Военное обозрение

Счёт победных боёв одной из советских авиадивизий над немцами – «5:1»: из истории ВОВ

49

Людям, интересующимся историей воздушных боёв Великой Отечественной войны, хочется достоверно знать о том, каково же было реальное соотношение потерь советской авиации и люфтваффе. Дело в том, что в этом плане успел сформироваться догмат о том, что советские потери были якобы в десятки раз выше потерь немецких. Появлялись различного рода материалы с претензией на исторические, в которых заявлялось, что потери «несравнимы», причём именно не в пользу воздушного флота СССР.


С этим догматом согласны далеко не все. Причём несогласие в данном случае выражается не в форме голословных заявлений о том, чтобы «немецких потерь не могло быть в десятки раз меньше». Оно основывается на целой серии исторических фактов, которые были зафиксированы ещё во время самой Великой Отечественной войны. Среди таких фактов – повествования советских лётчиков, штабных офицеров, представителей технического звена авиационных дивизий. Среди интересных данных – повествования военнослужащих гвардейской авиадивизии, в которой служили советские асы Покрышкин, Фадеев и др.

На канале SkyArtist появился видеоролик, в котором рассказывается о такого рода повествованиях самих участников воздушных боёв. Такие оценки от непосредственных участников – настоящая летопись Великой Отечественной, которая проливает свет на реальное соотношении потерь в схватках между лётчиками советского военно-воздушного флота и гитлеровцами.

Счёт победных боёв одной из советских авиадивизий против немцев - "5:1". Все ли могли показать такой результат?

Из истории ВОВ:
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. certero
    certero 18 февраля 2021 10:39
    +21
    Соотношение потерь считается не так. Не по рассказам участников боёв, а по документам нашим и документам противника. Тогда картинка получается объективная.
    1. Cowbra
      Cowbra 18 февраля 2021 10:54
      -9
      Только документы по потерям Люфтваффе по распоряжению Геринга - уничтожены. Так что картинка в любом случае - необъективная. Коль потери немцев ищут по левым цифрам. Типа движение корпусов самолетов на рембазах
      1. Бородач
        Бородач 18 февраля 2021 11:56
        +6
        Ахтунг. Ахтунг. Покрышкин ин дэ люфт. am
      2. Zug
        Zug 19 февраля 2021 16:17
        -1
        Заказывают в штатах документы,вполне себе нормально
        1. Cowbra
          Cowbra 19 февраля 2021 16:46
          -1
          Знаю, знаю. С от такенными дырами! Например, фиг там найдешь потери в Тацинской. Когда танками подавили несколько сотен самолетов. Потому как составлены на основе ЛЕВЫХ документов и чудом сохранившихся огрызков
      3. Ил-18
        Ил-18 22 февраля 2021 00:58
        -1
        Цитата: Cowbra
        Только документы по потерям Люфтваффе по распоряжению Геринга - уничтожены

        Документы! Я сам за свою службу писарем документов напечатал, а порой и насоставлял... . И, допустим, на уровне полка составлена слегка приукрашенная сводка, дивизия тоже самую малость, корпус, ну только капельку, армия так, для красоты. Фронт уже ничего не приукрасил,лишь чуточку недоотразил. Ну, а Верховному зачем портить настроение? Доложим только то, что Ему понравится.
        И рассекретили архивы. А там... Только диву даёшься: как же потери немцев на Восточном фронте с сателлитами примерно равны нашим? Мы же их на бумаге и в хвост, и в гриву. А по итогу - паритет.
        И это касается всех стран-участниц.
    2. ангел-истребитель
      ангел-истребитель 19 февраля 2021 11:36
      +3
      Да, но при условии, что документы отражают истинные данные, а не сфабрикованы, не сфальцифицированы по принципу: "два наших сбитых сейчас запишем, десять пока в уме подержим, а потом частями оформим их как списанные по износу" , не составлены ради "красивых циферок в отчетах". То, что у гансов была "двойная бухгалтерия" по потерям и победам - известно давно, и есть факты, это подтверждающие. Увидим ли мы истинные цифры их потерь? Думаю,что вряд ли.
    3. алексеев
      алексеев 19 февраля 2021 13:39
      +4
      Цитата: certero
      Не по рассказам участников боёв, а по документам нашим и документам противника

      Это вряд ли....
      Документы тоже бывают разные. Тут необходим комплексный подход, Анализировать нужно и документы, и свидетельства участников и очевидцев и, самое главное, конечный результат.
      Ведь не придуман способ разгромить противника на войне иной, чем нанести ему потери. Уничтожить, вывести из строя,захватить (пленить).
      Если противник разгромлен, то он вынужден отступать, сдавать важные территории, если разбиты мы, то это приходится делать нашим войскам.
      Да, если у на с больше войск и вооружения, то мы можем нести более существенные потери, чем враг. Но не в разы и не постоянно в течении всей войны.
      Иначе бы фронт после Сталинграда не двигался бы на Запад.
      Посмотришь иные "исследования", основанные, вроде бы на документах и сразу видна их полная несостоятельность..
      Так в Курской битве немцы потеряли "по документам" смешное количество танков и самолетов, а в результате вовсе не переломили ход войны, а потеряли Харьков, Орел и откатились до Днепра.
      1. Zug
        Zug 19 февраля 2021 16:32
        0
        Да не смешное количество самолетов они потеряли-по их же сводкам.С чего Вы взяли?Посмотрите Горбача-спеца по Курску по воздуху.Там по фасам ,по дням и по часам все потери расписаны.Документы прилагаются .Давили так то в воздухе немцев.Не сразу конечно,не с первого дня но потом дали им дусту и неплохого.
    4. Zug
      Zug 19 февраля 2021 16:16
      -1
      Если Sky Clown сказал-наши победили-то так и есть(сарказм)Этого товарища тьлько для развлечения слушать.Пусть предоставит сводки по дням авиаполка или авиа дивизии с потерями на текущие дни и тех с кем они воевали.А остальное-треп беременной бабы
    5. Vechernick
      Vechernick 21 февраля 2021 18:55
      0
      https://www.youtube.com/watch?v=ixfjswfwYhw - изучайте
    6. Vechernick
      Vechernick 21 февраля 2021 18:56
      0
      и ещё https://www.youtube.com/watch?v=pPC3bVd2nPU
  2. Silvestr
    Silvestr 18 февраля 2021 10:42
    +17
    Историю пишут победители. Так было всегда.
    1. Cowbra
      Cowbra 18 февраля 2021 10:59
      -1
      Мошенники ее пишут в данном случае. Цифры сбитых во время ВМВ - японцам порезали в три раза от японских официальных, мол, не может быть! А заявленые на Халхин-голе - оставили без изменений. Вот и выходит))) Там не врут, мол)))
    2. tihonmarine
      tihonmarine 18 февраля 2021 11:46
      +12
      Цитата: Silvestr
      Историю пишут победители. Так было всегда.

      А сейчас её пытаются переписать побеждённые, и даже некоторые из победивших.
    3. Andros
      Andros 19 февраля 2021 16:32
      0
      И кто нонче победитель?
  3. Ros 56
    Ros 56 18 февраля 2021 10:43
    0
    Конечно это радует, а куда списать тысячи самолетов, уничтоженных в первые дни войны?
    1. Silvestr
      Silvestr 18 февраля 2021 13:10
      +18
      Цитата: Ros 56
      а куда списать тысячи самолетов, уничтоженных в первые дни войны?

      Хороший вопрос!+
      Но не нужный laughing
      1. Ros 56
        Ros 56 18 февраля 2021 13:29
        +1
        Поэтому и заминусили. А что от правды прятаться, тем более через столько лет? fellow
        1. Silvestr
          Silvestr 18 февраля 2021 13:47
          +24
          Цитата: Ros 56
          Поэтому и заминусили

          Как без этого!
          Цитата: Ros 56
          А что от правды прятаться

          Правда- дорогое удовольствие и только смелый способен ее признавать. Есть и политическая целесообразность, а с ней до правды как до Киева на карачках
        2. Толстый
          Толстый 21 февраля 2021 11:37
          0
          А от того, что сотни - не тыщщи, товарищ бухгалтер.
      2. Andros
        Andros 19 февраля 2021 16:33
        +2
        Не политкорректный?
    2. борис эпштейн
      борис эпштейн 18 февраля 2021 18:18
      +3
      Они были уничтожены бомбардировщиками и штурмовиками или брошены из-за разбомбленных взлетно-посадочных полос, но не в бою. А это не много не мало, 1800 машин.А разговор, насколько я понял, идет о сбитых именно в воздушных боях.Советским летчикам уничтоженный вражеский самолет при штурмовке аэродрома в счет не шел.А немецким шел в зачет. Уже некорректно. Советским летчикам не шли в зачет самолеты, сбитые в свободной охоте и упавшие на вражеской территории или в море. А немецким шли в зачет.
      Но продолжая Ваш коммент: а куда списать сбитые зенитной артиллерией обеих сторон? Ведь у немцев была отличная многочисленная зенитная артиллерия. И почитайте пож Покрышкина. С осени 1944 года и до Победы большую часть потерь советской авиации наносила именно зенитная артиллерия. Куда списать уничтоженные на аэродромах (станица Тацинская, где советский танковый корпус давил немецкие самолеты гусеницами). Точно то же можно отнести и к немцам, когда их танкисты в 1941 году уничтожали на аэродромах советские самолеты.
    3. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 19 февраля 2021 07:51
      +2
      Цитата: Ros 56
      Конечно это радует, а куда списать тысячи самолетов, уничтоженных в первые дни войны?

      Они не были уничтожены. Они исчезли. wassat Вопрос в том, что люфтваффе не претендовали никогда на те тысячи самолетов, которые мы потеряли в приграничном сражении. Они сами себе записывают куда более скромные цифры, ЕМНИП в разы меньшие. В итоге получается, что по нашим данным - потеряли, а по немецким - не уничтожали. Вот и понимай, как хочешь...
      Впрочем, я не спец в авиавойне
    4. Vechernick
      Vechernick 21 февраля 2021 18:57
      0
      для размышления https://www.youtube.com/watch?v=ixfjswfwYhw
    5. Ил-18
      Ил-18 22 февраля 2021 01:09
      0
      Цитата: Ros 56
      Конечно это радует, а куда списать тысячи самолетов, уничтоженных в первые дни войны?

      Ну, так 1200 супостат на аэродромах за первые 14 минут 15 секунд и уничтожил.
      Или признать, что немецкий ефрейтор чиркнул спичкой и поджёг через несколько дней боёв оттащенные за пределы захваченного аэродрома самолёты? И под трибунал? Судьба генерала Павлова и иже с ним красноречиво показывает, чем всё обернётся. А тут внезапность, как нельзя кстати.
      1. Ros 56
        Ros 56 22 февраля 2021 08:25
        -1
        Скажем так, генерала Павлова расстреляли за дело, за его трусость и благодушие. Почему-то ЧФ и юго-запад страны встретили немцев как полагается, мамалыжники на своей шкуре ощутили все прелести в первый день войны.
  4. Avior
    Avior 18 февраля 2021 10:50
    +16
    Есть простой принцип при работе военных историков- свои потери считаются по своим учетным данным, потери противника- по учетным данным противника.
    Конечно, он не даёт полной гарантии точности, но он как минимум даёт максимально близкие к реальным данные.
    Чего не скажешь о подсчете потерь противника по своим же данным.
    hi
    1. Destiny
      Destiny 18 февраля 2021 10:56
      +18
      Согласен,наиболее (насколько это возможно) оптимальный вариант.
      Чего не скажешь о подсчете потерь противника по своим же данным.

      Да и подсчет своих побед (особенно у немцев) тоже,мягко говоря,спорен в плане объективности...
  5. yehat2
    yehat2 18 февраля 2021 10:50
    +10
    Цитата: Ros 56
    Конечно это радует, а куда списать тысячи самолетов, уничтоженных в первые дни войны?

    самолеты - это просто вещи. Они мало кого интересуют. Куда важнее судьба пилотов, персонала аэродромов. До войны успели списать сотни и-16. И никто из этого трагедию не делает.
    Поэтому лучше откажитесь от чисто провокационных вопросов о тысячах и задавайте вопросы по существу. Например, в части 40 миг-3, умеют на них летать 3 летчика и ни разу не взлетали на них в бой. Все 40 уничтожены после налётов и захвата аэродрома. Вы собираетесь и их считать?
    1. Andros
      Andros 19 февраля 2021 16:37
      0
      Почему бы и нет. Противник же не виноват что лётчики плохо подготовлены. А потери есть потери. Их как минимум надо восполнить.
      1. yehat2
        yehat2 19 февраля 2021 16:40
        +2
        потери техники не равны потере машин с летчиками
        ведь в итоге постоянно сравнивают, имея ввиду машины, укомплектованные экипажами,
        а особо глупые даже предполагают, что все машины потеряны в бою и не было неудачных посадок, неисправностей, ошибок штурманов и других причин.
  6. certero
    certero 18 февраля 2021 11:03
    +12
    Цитата: Cowbra
    Только документы по потерям Люфтваффе по распоряжению Геринга - уничтожены. Та

    Ну конечно. Все журнала боевых действий уничтожены, все данные которые стекались в штабы тоже уничтожены... вы извините глупости это не пишите.
    Немецких документов дофига, в том числе и у нас.
    1. Улиточник N9
      Улиточник N9 18 февраля 2021 11:10
      0
      Ну смешно жеж-"по-рассказам". Что это "по -рассказам, воспоминаниям", достаточно послушать рассказы охотников и рыбаков. Насчет одной дивизии... Ну такое- мы одни д' Артаньяны, а все остальные-...ну, так... wink
      А потери давно посчитаны и все знают, что они- далеко не в нашу пользу. yes
  7. Federal1
    Federal1 18 февраля 2021 11:14
    +2
    Статья Фейк
  8. Force Multiplier
    Force Multiplier 18 февраля 2021 12:06
    +11
    Начав с вполне разумной и обоснованной критики "10к1" Тимина, автор канала предсказуемо начал проповедовать другую крайность - "5к1". Что означает, что зрителям снова предлагается ложная дилемма. Не удивлюсь, если каналы обоих авторов получают финансирование из одного источника.
    Анализировать боевую работу авиации, вместо того, чтобы воспринимать её как спортивные события, похоже, в ближайшее время никто не будет. Впрочем, учитывая способности к анализу у людей, пишущих на "военно-историческую" тематику на параллельных интернет порталах, оно и к лучшему
    1. Zug
      Zug 19 февраля 2021 16:26
      0
      На Балтике в 44 году по нашим же документам во время борьбы с "волшебным"или как там его Ордером немецким (Раумботы,тральщики и т.д) за 3 месяца,без каких то либо серьезных результатов упало 52 штурмовика ИЛ-2.По нашим же документам.Без практически потерь с немецкой стороны.Все от огня зенитной артиллерии этого самого Волшебного Ордера.А это-1944 год.И минировали они Балтику как хотели и когда хотели.
  9. Комментарий был удален.
  10. Кonstanty
    Кonstanty 18 февраля 2021 13:16
    +6
    Результаты достойны восхищения, но следует помнить, что 9-й гв. иад не был типичной боевой частью ВВС.
    Это была скорее элитная команда опытных и закаленных в боях асов (Покрышкин, Речкaлов, Фадеев, Труд, бабак, Глинка ...), с лучшими самолетами, чем у других полков и дивизий.
  11. Владимир Машков
    Владимир Машков 18 февраля 2021 13:29
    -8
    БОЕВЫЕ потери ВВС РККА в Великой Отечественной были сопоставимы с немецкими и - как ни покажется удивительным "знатокам" "настоящей истории" и любителям-воздыхателям немецких экспертов - были немного меньше немецких как по самолётам, так и по пилотам. Подробно расписывать не буду, писал об этом в статье "Асы Третьего рейха. "Феномен" огромных личных счетов", опубликованной здесь же на ВО. Кто желает - прочитает.

    Счёт победных воздушных боёв против немцев - "5:1" - могли и показывали, конечно, не все и не всегда. И показатели одной из лучших авиадивизий (возможно и лучшей) по отдельным периодам и боям - не показатель. Тем более, что 9-я гвардейская (216) авиадивизия воевала много, активно при активном же противодействии и наличии противника. Другим повезло меньше: они выполняли рутинные задачи по охране войск, штурмовиков, бомбардировщиков и ждали прибытия неприятеля с задачей его только отогнать от охраняемых. Немногочисленные группы и полки "свободных охотников" появились в ВВС РККА только в конце войны, а всю её войну советские "охотники" были эпизодически, хотя немцы действовали так постоянно..

    Что касается вопросов какие самолёты: Ла-5ФН, "Аэрокобра", "Спитфайр", - лучше и эффективнее - довольно глупый и провокационный. Почему? Всё зависит от применения и решаемых задач! Однозначно ответить на них нельзя. Хотя, конечно, в пользу "Аэрокобры" говорят удобная кабина с боковой дверью, носовое колесо (неопытные лётчики и в грязи многие самолёты с хвостовым колесом капотировали), мощная пушка 37-мм и защита пилота сзади двигателем. Хотя двигатель сзади приводил при расходе боезапаса и топлива к задней центровке и опасности срыва в штопор, а боковая дверь - к опасности повреждения пилота при выпрыгивании из кабины.
    1. Konnick
      Konnick 19 февраля 2021 17:23
      0
      Большинство наших асов, самых результативных, воевали на Кобрах из-того, что управление этим истребителем с мощным вооружением было сложным -центровка самолета не позволяла допускать ошибки пилотирования, вот на Кобры и сажали летчиков, хорошо полетавших на И-16, с похожей центровкой. Т.е. почти все наши асы на Кобрах имели еще довоенный опыт. Летчик, сбивший 9 самолетов в одном бою на Курской дуге, Горовец, летал на Ла-5 и погиб при покидании подбитого самолета, ударившись о стабилизатор. Такие случаи делали летчиков тем более настороженными к другой компоновке фонаря, считая Аэрокобру из-за боковых дверок очень опасной при прыжке из самолета,эта фобия была у молодых, неопытных летчиков. А Покрышкину, с его габаритами, такие дверки очень нравились. Проблема Кобры была и в оригинальном профиле нижнего контура, очень скругленного, как у пресс-папье, такой профиль способствовал капотированию самолета при посадке на брюхо. Поэтому и летали на Кобрах летчики с большим опытом и без всяких фобий, и этот самолет им подходил. Некоторые даже убирали крыльевые пулеметы с целью уменьшить вес и еще больше увеличить маневренность. А опытные летчики и должны были сбивать больше чем летчики-новобранцы. А то что американцы и прочие не жаловали этот самолет, так у них не было «учебного» И-16, да и не нужна им лишняя маневренность, которой отличались воздушные бои на нашем фронте. Если бы наши асы пересели на Яки или Ла, они бы сбили не меньше, но им достался капризный в пилотировании, но отличный в бою самолет.
      Аэрокобра Р-39 был очень дорогой самолет, чтобы на него сажать малоопытных пилотов. Для перегона с Аляски такое было, но для боя только тех, кто летал на И-16.
      1. victor50
        victor50 19 февраля 2021 21:41
        +3
        Цитата: Konnick
        вот на Кобры и сажали летчиков, хорошо полетавших на И-16, с похожей центровкой.

        Возможно, я ошибаюсь, но, вроде, Покрышкин до Кобры летал на МиГе.
        1. Konnick
          Konnick 20 февраля 2021 03:12
          +1
          55 ИАП, в котором служил Покрышкин перевооружили МиГами перед войной, а до этого 2 года Покрышкин летал на И-16.
        2. Zug
          Zug 20 февраля 2021 12:02
          -2
          МиГГ-потом ЯК потом уже кобра
          1. victor50
            victor50 20 февраля 2021 14:11
            +1
            Цитата: Zug
            ЯК потом уже кобра

            Про Як не везде упоминается.
            1. Zug
              Zug 20 февраля 2021 17:43
              -1
              У него в романе упоминается.
              1. Konnick
                Konnick 20 февраля 2021 19:36
                +1
                Покрышкин летал на У-2, Р-5, И-16, МиГ-3, Р-39 Аэрокобра, МиГ-15, МиГ-17.
                1. Zug
                  Zug 20 февраля 2021 21:04
                  -2
                  Роман его-Небо войны прочитайте-поможет
  12. Vechernick
    Vechernick 21 февраля 2021 18:54
    +1
    но это не покажут ни по одному ТВ-каналу ... ибо идеология у ВСЕЙ полит.палитры не может обойтись без хотя-бы "нескольких грамм" анти-советчины
  13. certero
    certero 22 февраля 2021 11:07
    -1
    Цитата: алексеев
    Так в Курской битве немцы потеряли "по документам" смешное количество танков и самолетов, а в результате вовсе не переломили ход войны,

    Немцы откатились назад потому что наши начали наступление на дркгом фронте.
    Соотношение потерь танков на Курской дуге далеко не в нашу пользу.