Military Review

Hidden Power: The History of Swedish Tank Building

11
Sweden did not take part in world wars, but the country has always been attentive to military affairs. After the first tanks the command immediately decided to buy several samples. The British sold their Mark II at too high a price, but in 1921 the Germans provided several Lk II light tanks without any extra difficulties. Once in Sweden, these machines were named Strv fm / 21. For a while, this was enough for the military.
In the late 1920s, the Swedish command had requirements for a new vehicle: a bigger gun, thicker armor, and a weight of no more than 12 tons. Soon, Landsverk presented the L-5 tank with a 37-mm gun and two machine guns. It did not pass the tests, but became the basis for the creation of the tracked L-10 and the wheeled-tracked L-30. However, they were not mass-produced either.


In the early 1930s, the L-60 tank was created in Sweden under the leadership of German mechanical engineer Otto Merker. It weighed 9 tons, was very crew-friendly and became the world's first production tank with a torsion bar suspension. A modified version of it - Strv m / 38, which remained in service until the mid-50s, went into service with the Swedish army.
Looking at the Denmark and Norway occupied by the Germans, the Swedes wanted to strengthen the army as much as possible. In the late 1930s, the country's leadership ordered a pariah of small machine-gun tanks (tankettes) from the Czech company ČKD, which were later adopted as the Strv m / 37. Despite their low combat value, they were excellent training vehicles that served until the end of the 50s.

In addition to tankettes, ČKD produced tanks LT vz. 38. After modernization, they received the Strv m / 41 index. The machines differed from the Czech prototype by a radio station in the turret and an engine. This technique began to be withdrawn to the reserve in the late 50s, but the chassis was still used for some time to create Pbv 301 armored personnel carriers. Another vehicle created on the basis of a Czech tank was the Sav m / 43 self-propelled gun. In a stationary semi-open wheelhouse, the designers installed a 75-mm cannon, and then re-equipped it with a 105-mm howitzer. A total of 36 copies were built, which served until the 70s.

By the 40s, the Swedish army had 2 types of modern light tanks. In 1941, the military formulated requirements for a heavier vehicle: frontal armor of at least 55 mm and a 75 mm cannon. The designers created the Strv m / 42 tank and put it into production at the beginning of 1943, but by that time the project was hopelessly outdated. Four years later, a new 4 mm long-barreled cannon was installed on the Strv m / 42 base. The anti-tank self-propelled gun with 75 mm frontal armor was named Pvkv m / 70. She was extremely uncomfortable for the crew, but in the absence of better options, I had to forget about the convenience.

After World War II, the Swedish military was captured by the idea of ​​re-equipping Strv m / 42 tanks with a more powerful artillery system. A shortened Lvkan m / 36 anti-aircraft gun with a new recoil system was used as a weapon. The updated tank received the index Strv-74.


Strv-74

During the Cold War, the Swedish government was preparing for the worst, so a new Strv 103 tank quickly appeared in the country. It received a 105-mm cannon with an increased muzzle velocity, an automatic loader, a hydropneumatic suspension and a gas turbine as the main engine. Serial production began in 1966 and by the standards of that time it was a great machine (in theory, it could even float). Combat tactics on the Strv 103 were based on stealthily emerging from cover, destroying enemy vehicles, and quickly retreating. However, despite all its advantages, the vehicle turned out to be too complicated and expensive to get anywhere other than tank units.

But the infantry also wanted their tanks. The list of key requirements included high speed, maneuverability and the ability to fight modern tanks. The new Ikv 91 met almost all wishes. The vehicle was equipped with a 90 mm cannon, developed a speed of up to 65 km / h and even swam. The only nuance was the armor, which did not exceed 20 mm.

In addition to the production of serial cars, the Swedes experimented a lot. For example, they tried to make a heavy tank like the French AMX 50. This work was completed at the stage of a wooden model, but the development of self-propelled artillery installations bore fruit. This is how one of the most impressive machines in the world of tank building, the Bandkanon, appeared. It was equipped with a magazine for 14 155 mm rounds and fired them all in less than a minute. Due to the high firing range, the self-propelled gun could back up and change position even before the first projectile reached the target. The price for the uniqueness was the driving characteristics - the power of the Rolls-Royce K60 engine was clearly not enough.

The car received a turbine, and with it a huge fuel consumption - at one gas station Bandkanon could travel about 200 km. In 2003 self-propelled guns were sent to storage bases.

More details about stories tank building in Sweden - in the video from the creators of the famous game World of Tanks.

11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 2 March 2021 08: 08
    +2
    Hidden Power: The History of Swedish Tank Building
    "Well, somewhere very deep that you can't see" (office romance)
  2. Vladimir_2U
    Vladimir_2U 2 March 2021 08: 27
    +3
    hydropneumatic suspension and gas turbine as main engine
    There was also a diesel engine, driving on the highway without a turbine, but in fact they always drove on two engines.
  3. rocket757
    rocket757 2 March 2021 08: 32
    +1
    No, not tank builders ... not really, and seemed to be straining. Their affairs.
    1. Redfox3k
      Redfox3k 2 March 2021 09: 23
      +3
      They may have strained and strained, but the straining quickly ended. They spat and decided to buy ready-made from the Britons, and then "leopards" from the Germans
      1. Destiny
        Destiny 2 March 2021 09: 36
        +11
        Maybe it’s in vain that it’s over. "Bofors" created a very good car, this is me about Stridsvagn 103 (Strv.103), the world's first serial tank (the British and the USA gave it very high marks, but as an anti-tank self-propelled gun, while the Swedes until recently they considered their brainchild a full-fledged tank), in which a gas turbine power plant was used, so that the mindset works for Swedish engineers ..
        1. Catfish
          Catfish 2 March 2021 10: 16
          +6
          ... the British and the United States gave him very high marks, but as an anti-tank self-propelled gun ...

          So this is a self-propelled gun in its purest form, no matter how you call it, it will not become a tank anyway.
          1. Simargl
            Simargl 2 March 2021 17: 17
            +3
            Quote: Sea Cat
            no matter how you call her, she will not become a tank anyway.
            Those products that were originally called "tanks" were without rotating turrets. True, there were a lot of cannons (or machine guns), and the psaltery was crawling around the whole box ...
          2. garri-lin
            garri-lin 3 March 2021 20: 30
            0
            Great car for PTO. If you add an ATGM to the ammunition load, then just do a charm. When used correctly, it is almost invulnerable due to scanty projection.
            1. Catfish
              Catfish 3 March 2021 21: 14
              -1
              Quite right, but still not a tank, but the conversation was about tanks.
              1. garri-lin
                garri-lin 3 March 2021 22: 38
                +1
                Still not a tank. You can't argue with that.
          3. Zaurbek
            Zaurbek 4 March 2021 08: 51
            +2
            Moreover, it is expensive and few in number and can be compared with a self-check from the Federal Republic of Germany of that time and the Soviet SU 54-122 (?). we have in Krasnodar in the park on the Zaton stands. A beautiful device.

Военное обозрение

Скрытая мощь: история танкостроения Швеции

11
Швеция не принимала участия в мировых войнах, но к военному делу в стране всегда относились внимательно. После появления первых танков командование тут же решило купить несколько образцов. Британцы продавали свой Mark II слишком дорого, зато в 1921 году немцы без лишних сложностей предоставили несколько лёгких танков Lk II. Оказавшись на территории Швеции, эти машины получили название Strv fm/21. Какое-то время для военных этого было достаточно.
В конце 1920-х у шведского командования появились требования к новой машине: пушка побольше, броня потолще, масса — не более 12 тонн. Вскоре фирма «Landsverk» представила танк L-5 с 37-мм орудием и двумя пулеметами. Испытания он не прошел, но стал основой для создания гусеничного L-10 и колесно-гусеничного L-30. Впрочем, и они серийно не выпускались.


В начале 1930-х под руководством немецкого инженера-механика Отто Меркера в Швеции создали танк L-60. Он весил 9 тонн, был очень удобным для экипажа и стал первым в мире серийным танком с торсионной подвеской. На вооружение шведской армии пошел его доработанный вариант — Strv m/38, который оставался в строю до середины 50-х.
Глядя на оккупированные немцами Данию и Норвегию, Шведы желали максимально усилить армию. В конце 1930-х руководство страны заказало у чешской фирмы ČKD парию малых пулеметных танков (танкеток), которые позже были приняты на вооружение как Strv m/37. Несмотря на низкую боевую ценность, они были прекрасными учебными машинами, которые прослужили до конца 50-х годов.

Помимо танкеток компания ČKD производила танки LT vz. 38. После модернизации они получили индекс Strv m/41. От чешского прототипа машины отличались радиостанцией в башне и двигателем. Эту технику стали выводить в резерв в конце 50-х, однако ходовую часть еще некоторое время использовали для создания бронетранспортеров Pbv 301.Еще одной машиной, созданной на базе чешского танка, стала самоходка Sav m/43. В неподвижной полуоткрытой рубке конструкторы установили 75-мм пушку, а затем перевооружили на 105-мм гаубицу. Всего было построено 36 экземпляров, которые прослужили до 70-х годов.

К 40-м годам в армии Швеции было 2 типа современных легких танков. В 1941-м военные сформулировали требования к более тяжелой машине: лобовая броня не менее 55 мм и пушка калибра 75 мм. Конструкторы создали танк Strv m/42 и запустили в производство в начале 1943-го, однако к тому времени проект безнадежно устарел. Спустя 4 года на базу Strv m/42 поставили новую длинноствольную 75-мм пушку. Противотанковая самоходка с лобовой броней в 70 мм получила название Pvkv m/43. Она была крайне некомфортной для экипажа, однако за неимением лучших вариантов про удобства пришлось забыть.

После Второй мировой шведских военных захватила идея перевооружить танки Strv m/42 более мощной артсистемой. В качестве орудия использовалась укороченная зенитная установка Lvkan m/36 с новой противооткатной системой. Обновленный танк получил индекс Strv-74.


Strv-74

Во времена холодной войны правительство Швеции готовилось к худшему, поэтому в стране достаточно быстро появился новый танк Strv 103. Он получил 105-мм пушку с повышенной начальной скоростью снаряда, автомат заряжания, гидропневматическую подвеску и газовую турбину в качестве основного двигателя. Серийное производство началось в 1966 году и по меркам того времени это была великолепная машина (в теории, способная даже плавать). Тактика ведения боя на Strv 103 основывалась на незаметном выходе из укрытия, уничтожении вражеской техники и быстром отступлении. Однако несмотря на все свои плюсы, машина получилась слишком сложной и дорогой, чтобы попасть куда-то, кроме танковых частей.

Но свои танки хотела и пехота. В списке ключевых требований значились высокая скорость, маневренность и способность бороться с современными танками. Новый Ikv 91 соответствовал практически всем пожеланиям. Машина оснащалась пушкой калибра 90 мм, развивала скорость до 65 км/ч и даже плавала. Единственным нюансом была броня, которая не превышала 20 мм.

Кроме производства серийных машин, шведы много экспериментировали. Например, пытались сделать тяжелый танк наподобие французского AMX 50. Эти работы завершились на стадии деревянного макета, а вот разработки самоходных артиллерийских установок дали свои плоды. Так появилась одна из самых впечатляющих машин мирового танкостроения — Bandkanon. Она оснащалась магазином на 14 снарядов калибра 155 мм и выпускала их все менее чем за минуту. Благодаря высокой дальности стрельбы, самоходка могла сдать назад и поменять позицию ещё до того, как первый снаряд долетал до цели. Платой за уникальность стали ходовые характеристики — мощности двигателя Rolls-Royce K60 явно не хватало.

Машина получила турбину, а с ней и огромный расход топлива — на одной заправке Bandkanon могла проехать около 200 км. В 2003 самоходки отправили на базы хранения.

Больше подробностей об истории танкостроения Швеции — в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 2 марта 2021 08:08
    +2
    Скрытая мощь: история танкостроения Швеции
    "Ну где то очень глубоко, что не видно" (служебный роман)
  2. Владимир_2У
    Владимир_2У 2 марта 2021 08:27
    +3
    гидропневматическую подвеску и газовую турбину в качестве основного двигателя
    Там ещё и дизель был, по шоссе без турбины ездить, но по факту всегда на двух моторах гоняли.
  3. rocket757
    rocket757 2 марта 2021 08:32
    +1
    Не, не танкостроители ... не особо и напрягались похоже. Их дела.
    1. Redfox3k
      Redfox3k 2 марта 2021 09:23
      +3
      Напрягаться может и напрягались, но напрягалка быстро кончилась. Плюнули и решили купить готовое у бритов, а потом уже и "леопарды" у немцев
      1. Destiny
        Destiny 2 марта 2021 09:36
        +11
        Может и зря,что кончилась."Bofors" очень даже неплохую машину создал,это я о Stridsvagn 103 (Strv.103),первый в мире серийный танк (англичане и США давали ему очень высокие оценки,но как противотанковой самоходке,а шведы же до последнего считали свое детище полноценным танком),в котором использовалась газотурбинная силовая установка,так что соображалка-то у шведских инженеров работает..
        1. Морской Кот
          Морской Кот 2 марта 2021 10:16
          +6
          ...англичане и США давали ему очень высокие оценки,но как противотанковой самоходке ...

          Так это и есть самоходка в чистом виде, как её не обзывай, она танком всё равно не станет.
          1. Симаргл
            Симаргл 2 марта 2021 17:17
            +3
            Цитата: Морской Кот
            как её не обзывай, она танком всё равно не станет.
            Те изделия, что изначально назвали "танками", - были без поворотных башен. Правда, пушек было немало (или пулемётов), да и гусли вокруг всей коробки ползли...
          2. garri-lin
            garri-lin 3 марта 2021 20:30
            0
            Для ПТО отличная машина. Если ещё ПТУР в боекомплект добавить то вобще прелесть. При правильном применении почти неуязвимая из за мизерной проэкции.
            1. Морской Кот
              Морской Кот 3 марта 2021 21:14
              -1
              Совершенно верно, но всё же не танк, а разговор был о танках.
              1. garri-lin
                garri-lin 3 марта 2021 22:38
                +1
                Все же не танк. Тут не поспориш.
          3. Zaurbek
            Zaurbek 4 марта 2021 08:51
            +2
            Причем дорогая и малочисленная и ее можно сравнивать с самоохдкой из ФРГ того времени и советской СУ 54-122 (?) . у нас в Краснодаре в парке на Затоне стоит. Красивый аппарат.