Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Штурмовое орудие "Фердинанд"

36
Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны "Фердинанд" обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжелого танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Танк VK 4501 (Р) - попросту говоря "Тигр" конструкции доктора Порше - был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501(1-1) - "Тигром" фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запущены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений,работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству "Тигра" у Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащенный "тиграми" Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Штурмовое орудие "Фердинанд"
"Тигры" Порше во время показа высшим руководителям III рейха. 20 апреля 1942 г.

VK4501(P) во дворе "Нибелунгенверк". Господин в шляпе - Ф.Порше

Самоходное орудие "Фердинанд" во время испытаний. На левом крыле сидит Фердинанд Порше


Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков PZ.IV и VK 4501, вооруженного новейшей 88-мм противотанковой пушкой Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось собирать новые САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.

Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P) были усилены тоже 100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись "в шип" и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой.



В передней части корпуса располагались места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. (при 2600 об/мин) каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось ее дублирование.

Ходовая часть "Фердинанда" применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной еще на опытном шасси VK 3001(Р). Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц.

Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.

Укомплектование Фердинандов

"Фердинанд" во время испытаний на Куммерсдорфском полигоне, весна 1943 года

Последний серийный Фердинанд, сданный досрочно


В рубке, в цапфах специального станка, была установлена 88-мм пушка Pak 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения не превышал сектора 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединенной со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной и не обеспечивала полной защиты от пулевых свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса через щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части "фердинандов" укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193-мм, что обеспечивало "Фердинанду" безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.

Сборка первой машины началась 16 февраля, а последний -девяностый "Фердинанд" покинул заводские цехи 8 мая 1943 года. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение "фердинанды" приняли в ходе операции "Цитадель" в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung - sPz.Jager Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором - 44 "Фердинанда". Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион).

Фердинанд 653-го дивизиона тяж.штурмовых орудий. Июль 1943 г

CAУ "Фердинанд" 5-й роты 654-го дивизиона истребителей танков, захваченная на Курской дуге. НИБТ Полигон, 1943 год

Немецкая тяжелая САУ "Фердинанд" и её экипаж


Особенно тяжелые потери понес 654-й дивизион в основном на минных полях. На поле боя остался 21 "Фердинанд". Подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась 15 июля 1943 года представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть "фердинандов" находилась на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т.д. У пяти "Фердинандов" повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а еще одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки.

Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Еще один "Фердинанд", не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами.

Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок оказалась советская СУ-152. Полк СУ-152 обстрелял 8 июля 1943 года атакующие "фердинанды" 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года немцы потеряли 39 "Фердинандов". Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации поврежденных штурмовых орудий.

Первые бои "фердинандов" на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. С тактической точки зрения их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового "броневого щита", вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте во многом неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились "фердинандомания" и "фердинандобоязнь". Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с "Фердинандами". Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же "подбитых" "фердинандов" приближается к нескольким тысячам. Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там "мардерах", "бизонах" и "насхорнах" и называло любую немецкую самоходку "Фердинандом", что свидетельствует о том, насколько велика была его "популярность" у наших бойцов. Ну а, кроме того, за подбитый "Фердинанд" без разговоров давали орден.

Самоходное орудие "Фердинанд" во дворе завода перед передачей в войска. Май 1943 год. Машины окрашены в жёлтый цвет

"Фердинанд" во время стрельб на полигоне в Путлосе. Май 1943 год. Хорошо виден открытый лючок для загрузки боеприпасов



После бесславного завершения операции "Цитадель" оставшиеся в строю "фердинанды" были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа личный состав 654-го дивизиона отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. В декабре дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.

За период с 5 июля (начало операции "Цитадель") по 5 ноября 1943 года "фердинанды" 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ (J.Ledwoch. Ferdinand/Elefant. - Warszawa, 1997).



В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени "фердинандов". В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули "задом наперед" для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем "Фердинанд".

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае-июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных "Элефанта", перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Там в ходе боев дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против "элефантов" свои тяжелые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. Остатки дивизиона-12 боеспособных машин - 3 августа отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, a оставшиеся в строю "элефанты" были сведены в 614-ю тяжелую противотанковую роту.

До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. В конце апреля "элефанты" провели последние бои в Вюнсдорфе и Цоссене в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи).

В окруженном Берлине последние два самоходных орудия "Элефант" были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св.Троицы.

До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется "Фердинанд", захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в музее Абердинского полигона в США- "Элефант", который достался американцам в Италии, под Анцио.

Солдаты дивизии "Герман Геринг" проходят мимо застрявшего в грязи "Элефанта (Фердинанда)". Италия, 1944 год

Советские солдаты осматривают подбитую в ходе Курской Битвы немецкую тяжёлую САУ "Фердинанд"

Подбитый "Элефант (Фердинанд)" на улице Рима. Лето 1944 года

Загрузка боеприпасов. Обращают на себя внимания внушительные размеры 88-мм выстела. Накануне операции "Цитадель". Июль 1943 год


Чистка ствола орудия после стрельбы и загрузка боеприпасов в "Фердинанд" была нелёгким делом, требовавшим от членов экипажа немалых физических усилий. 653-й дивизион истребителей танков. Галиция, 1944 год

Горит подожженная немецкая САУ "Фердинанд". Район Курской дуги

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» №501, из состава 654-го дивизиона. Машина в списке осмотренных комиссией ГАБТУ числится под номером «9». Именно эта машина была отремонтирована и отправлена на НИБТ полигон. В настоящее время находится в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке. Курская дуга, район поселка Горелое

Немецкая САУ «Фердинанд» на Курской дуге

Рокоссовский c офицерами осматривают подбитую немецкую САУ Фердинанд

Два подбитых Фердинанда из штабной роты 654 батальона. Район станции Поныри, 15-16 июля 1943 года. Слева штабной «Фердинанд» № II-03. Машина была сожжена бутылками с керосиновой смесью после того, как снарядом у нее повредило ходовую часть

Немецкая САУ «Фердинанд» из состава 653-го батальона, разрушенная внутренним взрывом. Курская дуга, полоса обороны 70-й армии, лето 1943 г

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», уничтоженное прямым попаданием авиабомбы с советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Тактический номер неизвестен. Район станции Поныри и совхоза «1 мая»

Немецкая САУ «Фердинанд», провалившаяся на деревянном мосту в районе Никополя (Днепропетровская область, Украина)


"Фердинанд" 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков, захваченный с экипажем бойцами 129-й Орловской стрелковой дивизии. Июль 1943 год

САУ "фердинанд" Кубинка
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 августа 2012 10:14
    Поджеч такую дуру за милион марок бутылкой, 3руб. 40 копеек. А если серьёзно-"Да были люди в наше время, Не то что нынешнее племя" Скажу честно за себя, за сухость своих штанов при приближении ТАКОГО не поручился бы.
    1. +1
      22 августа 2012 12:27
      ну, самолеты-то подороже стоили, а сбивали их простыми пулями (снарядами). Кстати, случай с бутылкой зафиксирован всего один..
      1. +4
        22 августа 2012 15:05
        Цитата: Delta

        ну, самолеты-то подороже стоили, а сбивали их простыми пулями (снарядами). Кстати, случай с бутылкой зафиксирован всего один..


        Самолеты той войны были дешевле этого чудовища.
        А то что Фердинанд отменный пример самоходного орудия это факт. Очень мощная и опасная машина. Хотя наши "зверобои" были не менее эфективны.
        1. +1
          22 августа 2012 15:51
          ЕМНИП "Тигр" стоил около 250 000 марок. Вероятно "Фердинанд" не дороже. А тот же Fw-190, к примеру стоил 120 000 марок. Так это истребитель. Не знаете, сколько стоил бомбер?
  2. Patos89
    +2
    22 августа 2012 10:30
    Ну чтоб поджечь нужно было еще дойти
    1. +4
      22 августа 2012 11:21
      А что идти, сама приползет.
      1. +3
        22 августа 2012 13:29
        а зачем ей, с ее дольнобольностью и поротливостью куда то лезть?
  3. +6
    22 августа 2012 11:20
    Всегда уважал Барятинского, все понравилось. Спасибо
    1. Kibb
      +3
      22 августа 2012 11:53
      Вадим, с некоторых пор коментировать мне стало не интересно, но читаю, плюсик от меня
      1. +2
        22 августа 2012 12:54
        Цитата: Kibb
        Вадим, с некоторых пор коментировать мне стало не интересно, но читаю, плюсик от меня


        И тебе Игорь, а у меня комменты это как накатит,
    2. +4
      22 августа 2012 12:12
      Фильм про рестоврацию Элефанта в США Абердин.
      1. +2
        22 августа 2012 12:33
        А так перемудрили немцы с броней---200 мм это слишком.могли бы 100 ограничетса.
        1. Kibb
          +2
          22 августа 2012 13:24
          Андрей, ну конечно перемудрили, чего обсуждать?Скушно - хороший был сайт - да все в полттику
        2. Прохор
          +2
          22 августа 2012 20:08
          Бронелисты на болты прикручивать - невелика мудрость. А больше 200 мм на серийной бронетехнике во ВМВ - вреде не было, да?
  4. GES
    GES
    +4
    22 августа 2012 11:44
    За период с 5 июля (начало операции "Цитадель") по 5 ноября 1943 года "фердинанды" 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ (J.Ledwoch. Ferdinand/Elefant. - Warszawa, 1997).
    Каким образом они уничтожили 3 самолёта?103 противотанковые ружья?
    1. +3
      22 августа 2012 12:03
      Цитата: GES
      Каким образом они уничтожили 3 самолёта?103 противотанковые ружья?


      Юрий тут скорее всего не сами САУ а их обеспечение

      Согласно штату военного времени (K.St.N.№ 1148c от 31.03.43) тяжелый батальон истребителей танков включал в себя: командование батальона, штабную роту (взвода: управления, саперный, санитарный, зенитный), три роты "Фердинандов" (в каждой роте 2 машины штаба роты, и три взвода по 4 машины; т.е. 14 машин в роте), ремонтно-эвакуационную роту, автотранспортную роту. Всего: 45 САУ " Фердинанд ", 1 санитарный БТР Sd.Kfz.251\8, 6 зенитных Sd.Kfz 7\1, 15 полугусеничных тягачей Sd.Kfz 9 (18-тонн), грузовые и легковые автомобили.
      1. GES
        GES
        +1
        22 августа 2012 12:40
        Написано "фердинанды",ладно я не буквоед и придираться не буду,просто так всегда выходит, не занимаются делёжкой...короче вся слава досталась "фердинандам"-"элефантам"
    2. borisst64
      +1
      22 августа 2012 12:10
      Цитата: GES
      Каким образом они уничтожили 3 самолёта?

      Видимо на земле.
      А меня интересует вопрос - зачем напрвляющие катки зубчатые? Какая такая холостая перемотка?
      1. +3
        22 августа 2012 12:26
        Цитата: borisst64
        Видимо на земле.


        За время "Цитадели" немцы не захватили ни одного нашего аэродрома, а засчитывать подбитый кем-то и переехавший лежащий на земле самолет согласитесь как-то несерьезно, впрочем немцы считали все, любят они это дело
        1. Kibb
          +2
          22 августа 2012 13:44
          Цитата: Vadivak
          За время "Цитадели" немцы не захватили ни одного нашего аэродрома

          И еще раз плюс- "Лутшее ПВО -НАШИ танки на ИХ аэродроме"
          1. +2
            22 августа 2012 16:20
            Цитата: Kibb
            И еще раз плюс- "Лутшее ПВО -НАШИ танки на ИХ аэродроме"


            По аэродрому, вот и все что было .....(район Кенигсберга)
        2. +4
          22 августа 2012 21:01
          Vadivak,дык по данным конторы юзика геббельса они за войну раз 100 всю нашу армию уничтожили!!!!! wink laughing
          1. +1
            22 августа 2012 21:29
            Цитата: datur
            о данным конторы юзика геббельса



            Юрий это да, но вот что он говорил в Нюрнберге 10 сентября 1936 года

            Численность Красной Армии в мирное время составляет два миллиона человек, вследствие снижения призывного возраста военнообязанных. Сюда следует также добавить и резервистов, число которых составляет девять-десять миллионов человек. Таким образом, в случае войны они смогут мобилизовать одиннадцать миллионов человек, а если добавить сюда практический период времени, то и вовсе четырнадцать миллионов.

            То есть реально знал гаденыш, что по зубам получат и все равно лез

            Он же там же

            Мощь красных военно-воздушных сил исчисляется 6000 самолётами. Самолёты первой линии делятся на 3100 тяжёлых и лёгких бомбардировщиков и самолётов-разведчиков и 1500 истребителей. Бомбардировочное оружие преобладает над всеми остальными, и это доказывает, что красные ВВС - это, прежде всего, оружие атаки. Идея состоит в том, что в случае войны самолёты-бомбардировщики смогут совершить неожиданное нападение, прежде чем страна, подвергнувшаяся нападению, будет иметь время для организации обороны. Точка зрения советских стратегов такова, что следующая война начнётся безо всякого предварительного объявления войны

            А это он про себя и Резуна
    3. +1
      22 августа 2012 12:38
      на земле могли
    4. +1
      22 августа 2012 15:15
      И вообще, кто их считал эти ружья? Так и вижу как этот монстр свои снарядами по ружьям пуляет (пулеметов еще не было), а потом все скрупулезно подсчитывается сколько "Фердинанд" их уничтожил. Что вообще осталось бы от этого ружья от прямого попадания? Думаю с самолетами и танками та же петрушка, в такой мясорубке количество подсчитать было бы проблематично, тем более и авиация не спала, себе наверное не одну сотню написала.
  5. +3
    22 августа 2012 11:48
    Вообщем большой передвижной дот.
  6. +4
    22 августа 2012 11:52
    Спасибо за статью. Интересная машина. Поражает количество нововведений для машины военного времени. Электрическая трансмиссия, опорные катки с внутренней амортизацией, беспрецедентное бронирование.
    Одним словом – немцы. wink
  7. 8 рота
    0
    22 августа 2012 13:11
    Впечатляет, насколько грамотно наши стали справляться с возникающими проблемами в 1943г. по сравнению с 1941. Саперы молодцы: поле с фугасами для тяжелых танков - классная работа!
    1. +1
      22 августа 2012 14:05
      Цитата: 8 рота
      Саперы молодцы

      наши саперы,а немецкие лажанулись.
      И как подругому--если готовились полгода,на относительно узком участке фронта,при этом имея численное превосходство.

      а все остальное как обычно мимо.
    2. +1
      22 августа 2012 14:05
      8 рота займитись обличением ИВСталина,основное оружие против тяжолых монстров вермахта после 43 это захваченная статегическая инициатива советской армией,немецкая оборона на малоподвижны и тяжолых б\м теряла гибкость и в основном немцам пришлось бросать исправные но без горючего и б\п машины на малоперспективных рубежах т\к подвижные и многочисленные советские машины всегда находили слабое место и обходили очаги жёсткой обороны.Да сапёры делали своё дело но и немцы не дураки у них тоже были пионеры и для прохода в минном поле применяли и авиацию и артиллерию.
      1. +1
        22 августа 2012 17:06
        Цитата: апро
        8 рота займитись обличением ИВС


        Замполитское прошлое, ничего не поделаешь
  8. loc.bejenari
    +4
    22 августа 2012 13:15
    меня больше поразило фото где боец по 43 году в халхинголке
    их уже в 42 в частях не было а здесь бойцу достался раритет
  9. +1
    22 августа 2012 13:35
    да, это уже зарождение армии-победительницы.
    быстро решать возникающие проблемы
  10. Drapper
    +3
    22 августа 2012 14:27
    Мастодонты Великой отечественной. Габариты впечатляют просто.
  11. +1
    22 августа 2012 20:24
    Дорого немцам обошёлся очередной эксперимент Гитлеровского любимца...

    Трансмиссия, конечно передовая, но совсем не в тему. Сколько дефицитной меди угрохано бес толку. Если Тигр стоил 3-4 Т-IV, это чудо тянуло, думаю по более.

    Бросать САУ в первых рядах на прорыв, верх безумия. Без разработки тактики применения...
    1. +2
      22 августа 2012 21:31
      Цитата: Mosen6Ish
      орого немцам обошёлся очередной эксперимент Гитлеровского любимца..


      С т-v такая же история, те же грабли
      1. 0
        22 августа 2012 21:52
        Если чесно я думаю фердинанды свои деньги отработали.
        1. 0
          22 августа 2012 23:09
          врядли, если бы это оружие приносило пользу его бы выпускали массово, а раз выпустили всего 90 штук, значит и сами немцы поняли, что толку от этого монстра меньше, чем проблем ...
          1. 0
            22 августа 2012 23:15
            Цитата: Я так думаю
            его бы выпускали массово, а раз выпустили всего 90 штук

            Его не могли выпустить больше.
            И его выпуск был прекращен ДО его боевого использования и получения какого либо подтверждения его боевых качеств.
            1. 0
              22 августа 2012 23:23
              тогда после выявления его отличных "боевых качеств", если таковые имелись бы, следовало бы возобновить его выпуск. Но раз такового не произошло, значит положительных боевых качеств не нашлось ...
              1. 0
                22 августа 2012 23:30
                Цитата: Я так думаю
                Но раз такового не произошло, значит положительных боевых качеств не нашлось ...

                Но веть их не списали в утиль,а продолжали использовать до 1945 года.
                И
                Цитата: Я так думаю
                значит положительных боевых качеств не нашло

                Не значит что они не отработали средства вложенные в свою постройку.
                1. 0
                  22 августа 2012 23:39
                  опять двадцать пять ... Если бы они оправдывади свою постройку их бы выпускали массово ... Ну какой же Вы ... невнимательный. А ломать уже построенное ... не в характере немцев, это скорее присуще характеру славян ... к сожалению ...
                  1. -1
                    22 августа 2012 23:54
                    Цитата: Я так думаю
                    Ну какой же Вы ... невнимате

                    Скорее это вы незнаете про дифицит меди и электромоторов.
                    И вы в курсе что их изготовили на Основе НЕ принятого Тигра Порше.
                    Цитата: Я так думаю
                    Если бы они оправдывади свою постройку их бы выпускали массово

                    И их в принципе не могли выпускать массово.
                    Цитата: Я так думаю
                    опять двадцать пять

                    Странно что тут такого если за два года они отработали затраты на свое производство и содержание.
                    1. 0
                      23 августа 2012 00:12
                      спасибо за общение ... видимо мои аргументы не в силах пробить броню Ваших убеждений ... А Ваши слова о "дифиците меди и электромоторов" и подтверждают мои сомнения в возможности "отработать затраты на производство и содержание" этих монстров ... Засим откланиваюсь желаю успехов.
                      1. 0
                        23 августа 2012 10:00
                        Цитата: Я так думаю
                        Ваши слова о "дифиците меди и электромоторов" и подтверждают мои сомнения в возможности "отработать затраты на производство и содержание


                        Обсалютно не подтверждают,ваше мнение просто странно.
                        Они были изготовленны и отработали свои деньги,дальнейшее их производство несмотря на их качества и недостатки было невозможно.
                        По обобщеным данным Фердинандв/Элефанты подбили(именно подбили) около 2500 танков из которых 400 англо-американцев,данные на март 1945(естественно по немецким данным)
                        Цитата: Я так думаю
                        видимо мои аргументы

                        К сожелению таких не наблюдаетса,кроме констотации факта что их произвели только 90---ровно по количество забракованных шасси Тигра Порше.
  12. mind1954
    0
    23 августа 2012 02:27
    Спасибо за статью.
    Из воспоминаний танкиста. Стоял на бугре в тылу и, как в тире, расстреливал
    с большого расстояния наши атакующие танки. Снаряды наших танковых
    пушек отскакивали, но от одного попадания в борт сдетонировал бак
    с горючим находившийся с внутренней стороны борта и начался пожар.
    После этого, в следующих столкновениях, старались стрелять в это место !
    1. Прохор
      0
      23 августа 2012 16:59
      Детонации горючего не бывает в принципе. Простое возгорание.
  13. 0
    28 октября 2013 22:10
    В передней части корпуса располагались места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. (при 2600 об/мин) каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый

    Ппц, вечный двигатель нервно писает в сторонку, кпд более 100%
  14. +1
    11 февраля 2014 22:10
    Знатный зверюга.