Командор на дне

44
Командор на дне
Капитан третьего ранга Генрик Клочковский сидит второй слева среди личного состава польского ВМФ по случаю празднования Рождества, 1938 г.

Окончание статьи Балтийская одиссея «Орла».

Миф о большом патриоте


До войны Генрик Клочковский считался одним из лучших польских подводников, в том числе благодаря его опыту, приобретенному еще во время службы на русском флоте в Первую мировую войну. Поэтому его истинное и отвратительное поведение во Вторую мировую войну было окутано молчанием по идеологическим и патриотическим причинам.



«Человек строгих правил, большой патриот»,

говорили про него те, кто назначил Клочковского командиром флагмана польского подводного флота.

Но не только эти качества повлияли на его продвижение по службе – будь то в России, Польше или Франции, Клочковский всегда отличался успехами в учебе. Он очень быстро стал экспертом в подводном оружии, рационализатором, хорошим организатором и командиром подводной лодки «Жбик» («Дикая Кошка»). В возрасте 34 лет он стал самым молодым капитаном третьего ранга (польск. – командор подпоручик) на польском флоте.

Первые сигналы о том, что Генрик Клочковский не относился должным образом к своим служебным обязанностям, появились летом 1938 года, еще во время работы приемной комиссии в Голландии. Там Клочковский ввязался в роман с проституткой. Это, конечно, вызвало скандал, но не это стало самым значимым изменением в поведении «командора».

В Голландии Клочковский вдруг стал ярым поклонником Адольфа Гитлера. Если раньше он не был замечен в интересе к политике, то теперь он стал открыто хвалить политику нацистов и навязывать свое мнение сослуживцам. Но начальство, казалось, не замечало странностей в поведении Клочковского.

Со временем стало только хуже. И наконец, накануне начала войны – несмотря на крайне напряженную ситуацию между Германией и Польшей, командир сошел на берег, дав увольнение членам экипажа. В результате, когда немцы атаковали Польшу, он не находился на корабле, а прибыл в порт 1 сентября в 6:30, когда подводные лодки «Рысь», «Семп», «Вильк» и «Жбик» уже давно вышли в море.

Положение не улучшилась даже после того, как «Ожел»под его командованием отправился сражаться с Кригсмарине. Напротив, последующие сообщения о немецких успехах становились все более удручающими. Уже на второй день войны, после встречи «Ожела» и «Вилька» в море, командир последнего (капитан-лейтенант Богуслав Кравчик) метко заметил, что моральная сторона «Клоча» была никакая.

Командир «Ожела» был подавлен и с раздражением говорил о бессмысленности войны, то есть ясно проявлял панический страх
. С самого начала боевых действий у польского командования больше всего проблем со связью было с «Ожелом». Эта подводная лодка не докладывала о себе в должное время и не указывала свою позицию.

Весь день 3 сентября «Ожел» провел под водой на глубине около 28 метров. Несмотря на это, самолеты Люфтваффе выследили её и забросали бомбами. К ним присоединились корабли Кригсмарине. Атаки повторились несколько раз, но подводная лодка избежала попаданий.

Предатель Клочковский


Переломным стал день 4 сентября, когда «Ожела» атаковал одинокий немецкий самолет. Несмотря на немедленное погружение на глубину 70 м, одна из глубинных бомб взорвалась в непосредственной близи к кораблю. Подводная лодка отделалась лишь небольшими повреждениями, чего нельзя сказать о её командире.

Налет отрицательно сказался на его боевом духе. Клочковский уведомил своих офицеров, что намерен сменить район патрулирования и перейти севернее, в район Готланда. Он считал, что назначенный им сектор был слишком мелким (что как раз соответствовало правде), а многочисленные атаки с моря и с воздуха сделали невозможным проведение какой-либо боевой операции (что уже было очевидной ложью).

Без уведомления командования, в 20:20 он сделал запись в корабельном журнале о своем решении. Таким образом, он вывел из боя 20 % состава подводного флота Польши, что подвергло остальные подводные лодки бóльшей опасности и отрицательно сказалось на боевом духе их экипажей.

Короче, Клочковский бежал с поля брани в безопасный район Готланда, где неприятель не атаковал, но и почти не присутствовал, так что никак нельзя было ему угрожать. Причем польское командование не было уведомлено о перемещении «Ожела».

В своих показаниях уже в Великобритании офицеры корабля указали и на другие странности поведения «командора». Он мог, например, курить сигареты в подводном положении, ухудшая и так скромный запас воздуха в замкнутом помещении. Не вел надлежащим образом корабельный журнал. Следственная комиссия впоследствии установила, что его записи и доклады не соответствовали действительности. Во время совещаний не просто подвергал сомнению мнения своих подчиненных, но и старался их высмеять.

Но главным было то, что с самого 2 сентября Клочковский жаловался всем на какие-то неопределенные недомогания. Якобы он отравился чем-то еще до начала войны, в офицерской столовой в Оксыве. Корабельный врач не в состоянии был определить, чем заболел командир.

Официально Клочковский ничего не ел, только пил чай. Но впоследствии члены экипажа утверждали, что видели, как некоторые матросы тайком носили к нему в каюту еду. Во время подзарядки аккумуляторов, когда корабль находился в наводном положении, Клочковский выходил на палубу, бормоча что-то нечленораздельное, и садился в боевой рубке. Если бы в это время подводную лодку атаковал неприятель, быстрое погружение было бы невозможным.

Расследование дела Клочковского не ответило на вопрос, был ли он действительно болен или просто струсил. Однако в любом случае командир должен был сдать командование своему заместителю, чего Клочковский не сделал.

Смена района не подействовала успокаивающе на нервы Клочковского. До 7 сентября «Ожел» «патрулировал» воды возле Готланда. После чего получил приказ переместиться ближе к немецкой военно-морской базе Пиллау. «Командор» приказ принял, но выполнять его не спешил. По крайней мере, никакой записи на эту тему в корабельном журнале нет. Есть зато запись о том, что корабль вышел из опасной зоны ввиду плохого состояния здоровья капитана.

Экипаж начал подозревать, что их командир уклоняется от боя. Несмотря на заверения Клочковского о готовности принять бой, польские моряки поняли, что находятся в районе, куда не наведываются военные корабли и торговые суда неприятеля. Когда на корабле совсем уже воцарилось подавленное настроение от бездействия и плохих новостей с войны, внезапно, 12 сентября, «Ожел» засек проходящий в поблизости немецкий танкер. Жаждущих успехов моряков охватила эйфория, которую их командир тут же загасил, говоря, что танкер идет порожняком.

Среди экипажа распространилось мнение, что на самом деле с их командиром случилась истерика, и он лишь ищет предлог сойти на берег. Но Клочковский отнюдь не стремился прорываться к родным берегам. И после четырех дней раздумий в конце концов решил уйти в безопасную гавань. Офицеры настаивали, чтобы «Клоч» покинул подводную лодку на шлюпке у берегов Готланда. Но его выбор пал на далекий Таллин, который Клочковский знал. И где у него были знакомства еще со времен службы на русском флоте.

Один лишь взгляд на карту порождает множество вопросов касательно мотивов «командора». «Ожел» находился поблизости от нейтральной Швеции. И шведские порты рассматривались для временного захода туда польских кораблей. Что же касается Финляндии, Эстонии и Латвии, то их порты рассматривались лишь в случае крайней необходимости – у этих стран имелись союзные договоры с Германией. И велика была опасность выдачи польских кораблей немцам.

Но Клочковский сослался на знакомства, которые он завел еще при царе и поддерживал во время многочисленных визитов в межвоенное время. Он посчитал, что Таллин будет самым лучшим местом для ремонта компрессора и других мелких повреждений.

До сих пор не совсем ясно, кто привел «Ожела» в Таллин: Клочковский или Грудзиньский. Но то, что случилось на рейде, для одних было курьезом, для других – скандалом. Клочковский, до сих пор больной и еле волочащий ноги, вдруг оправился и почти бегал по палубе, отдавая приказы. Затем, 14 сентября, «Ожел» зашел в порт, где его быстро окружили вооруженные эстонские моряки, а к борту подошла канонерская лодка «Лайне».

Командир, не медля, сошел на берег для встречи с эстонским офицером. О чем они разговаривали, неизвестно. Но не подлежит сомнению, что их продолжительные переговоры определили дальнейшую судьбу польского «командора».

Сходя на берег, Клочковский забрал с собой чемоданы, пишущую машинку и охотничье ружье. Он нашел долгожданное убежище в таллинской больнице. Морякам стало ясно, что их командир их бросил и оставил на милости эстонцев. Осуществить свой дерзкий побег и прорыв в Великобританию они смогли благодаря тому, что Грудзиньский оказался на высоте.

Разумеется, вопрос о поведении Клочковского широко обсуждался в среде польских офицеров и моряков, не только с «Ожела» и «Вилька», так как поведение «командора» очень сильно подорвало боевой дух польских экипажей.

Дольше всего в предательство Клочковского,

«человека строгих правил, большого патриота»,

отказывался верить офицер подводного оружия «Вилька», лейтенант Болеслав Романовский. Большим разочарованием Клочковский оказался для своего бывшего командира и покровителя, капитана первого ранга Эугениуша Плавского.

В Великобритании члены экипажа подводной лодки составили подробные показания с описанием обстоятельств интернирования их корабля в Таллине и поведения своего командира, которого обвинили в трусости и предательстве.

Тем временем Клочковский остался в Эстонии. В больнице он пробыл всего лишь 3 дня, что свидетельствует о том, что он не болел никакой тяжелой болезнью. Потом он поселился в Тарту, куда выписал свою семью.

После присоединения Эстонии к СССР Клочковский был арестован и направлен в лагерь для польских военнопленных в Козельске. Там он опять сменил свои политические взгляды: стал ярым поклонником советского строя и советско-польского союза. Но это ему не помогло – Клочковский остался в Козельске до июля 1941 года, когда его выпустили на волю по польско-советскому соглашению Сикорского-Майского.

После освобождения Клочковский вступил в польскую армию генерала Андерса, вместе с ней покинул СССР и появился в Лондоне.

Виновен в дезертирстве


Там он с места попал под трибунал. Трибунал признал Клочковского виновным в дезертирстве перед лицом врага и приговорил его к разжалованию в рядовые матросы и изгнанию из рядов Польского военно-морского флота.

Дополнительно матрос Клочковский был приговорен к четырем годам тюремного заключению после окончания боевых действий – эта часть приговора никогда не была приведена в исполнение.

Это был очень мягкий приговор. За трусость перед лицом врага, дезинформацию вышестоящего командования, дезертирство с поля боя и оставление корабля и его команды Клочковскому полагалась виселица. Но смертная казнь не могла быть основана исключительно на показаниях под присягой покойных свидетелей.

Тем не менее, его имя не заслуживает легенды о командире «Ожела»,

«высадившемся по состоянию здоровья».

Тут стоит заметить, что суд над Клочковским был поверхностным и полным процессуальных нарушений.

Судейскую коллегию больше всего интересовал вопрос, не был ли Клочковский советским агентом. Советская разведка якобы могла его завербовать при упомянутом эпизоде с проституткой в Голландии. Почему-то судьям не пришло в голову, что Голландия тогда находилась под пристальным наблюдением Абвера, который вполне мог завербовать польского офицера, пойманного на компрометирующем его поступке.

Клочковскому не припомнили его пронацистских воззрений, зато к делу подшили доносы на его просоветские симпатии. Наконец, в ходе суда его обвинили в намеренном уходе в Таллин (поближе к советской границе), не замечая, что такое решение выводило ценную единицу военно-морского флота из боевых действий против Германии.

После суда Клочковский плавал на американских торговых судах в атлантических конвоях. А после войны поселился в США, где работал на судоверфях. В частности, его опыт в подводном деле пригодился ему при работе в Портсмуте (штат Нью-Гэмпшир) на судоверфи, строившей подводные лодки для военно-морского флота США. В то время его периодически проверяли спецслужбы США. И, маловероятно, что (найди они хоть какие-то улики сотрудничества Клочковского с СССР) они позволили бы ему остаться на работе, требующей полной секретности и лояльности.

Предатель Клочковский умер в США в 1962 году.

Его дело стало самым большим позором для польского флота за время Второй мировой войны.

Неудивительно, что в то время, когда «Ожел» был возведен в ранг символа национального героизма, позорная история ее командира скрывалась.

Об этом свидетельствует художественный фильм ПЛ «Ожел», снятый в Польше в 1958 году. Там личность первого командира доблестной подводной лодки изображена (вопреки фактам) очень симпатично.

(При подготовке текста были использованы материалы военно-полевых судов бывших Польских Вооруженных Сил, любезно предоставленные Институтом им. Генерала Сикорского в Лондоне, а также документы из личных архивов капитанов Эугениуша Плавского, Бориса Карницкого и Болеслава Романовского, любезно предоставленные членами их семей).
  • Михаил Арушев
  • Из архива Автора, любезно предоставлено Архивом им. Генерала Сикорского
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 марта 2021 18:39
    Позорная кончина , позорной службы !
    1. +12
      4 марта 2021 19:04
      Подобного поведения среди советских командиров подлодок даже представить невозможно.Такие офицеры позор флота.
  2. +3
    4 марта 2021 18:47
    Странная история , зачем уехал в Англию , мог остаться в СССР , вступить в ПОРП , стать адмиралом, возможно стресс , возможно понимание того что Польша обречена , у них правительство из Варшавы сбежало и нечего прекрасно в Лондоне жили .
  3. +3
    4 марта 2021 19:36
    Ничего удивительного в поведении этого поляка не вижу.
  4. +4
    4 марта 2021 20:37
    Да уж...Негодяй и Трус! Вот и «славные» традиции польского флота, собственно не удивлён. negative
  5. +8
    4 марта 2021 20:43
    ничего удивительного в том , что в Польше созданном кинофильме в 1958 году предатель героизирован .Времена тогда уже были хрущёвские. И это тогда была общая тенденция коммунистических партий всего Варшавского Договора умалчивать об предателях . Дескать , среди стран , люди которых выбрали коммунистический путь , не могло быть столько много предателей. Так . в СССР при Хрущёве стали умалчивать об зверствах лесных братьев в Прибалтике и об зверствах бадеровцев в Украине и Хрущёв из лагерей выпустил тех предателей ,которых туда засадил Сталин . И об предателях полицаях служивших Гитлеру и об предателе Власове и об предателях власовской армии при Хрущёве словно и забыли . Как же ,разве могло среди советских людей быть столько много предателей ! Могло ,и ещё как могло. Ну и поляки во время коммунистической власти пошли похожим путём . Героизировали своего предателя - подводника.
    Это благодаря авторитету Сталинского СССР , Запад выдал СССР при Сталине тысячи предателей и изменников Родины .При Хрущёве такой как Власов дожил бы до старости где ни будь в США или в Англии и многие десятилетия издевался бы над подвигом и самопожертвованием советских людей в ВОВ и над Великой Победой . Так что любые статьи об любых предателях в любом государстве нам очень нужны и важны .Генетику предательства изучать надо . Чтобы бы мы помнили ,какие это мерзости ... и чтобы мы помнили ,что гитлеровцы полицаев в СССР с собой не привезли . Они их здесь нашли в рядах пятой колонны , ненавидевшей всё русское и всё советское .
  6. +2
    4 марта 2021 20:46
    одним из лучших польских подводников, в том числе благодаря его опыту, приобретенному еще во время службы на русском флоте в Первую мировую войну.

    Вопрос автору: КАК? Как 14тилетний сопляк, поступивший в 1916-ом в Морской кадетский корпус и выкинутый оттуда через год из-за революции, мог набраться какого-то там опыта, да ещё служить в русском флоте во время ПМВ?? Это такая патриотическая рефлексия - пропедалить "российский след" в биографии этого перца?
    1. +3
      5 марта 2021 12:18
      правильно, я тоже это заметил, но так о нем отзывались бывшие сослуживцы, в частности капитан эугениуш плавский. кроме того, двух лет военной службы - заметьте, двух лет, 1916 и 1917, если кто не знает, большевики не сразу пришли к власти, до них еще было временное правительство - наверное было достаточно для страны без подводных лодок, без флота, без флотских традиций, чтобы стать специалистом. в конце концов в то же самое время юный аркадий гайдар командовал полком.
      1. +3
        5 марта 2021 14:31
        А.Гайдар - командовал не линейным пехотным или кавалерийским полком, а железнодорожным охранным входившим в войска ЧОН ( это часть не кадровая, не полного состава- фактически что-то типа амеровской нацгвардии).
        1. +3
          5 марта 2021 17:44
          не железнодорожной, а железной:

          В 1918 году (в 14 лет) был принят в коммунистическую партию (РКП(б)) в качестве кандидата. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию, служил адъютантом начальника обороны и охраны всех железных дорог Республики Е. И. Ефимова. С марта 1919 года обучался на 7 Московских пехотных курсах подготовки командного состава РККА, после расформирования — на 6 Киевских командных курсах имени Подвойского. В мае-июне в составе сводной роты курсантов боевого отряда особого назначения участвовал в подавлении кулацких мятежей. Был избран председателем партячейки РКП(б) курсов. 23 августа окончил курсы (аттестат № 4377). В августе-сентябре был командиром 6 роты 2 полка Особой Железной бригады курсантов. В 1920 году в марте стал командиром 4 роты 303 полка 37 Кубанской дивизии. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. Зимой учился на курсах «Выстрел», в феврале 1921 года досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков, а в марте 1921 года вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа в Воронеже. Затем был назначен командиром батальона на фронте. Далее он — командир 58 отдельного полка. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. (погуглил в яндексе)

          в то время такие биографии не были в диковинку.
  7. -3
    4 марта 2021 21:58
    Зачем автор так прилежно перестирывает кальсоны этого невнятного неудачника? К чему эта клубничка? Потереть беззубыми дёснами никчёмность поляков? При чём тут военно-морская история, знатоком которой автор себя подразумевает?
    Если угодно - есть Карницкий с его "Сокулом" - пишите, чёрт побери, о нём, если хочется поинтриговать с приписками тоннажа а'ля "хайли лайкли потопили", торпедным косоглазием и прочими колоритными деталями типа "Весёлого Роджера", который вручил лодке лично Сикорский - это, по крайней мере, хотя бы военно-морская история, а не сериальное мыло.
    1. -2
      5 марта 2021 01:38
      Полностью согласен с Вами. По прочтении первой статьи полагал, что речь и дальше пойдёт именно о лодке, как о корабле воевавшем с нацистами и погибшим на этой войне, но... автор вдруг, непонятно с чего ради, "перестирывает кальсоны этого невнятного неудачника"
      Смысл подачи всего этого так же "невнятен" -- зачем?. negative
      1. -1
        5 марта 2021 05:55
        Хомячки -"колхозники" вышли на " коллективную работу" laughing
        с песней -
        Вставай, проклятьем заклейменный,
        Мир анонимных хомяков!
        Кипит наш минус возмущенный
        И в смертный бой вести готов.
        раздел "История" разрушим до основанья , а затем
        мы свой себе раздел построим
        Кто был ничем, то станет всем
        1. -4
          5 марта 2021 05:59
          Отлично, Дима! good Теперь у грызунов есть свой собственный гимн. laughing

          1. -3
            5 марта 2021 06:35
            Теперь у грызунов есть свой собственный гимн

            А толку то ,Костя?
            Кто был ничем - ничем и останется. Они ведь только тупо анонимно минусуют всем стадом по указке вожака, а сами ничего путного сообщить не могут. То-ли спорить бояться, то-ли не владеют темой, или просто не интересуются
            А сам раздел "История" лично мне интересен не только самими статьями , но и комментариями к ним - откуда черпаешь множество ранее неизвестного. Никогда не обижался если меня поправят, или укажут на ошибку, но от них ни одного комментария или возражения не дождешься. Только минусы. И я сильно сомневаюсь, что если они оседлают раздел, у них что то путное получится. Могут только его угробить.
            1. -4
              5 марта 2021 07:15
              . Могут только его угробить.


              Так они ничего другого и не умеют.
    2. +6
      5 марта 2021 06:36
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      это, по крайней мере, хотя бы военно-морская история, а не сериальное мыло.

      А дезертирство командира корабля с побегом в чужом порту - это НЕ история корабля? Вона че...
      1. 0
        5 марта 2021 07:18
        Это история командира, бывшего. А лодка воевала с другим командиром и погибла со всем экипажем, вот это уже история лодки. Впрочем, каждому своё, кто ищет настоящую историю, а кто коллекционирует грязные портянки. "Вона чё..."
        1. +1
          5 марта 2021 12:41
          Цитата: Морской Кот
          А лодка воевала с другим командиром и погибла со всем экипажем, вот это уже история лодки.

          Хороший подход, правильный..ага..
          ВНЕЗАПНО у лодки оказался другой командир...
          Не предусмотрено уставами - "Исполнения обязанностей в связи с дезертирством командира", нету такого в уставах....
          А если лодка погибла из-за его дезертирства? Не?
          Считайте это портянки, ваше право...
          Только командир тонущий корабль покидает последним, и это тоже история корабля...
          1. +2
            5 марта 2021 13:46
            Минусерам!
            "Остался на тонущем корабле вместе с командиром, которого в течение нескольких часов поддерживал в воде, пока их не подобрали японские рыбаки."- вот это показатель...
          2. +1
            5 марта 2021 15:12
            А если лодка погибла из-за его дезертирства? Не?


            А Вы знаете когда, где и из-за чего погибла эта лодка? Не?
    3. +2
      5 марта 2021 12:19
      я объясню это в следующей статье.
      1. +9
        9 марта 2021 06:16
        Цитата: Former Naval Person
        я объясню это в следующей статье.

        Спасибо,ждем продолжения!
  8. +3
    4 марта 2021 22:20
    Иной раз и такие темы стоит озвучить. Автору благодарность!)
    1. -3
      5 марта 2021 06:07
      Статья неплохая, но ИМХО, автору оказали "медвежью услугу" комментарии о Генрике Клочковском в предыдущей статье. После них читать данную статью, к сожалению, уже не так интересно.
      Но это повторюсь - не авторская вина, автор о дате выхода сданного на рецензию материала понятия не имеет. Поэтому автору ставлю "+"
  9. +3
    4 марта 2021 23:20
    В общем, если кто ходит по проституткам, тот потенциальный трус, предатель и дезертир.... Надо проверить всех клиентов портовых дам с низкой социальной ответственностью и всех на карандаш!
    Тяжело оспорить, что это мерзавец и паркетный карьерист, но это не из-за того, что он по бабам хаживал, Маринеско не ангелом в быту был, но это не помешало ему быть одним из лучших наших подводников, да и волки Дёница тоже не все пуританских нравов были
    1. +2
      5 марта 2021 12:25
      когда кто-то ходит по проституткам, или совершает другие нелицеприятные поступки, то у него есть что скрывать и тогда появляются некие доброжелатели в штатском готовые понять и простить взамен за пустяковые услуги.
      маринеско, кстати, был наказан.
  10. +4
    5 марта 2021 00:11
    В Голландии Клочковский вдруг стал ярым поклонником Адольфа Гитлера. Если раньше он не был замечен в интересе к политике, то теперь он стал открыто хвалить политику нацистов и навязывать свое мнение сослуживцам. Но начальство, казалось, не замечало странностей в поведении Клочковского.
    А чего странного-то ведь друзья-союзники были, Польское руководство грёзило вместе с Гитлером идти СССР завоёвывать. Так что вполне нормальные взгляды., для польского офицера того времени, ведь 1938 год, это не сентябрь 1939...
  11. +6
    5 марта 2021 04:48
    До войны Генрик Клочковский считался одним из лучших польских подводников,преспективным офицером"

    Не последнюю роль в его стремительной довоенной карьере сыграл его родной дядя -Заместитель Руководителя польского военно-морского флота контр-адмирал В. Е. Клочковский
    1. +3
      5 марта 2021 04:51
      Вячеслав Евгениевич Клочковский
      (польск. Wacław Kłoczkowski) (14 февраля 1873, Санкт-Петербург, — 15 января 1930, Варшава) — русский, и польский морской военачальник, контр-адмирал русского флота, контр-адмирал и бригадный генерал Войска Польского, герой Цусимского сражения.
      1. +9
        5 марта 2021 05:26
        Вячеслав Евгениевич Клочковский

        В Цусимском сражении на «Адмирале Нахимове». исполнял обязанности штурманского помощника без перерыва 26 часов до затопления крейсера. Остался на тонущем корабле вместе с командиром, которого в течение нескольких часов поддерживал в воде, пока их не подобрали японские рыбаки. Был в плену до ноября 1905. За проявленный героизм был награжден Орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом и Золотым Героргиевским Оружием.
        С 1909 года- на подплаве. Командовал рядом ПЛ
        В ПМВ -командующий бригадой подводных лодок Чёрного моря.
        После гражданской войны эмигрировал в Польшу
        1. +2
          5 марта 2021 10:17
          Цитата: Ричард
          Вячеслав Евгениевич Клочковский

          Вот! Об этом я и говорю - неужели нет более достойных биографий??
          Цитата: Ричард
          Остался на тонущем корабле вместе с командиром,

          в 1915-ом и 1916-ом лично участвовал в походах минзага "Краб" по минированию устья Босфора. За первый поход получил капраза и Владимира с мечами. Поход был очень непростой, "Краб" был несовершенен, но команда провела поход на "ять", справившись со всеми трудностями. В чём, полагаю, большая заслуга Клочковского как Нач. бриг. ПЛ. И хотя расхожее утверждение, что именно на минах "Краба" подорвался и вышел из строя на полгода "Бреслау", не имеет никаких под собой оснований, подводники вполне заслуженно получили повышение в званиях и награды. Второй поход был ещё более волнительным для "Краба", окончился на буксире за ЭМ "Гневный", пришлось даже выдержать бомбардировку с гидросамолётов. Командующий ЧФ назвал этот рейд "Краба" "выдающимся подвигом", Клочковский награждён георгиевским оружием.
  12. +2
    5 марта 2021 06:18
    типичный подляк
  13. +2
    5 марта 2021 11:23
    Михаил,спасибо за отличное продолжение !
  14. +1
    5 марта 2021 11:36
    Может, советское воспитание меня подводит, может, просто фрагменты и фрагментики воспоминаний поляков, как кусочки смальты, в мозаику не складываются у меня... Подводный большой минный заградитель Польши из Голландии в русскоязычных материалах назывался и "Сип", и "Сенп". Мне до сих пор не понятно, почему не планировали поляки использовать его для постановки минных банок у Мемеля, Пиллау и на подходах к Данцигу. Как надводные корабли Польши драпанули к Великой Британии, по сигналу "Пекин", так, по моему разумению, "Сип" и "Лесной кот" должны были заправится топливом, набрать всех припасов по максимуму и ещё чуть-чуть - и в море, к портам Восточной Пруссии поближе, а они, похоже, себя. любимых, спасали...."Волк" же смог минную банку установить возле Данцига...А над командиром "Орла" в конце августа 1939 года никаких начальников не было? Командир на берегу и в увольнении часть экипажа? И посыльные в ВМФ Польши не назначались?Телефона, поверю, могло не быть в доме командира подводной лодки. Война началась - часть экипажа у не известных проституток? Найти их не могут или не хотят?
    04 сентября 1939 :"Без уведомления командования, в 20:20 он сделал запись в корабельном журнале о своем решении. Таким образом, он вывел из боя 20 % состава подводного флота Польши, что подвергло остальные подводные лодки бóльшей опасности и отрицательно сказалось на боевом духе их экипажей."В штаб радиограмму не отправил, куда решил уйти патрулировать. На остальные подводные лодки Польши почтовых голубей или почтовых балтийских тюлений отправил, иначе как экипажи остальных лодок впали в уныние? Не понятно...
    07 сентября 1939 на "Орле" приняли радиограмму штаба о переходе к Пиллау. С лодки подтверждения о получении радиограммы, ответной радиограммы о выполнении или не выполнении приказа штаба не было?
    " И после четырех дней раздумий в конце концов решил уйти в безопасную гавань. Офицеры настаивали, чтобы «Клоч» покинул подводную лодку на шлюпке у берегов Готланда. Но его выбор пал на далекий Таллин, который Клочковский знал. И где у него были знакомства еще со времен службы на русском флоте." ..." Офицеры настаивали" - это как? Знакомому в Таллин дал радио:"Еду к тебе, старый друг, готовь сауну и пиво!" А знакомый тот не на пенсию ушёл с флота (с 1917 года), не заболел, не умер, не в отпуске, мог запросто с Президентом или министром обороны и главой МИДа Эстонии решать вопросы, когда боевой корабль воюющей страны (Эстония в войне не участвует ни на стороне Германии и Словакии, ни на стороне Польши, Великобритании и Франции) идёт в порт столицы?
    Интересно, сошёл на берег для разговора с эстонским офицером. "Теrе!" "Ma ei saa aru." Дальше на каком языке пошёл диалог? Один офицер без контрразведки и чиновника МИДа?
    Командир уходит с лодки с чемоданами (в которых шифры ВМФ Польши и золото?), пишущей машинкой и ружьём? Его никто не остановил и чемоданы не досмотрел? Даже часовой от армии Эстонии, что у трапа выставлен?
    В Тарту он на что живёт? А семью ему любезно добренькие офицеры гестапо или НКВД отправляют из Польши? Через сколько границ или морем прямо на персональном пароходе по маршруту "Бывшая Польша - Таллин", а там до Тарту поездом несколько часов, и никто в лагерь беженцев для проверки не закрывает?
    Отправляют его злые НКВДешники в лагерь для пленных польских офицеров в Козельск когда? В 1940 или в 1941? А семью во время июньской депортации 1941 года из Тару отправляют как спецпереселенцев в Кировскую или Новосибирскую область? Или взяли сразу, после ареста, и, как членов семьи шпиона, осудили и отправили в Пинежский район Архангельской области лес валить?
    С судом тоже муть мутная... Почему контрразведка Голландии не могла его прибрать в качестве агента? А почему не британцы или сами, или "под чужим флагом"? Эстония с Британией в засос целовалась, не только с Германией...
    1. +3
      5 марта 2021 13:15
      вас подводит не советское воспитание, а отсутствие советского образования. по порядку:
      1) ожел и семп строились не для постановки мин. они строились для океанского флота. польша тогда грезила заморскими колониями и для охраны коммуникаций строила океанский флот. когда же понятно стало, что колонии им не светят, планы переменились - подводные лодки было решено использовать для действий против КБФ СССР, закупорить выход из финского залива, торпедировать советские корабли при попытке выхода на балтику.
      2) командор отпустил экипаж в увольнение самовольно, а когда началась война, то получилась такая каша, что стало не до дисциплинарных деталей. так же как и в ссср 22 июня 1941, так же как в перл-харборе 7 декабря 1941.
      3) корабли шлют и принимают радиограммы, из них можно составить картину происходящего, сделать выводы. выводы можно сделать и из факта, что какой-то корабль не отвечает на позывные.
      4) о странностях радиопереговоров и о том, что командора уговаривали сойти на берег в швеции члены экипажа составили записки по прибытии в великобританию. увы, они не настолько детальны, чтобы ответить на ваши вопросы. а потом экипаж погиб и стало некому задавать уточняющие вопросы.
      5) ожел зашел на рейд таллина и оттуда направил эстонским властям радиограмму с запросом на разрешение зайти в порт. не поверите - это стандартная процедура и её соблюдают и военные корабли, и торговые суда, и даже яхты.
      6) вы видимо невнимательно читали текст - там указано, что командор поддерживал связи с таллином за всё межвоенное время. даже если они вышли на пенсию (в 40 лет, ага...), то у них тоже остались связи.
      7) не поверите - в эстонии до сих пор можно свободно договориться по-русски. тем более в то время. тем более бывшим офицерам царского флота. кроме того командор владел французским языком. в фильме он разговаривает с эстонцами на немецком.
      8) ни о досмотре при сходе на берег, ни о деталях разговора с эстонцами нет никакой информации кроме той, что командор один разговаривал с некими эстонскими офицерами (во множественном числе), после чего забрал свои вещи с корабля. содержания разговора члены экипаже на знали.
      9) очень интересный вопрос про денежные средства. я думаю, что капитан третьего ранга человек обеспеченный. кроме того, польским подводным лодкам еще до войны были выделены золотые депозиты на случай если им придется покрывать расходы в нейтральных портах. я не нашел никакой информации о депозите с ожела кроме той, что вскоре после её прибытия в шотландию, с вилька сняли такой же депозит. ну и никто не отменял дополнительные источники доходов. свободный рынок-с, он и в военное время свободный-с.
      10) из ГГ напрямую в эстонию попасть было невозможно, но через германию и дальще через швецию или литву - пожалуйста. железного занавеса тогда не существовало. рыдз-смиглый осенью 1941 вернулся из румынии в ГГ через венгрию и словакию. и нет, не на лыжах на звук электростанции, а на поезде, в вагоне первого класса, в сопровождении польского и венгерского адьютантов.
      11) если бы вы учили историю, то знали бы, что эстония вошла в состав ссср в августе 1940. уже после того, как ползское правительство в изгнании заявило в ноябре 1939, что находится в состоянии войны с ссср. так что польские военнослужащие на территории ссср автоматически из категории интернированных перешли в категорию военнопленных. так что польскому командору из тарту дорога прямо в козельск. кстати, в эстонии он не был интернирован - у него был статус частного лица.
      12) семья командора в августе 1940 сумела выехать в швецию. её дальнейшие судьбы я таки не смог выяснить. знаю только, что в сша командор жил один.
      13) о действиях голландской разведки мне ничего не известно, но ума не приложу для чего им вербовать польского офицера. о действиях британской разведки мне тоже ничего не известно. опять же - какой смысл вербовать офицера союзной страны? да, про юзефа ретингера поговаривают, что он был завербован британской разведкой, но так ведь за ним англичане послали эсминец посреди хаоса поражения франции. а в таллине английское посольство ограничилось лишь передачей полякам букета цветов и коробки с шоколадками.
  15. 0
    5 марта 2021 15:38
    Former Naval Person (Михаил Арушев), голубчик, Вы когда, где и почему мои дипломы времён СССР видели? Откуда и почему из Вас безапелляционность в собственной правоте об отсутствии у меня советского образования так и прёт во все стороны света?
    "выводы можно сделать и из факта, что какой-то корабль не отвечает на позывные." Согласен. Только выводы могут быть разные: лежит "Орёл" на дне, героически считая сброшенные на него немцами глубинные бомбы; сдался "Орёл" властям Швеции, они, почти , как порядочные нейтралы, забрали личное оружие подводников, сняли торпеды, снаряды, радиостанцию опечатали и выставили возле радиорубки часового, или радиопередатчик вместе с торпедами к себе на склад вывезли; лодка сдалась немцам и тянут её фрицы на буксире в Пиллау; лодка героически ведёт бой в надводном положении, радист погиб или тяжело ранен; лодка погибла и лежит на глубине более 80 метров, развалившись на 2 части. Штабу ВМФ Польши какой вывод сделать?
    "ожел зашел на рейд таллина и оттуда направил эстонским властям радиограмму с запросом на разрешение зайти в порт. не поверите - это стандартная процедура и её соблюдают и военные корабли, и торговые суда, и даже яхты." Поверю. НО! В не воюющую страну подводная лодка воюющей державы на рейд столицы?! Всплыть должна была у границы террвод и оттуда запросить разрешение на пересечение границы. Иначе - нарушитель государственной границы суверенного государства со всеми втекающими и вытекающими последствиями.
    "вы видимо невнимательно читали текст - там указано, что командор поддерживал связи с таллином за всё межвоенное время. даже если они вышли на пенсию (в 40 лет, ага...), то у них тоже остались связи." Вы не поверите, но военные на пенсию и 25 лет уходят по ранению или по болезни, и в 30 лет по тем же основаниям, а в 35 лет уже и по выслуге лет. ВМФ никогда никому здоровья не прибавлял. Статистика, однако, наука, в том числе и статистика ВМА им. Кирова...Удивительно, что контрразведка Польши не рассматривала под лупой капитана "Орла": регулярно пишет в чужую страну, где в столице интересы многих разведок сходились...
    "не поверите - в эстонии до сих пор можно свободно договориться по-русски. тем более в то время. тем более бывшим офицерам царского флота. кроме того командор владел французским языком. в фильме он разговаривает с эстонцами на немецком." Поверю. В своём первом комментарии пару фраз я на эстонском языке написал. Жил я в ЭССР ни один год. С "неграми" и гражданами Республики Эстония общался крайний раз в Питере в январе 2021 года .
    "ни о досмотре при сходе на берег, ни о деталях разговора с эстонцами нет никакой информации кроме той, что командор один разговаривал с некими эстонскими офицерами (во множественном числе), после чего забрал свои вещи с корабля. содержания разговора члены экипаже на знали." - это из Вашего комментария."Командир, не медля, сошел на берег для встречи с эстонским офицером. О чем они разговаривали, неизвестно. Но не подлежит сомнению, что их продолжительные переговоры определили дальнейшую судьбу польского «командора»." - это цитата из материала. Я и удивился в своём первом комментарии, что не было представителя контрразведки и МИДа, а был один офицер.
    "рыдз-смиглый осенью 1941 вернулся из румынии в ГГ через венгрию и словакию. и нет, не на лыжах на звук электростанции, а на поезде, в вагоне первого класса, в сопровождении польского и венгерского адьютантов." То, что немцы бывшего полковника армии Австро-Венгерской империи пропустили до Варшавы осенью 1941 года, мне ничего не говорит. Не знаю с документами на чьё имя он пересекал границы и адьютант от Венгрии был рядом с ним от МО Венгрии или от спецслужбы. В Венгрию бывший Верховный Главнокомандующий Польши из Румынии перебрался с чьей помощью и с документами на чьё имя? Его спецслужбы Румынии не вели, его спецслужбы Венгрии не вели? Вот в это - не верю...Венгрия в то время в засос с Германией целовалась после Первого Венского арбитража...
    " если бы вы учили историю, то знали бы,что эстония вошла в состав ссср в августе 1940. уже после того, как ползское правительство в изгнании заявило в ноябре 1939, что находится в состоянии войны с ссср. так что польские военнослужащие на территории ссср автоматически из категории интернированных перешли в категорию военнопленных. так что польскому командору из тарту дорога прямо в козельск. кстати, в эстонии он не был интернирован - у него был статус частного лица." Эстонская Советская Социалистическая Республика образованна 21 июля 1940 года. Частное лицо в Республике Эстония в 1939 и 1940 годах находилось на основании каких документов? На документах фото офицера ВМФ Польши в форме? С оружием в руках против Красной Армии не воевал господин Клочковский, задержан был не в форме, наверняка. То, что ему прямая дорога в Козельск - не факт, почему не в Таллин, а потом Ленинград? Там на жителей ЭССР много уголовных дел велось по ст 58 УК РСФСР 1926 года и в 1940, и в 1941 годах... "если бы вы учили историю, то знали бы" кого из армии Польши распускали бойцы Красной Армии по домам в сентябре 1939 года, а к кому из гражданского населения бывших польских земель Западной Украины и Западной Белоруссии осенью 1939 с и ордером на обыск и арест приходили сотрудники НКВД...
    "о действиях голландской разведки мне ничего не известно, но ума не приложу для чего им вербовать польского офицера. о действиях британской разведки мне тоже ничего не известно. опять же - какой смысл вербовать офицера союзной страны?" Голландия в 30-е годы 20 века из колоний своих алмазы и золото везла потоком, всё морем. Зачем разведке Голландии офицер ВМФ Польши? Да затем же, зачем разведке Великобритании. В начале 30-ых годов 20 века Польша с Германией СССР готовы были поделить, в 1938 году Германия и Польша делят Чехословакию, в марте 1939 г. Германия от Литвы Мемельский край откусила, а 01.09.1939 года Германия со Словакией нападает на Польшу. Политика страны может меняться на 180 градусов, а агент в ВМФ другой страны - он и есть агент в ВМФ другой страны..
    Про почтовых голубей или почтовых балтийских тюлений на службе в ВМФ Польши ничего Вы так и не ответили...
    А если серьёзно, спасибо за материал! Ждал вторую часть с нетерпением.
    1. +2
      6 марта 2021 10:10
      1) про радиограммы: чтобы воссоздать картину поля боя так, как её видели подводники можно, если поворошить военно-морские архивы. они доступны - в лондоне и в гдыне. если вы готовы оплатить мой труд, то я это проделаю. а так, надо довольствоваться тем, что я нарыл в архиве им. генерала сикорского. я же особо отметил материалы военно-полевых судов. и по делу ожела, и по делу бунта на польском флоте.
      2) про таллин: всплыть у территориальных вод надо, чтобы поднять желтый флаг: "следую в ближайший порт". разумеется, хозяева могут поинтересоваться, что за гость к ним пожаловал, это вам не 21-й век, со спутниками и 5G, целая английская эскадра сумела подобраться незамеченной к рейду генуи, так что там одна подлодка в водах эстонии, у которой и флота-то толком не было. все доступные материалы говорят, что ожел сначала зашел на рейд, а оттуда только послал запрос. додумывать что-то от себя? вот надумаю писать художественные произведения, тогда решу.
      3) про знакомства - не проецируйте законы и правила 21-го века на 1920-е - 1930-е годы. социального обеспечения тогда не было. в вооруженых силах служили так долго, пока не стали инвалидами или пока не накопили на пенсию, т.е. практически пожизненно. ну и карьерный рост - какому лейтенанту не хочется стать адмиралом? дальше - у польши были очень близкие отношения с финляндией и эстонией. контакты польских и эстонских военных были в порядке вещей. как, скажем... ну, на понятном вам уровне - как между военными ссср и гдр.
      4) про языки - если в вашем колхозе разговаривают исключительно на суржике ("нИ один год", "крайний раз", это что-то для кого-то, кто утверждает, что учился в советской школе. или только ходил в школу?), то вам наверное в диковинку, что в реальной жизни люди могут знать иностранные языки, даже по нескольку языков. а если вы к тому же живете в руине или прибалтийских вымиратах, то понятно, что вам в диковинку, что русский может быть языком общения между иностранцами.
      5) про офицеров - я не хотел разливаться мысью по древу и добавлять ненужные детали. вот и получилось коряво, увы. по своему собственному опыту могу предположить, что на пристани командора ожидал один дежурный офицер, который и отвел его куда надо для дальнейшего разговора. ясно, что поляков не встречала целая делегация с оркестром. а дальше уже идут разночтения в показаниях разных членов экипажа. опять же, нет смысла делать детальную разборку судебных материалов. для статьи довольно лишь одного - у командора состоялся разговор с эстонскими офицерами, содержания которого никто не знал.
      6) война войной, а поезда по расписанию. орднунг, знаете ли, он такой мусс зайн. это по поводу семьи командора. а по поводу рыдза, то он путешествовал со своим адъютантом шадковским и неназванным венгерским адъютантом. в варшаве его лично встречал стефан витковский, глава подпольной группы "мушкетеры". вся история известна лишь фрагментарно, так как все участники погибли. при довольно странных обстоятельствах. выжил шадковский - он давал показания на политических процессах после войны, но они до сих пор засекречены и известны лишь по фрагментам записанным третьими лицами. есть еще кое-какая информация в книге ежи климковского "я был адьютантом генерала андерса". ну и фраза, которую оборонил ген. сикорский на переговорах с рузвельтом - "слухи о якобы готовящимся сепаратном мире между польшей и германией не соответствуют действительности".
      7) про козельск - про обстоятельства ареста и этапирования командора из тарту в козельск в доступных материалах нет никакой информации. те, кто сидел вместе с командором в лагере показали, что первоначально он никак не выделялся среди других заключенных и только позже, вдруг или "вдруг" стал ярым приверженцем советской власти. в армии андерса командор заведовал складом. командование польского вмф несколько раз отклонило предложения отправить его в лондон и в итоге он попал туда уже после выхода армии андерса из ссср. каким путем - тоже достоверно не известно.
      8) о голландской разведке - очень занятно. но я не сторонник конспирологии и новой хронологии фоменко. надо опираться на факту, а их нет или они не известны. известно о пронацистских симпатиях сменившихся просоветскими, но о связях командора с немецкой или советской разведкой ничего не известно.
      9) про голубей, тюленей и прочую чушь - считаю ниже своего достоинства комментировать даже в саркастическом тоне.
      рад, что поспособствовал вашему образованию. пишите еще.
  16. +2
    9 марта 2021 17:35
    ЗАКОНОМЕРНОСТЬ:
    всё дерьмо, предатели, изменники, пособники фашистов и про. нечисть, после 2-й МВ неизменно оказывается в ...США.
    Они специально всех подонков там собиралои
  17. +9
    12 марта 2021 12:57
    Интересная статья. Клочковский, не предатель, нет, он оказался трусом.
  18. 0
    16 апреля 2021 09:23
    Каков кэп, таков и флот. Или наоборот.
    В советском военном флоте человек с румынской фамилией Маринеско был патриотом и героем,хотя и неравнодушным к бабам и гулянкам.
    А вот чистопородный польский патриот... нет слов, это не воин.
  19. +1
    16 апреля 2021 10:07
    У истории с Клочковским и его подлодкой был еще своеобразное продолжение - бунт на польском флоте и самоубийство командира подлодки "Вильк".
    1. 0
      17 апреля 2021 16:47
      действительно, было такое. но я не уверен, что публике будет интересно. пусть читатели выскажутся.
  20. 0
    24 апреля 2021 00:42
    "До войны Генрик Клочковский считался одним из лучших польских подводников, в том числе благодаря его опыту, приобретенному еще во время службы на русском флоте в Первую мировую войну"
    Кем он служил на русском флоте в Первую мировую войну? В русском флоте служил Вячеслав Евгениевич Клочковский (14 февраля 1873, Санкт-Петербург, — 15 января 1930, Варшава) — контр-адмирал русского флота, бригадный генерал Войска Польского, участник Цусимского сражения.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»