Легкий бронеавтомобиль Morris Salamander на замену мотоциклу с пулеметом

24
Легкий бронеавтомобиль Morris Salamander на замену мотоциклу с пулеметом
Одна из немногих сохранившихся фотографий броневика Morris Salamander. Фото Strangernn.livejournal.com

В 1940 г. инспектор Королевского танкового корпуса бригадный генерал Вивьен В. Поуп выступил с предложением о разработке перспективного легкого бронеавтомобиля, способного заменить имеющиеся мотоциклы с коляской и пулеметом. По этому предложению были разработаны два проекта, один из которых остался в истории под названием Morris Salamander.

Бронированная замена


В предвоенный период в британской армии получили широкое распространение вооруженные мотоциклы – они использовались для разведки, в качестве связных машин и т.д. В целом такая техника устраивала военных, но не обходилось без жалоб и претензий. Прежде всего, экипажи не устраивало отсутствие какой-либо защиты, что затрудняло работу на пересеченной местности и угрожало в бою.



В связи с этим генерал В. Поуп предложил разработать и принять на вооружение специализированные легкие броневики, способные заменить мотоциклы. Концепция подразумевала противопульную броню, вооружение в виде единственного пулемета и экипаж из двух человек. Особо оговаривалась минимальная стоимость серийной машины.

Свое желание создать новый бронеавтомобиль выразили автомобильные компании Hillman и Morris Motor Limited. Последняя вскоре представила проект под названием Salamander («Саламандра»). В «Моррис» уже имели опыт разработки и строительства колесной бронетехники, что в известной мере помогло в новом проекте.

На существующей базе


Ранее в том же году компания Morris представила легкий разведывательный бронеавтомобиль Light Reconnaissance Car (LRC). В дальнейшем он получил одобрение и пошел в серию. Уже в 1940 г. появились первые предложения по развитию LRC, и одной из машин на его базе должна была стать легкая «Саламандра».

Новый легкий броневик выполнили на основе измененного шасси LRC. Имеющуюся раму укоротили, но расположение агрегатов осталось прежним. Это позволило уменьшить потребные размеры бронекорпуса, а также сократить его массу и внутренние объемы в соответствии с новыми требованиями. При этом основные агрегаты машины остались прежними.

Morris Salamander оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 30 л.с. Механическая трансмиссия выдавала мощность на заднюю ведущую ось. По другим данным, удалось внедрить полный привод. Ходовая часть включала два моста с подвеской на вертикальных пружинах. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически без изменений заимствовались у броневика LRC.


Серийный броневик Morris LRC Mk I - база для "Саламандры". Фото Warwheels.net

Был разработан оригинальный клепаный броневой корпус уменьшенных габаритов с защитой на уровне LRC. Лобовую проекцию защищали листы толщиной 14 мм, на прочих участках использовалась броня толщиной от 6-8 мм. Корпус с характерным «носом» имел единый обитаемый отсек для водителя и стрелка. Позади боевого отделения находился броневой кожух двигателя с кормовой решеткой. Важной особенностью корпуса было малое поперечное сечение. Фактически корпус построили с «обжатием» мест экипажа и силовой установки.

На крыше броневика помещалась многоугольная башенка без крыши. Над всеми колесами устанавливались легкие крылья упрощенной конструкции. На бортах, на уровне колес находились ящики для имущества. На лбу имелась необходимая светотехника. Борта получили проушины для установки дополнительного оснащения.

Экипаж Salamander состоял из двух человек – как у мотоцикла. Водитель помещался в передней части корпуса и мог наблюдать за дорогой через люк в лобовом листе и щели на скулах. За ним находился командир-стрелок, использовавший пулемет. Доступ в машину осуществлялся через дверь на правом борту или через открытую башню. Средства связи, внутренней и внешней, отсутствовали.

Вооружение броневика состояло из одного пулемета Bren. В боевом отделении рядом с командиром имелись стеллажи под боезапас в коробчатых магазинах. Конструкция башенки обеспечивала круговой обстрел и огонь со значительными углами возвышения.

Базовый Morris LRC не отличался большими размерами, а легкий броневик на его основе был еще меньше. Длина не превышала 3,5-3,6 м, ширина определялась колесами – ок. 1,8 м. Высота – ок. 1,8 м. Боевая масса не превышала 3 т и соответствовала возможностям силовой установки.

Броневик Salamander мог передвигаться по шоссейным дорогам и пересеченной местности, преодолевая небольшие препятствия. Для преодоления водных преград разработали специальные понтоны. Два таких агрегата при помощи труб с замками закреплялись на бортах машины. Передвижение предлагалось осуществлять за счет вращения ведущих колес; функции руля возлагались на управляемые колеса.

Броневик на испытаниях


В 1940 г. компания «Моррис» занималась освоением серийного производства броневиков LRC, что заметно повлияло на выполнение проекта Salamander. Разработка и строительство затянулись, и на опытную машину этого типа удалось вывести на испытания только к концу года, а основные проверки состоялись уже в 1941-м. С определенного времени «Саламандру» испытывали совместно с изделием Hillman Gnat, сравнивая два образца.


Salamander с оснащением для плавания, вид на корму. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

Шасси на существующей базе показало себя неплохо, но не обошлось без претензий. Броневик Morris Salamander уверенно передвигался по шоссе и пересеченной местности. При определенных ограничениях, преодолевались препятствия. Однако на пересеченной местности характеристики шасси без полного привода резко падали. Известно об экспериментах с установкой понтонов, но информация о реальных испытаниях на воде отсутствует.

Бронирование посчитали достаточным. При этом вероятность поражения машины снижалась за счет сокращения лобовой и бортовой проекций. Вооружение тоже признали приемлемым. С этих точек зрения броневик Salamander выглядел весьма удачно – особенно на фоне мотоциклов, которые должен был заменить.

Резкой критике подвергли эргономику обитаемого отсека. Машина была слишком тесной: посадка, высадка и работа оказывались сложными и неудобными. Более того, в экстренных ситуациях такие особенности конструкции прямо угрожали жизням и здоровью экипажа.

Ожидаемый финал


В целом перспективы проекта Morris Salamander были определены уже по результатам первых испытаний. Тем не менее, в течение некоторого времени проводились новые тесты, и два перспективных броневика сохраняли теоретические шансы поступить на вооружение. Впрочем, командование относилось к ним без энтузиазма и не собиралось выносить положительное решение.

Фактически все решилось в октябре 1941 г. Инициатор проекта генерал В. Поуп погиб, и перспективные броневики остались без поддержки. В начале следующего года два изделия вновь рассмотрели – и на этот раз приняли окончательное решение. Оба проекта закрыли ввиду сомнительного соотношения положительных и отрицательных качеств, а также из-за отсутствия реальных перспектив.

После такого решения армии две автомобильные компании вернулись к прежним проектам. Фирма Hillman сосредоточилась на производстве легких грузовиков Tilly, а Morris продолжила уже налаженный выпуск броневиков LRC. Последние строились до 1944 г., и за несколько лет с конвейера сошло более 2200 машин. Кроме того, разрабатывались и испытывались различные специализированные броневики, но ни один из них не пошел в серию.

Таким образом, два проекта легких броневика не продвинулись дальше испытаний и не привели к замене армейских мотоциклов. Однако они позволили британской промышленности изучить имеющиеся возможности и определить реальные перспективы любопытного направления – а также сделать выводы и сосредоточить усилия на более полезных проектах.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 марта 2021 07:52
    Мотор мощностью 30 лошадок на 3 тонны веса - крайне мало, получается всего 10 лошадей на тонну веса. Тогда как даже в танках должно быть отношение не менее 15 лошадей на тонну, например у Т-34 17 лошадей на тонну, у Пантеры 16 лошадей, у Тигра 13 лошадей, и уже у него были проблемы с подвижностью, у Королевского Тигра 10 лошадей, и подвижность у него была совершенно никуда не годной. Для сравнения, БА-64 весом 2,4 тонны имел двигатель мощностью 50 лошадок.
    1. +5
      7 марта 2021 08:12
      Ну, ваш подход не совсем правильный. Часто люди, далёкие от механики, смотрят только на лошадиные силы. А ведь не менее важным есть и крутящий момент, выдаваемый мотором. Пример - и у "москвича" и у трактора "Беларусь" мощность 50 л/с. Означает ли это, что "москвич" сможет вспахать десяток гектаров или вытянуть автобус из грязи?
      То то..
      Проект, конечно, откровенно провальный. Наш Ба 64 считался тесным, а тут....
      Автору спасибо за редкий материал.
      1. +2
        7 марта 2021 08:26
        Так у англичанина бензиновый мотор с никудышной тягой, а не дизель.
      2. +5
        7 марта 2021 08:46
        Игорь, привет!
        Автору, конечно, спасибо за новую информацию, но, на мой взгляд, это был мёртво рождённый проект.
        С 1939 года в британской армии уже был на вооружении отличный скаут-кар "Динго" (,«Дэймлер». Scout Car, Daimler) с куда более мощным мотором:
        Мощность двигателя, л. с. 55
        Скорость по шоссе, км/ч 90
        Запас хода по шоссе, км 320
        Удельная мощность, л. с./т 18
        Колёсная формула 4 × 4 / 4
        Броня лоб корпуса, мм/град. -- до 30 мм.
        Вооружение: всё тот же "Брэн" 7,7 мм.




        Дальнейшим его развитием стал известный бронеавтомобиль "Феррет", получивший распространение практически по всему миру.

        1. +2
          7 марта 2021 08:50
          Доброго утра. Да, знаю эти образцы) Нормальные, продуманные.
          Вся концепция "бронированных мотоциклов" провальна.
          1. +4
            7 марта 2021 10:59
            Цитата: Вождь краснокожих
            концепция "бронированных мотоциклов" провальна.

            hi
            В США их пытались строить в 20-е годы для борьбы с бутлегерами.
            Но большого распространения не получили.

            В Европе идею "крутили" в середине 30-х годов.
            Экспериментировали в этом направлении Великобритания, Бельгия, Швеция, Италия, Франция, Германия.

            Потерпел фиаско британский бронированный Triumph.
            В случае опасности, мотоциклист должен был спешиться, и укрыться за ним.


            В 1932 шведская компания «Ландсверк» (принадлежала с 1925 концерну "Крупп") разработала на базе Harley-Davidson бронемотоцикл Pansarmotorcykel L-190.


            В 1938 Дания заказала у «Ландсверк» усовершенствованный мотоцикл на базе L-190.
            Шведы построили 2 машины с обозначением Landsverk 210.
            Двигатель 1,2/30 л.с, боевая масса 730 кг.
            Дания купила 1 машину, дав ей обозначение FP 3.
            По слухам, вторую машину купил дед актрисы Умы Турман: барон Фридрих Карл фон Шлебрюгге.
            Он бежал в Мексику после прихода нацистов.


          2. +7
            7 марта 2021 11:01
            В СССР году пришли к данной идее позже: в 1941-м.
            Так, на Московском мотоциклетном заводе (до его эвакуации) разработали комплект навесного бронирования для М-72.
            Мотоцикл оснащался оппозитным двигателем 22 л.с.

            Водитель получил стационарный бронещиток с откидными элементами, которые он мог установить в случае опасности.
            Люлька коляски спереди получила стационарный щит, а также откидной бронещиток для пулеметчика.
            Сзади М-72 также был защищен откидными бронеплитами.



            Бронированный М-72 получился тяжелым, а по факту его бронирование все равно не защищало мотоциклистов в современном бою.

            В НАТИ (Научный автотракторный институт) существовал даже фантастический проект размещения бронекапсулы между двумя мотоциклами.
            Смотрится грозно, но на практике оказалось не жизнеспособно.


            В НАТИ предприняли еще несколько попыток создания облегченного бронирования, снижая вес бронещитков, меняя их форму.
            Но и в СССР пришли к выводу: мотоцикл должен оставаться мотоциклом, а не броневиком.
            1. +5
              7 марта 2021 12:39
              В межвоенный период советский конструктор и инженер Павел Игнатьевич Гроховский предложил собственный проект боевого бронированного мотоцикла или просто бронецикла. Павел Гроховский был в первую очередь авиаконструктором и работал в интересах только появляющихся воздушно-десантных войск.
              Бронецикл Гроховского представлял собой небольшой одноместный бронеавтомобиль на полугусеничном шасси с передним поворотным колесом мотоциклетного типа. Гусеничный движитель отличался наличием только одной ленты, а также двух опорных колес небольшого диаметра по бокам. Бронирование легкое, обеспечивающее защиту бойца и узлов машины от огня стрелкового оружия и небольших осколков. Бронекорпус прикрывал весь мотоцикл целиком. Водитель бронецикла одновременно выполнял и роль стрелка, ведя огонь из установленного в лобовом листе корпуса курсового пулемета. Место водителя находилось в закрытой бронированной кабине в передней части машины, за ним следовало моторно-трансмиссионное отделение. Для наблюдения за местностью водитель использовал смотровые щели в корпусе машины, а также башенку полусферической формы на крыше корпуса.

              Бронецикл Гроховского был проработан детально, но проект не заинтересовал военных, поэтому никогда не был реализован в металле. Жаль, если учесть, что свой вариант полугусеничного мотоцикла появился и широко использовался Германией в годы Второй мировой войны, правда, это был вариант без брони, зарекомендовавший себя как эффективный легкий тягач-транспортер. При этом, как и бронецикл Гроховского, немецкий SdKfz 2 создавался в первую очередь для воздушно-десантных войск.
              1. +6
                7 марта 2021 14:41
                Дима, привет! hi
                С твоего позволения вставлю фото этого немца. А то, что он создавался специально для ВДВ для меня новость.
                1. +1
                  7 марта 2021 16:53
                  Цитата: Морской Кот
                  С твоего позволения вставлю фото этого немца

                  И у Sd.Kfz. 2 катки шахматном порядке, как у многих немецких танков.
                  Для ремонта и обслуживания более муторно.
                  1. +1
                    7 марта 2021 21:57
                    И у Sd.Kfz. 2 катки шахматном порядке, как у многих немецких танков.

                    Может всё началось с семейства полугусеничных тягачей?
                    Все эти шасси с расположением катков в шахматном порядке "детища" Генриха Эрнста Книпкампа - начальника департамента № 6 (Waffenprüfamt 6) Управления вооружений сухопутных сил Министерства вооружений и военной промышленности рейха.
                    Иные конструкции он "плохо переваривал". Особенно "детище" фирмы «Крупп» - Pz.Kpfw. IV.
              2. +1
                7 марта 2021 16:51
                Цитата: Ричард
                Бронецикл Гроховского представлял собой небольшой одноместный бронеавтомобиль на полугусеничном шасси с передним поворотным колесом мотоциклетного типа.

                Посмотрел на него и задумался?
                - А кто был предком снегохода?
                1. +1
                  7 марта 2021 17:08
                  Привет, Михаил! hi
                  - А кто был предком снегохода?

                  Очень похоже. smile
                  1. +2
                    7 марта 2021 20:18
                    Цитата: Морской Кот
                    Привет, Михаил!

                    Привет, Константин! hi
                    Цитата: Морской Кот
                    Очень похоже

                    Я наспех надёргал основные вехи. Аэросани Сикорского не трогал, они были комфортабельней, но не первыми.

                    Аэросани
                    1903 инженер Неждановский (Россия)


                    Лыжный автомобиль
                    1907 инженер Меллер (Россия)


                    Гусеницы Kegresse
                    1914 Адольф Кегресс разработал оригинальные системы гусениц, которые были названы "Гусеницы Kegresse".
                    Он разработал их в России, специально для автомобилей царя Николая II.


                    1914
                    Русско-Балтийский вагонный завод приобретает патент Кегресса, и на базе производимого ими автомобиля «Руссо-Балт» налаживает изготовление автосаней.


                    На снегоходе он в последний раз прокатил Николая II 15 января 1917 года.
                    В дневнике царя об этом осталась запись:
                    - «В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег».

                    В августе 1916-го Адольф Кегресс представил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль.
                    Пройдя испытания на проходимость, он был вскоре принят на вооружение.
                    Со временем в военных целях «систему Кегресса» пробуют установить на мотоцикл.
                    Так рождается первый снегоход, который позднее вернется к нам из-за рубежа.

                    Сразу после отречения Николая II, инженер на гусеничном авто из царского гаража увёз свою семью в Финляндию.
                    Оттуда - во Францию, где устроился в компанию Ситроен.

                    1927
                    Карл Элиасон из штата Висконсин (США)
                    Изобретает тобогган (бесполозные сани) с гусеничным движителем.


                    Bombardier (Канада)
                    Правильно оценил перспективы рынка снегоходов после Второй мировой войны, и стал производить снегоходы для зимнего отдыха, рассчитанных на одного-двух человек.
                    Фактически он сам создал этот рынок снегоходов.
                    1. +4
                      7 марта 2021 20:42
                      В детстве с родителями был в горках и вот запомнился этот ленинский Роллс-Ройс.

                      1. +2
                        7 марта 2021 23:16
                        Цитата: Морской Кот
                        запомнился этот ленинский Роллс-Ройс.

                        Скорее всего тот же Адольф Кегресс апрейдил данный Роллс Ройс
                    2. 0
                      17 мая 2021 10:27
                      Нормалёк! laughing
                      Николя Кровавый "потерял" даже более чем был способен... good
                      Ничего личного! wink
        2. +1
          7 марта 2021 14:22
          Феррет сблизи мне показался игрушечным-такой он маленький.
      3. +4
        7 марта 2021 09:06
        Автору спасибо за редкий материал.

        Присоединяюсь к Игорю
        Даже И.Мощанский «Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 часть 2» дает про этот бронивичок весьма скупые сведения
        ТТХ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
        Morris Light Reconnaissance Armoured Car «Salamander» обр.1941 г.
        БОЕВАЯ МАССА ~3000 кг
        ЭКИПАЖ, чел. 2
        ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
        Длина, мм ?
        Ширина, мм ?
        Высота, мм ? Клиренс, мм ?
        ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм Bren в башне
        БОЕКОМПЛЕКТ ?
        ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
        БРОНИРОВАНИЕ
        лоб корпуса — 14 мм
        борт — 8 мм
        корма 8 мм
        крыша — 8 мм
        башня — 8 мм
        ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
        ТРАНСМИССИЯ механического типа
        ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
        колесная формула 4х4,
        колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
        СКОРОСТЬ ?
        ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
        ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ?
        СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались
    2. +3
      7 марта 2021 08:50
      Цитата: Кот_Кузя
      Мотор мощностью 30 лошадок на 3 тонны веса - крайне мало...
      ...даже в танках должно быть отношение не менее 15 лошадей на тонну

      hi
      Согласен.
      Даже в польской танкетке TKS удельная мощность была на уровне 17/18 л/с на тонну.
      Хоть сравнивать гусеничную машину с колёсной не совсем корректно.

      Был у компании ещё один проект.
      Компактная 1-местная машина с 2-мя неподвижными пулеметами.
      Неподвижными!
      Как у самолёта, что ли...
      Одноместную машину назвали Glanville fighter car (на фото справа).
      В серию тоже не пошла.

      1. +3
        7 марта 2021 10:04
        Цитата: Mister X
        Компактная 1-местная машина с 2-мя неподвижными пулеметами.
        Неподвижными!
        Как у самолёта, что ли...

        В то время была мода на неподвижные курсовые пулеметы, достаточно вспомнить М3 "Стюарт", на ранних модификациях которых были два неподвижных курсовых пулемета на корпусе. Или советский Т-44, где так же установили неподвижный курсовой пулемет, так как в экипаже уже не было стрелка-радиста. Но как показала практика, такие пулеметы оказались не нужны вследствие своей абсолютной бесполезности, так как мехвод своими рысканиями в стороны для поражения противника из неподвижных пулеметов, сбивал прицел наводчику в башне, а это смертельно опасно в бою против артиллерии и танков противника.
        1. +3
          7 марта 2021 11:13
          Цитата: Кот_Кузя
          советский Т-44, где так же установили неподвижный курсовой пулемет

          В мире нет ничего идеального.
          Сплошной компромисс.
          Так, отказавшись от шаровой установки курсового пулемета получили:
          Повышение прочности лобового листа, хорошую обзорность механика-водителя, а в результате - улучшение управление машиной в походном положении.
          Правда, неподвижный пулемёт стал бутафорским, как палка в задней полусфере одноместного Ил-2.
          1. +4
            7 марта 2021 11:27
            Читал воспоминания танкистов, они все ругали обзор курсового пулемета, говорили, что обзорность никакая, возможно видеть только в крайне узком диапазоне прицела, а больше никаких приборов наблюдения у стрелка-радиста не было. Радист больше занимался настройкой и обслуживанием рации, так как они тогда были крайне капризными и сложными, а потом к концу ВМВ, когда развитие радио позволило сделать их менее капризными и сложными, отдельный радист просто стал не нужен, и потому в Т-44 не было должности стрелка-радиста, командир танка уже сам мог обслуживать танковую рацию, так как она стала гораздо более надежной и не капризной.
  2. Комментарий был удален.
  3. +3
    7 марта 2021 21:36
    Хочу сказать спасибо автору и всем форумчанам за отличную информацию, было интересно hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»