«Новый Иерусалим» Никона против «Светлой Руси»

100
«Новый Иерусалим» Никона против «Светлой Руси»
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А.Д. Кившенко, 1880 г.

Никон провозгласил глобальный проект:

«Новому Иерусалиму быть в Москве!»

Новый Иерусалим станет мировым центром православия, подобием Ватикана. Сам Никон станет «православным папой». Ему пришёлся по душе и старый тезис римского папы Григория VII:



«Священство выше царства».

Наступление на русские обычаи


«Ревнители благочестия» по-разному смотрели на реформу церкви. Ртищев и Никон привечали греческих и киевских учёных и монахов, считали необходимым перенимать их достижения в богословии, образовании. Исправить русское богослужение по их образцам. Другое крыло «ревнителей» относилось к грекам и украинцам настороженно, советовало оградить русскую церковь от их влияния.

Но в некоторых вопросах окружение царя Алексея Михайловича было единым. Считалось, что

«народ погряз в грехе»

и необходимо коренное исправление нравов.

Результатом стал указ, в котором в одну кучу свалили всё – гадания, ворожбу, азартные игры, народные развлечения и игрища, музыку, скоморохов и различные обычаи, существующие на Руси с незапамятных времён. Все это объявили «бесовщиной» и запретили.

В частности, предписывалось скоморохов и ворожей в дома не призывать, в гром в реках и озёрах не купаться, в азартные игры не играть (включая шахматы), медведей не водить и не плясать, на браках «бесовских песен» не петь и срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, личин не одевать и пр. Домры, сурны, гудки, гусли и хари сыскать и сжечь и пр. За непослушание бить батогами, за повторное нарушение – ссылка.

Таким образом, правительство Романовых начало наступление на русские традиции, идущие с седых, языческих времен. Власть начала войну с народом.

По Москве и крупным городам прокатились облавы, хватали скоморохов. Найденные музыкальные инструменты и личины жгли.

Интересно, что эти действия в России совпадали с репрессиями, которые в Западной Европе против народных традиций проводили фанатики-протестанты, кальвинисты, пуритане. Впрочем, у власти не было ещё возможности подавить тысячелетние традиции.

Репрессии прокатились по верхам. Простой народ, особенно в глубинке, деревне, всё это не затронуло. А местные священники обычно проявляли здравомыслие и в народные обычаи не лезли либо участвовали. Священника избирал «мир» (община), и он не мог идти против народа. Тех же, кто шёл против «мира», просто выгоняли.

Грекофилы и грекофобы


Россия в это время была оплотом мирового православия. Её политическая жизнь была тесно переплетена с духовной. В Москву тянулось украинское (западнорусское), болгарское, сербское, греческое, сирийское и грузинское духовенство. Православным братьям помогали материально, деньгами, слали церковную литературу. Для этого в столице открыли вторую типографию «греческого языка». При ней создали центральную столичную библиотеку.

Среди иностранных священников и монахов было много образованных людей, богословов, учёных. Их таланты старались использовать. Из Киева пригласили учёных монахов Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского для риторического учения.

Друг и фаворит царя Ртищев основал на Киевской дороге особый Андреевский монастырь, в нём Епифаний и другие специалисты должны были проверять готовящиеся к печати духовные книги, открыть школу для изучения греческого языка, грамматике, риторике и философии.

В этот период часть высокопоставленных священнослужителей и чиновников увлеклась греческой образованностью. Попутно привыкли считать образцом для подражания и всё прочее, что шло от греков (с Запада). Стали доказывать, что церковные реформы необходимы и для державы. Если Русь хочет стать всемирным центром православия, то нужно сблизить свои обряды с обрядами других стран. Это были своего рода «грекофилы», западники.

У них были серьёзные противники – «почвенники». Они считали, что подлинная чистота христианства сохранилась только в Русском царстве. Поэтому и поднялась Москва («Третий Рим»), «Святая Русь». А первый Рим и второй, Константинополь, пали из-за повреждения, искажения веры. И сейчас греки и киевляне несут на Русь эту повреждённую веру. Возможно, что их надо перекрещивать. Традиционалисты были сильны духом, решительны и уверены в себе. Среди них и знаменитый Аввакум.

Вопрос «единогласия»


Первый серьёзный конфликт разгорелся вокруг «единогласия». Русские в то время постоянно ходили в храмы, на все службы. А они были долгими. Для экономии времени внедрили «многогласие». Священники и дьяконы вели по несколько служб сразу и читали быстро.

Греки и прочие иностранцы критиковали такое усовершенствование. Мол, служба превратилась в формальность. Царский духовник Вонифатьев согласился с ними. В подчиненных ему церквях установили единогласие. А к Литургии добавили проповедь, её читали в греческой церкви, а в России её ещё не было. «Боголюбцы» (они же «ревнители благочестия») стали требовать, чтобы единогласие ввели во всех храмах.

Это нововведение вызвало бурный протест традиционалистов. Они объявили, что Вонифатьев отошёл от русской традиции. Патриарх Иосиф собрал церковный собор. На нём (11 февраля 1649 года) решили восстановить прежний порядок богослужения.

Вонифатьев не смирился, воззвал к константинопольскому патриарху. Тот высказался за единогласие. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Собравшийся в Москве 9 февраля 1651 года собор утвердил в церквах единогласное пение вместо многогласного.

Так начался Великий раскол.
В этот же время было решено привести к единому образцу церковную литературу. Партия Неронова, Аввакума и Даниила Костромского настаивала, чтобы книги исправляли не по греческим, а по древнеславянским рукописям. Правда, с чисто технической точки зрения это было невозможно. Такой работой занимались сотни лет, а рукописи отличались друг от друга, обнаруживались новые разногласия.

Ртищев, Вонифатьев и Никон стояли за варианты, над которыми трудились киевские монахи. Царь принял их сторону. То есть снова пошли по пути, когда западное (греческое или киевское) считалось за эталон. А русское здравомыслие, когда народ сам брал всё лучшее, что ему подходило, отринули.

Греколюбы считали, что истинная «старина» находится не в России, а в Греции. Мол, прямая традиция идёт ещё от Византийской империи. Однако они ошибались. Ту же богослужебную литературу грекам завозили в XVI веке из Москвы, когда Иван Грозный устроил первую типографию.

Честолюбие Никона


В целом возможно всё бы и обошлось, путем разумного саботажа на местах, отсутствия дальнейшего давления сверху. Патриарх Иосиф вёл себя сдержанно, осторожно, не поддерживал ни консерваторов, ни радикальных реформаторов. Позволял процессам идти постепенно, без резких движений.

Но в 1652 году Иосиф умер. На его место прочили Вонифатьева, но тот отказался, сославшись на преклонный возраст. Назвал лучшим преемником Никона – в расцвете сил, волевого и энергичного. В кружке «ревнителей благочестия» его все поддержали – и греколюбы, и традиционалисты. Считали, что Никон займёт пост патриарха, и будет продвигать своих старых товарищей. Царь также обрадовался, что патриархом будет его «собинный друг».

Ошиблись все.

Никон был человеком крайне честолюбивым. Он видел себя во главе державы, как ранее Филарет (отец царя Михаила Романова).

Сразу же после избрания Никон в открытую постарался занять нужное ему положение. Когда освященный собор уже нарёк его патриархом, он неожиданно отказался принять посох и прочие регалии. Его уламывали, умоляли. Наконец, стал упрашивать и царь, встал перед ним на колени. Тогда Никон потребовал, чтобы Алексей Михайлович слушался его

«как начальника и пастыря и отца краснейшего».

Государь согласился.

Мало того, предложил Никону принять титул «Великого государя», который в своё время носил Филарет. Его носил и сам царь.

Патриарх на время стал ценным помощником Алексея Михайловича. Зато всем остальным сразу пришлось туго. Конкуренции Никон не терпел. Он резко обозначил дистанцию между собой и вчерашними товарищами, их не пускали дальше прихожей патриарха. А за реформу взялся решительно и единолично.

В феврале 1653 года была разослана по московским церквям «Память», где он требовал провести обряды в соответствии с греческими, исправить книги, креститься тремя перстами, служить Литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус не через одно, а через два «и» и пр.

Прежние «боголюбцы» попытались восстать. Неронов подал царю доклад, где обвинял Никона в ереси и многочисленных грехах. Но Алексею Михайловичу «ревнители благочестия» уже надоели своими бесконечными склоками и нападками друг на друга. Да и «собинному другу» он полностью верил.

Челобитную Неронова передали патриарху на его рассмотрение. Никон сразу показал, что правитель он крутой и спорить с собой не позволит. Неронова сослали в Новоспасский монастырь, затем в Симонов и Спасо-Каменный (Вологодская епархия), приказали постричь в монахи.

В его защиту выступили Аввакум и Даниил Костромской. Аввакума арестовали и призвали принять «новые книги». Протопоп свои убеждения не предал, патриарх приказал лишить его сана (расстричь) и сослать в Сибирь. Даниила также лишили сана и сослали в Астрахань, где в земляной тюрьме и уморили.

Так начинался Раскол.

Правда, на первых порах он ещё не стал всенародной катастрофой. Бунт Неронова, Аввакума и Даниила не поддержали, о них мало кто и знал. «Память» восприняли спокойно. Мол, царю и патриарху виднее. В большинстве храмов служили по-прежнему. Кто проверять то будет? Зачем переучиваться и что-то менять? Да и не было «исправленных» книг в нужном количестве.

Да и, вообще, русским было не до этого. Других важных событий внутри России было полно. Надвигалась большая война с Речью Посполитой. Однако решительная политика Никона в итоге привела к катастрофе.


Вячеслав Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Политика «Великого государя»


После смерти царевича Дмитрия у государя рождались дочери, а наследника не было. Алексей Михайлович с супругой истово молились, делали богатые вклады в монастыри, ездили в паломничества по святым местам. Никон обычно сопровождал царя, вместе с ним молился, наставлял.

Главным грехом оказывалось недостаточное почтение к патриарху, дела, совершенные вопреки его мнению. «Собинный друг» прочно забирал государя под своё влияние.

В 1654 году наконец-то родился наследник. Алексей Михайлович был искренне благодарен «другу». Никон хорошо разбирался в политических и хозяйственных вопросах. Отправляясь на войну с Польшей, царь передал ему все гражданские дела. Он получил практически царские полномочия и всё больше входил во вкус власти.

Иностранцы отмечали, что Никон

«живёт хорошо и охотно шутит».

Но шутил он далеко не со всеми. Высокомерный и крайне самоуверенный, он рубил с плеча и противников уничтожал. Пока шла война, патриарх развернул кампанию по «исправлению нравов». От каждого прихожанина требовали проводить в церкви не мене четырёх часов, запрещалось пьянство, азартные игры, блуд, бранные слова. Штат патриарха был значительно увеличен. Слуги патриарха разъезжали по городам, улицам и базарам. Доносили о непорядках, арестовывали нарушителей. Особенно доставалось духовенству. Неугодных настоятелей монастырей, священников и монахов лишали сана, ссылали, бросали в тюрьмы.

Никон начал силовыми медами продвигать церковную «реформу». Его соглядатаи доносили, что «Память» не исполняется, священники саботируют его решения, служат по-старому. Созвал в 1654 году Освященный собор. Знал, что многие иерархи в оппозиции к реформе. Поэтому хитрил, вопросы прямо не ставил. Не упоминал о перстосложении и других расхождениях в русской и греческой церквях. Сформулировал в общем виде – надо ли исправлять книги и обряды по старым славянским и греческим образцам. На такой вопрос собор ответил положительно: надо. Коломенский епископ Павел стал спорить о земных поклонах. Патриарх сразу его пресёк и с собора иерарх отправился в заточение. Никон всех приучал – он высшая власть, перечить ему нельзя.

Таким образом, Никон получил решение собора. Однако он стал реформировать церковь не по «старым славянским и греческим» образцам, а только по греческим.

Открыто выступить против Никона иерархи не посмели. Попытались действовать в обход. Составили послание константинопольскому патриарху Паисию, предложили ему стать арбитром. Тот ответил, церковь требует единогласия только в главном, что разница в обрядах не является преступлением против догматов и признаком ереси и раскола. Поэтому разные поместные церкви вполне могут отличаться порядками, например, временем совершения литургии или какими перстами креститься.

Никона это не устроило. Он нашёл нового арбитра. В 1655 году в Москву за «милостыней» приехал антиохийский патриарх Макарий. Он смекнул, что если поддержать Никона, то «милостыня» будет больше. Безоговорочно поддержал правоту московского патриарха во всем. Согласился принять участие в пышной церемонии, придуманной Никоном.

Он организовал своё вторичное постановление патриархом. Макарий возложил на него митру уже как бы от Вселенской церкви, а не только Русской. Также подсказал, что двумя перстами крестятся армяне. Придумали ярлык – «армяноподобная ересь». А если «ересь», то, о чём разговор? С еретиками разговор короткий.

Созвали ещё один собор и два патриарха (московский и антиохийский) разнесли «еретиков» в пух и прах. Собор утвердил новый Служебник на основе греческого служебника.

Никон приказал разбить и сжечь иконы, изображавшие двуперстие при совершении крестного знамения.

«Новый Иерусалим»


Никон стал крушить всё, что считал неправильным. Осудил иконы новгородского стиля, велел отбирать и уничтожать их. Патриарх собственноручно разбивал их, проклиная авторов и владельцев. Греческим образцам не соответствовали русские храмы древнего шатрового стиля, Никон запретил их строить. Заметил, что в Греции и на Востоке вообще не стоят деревянных церквей (очевидно, из-за нехватки дерева). Рассудил, что они пожароопасные и недолговечные, приказал сломать все деревянные храмы в столице, заменить их каменными.

При этом эта духовная диверсия против «Святой Руси» проводилась в тот момент, когда продолжалась тяжелая война с Речью Посполитой. Война за Западную Русь – Белую и Малую. Война требовала полной мобилизации и концентрации сил и ресурсов. Страна только что пережила серию бунтов, эпидемию, потеряла много людей, понесла огромные убытки. Но Никону на это было наплевать. Всё, что не вписывалось в его проекты, он отвергал.

Он не только приказал заменить деревянные храмы в Москве на каменные, но и увлёкся грандиозным проектом «Нового Иерусалима». Государственной казной распоряжался единолично и бесконтрольно. В Москве в короткие сроки возвели Патриаршие палаты, не уступавшие царским. В самой богатой и красивой палате, Крестовой, Никон завел обычай обедать, восседал на возвышении как государь, в окружении бояр и церковных иерархов. Развернулось строительство нескольких патриарших монастырей. Главным стал Новый Иерусалим в Подмосковье. Часть р. Истры переименовали в Иордан, один из холмов нарекли Голгофой. А главный собор монастыря воспроизводил храм Воскресения Христова в Иерусалиме.

Это было не просто подражание. Никон провозгласил глобальный проект:

«Новому Иерусалиму быть в Москве!»

Он считал, что поляков уже почти победили, в состав Русского государства присоединятся Малая и Белая Русь. Царские рати выйдут к границам Турецкой империи. Далее под русское влияние перейдут христианские и славянские народы Балкан, Кавказа и Сирии. Новый Иерусалим станет мировым центром православия, подобием Ватикана. Сам Никон станет «православным папой». Ему пришёлся по душе и старый тезис римского папы Григория VII:

«Священство выше царства».


Воскресенский собор в XIX веке
100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 февраля 2021 03:46
    Результатом стал указ, в котором в одну кучу свалили всё – гадания, ворожбу, азартные игры, народные развлечения и игрища, музыку, скоморохов и различные обычаи, существующие на Руси с незапамятных времён. Все это объявили «бесовщиной» и запретили.
    Государь подписывает, а бумагу готовит-подсовывает...... кто? "Киевляне" или хранители "русской" церкви? Правильно.... и не надо тень на плетень наводить.
    1. +6
      25 февраля 2021 08:24
      наши "историки" не признают инквизиции на Руси.Так вот есть сохранившиеся 12 статей царевны Софьи.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/«Двенадцать_статей»_царевны_Софьи

      В 1681—1682 году Московский поместный церковный собор во главе с патриархом Иоакимом от лица архиереев просил царя использовать для преследования старообрядцев гражданские суды. Однако по мнению патриарха законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — введены пытки за инакомыслие и смертная казнь — сожжение живых людей в срубах. В соответствии с решением Московского собора 1681—1682 года розыском старообрядцев занимались воеводы вместе с местными архиереями, они посылали служилых людей, чтобы приводить раскольников в суды, где тех затем пытали и сжигали живыми в срубах.


      Самое странное ,а за что так страшно казнить людей,за крещение двумя перстами,за Исуса/ИИсуса? Нам явно ,что то не договоривают?
      Есть какие то более глубинные расхождения между этими церквями и одно такое расхождение я увидел в описании "Путешествия св.Лукъянова на св.землю"
      В Киеве в Печёрском монастыре находилось святых угодников "как звёзд на небе".
      эти святые угодники пребывали в состоянии "ни жив ,ни мёртв".Т.е. раньше человек впадал в какую то спячку и выходил из этой спячки возможно или обновлённый или вообще другим человеком.
      Мы даже близко не знаем, что же это такое.Если масштабы этого явления были по всей Руси ,то оно и понятно ,что раскольники -никониане ,которые запретили такие обычаи стали врагами для всего руского народа.
      1. +1
        25 февраля 2021 12:32
        Догматических расхождений нет, если не брать беспоповцев. Раскол и ересь - понятия разные. В первом идёт речь о разрыве отношений с Церковью, во втором - об искажении вероучения.

        Вся проблема в том, что исправлять нравы и богослужебные ошибки было нужно, но Никон поставил себе целью попутно превратить Россию в центр мирового Православия, а это - чисто политический проект. Тем более что в то время Алексей Михайлович был на войне с Польшей, а в столице с его согласия всем руководил Никон. Вот он и стал использовать ресурсы государства для продвижения своих идей. Впрочем, царю тоже пришёлся по вкусу никоновский проект, хотя сам Никон в конце концов лишился сана. Вполне по делу, кстати. Он демонстративно оставил патриарший престол, чего не имел права делать по канонам. Он был обижен на то, что Алексей Михайлович стал чересчур самостоятельным. Надеялся, что тот приползёт на коленках просить прощения. Но царь не стал этого делать, а созвал собор, который и лишил Никона патриаршества.

        Вывод простой: когда в вопросах веры и совести определяющей становится политика, всегда выходит что-то подобное. Впрочем, с точки зрения нормальной истории, статья сильно попахивает "фоменковщиной".А прошлая публикация - вообще верх глупости.
        1. 0
          25 февраля 2021 16:43
          Цитата: Артём Карагодин
          Догматических расхождений нет, если не брать беспоповцев.


          ну как же так христиане-никониане и староверы это совершенно разные понятия,разные обряды и разные верования.Об этом хорошо говорит д.и.н. Пыжиков,кто такие староверы и старообрядцы.



          от себя добавлю
          Староверы -это солнцепоклонники ,поэтому Сала Малейкум-молитва солнцу.
          1. +1
            25 февраля 2021 16:55
            Цитата: Бар1
            Сала Малейкум-молитва солнцу

            Вы это серьёзно?

            Впрочем, уровень компетентности в истории именно религи того же Спицына, утверждавшего на одном ток-шоу, что в СССР не было гонений, поскольку его бабка "спокойно куличи крестила (!!!!) на Пасху", примерно тот же.

            Вы уж извините, если вышло похоже на насмешку, но где Вы взяли всё то, что написали - ума не приложу. Фоменко просто отдыхает!
            1. 0
              25 февраля 2021 17:22
              Цитата: Артём Карагодин
              ы это серьёзно? Только мусульманам об этом не говорите, засмеют.


              а евреи тоже будут смеяться? Шолом алейхем?
              Вообще то Сала Малейкум это до мусульманское и до иудейское приветствие от Солнцепоклонников.Дешифруется ,как видите вполне по руски.
              1. +1
                25 февраля 2021 18:00
                Как вариант - "сала мало куме" И молитва, и приветствие smile
              2. +3
                25 февраля 2021 18:02
                Правильно писать не Сала Майлейкум, а "салам-аллейкум". Переводится это с арабского (как и "шолом-алейхем" с еврейского) - "мир тебе". И никакого отношения к солнцепоклонничеству не имеет. В еврейской среде вообще солнцепоклонничества не существовало. Даже когда евреи массово уходили в язычество, то не в поклонение солнцу. Ваал, Дагон, Астарта, Молох к солнцепоклонничеству не имеют никакого отношения.
            2. 0
              25 февраля 2021 17:55
              Цитата: Артём Карагодин
              Вы уж извините, если вышло похоже на насмешку, но где Вы взяли всё то, что написали - ума не приложу. Фоменко просто отдыхает!


              во первых сами Фоменко и Носовский подметили СМЕНУ руских ритуальных обрядов во времена Алексея Михайловича(замена форм гробов на другую современную),а для этого нужны очень серьёзные причины.
              Д.и.н. Пыжиков отмечал ,что староверы это НЕ христиане.
              Если посмотреть старинные атласы и карты ,то там сохранилась такая символика.

              В одной Универсальной космографии 16 века есть такая символика в Новом Свете.
              Это символика Солнечная и Лунная.



              на соборе святого Степана/Стефана 17 века в вене видим символику Солнечную и Лунную.



              путешествие барона Герберштейна на Московию видим ,что Великий Князь Василий 3 сидит в Солнечной короне.



              путешествие Ван Кленка на Московию видим ,что царь Алексей Михайлович сидит в Солнечной короне одетой на шапку.Это значит ,что короны на Руси то были.



              дальше ,у меня есть карта старой Москвы времён Михаила Фёдоровича ,там ОТЧЁТЛИВО видно ,что московские храмы имели своим навершием -полумесяцы.Это кусок на стрелке Москвы -реки и Яузы -Тагана.Так что Москва -это город мечетей-москов.



              уже не говоря,что
              -султан-солнечный владыка
              -на флагах Японии,Кореи,Индии/Бараты и другим стран главный символ-солнце.На флагах мусульманских стран Солнце транссформировалось в неопределённую звезду,но это ложь .Звезда это Солнце.
      2. -1
        25 февраля 2021 13:14
        Цитата: Бар1
        наши "историки" не признают инквизиции на Руси.Так вот есть сохранившиеся 12 статей царевны Софьи.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/«Двенадцать_статей»_царевны_Софьи


        Тимур, так что получается Пётр Первый, который пресёк правление сестры «агнец божий», а не «упырь» и «антихрист»?
        laughing
        Теперь вопрос в студию - сколько инаковерующих было сожжено на Руси матушке? Подскажу женщин - ниодной.
        Остальных не более - десяти.

        Теперь по инквизиции. Кто такие инквизиторы не задумывались? Католический Орден имеющий свою структуру возглавляемый генералом. Хотя одного русского инквизитора назвать сможете? Его должность, звание, место в иерархии? Мык, нык..
        Борьба с ересью куда древнее инквизиции, да и Русского государства, в частности первые упоминания о христианкой ереси относят к 50-м годам нашего века. До возникновения - инквизиции оставалось более тысячелетия.
        Так что смысл мешать воду с вином. Раскол - это страшная трагедия, которая увы ещё кровоточит.
        Ну и последнее, причём термин «Светлая Русь» и противопоставление его «Православию», пускай даже «Реформе Никона»? Для красоты, или полнейшая безграмотность в теологических вопросах Православия на Руси? Ну в принципе меня устраивает «Авторы сами себя высекли в заглавии».
        1. +5
          25 февраля 2021 13:50
          Поставил +, Владислав. Вот почему-то когда человек не разбирается в технике, то все его потуги говорить об истории техники вызовут смех. Но в вопросах религии - все доки. Скоморохов недавно выдал очень смешной опус о том, что монахов отлучают от Церкви за участие в войне, а инокам оставляют мирские имена. Речь не о придирках, а о том, что автор не имеет даже самых элементарных знаний, на уровне "2*2".

          Судя по тому, что написал Александр Самсонов о Православии, он тоже из тех, кто на вопрос: "Знаете ли Вы Символ веры?" произнесёт "крест". Но уровень уверенности в своей правоте просто зашкаливает. Ни тени сомнений, ни одного "предположу", "по моему мнению" и т.д. Всё преподносится как факты и не подразумевает сомнений. Деталь важная. По моему и не только моему глубокому убеждению, это - показатель непрофессионализма. Как в одном известном фильме: "Кто знает больше - или мудрец?" - ". Мудрец во всём сомневается". Ни прибавить, ни убавить.
          1. +3
            25 февраля 2021 16:26
            В вопросах религии - все доки.

            При чтении данной статьи мне почему то на ум сразу пришли автобиографические рассказы Я.Гашека "Политкомиссар 5-ой красной армии" и "Комендант города Богульмы":
            .. Получив разнарядку из Центра о проведении антирелигиозной пропаганды среди населения, я приказал согнать всех жителей на митинг. Когда все собрались, я залез на трибуну и произнес речь - "Иисусу Христу молиться запрещается. Иконы в доме держать нельзя. Креститься запрещается. В церковь ходить запрещается"
            Из толпы раздались бурные рукоплескания и многочисленные крики - "Ура!! Правильно!!! Давно пора!!! Слава!!!"
            Я довольный слез с трибуны и отправил телеграмму в центр об успешно проведенном мероприятии.
            После обеда ко мне явилась многочисленная делегация местных стариков и со слезами радости поблагодарила меня от лица .....всего татарского населения Бугульмы. Оказалось, что здесь проживают только одни мусульмане....
            1. +1
              25 февраля 2021 16:27
              laughing согласен. Уровень тот же.
        2. +2
          25 февраля 2021 16:26
          Цитата: Коте пане Коханка
          Тимур, так что получается Пётр Первый, который пресёк правление сестры «агнец божий», а не «упырь» и «антихрист»?


          нет ,как видим Пётр был полный последышь своего отца и сестры в политике.

          Цитата: Коте пане Коханка
          Теперь вопрос в студию - сколько инаковерующих было сожжено на Руси матушке? Подскажу женщин - ниодной.
          Остальных не более - десяти.


          вы откуда знаете? Так думаете?

          Цитата: Коте пане Коханка
          Хотя одного русского инквизитора назвать сможете? Его должность, звание,


          а вы думаете ,что Софьины указы в воздухе повисли? Типа она их написала ,а исполнять то некому.Нет конечно.До нас доходят факты ,что староверы типа "самосжигались",но это конечно враньё,скорей всего староверов сжигали христиане-никониане.
          1. 0
            25 февраля 2021 17:39
            Ещё раз повторю по результатам указов царевны Софьи исполнено не более 10 приговоров. По одному из первых указов Петра - неверных жён зарывать в землю пострадало в пять раз больше. Русские цари не были душками и проводить дознание и приводить приговоры не чурались. Это было до патриарха Никона, имели место факты и позже.
            Мое мнение, как православного, поп Аввакум был человеком крепким и достоин уважения. Впрочем он первым и был сожжен в сон со своими товарищами. Было это однако не во-времена Софьи, а ее брата Фёдора Алексеевича.
            Не удивительно, что это нашло последователей из старообрядцев. На «небесных кораблях» они отправлялись добровольно. Власть при Петре противилась фактам самосожжения староверов. Поинтересуйтесь Тобольскам делом.
            Тимур наша история не розовая с белыми пенками, а серая как ее железный народ, какой смысл ещё более ее чернить и нести азинею!
            1. +1
              25 февраля 2021 18:10
              Цитата: Коте пане Коханка
              Ещё раз повторю по результатам указов царевны Софьи исполнено не более 10 приговоров.


              ссылку на это.
              1. -1
                25 февраля 2021 18:43
                Пётр Первый (собрание правовых актов), учебно-методическое пособие, Л. 1978.
            2. +4
              25 февраля 2021 20:14
              Бар уже настаивал выше, что Старообрядцы (аввакумовцы, двоеперстники и тп.) и Староверы , - совершенно разные понятия. Тем не менее, регулярно съезжаем со Старообрядцев (политической оппозиции внутри Московского патриархата) на Староверов. Аввакум сотоварищи и Традиции, скоморохи, личины, игры, - это разные направления преследования, по которым работала "никонианская стая" с несостоявшимся "Папой Московским".
    2. 0
      25 февраля 2021 09:33
      Засилье византийцев и их образа жизни началось ещё с князя Владимира. При Никоне оно приобрело более реакционный характер.
      1. +5
        25 февраля 2021 12:41
        Вот-вот. Как раз к недавно обсуждаемому вопросу про "правдивость" истории. Официальная история написанная победителями и для утверждения взглядов этих самых победителей- ну такое... Никон фактически уничтожил все монастырские архивы и сжег всю письменную историю Руси, исковеркал и переписал оставшееся, разрушил и перестроил храмы на свой -"правильный манер". Апофеозом всего этого является то, что сейчас "правдорубы-патриоты" вместе с "официальными историками" миллеровского толка, называют настоящих приверженцев истинной Православной религии-"раскольниками-староверами"... Типа это они-"староверы" оказываются раскололи Православную Церковь, а не Никон с приспешниками и царями, которые на самом деле все это проделали и загнали народ в крепостническое рабство... "Гусли", "сопелки", качели и прочее оказывается, у них "развращают народ", то есть "свобода", "веселье"-зло, а "рабство" хоть у Бога, хоть у Царя и его служивых людей-это "добро". Нечего веселиться-надо на коленях в церквях стоять и на барщине оставшееся время вкалывать... Кстати, заметили, и сейчас тут тоже они повторяют-"работать много надо", "работайте на нескольких работах", "не получается заработать-идите в бизнес", "между диваном и задницей рубль не пролезет", "не митинговать, а работать надо"...
        1. -1
          25 февраля 2021 12:54
          Цитата: Улиточник N9
          Апофеозом всего этого является то, что сейчас "правдорубы-патриоты" вместе с "официальными историками" миллеровского толка, называют настоящих приверженцев истинной Православной религии-"раскольниками-староверами"

          РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной. Тем самым признав гонения на старообрядцев ошибочными.
          1. +4
            25 февраля 2021 13:51
            Неправда, речь не об этом, а о том, что была снята анафема на древние обряды. Но раскол никуда не делся. Зачем Вы рассуждается о том, в чём не разбираетесь?
            1. +1
              25 февраля 2021 14:04
              Цитата: Артём Карагодин
              Неправда, речь не об этом, а о том, что была снята анафема на древние обряды. Но раскол никуда не делся. Зачем Вы рассуждается о том, в чём не разбираетесь?

              вы напрасно меня обвиняете в некомпетентности. я уже устал писать каждому встречному, что крещён по старому обряду и немного в теме.
              повторяю ещё раз. РПЦ признала свою неправоту. В чём я неправ?
              Старообрядцы в свою очередь не простили былых гонений и притеснений. И не признают "новые" обряды равными.
              Не стоит огульно набрасываться на людей. Держите себя в руках.
              1. +3
                25 февраля 2021 14:19
                Эммм... Вообще-то никто не набрасывается. Вопрос задан спокойно. Я спорю вот с чем.
                РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной

                Поскольку я религиовед по образованию, плюс, православный христианин, отвечаю: речь идёт о признании неправоты в анафематствовании старых обрядов. То есть, если человек уходит из раскола, может при этом придерживаться старых обрядов. Такие общины называются единоверческими. Обряды действительно - вещь второстепенная, и на спасение души никак не влияют, если речь не идёт об искажениях догматики и т.п.

                Но раскол остаётся расколом. Русская Православная Старообрядческая Церковь из него не вышла. Вот я о чём. Если Вы не видите разницы, то это как раз и говорит о том, что не разбираетесь в предмете.
                1. +1
                  25 февраля 2021 14:28
                  Цитата: Артём Карагодин
                  Поскольку я религиовед по образованию, плюс, православный христианин, отвечаю: речь идёт о признании неправоты в анафематствовании старых обрядов.

                  Читаем внимательно, что я написал.
                  Православная церковь признала старообрядческую равноспасительной.
                  Если не ошибаюсь, нужно посмотреть Манифест 1905г.
                  Касательно анафемы вопросы решались позднее. Разве не в 20-х годах?
                  Ну а единоверие практиковалось уже в 18 веке.
                  1. +1
                    25 февраля 2021 14:32
                    РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной

                    Вот и почитайте манифест. Речь о том, что ОБРЯДЫ равноспасительны, а не о том, что старообрядческая иерархия приравнивается к Московскому Патриархату. О какой-то отдельной древлеправославной вере говорить нельзя. Единственное отличие старообрядчества от традиционной Церкви - опять-таки обряды и непризнание РПЦ МП в качестве Церкви. Всё. Повторюсь: никакой отдельной веры, то есть, отличающейся в догматике, канонах и проч. старообрядцы не создали. Если не считать беспоповцев, но это - отдельный разговор.
                    1. 0
                      25 февраля 2021 14:39
                      Цитата: Артём Карагодин
                      Вот и почитайте манифест. Речь о том, что ОБРЯДЫ равноспасительны, а не о том, что старообрядческая иерархия приравнивается к Московскому Патриархату.

                      так вы спорили со мной даже не прочитав, что я писал?
                      кошмар
                      Цитата: Наводлом
                      РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной. Тем самым признав гонения на старообрядцев ошибочными
                      1. +1
                        25 февраля 2021 14:47
                        Вы никак не поймёте, с чем я не соглашаюсь. Ошибочность гонений на старообрядцев никто не отрицает. Этот факт признан давно, и признали бы его ещё в XVII веке, если бы государство не давило бы любое сопротивление новой линии.

                        Речь о "равноспасительности древлеправославной веры", якобы признанной РПЦ. ЭТОГО факта не было и быть не могло. Повторяюсь: признаны 1)ошибочность гонений, 2)тот факт, что приверженность дониконовским обрядам не влияет на духовную жизнь, то есть, их, ОБРЯДОВ, равноспасительность. Если Вы именно их называете "древлеправославной верой", то Вы совершаете грубую ошибку. Если Вы имеете ввиду нечто другое, то это - не менее серьёзная ошибка. Поскольку единственные отличия старообрядческой церкви от РПЦ - непризнание новых обрядов и непризнание РПЦ Церковью. То есть, они считают, что это Московский Патриархат - раскольники, если проще. Я понятно объяснил?

                        Думаю, стоит спросить Вас, какой смысл Вы вкладываете в словосочетание "древлеправославная вера". Так какой?
                      2. +1
                        25 февраля 2021 14:55
                        писалось в дороге. отпишусь позже
                      3. +1
                        25 февраля 2021 15:41
                        Хорошо. Можно и не в комментариях, а в сообщении. Как Вам удобнее.
                      4. +2
                        25 февраля 2021 15:49
                        Камрады,у вас интересный диспут. Точ в точ как и в раннехристианской период. Это уже потом пошли с позиции силы, а раньше старались как-то аргументировать
                      5. 0
                        25 февраля 2021 17:43
                        Артём спасибо за развёрнутый комментарий!
                        С уважением, Влад!
                      6. +1
                        26 февраля 2021 20:49
                        Не за что, Владислав! Без лишней скромности, это - моя специлазиция. Извините, что не сразу ответил. Спором увлёкся)))!
                      7. +1
                        25 февраля 2021 17:49
                        Цитата: Артём Карагодин
                        Думаю, стоит спросить Вас, какой смысл Вы вкладываете в словосочетание "древлеправославная вера"

                        православие в своём дореформенном виде. очевидно
                        Цитата: Артём Карагодин
                        Поскольку единственные отличия старообрядческой церкви от РПЦ - непризнание новых обрядов и непризнание РПЦ Церковью. То есть, они считают, что это Московский Патриархат - раскольники, если проще. Я понятно объяснил?

                        зачем вы объясняете это старообрядцу?
                        различия намного глубже чем вам кажется
                        так как многие старообрядцы держатся за старые традиции не только в церковных обрядах.
                        Цитата: Артём Карагодин
                        ОБРЯДОВ, равноспасительность. Если Вы именно их называете "древлеправославной верой", то Вы совершаете грубую ошибку

                        Согласен. Именно обрядов. Тут вы правы.
                    2. 0
                      25 февраля 2021 17:43
                      Цитата: Артём Карагодин
                      О какой-то отдельной древлеправославной вере говорить нельзя.

                      я и не говорил о различиях в догмах.
                      но именно о различиях в обрядах.
                      церковь так и называется старообрядческой православной.
                      но если говорить о православной вере в её дореформенном виде, то хочешь не хочешь, а приходится уточнять, что речь о старообрядческой вере. хоть эта формулировка не точна.
                      в итоге признаю - да под древлеправославной верой имел в виду именно старые обряды.
                      1. +1
                        25 февраля 2021 17:55
                        Ну так считать, что это - отдельная вера, излишне. Не находите? Разнится лишь внешняя сторона, а принципы остаются теми же. В этом и трагедия, и вина Никона с Алексеем Михайловичем, учинившим кровавую расправу над старообрядцами, которые даже еретиками не были. А с ними повели себя как с врагами государства. Я вообще считаю, что после распространения академической иконописи, партесного пения и подражания Западу в архитектуре храмов мы должны учиться у старообрядцев.

                        Извините за то, что втянул в дискуссию, но вопрос, на мой взгляд, принципиальный.
                      2. 0
                        25 февраля 2021 18:03
                        Цитата: Артём Карагодин
                        Ну так считать, что это - отдельная вера, излишне.

                        она не может быть отдельной, если от неё то как от материнской ветви отпочковались новые обряды
                        в таком случае отдельной правильнее было бы считать послереформенную
                        но я так не считаю
                        Цитата: Артём Карагодин
                        этом и трагедия, и вина Никона с Алексеем Михайловичем

                        вам будет интересно узнать, что при крещении по новому обряду у меня, как уже крещённого по новому обряду в младенчестве, но при этом правильно, по канону, с полным окунанием, был выбор:
                        - либо заново креститься с окунанием заново, но по старому обряду
                        - либо пройти особую процедуру отречения от никонианства, с проклинанием Никона
                        так что да, старообрядцы помнят и не простили
                        надеюсь, что найдут в себе силы
                        всему своё время
                      3. +1
                        25 февраля 2021 18:05
                        старообрядцы помнят и не простили

                        Забудешь такое... Надеюсь, со временем всё удастся уврачевать. Правда, мне кажется, что для этого что-то совершенно особенное должно произойти.
                      4. 0
                        25 февраля 2021 18:06
                        Цитата: Артём Карагодин
                        Правда, мне кажется, что для этого что-то совершенно особенное должно произойти.

                        Увы, но в истории России регулярно происходит "что-то совершенно особенное".
                        И это особенное, часто кровавое и жестокое, каким-то чудом делает Россию сильнее и чище.
                      5. +3
                        25 февраля 2021 18:28
                        Даст Бог, и до примирения дойдёт. Тем более, повторюсь, нам, кого старообрядцы никонианами называют, у самих старообрядцев много чему есть поучиться.
                      6. -1
                        26 февраля 2021 21:20
                        Цитата: Артём Карагодин
                        Даст Бог, и до примирения дойдёт. Тем более, повторюсь, нам, кого старообрядцы никонианами называют, у самих старообрядцев много чему есть поучиться.

                        Есть поговорка «Какой поп - такой и приход». Хотя есть и обратные промеры, когда паства переиначивает батюшек на протяжении столетий!
                        Например «Уральские гамаюны» поминают на кладбищах родных и близких не на «родительский день», а в канун «троицы». Причина банальна - тропинки на кладбище подсыхали.
                        Могу сыпать множеством различных примеров, как отрицательных, так положительных примеров.
                      7. -1
                        26 февраля 2021 21:12
                        Цитата: Наводлом
                        Увы, но в истории России регулярно происходит "что-то совершенно особенное".
                        И это особенное, часто кровавое и жестокое, каким-то чудом делает Россию сильнее и чище.

                        Не всегда. В прошлом веке надрывались дважды и сильнее (чище) не стали.
                      8. +1
                        26 февраля 2021 21:19
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Не всегда. В прошлом веке надрывались дважды и сильнее (чище) не стали.

                        вот не могу согласиться с вами.
                        если вспомнить то бурление недовольных настроений, что имело место в империи до революции, то точно не приходится говорить о сильном государстве
          2. +2
            25 февраля 2021 14:53
            Цитата: Наводлом
            РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной. Тем самым признав гонения на старообрядцев ошибочными.
            Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным.
            Молодцы, так и надо. "Утром деньги, вечером стулья."С начало верните украденные соборы....
          3. +1
            25 февраля 2021 15:38
            Цитата: Наводлом
            РПЦ давно уже признала древлеправославную веру равноспасительной. Тем самым признав гонения на старообрядцев ошибочными.

            «Открываем «Кормчую», — свод церковных законов, которые пока еще никто не отменял. А там написано прямо, что епископ или пресвитер, неправильно наложивший клятву, обращает эту клятву на самого себя. Получается, что Московская Патриархия сегодня находится под клятвой, и она сама себя в ходе этих инородных нововведений патриарха Никона предала анафеме и ходит под проклятием, которое сама на себя и наложила»
            Ответ русского старообрядчества на действительно широкий и многообещающий шаг навстречу со стороны РПЦ МП можно также выразить словами старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова):

            Признание же на Соборе РПЦ 1970 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно. Подобная схема была предложена католиками еще несколько веков назад. Во время создания унии они предлагали признать равночестными все виды обрядов, и в первую очередь восточный и западный обряды. В православном вероучении нет разделения на внешнюю сторону священнодействия («обряд») и внутреннюю, а потому при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства
        2. 0
          25 февраля 2021 13:53
          Цитата: Улиточник N9
          Никон фактически уничтожил все монастырские архивы и сжег всю письменную историю Руси, исковеркал и переписал оставшееся, разрушил и перестроил храмы на свой -"правильный манер"

          Хоть один разрушенный или перестроенный им храм назовите. Иконы "нового" письма уничтожал, а что до остального, то приведите хоть один факт, подтверждающий то, что Вы сказали.
      2. -1
        25 февраля 2021 12:51
        Цитата: Венд
        Засилье византийцев и их образа жизни началось ещё с князя Владимира. При Никоне оно приобрело более реакционный характер.

        Хоть одного византийца в окружении Алексея «Тишайшего» назвать сможете?
        К слову Византия пала за век до описываемых событий!
    3. -1
      25 февраля 2021 12:47
      Цитата: Mavrikiy
      Результатом стал указ, в котором в одну кучу свалили всё – гадания, ворожбу, азартные игры...

      Да, что запретили игру в шахматы, в которые на Руси играли на деньги! wink
      1. +1
        25 февраля 2021 15:55
        Тезка, запретить то запретили,но скоморохи возродились в бродячих театрах,а гадалки были,есть и будут. Азартные игры также вечны
  2. +3
    25 февраля 2021 04:17
    То есть снова пошли по пути, когда западное (греческое или киевское) считалось за эталон. А русское здравомыслие, когда народ сам брал всё лучшее, что ему подходило, отринули.
    Можно только утирать скупую слезу.....
    1. 0
      25 февраля 2021 13:56
      Цитата: Mavrikiy
      Можно только утирать скупую слезу
      Особенно умиляет привязка
      западное (греческое или киевское)
      и противопоставление этого "западного" (на самом деле, прошлого, ибо в нём остались восточно-христианские Византия и Киевская Русь) настоящему, скажем откровенно, природному "русскому здравомыслию". Просто "русское религиозное сознание" в изложении родновера.
      1. +2
        25 февраля 2021 15:06
        Цитата: sniperino
        противопоставление этого "западного" (на самом деле, прошлого, ибо в нём остались восточно-христианские Византия и Киевская Русь) настоящему, скажем откровенно, природному "русскому здравомыслию".

        Внимательно смотрите и не передергивайте. angry
        А русское здравомыслие, когда народ сам брал всё лучшее, что ему подходило,
        Народ брал киевщину и византийщину, перерабатывал согласно своему внутреннему миру. А понаехавшие западенцы-могилянцы, захватившие власть в Москве принялись насаждать свои лекала и ломать всех через колено. Западенцы все униаты, это проект Ватикана, как и "Никонианская" РПЦ.
        1. 0
          25 февраля 2021 16:06
          Цитата: Mavrikiy
          Народ брал киевщину и византийщину
          Про "киевщину", допускаю, что ушёл в Киевскую Русь, а не в рассадник латинянской ереси (Могилянку). "Византийщину" тоже взял из доосманского периода. Но про "передёргивание" - это бычка. Написали невнятно. Чётче надо писать. smile
  3. +11
    25 февраля 2021 04:27
    Не будем забывать,что церковные преобразования проводились Никоном в страшное время.Всего за три десятилетия до того с великими трудами и большой кровью утихомирена была Смута. Общественного единства и близко не было.Государство,пытаясь восстановить армию и административный аппарат,а потом отбить утраченные земли,выжимало все соки из народа,который в ответ то и дело бунтовал.В лесах было полно разбойничьих шаек. Законодательно утвердили жестокие меры,направленные против всякого "скопа","заговора" и бунтарского "воровства" - как тогда говорили.Но мятежный дух бродил в народе и никак не успокаивался.Общество и так было расколото по социальным признакам,так еще и по религиозным раскололось.Понятно,что народ сопротивлялся,но в этом сопротивлении историки видят и социальные причины.Большинство раскольников были крестьяне,которые таким образом не только шли за правой верой,но и освобождались в скитах от поборов помещиков.Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев,например боярыня Морозова и княгиня Урусова.Но это,скорее,единичные случаи.По оценкам разных исследователей, во второй половине 17 века в раскольниках оказались от 40 до 50% населения страны того времени.Безусловно,церковный раскол стал национальной трагедией для русского народа.Перестало существовать духовное единение народа и впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве.Впоследствии усилилась социальная разобщенность среди населения.Историки спорят,и в церкви споры не утихают о природе этого раскола,была ли польза или больше вреда от этой реформы.Склоняюсь постепенно при прочтении исторических данных к тому,что было больше вреда,чем пользы.
    1. +1
      25 февраля 2021 12:55
      Цитата: Destiny
      Склоняюсь постепенно при прочтении исторических данных к тому,что было больше вреда,чем пользы.

      о какой пользе можно говорить, говоря о страшных последствиях раскола?
      1. +3
        25 февраля 2021 15:44
        Согласен на 100%. Проект Никона был сугубо политическим, хотя и касался Церкви. А это никогда ничего хорошего не приносило. Иконоборчество в Византии - изначально тоже политический проект. В итоге империю лихорадило целый век. А нас - и того больше.
    2. +2
      25 февраля 2021 13:23
      "Единение народа"? Какое может быть единение между сытыми и голодными? Какое "единение" может быть "богатыми" и "бедными"? Хоть на самом деле это звучит несколько необычно, но такое "единение" может быть. В каких случаях: 1-перед лицом еще большей опасности, когда люди всех слоев видят угрозу со стороны большую, чем уже имеющаяся конфронтация-типичный пример "борьба с завоевателями" и "грабительскими набегами", 2-когда бедные осознают необходимость богатых и понимают, что богатые не "чураются" бедных и их богатство служит общей цели, бедные не оторваны от управления и социальных и имущественных лифтов, типичные примеры:-"Города-Государства" Средневековья, "швейцарские кантоны", Голландская республика после революции Гезов. В России все происходило как раз наоборот-Никонианская Церковь признало главным:рабство, холопство и божественную "отметину". и на этой основе необходимость государственного переустройства и обустройства. Причем даже царь по началу не решался идти по этому пути ибо реально офигел. Но потом понял свои выгоды и с жаром все это поддержал. Таким образом народ на Руси был поделен на сословия-тех кто светлый "отмечен богом" и рожденных с божественной отметиной и на "серьмяжное сословье"-недочеловеков, которые рождены в изначальном грехе и должны пожизненно пресмыкаться в грязи, заслуживая какое-то "божественное прощение" и потому с ними все что не делается, это оказывается божественное испытание для них через руки хозяев и они должны безропотно все выполнять и подчиняться, а если взбрыкнет-то вот оно! вот оно-бессовское! Восторжествовало!. А Цари и его окружение и служивые вместе с никонианской церковью это те кто отмечены богом изначально. Ибо Царь-помазанник божий, на нем божья благодать и то что он не делает-это все "от Бога", и если он кого привечает-свое окружение и служивых, значит и на них лежит теперь "царская благодать", то есть "божественная благодать". Значит они теперь выше стоят на "чернью"-которая должна пресмыкаться перед ними в "хрестианейшем смирении"..... Вот он раскол, раскол общества, на самом деле иницированный Никоном и его "церковью" и закрепленный потом, "царской властью". Именно поэтому мы до сих пор не можем найти общий язык с европейцами, для которых "швейцарские кантоны"-"история правильного пути", а у нас все стараются оправдать путь "холопской Руси" с правильным Царем и его служивыми, поддерживаемых "истинной церковью" базируюшихся на холопстве и бесправии остальной части населения.
      1. +3
        25 февраля 2021 20:33
        Улиточник N9, целиком согласен с Вашей трактовкой. Закабаление народа, очередной этап низведения до рабского скотского состояния. Страшное время.
  4. +5
    25 февраля 2021 05:23
    А русское здравомыслие, когда народ сам брал всё лучшее, что ему подходило, отринули.

    Всегда верил и верю в здравомыслие Русского народа.
    Сейчас в Госдуме и правительстве России развелось таких Никонов пруд пруди...как же те времена напоминают нынешние.
    Царь батюшка ...злые бояре и еще эти реформаторы черт бы их побрал ...наломают дров ...нам потом их деяния многие годы расхлебывать придется.
  5. +3
    25 февраля 2021 06:04
    Опять убедился, что все эти веры приностные. Не родные. Кому, что было выгодно. И сколько людей пострадало и страдают от этого.
  6. 0
    25 февраля 2021 08:53
    Пока не вижу ничего такого страшного, что изменилось в богослужении. Чисто внешние атрибуты. Протестантизм отошёл от католичества гораздо дальше. Но видно, когда даже косметические изменения насаждаются сверху, это вызывает бурную реакцию простого народа.
    1. +1
      25 февраля 2021 13:03
      Цитата: Moskovit
      Пока не вижу ничего такого страшного, что изменилось в богослужении

      Что бы вы сказали, если бы завтра узнали, что Кремль покрасили в синий цвет?
      "Пока не вижу ничего страшного"?
      Каждый степень важности видит сквозь призму своих убеждений и приверженностей.
      Что не важно для одного может оказаться чрезвычайно важным для другого.
      Хотя, казалось бы, какой пустяк - стены покрасили.
      1. +1
        25 февраля 2021 14:33
        Если поклоняться букве закона, а не духу, то любое отступление будет казаться страшным святотатством. А если открыть Евангелие, то вы там не найдёте ни одного упоминания ни про персты, иконы, свечи. Ни разу Иисус не сказал, пишите Иисус или Исус.
        1. 0
          25 февраля 2021 14:49
          и что это должно значить?
          долой традиции и обряды?
          1. 0
            25 февраля 2021 15:12
            Это значит, что первично Евангелие. И традиции с обрядами не должны затмевать главного - слов Христа. Это относится к обоим сторонам конфликта.
            1. 0
              25 февраля 2021 15:15
              Цитата: Moskovit
              Это значит, что первично Евангелие. И традиции с обрядами не должны затмевать главного - слов Христа. Это относится к обоим сторонам конфликта.

              ещё раз. что это должно означать относительно к обрядам? без рассуждений о первичности.
              пусть Кремль будет синим?
              или ну его нафиг этот Кремль, любовь к Родине первична?
              1. +1
                25 февраля 2021 15:38
                Вы пытаетесь смешать несмешаемое. Причём тут любовь к Родине и обряды? Что такого патриотического было в обрядах старообрядцев? Разве написание Исус или Иисус влияет на веру, любовь к ближним? Или теперь все побегут сдаваться? Я считаю, что это взаимная дурь. И потребовалось несколько сотен лет, чтобы это понять.
                1. +1
                  25 февраля 2021 17:38
                  а разве я что-то смешивал.
                  проблема в том, как вы поняли
                  обряды имеют отношение к религии, а религия - к вере
                  в то время как Кремль символически считается сердцем страны, о любви к которой я написал
                  неужели так трудно провести простенькую параллель?
                  1. 0
                    25 февраля 2021 21:14
                    Да понял я вашу параллель. Что люди держатся корней даже в мелочах и все такое. А тут тем более вера. Но дело в том, что обе стороны в своей борьбе ушли от сути вопроса. Не в краске дело. А в кирпичах. Искренние заблуждения не отменяют факта заблуждений
                    1. 0
                      25 февраля 2021 21:26
                      Цитата: Moskovit
                      Не в краске дело. А в кирпичах

                      вы так и не ответили.
                      вам лично синий цвет понраву?
                      ведь если подумать, то да - цвет не главное
                      а вот в жизни эти мелочи оказываются очень важными
                      потому что в обыденной жизни цементируют общество не глубинные пласты философских мыслей, а вот такие простые непритязательные и неприметные в повседневности вещи, уходящие корнями вглубь, туда откуда происходит наша самость.
                      1. 0
                        25 февраля 2021 23:10
                        А вот и нет. Не согласен в этом случае. Был Кремль белокаменным, стал красным. И что. Будет синим. Наверное непривычно, но сжигать себя за это не буду. И убивать других. Что-то глубинное поменяло в характере народа троеперстие? Вот Пётр поменял. А это все темнота и невежество. Людям нужен был повод для бунта. Точнее власть его сама создала. Из искры возгорелось пламя. Не было никакой Святой и Белой Руси до раскола. Была живая Русь, такой и осталось после.
                        Что недавно творилось из-за прививок. Чипы. Билл Гейтс. И это 21 век. А тогда...
                      2. 0
                        26 февраля 2021 01:55
                        Цитата: Moskovit
                        Что-то глубинное поменяло в характере народа троеперстие?

                        трудно судить через века, не испытав этого на себе
                        смотришь со стороны и думаешь, ну были вы язычниками, ну стали православными...
                        ну был кремль деревянным, ну стал каменным
                        я уже который раз спрашиваю вас про личные ощущения
                        те, что пропускаются через свою суть
                        а вы в который раз переходите на абстракцию, так и не поняв вопроса
                      3. 0
                        26 февраля 2021 08:52
                        Так я вам как человек верующий говорю про свои личные ощущения - я считаю это невежеством. Я не считаю, что это были очень серьёзные изменения. Что теперь в жизни вообще никаких перемен не должно быть? Как тогда расти и развиваться.
                      4. 0
                        26 февраля 2021 08:55
                        Цитата: Moskovit
                        Так я вам как человек верующий говорю про свои личные ощущения - я считаю это невежеством.

                        очень странно (мягко говоря) с вашей стороны винить в невежестве половину русского народа, в которого реформу вбивали десятилетиями и столетиями
                        всех вам благ
                      5. 0
                        26 февраля 2021 11:15
                        Насчёт невежества - при первой переписи населения в 1897 году было установлено, что грамотными являются 29.3 % мужчин и 13% женщин. Сколько было грамотных в 1653 году? Вы читали, в чем суть реформы? Что там надо было вбивать? Особенно крестьянам, которые не умели читать и писать. Реформы стали поводом для борьбы с властью. Поэтому и вызвало такую реакцию простого народа.
                      6. 0
                        26 февраля 2021 11:23
                        Цитата: Moskovit
                        Насчёт невежества - при первой переписи населения в 1897 году было установлено, что грамотными являются 29.3 % мужчин и 13% женщин.

                        я надеялся, что вы поняли - я имел в виду не грамотность
                        потому что грамотность имеет мало отношения к вере
                        чего вы, видимо, не знаете
                        Цитата: Moskovit
                        Так я вам как человек верующий говорю про свои личные ощущения - я считаю это невежеством.
                      7. 0
                        26 февраля 2021 13:24
                        Вы путаете веру и суеверия. Вы постоянно обвиняете меня в непонимании, но никаких фактов не приводите. Только пространные намёки непонятно на что. Ладно, оставайтесь в уверенность, что до раскола русский народ был особенным. Только не забывайте, что за 40 лет до этого прекрасные двоеперстные свяшенники присягали самозванцам и чуть не посадили польского короля на престол.
                      8. -1
                        26 февраля 2021 14:18
                        Цитата: Moskovit
                        Вы путаете веру и суеверия

                        вон оно как.
                        оказывается, все европейские религиознын войны были вокруг суеверий.
                        Цитата: Moskovit
                        Ладно, оставайтесь в уверенность, что до раскола русский народ был особенным

                        ничего не писал про особенность.
                        самость - это о другом.
                        Цитата: Moskovit
                        Только не забывайте, что за 40 лет до этого прекрасные двоеперстные свяшенники присягали самозванцам и чуть не посадили польского короля на престол.

                        я что-то писал про священничество?
                      9. 0
                        26 февраля 2021 15:23
                        Я вас уже много раз просил - посмотрите какие религиозные реформы были у нас. Разве можно это сравнить с Реформацией?? Там действительно все поменялось с ног на голову.
                        И как троеперстие изменило самость русского народа?
                      10. 0
                        26 февраля 2021 16:27
                        я, кажется, понял вас
                        вам не важно как креститься: щёпотью или двумя перстами. да хоть ладонью
                        вам не важно как читать молитвы
                        это всё для вас суеверия
                        тогда что же для вас действительно важно в вопросе веры?
            2. 0
              25 февраля 2021 17:00
              Цитата: Moskovit
              Это относится к обоим сторонам конфликта.
              Согласен. Кто прав, кто виноват в этом конфликте, будут персонально наверху решать. Но и покаянный собор могли бы провести. Как и судить участников Гражданской можно только персонально.
      2. -1
        25 февраля 2021 17:53
        Цитата: Наводлом
        Что бы вы сказали, если бы завтра узнали, что Кремль покрасили в синий цвет?

        Мы традиционно живем штампами. Откуда взялось понятие «Кремль белокаменный» не задумывались? За 800 лет существования, 300 лет Московский Кремль был «белым» и столько-же «красным»!
  7. +15
    25 февраля 2021 09:17
    Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.
    Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа.
    1. +1
      25 февраля 2021 16:02
      Татра,а Вы не помните кем был митрополит Сергий, вероятно, старообрядец? А у Сталина прорва времени,что он встречался с Сергием ?
      Думаю,что Сталин по лучше нас разбирался в истории церкви.
  8. BAI
    +1
    25 февраля 2021 10:54
    в гром в реках и озёрах не купаться

    Абсолютно верное решение. Купание в грозу - смертельно опасно.
    1. +1
      25 февраля 2021 12:29
      Купание в грозу - смертельно опасно.
      Ничего подобного...опасней находится в грозу в чистом поле или под одиноким деревом...здесь больше шансов попасть под разряд молнии.
      Я не слыхал случаев чтобы кого нибудь молнией при купании в грозу шарахнуло. what
      1. BAI
        +1
        25 февраля 2021 12:31
        Управлении Роспотребнадзора по Московской области предупреждают: купаться во время грозы категорически нельзя. В случае если гроза застала в озере, реке или море, нужно как можно скорее выйти из воды. В воде тело «вытягивается» во весь рост, а это означает, что опасное для жизни «шаговое напряжение» станет еще больше, чем когда человек стоит на земле, поскольку определяться оно будет расстоянием от ладоней до стоп. Кроме того, вода является хорошим проводником тока: даже если молния ударила достаточно далеко, велика вероятность пострадать от нее.
        1. +1
          25 февраля 2021 13:08
          В Индии от ударов молний за один день погибли 107 человек. Об этом в пятницу, 26 июня 2020 года
          стихия привела к смерти 83 жителей штата Бихар, еще 24 человека скончались в штате Уттар-Прадеш. Отмечается, что значительное количество погибших молнии застали во время работы на полях.

          Конечно рисковать жизнью не стоит и при первых молниях лучше укрыться в доме с хорошим заземлением.
        2. +1
          25 февраля 2021 13:53
          "управление Роспотребнадзора",а Вы разве не знаете,что там окопались самые отпетые"никонианцы" и "русофобы"? Ведь, в грозу купаться это проявление русской натуры. А весенний"локдаун",а ношение маски - всё,чтоб извести русских, ведь, от этого только русские страдали
      2. +1
        25 февраля 2021 14:35
        У моего знакомого так сын погиб. Молния в реку ударила. Он там купался под дождём....Хотел показать, что типа все ровно...
        1. +1
          25 февраля 2021 16:04
          Я тоже слышал о подобных случаях
      3. +1
        25 февраля 2021 20:27
        Согласен ,что опасность поражения молнией в воде нарочита преувеличена. Сродни бабкиным сказкам: а почему? - а потому! Скорее, опасность при выходе на голый берег, или на мелководье в полный рост. В противном случае, молнии бы шарашили моряков сотнями во время штормов и тайфунов..
  9. +2
    25 февраля 2021 12:36
    Автор, прочитайте "Житие протопопа Аввакума", буквально на первых страницах, противник Нестора , Вам расскажет, как скоморохов гонял.Очередная статья натянутая на глобус Гипербореии
  10. +2
    25 февраля 2021 12:52
    "новый Иерусалим станет мировым центром православия"мне вспомнился "великий комбинатор", с его:"Нью Васюки"
  11. +2
    25 февраля 2021 13:42
    Вообще-то Самсоновы и раньше выступали ревнителями "благочестия и против"Никоновской бесовщины".
    Автор (ры)говорит(рят),что Никон был огромного чистолюбия, а если б вместо Никона патриарх был старообрядец,что чистолюбия исключается?
    1. +1
      25 февраля 2021 20:29
      Конечно не исключается. Аввакум также расправлялся бы с никонианами, если б взял верх в глазах царя. А то и похуже.
      1. 0
        26 февраля 2021 15:25
        Самсоновы считают,что старообрядцы"белые и пушистые"
  12. 0
    26 февраля 2021 01:04
    Каких украинцев привёл Никон? Автор, что там у вас с познаниями по истории? Никакой украины в 17 веке и в помине не было!
  13. 0
    31 марта 2021 17:54
    Считаю, что "проект" Никона был не только политическим но предполагал внешний эффект и внутренний. hi Да и "выгодополучатели" разные bully
    Внешний - как уже указывали ранее коллеги, сделатьСЯ православным "ПАПОЙ римским". Даже сейчас фактор веры, один из мощнейших и опасных. Пример событий на О,краине. bully
    Внутренний -
    - так же указывали, Никону были свойственны мания величия. См. указанное ранее, желание "подвинуть" на троне государя Российского по примеру папы римского, того времени. belay за, что и получил....А Петр 1, реформу "оценил", как настоящий "внутренний" западник, но, церковь "успокоил" и "встроил в "верикаль власти "синод". Мало ли crying
    - Никон, параллельно "зачищая" возможные основания для противодействия "реформе" под вывеской "не соответствия" православия в России(христианский вариант России от Владимира) якобы "настоящему" Западному(пример завезенных консультантов, по примеру периода развала СССР и появления РФ при Ельцине - штатовских. Которые помогали "демократизации" экономики, демографии и ВС РФ( развалу и разграблению, уничтожению не военным путем), при этом не забывая о использовании своего положения для получения максимальной личной выгоды, за свой"непосильный" труд. Вроде, часть из них "пострадала" в самих США, НО не из-за "проделок" с экономикой, демографией и ВС РФ, А из-за налогов, утаили "шалунишки", А вот ЭТОГО США не любят.
    Зачищали, ВСЁ - как, архивы, книги и ОСОБЕННО носителей уже сложившейся христианской православной культуры в России, от верха до низу(скольких мл. зачистили...?). Во все времена, главная борьба за души(мозги). Итоги, как и постсоветские ЗИЯЮЩИЕ вершины- политические, демографические и вполне могли быть ПЕЧАЛЬНЫЕ геополитические. см. ИСТОРИЮ. Реформа, это не так опасно, как явная война, но в т.ч. экономически ОЧЕНЬ эффективно. См. опять же пример О, краины. Не только все продали и разворовали, но и по дешевке "толкнкли" Боссу в США. Земля в процессе продажи, но похоже у США(БОССА) более перспективные планы. По концентрации войск НАТО у границ РФ И АКТИВИЗАЦИИ по периметру РФ таких же манкуртов, США решило бороться с "агрессивной" политикой РФ до последнего манкурта, янычара и потом ПОСМОТРЕТЬ и при удачном расположении "звезд" сыграть свою игру. Пора, времени у демократов штатовских почти НЕТ! am
    Думается и "внутри" РФ, как у Никонской реформы, есть свои "закладки", а то всё обнаруживают ячейки ИГИЛ(запрещенной в РФ) и о гостях, которые в ячейках...
    История, как ранее детям говорили: "...Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок...". Хочется верить, что урок усвоен ...а не ЕГэ(коекакеры).. hi
  14. 0
    1 апреля 2021 21:01
    Статья не о чем,но комментарии... просто обхохочешься.