X-51: авария и перспективы

14 августа Соединенные Штаты провели испытательный пуск экспериментального летательного аппарата X-51. Полет гиперзвукового прототипа закончился неудачей – всего через 16 секунд после отделения от самолета-носителя B-52 проявилась некая техническая неполадка. В результате X-51, так и не достигнув максимальной скорости, рухнул в воды Тихого океана. Общая продолжительность полета едва превысила 30 секунд. После того, как эта новость была опубликована, в среде любителей военной техники в очередной раз развернулась дискуссия вокруг гиперзвуковых летательных аппаратов. Как всегда бывает в таких случаях, нашлись и желающие шутить или издеваться над авторами проекта X-51.

X-51: авария и перспективы


Со дня неудачного пуска прошла неделя, основной поток сведений, в том числе и информационный «шум», почти сошел на нет и можно попробовать разобраться с ситуацией. Прежде всего нужно отметить, что аварийный исход пробного полета не удивителен. Это был всего лишь третий запуск в рамках проекта, поэтому наличие каких-либо проблем с техникой было предсказуемым и даже очевидным фактом. Более того, все проекты сложной техники, каковой является и гиперзвуковой летательный аппарат, никогда не обходятся без так называемых детских болезней, которые устраняются месяцами или даже годами.


Согласно появившимся вскоре после запуска данным, причиной аварии стал отказ системы управления стабилизатором. Из-за этого, как утверждает сотрудник Научной лаборатории ВВС США (база Райт-Паттерсон) Ч. Бринк, не удалось запустить маршевый двигатель аппарата – полет прекратился после выработки топлива в ускорителях. Точные причины отказа выясняются, однако нет никакого повода считать, что они будут опубликованы. Возможно, неполадки связаны с конструктивными особенностями X-51. В таком случае следующий пробный запуск состоится нескоро. Дело в том, что в распоряжении авторов проекта имеется еще один экспериментальный беспилотник, который был изготовлен одновременно с потерянным. Соответственно, для исправления недоработок понадобится некоторое время.

X-51: авария и перспективы


Программа X-51 восходит к началу двухтысячных годов, когда Пентагон выдал техническое задание на разработку экспериментального летательного аппарата, способного продолжительное время летать со скоростью более М=5. За прошедшее с тех пор время проект «оброс» массой подрядчиков. В настоящий момент в нем одновременно участвуют Научная лаборатория ВВС США, агентства NASA и DARPA, а также компании Boeing и Pratt & Whitney. В результате нескольких лет теоретических и практических исследований был создан 25-футовый (7,62 метра) аппарат X-51. Основная масса его конструкций выполнена из жаропрочных сплавов титана и никеля. Однако наибольший интерес представляет его двигатель. Прямоточный реактивный двигатель SJY61, согласно расчетам, должен разгонять аппарат X-51, как минимум, до скорости, в пять раз превышающей скорость звука. Что касается расхода топлива, то инженеры и испытатели компании Pratt & Whitney в настоящее время заявляют возможность десятиминутного полета на одной заправке топливом JP-7. Проверить эти цифры на практике пока не удалось: все три испытательных полета длились гораздо меньше времени.

Три испытательных запуска планировалось проводить по одной и той же схеме. Сперва специально переоборудованный бомбардировщик B-52 поднимает X-51 на высоту порядка 15 километров, после чего происходит его сброс. Когда гиперзвуковой беспилотник удаляется на безопасное расстояние от самолета-носителя, включаются твердотопливные ускорители. За несколько секунд они разгоняют аппарат до скорости более М=1,5, на которой может быть запущен маршевый прямоточный двигатель. Во время разгона X-51 должен подниматься на высоту в 70 тысяч футов (21,3 километра), на которой проходит дальнейший полет. Собственно говоря, целью испытательных пусков является сбор информации с нескольких десятков датчиков и передача их на наземную аппаратуру. Ввиду некоторых особенностей конструкции гиперзвукового беспилотника, он не несет какие-либо самописцы или подобную им аппаратуру. У такого подхода есть одна очень хорошая особенность: при потере аппарата информация не пропадает и, как следствие, расследование аварии занимает меньшее время.

На все работы в направлении создания гиперзвуковых летательных аппаратов за последние годы США потратили порядка двух миллиардов долларов. Вдвое больше оцениваются предстоящие затраты, необходимые для доведения X-51 и его «преемников» до практического применения. Гиперзвуковые летательные аппараты фактически могут использоваться только в двух областях: в перевозках грузов и пассажиров, а также в военном деле. В первом случае они способны в считанные часы перевозить пассажиров или грузы на колоссальные расстояния. В то же время, как показал опыт эксплуатации сверхзвуковых самолетов Ту-144 и Concorde, столь скоростная техника имеет ряд неприятных особенностей, как то необходимость специальной разработки маршрутов, высокая стоимость обслуживания и т.д. Да и стоить гиперзвуковой самолет будет недешево, не каждый перевозчик сможет позволить себе такую технику.

Для военного применения подобные летательные аппараты оказываются гораздо выгоднее. Во-первых, развитие вооружений и военной техники всегда сопровождалось ростом их стоимости. Поэтому военные давно уже привыкли к сравнительно высоким ценам. Вторая причина, по которой гиперзвуковые аппараты имеют хорошие боевые перспективы, касается высокой скорости выхода на рубежи атаки или подлета к цели. К примеру, на базе того же X-51 можно сделать тактическую ракету авиационного базирования. Боевая часть отнимет часть объемов для топлива, что почти не скажется на скоростных качествах. Кроме того, гиперзвуковая скорость полета очень и очень сильно затрудняет перехват, как по причине быстрого перемещения цели, так и из-за необходимости особо быстрого реагирования на угрозу.

X-51: авария и перспективы
Крылатая ракета Х-90 "Коала"


Здесь будет полезно вспомнить один нюанс всех гиперзвуковых программ: они изначально создавались для военного применения в будущем. Так, еще в советское время ЦИАМ и КБ «Факел» создали экспериментальный аппарат «Холод». Его испытания проводились уже в девяностые, что, тем не менее, не помешало «Холоду» разогнаться до скорости в М=6,5 и достичь продолжительности полета в 77 секунд. Немного позже появился проект «Игла». Этот летательный аппарат должен был иметь немного более высокие характеристики, чем «Холод». Кроме того, новый проект подразумевал создание более крупного и тяжелого гиперзвукового самолета. Наконец, в середине 90-х появилась первая информация о некоем аппарате под условным обозначением Х-90. Существует множество противоречивой информации об этом проекте. Самая правдоподобная версия гласит, что Х-90 является инициативной разработкой конструкторского бюро «Радуга», создававшейся исключительно в исследовательских целях. Тем не менее, этот аппарат получил код НАТО AS-X-21 и прозвище Koala (подробнее здесь: Крылатая ракета Х-90 "Коала"). Проект Х-90 часто становится объектом домыслов и спекуляций, прежде всего, из-за неясной судьбы. Дело в том, что после нескольких демонстраций макета или опытного образца все официальные упоминания о «Коале» внезапно прекратились. Время от времени утверждается, что именно на базе Х-90 будет создана новая ракета для стратегических бомбардировщиков. Однако официального подтверждения этому пока не было. Похожим образом дело обстоит с современной ситуацией в сфере гиперзвуковой техники. В ряде средств массовой информации регулярно упоминаются некие новые разработки, однако приводимые о них сведения всегда являются неполными, спутанными и неофициальными. Возможно, в самое ближайшее время что-то прояснится – на этой неделе должно состояться заседание по гиперзвуковым технологиям, в котором будет участвовать вице-премьер Д. Рогозин.


По материалам сайтов:
http://newsru.com/
http://inosmi.ru/
http://thediplomat.com/
http://vpk.name/
http://testpilot.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Джон из США 23 августа 2012 10:35
    Возможно, в самое ближайшее время что-то прояснится – на этой неделе должно состояться заседание по гиперзвуковым технологиям, в котором будет участвовать вице-премьер Д. Рогозин.

    1. Будет просить деньги и себе в кармашек с откатов.
    2. Может проболтается о чем либо.
    Джон из США
    1. anchonsha 23 августа 2012 10:50
      Что так не любишь свою Родину, злыдень? А в общем нам уже необходимо самим вплотную заняться созданием гиперзвуковых аппаратов,время ведь уходит, а амеры торопятся очень. Удачи Рогозину, конструкторам, специалистам по высокоскоростным летательным аппаратам!!!
      anchonsha
      1. PARROT 23 августа 2012 16:02
        Это ты Родину не любишь, потому что тебе наплевать на то, что у вас в стране коррупция и человек правильно подметил, скорее всего так и будет и то что он скептик не означает, что он родину не любит, такие как он я уверен для родины больше делают чем такие прохвосты, которые всё время только и верят в лучшее вместо того, чтобы критично относиться к настоящему.
        PARROT
      2. crazyrom 24 августа 2012 01:28
        Цитата: anchonsha
        Что так не любишь свою Родину

        так это не его родина, смотри, он ДЖОН из США.
  2. atos_kin 23 августа 2012 10:45
    "И опыт, сын ошибок трудных". Без научно-технического задела невозможно двигаться вперед. Горе тем странам, которые экономят на его создании.
  3. nnz226 23 августа 2012 14:37
    америкосы пока не смогли разродиться приличной СВЕРХЗВУКОВОЙ ракетой, их Томагавки - суть минивариант Ту-154 со скоростью 900 км/час. И сразу же схватились за гиперзвук... Это СССР при тов. Сталине мог за 12 лет с 1929 по 1941 год сделать рывок "из грязи - в князи" , а сейчас такие номера не прокатывают.... так что они могут ещё долго долбиться в этом направлении, а, учитывая, что все приличные технические достижения последних 60 лет им ставили импортные мозги (типа Вернера фон Брауна в ракетостроении) - то где они у себя-то эти мозги найдут??? Разжиревшие и обленившиеся, предпочитающие учиться на адвокатов и врачей, где можно легко срубить денег.
    1. PARROT 23 августа 2012 15:59
      Что ты мелишь, попробуй прожить на зар. плату врача. Не трогай вообще врачей. Аннигиляционный ракетный двигатель надо изучать, а не вытягивать из устаревших технологий невозможное если уж по теме.
      PARROT
      1. аксакал 23 августа 2012 23:13
        Цитата: PARROT
        Аннигиляционный ракетный двигатель надо изучать, а не вытягивать из устаревших технологий невозможное если уж по теме.
        - сам понял, что написал, умник? Детский сад laughing laughing laughing Ну-ка подробнее распиши мне про этот, как его, аннигиляционный ракетный двигатель, послушаем, оченьнама интересно. Позову-ка я ветерана, возьмем попкорна и послушаем, что нам тут паррот задвинет. Начинай laughing
    2. Летунъ 23 августа 2012 16:13
      Цитата: nnz226
      Это СССР при тов. Сталине мог за 12 лет с 1929 по 1941 год сделать рывок "из грязи - в князи" , а сейчас такие номера не прокатывают....

      Блин, а ведь Путин у власти тоже 12 лет... Называется: почувствуйте разницу.
      1. El13 23 августа 2012 19:34
        Цитата: Летунъ
        Блин, а ведь Путин у власти тоже 12 лет... Называется: почувствуйте разницу.

        Во-первых, мир меняется и 12 лет тогда и сейчас - это разные 12 лет (не берусь судить, какие из них короче, но разные - факт), т.к. совсем другая экономика, другое информационное пространство, другой человек (его мировоззрение), разные стартовые условия (как пример, сейчас не будут расстреливать оппозицию почти без суда, чтобы пресечь разложение общества изнутри).
        Во-вторых, то, что я наблюдал в 90-х, когда рушился мой мир (не мой личный, а моя страна), когда нечего было жрать и то, что сейчас из этого дерьма мы как то выкарабкались и если не подняли голову, то уже не на коленях - тоже факт.
        Поживём-увидим, ещё рано оценивать глобальные процессы последних лет.

        В своё время читал про испытания гиперзвукового двигателя (накануне развала Союза), когда его ставили на голову ракете, похожей на С-125, потом пришёл голубой лис и всё исчезло, а вот сейчас узнаю про Х-90 и что по ним вся инфа исчезла... интересно.
  4. avdkrd 23 августа 2012 20:47
    не понимаю ажиотажа по поводу Х51. Довольно давно была испытана боеголовка для Тополя с " управляемой траекторией по высоте и направлению" Насколько помню было это подано как ответ на овское ПРО и недвусмыслено дали понять, что боеголовка прямой потомок Коалы.
    http://topwar.ru/4733-krylataya-raketa-h-90-koala.html
    1. Алекс28 23 августа 2012 22:37
      При гиперзвуке вероятность поражения падает до 20%.Нам надо хотя бы 50(я в этом деле профан, может знатоки помогут).А ты говоришь АЖИОТАЖ.
    2. El13 23 августа 2012 22:45
      Боюсь, огромная разница в наличии двигателя у того, что мы здесь обсуждаем и отсутствие такового в гиперзвуковых боевых частях стратегических ракет, которые падают подобно "Бурану" или "СпейсШаттлу".
      1. Аскет 24 августа 2012 07:24
        Цитата: El13
        Боюсь, огромная разница в наличии двигателя у того, что мы здесь обсуждаем и отсутствие такового в гиперзвуковых боевых частях стратегических ракет, которые падают подобно "Бурану" или "СпейсШаттлу".


        наша страна обладает маневрирующими гиперзвуковыми ядерными боеголовками, способными преодолевать любую ПРО, этак с 2005 года.(в 2004 на учениях в Кап-Яре? прошли успешные испытания)
        1. El13 24 августа 2012 13:05
          Я про то, что маршевого двигателя у них нет, летят они по инерции после разгона носителем. Основная проблема в создании именно двигателя.
  5. аксакал 23 августа 2012 23:36
    Где-то мелькнуло сообщение, что Минпромторг и Тактическое Ракетное вооружение выдали 50 лимов рублей некоемому Ростиславу Пушкину из малоизвестной фирмы "Имплаз" на разработку двигателя для гиперзвуковых ракет. Я поисследовал эту тему, узнал подробнее, кто таков этот Пушкин и его фирма "Имплаз", посмотрел интервью некоего писателя футуролога Калашникова с этим в прошлом серьезным ученым....
    Впечатления удручающие. Наверное, настолько Россия отстает в области гиперзвуковых полетов, что не от хорошей жизни поставила на Пушкина - авантюрой здорово попахивает. Жаль, нет ветерана аир форса, вот хотел бы с ним обсудить эту тему. Разработанный Пушкиным рефлекторный твердотопливный прямоточный двигатель здорово смахивает на печально известный в совсем недавнем прошлом ракетный двигатель без выброса рабочего вещества. Но такой двигатель по классическим законам физики просто невозможен - реактивное движение без выброса рабочего тела не бывает - это замкнутая система, это все равно, что, как в "Ну погоди", стоя на лодке, дуть на парус той лодки в которой находишься и за счет этого разгоняться. Пушкин утверждает, что среда, точнее, вакуум обладает определенной вязкостью, и потому при умелом использовании такого явления, как совпадение частот и связанного с этим резкого увеличения амплитуды колебаний (это больше известно как явление резонанса) можно заставить двигаться замкнутую систему. Возможно, я лично соглашусь - ведь на качелях мы умудряемся за счет резонанса, не касаясь никакой частью тела зиемли или любой другой внешней опоры, раскачаться и набрать нужную амплитуду. Но как с помощью этого добиться гиперзвука?
    В общем, в этой области меня настораживает и огорчает то, что россияне, видать, от отчаяния, доверяются, ну не скажу шарлатану, но ученому, использующего непроверенные фундаментальной наукой явления. Даже если получится сия авантюра, то будем напоминать древних китайцев, понятия не имевших об уравнениях Циолковского, Жуковского, о знаменитом диффуре Мещерского, но уже использовавших в качестве оружия пороховые ракеты. Разве так можно? Ставить впереди лошади телегу? Надо бы сначала привлечь сильнейших физиков, кто еще остался в живых (Н.Н. Моисеев и С. Капица, к великому сожалению, будет земля им пухом), ну Ж. Алферов, кто там еще, проверить и проработать эту тему на фундаментальном уровне, а потом уже создавать гиперзвуковое оружие. А так возможен оглушительный провал. sad
    1. gridasov 20 сентября 2012 18:18
      Уравнения Циолковского, Жуковского верны только для определенного уровня энергетических взаимодействий. Процессы происходящие при высоких относительных скоростях полета Л,А подчиняются иному методу математического анализа, то-бишь высокопроизводительному и высокоемкостному. Другими словами необходимо сочетать и гармонизировать достаточное множество параметров как чисто математических кодированных данных так геометрических векторов направления распределения потоков , так энергетических магнитных силовых процессов. Все это невозможно осуществить не изменив саму идеологию всей математики. Поэтому Вы правильно отмечаете , что телега впереди . Физики и математики должны , прежде всего обосновать физические процессы гипперскоростных полетов.
      Провал это тоже часть процесса познания. Вопрос состоит в том, зачем и куда ведет нас процесс эволюции. Прежде всего знаний. И если эти знания уже в среде людей , то значит нас торопят. ТО , что эти знания пришли не от латентной эволюции ,даже не требуется доказательств . Их источник очевиден. Просто мы еще не умеем верить и воспринимать очевидность как реальность
  6. balamut_x 24 августа 2012 07:59
    информация к размышлению - http://izvestia.ru/news/507949
    Погонимся за гиперзвуком — рискуем упустить нечто поважнее
    balamut_x
  7. alex4i4erin 25 августа 2012 17:54
    Гиперзвук тоже нужен. Раньше мы т.е. ВПК держали нос по ветру, а сейчас похоже "Акелла " промахнулся.
    alex4i4erin
  8. gridasov 20 сентября 2012 17:59
    При отдельном движителе на любом виде топлива можно получить только определенную скорость полета объекта. При увеличении этой скорости самого объекта наступает момент сбалансированности потенциала, когда скорость полета будет равна скорости истечения плазмы сгоревшего топлива. НО!!! уже при определенных скоростях степень ионизации поверхности истечения и среды, полета будет настолько высокой , что будет происходить термо электронная эмиссия вещества поверхности Л. А в сторону среды . Более энергетически плотной в своих магнито динамических связях. Л,А просто растворяется или как считают ученые сгорает.
    Мы даем подсказку. Необходимо использовать потенциал самой среды для того , что бы при изменяющейся относительной скорости( Л.А относительно среды) был всегда сбалансированным и не разрушающим Л.А. К тому же надо понимать , что в различных по уровню плотности вещества средах летательный объект при определенной скорости становиться сам источником возмущения среды. Другими словами меняется вектор поляризации в процессе ионизации поверхностей истечения.
    Устройство как турбина не может иметь вращающихся частей , но при этом она должна создавать динамическую разность скорости истечения потока любой среды..
    Люди видят мир вокруг себя как статические события. Существуют методы восприятия событий как динамических последовательных процессов. При этом анализ происходит на уровне взаимодействия энергетических трансформаций, которые в свою очередь описываются как магнитные силовые взаимодействия , которые в свою очередь описываются математически , как высокопроизводительные числовые и кодированные потоки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня