Военное обозрение

Сквозь тернии к мировому признанию: история танкостроения Франции

10

История французского танкостроения началась во времена Первой мировой. Шла позиционная война, и наступающей пехоте катастрофически не хватало огневой мощи для прорыва обороны. Решением этой проблемы занималось командование каждой из противоборствующих сторон. В то время как немцы делали ставку на тяжелую, дальнобойную артиллерию, британцы и французы искали способ переместить полевые пушки как можно ближе к врагу.


«Отцом» французских танков считается генерал Жан Батист Этьен. Он был уверен: победу в войне одержит тот, кто первым разместит 75-миллиметровую пушку на машину, способную пройти по любой местности. Идею Этьена поддержал главнокомандующий армии Жозеф Жоффр, и в феврале 1916 года первый французский танк, собранный компанией Schneider, успешно прошел испытания. Вскоре была создана вторая машина под названием Сен-Шамон. Ее отличительной особенностью была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину. Он питала два электродвигателя, которые приводили в движение две гусеницы. Однако у обоих танков были явные минусы: небольшие углы обстрела и слабая проходимость.

Исправлять недостатки взялся промышленник Луи Рено (по личной просьбе Жана Батиста Этьена). Он разработал легендарный легкий танк Renault FT, ставший воплощением классической компоновки. Наличие всего двух членов экипажа позволяло быстро укомплектовывать танковую армию, а за счет небольших габаритов машины можно было легко перебрасывать с одного направления на другое с помощью грузовиков. 18 июля 1918 года 245 машин Renault FT впервые вышли в бой против войск Германии под Суассоном. В том сражении французы с легкостью прорвали фронт и продвинулись вглубь обороны на расстояние около 10 километров. Танк доказал свою эффективность. Началась череда разгромов, которые надолго остались в памяти немецких командиров.

После победы в Первой мировой французское командование не сомневалось в превосходстве своей техники. За счет простоты, надежности и низкой стоимости на Renault FT возлагались большие надежды. До второй половины 30-х годов никто не собирался ничего менять, а производство танков сократилось в десятки раз. Немалую роль сыграл экономический кризис и ограничение военного бюджета. Поводом задуматься стала надвигающаяся угроза со стороны нацистской Германии. В войсковые части начали поступать новые боевые машины, однако завершить перевооружение к началу Второй мировой Франция не успела.

Больше тысячи Renault FT оставались в строю, однако основная тяжесть боев легла на новую технику, такую как Renault R35. Машина классифицировалась как танк сопровождения пехоты. Ее скорость не превышала 20 км/ч, а 37-миллиметровое орудие справлялось далеко не со всеми поставленными задачами. Не оправдал надежд и танк Hotchkiss H35. Его производство планировали довести до 500 штук в месяц. Но планы командования так и не сбылись.
Также на вооружении у французов был Somua S35. Танк развивал скорость до 40 км/ч, а 47-миллиметровое орудие успешно боролось и с пехотой, и с бронетехникой. Машина была достаточно надежной, но не самой легкой в обслуживании. Вместе с ней на полях сражений воевал серийный тяжелый танк B1 bis. За счет усиленной брони он был практически неуязвим для ранних противотанковых орудий. Помимо основной пушки калибра 47 миллиметров, машина обладала еще одним 52-миллиметровым орудием в корпусе.

Впрочем, особыми достижениями французские танкисты похвастаться не могли. Редкие успешные операции практически не меняли ситуацию на военной карте. Германия раз за разом демонстрировала эффективность танковых клиньев и сеяла панику среди французских генералов. Несмотря на это, даже во время оккупации в стране тайно разрабатывали новый танк. После освобождения Парижа работа инженеров ускорилась, и вскоре появился ARL 44 — машина переходного типа с устаревшими конструкторскими решениями, но с новым дульным тормозом, уменьшающим отдачу. В боях машина поучаствовать не успела, но заставила Францию снова поверить в своих инженеров. В 1952 году они представили абсолютно новый легкий танк AMX 13 75 c качающейся башней и барабанной системой заряжания. Огромная огневая мощь позволяла на равных бороться с основными танками других стран. Машина производилась целых 35 лет.

Затем в истории танкостроения Франции начался период экспериментов. Однако ни Lorraine 40t, ни M4, ни AMX 50 так и не пошли в серию. Производство останавливалось на уровне прототипов и опытных экземпляров. И лишь появление нового танка AMX 30 поспособствовало очередному перевооружению армии.

Больше подробностей об истории французского танкостроения смотрите в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Михайлович Карасёв
    0
    Несмотря на это, даже во время оккупации в стране тайно разрабатывали новый танк.

    Зачем?? Его же всё равно нельзя будет построить тогда, когда он будет нужен! А ещё нужны будут испытания с доработками, невозможные в условиях оккупации.
    Не лучше было бы просачиваться через нейтралов к де Голлю или в США с Британией? А там либо наниматься в компании, проектирующие и строящие танки, либо проектировать в вольготных условиях с реальными возможностями постройки и испытания опытного образца, а то и запуска в серию.
    1. Симаргл
      Симаргл 18 февраля 2021 19:04
      -3
      Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
      Его же всё равно нельзя будет построить тогда, когда он будет нужен!
      Правильно!!! Т-44 тоже зря делали! Повоевать не успел и война кончилась. КВ-2, ИС... кому они нужны были?
      1. Сергей Михайлович Карасёв
        +3
        Простите, Т-44 проектировали на оккупированных территориях, в расчёте запустить в серию когда добрые дяди из-за океана выгонят немцев? В начале апреля 1945 г. их было 125 шт. Могли и испытать в боевых условиях, почему не испытали - другой вопрос.
        КВ-2, ИС... кому они нужны были?

        Эти - воевали! Что не так???
        Я не понимаю логику французов. Ну закончили бы они свой проект ARL 44 ещё при немцах, что дальше? Как строить, испытывать? А если бы немцы накрыли это подпольное КБ в конце проекта? В лучшем случае заперли бы конструкторов в шарашку проектировать танки для Рейха, а то и приняли бы на вооружение для себя. Вот бы конструкторам радости было!
        Такими проектами надо было заниматься подальше от немцев. Они бы больше пользы принесли если бы работали в США или Британии. Зачем заниматься проектами, реализация которых от тебя не зависит никоим образом? Это прожекты, а не проекты!
        1. Симаргл
          Симаргл 18 февраля 2021 20:20
          0
          Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
          в расчёте запустить в серию когда добрые дяди из-за океана выгонят немцев?
          А французам какая была разница кто погонит супостата? Или не прогонит...
          Тут логика двойственная, да и культура другая.
          В Ленинграде, вон, тоже работали люди. В блокаде.
          На перспективу и в общий котёл.
          1. Сергей Михайлович Карасёв
            0
            В Ленинграде люди своей работой приносили пользу себе и своей стране. А французы?
    2. Омскгазмяс
      Омскгазмяс 21 февраля 2021 13:32
      +1
      Полагаю, что проектирование танка велось в вишистской Франции, которая была оккупирована немцами позже.
      1. Сергей Михайлович Карасёв
        0
        Ну, если только так... Это объясняет, но только если все границы были закрыты наглухо.
  2. Кonstanty
    Кonstanty 18 февраля 2021 09:01
    +2
    тяжелый танк B1 bis. За счет усиленной брони он был практически неуязвим для ранних противотанковых орудий. Помимо основной пушки калибра 47 миллиметров, машина обладала еще одним 52-миллиметровым орудием в корпусе.


    Ошибка. В корпусе Char B1 bis установлена ​​75-мм гаубица ABS SA 37.
  3. yehat2
    yehat2 18 февраля 2021 14:51
    +3
    перед войной у французов было несколько передовых прототипов танков, использующих различные новшества - амх40, amx36, Somua 35 - это был просто суперписк новейшей танковой мысли, ни у кого ничего подобного не было, до этого буквально все молились на рено ФТ, как первую классическую компоновку. Так что уважения и признания у французов было выше крыши. Проблема была только восстановить танкостроение после войны. А вот arl-44 - это был чисто имиджевый и малоудачный танк и никто особых иллюзий не испытывал от его "крутизны".
    1. No name B
      No name B 20 февраля 2021 23:32
      0
      Насколько я помню на арл-44 стояла пантеровская пушка, как и потом на амх-13?