Военное обозрение

Биотопливо или нефть? На чём самолёты полетят в будущее

36

Сегодня эксперты продолжают спорить о перспективах биотоплива в авиационной отрасли. Мнения на этот счёт различны, при этом очевидно, что пока в вопросе биотоплива больше политики, чем экономики. Биотопливо важно в первую очередь для экологии и программ, направленных на уменьшение объёмов вредных выбросов СО2 в атмосферу. Причём у такого топлива может быть больше вреда, чем пользы.


Что мы знаем о биотопливе?


Сегодня биотопливо кажется чем-то новым и особенным, но на самом деле оно окружало нас всегда. Наиболее простым примером, с которым, наверное, сталкивался каждый россиянин, являются дрова – один из древнейших видов твёрдого биотоплива. Если давать обобщённую характеристику биотоплива, то можно отметить, что это топливо, которое производится из сырья растительного или животного происхождения, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов.

По-настоящему история биотоплива получила активное развитие в 1970-е годы, когда в США был принят федеральный закон, контролирующий загрязнение воздуха на национальном уровне, он получил название Clean Air Act. Закон принимался во вполне понятных целях, чтобы максимальным образом снизить вредные выбросы в атмосферу различных транспортных средств: от автомобилей и поездов до самолётов. В настоящее время на рынке работает несколько десятков компаний, которые занимаются разработкой и производством биотоплива, и большая их часть по-прежнему расположена именно в США.

Сегодня можно выделить два основных вида биотоплива. К биотопливу первого поколения относят растительное, которое добывают из распространённых сельскохозяйственных культур, обладающих высоким содержанием жиров, сахаров и крахмала. Крахмал и сахар из сельскохозяйственных культур перерабатывается в этанол, а жиры в биодизель. Наиболее распространёнными сельхозкультурами для биотоплива являются пшеница, рапс и кукуруза.


Древнейший вид твёрдого биотоплива

Биотопливом второго поколения называют промышленное биотопливо, которое получают из отходов древесного или растительного производства, отходов пищевой промышленности, отходов промышленных газов и т. д. Получение такого биотоплива менее затратно, чем у культур первого поколения.

Ещё одним видом сырья для биотоплива уже третьего поколения могут стать водоросли. Это перспективное направление развития данной отрасли. Для их производства не требуются дефицитные земельные ресурсы, при этом водоросли обладают большой скоростью воспроизводства и концентрацией биомассы. Важно и то, что их можно выращивать в загрязнённой и солёной воде.

До сих пор большая часть транспортного биотоплива в мире приходится на топливо первого поколения, которое производится из растительного сырья. Но в последние годы инвестиции в эту отрасль падают. У такого топлива и его производства есть масса недостатков. Один из них – подрыв продовольственной безопасности. В мире, где не решена проблема с голодом, переводить сельхозпродукты в топливо многие политики и активисты считают неуместным.

Специалисты считают, что использование подобного биотоплива несёт больше вреда для климата, чем пользы. Снижая выбросы от сжигания ископаемого топлива, мы одновременно вносим серьёзные изменения в землепользование. Растущий спрос на биотопливо вынуждает сельхозпроизводителей сокращать площади под продовольственные культуры. Это расходится с программами продовольственной безопасности многих стран.

Производство биотоплива из сельскохозяйственного сырья оказывает непрямое влияние на производство пищевых продуктов питания, влияет на разнообразие выращиваемых культур, цены на продукты питания, а также площади используемых сельскохозяйственных земель. В мире, где, по прогнозам, к 2025 году может насчитываться 1,2 миллиарда голодающих, тратить 2,8 тонны пшеницы на выпуск 952 литров этанола или 5 тонн кукурузы на выпуск 2000 литров этанола, выглядит не самым рациональным и этичным решением.


Работающий завод по производству этанола

Более перспективным выглядит биотопливо второго поколения, которое не вредит экологии, не лишает человечество продовольствия и помогает решать проблему отходов. Специалисты полагают, что у такого биотоплива, изготовленного из отходов промышленных газов и древесных отходов, большие перспективы, в том числе и в России. В нашей стране только отходы лесной промышленности оценочно составляют 35 миллионов кубометров ежегодно, а по объёмам лесозаготовок мы уступаем только США.

Перспективы биотоплива в авиации


Авиация и весь сектор воздушных перевозок можно отнести к возможным драйверам роста для биотоплива. В общем объёме потребляемого на планете топлива на авиацию приходится около 10 процентов, это достаточно много. Однако перспективы биотоплива в авиации не так очевидны. У биотоплива как замены нефти, из которой производится авиационный керосин, есть свои плюсы и минусы.

При этом важно помнить о том, что в авиации у биотоплива есть внушительное лобби. В первую очередь на уровне организаций, к которым относят Международную ассоциацию воздушного транспорта и Международную организацию гражданской авиации (ICAO). Данные организации лоббируют само биотопливо и нормативы его использования в авиаперевозках.

Причём сами авиакомпании также видят некоторые преимущества в использовании биотоплива. Во-первых, они поддерживают хорошие отношения с ICAO и общественными организациями. Во-вторых, экологизируют транспорт. Тема экологии в настоящее время очень популярна, можно сказать, «хайпова», и является очень хорошей площадкой пиара для авиакомпаний. В-третьих, у биотоплива есть экономические преимущества, которые заключаются в снижении рисков волатильности цен на топливо.

При этом экономика в вопросе биотоплива играет как в плюс, так и в минус. Сначала рассмотрим положительный момент, который нравится авиаперевозчикам. Рынок биотоплива сегодня является внебиржевым, такое топливо выделяет стабильная и понятная стоимость. В свою очередь, классическое топливо, получаемое в процессе переработки нефти, является биржевым товаром, стоимость которого напрямую зависит от цен на бирже. Колебания цен на топливо идут постоянно, и это наблюдают все, даже далёкие от этой области люди.

Теперь поговорим об экономических минусах. Производство биотоплива недешёвое удовольствие. Профессор химической инженерии и биоинженерии в Калифорнийском университете в Беркли Джей Д. Кислинг, занимающий также пост главного исполнительного директора Объединённого института биоэнергетики, в интервью изданию «Глобальная энергия» рассказал, что массовое производство биотоплива для авиации в настоящее время менее экономически эффективно, чем выпуск авиационного керосина из нефти.


Заправка самолёта биотопливом

Он отметил:

«Топливо для современных реактивных двигателей, которое производят из нефти, очень дешёвое. Если страны мира установят правила, которые потребуют использования углеродно-нейтральных видов топлива или введут углеродные налоги на авиационный керосин, то это сможет стать мотивацией для производителей биореактивных видов топлива. Мы знаем, что такое топливо возможно производить, но главная проблема сегодня заключается в экономике.»

Со своим заокеанским коллегой согласен и Дмитрий Лось, являющийся директором Института физиологии растений имени Тимирязева (ИФР РАН). Стоимость биотоплива для авиации по-прежнему очень высока. Производство биотоплива в наши дни больше политическая воля, чем экономический феномен. По словам специалиста, авиационный керосин и так хорошо очищен и мало чадит в атмосферу Земли в отличие от угольных электростанций, которых по-прежнему достаточно во всём мире.

И Дмитрий Лось, и Джей Д. Кислинг считают, что наиболее перспективным будет использование биотоплива второго и третьего поколений. Более эффективным представляется выпуск биотоплива из водорослей (природных микроорганизмов), а в перспективе и генно-инженерных микроорганизмов. Данный подход отличается большой ресурсной базой, решает проблему нехватки земель сельскохозяйственного назначения и ирригационных ресурсов.

Помимо этого, такое производство будет технологией закрытого цикла, которая может воспроизводить сама себя бесконечно долго. Как минимум до тех пор, пока над нашей планетой светит Солнце и идёт процесс фотосинтеза. Кислинг в свою очередь добавил, что проблему нехватки ресурсов со временем можно будет решать и за счёт широкого применения в процессе выпуска биотоплива органических отходов.

Использование биотоплива в авиации


Сегодня использование биотоплива в авиации продавливается на политическом уровне. К примеру, в ЕС на долю авиации приходится 3 процента выбросов парниковых газов. За счёт использования биотоплива Международная ассоциация воздушного транспорта рассчитывает вдвое снизить объём вредных выбросов в атмосферу к 2050 году (в сравнении с 2005 годом).

Проблемой является то, что все эти выбросы происходят в наиболее чувствительных к изменениям слоях тропосферы Земли. Рост авиаперевозок на пять процентов в год может со временем привести к тому, что без каких-либо изменений доля выбросов CO2 от авиации в мировом масштабе вырастет до 3-х процентов к 2050 году (в настоящее время в мире на них приходится 2 процента выбросов).

Для атмосферы нашей планеты даже такое повышение – это уже много. Принимая во внимание проблему глобального изменения климата на планете, человечеству необходимо уменьшать объёмы вредных выбросов и работать над повышением экологичности авиационных двигателей. Это важно, если мы хотим ограничить своё воздействие на глобальное потепление на уровне 1,5 градусов Цельсия в сравнении с доиндустриальным уровнем развития.


Инверсионные следы от самолётов в небе

Пока что замена авиакеросина на биотопливо осуществляется постепенно путём смешивания двух видов топлива в пропорциях 10-20 процентов биотоплива к керосину. Даже при таких объёмах это даёт ощутимое снижение вредных выбросов в атмосферу.

Первый опыт использования биотоплива в авиации относят к 2008 году. Тогда авиакомпания Virgin Atlantic осуществила полёт, смешав 20 процентов биотоплива с обычным авиационным керосином. С тех пор данную технологию опробовали разные авиакомпании, в том числе и такие крупные как KLM. А самое заметное достижение принадлежит Hainan Airlines, которая в 2017 году выполнила полёт из Китая в США, использовав в качестве топлива смесь с добавлением отработанного растительного масла.

Интересуются технологией и в ВВС. К примеру, в Индии военно-транспортные самолёты Ан-32 получили сертификацию для совершения полётов с использованием биотоплива. Двигатели этого самолёта штатно работают на смеси, 10 процентов которой составляют биокомпоненты. К 2024 году ВВС Индии рассчитывают сократить использование обычного авиационного керосина на 4 миллиарда долларов, осуществив достаточно широкий переход на биотопливо.

К 2030 году аэрокосмическая корпорация Boeing планирует выпускать самолёты, которые смогут совершать регулярные рейсы на стопроцентном биотопливе. По крайней мере, такие планы сегодня действительно озвучиваются авиапроизводителем. В то же время биотопливо далеко не единственный способ сокращения вредных выбросов в атмосферу.

Перспективным направлением может стать создание самолётов с гибридными или полностью электрическими двигателями. Это реальный шанс сделать авиацию не просто углеродо-нейтральной, а полностью экологичной. Осталось лишь дождаться появления мощных аккумуляторных батарей, окисляемых кислородом воздуха.
Автор:
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. мордвин 3
    мордвин 3 15 марта 2021 18:15
    +10
    А куда пропал тот товарищь, кто самогонку из хвои гнал? Ну, Верхотуров?
    1. ROSS 42
      ROSS 42 15 марта 2021 18:38
      +4
      Биотопливо или нефть? На чём самолёты полетят в будущее

      Как же это здорово, что человечество стало беспокоиться, озаботилось со всей «гретатунбергской» ненавистью о проблемах экологии...
      ==========
      Я при луне люблю мечтать.
      Та-тá-та, тá-та-та...кровать.

      К 2030 году аэрокосмическая корпорация Boeing планирует выпускать самолёты, которые смогут совершать регулярные рейсы на стопроцентном биотопливе.

      А где самолёты на биотопливе от «Туполева», «Ильюшина»? Когда «рассекут» воздушное пространство детишки «МС» и «SSJ»? Или это просто такая информация к размышлению?
      Не задалось нынче с биотопливом для самолётов из России. Впрочем, как и с самими самолётами...
      Посмотрите на досуге, почему и кто:
      1. Klingon
        Klingon 15 марта 2021 20:23
        +1
        Ну летают же у Брахманов АН-32 на смеси биотоплива. Думаю и SSJ с его американскими движками смогёт. Другое дело что у нас его это биотопливо не производят. тк олигаторное нефтяное лобби в этом не заинтересовано
        1. ROSS 42
          ROSS 42 15 марта 2021 20:38
          +3
          Цитата: Klingon
          Другое дело что у нас его это биотопливо не производят. тк олигаторное нефтяное лобби в этом не заинтересовано

          Олигархическое лобби заинтересовано только в одном: получение максимальной прибыли при минимальных вложениях. Именно такие дерипаски, абрамовичи, потанины (и это только те, что на слуху) ведут свою паразитическую деятельность на российской земле.
          В России огромные запасы природных ресурсов, главная из которых - пресная вода, а мы не имеем возможности придумать что-то особенное, чему мог бы позавидовать весь мир. Всё, чего мы оказались достойны - подбирать объедки с барского стола и ждать, когда же на нас обратят внимание, потому что мы здесь живём.
          Тут недавно была статья о конопле. А у нас при произношении этого слова возникает только мысль о наркоманах.
          1. Klingon
            Klingon 16 марта 2021 01:07
            +3
            89% природных ресурсов России это не достояние народа а состояние кучки вороватых паразитов с мафиозным прошлым , их дружбанов, карифанов, корешей, редисок и тп. к великому сожалению drinks
      2. Нормаль ок
        Нормаль ок 16 марта 2021 06:18
        -1
        Пока автор размышляет о преимуществах/недостатках биотоплива, мир уже решил развивать водородную энергетику.
    2. Вольный ветер
      Вольный ветер 15 марта 2021 18:41
      +8
      Ха , с хвои, он ее и из мочи гнал. wassat
      1. мордвин 3
        мордвин 3 15 марта 2021 18:45
        +8
        Цитата: Вольный ветер
        Ха , с хвои, он ее и из мочи гнал. wassat

        И с хвои тоже. Задегустировался, что ли? Эх, жисть-жестянка... Вот те и биотопливо...
        1. КАКОЙ ЕСТЬ
          КАКОЙ ЕСТЬ 15 марта 2021 18:50
          +14
          Цитата: Вольный ветер
          Ха , с хвои, он ее и из мочи гнал.

          Цитата: мордвин 3
          Задегустировался, что ли? Эх, жисть-жестянка...

          Жаль изобретателя-рационализатора.Вот кто точно бы смог помочь авиации с новым топливом.
          1. мордвин 3
            мордвин 3 15 марта 2021 18:59
            +9
            Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
            .Вот кто точно бы смог помочь авиации с новым топливом.

            Он вроде как говорил, что помаленьку пьет, а рассчитывает на производство биотоплива в государственных масштабах. Наверно не выдержала душа поэта.
      2. Проксима
        Проксима 15 марта 2021 19:37
        +7
        Всё в этом мире относительно. Вот допустим китовый жир - чем не биотопливо? Но именно благодаря промышленной добыче нефти это гигантское млекопитающее спаслось от глобального истребления. Правда всяким Гретам Турбенгам этого не понять.. fool
        1. Kuroneko
          Kuroneko 16 марта 2021 14:13
          +1
          Цитата: Проксима
          Правда всяким Гретам Турбенгам этого не понять..

          Пусть, пока прогуливает школу, учится на велосипеде тысячи километров преодолевать, и на паруснике - десятки тысяч. Надо же ей как-то экологически чистым способом появляться на многочисленных симпозиумах по всему свету.
          Замечу, что велосипед должен быть с деревянными колёсами - даже если гнать резину из каучука (который - термически обработанный сок гевеи), всё равно уже на периоде вулканизации сока в каучук выбросы CO2 неизбежны. И вообще он должен быть целиком деревянным. Там, где металл - там всегда СО2.
          1. Проксима
            Проксима 16 марта 2021 23:04
            0
            Цитата: Kuroneko

            Замечу, что велосипед должен быть с деревянными колёсами

            Да пусть хотя бы эти гринписовцы не атакуют нефтяные платфрмы на пластиковых лодках, да ещё (крамола то какая belay ) заправленных бензином. Деревянные плоты, вёсла и вперёд!
      3. Intruder
        Intruder 16 марта 2021 04:20
        -1
        он ее и из мочи гнал
        а потом отравился и исчез!? wink laughing
  2. demo
    demo 15 марта 2021 18:40
    +5
    К 2030 году аэрокосмическая корпорация Boeing планирует выпускать самолёты, которые смогут совершать регулярные рейсы на стопроцентном биотопливе.
  3. Doccor18
    Doccor18 15 марта 2021 18:51
    +8
    Бразилия давно уже вовсю использует биотопливо, которое вытеснило нефть.
    Однако сильно разнятся данные по стоимости производства. Одни пишут, что оно не выгодно, дороже, чем бензин, другие, что дешевле продуктов нефтесинтеза...
    1. ROSS 42
      ROSS 42 15 марта 2021 20:44
      +1
      Цитата: Doccor18
      Одни пишут, что оно не выгодно, дороже, чем бензин, другие, что дешевле продуктов нефтесинтеза...

      Подходить к рассуждениям на эту тему чревато. Можно свернуть мозги. Одно понятно, биотопливо не требует столько вложений на транспортировку (его можно производить в любом месте в разных объёмах в зависимости от мощности созданного производства) и консервировать скважины или перекрывать подачу гораздо проще. Это же принцип сепаратора (утрированно, разумеется): одна корова - крути ручку, много коров - жми кнопку.
    2. 72jora72
      72jora72 16 марта 2021 00:34
      +1
      Бразилия давно уже вовсю использует биотопливо, которое вытеснило нефть
      Да ,в Бразилии 60% автотранспорта ездит на спирту, или на смеси с бензином.........
    3. Intruder
      Intruder 16 марта 2021 04:25
      0
      Одни пишут, что оно не выгодно, дороже, чем бензин, другие, что дешевле продуктов нефтесинтеза...
      смотря, где его добывают и перерабатывают в Бразилии возможно, также как и в Аргентине, климат позволяет, в Северной Америке, в южных штатах также.., а вот в Канаде и на Аляске, уже дорого и убыточно! Проще, тогда уж водород "гнать" и танкерами его транспортировать, как сжиженный природный газ, или "по трубе", а производить его рядом с АЭС и геотермальными источниками под боком, на ВО была статья, о программе развития водородной энергетики в РФ...
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 15 марта 2021 19:10
    +8
    Спасение голодающих, дело рук самих голодающих. Статья опять по теме, все не умные, а это еще вреднее чем на нефти и воробьи бьются головой о вентилятор. После производства масла из рапса остается жмых, который идет на на корм скоту , поросятам и курятам, и т.д. После перегонки браги из зерновых, картофеля на спирт, отходы это барда. Опять же идет на корм скоту. Из древесных отходов путем гидролиза получают обычный этиловый спирт. У на в стране в стране гидролизных заводов было десятки, почему то все уничтожили. наверное вредные были. Ничего вредного в этих производствах нет. А голодающие туземцы ика-пука, из зарослей бамбука. Пусть сами думают зачем скелетов рожают. Правда может они не знают откуда дети берутся, ну так объяснить им . Что это не по желанию великого Тумба-Юмба.
    1. Болторез
      Болторез 15 марта 2021 22:24
      +3
      голодающие туземцы ика-пука
      Если год кормить миллион голодных негров, то на следующий год придется кормить полтора миллиона голодных негров. Причем пропорционально их количеству будут расти их запросы на предмет предлагаемого меню.
  5. Димид
    Димид 15 марта 2021 19:34
    +3
    Читал что французы по фастфудам скупают "отработку" для топлива к самолётам
  6. Undecim
    Undecim 15 марта 2021 20:04
    +6
    Автор упустил четвертое поколение биотоплива - фотобиологическое солнечное топливо.
    В выработке данного сырья используются специальные живые микроорганизмы, которые при помощи фотосинтезирующих клеток смогут производить биотопливное сырье на протяжении некоторого времени ( точнее – несколько циклов фотосинтеза).
    Примером таких микроорганизмов могут служить цианобактерии, которые оказались очень привлекательным объектом для генного модифицирования. К настоящему времени разработано несколько версий генномодифицированных цианобактерий (большинство из них запатентованы и засекречены, характеризующихся совершенно разными свойствами и направлением использования.
    Американская компания Joule Unlimited (первоначальное название – Joule Biotechnology), штат Массачусетс, создала свою, запатентованную, генномодифицированную версию цианобактерий, способных синтезировать этанол и дизельное топливо; на экспериментальной установке, запущенной в Leander, штат Техас, удалось получить первую продукцию; по расчётам разработчиков, с 1 акра в год по технологии, получившей название helioculture, возможно вырабатывать 25000 галлонов биоэтанола и 15000 галлонов дизельного топлива; ожидаемая цена его – 30 долларов за баррель.
    1. aybolyt678
      aybolyt678 15 марта 2021 21:02
      +7
      Цитата: Undecim
      Автор упустил четвертое поколение биотоплива

      автор много чего упустил.... любая нефть и уголь это тоже биологический продукт. Выброс СО2 в атмосферу это политический штамп, для социальной дрессировки smile . СО2 легко утилизируется растениями и водорослями. При его повышенном содержании они усиленно растут laughing
      ничего не сказано в статье про термоядерный синтез и его портативные варианты
  7. Михаил м
    Михаил м 15 марта 2021 20:31
    +10
    Экологические прибамбасы как-то весьма односторонне рассматриваются. Взять, к примеру, электромобили. Экологический вред от них, с учётом потерь при выработке и передаче электроэнергии, гораздо больше, чем от ДВС. Это даже не считая вреда от производства и утилизации аккумуляторов. Одноразовая посуда и упаковка, включая пакеты - комментарии требуются? Автомобили и бытовая техника с искусственно ограниченным ресурсом - какой удар по экологии? И на этом фоне разглагольствовать о мизерных объёмах биотоплива и их влиянии на экологию - верх цинизма и гретатунгбергизма.
  8. Keyser Soze
    Keyser Soze 15 марта 2021 20:58
    +2
    Можете стебатся с екологичными тенденциями, но они неизбежны и ускоряются из дня в день. Давайте посмотрим, что делают енергийные гиганты:

    1. Total - Французы намереваются инвестировать 10% из своего бюджета в улавливании углеродного диоксида (ето как - углекислый газ по русски?). Ето будет очень доходный бизнес, в связи с возрастанием цен на углеродные емисии.
    2. Chevron - инвестирует в стартап Blue Planet Systems, который будет заниматся тоже улавливанием CO 2.
    3. Exxon Mobil - создает звено Low Carbon Solutions, с деятельностью емисиии СО2 и водородное топливо.
    4.Occidental Petroleum - имеют звено (Oxy Low Carbon Ventures), которое инвестирует средства компании в проекты связаные с екологичной енергией.

    Лист енергийных гигантов, которые начинают заниматся СО2, водородом, зеленой енергией и т.н. увеличивается быстро. Они не хотят пропустить рынок за которым лежит близкое будущее. Думаю, что за следующие 10-20 лет увидим очень быстрые перемены в енергийном миксе и особено для машин и самолетов а енергийные акулы оглядываются и думают очень быстро как остатся в кармане обывателя.
    1. ANB
      ANB 16 марта 2021 00:39
      +1
      . Лист енергийных гигантов, которые начинают заниматся СО2,

      Если промышленно улавливать углекислый газ, то чем будут питаться растения (и мы)?
      Так то в Китае воробьёв уже один раз уничтожали.
  9. Бензорез
    Бензорез 15 марта 2021 22:31
    +2
    Только на электротяге.
    И плевать сколько тонн нефти/угля мы сожжём для обеспечения энергоснабжения. На электростанциях/централях.
    Главное- машины будут чистыми!
  10. mongol9999
    mongol9999 15 марта 2021 22:38
    +5
    Химики поясните чем биотопливо (те же самые углеводородные цепочки) при окислении безопаснее чем окисление чистого углерода. Уксусный альдегид, как продукт реакции окисления опасен для человека гораздо больше, чем углекислый газ. Если его разлагаться дальше, то получается (Тада-ам) вода и углекислый газ. Так что биотопливо - эпическая хрень для лоббирования спроса на зерно и повышения на него цен. Никакой заботы об экологии в этом нет. Особо одаренные поднимите статистику выделения СО2 естественными органическими процессами земли и объёмы выделения СО2 человеком и его цивилизацией. Наши объёмы не составят и сотой доли процента.

    А бойцам за экологию типо гретуты надо брать в руки лопату и сажать леса.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 16 марта 2021 00:32
      0
      Изначально идея шла ещё со времен классической биологии и её раздела - экологии, вместе с теорией эволюции и другой дисциплиной научной - геологии с её учением о геологической истории Земли.
      Идея состояла в том, что недопустимо доставать захороненный в геологических породах углерод и отправлять его в атмосферу и нужно пользоваться только биосферным углеродом. А природные источники такого углерода существуют двух видов - постоянные, которые уже в естественном балансе и редкие пиковые выбросы. А человечество, как мощный и постояный источник, предположительно, может всё это равновесие сломать и првести ко всяким неприятностям вроде опусыниваеия или даже превращения во вторую Венеру...
  11. dgonni
    dgonni 16 марта 2021 00:43
    0
    Я один не понял за что статья?
    Если мне не изменяет память, то при союзе в таком журнале как Наука и Жизнь. В году эдак 87-88 давалось описание советского ту-154 летавшего на водороде! Ну не полностью, но один двигатель точно запитывался оным!
    Так что технологии союз имел и умел в них уже тогда.
    Так что нужно просто поднять архивы и первести на современный уровень производства.
    Хотя кому сейчас переводить я не знаю .
    Зубры ушли, их ученики также.
    Для новой поросли это в диковинку.
    1. Intruder
      Intruder 16 марта 2021 04:33
      +1
      В году эдак 87-88 давалось описание советского ту-154 летавшего на водороде! Ну не полностью, но один двигатель точно запитывался оным!

      Использовался ГосНИИ ГА и ЛИИ имени М. М. Громова. Прототип: Ту-155 - вариант с двигателем НК-88 на водороде, далее - на сжиженном природном газе. Бортовой СССР-85035 получил, только 6.9.1973...
  12. Мирный сеошник
    Мирный сеошник 16 марта 2021 13:42
    -1
    Ну чтотза бред.. как жти зеленые достали уже. Керосин из нефти, значит, углеродный след оставляет, а керосин из кукурузы не оставляет. А, простите, что там горит тогда???
    1. Intruder
      Intruder 16 марта 2021 16:26
      -1
      А, простите, что там горит тогда???
      Однако, не каждый углерод полезен..., вот "активированный" вполне... laughing wink По поводу, "кукурузного", честно не в курсе, на второй машине хоть и экодизель - шилдик налеплен на торце кузова, но лью забористую солярку, а супруга высокооктановый бензин.., хотя присматриваемся уже к "электричкам" и "водородникам", но лично пока смотрю, как там суть до дело, дальше будет...
  13. Kuroneko
    Kuroneko 16 марта 2021 14:05
    0
    Для атмосферы нашей планеты даже такое повышение – это уже много. Принимая во внимание проблему глобального изменения климата на планете, человечеству необходимо уменьшать объёмы вредных выбросов и работать над повышением экологичности авиационных двигателей. Это важно, если мы хотим ограничить своё воздействие на глобальное потепление на уровне 1,5 градусов Цельсия в сравнении с доиндустриальным уровнем развития.

    Въевшаяся в сознание многих людей усиленно пропагандируемая чушь.
    А ничего, что Земля сейчас как раз на пороге нового малого ледникового периода находится?
    https://inform-ua.info/science/1581410649-nasa-prognozyruet-nastuplenye-malogo-lednykovogo-peryoda

    И по якобы антропогенному воздействию (жалкие людишки возомнили, что уже чего-то решают по климату на шарике Грязь?):
    https://mgimo.ru/about/news/experts/globalnoe-poteplenie-ili-pokholodanie/
    Теперь относительно роли человека в этом изменении. Профессор Г.М.Крученицкий в своем докладе «О принципиальной научной несостоятельности концепции антропогенного глобального потепления» высказался очень просто: «Антропогенное глобальное потепление — не ошибочная гипотеза. Это стеб!» Автор подчеркивает, что у климатических моделей имеется три класса трудностей, каждой из которых хватило бы, чтобы навсегда закрыть все так называемое «климатическое моделирование». Во всех моделях используется уравнение Навье-Стокса во вращающейся системе координат. Это уравнение, предназначенное для описания потока жидкости, включает в себя и явление турбулентности при превышении числа Рейнольдца. А если есть турбулентность, то значит нет единого решения. А если нет единого решения, то нельзя применять численные методы. Но только они и используются при климатическом моделировании.

    Этой причины волне достаточно, чтобы вопрос о достоверности модельных предсказаний климата не обсуждать.

    Почти 20 лет назад российский ученый-географ чл.-корр. РАН Андрей Капица заявил, что глобального потепления не существует, это миф. Наоборот, с 1975 г. идет медленное похолодание. Еще одним мифом ученый назвал влияние человека и его деятельности на изменения климата. Климат на нашей планете меняется вне зависимости от нашего желания или нежелания. Более того, выбросы углекислого газа, которые считаются основной причиной «парникового эффекта», являются как раз следствием естественного природного потепления, которое теперь сменилось не менее естественным циклом «охлаждения» планеты. Происходит это, примерно, по следующей схеме: климат меняется циклически от ледниковых периодов к потеплению, но при этом при нагревании Мирового океана — главного хранилища углекислого газа — даже на полградуса происходит мощнейший выброс в атмосферу. При изменении температуры в сторону минуса начинается снижение концентрации углекислого газа. Кроме того, на его содержание также влияет активность вулканов и лесные пожары. Но никак не промышленная деятельность человека — заключает Капица.
    1. Intruder
      Intruder 16 марта 2021 16:27
      -1
      А ничего, что Земля сейчас как раз на пороге нового малого ледникового периода находится?
      это бывало и раньше!!! И что, теперь все умрем или кто-то останется в бункерах Норвегии, иль еще где-то!??? wink