Пневмоходы для российской армии: ответ на арктические вызовы

81

Пневмоход Кречет Z320-91. Пока не в армии. Одна из причин – турбодизель HYUNDAI D4BН. Источник: tehnoimpuls.com

«Арктика» из МГТУ


В предыдущей части истории о машинах на колесах сверхнизкого давления шла речь о послевоенных разработках в СССР и США. Вторая заключительная часть материала будет посвящена современным отечественным разработкам, большая часть из которых может найти применение в армии.


«КамАЗ-Арктика». Источник: wroom.ru

Одним из наиболее успешных российских разработчиков техники для условий Крайнего Севера является Студенческое конструкторское бюро, основанное в 2004 году и со временем трансформировавшееся в современный научно-технический центр. Работает НТЦ на кафедре СМ-10 «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана.



Темой машин с колесами сверхнизкого давления в МГТУ занимаются достаточно давно – с 2002 года. Основным типоразмером для подобной техники от «бауманцев» стали шины диаметром более 1,7 м и шириной 0,75–1,0 м. В портфолио «фирмы» присутствуют рассчитанные на эксплуатацию при температурах до –40 ºC вездеходы «КамАЗ-Полярник» и «Урал-Полярник».



«Урал-Полярник» родом из СМ-10 МГТУ. Источник: autowp.ru

Машины изначально разрабатывались для гражданских нужд и не готовились к армейской службе.

В то же время специалисты СМ-10 активно работают с оборонной продукцией. На официальном сайте кафедры можно встретить упоминания об участии в разработке специального колесного шасси «Платформе-О», штурмового бронированного автомобиля «Ансырь» и бронемашины БТР-ВВ. В приложении к условиям Арктики последней разработкой кафедры является проект «КамАЗ-Арктика».

Машина на колесах низкого давления (пневмоходах) создавалась по заказу Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). И с самого начала была представлена с двумя типоразмерами шин – «габарит» и «негабарит». Также предусмотрены два варианта исполнения – 6х6 и 8х8. Работы над машинами организованы совместно с НТЦ «КамАЗ».

Официальной целью проекта «Арктика» декларируется создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон РФ, Сибири и Дальнего Востока. С учетом интенсивного освоения данного региона российской армией, есть все шансы увидеть подобные мега КамАЗы в защитной раскраске.




«КамАЗ-Арктика» в тяжелом восьмиколесном исполнении. Источник: wroom.ru

Младший в линейке трехосный «КамАЗ-Арктика» использует в конструкции серийные ведущие мосты от КамАЗ-6522, рессоры от задней подвески КамАЗ-5460, амортизаторы и стабилизаторы от подвески КамАЗ-65225.

На выбор заказчика два мотора – V-образный восьмицилиндровый 11-литровый КамАЗ-740.37-400 и рядный шестицилиндровый 12-литровый КамАЗ-910.12. Авторы указывают для машины грузоподъемность около 13 тонн (собственный вес – 16 тонн), а также потенциальные возможности автономного движения.


«КамАЗ-Арктика» 6х6 с «габаритными» колесами. Источник: zil-130-431410.ru


«КамАЗ-Арктика» 8х8 с «габаритными» колесами. Источник: gruzovikpress.ru

Московский Политех для «Арктики» разработал жилой модуль, рассчитанный на проживание трех членов экипажа при температурах до –50 ºС. Под суровые требования Крайнего Севера пришлось переработать состав резины – теперь, по словам инженеров, шины даже на самом сильном морозе не дубеют.

В «габаритном» исполнении «КамАЗ-Арктика» может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Для этого стандартные колеса метровой ширины заменяются «узкими» 700-миллиметровыми. И ширина машины в таком варианте не превышает разрешенных 2,5 метров.

Когда дорог на пути не предвидится, монтируются вездеходные колеса, с которыми ширина «Арктики» достигает более 3,3 метра. Не самое удобное решение, прямо скажем, но другими способом выпустить такую тяжелую машину на дороги общего пользования было невозможно.

Огромные колеса, понятное дело, поворачивать по классической схеме очень затруднительно. Увеличение наружного диаметра шины приводит к уменьшению максимальных углов поворота управляемых колес – в итоге радиус поворота внедорожника становится просто космическим.

Поэтому поворот решено было организовывать с помощью шарнирной складывающейся рамы. Узел сочленения представляет собой две коробчатые конструкции, связанные парой шаровых шарниров. Перемещение секций вокруг вертикальной оси выполняют гидроцилиндры, размещенные внутри рамы.

Это позволило защитить штоки гидроцилиндров от грязи и механических повреждений, использовать в качестве заднего упора стандартную поперечину рамы, сделать унифицированными точки крепления гидроцилиндров для трех- и четырехосных моделей. «Ломающаяся» рама обеспечила 11-метровому трехоснику минимальный радиус поворота (по наружному переднему колесу) 12 или 14 метров в зависимости от типа установленных шин.




Источник: gruzovikpress.ru

Восьмиколесный вариант исполнения «КамАЗ-Арктика» способен брать на борт до 15 тонн, полная масса при этом достигает 40 тонн. Такому богатырю требуются для обеспечения низкого удельного давления на грунт немаленькие шины. Ширина «негабаритного» варианта – 3,85 метра, длина – чуть более 12 метров.

Несмотря на то, что разработчик декларирует исключительно мирное применение «Арктики», использование преимущественно отечественных комплектующих, потенциально готовит снегоболотоход к военной стезе.

Машины сверхнизкого давления


Разработку снегоболотоходов тяжелого класса могут позволить себе только крупные предприятия с соответствующим опытом работы.

К таким относится Санкт-Петербургский машиностроительный завод, многие годы специализирующийся на технике для газо- и нефтедобывающей отрасли России. Самой свежей разработкой, созданной по заказу ООО «Ямалспецмаш», стал вездеход «Ямал В-6М», предназначенный для транспортировки длинномеров в условиях Крайнего Севера.

Машина комплектуется импортными дизелями Cummins ISLe-C340 или Cummins ISBe-C285, а также КПП Zahnradfabrik. Как и в случае с «КамАЗ-Арктика», передние колеса вместе с кабиной поворачиваются с помощью сочленённого шарнира. «Ямал В-6М» во многом схож по конструкции трансмиссии с легендарным ЗИЛ-157, хотя и построен на части агрегатов КамАЗ-5387.

У машины сразу семь карданных валов на трех промежуточных опорах. Отсутствие проходного среднего моста, очевидно, объясняется требованием к большей живучести конструкции, а также возможностью к выборочному отключению привода на отдельные мосты.

«Ямал В-6М» прошел испытания в январе 2021 года. И уже в феврале две машины отправились к месту «службы» на полуостров Гыдан.

Примечательно, что машины оснащены системами инфракрасного видения IRWAY МР-005/21 «Комфорт PRO». Помимо тяжелой техники под маркой «Ямал» созданы легкие пневмоходы на базе УАЗов, которые в 2011 году принимали участие в армейских учениях «Центр-2011». Однако решение о принятии на вооружение так и не было принято.






«Ямал В-6М». Источник: tehnopoligon.ru

Все возрастающий интерес к внедорожной технике на колесах сверхнизкого давления со стороны Министерства обороны иллюстрирует демонстрация подобных машин на форумах «Армия».

Так, на последней выставке в 2020 году потенциальным заказчикам продемонстрировали трехосный «Трэкол Хаски». Это машина является модернизированным вариантом «Трэкола-39295», участвующего в феврале 2016 года в экспедиции 21-го Научно-исследовательского испытательного института Министерства обороны РФ на Крайний Север.

В ходе экспедиции специалисты из подмосковных Бронниц выдвинули к военной технике для арктических условий ряд очень непростых требований.

Во-первых, обеспечение надежного пуска силовой установки при температуре наружного воздуха до –45 ºС.

Во-вторых, достаточность запаса энергии в машине с целью создания микроклимата в обитаемых отделениях при низких температурах наружного воздуха до –60 ºС и возможности автономного нахождения экипажа в дежурном режиме сроком до трех суток, а также одновременного поддержания машины в минутной готовности к использованию по назначению.

В-третьих, военная техника для Крайнего Севера должна быть приспособлена к войсковому ремонту в условиях низких температур и сильного порывистого ветра – до 35 м/с.

В-четвертых, вездеходы должны эффективно освещать местности при движении ночью и в пургу с видимостью 1–2 м. Кроме этого, предусматривается возможность движения в темное время суток исключительно по приборам ночного видения.

И как итог – «Хаски» от «Трэкол» на «Армии-2020» декларирует способность работы при температурах до –65 ºС.

Для полного соответствия требованиям Министерства обороны на пневмоход устанавливается отечественный мотор ЗМЗ-40905.


«Трэкол Хаски». Источник: vitalykuzmin.net


«Трэкол-39294». Источник: vitalykuzmin.net





Один из ранних вариантов исполнения пневмохода «Русак». Источник: autowp.ru

Потенциальным поставщиком для российских военных может стать компания «Авторос», специализирующаяся на выпуске четырехосных снегоболотоходов «Шаман».

Машина по-своему уникальна – восемь колес с шинами сверхнизкого давления с независимыми подвесками и кузов-лодка позволяют преодолевать водные преграды вплавь. Небольшие углы поворота колес вследствие большого диаметра компенсируются уникальной системой управления всеми колесами.

«Шаман» может поворачивать по-крабьи, с колесами, повернутыми в одну сторону, а также поворачивать заднюю пару в противоход передней, уменьшая радиус разворота. Пока поступлению в войска «Шаману» мешает, помимо прочего, импортный мотор Iveco F1C.


Плавающий снегоболотоход «Шаман». Источник: vitalykuzmin.net



Плавающий снегоболотоход «Бурлак». Источник: autoreview.ru




Плавающий снегоболотоход «Русак» с гибридным приводом. Источник: autoreview.ru

Подобной системой управления колесами четырехосного шасси оснащен снегоболотоход «Русак К-8/39941» с гибридной трансмиссией.

Разработчик – «Русская автомобильная компания» из города Богородска Нижегородской области. А заказчик – Министерство образования и науки в рамках целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

На машине монтируются две гибридные силовые установки с 1,2-литровым двигателями Nissan и с тяговыми электромоторами по 75 кВт каждый. Не до конца понятно, как такая конструкция выдержит 65-градусные морозы Крайнего Севера. В портфолио «Русской автомобильной компании» еще несколько «Русаков» с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и традиционными приводами.




«Русак» и «Бурлак». Источник: vitalykuzmin.net

Курганская компания «Техно Транс» представила на «Армии-2020» снегоболотоходы для экстремальных условий «Бурлак».

Почему для экстремальных?

Дело в том, что разработчики утверждают, что машины эксплуатируются в Антарктиде, где температура ниже, чем на нашем Крайнем Севере. Возможно, именно поэтому конструкция двух- и трехосных машин незамысловата – газелевский дизель Cummins ISF мощностью 150 л. с. и механическая КПП.

Машину от остальных пневмоходов отличает огромный дорожный просвет в 750 мм. Для сравнения, у «Шамана» – 450 мм, у «Русаков» в зависимости от варианта – 520–560 мм и, наконец, «Трэкол Хаски» обладает 550-миллиметровым клиренсом.

Рынок отечественных снегоболотоходов постепенно насыщается.

Появляются новые производители, расширяют гамму проверенные фирмы. А это значит, что за заказчика развернется нешуточная борьба.

В этой связи Министерство обороны находится в привилегированном положении – финансовые возможности позволяют выбирать.

Осталось только решить проблемы с импортными комплектующими.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 марта 2021 18:13
    Статья просто ЗАЧЁТ!!! good Как собрать «слюни» после таких ФОТО crying
    1. +4
      10 марта 2021 18:52
      Эх, мне бы парочку таких... и сафари по просторам Сибири...
      1. +4
        10 марта 2021 18:58
        Цитата: aleks neym_2
        Эх, мне бы парочку таких... и сафари по просторам Сибири...

        Вот и плачу crying СнегоБолотоход - это Тема!
        1. +2
          10 марта 2021 19:08
          За одни фотографии спасибо .
          Не довелось ездить на шинах низкого давления , но видел как то передачу , проходимость класс .
        2. +3
          10 марта 2021 19:20
          Автору респект и уважуха, заставил пару раз слюнки сглатывать от белой зависти!!!
          1. +7
            10 марта 2021 21:13

            Трэкол Хаски - машина энергетиков
            Хабаровский край
            1. +2
              11 марта 2021 09:34

              Получил от производителя (НПФ «ТРЭКОЛ) документ по расходу топлива.
        3. +3
          10 марта 2021 19:59
          Цитата: Охотовед 2
          Цитата: aleks neym_2
          Эх, мне бы парочку таких... и сафари по просторам Сибири...

          Вот и плачу crying СнегоБолотоход - это Тема!

          В Подмосковье тоже есть где покуралесить.
    2. +5
      10 марта 2021 19:29
      Как охотник согласен с Вами! Статье зачёт)))))
    3. -3
      10 марта 2021 19:42
      Осталось только решить проблемы с импортными комплектующими.

      -все наоборот - структура собственности . всяким либералам и офшорам МО как платить будет? даже патриоты не получат контракты( кроме НИОКР)--все только своим , пристегнутым к МО.
    4. 0
      11 марта 2021 12:16
      Цитата: Охотовед 2
      Статья просто ЗАЧЁТ!!!

      Абсолютно согласен! good Один вопрос: почему у нас в стране до сих пор не выпускаются надёжные и экономичные двигатели ВС?! Постоянно с ними какие-то проблемы, что во времена Союза, что сегодня! request
    5. 0
      31 марта 2021 17:26
      Жаль нету Шерпа как в стандарте 4х4 так и с платформой 10х10 с грузоподъемностью 3 тонны..


      Правда сейчас создатель Шерпа Гаргашьян представил АГ-20 как доработанный Шерп так как партнеры продаваны кинули его с Шерпом по полной что не удивительно ибо половина оных с 404й..
  2. +6
    10 марта 2021 18:17
    Вот такая техника нам и нужна. А не багги, про которые на всех углах в кастрюли звенят. Багги матрасам нужны, а у нас мексиканской границы нет, зато вся страна под снегом зимой
    1. +1
      10 марта 2021 18:49
      Кто поставил минус навярняка у матрасников в маями катается на кандилаках
      1. 0
        10 марта 2021 20:00
        Цитата: aleks neym_2
        Кто поставил минус навярняка у матрасников в маями катается на кандилаках

        На аллигаторах верхом. lol
    2. +2
      11 марта 2021 09:13
      Цитата: Cowbra
      Вот такая техника нам и нужна. А не багги

      hi
      Машины всякие нужны.
      Цитата: Cowbra
      у нас мексиканской границы нет, зато вся страна под снегом зимой

      Зато есть Южный федеральный округ, где могут пригодится багги.
      Да и не только в ЮФО.

      Есть ВДВ, морская пехота и Силы специальных операций.
      Для них КамАЗ и Урал будет избыточен.
      Вы так не считаете?
      А как перевозить и десантировать Трэкол Хаски?


      Спецавтомобили на базе «Нивы» и багги «УРА» (Ударно-Разведывательный Автомобиль) из Тольятти.


      Наш багги весит всего 750 килограммов. Вчера мы, к примеру, встали в колее - взяли и руками автомобиль перенесли.
      Да и маневренность, видимость, расход бензина (12-15 литров на 100 километров против 50 литров у «Урала» и «ГАЗ-66») тоже важны.

      Герой России подполковних спецназа ВДВ Анатолий Лебедь мечтал о такой машине, ждал, когда она поступит в армию.
      Он говорил, что «Тигры», БМД хороши, но они предназначены для других задач.
      А для разведки и быстрого реагирования - нужна лёгкая машина.
    3. +1
      11 марта 2021 11:54
      В наших климатических условиях и ландшафте неплохо бы подошли для армии снегоболотоходы по компоновке квадроциклов (не багги) полноприводные, по компоновкам: ATV (all terrain vehicle) с мотоциклетной посадкой; SSV (side-by-side vehicle) управление и посадка автомобильного типа и UTV (utility task vehicle) как SSV с грузовой платформой.
      1. +1
        11 марта 2021 12:04
        Так они вроде и есть, в роликах точно мелькают.
        1. 0
          11 марта 2021 13:03
          Цитата: Cowbra
          Так они вроде и есть, в роликах точно мелькают.

          Из компактных, слышал вроде Шерпа используют. В январе смотрел "квадрик" снегоболотоход "Сокол", так представитель по продажам заявил, что они технику поставляют в армию и МЧС.
  3. +3
    10 марта 2021 18:23
    Техника интересная, полезная, даже нужная ... но стоимость как её самой так и обслуживания, заоблачная!
    отсюда вопрос ... быть или не быть.
    1. +2
      10 марта 2021 22:51
      Цитата: rocket757
      Техника интересная, полезная, даже нужная ... но стоимость как её самой так и обслуживания, заоблачная!
      отсюда вопрос ... быть или не быть.

      Скорее однозначно быть, чем вероятно не быть.
      Слишком много "непричастных" проявляют интерес к Арктике и желают причаститься её ресурсам, а посему Россия должна обеспечить мобильность вооружённых сил в этом регионе. Тут экономить неразумно и просто вредно. hi
      1. +1
        11 марта 2021 06:21
        Цитата: Ныробский
        Тут экономить неразумно и просто вредно.

        Рачительно относится к ресурсам, всегда полезно!
        Выбрать самые необходимые варианты техники, желательно с высокой степенью унификации запчастей между моделями машин и создать качественные центры ТО!!! Техника используется там, где от её надёжности зависит жизнь людей!!! все должно быть надёжно.
        1. +2
          11 марта 2021 08:18
          Цитата: rocket757
          создать качественные центры ТО!!! Техника используется там, где от её надёжности зависит жизнь людей!!! все должно быть надёжно.
          Это да. Как то были в командировке в пос. Подчерье за Печорой. Мороз был - 51, а наш Урал с кунгом обитался вне бокса. Мосты замёрзли так, что при буксировке машина ползла как на салазках, колёса просто шли юзом не проворачиваясь. Полдня жгли костры под мостами, что бы уехать, а потом ещё полдня молились, что бы в дороге до места назначения машина не сломалась. yes hi
          1. +2
            11 марта 2021 08:46
            Всё правильно, сам могу вспомнить пару экстремальных "приключений" из за поломки техники ....
            Техника сложная, много удобств есть, облегчающих работу водителя, но ТО и МТС, это зачастую такая "засада" которая может угробить любое толковое дело!
          2. +1
            11 марта 2021 11:25
            Техника интересная конечно. но проблем выше крыши, Резина очень дорогая. При порыве просто выкидывается. Попробуйте поставить запаску в снегу больше метра, попробуйте поставить куда то домкрат, перед этим выкопав яму глубиной метр. После водных процедур масло в мостах необходимо менять, сальники держат масло из мостов, а вода во внутрь льется ручьем. Карданы полусамодельные, зачастую отваливаются. Смотреть со стороны конечно прикольно. Кстати американцы при низких температурах, ниже 40 по цельсию, работы прикрывают по возможности. Техника на севере дорогая, лучше поберечь и людей и технику.
            1. +1
              11 марта 2021 11:38
              Понятно, что придётся находить множество технологических решений как с материалами, так и с механизмами для предотвращения, или устранения, проблем которые могут возникнуть при их эксплуатации в условиях низких температур, но если это не сделаем мы, то это сделают другие. yes
              1. 0
                11 марта 2021 13:21
                Негры с Аляски? Я думаю что наши враги, это китаезы. Им и нужны Сибирь и Байкал.
                1. 0
                  11 марта 2021 14:38
                  Цитата: Вольный ветер
                  Негры с Аляски? Я думаю что наши враги, это китаезы.

                  Где вы их нарыли? Ни негров, ни китайцев я в своих комментариях вроде как нигде не упоминал. request
                  1. 0
                    11 марта 2021 15:03
                    Это не вы , это я написал. У американцев огромные не исследованные пространства. У китайцев ресурсы фактически на нуле, ну возможно кроме редкоземелов. Американцам выгодно сотрудничество, ну торговать выгоднее, чем воевать. Китайцам нужна война, земля, уничтожить нас, и пол лярда своих граждан. Они за этим не постоят.
  4. +2
    10 марта 2021 18:36
    Отличная статья. "Адназначна" ©, на вооружение следует принимать технику с узлами и агрегатами полностью Российского призводства, в том числе и двигателями.
    1. +3
      10 марта 2021 19:04
      Вот что да, то да! Всё должно БЫТЬ СВОЁ!
      1. +2
        10 марта 2021 19:27
        Да откуда минусаторы набежали! Хомячки диванные, комментарии форумчан хоть читать начните? Или «чукчи» писатели, точнее «палецетыки» в буржуйские телефоны или мышкам в одно место!!! Хоть осознаёте, что они компьютерные или уже с трудом?
  5. +6
    10 марта 2021 18:36
    Техника сугубо гражданская Разрыв мины или ручной гранаты рядом-и ВСЕ !. Резина тонкая и мягкая..Как и прежде-МТЛБ или гусеничный Газон-были и будут царями тундры и всего Севера! А студенты пусть девок катают! )))
    1. +1
      10 марта 2021 19:29
      Цитата: 113262а
      .Как и прежде-МТЛБ или гусеничный Газон-были и будут царями тундры и всего Севера!

      Это - да. Вот только гусеница слишком сильно ранит очень ранимый растительный покров тундры. А это - минус. Предполагаю, что шины низкого давления будут не так уродовать верхний слой тундры.
      1. -2
        10 марта 2021 19:44
        забота о сусликах -наше все. как "гагара северная птица" будет гнездовать в таких колеях? непорядок надо перебить новым порядком.
        1. +1
          11 марта 2021 12:58
          Цитата: антивирус
          забота о сусликах -наше все. как "гагара северная птица" будет гнездовать в таких колеях? непорядок надо перебить новым порядком.

          А что Вы, не любитель сусликов, которые, кстати, в тундре не живут, знаете о тундре? Вы там хоть раз были? Я что предложил? Бережно относится к природе. Все! Если есть возможность обойтись без гусениц, то эту возможность надо использовать. Но если нет такой возможности, то.., на нет и суда нет.
          1. 0
            11 марта 2021 15:03
            если есть возможность -то гусеницы и никаких екологов в военных вопросах. по боку.
            1. 0
              11 марта 2021 15:14
              Цитата: антивирус
              если есть возможность -то гусеницы и никаких екологов в военных вопросах. по боку.

              Вот такие-то и засрали наше заполярье в советское время и в 90-е. Хорошо, что хоть сейчас начали немного за вами прибирать.
              1. +1
                11 марта 2021 15:14
                я про военных--они много " гуляют " по Заполярью?
                1. +1
                  11 марта 2021 15:19
                  Цитата: антивирус
                  я про военных--они много " гуляют " по Заполярью?

                  А кто засрал Заполярье? Гражданские? Может чукчи?
                  Не надо прикрывать свое безразличие к природе якобы заботой об обороноспособности.
      2. 0
        10 марта 2021 20:24
        А за что? А то ещё шнекоходы - вообще тундру убить хотят...
      3. +6
        10 марта 2021 21:25
        Тогда и пиши-БОЕВАЯ МАШИНА ГРИНПИСА! Грету Тунберг укатывать! Значит, т-80БВМ мы в тундру отправляем на гусеницах-и нам пофиг на урожай ягеля,а тут- песцов с леммингами жалеем? Такая же тупость,как и финские и шведские БТРы -гибриды на батарейках,с экологией Евро-6! Военные должны выполнить задачу по защите Родины-точно и в срок,и желательно остаться в живых! А вот экскурсии сердобольных бездельников водить-можно хоть на велосипедах!
    2. +1
      10 марта 2021 20:15
      Чукча с гранатой ползёт...Тундра, это "тонкая" наука: следы от гузениц долго заростают...
    3. -2
      10 марта 2021 21:33
      КрАЗ лаптежник король Севера
    4. +3
      11 марта 2021 11:27
      Цитата: 113262а
      Разрыв мины или ручной гранаты рядом-и ВСЕ

      Сижу и репу чешу - как найти НАТОвскую мину или гранату на просторах русской тундры даже в условиях войны? Кто её поставит или бросит? И на чем доедет до места постановки или тем более броска?
      1. 0
        12 марта 2021 09:15
        Чеши, не чеши, а матрасники оленеводов с Аляски на парашютах скинут с полным боекомплектом...если долетят...
      2. 0
        12 марта 2021 12:35
        Это ты слово МИНА не совсем понимаешь! Это такая штука,которая из МИНОМЕТА вылетает,мерзко мяукает и падает на голову! И дает кучу осколков-от величины со спичечную головку до размера с ладонь взрослого! И которые пробивают запросто навылет шлакоблочные стены и если рядом-то рельсы!
        1. 0
          12 марта 2021 13:32
          Цитата: 113262а
          Это такая штука,которая из МИНОМЕТА вылетает,мерзко мяукает и падает на голову! И дает кучу осколков-от величины со спичечную головку до размера с ладонь взрослого! И которые пробивают запросто навылет шлакоблочные стены и если рядом-то рельсы!

          Есть такая штука. Опять же вопрос - на чем такую хорошую штуку матрасники будут везти до Ямала или Таймыра? А потом простреливать ими рельсы на Чукотке...
          1. 0
            12 марта 2021 15:27
            А нахрена тогда там ...ВОЕННЫЕ! РВСН там нет,летуны-сами себя возят,. Кого там пехота гонять будет?Залетных эскимосов? Так а если они миномет или Карл-Густав с собой притащат? Или пьяный местный из берданки по колесам пальнет? Или ножичком-чирик-и все,нету пневмохода!
  6. 0
    10 марта 2021 20:22
    У нас большая площадь страны под снегом 6 месяцев в году,военная техника для севера на пневматиках низкого давления с огромным дорожным просветом,это самое лучшее и надобное.Вон ЗРАК "Панцирь-С" на "Витязя"ставят,так что не только грузы,но модули вооружения и на пневматики ставить нужно.Нам с нашими долготами такая техника лишней не будет,и должна составлять значительный процент.Низкопневматикам не нужны дороги,она берет расстояния по направлениям.
    1. -4
      11 марта 2021 00:01
      Цитата: Pamir
      У нас большая площадь страны под снегом 6 месяцев в году,военная техника для севера на пневматиках низкого давления с огромным дорожным просветом,это самое лучшее и надобное.Вон ЗРАК "Панцирь-С" на "Витязя"ставят,так что не только грузы,но модули вооружения и на пневматики ставить нужно.Нам с нашими долготами такая техника лишней не будет,и должна составлять значительный процент.Низкопневматикам не нужны дороги,она берет расстояния по направлениям.

      Дружище-а не нужны оленеводам снегоходы и пневмоходы..... СЕВЕР страны нашей такой....... Технику СЖИРАЕТ..... Гаражей и тёплых боксов для машин нет.....и не будет.......не будет должного обслуживания техники..... а горючка,спецжидкости..... Самолётом очень дорого,а Севморпуть.......дорого будет.......
      1. 0
        11 марта 2021 08:18
        Андрей,а я оленеводов и малые народы севера не трогаю,живут по своему,их дело,так и зачем им все портить.Я касаемо только военных баз севера.Тем более если есть в планах их приуможить.
        1. -6
          11 марта 2021 08:49
          Цитата: Pamir
          Андрей,а я оленеводов и малые народы севера не трогаю,живут по своему,их дело,так и зачем им все портить.Я касаемо только военных баз севера.Тем более если есть в планах их приуможить.

          Скажите правду-не на СЕВЕРАХ жили-служили......сыновьям своим-если есть-жизнь и СЛУЖБУ хотите ? hi
    2. 0
      12 марта 2021 15:31
      А прикинь,как на этих пнневматиках от отдачи того же Панциря машину кидать будет! Ах,да,на северном Панцире нет пушек! Так какие еще пушечные модули туда притулим? Еще и с БРОНЕЙ! И колеса-тоже ЗАБРОНИРУЕМ?
  7. +3
    10 марта 2021 21:10
    Цитата: 113262а
    Техника сугубо гражданская Разрыв мины или ручной гранаты рядом-и ВСЕ !. Резина тонкая и мягкая..Как и прежде-МТЛБ или гусеничный Газон-были и будут царями тундры и всего Севера! А студенты пусть девок катают! )))

    Вы лично пробовали по тундре зимой на маталыге? Даже на широких танковых гуськах? А на подъем? А весной в речку подтаявшую провалиться?
    А у машин на шинах низкого давления больное место трансмиссия. Мосты в частности.
    Оптимальный вариант ИМХО лёгкие «сочленёнки». Сам не ездил, но воочию наблюдал. Красиво они по снегу идут. Грузоподъёмность больше, чем у маталыги, расход топлива гораздо меньше. Маталыга по «пухляку» 10-14 км/ч максимум по ровному. И это на таковых широких гуськах. Сочленёнки километров 40 идут не напрягаясь. А подъём на МТЛБ можно и не взять. На сочленёнках-легко и непринуждённо.
    Единственный плюс маталыги-умение плавать. Вот только плавать на ней то ещё удовольствие. Да и далеко не всегда нужно.
    1. 0
      11 марта 2021 03:34
      Цитата: КСВК
      Единственный плюс маталыги-умение плавать

      Те же "Русаки" могут плавать, так что единственный плюс мотолыги - какая никакая броня.
    2. -1
      11 марта 2021 08:58
      40 на пневматиках? Ну.ну.
  8. +6
    10 марта 2021 21:22
    Роскошная статья! good Евгению большое спасибо!

    Смотрю вот сейчас в окно на сад и просто исхожу завистью к владельцам «Трэкол Хаски», у нас снегу на полметра, а местами и выше. Но... чего нет, того нет и приходится выкручиваться как можем. smile
    1. +3
      10 марта 2021 21:51
      Приближается апрель. Только не спеша.
      1. +2
        10 марта 2021 21:52
        Только не спеша.

        Ага, ползком. laughing Да ещё пытается зайти с тыла.

        Привет, Сергей. hi
        1. +2
          10 марта 2021 21:56
          Привет, Константин!

          Вот не способен я с картинок эту красоту автомобильную оценить.

          Но, если правда, что творчество студентов так воплощается то рад за профессора Котиева и его команду.
          1. +2
            10 марта 2021 21:59
            Да, в любом случае, лучше "вживую" попробовать.))
  9. 0
    10 марта 2021 21:39
    Отличный обзор авто техники для условий бездорожью в мирное время.
    Смотрел обзор испытаний Бурлака на Ютубе.
    Плюс автору!
  10. 0
    11 марта 2021 11:19
    Г-н Кадыров уже афишировал это действо. Хотелось бы посмотреть как его вайнахи смогуть выжить хотя бы неделю в Арктике. Без техники.
    1. 0
      12 марта 2021 15:35
      Выживут! Будут кого-нибудь резать... Кого поймают... Но халяльно!)))
  11. +1
    12 марта 2021 12:57
    Надо сказать, что подход нашей страны к транспортным нуждам Севера иррационален и загадочен еще с советских времен. Зная ныне, что наши враги активно влияли на экономическую мысль СССР, уничтожая всякие ростки здравомыслящих теорий (руками как раз нерассуждающих фанатиков марксизма-ленинизма) нисколько не удивлюсь, если такого же рода атаки постоянно проводились против роста транспортной связности нашей страны. При полном непонимании ситуации руководящей верхушкой, стареющей и разлагающейся с каждым днем.
    Все эти штуки отдают каким то безумием. Наконец то уже нельзя стало не замечать и противодействовать внедрению колес большой площади контакта. С ума сойти! Лет 60 назад надо было начинать, вместо разработки дичи типа шнекоходов! Однако, проекты по прежнему выглядят так, как будто их разрабатывали для езды по улицам Рима или Милана. ЗАЧЕМ транспортному средству, разработанному для преодоления снегов, болот и равнин, состоящих из смеси того и другого, колесная база городского автомобиля?! Что это за мерзкие, валкие, нетехнологичные уродцы?! Блин...
    Для получения, наконец то, после всех этих лет кошмара, нормальной транспортной связности, необходим простой и понятный дуплекс. С площадями неосвоенных и труднопроходимых земель проблем кажется нет? Потрясающе! Тогда для основной доставки необходимы широкие, возможно с тремя рядами колес большой площади контакта, платформы. Не грузовички, блин горелый, а платформы, имеющие ширину, которая позволит максимально эффективно использовать единственно реальный движитель. На платформе базируется жилая зона (а не тесная кабина) с радаром, сонаром, мощным компьютерным анализатором, которые позволят исследовать плотность почв и рельеф в направлении движения платформы. Там прорва земли! Не обязательно ехать друг за другом! Дорогу можно выбрать, маршрут изменить!
    Ну и возле городов, промышленных комплексов, компрессорных и насосных трубопроводного транспорта надо построить в УДОБНЫХ МЕСТАХ (а не как сейчас) ангары и транспортировочно-складские карты, с которых можно забирать груз обычным транспортом. Колеса большой площади и сверхнизкого давления на опору могут идти по снегу просто не проваливаясь в него. Точно так же и по грязи, болоту. Служба, которая прокладывала бы маршруты движения соответственно меняющейся обстановке, решила бы практически все проблемы. И что же?
    Так и не приспособленная, за все эти десятилетия, техника по прежнему тонет в снегу и грязи, обходясь в какие то чудовищные деньги, и не обеспечивая вменяемый транспортный траффик. Безумие. Другого слова я лично не подберу.
  12. +2
    15 марта 2021 00:00
    ммммм. Слов нет! Одни положительные эмоции от статьи и фото!!!
    Уверен, такой транспорт нужен и побольше и разного!
    1. 0
      25 апреля 2021 12:13
      Колеса для твердой почвы и ни как иначе, шины сверхнизкого давления не выход для тяжелого грузового транспорта на севере , выход это резиновые гусеницы , возможно с пневмоподушками
  13. 0
    27 мая 2021 08:41
    Жаль что без иностранных комплектующих не могут...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»