Машинки дяди Сэма: история танкостроения США

10
6 апреля 1917 года США вступили в Первую мировую войну. Спустя неделю в Европу прибыл американский генерал Джон Джозеф Першинг. Он прекрасно понимал важность сочетания огневой мощи с мобильностью и, по сути, стал инициатором создания бронетанковых сил США.

Однако предложения об организации производства боевых машин поступали американским военным и раньше. В 1915 году бизнесмен с фамилией Лоув представил проект 30-тонного танка на базе трактора Willock. Спустя 2 года тракторная фирма «Холт» представила машину, очень напоминающую британского «Маленького Вилли». Свое предложение было и у тракторной компании «Pioneer» из Миннесоты. Машина получила прозвище «Скелет» из-за конструкции ходовой. Тем не менее, детища заводских инженеров не вызывали никакого энтузиазма у военных.



После того, как Першинг доказал необходимость создания танковых частей, у командования США не было других вариантов, кроме как закупать боевые машины у других стран. Парк легких танков формировался из французских Renault FT-17. На тот момент это были одни из лучших машин в мире с компоновкой, впоследствии ставшей классической.

Тяжелые танковые части планировалось вооружить машинами Mark VIII Liberty. Эта англо-американская разработка была типичным ромбовидным танком с широкими гусеницами. 10-метровая техника весила 39 тонн и вооружалась двумя 57-миллиметровыми орудиями Hotchkiss. Экипаж машины включал от 8 до 11 человек. В армии США насчитывалось около 100 таких танков, но многочисленные преимущества Renault FT-17 привели к тому, что Mark VIII Liberty так и не принял участия в боевых действиях.

После окончания Первой мировой войны в США целых 20 лет не было крупных танковых соединений. Несмотря на это, средства на усовершенствование техники выделялись. В 1924 году появился проект небольшого 7-тонного танка с нестандартной компоновкой под названием T1. Башня машины располагалась в кормовой части, а двигатель был спереди. В качестве вооружения предлагались 37-миллиметровые пушки и пулеметы калибра 7,62 мм. Всего было около 5 модификаций машины, однако из-за конструктивных недостатков все они были отклонены.

После закрытия программы легкого танка американцы еще 7 лет занимались проектированием. Среди прочих испытывался Т2 LT на подвеске фирмы Vickers. Его планировали вооружать пулеметами или автоматическими пушками малого калибра. И хотя машина в серию не пошла, накопленный опыт конструкторы использовали для создания небольшой серии легкого пулеметного танка М2 LT с новой ходовой. Вслед за ним американцы выпустили М2А4. Модификация была подвижной, маневренной и получила пушечное вооружение. Производство этого танка продолжалось вплоть до 1941 года.


М2А4

Параллельно с легкими танками T1 в США разрабатывали средний танк М1921 с улучшенной броней и оптимальной динамикой. Машина весила 23 тонны и вооружалась 75-миллиметровой гаубицей во вращающейся башне. Пушка позволяла прямым попаданием фугасного снаряда полностью разрушить лёгкий танк. Однако после семи лет разработок танк так и не пошел в серию из-за высокой стоимости.

С началом Великой депрессии командование США пересмотрело бронетанковую концепцию. Теперь части планировалось вооружать более легкой, подвижной, а главное дешевой техникой. В апреле 1934 года капитан Рэйри предложил проект танка с четырьмя пулеметными спонсонами и новой 37-миллиметровой пушкой во вращающейся башне. После нескольких доработок машина получила 25-миллиметровую броню и двигатель Continental, позволяющий развивать скорость до 31 мили в час по шоссе. Летом 1939 года танк с индексом M2 наконец был принят на вооружение.

Вторая мировая война заставила правительство США изменить свои взгляды на бронетанковые войска. Американцы начали работу над более совершенными машинами, первой из которых стал средний танк M3. Но это уже совсем другая история.
Больше подробностей об истории американского танкостроения до начала Второй мировой войны смотрите в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 марта 2021 08:29
    Научились, не боги горшки обжигают, в конце концов ...
    Главное итог!
    1. +8
      2 марта 2021 09:44
      А итог - 50 без малого тысяч штук M4 Sherman.
      1. +5
        2 марта 2021 10:03
        Мощная промышленная база, да когда её подстегнули большими заказами, поставили на военные рельсы ....
        К концу войны они технику стали делать серьезную, передовую ... этого у них не отнять.
      2. 0
        2 марта 2021 22:43
        Destiny
        А итог - 50 без малого тысяч штук M4 Sherman.
        "Коликчество" не всегда равно "какчество". Лично для меня авторитетом был мой дед, который прошел финскую и ВОВ, так вот его мнение было, что из всего ленд-лиза полезным были "Студебеккеры" и тушенка, а вот танки были полное говно. И я ему верю больше, чем любым икспердам, тем более доморощенным.
        1. -1
          2 марта 2021 23:24
          И "Томпсон" 2 ватника не пробивал.
          1. +1
            2 марта 2021 23:33
            Narak-zempo (Стекловатник, верный путинец)
            И "Томпсон" 2 ватника не пробивал.
            Ну допустим ваш моСК и БМ-13 "Катюшей" не прошибёшь, судя по всему. Так что, адью вам с кисточкой...!
            (Стекловатник, верный путинец)

            Кстати, вы бы так не палились, с таким то ником, явный неадекват!
            1. -1
              2 марта 2021 23:35
              А я ещё + поставил.
              Теперь отменю
              1. 0
                2 марта 2021 23:38
                Narak-zempo (Стекловатник, верный путинец)
                А я ещё + поставил.
                Теперь отменю
                Мне глубоко начхать и размазать на ваш "+" или "-", тем более, что с вашим рейтингом вы можете только в туалете "занято" кричать. Да и не за плюсиками я здесь, так что успокойтесь, мне от ваших "+" и "-" не горячо и не холодно.
                1. -1
                  2 марта 2021 23:40
                  Цитата: Алекс_1973
                  с вашим рейтингом

                  А тут правду не любят - поэтому и рейтинг никакой.
        2. 0
          3 марта 2021 07:28
          В случае с Шерманом - количество не мешало качеству. Итак, для М4 с 76мм пушкой.. а) Рации лучше чем на Т-34-85. б) Приборы обзора ЛУЧШЕ чем на Т-34-85. в) Бронепробиваемость бронебойного и подкалиберного снарядов ЛУЧШЕ чем на Т-34-85. г) Скорострельность ВЫШЕ. д) Боезапас ВЫШЕ. е) Осколочно фугасное действие у Т-34-85 лучше. ж) М4 - стабилизатор. Т-34-85 - НЕТ. з) М4 - Мокрая укладка. Т-34-85 Нет. и) Высота Силуэта. Т-34-85, 2.45м, М4А3Е8, 2.7 метра. Разница 30см. Не так уж и много. Удобство экипажа - лидерство за Шерманом. Я бы в бой пошёл бы на шермане чем на Т-34-85. Мой дед (который Русский был) воевал на танке Валентайн. Ничего кроме хорошего он об этом танке не говорил. И тихий, и невысокий, и точная пушка, при чём Штуг (а дед их два подбил. в лоб) с 800м пробивает. Броня - надёжная. Хороший был танчик. Лоза о Шермане ничего кроме хорошего не говорил (правда у него Шерман был с 76мм пушкой). Кстати, французы в Шерман умудрились даже 105мм запихнуть. В израиле очень неплохо себя показал. И против Т-34-85 и против Т-54. Про то что у Шермана бака с горючим в боевом отделении НЕ БЫЛО я вам напоминать не буду. Фоток T-34 с вышеблиными к чертям верхними броневыми листами (детонация паров дизеля в боевом отделении) я насмотрелся. Нет, спасибо. Был бы выбор, я лучше бы на шермане. Да, боковая броня хуже. Скажу Вам по секрету. КВК40 и ПАК40 с 800 метров абсолютно всё равно у вас на борту 45мм брони под углом 45 градустов или 40мм брони без наклона.