые двигатели. Изделие «XL» отличается повышенными энергетическими и летными характеристиками, что позволяет достигать более высоких орбит или нести более тяжелую нагрузку.

В качестве носителя ракеты «Пегас» изначально использовался доработанный бомбардировщик B-52H. Затем в носитель перестроили лайнер Lockheed L-1011. Самолет с собственным именем Stargazer получил внешнюю подвеску для одной ракеты и различную аппаратуру для управления пуском.

Старты АКС Pegasus осуществляются с нескольких площадок в США и за их пределами. Методика запуска достаточно проста. Самолет-носитель выходит в заданный район и занимает высоту 12 тыс.м, после чего осуществляется сброс ракеты. Изделие Pegasus планирует в течение нескольких секунд и затем производит запуск двигателя первой ступени. Суммарное время работы трех двигателей – 220 сек. Этого хватает для вывода нагрузки на низкие околоземные орбиты.


Вывозные испытания ракеты LauncherOne, июль 2019 г. Фото Virgin Orbit

Первый старт ракеты Pegasus с B-52H состоялся в апреле 1990 г. В 1994-м в эксплуатацию ввели новый самолет-носитель. С начала девяностых ежегодно осуществлялось несколько пусков с целью вывода на орбиты тех или иных компактных и легких аппаратов. До осени 2019 г. АКС «Пегас» выполнила 44 полета, из них только 5 завершились аварией или частичным успехом. Стоимость запуска составляет от 40 до 56 млн долл., в зависимости от типа ракеты и других факторов.

Новейший LauncherOne


С конца двухтысячных годов американская компания Virgin Galactic вела работу над проектом АКС LauncherOne. В течение длительного времени проводились опытно-конструкторские работы и поиск потенциальных клиентов. Во второй половине десятых у компании-разработчика возникли проблемы, из-за которых график проекта пришлось пересматривать.

Система LauncherOne строится вокруг одноименной ракеты. Это двухступенчатое изделие длиной более 21 м и массой ок. 30 т. Ракета оснащена двигателями N3 и N4, использующими керосин и жидкий кислород. Суммарное время работы двигателей – 540 сек. На орбиту высотой 230 км ракета LauncherOne может поднять 500 кг груза. Разрабатывается трехступенчатая модификация ракеты с повышенными характеристиками.

Изначально ракету-носитель планировалось запускать при помощи специального самолета White Knight Two, однако в 2015 г. от него отказались. Новым носителем стал переработанный пассажирский самолет Boeing 747-400 с собственным именем Cosmic Girl. Пилон для размещения LauncherOne установлен под левой частью центроплана.


Первый успешный полет LauncherOne, 17 января 2021 г. Фото Virgin Orbit

Компания-разработчик утверждает, что АКС LauncherOne может эксплуатироваться на любом подходящем аэродроме. Место старта ракеты выбирается в соответствии с требуемыми параметрами орбиты. С точки зрения принципов запуска и полета разработка Virgin Galactic ничем не отличается от других комплексов воздушного старта. Стоимость такой операции – 12 млн долл.

Первый запуск LauncherOne состоялся 25 мая 2020 г. После отцепки от носителя ракета запустила двигатель и начала полет. Вскоре после этого произошло разрушение трубопровода окислителя первой ступени, что привело к остановке двигателя N3. Ракета упала в океан.

17 января 2017 г. компания Virgin Orbit провела первый успешный старт. Доработанная ракета взлетела над Тихим океаном и отправила на низкую орбиту 10 спутников типа CubeSat. Имеются контракты еще на три запуска. Ранее имелся заказ от коммуникационной компании OneWeb, однако эти пуски сдвигаются на неопределенный срок или могут быть отменены.

Потенциальные конкуренты


Новые проекты АКС с воздушным стартом сейчас создаются в нескольких странах. При этом наибольшее число проектов предлагается в США, где инициативные разработчики могут получить серьезную поддержку со стороны NASA. В других странах ситуация выглядит иначе – и пока не приводит к заметным успехам.

Современные и перспективные аэрокосмические системы воздушного старта

Истребитель Rafale с ракетой MLA. Графика Dassault Aviation

С конца двухтысячных годов Франция в лице компаний Dassault и Astrium разрабатывает АКС Aldebaran. Изначально рассматривалось несколько концепций ракет с разным способом старта, и дальнейшее развитие получила только MLA (Micro Launcher Airborne) – компактная ракета с нагрузкой в десятки килограммов, пригодная для использования с истребителем Rafale.

Проектирование Aldebaran MLA продолжается уже несколько лет, но испытания пока не начинались. Более того, как сроки испытаний, так и само будущее проекта остается под вопросом.

Любопытную концепцию АКС предложила американская компания Generation Orbit. Ее проект GOLauncher-1 / X-60A предусматривает строительство одноступенчатой жидкостной ракеты, пригодной для подвески под самолет Learjet 35. Она должна развивать гиперзвуковую скорость и совершать суборбитальные полеты. В дальнейшем возможно получение орбитальных возможностей. X-60A рассматривается в качестве платформы для проведения разнообразных исследований.


Старт ракеты X-60A. Графика US Air Force / Generation Orbit

В начале прошлого десятилетия компания Generation Orbit получила поддержку Пентагона. В 2014 г. макетный образец ракеты X-60A совершил свой первый вывозной полет под штатным носителем. С тех пор сообщения о тестовых полетах не появлялись. Вероятно, военное ведомство и подрядчик продолжают разработку, но пока не могут начать полноценные летные испытания по тем или иным причинам.

Несколько проектов АКС разного рода разрабатывалось в нашей стране; их материалы неоднократно демонстрировались на различных выставках. К примеру, проект МАКС предлагал использование самолета Ан-225 и космоплана с внешним топливным баком. Также был разработан проект «Воздушный старт» на основе самолета Ан-124. Он должен был нести сбрасываемый контейнер с ракетой «Полет». Оба проекта не удалось завершить по ряду причин.

Перспективы направления


Как видим, на протяжении нескольких последних десятилетий концепция воздушного старта для полета на орбиту привлекает внимание, что приводит к регулярному появлению новых проектов. При этом далеко не все разработки такого рода доходят хотя бы до испытаний, не говоря уже о полноценной эксплуатации. К настоящему времени до регулярных полетов удалось довести только АКС Pegasus, а вскоре такие успехи может показать LauncherOne.


Комплекс "Воздушный старт" на базе Ан-124. Графика ГРЦ им. Макеева

Подобный неуспех воздушного старта связан с несколькими объективными ограничениями. Грузоподъемность таких АКС пока не превышает нескольких сотен килограммов и находится в прямой зависимости от стартового веса ракеты, который, в свою очередь, определяется в соответствии с характеристиками самолета-носителя. Экономия топлива за счет воздушного старта в целом не решает этой проблемы.

Впрочем, системы с воздушным стартом имеют свои преимущества. Они оказываются удобным средством для вывода небольшой нагрузки на низкие орбиты. Меньшая грузоподъемность позволяет быстрее собрать весь груз и сократить для заказчиков время ожидания. Одновременно с этим появляется возможность разделить относительно невысокую стоимость запуска на большее количество заказчиков. Впрочем, разработчики и изготовители миниатюрной космической техники пока не проявляют должного интереса к существующим АКС.

Зарубежный опыт показывает, что аэрокосмические системы с воздушным стартом имеют определенные преимущества перед другой ракетно-космической техникой и могут более эффективно решать отдельные задачи. Можно предположить, что в будущем этот класс техники не исчезнет и даже получит развитие. В результате этого на рынке космических запусков окончательно сформируется новая ниша, интересная производителям ракетной техники и потенциальным заказчикам.
Автор:
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 18 февраля 2021 18:15
    -2
    А как же Беспилотник Ravn X? Длина аппарата составляет 24 метра, а размах крыльев — 18 метров. Беспилотник имеет полную взлетную массу 25 т. Aevum разрабатывает ракету, способную доставить 100 кг груза на солнечно-синхронную орбиту.


    Главные плюсы воздушного старта, что можно запускать ракету в космос практически любого подходящего аэродрома и меньшая зависимость от погодных условий. Но полезная нагрузка небольшая. Этот вид запусков можно сравнить с такси, тогда как Falcon 9 рейсовый автобус.
    1. Бережливый
      Бережливый 18 февраля 2021 18:49
      0
      Огненный котик -это еще один концепт, который не будет летать, ибо его плюсы его же и минусы. В первую очередь, это самолетный старт -нагрев и перегрузки при старте высокие, без теплозащиты фюзеляжа и кромок крыла велик шанс разрушения конструкции, а теплозащита дорогая, для окупаемости нужны частые старты. То есть, аппарат должен быть не в еденичном исполнении, и нужно иметь готовые заказы на запуск. А , такие системы в цене уступают ракетам, даже одноразовым, ибо сами стоят много дороже ракет. Поэтому, и не летают массово космолеты в космос, только у сша для военных программ есть два подобных корабля. Но, там их полеты оплачивает мо сша ...
  2. Pushkowed
    Pushkowed 18 февраля 2021 18:18
    0
    17 января 2017 г. компания Virgin Orbit провела первый успешный старт
    Автор ошибся ровно на 4 года.
  3. Бережливый
    Бережливый 18 февраля 2021 18:24
    0
    Ну да , столько было проектов ТКС -ХОТОЛ, Зенгер, Стар-Эйч, "Молния " , "Байкал "....причины были для сворачивания программ разные. Зачастую, закрывали фактически готовые проекты типа Ариан 5 и" Гермес " из за того, что челнок вышел тяжелее на 2,5 тонны. Проектов и сейчас куча, только если раньше России было что предложить к совместной реализации, типа английский Хотол выводить на орбиту Мрией, или Ан 124, теперь мы в роли догоняющих, ибо на реализацию подобных программ деньги в бюджете страны в обозримом десятилетии не появятся. Нужно искать спонсоров, как внутри страны, так и в мире. Только вот, в малоизвестные проекты никто не горит вкладываться, и снова мы имеем возможность остаться со своими мечтами о дешевых запусках при помощи легких ракет, или самолетов -носителей наедине с самими собой. ..
  4. Фил77
    Фил77 18 февраля 2021 18:27
    -2
    Вот простите,что не в тему.Но...В 18.00 вышла статья Надежды,фамилию даже не успел запомнить.Очень откровенная,очень *женская* статья,но с интересным взглядом, о счастье.18.21.Бац!Статья исчезла!Ошибка404 на экране.
    Хотелось бы узнать,что случилось?
    Ещё раз,извините. hi
  5. U-58
    U-58 18 февраля 2021 18:28
    +1
    Поскольку спутники уменьшаются в весе вдвое каждое десятилетие, воздушный старт весьма перспективен.
    И эта ниша будет актуальной довольно значительное время.
  6. purple
    purple 18 февраля 2021 18:33
    -1
    доклад на троечку с минусом... зачем такое здесь постить?
    и где спираль?
    1. Вольный Каменщик
      Вольный Каменщик 18 февраля 2021 18:54
      0
      где спираль?

      Осталась на бумаге. В статье преимущественно рассказывается о действующих системах воздушного старта. Иначе, сюда еще можно было добавить такие нереализованные проекты, как DynaSoar, Stratolaunch и др.
    2. Косм22
      Косм22 18 февраля 2021 19:19
      +7
      Детище Лозино-Лозинского в тему не вписывается.
      И не только потому, что проект не был доведен до конца. Кстати, этому способствовало не только отсутствие нужного самолета-разгонщика со скоростью 6М (связка с Бураном тоже был не выход), но и отказ от проекта военных после моделирования. Военной ценности ракетоплан Спираль не представлял. Жаль, что мы это поняли гораздо позже американцев. Только время зря убили.
      В статье рассматриваются изделия больше гражданского назначения. Тема кубсатов сегодня в тренде. А для вывода микро- и наноспутников вполне хватит и носителя под полутонную ПН.
      1. military_cat
        military_cat 18 февраля 2021 19:42
        -2
        Наработки по "Спирали" использовались при создании Авангарда, так что польза осталась даже в самой что ни на есть практической плоскости.
        1. Косм22
          Косм22 18 февраля 2021 21:18
          +8
          Какие именно наработки, не можете уточнить?
          Мне просто интересно.
          Какое отношение имеет УР-100Н УТТХ к самолету-разгонщику.
          А гиперзвуковой боевой блок к орбитальному бомбардировщику.
          Практические наработки были у БОР-4/5, с этим не спорю. Там по крайней мере была испытана абляционная теплозащита на основе ПКТ-ФП.
  7. Falcon5555
    Falcon5555 19 февраля 2021 12:26
    0
    Как видим, ... привлекает внимание... далеко не все разработки ... до испытаний, ... по ряду причин.... Впрочем,...имеют свои преимущества. ... имеют определенные преимущества ... решать отдельные задачи. Можно предположить, ... и даже получит развитие. ...окончательно сформируется ...новая ниша...

    Этот автор обладает характерной особенностью: любую интереснейшую тему он превращает в пустословие и скукотищу.