Военное обозрение

Лучше поздно, чем никогда: история танкостроения Италии

29

В 1911 году Италия начала войну с Османской империей и стала первой в мире страной, применившей броневики в бою. Машина Isotta Fraschini была вооружена пулеметом калибра 7,62, обладала 4-миллиметровой броней и хорошо себя показала в бою, тем самым став стимулом для разработки новых типов техники.


Спустя 3 года у границ Италии началась новая война — Первая мировая. После вступления страны на сторону Антанты в бой вышли как классические войска, так и бронетехника, представленная в основном машинами Ansaldo-Lancia IZ и Autoblinda 40/41. Тогда же выяснилось: для специфических ландшафтов линии фронта нужны боевые машины на гусеницах. Разработкой и производством занимались компании Fiat и Ansaldo, и вскоре появился FIAT 2000. 40-тонная машина стала первым в мире танком с вращающейся башней, однако пока ее доводили до кондиции, Первая мировая уже закончилась.

Хотя итальянское командование оценило ТТХ танка, военные сомневались в том, что машина сможет передвигаться по гористой местности фронта. Было решено закупать легкие танки Renault FT-17, однако французы практически всю технику отдавали своим войскам. Итальянцам ничего не оставалось, как запустить производство у себя. Они сделали танк с такой же броней, как уRenault FT-17, но легче и быстрее. Это был FIAT 3000. Испытания первого опытного образца прошли в 1920-м, а год спустя модель приняли на вооружение. Серия составляла около 100 машин и оставалась в строю вплоть до 1943 года.

После прихода к власти Бенито Муссолини страна взяла курс на создание великой итальянской империи. Инженеры начали разработку башенной версии танкетки L3, которая позже получила индекс L6. Машина вооружалась автоматической пушкой калибра 20 мм. Корпус и башня собирались на заклепках, а толщина фронтальной брони достигала 30 миллиметров. Впрочем, войска получили L6 лишь в 1942 году, когда время легких танков уже прошло.

Одновременно итальянские конструкторы вкладывали все силы в разработку тяжелых машин. Результатом стал Carro Armato M11/39 — 11-тонный танк с дизельным двигателем и необычной компоновкой. Корпус с 30-миллиметровой лобовой броней собирался по старинке, с помощью заклепок и болтов. Пушка калибра 37 мм была установлена в корпусе, а в башне размещались два пулемета.

Carro Armato M11/39 изначально рассматривался как переходной образец к более совершенным машинам, а потому во второй половине 1940 года в серию пошел Carro Armato M13/40 — самый распространенный итальянский танк массой 13 тонн и орудием калибра 47 мм в башне. Чуть позже появилась улучшенная версия машины — Carro Armato M14/41. В 1940–1941 годах такая техника практически на равных сражалась с английскими крейсерскими танками.

И все же итальянские боевые машины были далеки от идеала. Конструкторы готовили модернизированный экземпляр — Carro Armato M15/42. В отличие от остальной техники серии «M», у него был бензиновый двигатель и 40-миллиметровая лобовая броня. Калибр орудия остался тем же, однако увеличилась длина ствола, а с ней и начальная скорость снаряда. Это был лучший итальянский танк времен Второй мировой войны, который по традиции был принят на вооружение с опозданием.

После капитуляции Италии во Второй мировой войне страну оккупировали немецкие захватчики. Они разоружили армию и получили заводы с налаженным выпуском тяжелого итальянского танка, который не успел попасть в армию. В итоге около сотни новых машин Carro Armato Pesante P26/40 достались Германии. Техника массой 26 тонн создавалась под влиянием советского Т-34. По меркам средних танков, у нее была хорошая броня и мощное орудие, однако большой проблемой машины было отсутствие мощного двигателя.

Как выяснилось, итальянцы планировали и дальше развивать производство тяжелых танков. На основе P26/40 разрабатывалась машина P43 c большей массой и толщиной брони. Работы остановились на стадии макета. В том же состоянии был и проект P43 bis с 90-миллиметровым орудием. Танк весил 38 тонн и уже полноправно мог называться тяжелым.

После Второй мировой войны в Италии действовали ограничения на разработку военной техники. Основой танковых частей были американские и английские танки. Однако уже со второй половины 50-х годов в стране начались работы по созданию собственной техники. В 1984 году на базе немецкого Leopard 2 появился танк C1 Ariete. Он стал самой большой удачей танковой промышленности страны и по сей день остается основой бронетанковых войск Италии.

Больше подробностей об истории итальянского танкостроения — в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 24 февраля 2021 06:33
    +1
    40-тонная машина стала первым в мире танком с вращающейся башней, однако пока ее доводили до кондиции, Первая мировая уже закончилась.
    С - своевременность! laughing
    1. Cowbra
      Cowbra 24 февраля 2021 06:44
      -1
      Цитата: Владимир_2У
      С - своевременность!

      М-макароны. Боевое применение:
      Все же «итальянки» оказались полезны, особенно тем, что без особых проблем ходили по узким горным дорогам.
      Любопытный эпизод: 17 января 1939, по сообщениям республиканской прессы, капрал Селестино Гарсия Морено один встретил 13 (!) танкеток. Гранатами подорвал три, потом мотыгой открыл их люки и взял в плен пятерых танкистов. Остальные 10 танкеток бежали…
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 24 февраля 2021 06:48
        +3
        Цитата: Cowbra
        капрал Селестино Гарсия Морено один встретил 13 (!) танкеток...Гранатами подорвал три, потом мотыгой открыл их люки
        Горячий испанский парень! П - правдивость!
        1. Cowbra
          Cowbra 24 февраля 2021 06:50
          -4
          Бес его знает. После того, как их в Африке зуСулы выкуривали из танкеток тлеющей травой))) Игру такую компьютерную знаете - цивилизация? Там копейщики часто танки побеждают? Оказывается, была срисована с натуры laughing
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 24 февраля 2021 07:03
            +2
            Цитата: Cowbra
            как их в Африке зуСулы выкуривали из танкеток тлеющей травой

            Про зусулов не скажу, они против "Ж. Капута" воевали, а вот эфиопы несли при реализации ПТО копьями жесточайшие потери.
            1. Инсургент
              Инсургент 24 февраля 2021 07:47
              +5
              В 1911 году Италия начала войну с Османской империей и стала первой в мире страной, применившей броневики в бою.


              Итальянцы... yes

              Более того, именно они, и в этой войне впервые в истории применили в БД авиацию.
              На тот момент ВВС Италии имели:
              22 самолета Nieuport и Bleriot-2 французского производства и 6 единиц Etrich Taube и Bristol, два аэростата - Р1 (объем 4200 куб. м., скорость 50 км/час) и Р2 (объем 4700 куб. м., скорость 54 км/час).
              Турция не имела воздушных средств вовсе.

              Впервые в мировой истории боевой вылет авиации был выполнен 22 октября 1911 года в районе Азизие. Капитан Пиаццо (Piazza) на самолете Bleriot выполнил часовой разведывательный полет. В последующие дни полеты в районе Азизие и Зувара продолжились. Их выполняли пилоты капитан Пиаццо на Блерио и капитан Моицо (Moizo) на Ньюпорте.

              Капитан Карло Пьяцца, 1911 г.



              Боле позднее фото Рикардо Моиццо (Riccardo Moizo) в чине генерал-лейтенанта



              В ноябре 1911 года капитан Гавотти (Giolio Gavotti) впервые осуществил бомбардировку турецких позиций.
              Тогда же, из-за существенной угрозы поражения техники и пилотов огнём с земли, были предприняты первые в истории ночные боевые вылеты авиации.

              Джулио Гавотти - первый авиатор, выполнивший бомбометание с воздуха, 1910 г.



              В этом же конфликте случились и первые потери, так 13 марта 1912 года капитан Пиаццо во время полета был ранен выстрелом с земли, а 10 сентября 1912 года во время разведывательного полета Ньюпорт капитана Риккардо Моицо (Riccardo Moizo), получивший повреждения от ружейного огня, совершил вынужденную посадку. Это был первый самолет в истории авиации, который был сбит во время военных действий

              1. Destiny
                Destiny 24 февраля 2021 08:09
                +10
                В ноябре 1911 года капитан Гавотти (Giolio Gavotti) впервые осуществил бомбардировку турецких позиций.

                А вот как это было,позволю себе дополнить:
                Во время этого рейда лейтенант Gavotti, поднявшись на 700 метров и находясь над оазисом Aïn-Zara, в 8 клм. на юго-восток от аванпостов, заметил две большие группы неприятеля, приблизите­льно в полторы тысячи человек каждая. До­став из кармана ручную гранату, он зажал ее между коленями и одной рукой (другая рука была занята управлением) приготовил ее к дей­ствию. Затем, пролетая над замеченной груп­пой, он зубами оторвал предохранитель и че­рез правое крыло бросил гранату. Около двух-трех секунд он мог наблюдать ее падение, но потом потерял гранату из вида. Сделав вираж, он увидел на земле облако песка и пыли и па­ническое бегство во все стороны людей груп­пы. Из-за шума своего мотора он не слышал звука взрыва.

                Вот так произошла первая воздушная бомбардировка.Думаю,что читатель нево­льно улыбнется,сравнивая условия,в кото­рых она происходила, с современными воздуш­ными бомбардировками.
                1. Инсургент
                  Инсургент 24 февраля 2021 08:10
                  +2
                  Цитата: Destiny
                  Вот так произошла первая воздушная бомбардировка.Думаю,что читатель нево­льно улыбнется,сравнивая условия,в кото­рых она происходила, с современными воздуш­ными бомбардировками.

                  yes yes yes - smile
              2. Абзац Эпитафьевич Ы.
                Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 08:58
                -13
                Речь не про авиацию в статье. Желаете и итальянскую кухню обсудить?
                1. Инсургент
                  Инсургент 24 февраля 2021 09:03
                  +5
                  Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                  Речь не про авиацию в статье. Желаете и итальянскую кухню обсудить?

                  Будет как-то итальянская кухня пересекаться с темой итало-турецкой войны - ОБСУДИМ yes .

                  Но без ВАС yes

                  Ибо вы вообще , даже приближённо не комментировали статью ,"вызверившись" на комментарий...
                  1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                    Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 09:32
                    -9
                    Цитата: Инсургент
                    "вызверившись"

                    Ну-ну, легче.
                    Экий Вы обидчивый.
                    1. Инсургент
                      Инсургент 24 февраля 2021 09:37
                      +2
                      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                      Ну-ну, легче.


                      Куда уж легче ? Я не знаю request no ... Земляным червяком, же, я вас не обозвал feel

                      К стати recourse ... Ваш содержательный комментарий , по-теме статьи , "не про итальянскую кухню и авиацию" , мы скоро увидим ?

                      Или же вы зашли в тему чисто-исключительно, чтоб по-задирать, по-троллить ?
                      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                        Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 09:46
                        -8
                        Цитата: Инсургент
                        "не про итальянскую кухню и авиацию" , мы скоро увидим ?

                        Насколько понимаю, видео Вы не смотрели, и сказать Вам по поводу итальянского танкостроения нечего?
                      2. Инсургент
                        Инсургент 24 февраля 2021 09:49
                        +2
                        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                        Насколько понимаю, видео Вы не смотрели, и сказать Вам по поводу итальянского танкостроения нечего?

                        Ну куда мне до ВАС yes what , просмотревшего менее чем полу-часовое научно-популярное видео от разработчика игр, и понявшего о итальянском танкостроении ВСЁ....

                        Вы ГУРУ , эксперт yes good
                      3. Абзац Эпитафьевич Ы.
                        Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 10:18
                        -6
                        Цитата: Инсургент
                        Вы ГУРУ , эксперт

                        Никогда не ряжусь в таковые. Здесь собрались исключительно дилетанты, и фаллометрия, полагаю, не уместна. Но я за то, чтобы тематический трёп проходил всё-таки в русле сабжа, а не растекался жижей. hi
          2. Владимир_2У
            Владимир_2У 24 февраля 2021 10:15
            +3
            Цитата: Инсургент
            Более того, именно они, и в этой войне впервые в истории применили в БД авиацию.
            Ну так доктрина Дуэ не на пустом месте появилась.
            1. Инсургент
              Инсургент 24 февраля 2021 10:36
              +2
              Цитата: Владимир_2У
              Ну так доктрина Дуэ не на пустом месте появилась.

              Вот, и генерала Дуэ, "в корзиночку" yes ...
              Вообще, на фоне общей слабости Италии в военном отношении, её военные теоретики "задвигали" порой мысли , которые не потеряли актуальности и по сей день yes

              Заметки итальянский генерала Д. Дуэ :

              «Ибо ребячеством было бы предаваться иллюзии: все ограничения, все международные соглашения , которые могут быть установлены в мирное время, будут сметены как сухие листья ветром войны.

              Тот, кто сражается не на жизнь, а на смерть, — в настоящее время иначе нельзя сражаться, 
              — имеет священное право пользоваться всеми средствами, какими он располагает, чтобы не погибнуть.

              Нельзя квалифицировать военные средства как цивилизованные или варварские.

              Варварством будет сама война, средства же, которые в ней применяются,
              можно различать одни от других лишь по их эффективности, по их мощи и по урону, который они могут нанести противнику.

              А поскольку на войне необходимо наносить противнику максимальный урон,
              всегда будут применяться средства наиболее пригодные для этой цели, каковы бы они не были.
              Безумцем, если не отцеубийцей, можно было бы назвать того, кто примирился бы с поражением своей страны , лишь бы не нарушить формальных конвенций, ограничивающих право убивать и разрушать,но способы разрушения и убийства.

              Ограничения, якобы применяемые к так называемым варварским и жестоким военным средствам , представляют собой лишь демагогическое лицемерие международного характера»…
  • Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 09:39
    +1
    Цитата: Владимир_2У
    С - своевременность

    Неспешность италов в отношении доводки 2000 объяснима - такая громоздкая машина совершенно не подходила под рельеф их ТВД. Это всё же не равнинная Фландрия)
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 24 февраля 2021 10:17
      +1
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Неспешность италов в отношении доводки 2000 объяснима - такая громоздкая машина
      Неспешность, скажете тоже! Широко шагнули с этой бандурой господа макаронники, аж штаны лопнули.
      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 16:45
        -1
        Цитата: Владимир_2У
        Широко шагнули с этой бандурой господа макаронники, аж штаны лопнули.

        Широко или нет, но страны европейского "третьего мира" по своей бедности ФИАТы 3000 покупали - Дания, Греция, Венгрия, Латвия ,Албания. Плюс Япония и Аргентина. Простота и дешевизна были, конечно, "сильными" сторонами этой машины. Да и Сов. Россия приобрела три штуки "для ознакомления". Вообще, в качестве основного танка для своих ВС ФИАТ 3000 только Латвия рассматривала - аж 6 штук купила. Но самое прикольное, что италы подарили Эфиопии один пулемётный ФИАТ и продали позже два пушечных, которые потом во время абиссинской войны и забрали обратно)
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 25 февраля 2021 03:29
          0
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Широко или нет, но страны европейского "третьего мира" по своей бедности ФИАТы 3000
          3000 и 2000 несколько отличаются, не находите?

          Ну и Фиат-3000 с ФТ-17 конечно не "цельнотянут" но похож как братец единоутробный.
  • Морской Кот
    Морской Кот 24 февраля 2021 06:47
    -3
    Да уже было про всё это, теперь опять от самого авторитетного издателя, штампующего игрушки для недорослей. laughing
    Броневичок Изотта Фраскини:

    А вообще-то эта фирма выпускала роскошные легковые машины, которые и сейчас стоят бешенных денег.




    1. Инсургент
      Инсургент 24 февраля 2021 08:14
      -2
      В 1911 году Италия начала войну с Османской империей и стала первой в мире страной, применившей броневики в бою. Машина Isotta Fraschini была вооружена пулеметом калибра 7,62, обладала 4-миллиметровой броней и хорошо себя показала в бою, тем самым став стимулом для разработки новых типов техники.


      "Русское прочтение". Бронеавтомобиль Ижорского завода ,модель 1917 г , на платформе итальянского грузовика "Фиат" (задолго до ВАЗ 2101 lol )

      1. Морской Кот
        Морской Кот 24 февраля 2021 08:22
        -2
        Привет, Коллега. hi
        На меня, видно, недоросли обиделись, или кому-то не нравятся автомашины Изотта. laughing
        Во всяком случае Вам спасибо за интересную информацию об итальянской авиации, ничего ранее об этом не читал.
        1. Инсургент
          Инсургент 24 февраля 2021 08:29
          -2
          Цитата: Морской Кот
          Привет, Коллега.
          На меня, видно, недоросли обиделись, или кому-то не нравятся автомашины Изотта.

          Приветствую yes
          Ну... what "На вкус и цвет"... Кому-то не понравился мой пост об ижорском "Фиат". Да и Бог с ними yes
          Цитата: Морской Кот
          Во всяком случае Вам спасибо за интересную информацию об итальянской авиации, ничего ранее об этом не читал.


          Собственно, эту информацию сам почерпнул при более-менее тщательном изучении итало-турецкой войны достаточно давно (ещё до нашей войны), а сейчас , лишь обновил знания , почерпнув необходимые материалы и иллюстрации для сообщения-комментария в сети.
      2. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 10:09
        0
        Цитата: Инсургент
        на платформе итальянского грузовика "Фиат"

        нет, не грузовика. Если Вас ввели в заблуждение двухскатные задние колёса, то это всего лишь глубокий тюнинг легкового шасси ФИАТ 50HP. Американцы усилили задний мост под "броневой" функционал по российскому заказу.
    2. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 11:30
      -1
      Цитата: Морской Кот
      от самого авторитетного издателя, штампующего игрушки для недорослей

      для переростков скорее.
  • Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 10:45
    +1
    Какое отношение заглавное фото имеет к итальянскому танкостроению?
    Это французские танки в Страсбурге во время оккупации Эльзаса, декабрь 1918-го.
  • Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 24 февраля 2021 12:46
    0
    Эксперт WoT'а порадовал откровением, что у ФИАТ 3000, оказывается, был "бОльший запас для модернизации, чем у ФТ-17". Если под модернизацией иметь в виду установку радиостанции и вариации вооружения, то особых отличий в модернизационном потенциале этих двух машин лично я не вижу.