Огненный таран «заколдованного» ордера в мае 1944 года
Весной-летом 1944 года Красная Армия наступала по всем фронтам. Даже блокада Ленинграда уже была полностью прорвана, и город снова стал оживать.
Но Балтийский флот, обладающий самыми мощными кораблями, всё еще был заперт в Кронштадте, не имея возможности выйти в Балтийское море.
Дело в том, что немцы, не без оснований опасаясь действий наших подлодок на коммуникациях, очень качественно перегородили Финский залив минами. А чтобы воспрепятствовать нашим осуществлять траление, был выставлен дозор из числа кораблей крингсмарине.
И так получалось, что крупные корабли Балтийского флота не могли подойти к заграждению Зигель из-за непротраленного канала. А катера, которые должны были первоначально снимать мины, отгонялись огнём вражеских кораблей.
Поэтому в ход пошла авиация.
С марта по май самолёты Балтийского флота выполнили без малого две тысячи вылетов. При этом потеряли 62 своих аппарата. Но значительных потерь нанести немцам не смогли. Не хватало мастерства нашим летчикам. А немецкий ордер кораблей даже удостоился названия «заколдованного».
Увы, победа не давалась легко.
Её приходилось добывать дорогой ценой. В том числе и ценой собственной жизни.
Подвиг
8 мая 1944 года при атаке этого ордера произошел полностью подтвержденный немецкими документами таран вражеского корабля нашим штурмовиком.
В этот день из боевого вылета не вернулись два самолёта Ил-2.
Один – двухместный, летчиком на котором был младший лейтенант Гаврилов Анатолий Анатольевич. 1923 года рождения. В КА с 1940 года. А стрелком – младший сержант Цыкунов Григорий Ефимович.
Другой – одноместный, управлял которым младший лейтенант Гринченко Александр Тимофеевич. 1923 года рождения.
Оба летчика имели орден Боевого Красного Знамени.
Кто из них совершил таран, пока неизвестно. Но сам подвиг очень детально описан в журнале боевых действий немецким офицером.
В результате тарана был потоплен немецкий тральщик FAU-1701.
Сейчас этот корабль найден. И на нём обнаружены части Ил-2.
Вполне возможно, что скоро мы точно будем знать имя того, кто совершил этот подвиг.
Ниже рассказ об этих событиях историка Мирослава Морозова.
Информация