В США собрались перепроектировать детали теплообменников стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit

23

Белый дом официально обратился к американской промышленности с призывом принять участие в модернизации некоторых ключевых деталей стелс-бомбардировщика B-2 Spirit. Разобраться в причинах такого обращения попытался американский обозреватель Том Ньюдик.

Проблема с теплообменниками на В-2


Ссылаясь на аналитика по вопросам национальной безопасности из проекта по надзору со стороны правительства Марка Томпсона, Ньюдик пишет, что модернизация предполагает перепроектирование деталей теплообменников, а также на разработку процесса укладки, вакуумной пайки и сварки новых сердечников теплообменников. Ньюдик напоминает, что теплообменник В-2 использует воздух и этиленгликоль для охлаждения двигателя самолета.



Как подчеркивает Марк Томпсон, от инженеров ожидается, что они представят технические данные, относящиеся к разборке теплообменника, сердечникам, вакуумной пайке и установке сердечников на существующие блоки. Также должны быть представлены технические данные инструментов, используемых для разборки, сборки стержней, вакуумной пайки стержней, обработки после пайки, установки стержней. Окончательный проект должен соответствовать требованиям к испытаниям, которые содержатся в государственных технических заказах.

Затрудняясь пояснить, почему именно такой подход решили применить в американском правительстве, Ньюдик пишет, что сама постановка вопроса свидетельствует об отсутствии проектов или производственных процессов и инструментов для производства названных деталей. Не исключено, что проекты и инструменты были настолько секретными, что "в определенный момент их просто уничтожили". Также детали могли производиться мелким подрядчиком, который давно прекратил свою деятельность и, следовательно, проекты и инструменты также канули в неизвестность вместе с ним.

Стоит также отметить, что бомбардировщики американской авиации периодически проходят капитальный ремонт, в процессе которого используются инновационные технологии. Чем более современные детали будут установлены в самолетах, тем большее время они прослужат и тем более легким будет процесс их технического обслуживания. Вероятно, в военном ведомстве руководствуются и этими соображениями тоже, собравшись перепроектировать детали для теплообменников стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit.

Последние разработки в сфере технологий систем охлаждения делают процесс перепроектирования более быстрым и надежным. К тому же, у военных уже есть опыт подобных обращений к промышленности. Ранее ВВС США обращалось к промышленникам за передовой автоматизированной системой 3D-сканирования для копирования деталей самолетов, которые более не производятся. Цифровые технологии помогут перепроектировать стелс-бомбардировщики В-2.

Если говорить о модернизации В-2, то предполагается возможность использования 3D-сканера для сканирования исходных деталей и создания виртуальной модели, после чего инженеры приступили бы к проектированию и созданию новых чертежей. Следующим шагом стало бы производство новых деталей теплообменников.

Кстати, самолет В-52H Stratofortress также получил выгоду от реверс-инжиниринга, поскольку компания Mission Support Inc. заключила контракт с ВВС США на капитальный ремонт обводных каналов двигателя самолета. Недостаток технических данных заставил компанию использовать современные технологии автоматизированного проектирования и автоматизированного производства (CAD / CAM), которые позволили бы обеспечить правильную установку новых деталей.


ВВС переходит на цифровые технологии перепроектирования деталей


Как отмечается в прессе США, подобная практика уже довольно давно реализуется американским военным ведомством. В частности, существует 402-я группа по техническому обслуживанию электронного оборудования, занимающаяся реконструированием и производством авионики, и находящаяся в логистическом комплексе Warner Robins Air Logistic (ALC) на базе ВВС Робинс, штат Джорджия. Главная задача данной группы как раз и заключается в обеспечении старых систем вооружения новыми деталями.

Если мы не можем получить или найти детали для ремонта или замены оборудования, мы возвращаемся к заказчику или в цепочку поставок с этим элементом и спрашиваем их, что они хотят от нас,

- подчеркнул в пресс-релизе ВВС руководитель 402-й группы Дж.Браун.

Стоит отметить, что поскольку средний возраст машин авиапарка ВВС США продолжает увеличиваться, вероятно, возрастет и спрос на перепроектирование деталей, которые были давно сняты с производства. Так, незадолго до своей отставки бывший помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер рассказал журналу Air Force Magazine, что мечтает о своем желании получить «цифровое представление каждой части инвентаря ВВС».

В целом, делает вывод Ньюдик, программа перепроектирования деталей для парка В-2 соответствует современной общей тенденции ВВС США к переходу к новейшим цифровым технологиям. Небольшой по численности парк стелс-бомбардировщиков в этом плане как нельзя лучше подходит для тестирования возможностей перепроектирования ключевых деталей.

Кроме того, модернизация стелс-бомбардировщиков В-2 с помощью цифровых технологий продлит срок их дальнейшего использования и сохранит эти самолеты на определенное время в качестве эффективного инструмента американской военной политики.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 марта 2021 11:20
    Близко к работе ,не понятен технический термин "сердечник" или это сложности с "английского технического" перевода?Может быть все что угодно.Одно понятно ,чтобы заменить систему надо пол самолета разобрать. what
    1. +2
      2 марта 2021 11:43
      Видимо имеется ввиду та часть теплообменника, где проходит греющая среда. Если провести аналогию с обычными водяными кожухотрубными теплообменниками, то там она будет находиться внутри пучка тонких трубок, которые окружены с наружной стороны нагреваемой водой.

      А еще такая конструкция отдаленно напоминает "сердечники" тепловыделяющих элементов элементов в реакторах АЭС.
      1. 0
        2 марта 2021 11:49
        Вполне возможно ,но не думаю что такая конструкция как на вашем фото стоит на самолете.Слишком грамоздска,может пластинчатые теплообменники? hi
        1. +2
          2 марта 2021 11:52
          Цитата: Статья
          Ссылаясь на аналитика по вопросам национальной безопасности из проекта по надзору со стороны правительства Марка Томпсона, Ньюдик пишет, что модернизация предполагает перепроектирование деталей теплообменников, а также на разработку процесса укладки, вакуумной пайки и сварки новых сердечников теплообменников. Ньюдик напоминает, что теплообменник В-2 использует воздух и этиленгликоль для охлаждения двигателя самолета.

          Да тут походу из этого фрагмента вытекает, что "теплообменник" для охлаждения двигателя, стоящий в потоке воздуха, и с фреоном в качестве рабочего тела это... по-русски радиатор.
          1. nks
            0
            3 марта 2021 10:01
            Это неправильный вольный перевод. В оригинале "The requirement includes reverse-engineering the re‐core process for the B‐2 Load Heat Exchangers. The B‐2 Load Heat Exchanger (NSN 1660‐01‐350‐8209FW) uses air and Ethylene Glycol Water (EGW) liquid to produce cold air for the cooling system."
            Это теплообменник для общей системы охлаждения


            Цитата: CouchExpert
            по-русски радиатор

            Радиатор -- один из видов теплообменника.
    2. +3
      2 марта 2021 13:05
      Близко к работе ,не понятен технический термин "сердечник" или это сложности с "английского технического" перевода?Может быть все что угодно.Одно понятно ,чтобы заменить систему надо пол самолета разобрать.
      Нет там никаких сердечников. Там трубки, как в любом теплообменнике. Просто безграмотные сайтовские авторы не понимают о чем пишут.
      Очевидно речь идет или о теплообменнике системы охлаждения лопаток турбины, или о теплообменнике системы охлаждения масла.
      Выглядят они следующим образом.

      1. +4
        2 марта 2021 13:08
        И разбирать пол двигателя не надо, чтобы их заменить. На схеме теплообменники квадратами обозначены.
  2. +2
    2 марта 2021 11:37
    В США собрались перепроектировать детали теплообменников стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit

    станет это "чудо" невидимым, прям совсем!
    1. +1
      2 марта 2021 13:03
      станет это "чудо" невидимым, прям совсем!

      Не. Просто сможет летать иногда. wink
      1. 0
        2 марта 2021 13:23
        Так оно и сейчас не часто летает ... или всё, на прикол до ... не знамо каких времён?
        1. 0
          2 марта 2021 13:45
          Так оно и сейчас не часто летает

          Так и я об этом. А после:
          В США собрались перепроектировать детали теплообменников стелс-бомбардировщиков B-2 Spirit

          возможно еще немного полетает.
          На прикол - дорого его ставить.
          У каждого В-2 специальный ангар с кондиционером. wink
          1. +2
            2 марта 2021 14:03
            ХЕХЕМОНИЯ дело затратное, ну так сами, сами, лезут туда, куда другим совсем не хочется или не можется.
      2. -2
        2 марта 2021 22:57
        А он бедняга и не знает. В прошлом году вот летал вовсю, а оказывается он не мог.... crying
  3. mvg
    +2
    2 марта 2021 11:44
    Господи, мой друг Илья в ударе... "воздух и этиленгликоль" и в автомобилях используют для охлаждения, как пара антифриз плюс атмосферный обдув, ну а КАД/КАМ системы, годов с 90 уже используются, даже на АвтоВАЗе давно...
    Очередная суперновость.
    1. +1
      2 марта 2021 13:05
      КАД/КАМ системы, годов с 90 уже используются, даже на АвтоВАЗе давно...

      CAD/CAM системы разные бывают. Не на всякой деталь для В-2 спроектируешь и он не упадет.
      А когда он упадет - вот тогда весело станет всем. bully
      Пример проектирования на CAD/CAM системах - авианосец Форд.
      Сколько лет его никак флоту не спихнут... laughing
      1. mvg
        +2
        2 марта 2021 13:49
        CAD/CAM системы разные бывают

        Я по специальности инженер АСУП, еще в институте смотрели возможности западных систем... Кстати российской разработки не знаю... ближайшая Компас-3Д. В 2000 гг возможности поражали, с расчетами по прочности, а на дворе 2020 год. Вроде что то CATIC,а как то так называлась. И это гражданская.
        Хотел сказать, что уж точно сейчас в трубе ничего не продувают... а статья, как обычно, у этого писаки, ни о чем.. инфы Зеро.
        1. 0
          2 марта 2021 13:59
          В 2000 гг возможности поражали, с расчетами по прочности, а на дворе 2020 год.

          Моя stepdaughter закончила архитектурный колледж в Нью-Йорке в 2003.
          Им каждые 3-4 месяца меняли CAD и рабочие станции по 10 000$ штука на новые версии. Чтобы на передовом уровне были.
          Сам имею отношение к созданию сложных инфосистем.
          ИМХО, если ПО использует специалист, понимающий предмет и взаимосвязи в различных смежных областях, то толк будет.
          А если общего кругозора и опыта нет - CAD не спасет. ИИ в нем пока нет. hi
        2. nks
          0
          3 марта 2021 10:09
          Цитата: mvg
          Вроде что то CATIC,а как то так называлась. И это гражданская

          CATIA от dassault systemes. Не существует разделения гражданская/военная -- есть практика (ее можно назвать отраслевым стандартом. CATIA используется везде, вообще DS лидер в этой области и у них на сайте 3DS . COM можно линейку продуктов и другие материалы посмотреть (там даже частично на русском есть)
      2. nks
        +1
        3 марта 2021 10:07
        Проектируют вообще-то люди и от них зависит, упадет ли самолет или нет. CAD всего лишь инструмент, можно кульманом и линейкой обойтись, но это будет дольше.
        1. 0
          3 марта 2021 10:15
          Совершенно согласен. wink
    2. nks
      0
      3 марта 2021 10:05
      CAD системы довольно широко используются уже с 70х (а вообще начали внедряться в 60x), Тут речь в первую очередь о реверс-инжинеринге с помощью 3D сканеров -- те получении чертежей на основе образца подсистемы/детали, тк оригинальная проектная документация на этот счет утеряна (так в статье), а потом уже модернизация/доработка уже в CAD/CAM
  4. 0
    2 марта 2021 11:47
    Не исключено, что проекты и инструменты были настолько секретными, что "в определенный момент их просто уничтожили".
    Самим не смешно? Теперь понятно почему до сих пор нет "супер-пупер" ракеты, проблемы с F-35... Мальчик Сёма раньше времени съел секретный документ ("На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич...").
  5. 0
    2 марта 2021 13:01
    Уня-ня! Эк вляпались ребятушки! То, что они хотят купить по новой - уникальная авторская работа великолепного инженера, истинного мастера своего дела. Закупка таких вещей состоит из двух этапов. Первый - покупка партии товара. То есть кучи теплообменников, количество которых обычно сильно превышает количество самолетов. И второй этап - покупка технологии. И вот тут начинаются проблемы...
    Традиционно, во всем мире деньгами рулят жадные и подлые. А разрабатывают технологии умные. Эти подвиды людей почему то люто ненавидят друг друга. Так что закупка военного снаряжения как правило ограничивается тем, без чего нельзя обойтись, то есть первым этапом. А технологию... просто не закупают. Ибо нефиг. Кормить дополнительно проклятого умника никто не хочет. Ему еще и запрещают продавать технологию кому то другому, пользуясь привилегиями МО. Типа секретность.
    Результат на лице - технология утеряна. Ее разработчик и владелец, скорее всего, просто умер. Даже если получится найти его записи и чертежи, это все равно меньшая часть того, что нужно, самое вкусное всегда в голове держат. Всвязи с тем, что инженерная отрасль активно деградирует вместе со всем человечеством, теплообменники модернизировать не удастся.
    И тут наглое воровство, в смысле 3Д моделирование, которое стало использовать МО для того, чтобы красть те технологии, которые пожлобилось купить в свое время, совсем не поможет. Умники есть умники. Подлые и жадные всегда налетают....