Военное обозрение

Причины попыток отказаться от применения скафандра в полете Ю.А. Гагарина

24

Путь к первому пилотируемому полету в космос был сложен. А некоторые подробности подготовки к нему до сих пор известны только узкому кругу специалистов и любителям истории космонавтики.


Весной 1959 года на Заводе № 918 (АО «НПП «Звезда») начались работы по созданию космического скафандра для первого полета, который получил обозначение «С-10».

Вместо скафандра – защитный костюм?


Однако в феврале 1960 года (менее, чем за 1,5 года до первого полета), когда опытные образцы СК С-10 уже испытывались в ГНИИИ АиКМ, работы по нему были прекращены. А перед «Звездой» заказчики защитного снаряжения и средств спасения для пилотируемого космического корабля из ОКБ-1 (во главе с К.П. Феоктистовым) поставили новое задание – разработать вместо скафандра защитный костюм, необходимый, прежде всего, для спасения при приводнении.

Основная причина попытки отказаться от применения скафандра заключалась в лимите выводимого на орбиту веса полезной нагрузки КК «Восток». И в том, что (на основании данных об отсутствии разгерметизации при полётах искусственных спутников Земли) разработчики корабля посчитали вероятность разгерметизации капсулы в полёте маловероятным и «нерасчётным» событием.

Ракета-носитель «Восток» была значительно мощней ракеты «Редстоун». Но и КК «Восток» весил не две, а 4,6 тонны. В отличие от КК «Меркурия» с примитивной СОЖ, обеспечивающей 100 % кислородную среду и давление внутри кабины 0,3 кгс/см2, КК «Восток» обладал полноценной СОЖ, рассчитанной на 10-суточный полёт и способной поддерживать в капсуле газовую среду, близкую к земной воздушной атмосфере (давление в кабине 600–900 мм рт. ст. при 21 % кислорода в среде).

Кроме того, КК «Восток» снабжался катапультным креслом, способным обеспечить спасение космонавта не только во время аварии на стартовой площадке, но и на ранних этапах выведения на орбиту.

В то время как у КК «Меркурий» кресло как таковое отсутствовало – его функцию выполняло специальное ложе внутри кабины. С самого начала создания СОЖ для длительных полётов КК «Восток» было предусмотрено питание и водообеспечение при открытом остеклении гермошлема и применялась полноценная асенизационная система для отправления естественных надобностей.

Естественно, что среди конструкторов из ОКБ-1 было распространено мнение, что риск разгерметизации кабины КК значительно ниже, чем других внештатных аварий. Поэтому дефицит веса можно было снизить за счет отказа от применения скафандра и необходимой для него СОЖ. В феврале 1960 года «Звезда» приступила к разработке защитного костюма, получившего название «В-3».

Спасательный костюм космонавта В-3


Основное предназначение защитного костюма «В-3» заключалось в обеспечении защиты космонавта в случае приземления в безлюдной местности или приводнения в холодную воду. По своей сути В-3 представлял из себя вариацию морского спасательного комплекта, адаптированного для применения в КК «Восток».

В состав комплекта входил комбинезон, имевший внешнюю (защитную) и внутреннюю (герметичную) оболочки, теплозащитный костюм (ТЗК) из стеганного поролона и шерстяного трикотажа, надевавшегося под комбинезон. Вентиляция костюма осуществлялась кабинным воздухом от автономной вентиляционной установки.

Заводом № 918 (АО «НПП «Звезда») было изготовлено восемь изделий, часть из которых отправили на физиологические испытания в ГНИИИ АиКМ и ЛИИ для отработки прыжков с парашютом.

На самой «Звезде» были проведены двенадцатичасовые эксперименты по пребыванию в ледяной воде, а также двухсуточные эксперименты по выживанию в безлюдной местности в зимних условиях.

После принятия в ОКБ-1 решения отказаться от применения скафандра, военные врачи ГНИИИ АиКМ ВВС и гражданские физиологи отдела № 8 авиакосмической медицины Завода № 918 ГКАТ на всех совещаниях продолжили упорно доказывать необходимость применения СК.

В августе 1960 года состоялось межведомственное совещание, в котором приняли участие С.П. Королев, К.П. Феоктистов (ОКБ-1), С.М. Алексеев («Звезда»), М.И. Вакар и Л.Г. Головкин (ГНИИИ АиКМ), А.В. Покровский (от отдела № 8, первый начальник медицинского отдела «Звезды»), А.П. Попов (бывший главный врач ВВС - заместитель начальника отдела № 8) и др.

Точку в жаркой дискуссии проектантов-разработчиков и медиков поставил лично главный заказчик этих изделий Завода № 918 ГКАТ главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев. Он согласился выделить до 500 кг массы, жестко ограничив сроки разработки СК, который должен был быть готов к концу 1960 года.

В сентябре 1960 года, за семь месяцев до запуска «Восток-1», начались работы по созданию на основе авиационного скафандра «Воркута» первого скафандра космонавта «СК-1».

Но это уже совсем другая история…
Автор:
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/prichiny-popytok-otkazatsia-ot-primeneniia-skafandra-v-polete-gagarina-i-zascitnyi-kostium-v3-6006a54ca3a08c096fb66cf5
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Наводлом
    Наводлом 22 февраля 2021 15:19
    +10
    Когда был мальцом в тамбуре при входе в квартиру стоял портрет улыбающегося Гагарина.
    Помню от этой гагаринской улыбки и мысли, что его уже нет, не раз наворачивались слёзы.
    Малой был, простительно.
    1. Липчанин
      Липчанин 22 февраля 2021 15:56
      +4
      Цитата: Наводлом
      Малой был, простительно.

      Оно и сейчас простительно
    2. пищак
      пищак 22 февраля 2021 16:17
      +5
      Цитата: Наводлом
      Когда был мальцом в тамбуре при входе в квартиру стоял портрет улыбающегося Гагарина.
      Помню от этой гагаринской улыбки и мысли, что его уже нет, не раз наворачивались слёзы.
      Малой был, простительно.

      hi Не только Вы один такой! yes
      Особенно тогда, когда мы все узнали, что НАШ Юра Гагарин погиб!
      Была потом песня с такими словами припева...
      Как нас Юра в полёт провожал...
      , когда её транслировали на торжественном собрании в День Космонавтики, не только девчёнки, но и мальчишки в нашем Дворце пионеров не могли сдержать слёз...
  2. Pete Mitchell
    Pete Mitchell 22 февраля 2021 15:52
    +4
    Спасибо за статью, интересно.
  3. Авиатор_
    Авиатор_ 22 февраля 2021 16:32
    +2
    Хороший цикл про скафандры, респект автору. Хорошо запомнил день гибели Гагарина - весна, солнце, я зашёл в Военторг для покупки радиодеталей, а все посетители стоят какие-то пришибленные. Из приёмника несётся: "разбился полковник Серёгин" - я было удивился, полковники у нас довольно часто разбивались, а потом - "и Юрий Гагарин". Сам тоже испытал шок.
  4. Jager
    Jager 22 февраля 2021 16:37
    +5
    Прости нас, Юра. Мы всё про......
  5. Корона без вируса
    Корона без вируса 22 февраля 2021 16:43
    0
    Скажу проще... прочитав комменты... Когда СССР готовился запустить на Луну наш первый луноход, было много дебатов, что из себя представляет грунт Луны... Королев издал "приказ" - почти дословно - Луна твердая ))) и расписался под ним good

    так и с скафандрами... никто ничего не знал - могли только предполагать... feel
    1. Intruder
      Intruder 22 февраля 2021 22:37
      +3
      так и с скафандрами... никто ничего не знал - могли только предполагать
      зато верной дорогой шли и "предпологали", вот до сих пор пользуемся их предположениями в "железе" воплощенном... Статья отличная, краткость - сестра таланта!!! Автору Огромное Спасибо! hi
  6. Старый26
    Старый26 22 февраля 2021 19:18
    +4
    Цитата: пищак
    Особенно тогда, когда мы все узнали, что НАШ Юра Гагарин погиб!
    Была потом песня с такими словами припева...
    Как нас Юра в полёт провожал...
    , когда её транслировали на торжественном собрании в День Космонавтики, не только девчёнки, но и мальчишки в нашем Дворце пионеров не могли сдержать слёз...

    Сначала не верили. Все надеялись, что спасся. Хотя было понятно, что если бы остался жив, то уже сказали бы.
    А песня эта из цикла "Созвездие Гагарина". Так и называлась - "Как нас Юра в полет провожал"
    "... Вспомним звездный причал
    И учебный штурвал
    Как нас Юра в полет провожал..."

    Цитата: Корона без вируса
    Скажу проще... прочитав комменты... Когда СССР готовился запустить на Луну наш первый луноход, было много дебатов, что из себя представляет грунт Луны... Королев издал "приказ" - почти дословно - Луна твердая ))) и расписался под ним

    Ну не совсем приказ... ЕМНИП Черток рассказывал об этом следующим образом. Создатели станции боялись, что станция провалится в лунную пыль (была в свое время такая гипотеза). Королеву надоело выслушивать все эти отмазки и он спросил у создателей: "Что вам нужно?"
    Получив ответ, что неплохо было бы иметь какой-то документ он написал в блокноте "Луна твердая", расписался и вырвав листок отдал этим конструкторам
    1. Intruder
      Intruder 22 февраля 2021 22:38
      +3
      Получив ответ, что неплохо было бы иметь какой-то документ он написал в блокноте "Луна твердая", расписался и вырвав листок отдал этим конструкторам
      поступок мужика, а не то что сейчас или поет, или...в твитах пишет!!! recourse
    2. ANB
      ANB 22 февраля 2021 23:52
      +1
      . Создатели станции боялись, что станция провалится в лунную пыль (была в свое время такая гипотеза).

      Я целый фантастический роман читал в детстве, где в основе сюжета было, что Луна покрыта многокилометровым слоем пыли.
  7. Старый26
    Старый26 23 февраля 2021 02:36
    +4
    Цитата: ANB
    Я целый фантастический роман читал в детстве, где в основе сюжета было, что Луна покрыта многокилометровым слоем пыли.

    МногоМЕТРОВЫМ слоем пыли. Роман Артура Кларка "Лунная пыль"
  8. Владимир_2У
    Владимир_2У 23 февраля 2021 04:08
    +4
    разработчики корабля посчитали вероятность разгерметизации капсулы в полёте маловероятным и «нерасчётным» событием.
    Как эта уверенность больно ударит по советской космонавтике из-за гибели экипажа "Союза - 11" в составе:

    Командир: подполковник Георгий Добровольский
    Бортинженер: Владислав Волков
    Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

    Вспомним о них.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 23 февраля 2021 20:17
      +1
      В принципе, они, скафандры, и при пожарной опасности тоже помогли бы, не только при разгерметизации. Пожаропасность до сих пор тщательно исследуется - например, космический корабль Cygnus недавно специально для этого палили в беспилотном режиме на орбите.
      Вполне можно особо ответственные и пожароопасные операции проводить при сниженном содержании кислорода в атмосфере корабля - при 16% кислорода огонь горит плохо а человек только хуже соображает и может пользоваться противопожарным скафандром и дыхательной аппаратурой.
      В будущем, если на орбите будут работать сотни и тысячи коммерческих космонавтов и коммерческие корабли и станции, проблема дешевой пожарозащиты будет очень актуальной. А тут вряд ли что то можно придумать дешевле кроме как временно заполнять дополнительно объёмы корабля углекислотой, азотом и использовать скафандры, все неиспользуемые отсеки и объёмы тоже обескислороживать и т. д.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У Вчера, 03:32
        0
        Цитата: ycuce234-san
        объёмы тоже обескислороживать

        Да уж, космическую фантастику смотреть иногда просто угарно, "Ой пожар, горим!" У вас полный космос вакуума, даже вёдрами таскать не надо, а вы всякой фигнёй тушите героически (до идиотизма доходит)!
        1. ycuce234-san
          ycuce234-san Вчера, 11:52
          0
          Она не так уж и неправа. Конечно, это очень просто -"боцман - открыть вакуумный кингстон!"- но нет, всё равно разрабатывают спецогнетушители, потому что разгерметизация далеко не всегда возможна.
          С другой стороны, удалив избыток кислорода из атмосферы какого то редкоиспользуемого людьми орбитального завода - можно годами не посылать туда экипаж, обходясь где можно роботами и автоматикой. Это даёт уверенность и спокойствие за сохранность при пожаре или КЗ его оборудования, которое и без станции может стоить миллиарды.
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У Вчера, 11:57
            0
            Цитата: ycuce234-san
            всё равно разрабатывают спецогнетушители, потому что разгерметизация далеко не всегда возможна
            Это само собой, там где можно сбить пламя огнетушителем, там отсек вскрывать необязательно, но не использовать эффективнейший способ в принципе - откровенная глупость (я про кинофантастику).
            1. ycuce234-san
              ycuce234-san Вчера, 12:08
              0
              Там причины другие - например, всего несколько секунд на реакцию до потери сознания от отравления (кто оценит обстановку и вентиль закроет и атмосферу восстановит если человек в бессознанке?), невозможность быстро одеть аппараты для дыхания и т. д. А если атмосфера чисто кислородная и с высоким давлением то пожар горит как печь с подачей кислорода - не успеть просто вообще ничего.
            2. ycuce234-san
              ycuce234-san Вчера, 12:11
              0
              Вообще, не исключено, что на подобных космических промобъектах низкокислородные атмосферы станут нормой жизни - если что сознание потеряешь но не помрёшь до того как обнаружат и помогут.
              А для сна и отдыха позаимствуют концепцию у водолазов-глубоководников и баромедиков - когда под жизнь выделяются отдельные отсеки с полностью негорючим содержимым и оборудованием; в медбарокамеры с кислородом так и вообще даже не всю одежду берут, только нательное бельё.
        2. Комментарий был удален.
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У Вчера, 12:05
            0
            Цитата: ycuce234-san
            на подобных космических промобъектах низкокислородные атмосферы станут нормой жизни - если что сознание потеряешь
            Не забывайте про парциальное давление, чем меньше кислорода, те выше требуется давление в атмосферах, а это означает вес!
            1. ycuce234-san
              ycuce234-san Вчера, 12:16
              0
              И парциальное меньше будет. Нам необязательно иметь атмосферу для активной и сознательной деятельности - достаточно чтобы выжил потерявший сознание. В ней в дыхательной аппаратуре будут работать как аквалангисты - подключился на рабочем месте в магистраль и работаешь. Перемещаещься - прихвати баллоны с собой.
              Нормальная атмосфера будет в отдельных от производства отсеках, где особая противопожарная конструкция, нет горючих материалов и т. д.
  9. Alien From
    Alien From 23 февраля 2021 20:23
    +1
    Интересный цикл статей, ждем продолжения hi
  10. Дмитрий Владимирович
    0
    Борис Черток "Ракеты и люди":
    За пять дней с 25 по 30 июня 1971 года судьба нанесла нам три удара: 25-го — смерть Исаева, 27-го — гибель Н1 №6Л, 30-го — гибель экипажа «Союза-11».
    Не трудно было предвидеть, что весь июль и август наш коллектив будут трясти как минимум две независимые комиссии: одна — по Н1 и другая — по «Союзу».

    У него же по комиссии о разгерметизации Союза-11:
    На вопрос Келдыша о причинах отказа от скафандров Мишину трудно было ответить. Такое решение принял лично Королев перед пуском «Восхода». В скафандрах разместить трех человек в СА «Союза» тоже невозможно. При Королеве только Каманин резко выступал в защиту скафандров. Но главный проектант пилотируемых кораблей Феоктистов сам летал без скафандра вместе с Комаровым и Егоровым. Он активно поддержал инициативу Королева. Мишин к отказу от скафандров прямого отношения не имел. Ни в одном из полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов» не было проблем с сохранением герметичности. Требования восстановить полеты в скафандрах как-то сами собой были забыты.

    Мишук спросил, как анализовалась электрическая версия, почему о ней никто не говорит.

    Я ответил, что записи и телеметрии, и автономного регистратора тщательно просмотрены. Никаких признаков прохождения ложной преждевременной команды на пиропатрон вскрытия клапана не обнаружено. Из анализа записей «Мира» следует, что герметичность нарушена в момент разделения спускаемого аппарата и бытового отсека (БО). Кривая спада давления соответствует размеру дырки, равной проходному сечению одного клапана. На самом деле клапанов два: один — нагнетающий и другой — отсасывающий. Если бы была ложная команда, то открылись бы сразу оба клапана: электрически они в одной цепи. Команда на открытие двух клапанов прошла штатно, как ей положено на безопасной высоте. По заключению специалистов НИИЭРАТа -Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (такое хитрое название носил институт ВВС, монополист в расследовании всех авиационных катастроф) — пиропатроны сработали не в вакууме, а на высоте, соответствующей по времени выдаче штатной каманды. Но один клапан к этому времени был уже открыт без электрической команды.

    — Процесс разделения длился всего 0,06 секунды, — доложил Шабаров. — В 1 час 47 минут 26,5 секунд зафиксировано давление в СА 915 миллиметров ртутного столба. Через 115 секунд оно упало до 50 миллиметров и продолжало снижаться. При входе в плотные слои атмосферы зафиксирована работа СУСа. Перегрузка доходит до 3,3 единицы и затем снижается. Но давление в СА начинает медленно расти: идет натекание из внешней атмосферы через открытый дыхательный клапан. Вот на графике команда на открытие клапана. Мы видим, что интенсивность натекания увеличилась. Это соответствует открытию по команде второго клапана. Анализ записей «Мира» подтверждает версию об открытии одного [344] из двух клапанов в момент разделения отсеков корабля.

    — Раньше чем двигаться дальше, послушаем о результатах медицинских исследований, — предложил Келдыш. Доклад сделал Бурназян.
    В первую секунду после разделения у Добровольского пульс учащается сразу до 114, у Волкова — до 180. Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения. В сознании они находились не более 50–60 секунд после разделения. За это время Добровольский, видимо, что-то хотел предпринять, судя по тому, что он сдернул с себя пристежные ремни.

    К вскрытию было привлечено 17 крупнейших специалистов. У всех троих космонавтов установлены подкожные кровоизлияния. Пузырьки воздуха, как мелкий песок, попали в сосуды. У всех кровоизлияние в среднее ухо и разрыв барабанных перепонок. Желудок и кишечник вздуты. Газы: азот, кислород и СО2, — растворенные в крови, при резком снижении давления закипали. Растворенные в крови газы, превратившись в пузырьки, закупорили сосуды.

    Спокойный доклад Бурназяна произвел гнетущее впечатление. Мысленно перенесясь в спускаемый аппарат, невозможно представить себе первые секунды ощущений космонавтов. Страшные боли во всем теле мешали понять и соображать. Наверняка услышали свист выходящего воздуха, но быстро лопались барабанные перепонки и наступила тишина. Активно двигаться и что-то предпринимать, судя по скорости спада давления, они могли, может быть, первые 15–20 секунд...
    — Сообразить, что произошло, расстегнуться, найти под внутренней обшивкой дыру за 20 секунд нереально. Надо было бы заранее их на это тренировать. Мы проверили возможность закрытия дыхательного отверстия ручным приводом, который сделан для случая посадки на воду. На эту операцию в спокойной обстановке требуется 35–40 секунд. Таким образом, никаких шансов на спасение у них не было. Клиническая смерть наступила через 90–100 секунд одновременно у всех.

    Кстати причину открытия клапана так и не обнаружили ни натурными испытаниями в барокамере (со взрывом прироболтов) - дефект не проявился.
    Макеты СА и БО были стянуты штатными пироболтами. Дыхательные клапаны установили заведомо с технологическими нарушениями, которые якобы могли иметь место при их изготовлении. Пироболты подрывались одновременно по схеме, которая использовалась в полете. Эксперимент [347] проводили дважды. Клапаны не открывались. Истинная причина открытия дыхательного клапана при разделении СА и БО «Союза-11» так и осталась тайной».


    тут подробней.
    http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/36.html
  11. михаил3
    михаил3 Вчера, 12:30
    0
    Основная причина попытки отказаться от применения скафандра заключалась в лимите выводимого на орбиту веса полезной нагрузки КК «Восток».
    Какие глупости, право! Вот американцы! Кто то из "Первой Лунной" забрал себе комплект инструментов из лунного модуля в качестве сувенира. А на закономерный вопрос, как этот комплект там вообще оказался (в списке снаряжения его не было) беззаботно ответил, что кто то забыл его под сиденьем, и комплект слетал на Луну контрабандой, случайно.
    Эти жалкие русские космонавты взвешивали свои модуля и боролись с дефицитом доступного веса! А героичные американцы вообще не заморачивались пустяками, модуля не взвешивали, так летали...