Военное обозрение

Балтийская одиссея «Орла»

228
Балтийская одиссея «Орла»
«Ожел» стал легендой польского военно-морского флота. Её смелый побег из интернирования стал знаменитым, благодаря польскому военному репортеру Эрику Сопочко.


«Ожел» (ORP Orzeł, «Орёл») был единственной полностью боеспособной в 1939 году подводной лодкой польского военно-морского флота. Её близнец «Семп» («Сип»), после своеобразного «побега» с голландской судоверфи, постоянно страдал от дефектов и поломок корабельных механизмов. Устранить эти дефекты в Польше нельзя было из-за отсутствия соответствующих верфей и специалистов. Поэтому лодка не прошла многочисленных испытаний и была признана годной к службе ограниченно.

«Мешок» для «Орла»


У экипажей обоих кораблей не хватало необходимой подготовки, особенно психологической устойчивости к длительному плаванию и воздействию взрывов глубинных бомб. Кроме того, не были проведены учения по аварийной эвакуации подводников. К тому же, на военно-морской базе Хель не было причала или дока, где подводные лодки могли бы пройти какую-нибудь, даже самую простейшую починку, пополнить запасы и дать отдых экипажам.

Большой ошибкой командования флота стало одобрение плана «Ворек» («Мешок», Plan Worek), который предусматривал сосредоточение подводных сил возле польского побережья.

Таким образом, операции польских подводных лодок были ограничены патрулированием узких и мелких секторов, где их легко было выследить. Уже первые часы войны показали, насколько провальной была подобная тактика.

Секторы польских подводных лодок совпали с линиями немецкой блокады. С самого начала войны немецкие самолеты и корабли беспрестанно выслеживали и атаковали польские корабли и ставили минные заграждения на путях их следования. Одновременно с этим польским подводным лодкам не представили никаких возможностей атаковать силы противника.

Первоначально «Ожелу» выпало патрулировать центральную зону Данцигской бухты, где условия навигации совершенно не соответствовали его тактико-техническим характеристикам.

Перед Второй мировой войной командование военно-морского флота Польши настаивало на заказах крупных, океанских кораблей, бесполезных в мелких водах Балтийского моря. Но в этой политике был свой скрытый смысл: чем сложнее и дороже было заказанное оборудование, тем больше откатов оседало в карманах коррумпированных чиновников.

Голландские судостроительные заводы, которым были сделаны заказы, строили корабли высшего качества для нужд конвойной службы на коммуникациях, связывающих Голландию с колониями, особенно в Индийском океане. В Балтийском море у подводных лодок голландской постройки обнаружились проблемы с балластом, в связи с чем они могли либо только ходить в наводном положении, либо ложиться на дно. Тем не менее, после «Ожела» и «Семпа» польское правительство и командование планировало заказать еще две подводные лодки с еще большими габаритами.

В конце концов, 4 сентября 1939 года командование флота решило перевести «Ожела» в резерв, с прицелом на использование его в другом районе, если для этого сложится благоприятная обстановка.

В командовании не знали еще, что к тому времени командир подводной лодки капитан третьего ранга (по-польски – командор подпоручик) Генрик Клочковский самовольно покинул выделенный ему сектор, не уведомляя об этом свое начальство.

Корабль направился на Готланд в надежде дать передышку экипажу и заняться мелким ремонтом. По дороге «Ожел» встретил неприятельский конвой со слабым эскортом, но, несмотря на выгодную позицию, Клочковский уклонился от атаки.

Вместо этого он радировал, что сильный вражеский эскорт атаковал его корабль глубинными бомбами. На самом деле 5 сентября немецкие корабли атаковали другую подводную лодку – «Вильк» (Волк). Скорее всего, на «Ожеле» услышали эхо разрывов. И Клочковский использовал это обстоятельство, чтобы скрыть свои действия.

«Ожел» достиг Готланда утром 6 сентября и провел там два дня вдали от войны, противника и морских коммуникаций.

А 8 сентября радировал, что Клочковский болен, возможно, сыпным тифом. Однако в свете последующих событий можно прийти к выводу, что он просто симулировал болезнь, чтобы покинуть свой корабль.

Тем не менее, командование своему заместителю капитан-лейтенанту Яну Грудзиньскому он передал лишь 10 сентября. Грудзиньский радировал в Хель о «болезни» Клочковского и необходимости починки компрессора из-за лопнувшего цилиндра.

Командующий флотом радировал в ответ:

«Высадить командира корабля в нейтральном порту и продолжать под командованием его первого заместителя, или осторожно зайти ночью в Хель для замены командира.

Сообщите о своем решении».

Но Грудзиньский никогда не получил этого известия, хотя хельская радиостанция многократно передавала депешу в течение двух дней.

«Орел» в Таллине


Тем временем офицеры «Ожела» пытались убедить своего командира приблизиться к Готланду, где он смог бы покинуть корабль в шлюпке. Клочковский отклонил все разумные доводы и решил идти в Таллин, где у него были знакомства еще со времен службы в русском флоте.

Это было еще одним неподчинением с его стороны, поскольку командование флота четко указало польским командирам подводных лодок заходить (в случае крайней необходимости) только в шведские порты.

Taким образом, сомнительное решение Клочковского вызвало цепь событий приведших к одиссее «Ожела».

«Ожел» зашел на рейд Таллина в ночь на 14 сентября и запросил разрешение на высадку больного члена экипажа и проведение ремонтных работ. Эстонский лоцман отказался принять больного на борт и запросил инструкции от своего начальства.

Разрешения зайти в порт пришлось ждать до утра. Сломанный компрессор тут же сняли и отправили в портовую мастерскую. Тогда же Клочковский сошел с корабля, не забыв при этом забрать с собой все личные вещи, охотничье ружье и пишущую машинку.

Было совершенно ясно, что он не собирался возвращаться на борт независимо от диагноза. За него остался капитан-лейтенант Грудзиньский.

Тем временем рядом с польской подводной лодкой пришвартовалась эстонская канонерская лодка «Лайне».

Первоначально это не возбудило никаких подозрений среди поляков, тем более что эстонцы вскоре «объяснили» свои действия. Эстонские офицеры, прибывшие на «Ожел», сообщили полякам, что их пребывание в Таллине будет продлено на 24 часа, так как немецкое торговое судно «Таласса» сообщило о намерении выйти из порта на следующий день.

Таким образом, польская подводная лодка не могла покинуть порт ранее, чем через 24 часа после выхода «Талассы». Мотивация эстонцев полностью согласовалась с международными правилами.

Но когда продленный срок пребывания «Ожела» в Таллине истек, эстонцы появились опять и сообщили Грудзиньскому, что эстонские власти решили польский корабль интернировать.

Это уже было грубым нарушением международных правил.

Считается, что эстонцы сделали это под немецким давлением.

Но ныне известно, что накануне Клочковский имел долгую, секретную беседу со своими эстонскими друзьями. Так или иначе, эстонцы взялись за дело очень ретиво. И уже 16 сентября эстонские солдаты прибыли на корабль и начали свинчивать казенники с его орудий, а также конфисковали все его карты, бортовые журналы и навигационное оборудование.

Польский экипаж не намеревался поддаваться интернированию и придумал дерзкий план побега из Таллина. Его удалось реализовать в ночь с 17 на 18 сентября. Две недели «Ожел» скитался по Балтийскому морю с одной только самодельной картой, которую Грудзиньский нарисовал по памяти, и с одним компасом, который припрятал среди своих вещей один из матросов. С истощенным экипажем, без боеприпасов, корабль тщетно пытался найти цель для оставшихся торпед.

Тем временем Колочковский остался в Эстонии. В госпитале он провел всего 3 дня. Из чего следует, что никакой болезни у него не нашли. Затем он переехал в Тарту, второй по величине город Эстонии, куда выписал свою семью.

Понятно, что такое долгое плавание одинокой подводной лодки с ухудшенными навигационными и боевыми качествами, по морю усеянному минными полями, при постоянной погоне вражеских морских и воздушных сил, это настоящий подвиг.

Но впустую.

Седьмого октября, ввиду капитуляции последних очагов сопротивления в Польше и расхода провианта и топлива, командир «Ожела» решил пробираться в Великобританию через Датские проливы, куда он вошел ночью с 8 на 9 октября.

В районе острова Вен «Ожел» погрузился под воду из-за опасности быть выслеженным немецкими или шведскими кораблями.

Весь день 9 октября подводная лодка провела на дне и продолжила свой путь на следующий день. Она осторожно пробралась в Каттегат через узкий пролив, отделяющий Эльсиньор от Хельсингборга, полный минных заграждений и немецких кораблей.

Там поляки провели еще два дня, пытаясь охотиться на немецкие суда между мысом Куллен и островом Анхольт, затем возле мыса Скаген.

В конце концов, 12 октября Грудзиньский направил свой корабль в Северное море и 14 октября вошел в контакт с британским флотом.

К исходу дня «Ожел» пришвартовался на военно-морской базе в Росайте. Заход уже второй (после «Вилька») польской подводной лодки очень смутил британское Адмиралтейство, так как поляки прошли незамеченными через секторы, патрулируемые британскими самолетами, подводными лодками и легкими надводными силами.

После ремонта в Шотландии «Ожел» вернулся в строй с 1 декабря 1939 года.

В начале 1940 года поляки стали патрулировать назначенные им секторы в Северном море. Патрулей было семь.

Во время пятого из них, 8 апреля, «Ожел» потопил немецкий транспорт «Рио де Жанейро», везущий десантные войска в Норвегию.

Гибель


Из седьмого патруля «Ожел» не вернулся. И его судьба до сих пор не установлена.

Исследователи называют различные версии – техническая неисправность, подрыв на мине, немецкие самолеты или подводные лодки...

Однако самой вероятной причиной гибели «Ожела» считается ошибочное торпедирование польской подводной лодки голландской «О-13», которая в тот роковой день должна была сменить «Ожела» в назначенном секторе.

Голландские моряки могли опознать силуэт «Ожела» как однотипную голландскую подводную лодку. Голландцы уже знали, что все они попали в руки к немцам при оккупации Голландии, но, вероятнее всего, не знали, что две из них были проданы в Польшу еще до войны.

Интересно то, что две недели спустя «О-13» пропала без вести. И в тот же день подводная лодка «Вильк» доложила о потоплении немецкой подводной лодки.

Лишь после войны захваченные немецкие документы показали, что в тот день немецкий подводный флот не понес никаких потерь.

Если оба этих факта как-то связаны, то, возможно, что «Вильк» «отомстил» за «Ожела».

Очевидно, что во время войны такие факты не предавались огласке. А после войны история «Ожела» погрязла в легендах, инсинуациях и лжи.

Точно так же, как и история её первого командира.

По материалам J. Pertek. Wielkie dni małej floty. Wydawnictwo Poznańskie, 1981.
K. Śledziński. Odwaga straceńców. SIW Znak, 2013.

Продолжение следует...
Автор:
Использованы фотографии:
Из архивов Автора. Любезно предоставлена Институтом им. генерала Сикорского в Лондоне.
228 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Морской Кот
    Морской Кот 27 февраля 2021 05:14
    0
    ввВВВарту огорбод месВ
    1. Destiny
      Destiny 27 февраля 2021 05:40
      +12
      С добрым утром!Мне показалось,что поляка все же голландец потопил.Спасибо автору за статью,на морскую тематику историй хотелось бы побольше и почаще на "ВО" читать.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 05:42
        +10
        Доброе утро, коллега. У А. Больных читал, что лодку задолбили глубинными бомбами британские эсминцы. hi
    2. мордвин 3
      мордвин 3 27 февраля 2021 08:30
      +3
      Цитата: Морской Кот
      ввВВВарту огорбод месВ

      Это новая мода - задом наперед с утра ? wink
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 08:41
        +6
        Это не ко мне, это к админам, но если улыбнуло, то уже хорошо. drinks
        1. vladcub
          vladcub 27 февраля 2021 17:17
          +2
          Вероятно, админы бухие? А что они тоже люди и ничто им не чуждо
      2. aleks neym_2
        aleks neym_2 27 февраля 2021 11:34
        +2
        Кстати, не только у него - набираешь в слепую, а потом читаешь... смех..
    3. Krasnodar
      Krasnodar 27 февраля 2021 09:40
      +3
      Цитата: Морской Кот
      ввВВВарту огорбод месВ

      Огорбод арту, Нитнатснок! hi
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 09:49
        +2
        Взаимно, Аркадий! laughing drinks
        Хотя, какое оно, на хрен, доброе -- на дорожках гололёд, снегу в полметра, с крыш льёт, с неба непонятная дрянь сыплется, да ещё ветер. Брррррррррррррр....
        1. Krasnodar
          Krasnodar 27 февраля 2021 10:07
          +3
          Цитата: Морской Кот
          Взаимно, Аркадий! laughing drinks
          Хотя, какое оно, на хрен, доброе -- на дорожках гололёд, снегу в полметра, с крыш льёт, с неба непонятная дрянь сыплется, да ещё ветер. Брррррррррррррр....

          Я Арчибальд! drinks Арчибальд Акакиевич! hi
          А у нас очередной перепад температур - с -11 позавчера до +10 сегодня laughing
          Кубань fellow
          1. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 10:09
            +3
            У нас неделю назад было -27, а позавчера +5 negative Рязанщина. laughing
            1. Krasnodar
              Krasnodar 27 февраля 2021 11:14
              +1
              Да нефига се...веселуха
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 11:20
                +4
                "Что хотят -- то творят!" (с)
                1. Astra wild2
                  Astra wild2 27 февраля 2021 14:07
                  +3
                  Константин,добрый день. У Вас как всегда,имеется веселая картинка .
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 27 февраля 2021 14:34
                    +1
                    Добрый день, Вера. love
                    Это, к сожалению, не у меня, а у одного хорошего художника с неиссякаемым чувством юмора. smile
                    1. Astra wild2
                      Astra wild2 27 февраля 2021 15:04
                      +1
                      Но загружаете Вы? Значит Вам спасибо
          2. Astra wild2
            Astra wild2 27 февраля 2021 14:37
            +2
            Я знаю Акакия Акакиевича Башмачникова. Персонаж Гоголя
            1. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 16:05
              0
              Гоголь сам персонаж ещё тот. wassat
        2. vladcub
          vladcub 27 февраля 2021 17:26
          +1
          Вечер добрый, Костя. У меня сегодня+11 и снегу почти уже не осталось,а было до фига. У Алика ночью было-11,а у меня ,в пригороде,-15,а теперь 11 тепла! Ясно почему у Греты Тунберг голову снесло
          1. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 17:43
            0
            Счастливая барышня, ей и таблеток не нужно. laughing
            1. vladcub
              vladcub 27 февраля 2021 18:43
              +1
              Не говори:другим надо "колёса"глотать, чтоб голову снесло,а ей и дури не надо
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 18:50
                -1
                Коллега девочки Греты.

          2. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 17:45
            0
            Привет, Слава, я с ужасом ожидаю очередного похолодания -- коньки не мой вид спорта. laughing
            1. vladcub
              vladcub 27 февраля 2021 18:44
              +1
              А я вообще на коньках не умею стоять
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 18:46
                -1
                Аналогично. На лыжах стоЮ, но не люблю тоже.
    4. GTYCBJYTH2021
      GTYCBJYTH2021 27 февраля 2021 09:44
      -1
      Цитата: Морской Кот
      ввВВВарту огорбод месВ

      Чего теребить прошлое......было и прошло в историю......Настоящим,живым жить следует......
      1. Astra wild2
        Astra wild2 27 февраля 2021 15:01
        +4
        Есть очень хорошее изречение:"кто не знает прошлого,не знает ни настоящего,ни будущего"
        1. Морской Кот
          Морской Кот 27 февраля 2021 16:21
          0
          "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее".
          Кажется так.
          1. vladcub
            vladcub 27 февраля 2021 17:36
            +3
            Костя,есть несколько вариантов и такой:"без знания прошлого ,нет будущего".
            А твой вариант принадлежит Ключевскому,а Вика приписывает Ломоносову
          2. Astra wild2
            Astra wild2 27 февраля 2021 19:37
            +1
            Константин, сейчас посмотрела Вику:мой вариант списывают Вольтеру, а Ваш действительно приписывают Ломоносову .
            Выходит ,что Виктор Николаевич прав,когда бранит русскую Вику?
            1. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 19:55
              0
              Виктор Николаевич всегда прав, потому и звание у него такое -- Викник! soldier
        2. Ричард
          Ричард 27 февраля 2021 16:55
          +3
          Польский экипаж не намеревался поддаваться интернированию и придумал дерзкий план побега из Таллина

          В полночь 18 сентября экипаж захватил лодку, связав эстонских часовых. «Ожел» полным ходом направился к выходу из гавани, но на выходе налетел на волнорез и, получив повреждения в носу, перевалился через него и сбежал из Таллина. Так как на лодке находились два эстонских охранника, эстонские и немецкие газеты обвинили польский экипаж в убийстве обоих. Однако поляки высадили часовых недалеко от Швеции, дали им пищи, воды и денег для возвращения на родину, после чего ушли в Англию.
          Этот инцидент послужил поводом для требования Советского Союза о заключении договора о взаимопомощи с Эстонией, поскольку та не может самостоятельно справиться с охраной своих границ и обеспечить безопасность плавания в Финском заливе, представляющем для СССР стратегический интерес.
          24 сентября советский лидер «Ленинград» произвёл несколько выстрелов в сторону залива Эрус. Три снаряда разорвались в воде, один упал в лесу. Советские официальные лица назвали это «обстрелом тайных баз польских подводных лодок» в эстонских бухтах». В тот же день три советских самолета более получаса летали над островом Сааремаа.
      2. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 16:06
        0
        Андрей, Вы это именно к этому комментарию?
    5. Ричард
      Ричард 27 февраля 2021 16:13
      +3
      Статья и стиль автора понравились. Жаль он не часто пишет.
  2. Морской Кот
    Морской Кот 27 февраля 2021 05:38
    +12
    Всем доброго утра и хорошего дня!
    Сайд чудит со страшной силой -- вот что выше он выдал вместо того, что я хотел написать.
    А я всего лишь хотел сказать, что в 1959 году поляки сняли худ. фильм "Орёл" и я его видел, но рассказанная в кино история, как водится, несколько отличается от того, что написано в статье.
    Автору спасибо за непредвзятый и интересный рассказ об этом событии. Экипаж лодки погиб, но он, как все, как мог, приближал день Победы.
    Господа админы, совсем мышей не ловите, это уже не первый день продолжается, когда пишешь отзыв на статью первым на ветке. Фотографии вставить не удаётся от слова -- вообще. Смайлики тоже не желают пропечатываться Ай-яй-яй.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 06:03
      +12
      Кадры из худ. фильма "Орёл":
      Эстонцы разоружают лодку,

      Проход через проливы.

      Фото реального "Орла" в Таллине.

      Его командир Грудзиньский.

      Рубка лодки.

      Наконец-то получилось загрузить фото.
      1. Ричард
        Ричард 27 февраля 2021 16:45
        +3
        ORP Orzeł (1938)
        реальные фото




        1. Ричард
          Ричард 27 февраля 2021 16:50
          +4
          ORP Orzeł (1938)

          ТТХ
          Порт приписки Хель
          Спуск на воду 15 января 1938 года
          Статус Пропала без вести
          Тип корабля большая (океанская) подводная лодка
          Обозначение проекта тип «Ожел»
          Скорость (надводная) 19,4 узлов
          Скорость (подводная) 9 узлов
          Рабочая глубина погружения 80 м
          Предельная глубина погружения 100 м
          Автономность плавания 7000 миль в надводном положении/100 миль под водой
          Экипаж 60 человек
          Размеры
          Водоизмещение надводное 1100 т
          Водоизмещение подводное 1650 т
          Длина наибольшая
          (по КВЛ) 84 м
          Ширина корпуса наиб. 6,7 м
          Средняя осадка
          (по КВЛ) 4,2 м
          Силовая установка
          дизельные двигатели: 2 × 4740 л. с.
          электродвигатели: 2 × 1100 л. с.
          Вооружение
          Артиллерия 1 × 105-мм L/41 орудие
          Торпедно-минное вооружение 8 × 1 и 2 × 2-550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед)
          ПВО 1 спаренный 40-мм автомат, 1 спаренный 13,2-мм пулемёт
          1. Ричард
            Ричард 27 февраля 2021 16:51
            +3
            Вид изнутри




            1. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 16:56
              +1
              Отличная подборка, спасибо, Дима. drinks
              В кино снимали другую лодку, естественно.
              У меня была подборка довоенных журналов "Може", там было очень много фотографий польских кораблей, но, пока три года тянул лямку, всё куда-то исчезло, до сих пор жалею.
              1. Ричард
                Ричард 27 февраля 2021 17:02
                +2
                У меня была подборка довоенных журналов "Може"

                Завидую.Ведь это такая редкость
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 17:05
                  +3
                  Был в гостях у тёти в Вильнюсе и нашел журналы в прекрасном состоянии на чердаке нашего дома, мне было лет 13, так я просто спал с этими журналами. Многое профукали, пока я был в армии, не только это.
                2. Former Naval Person
                  28 февраля 2021 13:12
                  +3
                  архивные фотографии "ожела" в хорошем качестве доступны в архиве им. генерала сикорского.
              2. Former Naval Person
                28 февраля 2021 13:12
                +4
                в кино в роли "ожела" выступил его близнец "семп".
    2. Korsar4
      Korsar4 27 февраля 2021 07:42
      +4
      Апрель приближаемся и буквы задом наперёд складываются?
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 07:50
        +7
        Привет, Сергей. smile

        Интересно, что же тогда к концу мая будет? laughing
        1. Korsar4
          Korsar4 27 февраля 2021 08:37
          +4
          Привет, Константин! Неужели лето?
          И снег окончательно растает.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 08:42
            +3
            Даже не верится -- задолбала зима, в саду снег на полметра.
            1. Korsar4
              Korsar4 27 февраля 2021 08:59
              +5
              Центр Москвы уже бесснежный. В Подмосковье - гололедица. На электричку заранее пойду.
              1. GTYCBJYTH2021
                GTYCBJYTH2021 27 февраля 2021 09:51
                -4
                Цитата: Korsar4
                Центр Москвы уже бесснежный. В Подмосковье - гололедица. На электричку заранее пойду.

                Путин у вас.....И снегом Москву завалило......А что в Красноярске.Норильске......Якутске.....Стыда нет московитам на шее РОССИЯН жить...
                1. Korsar4
                  Korsar4 27 февраля 2021 11:46
                  +6
                  Скажите, пожалуйста, за какой поступок перед Вами мне стыдиться?
                  1. 3x3zsave
                    3x3zsave 27 февраля 2021 13:25
                    +5
                    Видимо, за превосходящий интеллект.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 27 февраля 2021 16:33
                      +2
                      За то и ненавидят. "Москвич -- верхушек нахватался", а дело всё в копчёной колбасе, которой в его Мухо с р а н с ке отродясь не видали. Но это в советское время, а сейчас-то что им поумнеть не даёт?
                    2. vladcub
                      vladcub 27 февраля 2021 17:46
                      +2
                      Антон, так это же самое главное: превосходство интеллекта НЕ ПРОЩАЕТСЯ!
                  2. Krasnodar
                    Krasnodar 27 февраля 2021 15:02
                    +3
                    Цитата: Korsar4
                    Скажите, пожалуйста, за какой поступок перед Вами мне стыдиться?

                    Бежит В.И. Сталин по коридору Смольного, опаздывая на заседание Реввоенсовета. Навстречу ему Бронштейн, ставит подножку.
                    Коба падает, бумагу с рук сыпятся, посмотрел на обидчива и сказал: Крэста на Вас нэт, таварищ Троцкий.
                    И был совершенно прав! fellow
                    P.S. А мог бы и ледорубом по голове
                    1. vladcub
                      vladcub 27 февраля 2021 17:48
                      +1
                      Спасибо, такого ещё не слышал
                  3. Андрей Ширяев
                    Андрей Ширяев 28 февраля 2021 18:42
                    0
                    Печенг наверно, или хазарин laughing
                2. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 16:31
                  +3
                  Путин у вас.


                  А у вас хто? Дед Пихто и тётка Марфа? А насчёт "сидеть на шее" -- ты её, болезный, сначала вымой, а после этого я ещё подумаю стОит ли на неё садиться.
                  Полвека прошло, а вы, сермяжные, всё в ту же дудку дуете -- москвичи во всём виноваты.
                  "На д у р а к а х воду возят" -- слышал, поди, эту пословицу? Так, в связи с этим, позвольте поинтересоваться, с водой у вас как?
                3. Astra wild2
                  Astra wild2 27 февраля 2021 19:42
                  +2
                  "Путин у вас"вообще-то Путин уже 20 лет, а Москву так не заметало . Значит это не его вина,а кого.?
            2. 3x3zsave
              3x3zsave 27 февраля 2021 09:12
              +3
              Лучше так, чем как у нас. Всю неделю ездил по дамбе в Ломоносов, проклял все! Через день какие-то "приключения".
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 09:23
                +3
                Привет, Анон! drinks

                Это как сказать -- что лучше. Хорошо там где нас нету. Я например, выехать не могу, квадрик на брюхо садится, и это притом, что уже чистили сад трактором в своё время. Теперь нужно опять, иначе он раньше чем через месяц не растает.
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 27 февраля 2021 09:34
                  +3
                  Хорошо там где нас нету
                  Да, конечно.
                  Ближайшие два дня за руль не сяду. Надеюсь, за это время оттает так, что можно будет ездить, а не глиссировать.
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 27 февраля 2021 09:51
                    +3
                    Это правильно, бери пример с Сергея, он себе спокойно на электричке добирается, правда, пешком тоже не сахар.
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 27 февраля 2021 09:57
                      +3
                      Сергею не нужно 20-30 кг инструмента с объекта на объект таскать.
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 27 февраля 2021 10:12
                        +3
                        А как же негры, они-то для чего там пригодны? wink

                      2. 3x3zsave
                        3x3zsave 27 февраля 2021 10:29
                        +4
                        Простая арифметика стоимости общественного транспорта доказывает, что на машине дешевле и быстрее.
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 27 февраля 2021 10:32
                        +2
                        Ну, тебе виднее, я, когда в Моспроэкте работал, на стройку приезжал только портвейн с прорабами пить.
                      4. Korsar4
                        Korsar4 27 февраля 2021 11:50
                        +3
                        А вот и нет. Меня на электричку пока просто так пускают.
                        А в метро стараюсь реже заглядывать.

                        «Старый морской волк научит тебя бережливости» (с).
                      5. Морской Кот
                        Морской Кот 27 февраля 2021 12:17
                        +3
                        А то!!! "Плавали -- знаем" (с)

                      6. Korsar4
                        Korsar4 27 февраля 2021 12:56
                        +3
                        «Крепи, Солнышкин! Бантиком!» (с).
                2. Korsar4
                  Korsar4 27 февраля 2021 11:49
                  +3
                  Вот. И ещё шерпы есть.
                3. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 12:19
                  +3
                  Шерпам -- по яйцам! angry
                4. Korsar4
                  Korsar4 27 февраля 2021 12:57
                  +3
                  Тенцинг Норгей не одобрил бы.
            3. Astra wild2
              Astra wild2 27 февраля 2021 18:26
              +1
              А Антон надсмотрщик?
            4. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 18:39
              +1
              Антон большой белый бвана, а надсмотрщики у него бригадирами именуются.
            5. Astra wild2
              Astra wild2 27 февраля 2021 19:50
              +2
              А кирпичиком кто пальнул::негр или бвана?
            6. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 19:52
              +2
              Враги, интервенты, вредители социалистического строительства! am
            7. Astra wild2
              Astra wild2 28 февраля 2021 15:00
              +1
              Вон оно как. Главное ,чтоб в нас не швыряли
  3. Korsar4
    Korsar4 27 февраля 2021 11:48
    +3
    Да. Спрятал авторучку в карман. И пошёл довольный.
    Правда, рюкзак ещё не выкинул. Но это уж в полевой сезон.
  4. 3x3zsave
    3x3zsave 27 февраля 2021 12:17
    +3
    Никогда так не получалось. Даже сейчас, при наличии "ведра", постоянно таскаю в сумке какие-то сверла, клеммники, пилки для лобзика... Профессиональная деформация видимо.
  5. Korsar4
    Korsar4 27 февраля 2021 12:58
    +2
    Если используешь - как не таскать.
    Сумку свою всегда набивал. Но сейчас и в планшет много влезает.
  6. 3x3zsave
    3x3zsave 27 февраля 2021 13:36
    +2
    Если используешь - как не таскать.
    Угу. Это карма. Лет 20 назад случай был. Остановили ППСники, у меня в сумке длинная шлицевая отвертка, с заточенным жалом, для работы с мелкой электрикой. Пришлось ночевать в отделении.
  7. Морской Кот
    Морской Кот 27 февраля 2021 13:08
    +2
    Это как патроны на третьем году в армии, даже в гальюн с ними ходишь.
  8. 3x3zsave
    3x3zsave 27 февраля 2021 13:14
    +2
    А вот в армии, кстати, у меня основным инструментом первый год была шариковая ручка.
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 27 февраля 2021 10:31
    +2
    Завидую... А нам сегодня в соседний город ехать на день рождения. С тортом, подарками и детьми ( электричка отпадает). Так что супруга будет мастер класс показывать)))
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 27 февраля 2021 10:36
      +2
      Я тоже сегодня на "днюху", но пешком, не далеко, "тралик"+ четыре станции метро.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 12:13
        +3
        А мне сегодня водку на дом привезут, чёрте сколько не пил, органон просит. smile drinks
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 27 февраля 2021 12:23
        +3
        Ну вот, а говорят, что в провинции никакого сервиса! Брешут, завистники столичные!
      3. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 13:13
        +2
        Империалисты клевещут. am

    2. Liam
      Liam 27 февраля 2021 12:25
      +2
      Опять сайт пьяными соплями будет залит...
    3. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 13:06
      +3
      А Вас сюда не просят. request

      Кстати, что там насчёт замороженных итальянских соплей в ту достопамятную зиму с 42 на 43 год? Не поделитесь опытом? tongue
    4. Liam
      Liam 27 февраля 2021 14:48
      -1
      Закусь хоть подбросили или по привычке..рукавом..
    5. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 14:57
      +2
      Не судите о людях по себе.
      Кстати, Вы не ответили на вопрос по поводу мороженных соплей Ваших соотечественников. Не хорошо, не вежливо.
    6. Liam
      Liam 27 февраля 2021 15:03
      +2
      Оставьте Вы в покое историю.Там знания нужны что бы дискутировать)
      Лучше давайте о более знакомых и привычным Вам вещах в рамках обычного вам и сокомпашникам флуда ниочем в любой ветке.типа дружеская беседа не особо занятых полезными делами квакеров.
      Под водку что предпочитаете кроме соленого огурца?
    7. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 16:19
      0
      Там знания нужны что бы дискутировать)


      Знания о чём, об итальянских соплях на русском морозе? Так это Ваша история и Вам лучше знать, потому именно у Вас и спрашиваю.
      В отношении дружеской беседы Вы абсолютно правы, у меня здесь есть друзья, а у Вас, похоже, их нет. Не стоит Вам злиться и исходить желчью, мне совершенно безразличны и Вы, и Ваше мнение обо мне и моих друзьях, не тратьте нервы и время. smile
      Я под водку предпочитаю много всего вкусного, но как раз водке предпочитаю ром или марочный портвейн. А Вы в своих мечтах можете закусывать водку чем угодно, но, полагаю, пить-то Вы её всё равно не умеете. hi
    8. vladcub
      vladcub 27 февраля 2021 18:16
      +2
      Вообще-то я не вижу ничего плохого не вижу в дружеском общении. А потом Костя знаток огнестрельного оружия
    9. Liam
      Liam 27 февраля 2021 20:14
      +2
      Цитата: vladcub
      ничего плохого не вижу в дружеском общении

      Несомненно.Особенно на сайтах знакомств,Одноклассниках и прочих подобных ресурсах.Здесь же годами засоряете тематические ветки однообразным флудом о похмельных синдромах после вчерашних пьянках,планах о предстоящих попитиях,умилительных рассказах о домашних питомцах и их приключениях,пинг понг из десятков якобы стишках ,фотошопы в стиле Ню и прочего подобного бреда из мыльных опер а ля Desperate Housewives.Основная цель этого познавательного и увлекательного для невовлеченного в этот спектакль юзера-понавесить друг другу по несколько десятков плюсиков в день и обеспечить кликбейт паре "своих" авторов.Ну и чувство причастности к дружескому и культурному общению
      Пробираться через эти дебри нечитаемого бреда становится все более скучно и затруднительно.
      Цитата: vladcub
      Костя знаток огнестрельного оружия

      Угу..разве что холодного.Безошибочно отличает вилку от ножа.И то зависит от сколько подвезли страдающему органону
    10. Korsar4
      Korsar4 27 февраля 2021 23:48
      +2
      Часто от переменок больше пользы, чем от уроков. Только, если они друг друга дополняют.
    11. vladcub
      vladcub 28 февраля 2021 09:19
      +1
      Если Вам не нравится дружеская . В таком случае под Самсоновыми ничего дружеского, а только ненависть. Я предпочитаю тут поговорить чем захлебнуться в слюнях ненависти.
      Картинки не нравится? Выкладывайте лучшие
    12. Liam
      Liam 28 февраля 2021 10:18
      0
      Это ложная альтернатива.Стадный инстинкт в худших его проявлениях отлично себя чувствует и там и там.Разделение свой/чужой,терпимость к худшим проявлениям поведения и даже их поддержка если они исходят от "своих" , отсутствие критического мышления ,агрессия в отношении любого кто осмелится критиковать "своего" юзера или автора,даже если критика обоснована и коммент "друга" или статья автора-откровенный бред,потоки славословия и умилительных благодарностей в адрес очень непрофесиональных и откровенно халтурных статей,деградация уровня общения даже тех немногих кто обладают знаниями и навыками которые давно уже ничего не пишут по темам а только генерируют этот бред.Так что не обольщайтесь.Никаких принципиальных разниц между теми ветками и этими нет.
    13. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 28 февраля 2021 17:46
      0
      Цитата: Liam
      деградация уровня общения даже тех немногих кто обладают знаниями и навыками которые давно уже ничего не пишут по темам а только генерируют этот бред.Так что не обольщайтесь.Никаких принципиальных разниц между теми ветками и этими нет.

      Поддерживаю и согласен с каждым Вашим комментарием. При всём уважении к камераденшафту - весь этот абсолютно не имеющий отношения к теме флуд вызывает сожаление и досаду. hi
  • Astra wild2
    Astra wild2 27 февраля 2021 18:30
    +2
    По-моему это грубостью называется
  • Морской Кот
    Морской Кот 27 февраля 2021 20:00
    -1
    Он в одиночестве и его никто не любит, оттуда и злобность. Да и чёрт с ним.
  • Liam
    Liam 27 февраля 2021 20:17
    +1
    Вы отличаетесь удивительной проницательностью за что Вам мой за луженный именной +.Если не ошибаюсь это Ваш основной интерес тут
  • Ричард
    Ричард 27 февраля 2021 22:43
    +4
    Liam, что с Вами? Зачем грубить? Не лучше ли было или влиться в общение, или просто написать комментарий по теме статьи.
    Вы ведь неплохой и эрудированный комментатор. Абсолютно не чужой в данном разделе.
    Вот Вы про баллы сделали упрек, а обратите внимание, ни Морской Кот, ни как Вы называете - его "друг-други", Вам в данной статье не поставили ни одного весомого "генеральского минуса". Плюсы- минусы -это все вторично
  • Liam
    Liam 28 февраля 2021 00:36
    0
    Имеющий глаза да прочтет.
  • Astra wild2
    Astra wild2 27 февраля 2021 19:58
    +2
    Я думала,что у Вас несметные запасы домашнего? Себе сделала, первый раз в жизни, и думала,что 9 литров мне до лета хватит,а 1,5л.ушло:0,5 на Новый год и Рождество,1"малыш" забрал
  • Ричард
    Ричард 28 февраля 2021 00:22
    0
    0,5 ушло на Новый год и 0,5 на Рождество, да одну 0,5"малыш" забрал

    Полтора литра на Новый Год, Рождество и Крещенье? Всего то? feel
    Тогда учитывая Ваш мизирные траты, и исходя из пословицы " не красивых женщин не бывает- бывает мало выпитого, получается,что Вы - довольно красивая женщина и водку мужикам для стимула не подливаете yes )))))
  • Ричард
    Ричард 27 февраля 2021 17:14
    +3
    Вождь краснокожих (Назарий):Нам сегодня в соседний город ехать на день рождения. С тортом, подарками и детьми ( электричка отпадает). Так что супруга будет мастер класс показывать)))

    А я сегодня с раннего утра и до обеда метростроевцем работал -трактор с утра по станице проехал проезжую часть очистил, зато выезды к домам напрочь засыпал полутораметровым слоем. А мне вечером в Ставрополь. Замучался чистить.
  • vladcub
    vladcub 27 февраля 2021 18:06
    +2
    Вождь, а самого торт будет в руках?
    Камрады, помните,по истории:у Ленина гопники машину отняли? В детстве читал рассказ:Ленин собирался к Крупской и перед отъездом вручил охраннику балончик с молоком:"не пролей". Вот сейчас вспомнил
    1. Astra wild2
      Astra wild2 27 февраля 2021 18:33
      +1
      Я тоже этот рассказ читала
    2. Фил77
      Фил77 27 февраля 2021 19:58
      +1
      Это Вы Якова Кошелькова *гопником* обозначили?Ну,ну,покойный был бы Вами как минимум недоволен,а по максимуму-раскритиковал бы. laughing
    3. Ричард
      Ричард 27 февраля 2021 23:04
      +1
      Ну какой же он гопник. Он москвич, а не питерец.
      Кстати, его фамилия Кузнецов, Кошельков - погоняло. Он был известный московский налётчик конца 1910-х годов, находящийся "в контре" с хитровским уголовным миром и к гопникам никакого отношения не имеет.
      Происхождение этого слова связано с Санкт-Петербургом. В "царские времена" существовала система "приказов общественного призрения", этаких губернских комитетов, главной целью которых была забота о нищих, сиротах, калеках, бродягах и прочих маргинальных личностях, которые содержались в домах призрения за счет средств земских учреждений. Подобное заведение было и на углу Лиговского и Невского проспектов. Называлось оно Городское Общество Призора (призор - забота), то есть сокращенно ГОП. Средств на их содержание, конечно же, не хватало, а в условиях тогдашних реалий, как начало мировой войны, нагрянувшие революции, тем более. Понятно, что "персонажи" этих домов призора попрошайничали, занимались мелким воровством, особенно на близлежащем Николаевском вокзале (теперь это Московский)
      После Октябрьской Революции этот дом был переименован в Государственное общежитие пролетариата, сохранив аббревиатуру ГОП. Сюда также продолжали привозить беспризорников - детей и подростков, которые занимались воровством и грабежами, но в условиях тогдашнего хаоса их количество увеличилось во много раз. Криминогенная ситуация в городе резко ухудшилась из-за большого количества малолетних преступников. В эти дома стали подселять бежавших с деревень в город крестьян, которое под общим влиянием и атмосферой вливались в эти по сути банды, которые занимались уличными кражами и грабежами (гоп-стоп). Жители Петербурга стали употреблять в разговоре слова "гопники", имея в виду жителей того самого ГОПа с Лиговки. В 20-30 ые гг. даже было такое выражение, когда у невоспитанных людей спрашивали: "Вы не на Лиговке живете?".
    4. Фил77
      Фил77 28 февраля 2021 06:55
      +1
      Утро доброе Дмитрий!
      Не иначе как сайт *подвис*?
      О том,что Яша-*Неуловимый* отнюдь не *гопник* я и написал,точнее выразил крайнее удивление сравнению матёрого налётчика с уголовной мелочью.
    5. Ричард
      Ричард 28 февраля 2021 07:06
      +1
      Так я и отвечал Святославу. yes А сайт переместил мой комент под Ваш. Вот такая фигня и получилась request
    6. Фил77
      Фил77 28 февраля 2021 07:08
      +2
      Примерно так и понял.На соседней ветке опять *война с памятниками*.Ох и надоела эта тема!
    7. Ричард
      Ричард 28 февраля 2021 07:35
      +1
      А я зарекся комментировать самсоновские статьи.Там у него свой электорат. Жгут не по детски. yes Толковые комментарии можно по пальцам пересчитать, зато минусы летят во все стороны laughing
    8. Фил77
      Фил77 28 февраля 2021 10:59
      +1
      Нет,Дмитрий,там Скоморохов народ возбуждает.В воскресенье,утром. laughing Туда идти больше нет желания.Никакого.Совсем.Был-знаю.
    9. Ричард
      Ричард 28 февраля 2021 11:18
      0
      А соседняя ветка в этом разделе -Самсоновская статья "Кто убил Российскую империю". Я про нее yes
      Скоморохова кстати прочел, но как-то без эмоций и комментариев. Не зацепило. Раньше он намного интересней писал.
    10. Фил77
      Фил77 28 февраля 2021 12:11
      +1
      Просто тема откровенно *зряшная*,она и не способна зацепить.Нет,способна ,но контингент для неё нужен...специфический.Вообще считаю,что в наше непростое время,а будущее выглядит вообще....туманным.Нужен своеобразный мораторий на памятники возводимые *политическим* фигурам.
    11. Ричард
      Ричард 28 февраля 2021 12:34
      +1
      Нужен своеобразный мораторий на памятники возводимые *политическим* фигурам.

      Я неделю назад предлагал вариант, который ИМХО всех бы устроил
  • vladcub
    vladcub 28 февраля 2021 11:56
    +3
    Между ними говоря: Рома не очень отличается от Самсоновых. Если к вечеру не появится, что-то адекватное то...день коту под хвост.
    "Кошачие",не серчайте,что вам под гузно всякую пакость направляем
  • Ричард
    Ричард 28 февраля 2021 12:28
    +1
    Святослав, я - "собачий" wink
    Кстати в "вооружении" новая статья ВОШ
  • vladcub
    vladcub 28 февраля 2021 12:30
    +1
    Это очень хорошо. Зер тут.
  • vladcub
    vladcub 28 февраля 2021 11:48
    +1
    Об этом читал лет 40-45 назад,а тогда углубленное изучение подобных тем не очень приветствовалось.
  • vladcub
    vladcub 28 февраля 2021 11:40
    +1
    Спасибо за ликбез.
  • Astra wild2
    Astra wild2 27 февраля 2021 19:48
    +1
    Константин,а самым надёжным видом транспорта-пешком,или как в детстве слышала:"одиннадцатым номером ехать",не пробовали?
    1. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 20:02
      0
      С "пешком", Вера, у меня сейчас не очень, с ногами проблемы, а раньше так просто с удовольствием.
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 27 февраля 2021 08:49
    +2
    Хм... Не слыхал о таком кино. Нужно будет покопаться и посмотреть... А какие два разных характера у капитанов оказались!
    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:11
      +5
      Цитата: Вождь краснокожих
      А какие два разных характера у капитанов оказались!

      О, там ещё и любовную историю сочинили, что, якобы, Клочковский прилюбливал жену польского торгпреда) Когда пришли Советы, торгпреда посадили в лагерь, жену пнули в Казахстан, а вот кэпа странным образом НКВД не тронул. Что-то тут не так laughing
      1. Alex013
        Alex013 27 февраля 2021 16:20
        +3
        Точно! Темная история
        "....Что же стало с героем-любовником Хенриком Клочковским? Его НКВД почему-то не тронул. Моряк перебрался в Ленинград (до революции он там жил и учился), а с началом Великой Отечественной войны присоединился к формируемой в СССР польской пехотной дивизии имени Костюшко и сразу же угодил под польский военный суд. Его разжаловали в матросы, но тюремного заключения назначено не было. Клочковский нанялся на американское торговое судно и всю войну ходил на нём в составе Северных конвоев с ленд-лизовскими грузами. Умер в 1950-х годах в полном забвении в Америке...."
        1. Astra wild2
          Astra wild2 27 февраля 2021 20:04
          +2
          "сразу же угодил под польский военный суд"вероятно,он думал,что если дивизия Костюшко то поляки забыли его поступок? По-моему это очень похоже на дизертирство
  • Товарищ
    Товарищ 27 февраля 2021 06:15
    +9
    Голландцы уже знали, что все они попали в руки к немцам при оккупации Голландии, но, вероятнее всего, не знали, что две из них были проданы в Польшу еще до войны.

    Подводные лодки "Orzeł" и "Sęp" были построены по заказу Польши на судоверфи Rotterdamsche Droogdok Maatschappij.
    Ни одна из голландских подводных лодок не были проданы полякам. Даже если бы подобного рода переговоры были бы инициированы одной из сторон, всё упёрлось бы в отсутствие у Польши денег на приобретение боевых кораблей у Голландии.
    Даже за "Orzeł" и "Sęp" нищие поляки, согласно достигнутой договоренности, заплатили не "живыми" деньгами, а пивным солодом для голландских пивоварен. Кстати, около десяти процентов комплектующих - тросы, электромоторы, силовые кабеля и т. п. - для этих двух лодок были поставлены польской стороной.

    Однако самой вероятной причиной гибели «Ожела» считается ошибочное торпедирование польской подводной лодки голландской «О-13»

    Версия о потоплении "Орла" голландской подводной лодкой (25 мая 1940 года около 23:00) выдвинута членом экипажа "Орла" Феликсом Пржадаком (Feliks Prządak), не участвовавшим в последнем походе лодки.
    Проверка гипотезы об ошибочном потоплении "Орла" голландцами затруднена в связи с тем, что после окончания войны англичане засекретили данные о гибели "Орла" на 50 лет, а затем расширили мораторий на доступ к этим данным ещё на 50 лет.

    Наиболее широко обсуждаемой является версия о гибели лодки на мине. Немцами была установлено оборонительное минное заграждение Westwall, в состав которого входило несколько минных полей, насчитывавших в общей сложности 380 якорных мин и 1 040 защитников. Маршрут "Орла" пролегал непосредственно или вблизи от этих полей. Кроме того, из районов, где патрулировал "Орёл", другие корабли союзников доносили о наличии множества дрейфующих мин.
    С 2006 г. 2017 г. поляками неоднократно предпринимались безуспешные попытки разыскать останки "Орла". Официальные представители польских ВМС заявляют, что поиски будут продолжаться до тех пор, пока погибшая лодка не будет обнаружена.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 27 февраля 2021 06:59
      +6
      А Вы не в курсе, что это за история с "побегом", а то в статье об этом только обмолвились.

      Её близнец «Семп» («Сип»), после своеобразного «побега» с голландской судоверфи...
      1. tihonmarine
        tihonmarine 27 февраля 2021 07:31
        +1
        Цитата: Морской Кот
        А Вы не в курсе, что это за история с "побегом", а то в статье об этом только обмолвились.

        Я бы мог разскаказать больше об этом "побеге, но боюсь как всегда меня не поймут как всегда.
        1. Морской Кот
          Морской Кот 27 февраля 2021 07:34
          +5
          Доброе утро, Влад! hi
          ... но боюсь как всегда меня не поймут как всегда.

          А Вы попробуйте, я честно постараюсь понять. А если будут вопросы -- задам. smile
          1. tihonmarine
            tihonmarine 27 февраля 2021 07:54
            +1
            Цитата: Морской Кот
            А Вы попробуйте, я честно постараюсь понять. А если будут вопросы -- задам.

            Ну попробую, если поверят.
            Когда "Орел " зашёл в ТЛН, наши поняли, что это провокация. Из СПБ вышел ПХ " Коммунист" (Фамилию КМ забыл) В районе Борнхольма по не понятной причине взрыв, пароход тонет, шведы спасли экипаж. Вся вина на "Орёл", якобы сбежавший из ТЛН. А дальше всё по плану.. КМ поимел "Орден Ленина ".
            С этим человеком работал. " За что купил. за то продал". Но .... САМ ЗНАЕШЬ МОРЯКОВ.
            1. tihonmarine
              tihonmarine 27 февраля 2021 08:09
              +1
              Цитата: tihonmarine
              За что купил. за то продал". Но .... САМ ЗНАЕШЬ МОРЯКОВ.

              Но орден у него был.
            2. Морской Кот
              Морской Кот 27 февраля 2021 08:17
              +2
              Спасибо, Влад. История из тех самых мутных, которыми то время было полно, да и не только то.
              Я понимаю, что перед "присоединением" Эстонии польская подлодка там никому и на фиг была не нужна, но всё равно, как-то уж больно сложно -- собственный пароход потопить, хотя... была же история с "Мэном" в Гаване, до сих пор толком не выяснили, что это было, диверсия, или несчастный случай, но уж больно вовремя.
              1. tihonmarine
                tihonmarine 27 февраля 2021 08:22
                +3
                Цитата: Морской Кот
                Спасибо, Влад. История из тех самых мутных, которыми то время было полно, да и не только то.

                Это даже сверхмутная история. Брехать не научился. Просто за свою морскую жизнь и брехни наслушался и правды. А кто поймёт моремана с 50 летним стажем моря.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 08:26
                  +4
                  Понять можно любого человека, было бы желание. smile
                  1. tihonmarine
                    tihonmarine 27 февраля 2021 09:57
                    +1
                    Цитата: Морской Кот
                    Понять можно любого человека, было бы желание.

                    Забыл, есть фильм Бергмана, "Ночь на Иванову ночь".
                    Всё как на духу.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 27 февраля 2021 10:13
                      +1
                      К сожалению не видел. request
                      1. tihonmarine
                        tihonmarine 27 февраля 2021 10:27
                        +1
                        Цитата: Морской Кот
                        К сожалению не видел. request

                        Был несколько лет назад, скачал потом убрал, но сейчас не найдёшь.
                        Убрали.
              2. tihonmarine
                tihonmarine 27 февраля 2021 09:29
                0
                Цитата: Морской Кот
                Я понимаю, что перед "присоединением" Эстонии польская подлодка там никому и на фиг была не нужна, но всё равно, как-то уж больно сложно -- собственный пароход потопить, хотя

                Эстония приняла подлодку Польши и заправила её, в нарушении международных правил. Ответ ясно - ввод советских войск в Эстонию. Всё тёмно, но всё бело. И главное всё чисто.
              3. Абзац Эпитафьевич Ы.
                Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 09:41
                +5
                Цитата: Морской Кот
                как-то уж больно сложно -- собственный пароход потопить,

                А почему бы нет? В 80-х вышла книжка Юкки Мяккеля, он утверждает, что акцию осуществил Осипов на Щ-303 с ведома и по прямому приказу Жданова и Кузнецова.
                Точнее, должен был осуществить, но промазал двумя торпедами из надводного положения, и грузовоз потопил сторожевик Туча, на который предварительно перешла команда Металлиста.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 09:59
                  +4
                  Ну, этот финский парень наверняка уж точно знает о чём говорили за бутылкой "на троих" Кузнецов, Жданов и Осипов. laughing
                  Очень похоже на эпизод из известного фильма:
                  "... о чём говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на Литовской границе". (С. капитан Жеглов).
                  1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                    Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:24
                    +6
                    Цитата: Морской Кот
                    Ну, этот финский парень наверняка уж точно знает о чём говорили

                    Ясно одно - Орёл Металлиста не топил и Пионера не кошмарил. Поляк ушёл из Таллина с шестью торпедами, пришёл в Британию с шестью торпедами. Орудие выведено из строя. Грудзиньский потопил Металлиста, крича ему 'Тони, курррва!' с мостика?)) В апокрифе с Щ-303 мне лично более обидно за Осипова - блин, промазать двумя торпедами по неподвижной мишени...
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 27 февраля 2021 10:29
                      +1
                      Так я и не говорю что "Орёл" топил какого-то "Металлиста", но и в отношении Осипова доказательств нет никаких.
                      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                        Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:31
                        +1
                        Цитата: Морской Кот
                        но и в отношении Осипова доказательств нет никаких

                        Поэтому я и назвал изложение финна 'апокрифом')
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 27 февраля 2021 10:32
                        +1
                        Совершенно справедливо. smile
              4. tihonmarine
                tihonmarine 27 февраля 2021 10:00
                -1
                Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                А почему бы нет? В 80-х вышла книжка Юкки Мяккеля, он утверждает, что акцию осуществил Осипов на Щ-303 с ведома и по прямому приказу Жданова и Кузнецова.

                Так он же финн, но не русский и не зстонец, откуда ему знать - мужик.
                1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                  Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:28
                  +2
                  Цитата: tihonmarine
                  Так он же финн, но не русский и не зстонец, откуда ему знать - мужик.

                  А при чём тут национальность?
                  1. tihonmarine
                    tihonmarine 27 февраля 2021 10:30
                    -3
                    Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                    А при чём тут национальность?

                    Где ты живёшь, о том и пиши. Не жил и не пиши.
                    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                      Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:33
                      +1
                      Цитата: tihonmarine
                      Где ты живёшь, о том и пиши. Не жил и не пиши.

                      Забавная позиция)
            3. Astra wild2
              Astra wild2 27 февраля 2021 20:32
              +1
              "история с"Мэном"в Гаване"если я не ошибаюсь, в 19 в в Гаване ,утонул американский броненосец. Это послужило предлогом для испано-американской войны?
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 20:50
                -1
                Он не утонул, он взорвался стоя у стенки, не в бою. Предлоги были и раньше, а это был повод.
          2. Абзац Эпитафьевич Ы.
            Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 09:36
            +4
            Цитата: tihonmarine
            Из СПБ вышел ПХ " Коммунист"

            'Металлист'
            1. tihonmarine
              tihonmarine 27 февраля 2021 10:37
              +1
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              'Металлист'

              Я даже не думал, что вы эту историю слышали. Ошибся, редко кто знает.
              1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 10:48
                +2
                Цитата: tihonmarine
                Ошибся, редко кто знает.

                Не согласен. Это довольно известная история.
                1. Astra wild2
                  Astra wild2 27 февраля 2021 20:38
                  0
                  Вот только не все знают об этой истории, а по этому,не сочтите за труд и расскажите
                  1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                    Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 21:37
                    +1
                    Цитата: Astra wild2
                    Вот только не все знают об этой истории, а по этому,не сочтите за труд и расскажите

                    Читайте ветку. Про 'Металлист' и 'Пионер' в ней есть. Не вижу смысла повторять hi
        2. tihonmarine
          tihonmarine 27 февраля 2021 07:58
          +3
          Цитата: Морской Кот
          А Вы попробуйте, я честно постараюсь понять. А если будут вопросы -- задам.

          Вы поймёте, и "тралфлот ", а ........
        3. tihonmarine
          tihonmarine 27 февраля 2021 08:07
          +1
          Цитата: Морской Кот
          А Вы попробуйте

          Попробовал. Работал в СПБ с этим мужиком, на Каменном острове. Поймёт где это , только Сергей из СПБ и ещё один.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 27 февраля 2021 08:19
            +4
            Работал в СПБ с этим мужиком, на Каменном острове.
            Мое почтение! hi
            Объект "К-4"?
            1. tihonmarine
              tihonmarine 27 февраля 2021 08:44
              +1
              Цитата: 3x3zsave
              Объект "К-4"?

              БСМЗ
              1. 3x3zsave
                3x3zsave 27 февраля 2021 08:53
                +3
                Извините, может я чего-то не знаю, но площадка БСМЗ находится в Большой Турухтанной гавани... recourse
                1. tihonmarine
                  tihonmarine 27 февраля 2021 08:56
                  +1
                  Цитата: 3x3zsave
                  Извините, может я чего-то не знаю, но площадка БСЗМ находится в Большой Турухтанной гавани...

                  Тосно, там ещё "разделка " была, и контора "Кутузаки".
                  1. 3x3zsave
                    3x3zsave 27 февраля 2021 09:00
                    +1
                    Глянул официальный сайт завода, его тоже "разделали".
                    1. tihonmarine
                      tihonmarine 27 февраля 2021 09:32
                      +2
                      Цитата: 3x3zsave
                      Глянул официальный сайт завода, его тоже "разделали".

                      Потом "Барбаретта", где грохнули хозяина, и т.д. а сейчас не знаю.
                    2. 3x3zsave
                      3x3zsave 27 февраля 2021 09:38
                      +2
                      Сейчас площадка завода выставлена на продажу за 150 млн $
                    3. tihonmarine
                      tihonmarine 27 февраля 2021 11:40
                      +2
                      Цитата: 3x3zsave
                      Сейчас площадка завода выставлена на продажу за 150 млн $

                      Как всегда "продаём - покупаем - банкротим"
      2. Морской Кот
        Морской Кот 27 февраля 2021 08:20
        +3
        Я москвич, но всё равно интересно. Спецконтора?
        1. tihonmarine
          tihonmarine 27 февраля 2021 08:46
          +1
          Цитата: Морской Кот
          Я москвич, но всё равно интересно. Спецконтора?

          Бывшее управление НКВД.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 08:48
            +3
            Почему-то так и подумал.
            1. tihonmarine
              tihonmarine 27 февраля 2021 08:50
              0
              Цитата: Морской Кот
              Почему-то так и подумал.

              Логично.
        2. мордвин 3
          мордвин 3 27 февраля 2021 14:50
          +1
          Цитата: Морской Кот
          Я москвич

          А я думал, рязанец косопузый. recourse
          1. Морской Кот
            Морской Кот 27 февраля 2021 14:53
            +2
            После операции пузо действительно косое laughing , а живу уже не в Москве, а под Рязанью. Так что правильно подумал, во всех отношениях.
            1. мордвин 3
              мордвин 3 27 февраля 2021 15:15
              +1
              Цитата: Морской Кот
              Так что правильно подумал, во всех отношениях

              Ну вот, а то я уж переживать стал... winked
              1. Морской Кот
                Морской Кот 27 февраля 2021 16:04
                0
                Тонка душа поэта, каждый может обидеть. wink
                1. мордвин 3
                  мордвин 3 27 февраля 2021 16:07
                  +1
                  Цитата: Морской Кот
                  Тонка душа поэта

                  Эт не про меня. В поэзии у меня только матерщинные слова в рифму складываются, маму их, налево.
                2. Морской Кот
                  Морской Кот 27 февраля 2021 16:09
                  0
                  Мы коллеги в этом плане, у меня рифма тоже всё больше по полу приличным словам. laughing
  • tihonmarine
    tihonmarine 27 февраля 2021 08:12
    +2
    Цитата: Морской Кот
    А Вы попробуйте, я честно постараюсь понять. А если будут вопросы -- задам.

    Понял, не хочу говорить дальше, дэбылом посчитают.
  • tihonmarine
    tihonmarine 27 февраля 2021 08:26
    +1
    Цитата: Морской Кот
    А Вы попробуйте, я честно постараюсь понять. А если будут вопросы -- задам.

    Да не хочу про море, как уже все зациклили этой Украиной и Бидоном !
  • Undecim
    Undecim 27 февраля 2021 09:20
    +9
    Вопрос был задан о "побеге" второй подлодки - "Сип", которую поляки просто угнали до официальной приемки ввиду обострившейся обстановки в Европе.
    А Вы излагаете версию с побегом "Орла" из Таллина.
    О ней можно почитать тут -https://flot.com/history/interesting/orel.htm.
    Автор статьи этот момент как то проигнорировал, то ли по незнанию, то ли по "политическим" соображениям.
    1. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:17
      0
      статя не о "семпе" и даже не о "ожеле" как таковом, а об её командире.
    2. volodimer
      volodimer 28 февраля 2021 13:36
      0
      Спасибо, долго пришлось лопатить комментарии в надежде получить эту информацию. В общем-то, так и предполагал. Знали бы голландцы, что их самих ждёт..
  • hohol95
    hohol95 27 февраля 2021 09:29
    +4
    На основе материала "ORP Sęp (1938) -ORP Sęp (1938) ORP <i>Sęp</i> (1938) - https://ru.qaz.wiki/wiki/ORP_S%C4%99p_(1938)"
    Строительство "Стервятника" шло на голландской верфи Rotterdamsche Droogdok Maatschappij , он был заложен в ноябре 1936 года и спущен на воду 17 октября 1938 года. В начале 1939 года польская команда, руководившая постройкой корабля, заметила значительное замедление в его строительстве, которое она приписала действиям немецкой агентуры. Из-за опасений, что давление Германии на Нидерланды помешает этой стране передать корабль в руки Польши, было решено доставить корабль в Польшу раньше, чем планировалось. 2 апреля судно вышло на глубоководные ходовые испытания в Хортене , Норвегия , с командой из польских моряков и голландских техников под голландским флагом. После завершения испытаний польская команда взяла на себя управление судном (против воли голландских техников на борту), подняла польский флаг и покинула Хортен для встречи с польским эсминцем ORP Burza за пределами гавани. В пути у корабля закончилось дизельное топливо, и его пришлось брать на буксир эсминцу. 18 апреля "Сеп" прибыл в Гдыню, войдя в гавань на своих электрических двигателях, и был официально принят на вооружение польского флота. До самой Польши на лодке "оставались" два голландских техника!!! Остальных нидерландцев (видимо не представлявших интереса в технической плане) высадили на берег ещё в Норвегии! По прибытии в Польшу эти техники были освобождены и им разрешили вернуться домой.

    Такой вот был "ПОБЕГ"!
  • Товарищ
    Товарищ 28 февраля 2021 04:58
    +2
    Цитата: Морской Кот
    А Вы не в курсе, что это за история с "побегом", а то в статье об этом только обмолвились.
    Её близнец «Семп» («Сип»), после своеобразного «побега» с голландской судоверфи


    Уважаемый коллега, охотно поделюсь тем, что мне известно.
    Подводная лодка "Sęp" ("Змея") была спущена на воду 17 октября 1938 г., и весной 1939 г. проходила испытания в Осло-фьёрде (залив в юго-восточной части Норвегии).
    Поляки, опасавшиеся, что с случае войны с Германией правительство Нидерландов конфискует подводную лодку, приняли решение похитить её. 16 апреля "Змея" прибыла в Норвегию, где на рейде базы Хортен под угрозой применения силы со стороны польского эскадренного миноносца "Burza" была захвачена поляками и на ней был поднят польский флаг. Все рабочие голландской верфи, кроме двух, взятых в заложники, были отправлены на берег. В течение последующих 12 часов на подводную лодку прибыл польский экипаж и погружено вооружение.
    Два дня спустя подводная лодка на буксире эсминца (по дороге на лодке закончилось топливо) прибыла в Гдыню, где были освобождены два последних голландских чиновника, главный инженер и его главный помощник.

    Спор между судоверфью и ВМС Польши, возникший в результате этого похищения, рассматривался в суде. Согласно вынесенного вердикта, поляки должны были внести последний взнос за подводную лодку, оплатить транспортные расходы рабочих судоверфи, а Rotterdamsche Droogdok Maatschappij доставит в Польшу все необходимые для завершения достройки "Змеи" материалы и оборудование.
    В июле 1939 г. на лодке были завершены все строительные работы, и она вступила в строй.
    На фото - "Змея" после спуска на воду.
  • Комментарий был удален.
  • tihonmarine
    tihonmarine 27 февраля 2021 07:23
    +3
    Польский экипаж не намеревался поддаваться интернированию и придумал дерзкий план побега из Таллина. Его удалось реализовать в ночь с 17 на 18 сентября. Две недели «Ожел» скитался по Балтийскому морю с одной только самодельной картой, которую Грудзиньский нарисовал по памяти, и с одним компасом, который припрятал среди своих вещей один из матросов.

    Интересное заявление для человека со штурманским образованием.
    1. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:20
      +1
      вы о чем? если обо мне, то моя военная специальность не навигация а радио-электронная борьба. а если о грудзиньском, то его карта - исторический факт, экспонат музея им. генерала сикорского.
      1. tihonmarine
        tihonmarine 1 марта 2021 10:27
        -1
        Цитата: Former Naval Person
        а если о грудзиньском, то его карта - исторический факт, экспонат музея им. генерала сикорского.

        Конечно о Грудзинском. Факт может и исторический, но больше на фейк похоже, типа "вон какие мы поляки !"
    2. volodimer
      volodimer 28 февраля 2021 13:53
      +2
      Звучит конечно, как полёт по пачке "Беломора", но это скорее послевоенная байка, для героизации события.
      Кроме того , что 2 недели по Балтике шарахались, так ещё:
      Седьмого октября, ввиду капитуляции последних очагов сопротивления в Польше и расхода провианта и топлива, командир «Ожела» решил пробираться в Великобританию через Датские проливы, куда он вошел ночью с 8 на 9 октября.
      всё по той же карте?
      И ещё, этот абзац свидетельствует, что у них радиосвязь (минимум приём) была в порядке. Иначе, как они узнали о "капитуляции последних очагов".
  • Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 09:34
    +2
    .с одной только самодельной картой, которую Грудзиньский нарисовал по памяти

    Более правдоподобна версия, что карту передал британский атташе вместе с ящиком виски, когда посетил лодку 17 сентября.
    . по морю усеянному минными полями, при постоянной погоне вражеских морских и воздушных сил, это настоящий подвиг.

    Да ладно, автор, не надо портить впечатление от статьи такими пассажами. Немцы вообще пофигистически отнеслись к инциденту и только слегка пожурили эстонцев, которые, надо сказать, сильно очковали. А уж гоняться за неприкаянной лодкой по Балтике они вовсе не собирались. Как и КБФ, который тупо установил блокаду эстонского побережья и устроил демонстративные облеты Таллина морской авиацией. А уж обстрел 'Ленинградом' '' тайных баз польских подводных лодок'' - это совсем уж...
    1. tihonmarine
      tihonmarine 27 февраля 2021 11:54
      +1
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Более правдоподобна версия, что карту передал британский атташе вместе с ящиком виски, когда посетил лодку 17 сентября.

      Да все кто ходил по Балтике, её знают без карты. И карт этих безсчётное количество.
      1. Former Naval Person
        28 февраля 2021 13:30
        +1
        карту грудзиньского можно увидеть в музее им.генерала сикорского. a британский второй секретарь посольства - не атташе! - не передал полякам ничего кроме цветов, шоколадок и напутствия.
    2. Товарищ
      Товарищ 28 февраля 2021 05:19
      +2
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Более правдоподобна версия, что карту передал британский атташе вместе с ящиком виски, когда посетил лодку 17 сентября

      Самодельная карта действительно была по памяти составлена штурманом "Орла" лейтенантом Мокрски (Marian Mokrski). Вот фрагмент этой карты, здесь проход между островом Зеландия и шведским побережьем.
      1. volodimer
        volodimer 28 февраля 2021 14:19
        +1
        Ну уже как минимум разночтение не Грудзиньский, а Мокрски... И возможно, карта расчётов маневрирования, которые штурман сделал на основе навигационной карты.
        Насколько я знаю, штурмана не "пачкают" бумажные карты, а подобные расчёты делают на "кальках". Иначе после нескольких манёвров в одном районе это будет не карта, а детская раскраска.
        Так что, возможно польский штурман был очень хорош, а возможно это всё же байка. hi
        В терминологии могу ошибаться.
      2. tihonmarine
        tihonmarine 1 марта 2021 10:30
        0
        Цитата: Товарищ
        Вот фрагмент этой карты, здесь проход между островом Зеландия и шведским побережьем.

        Это расчёт предварительной прокладки. Каждый курсант судоводитель делает такие расчёты уже на первом курсе.
  • Cowbra
    Cowbra 27 февраля 2021 10:50
    -3
    Классическая шляхетская история. Каждый сам себе пан, и кто не Сокольский, тот Гедеминович, а все остальные - смерды тупые. Гонору у каждого на дивизию, а мозгов ни у кого не хватит, чтоб крепкий бульон для клопа сварить. Одни пилят на закупках, другие с воплем мы здесь власть - рисуют несбыточные планы перемоги, я тут главный, меня слушай... Третьи на их приказы кладут болт, и вообще им не по пути с грязными плебеями.
    Люблю пшеков, их в цирке только показывать
    1. Морской инженер
      Морской инженер 27 февраля 2021 16:23
      +6
      «....их в цирке только показывать»

      Откуда Вы такие «безупречные» выплываете?
      Не позорьте себя и нас.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 28 февраля 2021 19:41
        0
        Откуда Вы такие «безупречные» выплываете?


        Они не "выплывают".
        Известная субстанция изначально обладает положительной плавучестью, т.е. не тонет совсем. wink
  • Кonstanty
    Кonstanty 27 февраля 2021 11:16
    +6
    Стоит упомянуть еще одну историю, связанную с историей Орла, - провокацию Жданова. 27 сентября советская пресса сообщила, что cоветские суда "Металлист" и "Пионер" были потоплены неопознанной подводной лодкой (неявно ORP Orzeł)
    Это должно было доказать, что Эстония не способна защитить свои территориальные воды, и, таким образом, оправдать действия флота и авиации СССР в Эстонии.
    В результате усиление дипломатического и военного давления со стороны СССР на правительство Эстонии вынудило последнее подписать 28 сентября 1939 г. соглашение о взаимопомощи с СССР, согласно которому СССР мог содержать собственные военные гарнизоны на территории Эстонии. и использовать военную инфраструктуру Эстонии.
    По сей день неясно, действительно ли советские корабли были атакованы в рамках этой акции (по одной из версий, это должны были сделать корабли «Щ-303» или «Щ-322»), или же они были атакованы ложно. сообщил об их «затоплении»

    Как бы то ни было, СССР использовал побег ОRP «Оrzeł» из Таллинна как повод/извинение для постепенной аннексии Эстонии - сначала разместив на своей территории собственные базы и взяв под контроль эстонскую армию.
    1. tihonmarine
      tihonmarine 1 марта 2021 10:38
      0
      Цитата: Кonstanty
      По сей день неясно, действительно ли советские корабли были атакованы в рамках этой акции (по одной из версий, это должны были сделать корабли «Щ-303» или «Щ-322»), или же они были атакованы ложно. сообщил об их «затоплении»

      Сейчас уже не скрывают, что было и как.
  • мотострелок
    мотострелок 27 февраля 2021 13:10
    -3
    Первоначально «Ожелу» выпало патрулировать

    Как то неправильно. Если используем польское слово и пользуемся русской грамматикой и орфографией, то следовало написать "Ожлу", например: ожел- ожлу, осёл-ослу.
  • Astra wild2
    Astra wild2 27 февраля 2021 14:42
    +2
    "Грудзинский никогда не получил этого известия". А почему депеша не дошла до адресата?
    1. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:34
      +1
      потому, что по уставу депешу получил командир и он принимал решение, ознакомить с её содержанием заместителя или нет.
  • Astra wild2
    Astra wild2 27 февраля 2021 15:19
    +3
    Когда-то слышала об это,но человек человек рассказавший эту историю,заявил,что это все ВЫДУМКА. Поляки начали воевать лишь в 1942-1943 . Вероятно, он знал про армию Андерса.
    Оказывается это реальный факт.
    Автор,я Вас прошу: расскажите ещё ,что -нибудь,а то без АизЧ мы не имеем хорошего чтива по морской тематике
    1. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:36
      +1
      как бывший военно-морской офицер интересующийся историей я могу про морские войны писать до бесконечности, особенно на самоизоляции. определите круг ваших интересов и может быть я подберу какую-нибудь занимательную тему.
      1. Astra wild2
        Astra wild2 28 февраля 2021 14:53
        +1
        Малоизвестные эпизоды русско-турецких на море. Об экспедициях Крузенштерна,из-за чего точнее из-за кого ,японцы захватили Головина,они его приняли за пирата.
        Морские приключения. О наиболее отличившихся кораблях,типа:"Меркури" или"Ретвизан","Палада". Корабли,что передавали свое"имя". В честь кого названы:"Москва,""Жемчуг". Все,что увлекательно и малоизвестно
      2. tihonmarine
        tihonmarine 1 марта 2021 10:51
        0
        Цитата: Former Naval Person
        определите круг ваших интересов и может быть я подберу какую-нибудь занимательную тему.

        Напишите про эвакуацию из Ханко, и про Моонзундский десант, бои в районе Техумарди ( п-в Сырве).
        1. Former Naval Person
          1 марта 2021 18:04
          0
          а разве это недостаточно освещено? ладно, беру на заметку...
  • ТермиНахТер
    ТермиНахТер 27 февраля 2021 15:51
    +2
    Балтика, в 39 - ом году, была усеяна минными полями?)))
    1. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:38
      0
      да, была. все балтийские страны минировали свои территориальные воды по крайней мере с августа.
      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 28 февраля 2021 14:21
        0
        Цитата: Former Naval Person
        да, была. все балтийские страны минировали свои территориальные воды по крайней мере с августа.

        Кто именно с августа 39-го начал минирование своих террвод?
        1. Former Naval Person
          28 февраля 2021 15:34
          0
          вас забанили в гугле? тогда погуглите в яндексе: "балтийское море" и посмотрите, какие страны выходят к балтийскому морю.
          1. Абзац Эпитафьевич Ы.
            Абзац Эпитафьевич Ы. 28 февраля 2021 15:52
            0
            Цитата: Former Naval Person
            вас забанили в гугле? тогда погуглите в яндексе: "балтийское море" и посмотрите, какие страны выходят к балтийскому морю.

            Я спрашивал не об этом, а о минных постановках августа 1939-го. Вы себя назвали интересантом военно-морской истории - так ответьте на вопрос - кто минировал Балтику в 1939-ом? Вы же написали, что там был "суп с клёцками" уже в 1939-ом.
      2. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 28 февраля 2021 17:32
        +2
        Все это кто? СССР, Финляндия,Эстония, Латвия, Литва?)))
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 28 февраля 2021 19:47
          0
          Швеция, емнип, минную постановку начала во время СВФ, но никак не в августе 39-го. Решение о минировании Северного моря (не Балтики) немцы приняли, кажется, только в октябре. То, что героицЬские поляки прям ползли по Балтике, лавируя между минными полями и армадами эсминцев кригсмарине и РККФ - это убогая литературщина.
  • Ищущий
    Ищущий 27 февраля 2021 15:55
    -5
    скоро вы все будете знать вражескую историю лучше своей.русской.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 28 февраля 2021 19:43
      +1
      Про врага нужно знать всё, тем более его историю. Объяснить для чего это требуется, или сами допрёте?
  • bubalik
    bubalik 27 февраля 2021 17:25
    +4
    8 апреля, «Ожел» потопил немецкий транспорт «Рио де Жанейро», везущий десантные войска в Норвегию
    ,,,как бы то ни было, но команда «Ожела» первыми открыли счет потопленным кораблям при операции «Везерюбунг».

    Из 380 немецких солдат и членов экипажа корабля около 200 погибли. Жители окрестных городов Лиллесанд и Ховог смогли оказать помощь!!! 183 пострадавшим.
  • Кушка
    Кушка 27 февраля 2021 17:49
    +6
    Цитата: Ричард
    Вождь краснокожих (Назарий):Нам сегодня в соседний город ехать на день рождения. С тортом, подарками и детьми ( электричка отпадает). Так что супруга будет мастер класс показывать)))

    А я сегодня с раннего утра и до обеда метростроевцем работал -трактор с утра по станице проехал [b][/b]проезжую часть очистил, зато выезды к домам напрочь засыпал полутораметровым слоем. А мне вечером в Ставрополь. Замучался чистить.

    Из дневника канадского эмигранта 15-е августа.
    Вот мы и в Канаде!!! Я очарован этой страной! Здесь восхитительно!
    Горы так прекрасны. С нетерпением жду, когда увижу их покрытыми снегом.
    14-е октября.
    КАНАДА! Это самое чудесное место на земле! Листья на деревьях пожелтели и приобрели все оттенки спектра, от красного до оранжевого. Вчера совершил увлекательную поездку за город, в сельскую местность. Вы не поверите! Видел диких оленей! На воле, они так красивы и грациозны.
    Поистине это самые очаровательные животные на планете. Ну просто милашки! Нет, здесь действительно рай!
    11-е ноября.
    Скоро открывается сезон охоты на оленей. Это ужасно! Не могу себе
    представить, что у кого то может подняться рука на это милое, безобидное создание. Со дня на день ожидаем снег. Мне здесь нравится!
    2-е декабря.
    Наконец то! Этой ночью выпал снег. УРА!!! Проснувшись поутру, мы
    обнаружили очаровательную картину за окном. Все покрыто белоснежным,
    пушистым покрывалом. Вид, как на удивительной рождественской открытке!
    Я восхищен! Мы с женой радостно выбежали из дому, и быстренько очистив крыльцо и парковку перед домом, мы с хохотом стали кидаться снежками.(Я победил). Внезапно снегоочиститель проехал мимо нас, завалив всю парковку снегом. Но это не расстроило нас, и я быстренько откидал снег обратно. Как здесь хорошо! Я люблю Канаду!
    12-е декабря.
    Этой ночью опять выпал снег. Снегоочиститель повторил свою выходку и завалил парковку.
    19-е декабря.
    Опять шел снег этой ночью. Я так и не смог очистить парковку и уехать
    на работу. Здесь конечно великолепно, но я уже обессилел, постоянно
    очищая парковку от снега. Идиотский снегоочиститель!
    22-е декабря.
    Опять ночью падала эта белая мерзость! Я заработал кровавые волдыри
    на руках и постоянную боль в пояснице, от бесконечной чистки снега.
    Такое впечатление, что этот дятел на снегоочистителе прячется за углом и только и ждет когда я откидаю снег с парковки. Ж....п@!!!
    25-е декабря.
    МЭРРИ ФАКЕН КРИСМАС! Опять этот гrе.....ый снег!!! Только бы добраться
    до горла того сукина сына, который на снегоочистителе. Клянусь, задушил бы уp....d@!!!
    И потом, почему городские службы не рассыпают соль на обледенелых дорогах?
    Вчера шел и чуть не убился.
    27-е декабря.
    Ночью снова выпало это белое говно!!! Третий день сижу дома, за
    исключением вылазок для очистки парковки после снегоочистителя.
    Не могу никуда выбраться. Машина исчезла под горой этой белой дряни!
    И как же зверски холодно! Мужик из бюро прогноза по ящику обещает
    еще 20 сантиметров белого говна этой ночью. К.....ел!!! А ты знаешь,
    сколько лопат снега составят эти 20 сантиметров???
    28-е декабря.
    Этот г@n///don из бюро прогнозов ошибся! Выпало 50 сантиметров. Похоже,
    этот б...кий снег не растает до лета. Снегоочиститель застрял возле
    нашего дома, и этот му//d@к водитель прибежал к нам с просьбой одолжить
    лопату. Я сказал ему, что сломал шесть лопат, откидывая то белое дерьмо,
    которым он заваливал нашу парковку, и сейчас поломаю седьмую об его
    баранью башку.
    4-е января.
    Сегодня наконец то выбрался из дому!!! Поехал в магазин закупить харчей.
    И вот, на обратном пути вылетает на дорогу эта скотина - олень и
    расшибает копытами весь передок машины. Ущерба на три тысячи долларов!!!
    Ну почему говнюки охотники не поубивали этих паскуд в ноябре?
    Эти твари (олени) везде и повсюду. Что б их разорвало, ков!
    3-е мая.
    Отвез машину в мастерскую. Вы не поверите, но эта лоханка успела
    проржаветь напрочь, от соли, которую коz///lы из городских служб сыпали на дороги.
    10-е мая.
    Все! Уезжаю во Флориду. Не могу себе представить, что кто-нибудь,
    находясь в здравом рассудке, пожелает жить в этой гre ////ой Канаде
  • bubalik
    bubalik 27 февраля 2021 22:07
    +4
    и история её первого командира.
    ,,,если автор в продолжении расскажет о судьбе Клочковского и Грудзински, о Марине Крыжановской и ее муже было бы замечательно.


    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 22:16
      +1
      Цитата: bubalik
      о Марине Крыжановской

      Это уже спин-офф, как говорят киноманы. Или
      'Но это уже совсем другая история..' ©
      Это для любителей ГУЛАГовской клубнички, а не военно-морской истории))
      1. bubalik
        bubalik 27 февраля 2021 22:35
        +2
        hi
        любителей ГУЛАГовской клубнички, а не военно-морской истории)

        ,,,во всяком случае лучше,чем про ментальную связь крыс и кошек, в сегодняшней статье на Мнение.
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 27 февраля 2021 22:37
          0
          Извините, такого рода отстой не читаю)
    2. Former Naval Person
      28 февраля 2021 13:41
      +2
      да, вторая часть будет про клочковского. до семьи грудзиньского мне не удалось добраться. но я собрал кое-какие интересные материалы из архивов семей польских моряков проживающих в канаде.