Индия рвется в космос
Космическое противостояние, которое вступило в активную фазу с запуском Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, продолжает проявлять себя. Причем, если еще пару десятков лет назад можно было говорить о претензиях на ведущие роли в околоземном пространстве лишь двух стран (Россия и США), то сегодня и другие глобальные мировые игроки стараются войти в число космических держав. Одним из таких государств является Индия.
Индийская организация космических исследований (ISRO), являющаяся своеобразным индийским аналогом американской NASA, в последние годы старается поразить мировую общественность, и в первую очередь общественность стран, которые определенное время работают над освоением космоса, своими программами. Сама организация ISRO была основана в далеком 1969 году, однако в течение почти шести лет ничем примечательным отметиться не успела, пока ни стала тесно сотрудничать с советскими специалистами в области космонавтики. Результатом этого сотрудничества стал запуск в 1975 году первого индийского искусственного спутника Земли «Ариабхата» с «Капустина Яра». Естественно, без научно-технической помощи советских инженеров-конструкторов при создании этого космического аппарата не обошлось.
Спутник индийская сторона использовала для исследования ионосферы, солнечных импульсов, также для изучения галактических импульсов. Насколько самой Индии, которую при всем уважении совершенно нельзя было назвать в 70-е технологически и экономически развитой страной, была важна непосредственно работа «Ариабхаты» - вопрос, как говорится, риторический. Зато важен был сам факт первого прорыва в космос.
На 80-е годы, а именно на апрель 1984 года, пришелся полет первого индийского космонавта Ракеша Шарма, участвовавшего в организованной Москвой программой «Интеркосмос». После полета первый индийский космонавт был удостоен высших наград в Индии и СССР, став, в частности, Героем Советского Союза и Кавалером ордена Ленина.
Именно Ракеш Шарма, по утверждениям Нью-Дели, стал главным идейным вдохновителем разработок Индией программы пилотируемых полетов, высказав слова о необходимости независимых разработок на конференции в 2006 году. Это не менее эпохальное для Индии событие, чем полет в космос ее первого летчика-космонавта, и считается началом работы ISRO над новыми амбициозными проектами.
При достаточно ограниченном по нынешним меркам финансировании (около одного миллиарда долларов в год) Индийское космическое агентство в плане освоения космоса на основе собственных программ за последние годы смогло добиться ощутимых успехов. Уже через пару лет после обозначенной конференции с участием Ракеша Шарма Индия удивила мир тем, что запустила первый в своей истории космический зонд «Чандраян», предназначенный для исследования Луны. Примечательно, что лунный спутник был отправлен с индийского космодрома Шрихарикота с помощью индийской же ракеты PSL V-XL. При этом индийский проект стал не просто первым самостоятельным, но еще и принес Индии ощутимую прибыль от того, что зонд на своем борту нес и иностранные исследовательские аппараты, принадлежащие Европейскому и американскому космическим агентством.
Примечательно то, что «Чандраян» стал не просто первым индийским лунным зондом, но и аппаратом, который чуть было ни совершил самую настоящую революцию в умах многих теоретиков в области космических исследований. Революция эта заключалась в том, что индийский зонд мог развеять десятилетиями создававшийся определенным кругом лиц стереотип о том, что человеческая нога никогда не ступала на лунную поверхность. Американцы, которые, казалось бы, исчерпали все свои возможности доказать скептикам, что их астронавты были на Луне, стали буквально молиться на «Чандраян», потому что тот передал на Землю ряд примечательных фотографий места прилунения «Аполлона-15», а также следов «луномобиля», на котором американские астронавты катались по естественному спутнику Земли.
Кстати, подобные фото пересылались на Землю и американскими космическими аппаратами, однако скептики называли их очередной фальшивкой, так как американский аппарат, по их мнению, объективным быть никак не может… И тут вдруг фото с индийского, вроде бы объективного, «Чандраяна»… Но сторонники теории заговора подвергли обструкции и эти снимки, заявив, что они имеют слишком малое разрешение, чтобы о чем-то можно было судить. О малом разрешении говорили и сами индийские ученые, в частности Пракаш Шаухан, являющийся главным исследователем работы миссии «Чандраяна».
Однако индийских специалистов борьба сторонников теории заговора с NASA волновала меньше всего. Для них важнее было то, что впервые индийский продукт инженерно-технической мысли привел к столь впечатляющим результатам, как полет аппарата к Луне. Однако успех проекта «Чандраян» развить не удалось, так как связь с аппаратом неожиданно прервалась. За год своей работы лунный зонд успел передать на Землю более 70 тысяч снимков поверхности Луны.
После потери связи ISRO cо своим лунным зондом, в прессе различных страны стали появляться странные слухи о том, что во всем якобы виновата Россия. Причем сделала наша страна это, дескать, намеренно, чтобы вклиниться в индийскую программу по освоению Луны. Эту дутую теорию индийские специалисты оставили без комментариев, так как спор здесь мог бы походить на спор со скептиками полета человека на Луну…
Как бы там ни было, но Россия действительно проявила желание участия в подготовке к полету нового индийского зонда к Луне – проект «Чанлраян-2». Старт зонда намечен на 2013 год, а сам зонд благодаря разработкам индийских и российских специалистов будет существенно модернизирован в сравнении с «Чандраян» образца 2008 года. Сообщается, что новый зонд, вероятнее всего, будет состоять из двух сегментов, а также на своем борту будет нести небольшой автоматический луноход. Это проект стал объединением двух проектов: «Чандраян-2» («Луна-Ресурс») и «Луна-Глоб».
Гендиректор НПО им.Лавочкина Виктор Хартов в свое время сообщал, что хронология проекта будет примерно следующей: индийская ракета-носитель и ее перелетный модуль выведут спускаемый аппарат, произведенный в России, на орбиту Луны. Далее аппарат садится на лунный грунт, а из него на поверхность выедет индийский луноход. Очевидно, что старт будет производиться с того же космодрома, с которого ракета-носитель выводила первый «Чандраян». Этот космодром располагается в индийском штате Андхра-Прадеш, и, в связи своей относительной близости к экватору, запуск космических аппаратов именно с него выгоднее, чем, скажем, с Байконура.
У Индийского космического агентства есть планы по запуску в 2016 году первого индийского пилотируемого космического аппарата. Многие отнеслись к такой информации ISRO весьма скептически, так как тот уровень финансирования, который шел от государства до этого, вряд ли позволил бы реализовать столь амбициозный проект. Но индийский премьер Манмохан Сингх заявил, что уже в этом году финансирование космических разработок со стороны государства вырастет на 50%.
Пилотируемый индийский корабль, если в ближайшее время и поднимется в космическое пространство, то чисто индийским его назвать будет сложно. Дело в том, что еще в 2009 году официальный представитель «Роскосмоса» Андрей Краснов заявил, что индийская сторона обратилась с предложением о возможности предоставления ей технологии пилотируемых полетов. В 2010-м появилась информация о том, что ISRO даже может выкупить у России пилотируемый «Союз», чтобы на его основе родить на свет свое детище.
Пока это детище только в планах представители ISRO уже обрисовывают вариант первого пилотируемого полета. Сообщается, что летные испытания в беспилотном режиме начнутся уже в начале 2014-го, а к 2016 (2017-крайний срок) Индия отправит в космос двух своих космонавтов на новом корабле, которые должны будут провести на орбиту не менее недели.
Индийская сторона планирует довести до ума и еще один весьма примечательный проект. Это проект касается создания корабля многоразового использования «Avatar», который предположительно будет иметь массу около 25 тонн, большая часть которой соответствует водородному топливу. Примечательно, что проект анонсирован еще в 1998 году.
Индийская сторона утверждает, что проект до сих пор не реализован, только потому что не было достаточного финансирования. А вот к 2020 году полноценный «Аватар», по сообщениям представителей ISRO, уже может начать бороздить космические просторы, доставляя в космос космонавтов и астронавтов из различных стран мира. Запаса прочности у этого корабля, опять-таки по мнению индийских инженеров, должно хватить на сотню запусков.
Многие специалисты считают, что этим проектом Индия пытается изобрести велосипед, но, видимо, жажда освоения космоса именно «своими руками» весьма сильна в ISRO, и потому планы активно поддерживаются официальными властями страны. В конце концов, здоровые амбиции во все времена позволяли странам развиваться, и Индия, если ей никто не будет мешать, исключением в этом плане явно не станет.
Использованы материалы:
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=32494
http://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/458/%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%90%D0%91%D0%A5%D0%90%D0%A2%D0%90
http://www.pravda.ru/world/asia/southasia/17-08-2012/1125112-india_space-0/
http://www.astronaut.ru/as_india/text/40.htm
Информация