Скрытая мощь: история танкостроения Швеции

11
Швеция не принимала участия в мировых войнах, но к военному делу в стране всегда относились внимательно. После появления первых танков командование тут же решило купить несколько образцов. Британцы продавали свой Mark II слишком дорого, зато в 1921 году немцы без лишних сложностей предоставили несколько лёгких танков Lk II. Оказавшись на территории Швеции, эти машины получили название Strv fm/21. Какое-то время для военных этого было достаточно.
В конце 1920-х у шведского командования появились требования к новой машине: пушка побольше, броня потолще, масса — не более 12 тонн. Вскоре фирма «Landsverk» представила танк L-5 с 37-мм орудием и двумя пулеметами. Испытания он не прошел, но стал основой для создания гусеничного L-10 и колесно-гусеничного L-30. Впрочем, и они серийно не выпускались.

В начале 1930-х под руководством немецкого инженера-механика Отто Меркера в Швеции создали танк L-60. Он весил 9 тонн, был очень удобным для экипажа и стал первым в мире серийным танком с торсионной подвеской. На вооружение шведской армии пошел его доработанный вариант — Strv m/38, который оставался в строю до середины 50-х.
Глядя на оккупированные немцами Данию и Норвегию, Шведы желали максимально усилить армию. В конце 1930-х руководство страны заказало у чешской фирмы ČKD парию малых пулеметных танков (танкеток), которые позже были приняты на вооружение как Strv m/37. Несмотря на низкую боевую ценность, они были прекрасными учебными машинами, которые прослужили до конца 50-х годов.



Помимо танкеток компания ČKD производила танки LT vz. 38. После модернизации они получили индекс Strv m/41. От чешского прототипа машины отличались радиостанцией в башне и двигателем. Эту технику стали выводить в резерв в конце 50-х, однако ходовую часть еще некоторое время использовали для создания бронетранспортеров Pbv 301.Еще одной машиной, созданной на базе чешского танка, стала самоходка Sav m/43. В неподвижной полуоткрытой рубке конструкторы установили 75-мм пушку, а затем перевооружили на 105-мм гаубицу. Всего было построено 36 экземпляров, которые прослужили до 70-х годов.

К 40-м годам в армии Швеции было 2 типа современных легких танков. В 1941-м военные сформулировали требования к более тяжелой машине: лобовая броня не менее 55 мм и пушка калибра 75 мм. Конструкторы создали танк Strv m/42 и запустили в производство в начале 1943-го, однако к тому времени проект безнадежно устарел. Спустя 4 года на базу Strv m/42 поставили новую длинноствольную 75-мм пушку. Противотанковая самоходка с лобовой броней в 70 мм получила название Pvkv m/43. Она была крайне некомфортной для экипажа, однако за неимением лучших вариантов про удобства пришлось забыть.

После Второй мировой шведских военных захватила идея перевооружить танки Strv m/42 более мощной артсистемой. В качестве орудия использовалась укороченная зенитная установка Lvkan m/36 с новой противооткатной системой. Обновленный танк получил индекс Strv-74.


Strv-74

Во времена холодной войны правительство Швеции готовилось к худшему, поэтому в стране достаточно быстро появился новый танк Strv 103. Он получил 105-мм пушку с повышенной начальной скоростью снаряда, автомат заряжания, гидропневматическую подвеску и газовую турбину в качестве основного двигателя. Серийное производство началось в 1966 году и по меркам того времени это была великолепная машина (в теории, способная даже плавать). Тактика ведения боя на Strv 103 основывалась на незаметном выходе из укрытия, уничтожении вражеской техники и быстром отступлении. Однако несмотря на все свои плюсы, машина получилась слишком сложной и дорогой, чтобы попасть куда-то, кроме танковых частей.

Но свои танки хотела и пехота. В списке ключевых требований значились высокая скорость, маневренность и способность бороться с современными танками. Новый Ikv 91 соответствовал практически всем пожеланиям. Машина оснащалась пушкой калибра 90 мм, развивала скорость до 65 км/ч и даже плавала. Единственным нюансом была броня, которая не превышала 20 мм.

Кроме производства серийных машин, шведы много экспериментировали. Например, пытались сделать тяжелый танк наподобие французского AMX 50. Эти работы завершились на стадии деревянного макета, а вот разработки самоходных артиллерийских установок дали свои плоды. Так появилась одна из самых впечатляющих машин мирового танкостроения — Bandkanon. Она оснащалась магазином на 14 снарядов калибра 155 мм и выпускала их все менее чем за минуту. Благодаря высокой дальности стрельбы, самоходка могла сдать назад и поменять позицию ещё до того, как первый снаряд долетал до цели. Платой за уникальность стали ходовые характеристики — мощности двигателя Rolls-Royce K60 явно не хватало.

Машина получила турбину, а с ней и огромный расход топлива — на одной заправке Bandkanon могла проехать около 200 км. В 2003 самоходки отправили на базы хранения.

Больше подробностей об истории танкостроения Швеции — в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 марта 2021 08:08
    Скрытая мощь: история танкостроения Швеции
    "Ну где то очень глубоко, что не видно" (служебный роман)
  2. +3
    2 марта 2021 08:27
    гидропневматическую подвеску и газовую турбину в качестве основного двигателя
    Там ещё и дизель был, по шоссе без турбины ездить, но по факту всегда на двух моторах гоняли.
  3. +1
    2 марта 2021 08:32
    Не, не танкостроители ... не особо и напрягались похоже. Их дела.
    1. +3
      2 марта 2021 09:23
      Напрягаться может и напрягались, но напрягалка быстро кончилась. Плюнули и решили купить готовое у бритов, а потом уже и "леопарды" у немцев
      1. +11
        2 марта 2021 09:36
        Может и зря,что кончилась."Bofors" очень даже неплохую машину создал,это я о Stridsvagn 103 (Strv.103),первый в мире серийный танк (англичане и США давали ему очень высокие оценки,но как противотанковой самоходке,а шведы же до последнего считали свое детище полноценным танком),в котором использовалась газотурбинная силовая установка,так что соображалка-то у шведских инженеров работает..
        1. +6
          2 марта 2021 10:16
          ...англичане и США давали ему очень высокие оценки,но как противотанковой самоходке ...

          Так это и есть самоходка в чистом виде, как её не обзывай, она танком всё равно не станет.
          1. +3
            2 марта 2021 17:17
            Цитата: Морской Кот
            как её не обзывай, она танком всё равно не станет.
            Те изделия, что изначально назвали "танками", - были без поворотных башен. Правда, пушек было немало (или пулемётов), да и гусли вокруг всей коробки ползли...
          2. 0
            3 марта 2021 20:30
            Для ПТО отличная машина. Если ещё ПТУР в боекомплект добавить то вобще прелесть. При правильном применении почти неуязвимая из за мизерной проэкции.
            1. -1
              3 марта 2021 21:14
              Совершенно верно, но всё же не танк, а разговор был о танках.
              1. +1
                3 марта 2021 22:38
                Все же не танк. Тут не поспориш.
          3. +2
            4 марта 2021 08:51
            Причем дорогая и малочисленная и ее можно сравнивать с самоохдкой из ФРГ того времени и советской СУ 54-122 (?) . у нас в Краснодаре в парке на Затоне стоит. Красивый аппарат.