Воздушные асы над полями сражений Первой мировой

Первая Мировая война стала настоящим катализатором для развития летного дела и авиационного конструирования. Начиная эту войну с одиночных разведывательных полетов, тогдашние авиаторы вначале даже не боялись друг друга, так как считали, что все они были коллегами – воздухоплавателями.

Однако ситуация вскоре резко изменилась. Противники поняли, что не только необходимо жестко противодействовать своим коллегам на аэропланах, а попросту их уничтожать. Известно, что одно из первых боестолкновений в воздухе в начале войны произошло между французским пилотом Жаном Наваррэ и его немецким противником. Это когда француз увидел в полете германский аэроплан, летчик которого приветливо помахал ему рукой. Жан ответил на приветствие, а потом, не долго думая, открыл огонь по неприятелю из своего карабина. После этого инцидента бои за воздушное пространство на фронтах Первой мировой развернулись не на жизнь, а на смерть.

Воздушные асы над полями сражений Первой мировой
Авиаторы 5-го армейского АО у самолета "Вуазен", вооруженного пулеметом "Максим". Апрель 1916 г.



Правда, элементы рыцарства среди летчиков продолжали иметь место, так сбив вражеский самолет, они нередко сбрасывали на территории неприятеля записку примерно такого содержания:"Сожалею об убитом муже и отце, но война есть война, не я его - так он меня".

В самом начале войны, 26 АВГУСТА 1914 года, наш соотечественник капитан Петр Нестеров первым в мире открыл счет воздушным победам. Именно в этот день, поднявшийся в воздух П.Нестеров направил свой «Моран» наперерез противнику. Настигнув неприятельскую машину, он таранным ударом сбил ее. Петр Нестеров не стал асом, в том же бою он погиб и сам.

Слово «ас» утвердилось в авиации чуть позже. В переводе с французского оно означает туз, искаженное старофранцузское «Deus» -Бог. Вначале официальное звание аса присваивалось летчику, одержавшему не менее 5 зарегистрированных побед (подтвержденных тремя и более очевидцами боя) во Франции, Великобритании и России, не менее 7 - в Германии и Австро-Венгрии. Чуть позже для получения звания аса требовалось сбить не менее 10 неприятельских самолетов. (http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php)

Техническое несовершенство вооружения аэропланов начала Первой мировой позволяло использовать самолеты, в основном, только в разведывательных целях. Именно отсутствие бортового оружия и заставляло многих летчиков применять тараны и уничтожать врага ценой собственной жизни.

Однако война двигала конструкторскую мысль необычайно быстро, так, уже 3 ноября 1914 г. французский военный пилот сержант Роланд Гарро совместно с майором де Роз изобрел устройство, позволяющее стрелять из пулемета через плоскость, сметаемую винтом работающего мотора. Вскоре серийные военные самолеты Моран-Сольнье оснащаются новинкой Гарро и пулеметом, он устанавливался параллельно оси летательного аппарата. В марте 1915 года самолеты, оснащенные курсовыми пулеметами, бросаются в бой на разных участках германо-французского фронта, именно с этого момента в воздухе закипели ожесточенные бои, уже без стрельбы из револьверов и карабинов, а по-серьезному.

Не отставали в авиационном деле и немцы, вскоре за французами известный Антони Фоккер, работавший в Германии, установил на самолет синхронизатор пулеметного огня, что значительно повысило его боевые возможности. В результате появляются самолеты-истребители, а вслед за ними асы - французские, немецкие, русские, австрийские. Однако самой первой сформировалась французская школа воздушного боя, ее прошли и многие русские летчики.

Сильнейший представитель французской школы воздушного боя капитан Рене Пауль Фонк одержал 75 побед. На счету самого известного аса национального Героя Франции капитана Георга Гинемера чуть меньше, всего 54 выигранных поединка. Третий результат у лейтенанта Карлса Ненжессера - 43 победы. Во французских ВВС в Первую мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего они уничтожили 908 машин противника. Французские летчики добились основных побед на истребителях собственного производства - Моран-Сольнье «N», SPAD-VII конструкции Луи Бешеро, SPAD-VIII, Ньюпор 11 и Ньюпор 17. Так, SPAD-III (на нем воевали асы - Фонк, Гинемер, Ненжессер), оснащенный 150-сильным двигателем, развивал скорость около 180 км/ час и был самым скоростным из всех военных самолетов. Его вооружение - один синхронный пулемет с большим запасом патронов - 500 штук.

В 1916 году французы уже имели крупные истребительные отряды, которые могли участвовать в прикрытии и поддержке сухопутных войск участников масштабных наземных операций. Так, в самый разгар Первой мировой бои в воздухе стали перерастать в настоящие сражения. В Верденской операции (февраль - декабрь 1916 года ) противоборствующие стороны впервые стали применять авиацию над полем боя массированно: бомбовые и штурмовые удары по объектам тыла и войскам на передовых позициях наносились большими по составу группами. В наряд истребителей входило сразу несколько пар патрулей, использовавшихся для наращивания усилий.

Об ожесточённом характере воздушных схваток говорит хотя бы тот факт, что в живых порой оставалась лишь половина экипажей, участвовавших в них. (http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php)

Следующими по результативности среди авиаторов западных союзников шли британские ВВС, в них тогда помимо самих англичан служили и выходцы из Канады, Австралии, Новой Зеландии, некоторых африканских государств. По индивидуальному мастерству они ни чем не уступали французам. Так, на счету майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета, майора Вильяма Бишопа (Англия) - 72, майора Р. Коллишоу (Канада) - 60. 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. Если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британию, то результат более весом. Так, 18 самых результативных летчиков одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет. Английские асы сражались на истребителях Де Хэвилленд DH2, Бристоль F2, Сопвич Е.1. «Кемел». (http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php)

В ВВС США 10 пилотов стали асами, уничтожив вместе 142 вражеских самолета. Американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейший пилот капитан Эдвард Рикенбакер выиграл 26 воздушных поединков.

В число асов Первой мировой вошли и 9 итальянских летчиков, которые уничтожили 183 самолета. Самый результативный из них - Франсиско Баракка - 34 воздушные победы. Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый. А лидер лейтенант Вилли Коппенс одержал 37 побед.

Были среди авиаторов в Первую мировую и русские летчики. Первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Один защищал Варшаву, второй охранял от нападения с воздуха царскую ставку. Весной 1916 года формируются еще 12 истребительных отрядов - по одному на полевую армию. В том же году в связи с тем, что Германия перебросила на восток большее количество авиации, создаются фронтовые истребительные отряды. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16.

Русские летчики-асы стали первыми, кто смог выходить из смертельного штопора. Кроме того, именно русские летчики Первой мировой войны совершили первые в истории авиации воздушные тараны.

Да, список у русских асов гораздо скромнее, чем у французов, англичан или немцев, но этому есть определенные причины. Русские асы имели меньше побед, чем французские или немецкие лётчики, так как они воевали в более худших условиях, на худших самолётах, с более слабым вооружением. Несмотря на все это, русские лётчики своей смелостью и отвагой сумели внушить противнику страх перед русским воздушным флотом. На 150 лётчиков - истребителей в России было 26 асов, уничтоживших в общей сложности 188 самолётов противника.

Наибольшее количество сбитых вражеских самолетов было на счету у штабс-капитана А.Казакова - 17 побед (неофициально - 32), далее за ним в списке асов шел капитан французской армии П.В.д'Аргеефф – 15 побед, третьим был капитан второго ранга А.Прокофьев-Северский, на счету у этого удивительного и мужественного авиатора было 13 побед, он сбивал вражеские самолеты и командовал бомбардировочной эскадрильей, не имея при этом одной ноги. Однажды летчик вел бой в одиночку против 7 немецких самолетов и вышел победителем, за что был награжден Золотым Георгиевским оружием. Разрешение летать, будучи инвалидом, ему дал лично царь Николай II после свидания с героем. Далее в списке поручик И.Смирнов – 12 побед, за ним следуют сразу три летчика, имевших на боевом счету 11 побед, двое по 7 и трое по 6 побед, шесть русских авиаторов сбили по 5 вражеских машин. Замыкает список капитан второго ранга В.В.Утгофф, сколько он сбил вражеских самолетов - точных данных не имеется, однако судьба этого авиатора необычна и очень интересна, так известно, что Утгофф Виктор был заместителем командующего воздушными силами Черноморского флота. Среди его наград - ордена св. Георгия, Владимира, Станислава и Георгиевский крест. Считается первым пилотом, взлетевшим с корабля во время войны. В июне 1917 года едва избежал смертного приговора от матросского комитета авиатранспорта "Император Николай Первый" за то, что вопреки его запрету сбросил бомбы на немецкую подводную лодку, обнаруженную неподалеку от корабля, после октябрьской революции эмигрировал в Америку. (http://www.volk59.narod.ru/asypm.html)

Всего, по данным зарубежных исследователей, на сегодня известны 1860 (тысяча восемьсот шестьдесят) асов Первой мировой войны. При этом русских известны только двадцать фамилий. Однако известный русский исследователь данного вопроса Ткачев говорит о двадцати шести, необходимо прислушаться к словам выдающегося летчика, командующего авиадивизионом, позднее инспектора авиации Юго-Западного фронта, подполковника, кавалера Георгия IV степени В. М. Ткачева, так, например, в его книге об использовании авиации в Первую мировую говорится: «…наш первый ас Козаков имел 17 официальных и 32 неофициальные победы. Француз Фонк – 75, а немец Рихтгофен – 80. У нас примерно на 150 летавших истребителей было 26 асов, которые сбили 188 вражеских аэропланов, по 7 побед на аса. А у французов на 1200 истребителей было 80 асов, сбивших 1185 аэропланов, по 14–15 аэропланов на аса. Но надо принять во внимание, что русская истребительная авиация работала лишь один год, а западная три года, к тому же густота сосредоточения – число аэропланов на километр фронта – у них была в 10 раз больше, чем у нас.»

Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская – более 24 000.

Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы – на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25. (http://www.modernlib.ru/books/nikolay_georgievich_bodrihin/velichayshie_vozdushnie_asi_xx_veka/rea/​)

Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин. (http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php)

Отдельно хочется остановиться на достижениях немецких асов, а они выглядят более чем весомо. Так, в германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они уничтожили 3.270 машин противника. Многие авиаспециалисты считают, что и личное первенство за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном. По их утверждению, он сбил наибольшее количество самолетов противника - 80, по другим данным - около 60. 62 победы в своем активе имеет старший лейтенант Эрнст Удет, 53 - старший лейтенант Эрнст Левенхардт. В числе асов и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгрии. Так, капитан Годвин Брушовский выиграл 40 поединков.

Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами. Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой? Это его называли «красным бароном». Он был народным любимцем. До сих пор точно не известно, кто же оборвал жизнь этого национального героя Германии.

Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым. Начав свою военную карьеру в кавалерии на Восточном фронте, Рихтгофен завершил ее лучшим асом Первой мировой, интересны его записи в дневнике, особенно о своих противниках, так, он о них писал: "За всю жизнь у меня не было лучшей охоты, чем в ходе битвы на Сомме. Утром, как только я поднимался, первый англичанин был сбит, а последнего эта участь постигала после заката".

Бельке (первый германский ас, командир Рихтгофена) однажды заметил, что это похоже на Эльдорадо для летчиков. Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: "Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов".

Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте. Редко на Восточном фронте устраивались так называемые "dog fight", т.е. "собачья свалка" (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте. Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.
Автор: Андрей Лебедев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. itr 24 августа 2012 10:27
    Отличная статья очень интересно . Побольше таких а то последнее время или одно и тоже пишут или обсуждают у кого сколько денег. К своему стыду я про первую мировую вообще ни чего не знаю только про Брусиловский прорыв и слышал и все . Короче спасибо за ликбез
    itr
  2. Братец Сарыч 24 августа 2012 19:20
    А что про Геринга-то забыли? Тоже был ас, между прочим...
    Про Рихтгофена много чего говорят, младший тоже был асом...
    Если посчитать, что у немцев не было столько самолетов, сколько сбили французы с англичанами, то результат "красного барона" можно и признать!
    Братец Сарыч
  3. Tirpitz 24 августа 2012 19:33
    Интересная познавательная статья. Почему так мало + поставили автору? или тут людям интересно только информация о том сколько уазиков поставят в каком то году в армию?
    Tirpitz
  4. bambu 24 августа 2012 19:56
    СОГЛАСЕН СТАТЬЯ ХОРОШАЯ,ПОНРАВИЛАСЬ,А ПРО ГЕРИНГА ПРАВДА ЗАБЫЛИ))))) или забили))) laughing
    bambu
    1. Uruska 24 августа 2012 20:38
      Забили! Какой он АССУСС?
  5. Tempest 24 августа 2012 21:01
    Позволю себе некоторые комментарии. Статья, конечно, хорошая. Но в большей степени она является компиляцией более ранних публикаций. Кроме того, в тексте встречаются существенные ошибки. Начну с того, что асами пилоты становились после 5 побед (а не 7 или 10) и так было всю войну, а не только в начале. Немецким лётчикам, например, давали кубки за победы. Со временем побед становилось больше, а железа - меньше )). И пришлось командованию повышать планку сначала до 7, а потом и до 10 побед. То же самое было и с высшим орденом Германской империи - "Pour le Merite" ("Голубой Макс"). Первые асы Бёльке и Иммельманн получили его за 8 побед, а Оливер фон Белью-Марконнэ (26 побед) получил его за 2 часа до смерти, когда стало известно, что он долго не проживёт.
    Ещё замечание по поводу коверкания имён асов. Гинемёра звали Жорж, Ненжессера - Шарль, Лёвенхардта Эрих и т.д. Всё-таки это были лучшие лётчики!
    Также хочу задать вопрос автору статьи: на основании каких источников Вы утверждаете, что лучшим асом Первой мировой был Рене Фонк? Уже давно всё подсчитано и взвешено! Лучший - однозначно Рихтгофен, так как все его победы детально расписаны. Вызывают сомнение только 2 его победы.(в первом случае перепутана фамилия пилота, во втором - Джеймс МакКадден не был сбит). Но в целом статья полезная!
  6. Аркт 24 августа 2012 22:06
    Статья очень сырая. Максимум обработано три источника, если не меньше. Почему выделяя Казакова и его неофициальные победы не упоминается неофициальный счёт Фонка - 126 единиц. Почему не упомянуты русские лётчики, сражавшиеся в небе Франции - а там были счета и поболе, чем у Казакова. Совершенно не освещены японские пилоты, воевавшие в той же Франции. Где анализ качества ( хотя бы по количеству боевых вылетов, воздушных боёв и побед ). Почему не упоминаются первые асы и их счета, им то было на порядок сложнее, чем тем, кто воевал в 17-18. Как итог всё очень сыро и требует серъёзной доработки. Плюс в том, что автор затронул достаточно интересную тему и не побоялся вынести свой труд на обсуждение. Вопрос, захочет ли он провести дополнительную работу и создать действительно стоящую статью. Как совет - использовать книжные источники, а не полагаться только на интернет )
  7. Tempest 25 августа 2012 19:11
    Цитата: Аркт
    Почему выделяя Казакова и его неофициальные победы не упоминается неофициальный счёт Фонка - 126 единиц. Почему не упомянуты русские лётчики, сражавшиеся в небе Франции - а там были счета и поболе, чем у Казакова

    Потому и не упоминается, что счёт неофициальный. И назовите мне имена русских лётчиков, у которых счета были "поболе", чем у Казакова!
  8. Аркт 31 августа 2012 20:48
    Да не вопрос. Очень ожидаемая придирка от исследователя, которому было лениво поработать над материалом.
    1) Петр Маринович - 19 или 21 победа официально ( история с двумя спорными проста - сбиты и упали над территорией, занятой французскими войсками; к моменту, когда потребовалось подтверждение, территория была под немцами - достаточно редкий случай для маломаневренной войны ). Про неофициальные победы упоминать не буду. И, пожалуйста, не приводите данные современных "демократических горе-историков", что он серб и к России отношения не имеет, что звали его Пьер или Петар и что в России никогда не бывал. Отец серб, мать русская, подданство Российской империи - и на этом вопрос закрыт.
    2) Федоров Виктор Георгиевич - официальных побед от 8 до 11 ( умудрился повоевать во Франции в 16м и 18м, сбить самолёт над Румынией и даже в России в 17м ). Список неофициальных побед во Франции от 25 до 27 ( с учётом последнего боя ).
    Если скажете, что это байки, ничем не подкреплённые - вот ответ. Согласно исследованиям некоторых современных "демократических горе-историков" у Козакова 11 личных официальных побед и 6 в группе, а остальные не подтверждены. Я не пытаюсь придираться, для меня Козаков и Крутень лучшие асы Российской империи в Первой мировой войне. И я более чем уверен, что их боевой счёт существенно выше, чем указан в большинстве исследований. Просто я не люблю, когда кто-то поднимает серьёзную тему и делает работу спустя рукава. Не комильфо...
  9. Tempest 4 сентября 2012 00:03
    Прокомментирую вышеизложенное. 1. Мариновича надо считать французским асом (по-честному), т.к. ВСЕ свои победы он одержал на Западном фронте в составе французских эскадрилий. У него на счету 21 официальная победа. Служил в ВВС с 14 июля 1916 года. Бреве получил 15 ноября того же года. Он серб по национальности, но всю войну был на французской службе.
    2. По Виктору Фёдорову. Официальных побед у него 5. Три победы он одержал в 1916 году в составе эскадрильи С42 (Кодроны) вместе с наблюдателем и 2 в 1918 году, летая на Спадах-13 в эскадрилье Spa 89. Так что никаких побед над Румынией и Россией у него нет, (по крайней мере, официальных). По Козакову и Крутеню совершенно согласен: они очень многое сделали для авиации России.
    P.S. Если кто-то будет ко мне придираться по поводу качества используемых источников, то я читал Нормана Фрэнкса, Фрэнка Бэйли, Рассела Геста, Питера Килдаффа и Рика Дьювена в оригинале. Если вам эти имена ничего не говорят, не мусорьте тут своими постами. Если знаете, с удовольствием продолжу общение.
  10. aslanukva 20 апреля 2014 22:17
    Вот еще один военный летчик Первой мировой "князь ураган" так его называли http://nobility.pro/genealogy/individual.php?pid=I3848&ged=tree там же есть второе фото вкладке медиа
    aslanukva

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня