Судьба проекта А77 "Гарпун"

Судьба проекта А77 "Гарпун"



Существующий пограничный флот ведущих мировых держав, как показал опыт, крайне неэффективен к действиям в реальных штормовых условиях против малоразмерных маневренных и быстроходных целей. Эффективность достигается за счет взаимодействия пограничного флота и вертолетов берегового базирования. Узкоспециализированные суда для борьбы с терроризмом должны выполнять следующие задачи:

- освобождение захваченных судов:
- доставка подводной штурмовой группы,
- высадка надводной штурмовой группы,
- прикрытие штурмовых групп,
- оказание помощи пострадавшим,
- конвоирование захваченных судов, террористов на базу.
- патрулирование зоны ответственности с целью предотвращения террористических операций на море;
- пресечение доставки контрабандных грузов;
- пресечение доставки незаконных эмигрантов.

На базе этих задач можно выявить следующие требования:
- минимальное время разгона до полной скорости,
- минимальное время реверса с полного переднего на полный задний ход,
- высокая скорость заднего хода,
- минимальное заливание и забрызгивание верхней палубы,
- возможность размещения штурмовых групп и специального снаряжения,
- удобство действия подводной и надводной штурмовых групп с борта судна,
- удобство управления судном.

Наиболее перспективным считается проект А-77 «Гарпун» разработанного «Агат Дизайн Бюро» и построенного на Выборгском судостроительном заводе, испытания 2003-2004г. Параллельно в бассейне ФГУП ЦАГИ были проведены испытания нескольких поколений моделей с целью проверки оригинальных расчётных методик и результатов электронного моделирования динамики движения, направленных на оптимизацию гидродинамического комплекса глиссирующего типа, включающего геометрию корпуса, параметров водомёта и законов управления системой стабилизации угловых координат модели при движении на регулярном волнении заданной интенсивности.

Следует выделить следующие локальные технологии, которые позволят повысить ТТХ катера и его эффективность, в том числе:
- геометрия корпуса, обеспечивающая оптимальное сочетание показателей мореходности, маневренности и инерционности;
-законы управления системы поддержания оптимального дифферента и умерения бортовой и килевой качки;

- водомётный движитель с высоконапорным насосом и водозаборником, геометрия которого обеспечивает максимальный КПД движителя в широком диапазоне скоростей движения катера;
- система оптимизации центровки по длине катера;
- ряд конструктивных решений, ориентированных на снижение массы катера порожним, повышение ресурса отдельных узлов, и увеличение межремонтного периода катера в эксплуатации.

Исходя из вышесказанного, возникает предложение о возможности создания в одном корпусе, глубоко межпроектно унифицировав комплектацию, проектные, технические и технологические решения, двух катеров проектов А77-4, А77-5 с характеристиками, изложенными в таблице ниже, в которой для сравнения также приведены ТТХ проекта А77 «Гарпун».

(фото http://bastion-karpenko.narod.ru)



Сравнение характеристик катеров показывает, что пр. А77-4, А77-5 существенно превосходят А77 по маневренным и инерционным характеристикам, дальности плавания, автономности, и обладают инфраструктурой, необходимой для выполнения задач ранее перечисленных.

ТТХ А77 «Гарпун» и его модификаций


Дополнительно можно сказать что для управления данным катером была разработана уникальная система автоматики, которая несет следующие функции:

Автоматическое управление подъемной силой днища при глиссировании при помощи системы интерцепторов:

-обеспечение минимального сопротивления при переходном режиме (выходе на глиссирование);
-обеспечение максимального гидродинамического качества путем управления углом атаки в зависимости от скорости глиссирования;
-стабилизация положения корпуса по крену и дифференту, в том числе при воздействии волн;
-управление креном на повороте;
-формирование предупредительной сигнализации о предельных значениях крена и дифферента, формирование команды на экстренное торможение судна при опасном крене или дифференте.

Управление величиной и направлением тяги водометов в различных режимах:
-синхронное следящее управление соплами водометов, заслонками реверса и оборотами двигателей от штурвала и рукоятки в рулевой рубке;
-автоматизированное управление направлением и величиной силы тяги при маневрировании на малых скоростях. В этом режиме судоводитель задает требуемое направление перемещения при помощи рукоятки-джойстика, а требуемую скорость разворота — при помощи штурвала. Система автоматики вычисляет задания на сопла, заслонки реверса и обороты двигателей, необходимые для движения в заданном направлении, в том числе бокового перемещения судна;
-автоматизированное управление соплами водометов в режиме стабилизации заданного курса.

Управление техническими средствами судна:
-отображение состояния люков и дверей, дистанционное управление вентиляцией отсеков;
-отображение объема топлива и пресной воды в цистернах;
-отображение состояния системы электропитания, дистанционное управление генераторными выключателями;
-отображение состояния гидросистемы, дистанционное управление насосами гидросистемы;
-сигнализация о наличии воды в отсеках.
Данный проект является самым скоростным судном в мире данного класса. Только к сожалению страны НАТО проявляют к нему больший интерес и готовы размещать заказы в отличии от Российских спецслужб. По очень непонятным причинам ФСБ РФ отказалось от приема на вооружение данного катера и сегодня он так и остается в количестве 3 штук и одной модели в витрине

Для собственных потребностей России «Агат Дизайн Бюро» разработала другой катер проект А125 «Стрела». Сильно упрощенная копия А 77-4 «Гарпун»
Катер специального назначения А125М



И катер специального назначения Пр А125-1


Назначение:
-Патрулирование и охрана государственной и таможенной границ,
-участие в поисково-спасательных операциях,
-перехват и задержание судов-нарушителей,
-осуществление таможенного контроля,
-охрана морских портов и береговых инженерных сооружений.
ТТХ проекта А125 и А125-1


Итого выпущено:
ПрА125 «Валентин Чуйкин» №800, приписка КФС, год спуска на воду 2004- 1шт
Пр А125-1 №801, на испытаниях (предварительно Калининградской ФТС), год спуска наводу2008- 1шт

Наверно пора задуматься над тем, какими средствами мы будем защищать наши границы реальными катерами или модельками.
Автор:
Паровоз
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти