Недолгая история колесно-гусеничных танков Швеции

18

Опытное шасси Räder-Raupen Kampfwagen m/28, вид на левый борт. Фото Warspot.ru

На рубеже двадцатых и тридцатых годов Швеция активно сотрудничала с Германией в области танкостроения. Результатом совместных работ, начатых по инициативе германской стороны, стало несколько любопытных проектов колесно-гусеничных танков. Впрочем, история этих проектов была недолгой. Ни один из них не удалось довести до серии и эксплуатации, хотя с их помощью удалось отработать оригинальные идеи и понять их бесперспективность.

Немецкие корни


В двадцатых годах сразу в нескольких странах прорабатывалась концепция шасси с колесным и гусеничным шасси для попеременного использования. Предполагалось, что колеса позволят быстро передвигаться по шоссе, а гусеницы обеспечат проходимость на бездорожье. Вместе с другими специалистами над этой проблемой работал немецкий инженер Отто Меркер. В середине десятилетия и позже он предложил, изготовил и продемонстрировал несколько вариантов комбинированного шасси.



В конце двадцатых годов Германия и Швеция налаживали военно-техническое сотрудничество. Предполагалось, что немецкие предприятия будут разрабатывать новые образцы военной техники, а производство и испытания будут осуществляться на шведских площадках. В частности, производителем немецко-шведских танков назначили завод AB Landsverk в Ландскруне. Ему предстояло реализовывать проекты разных фирм, в т.ч. завода Maschinenfabrik Esslingen AG (г. Эслинген), где на тот момент работал О. Меркер.

Недолгая история колесно-гусеничных танков Швеции
Танк Landsverk L-5 на гусеницах. Фото Aviarmor.net

В 1928 г. Меркера отправили в Швецию, где он получил возможность построить и испытать шасси собственной разработки. Официально оно рассматривалось как основа для перспективных тракторов, хотя не исключалось и военное применение. При этом, в отличие от других «тракторов» немецкой разработки, шасси Меркера не засекретили.

«Колесно-гусеничная боевая машина»


В шведских источниках шасси «совместной» разработки именуется Räder-Raupen Kampfwagen m/28 («Колесно-гусеничная боевая машина обр. 1928 г.») или Landsverk L-5. Оригинальное немецкое обозначение неизвестно. При этом под одним названием скрывалось сразу шесть опытных машин, немного отличавшихся друг от друга. Первые две построили в Ландскруне в 1928-29 гг., еще четыре – в Эслингене.

Изделие L-5 представляло собой машину с открытым корпусом-ванной. Двигатель мощностью 50 л.с. разместили впереди, там же находилась коробка передач с 8 скоростями переднего и заднего хода. В корме разместили остальные агрегаты трансмиссии. Предусматривалась пара постов управления для езды в разные стороны. Какое-либо дополнительное оснащение отсутствовало – и не требовалось ввиду характера проекта. В исходном виде шасси весило 5,3 т.


Танк на колесах. Фото Aviarmor.net

Гусеничное шасси помещалось прямо на бортах корпуса. Оно имело кормовое ведущее колесо и множество мелких опорных катков, прикрытых бортовым листом. На последнем располагались агрегаты колесного хода. Четыре колеса устанавливались на собственных рычагах с электрическим либо гидравлическим приводом для перевода в рабочее или «походное» положение. На смену ходовой части требовалось всего несколько минут; управление осуществлялось с водительского поста. Ведущими являлись задние колеса, при помощи цепного привода соединявшиеся с ведущими звездочками гусеницы. По расчетам, максимальная скорость на колесах превышала 45 км/ч, на гусеницах – 23 км/ч.

Испытания шасси О. Меркера начались в первых месяцах 1929 г. Несколько прототипов параллельно обкатывали в Швеции, в Германии и в советской школе «Кама». Удалось подтвердить принципиальную работоспособность оригинальной колесно-гусеничной системы, но ее воплощение в виде L-5 оказалось неудачным. Шасси оказалось узким, что угрожало переворачиванием на сложных ландшафтах. При движении на колесах гусеницы недостаточно поднимались над дорогой и могли цепляться за мелкие препятствия. Имелись и иные претензии к конструкции машины, но не к архитектуре ходовой части.


Переработанный вариант проекта L-6. Графика Ointres.se

В том же году три шасси из шести получили оригинальные бронекорпуса. Корпус имел сложную форму с наклонным лобовым листом и выраженными бортовыми коробами. Также разработали башню под 37-мм пушку Maxim Flak M14. Для ее барабанного магазина на правом борту башни предусмотрели характерную полукруглую нишу. В башне и в корме корпуса поставили два пулемета.

Полноценный танк L-5 весил 8,5 т и уступал исходному шасси в ходовых характеристиках на всех режимах. За счет введения вооружений экипаж вырос до четырех человек: двух водителей, наводчика и командира-заряжающего.

Установка корпуса и башни привела к утяжелению машины и ухудшению ходовых качеств, из-за чего дальнейшее развитие существующей платформы посчитали бессмысленным. В 1931 г. с трех танков сняли башни с оружием, сделав их учебными. В таком виде они ограниченно эксплуатировались в течение нескольких следующих лет.


Опытный L-30 на гусеничном ходу. Фото Ointres.se

Сотрудничество продолжается


По результатам проекта Räder-Raupen Kampfwagen m/28 Рейхсвер потерял интерес к колесно-гусеничным бронемашинам, и это направление закрыли в пользу других проектов. Впрочем, О. Меркер продолжил работу и предложил новый вариант танка, теперь известный как L-6. Артиллерийское управление армии Швеции (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement или KAAD) заинтересовалось этой разработкой.

Танк L-6 должен был иметь заднемоторную компоновку и доработанную колесную ходовую часть с иным механизмом перемещения колес. Механизм был более компактным, что позволяло прикрыть ходовую часть бортовым экраном. За счет 150-сильного двигателя максимальную скорость на колесах планировалось довести до 150 км/ч.


Танк готов к пробегу по шоссе. Фото Ointres.se

Заводу Landsverk поручили доработать проект L-6 с учетом накопленного опыта и доступных технологий. Эти работы завершились в середине 1931 г. и привели к появлению проекта L-30, также известного как Räder-Raupen Kampfwagen RR-160. Впоследствии было введено обозначение fm/31.

При создании нового L-30 большую часть агрегатов исходного L-6 полностью переработали. Изменились конструкция и внешний вид корпуса и башни, было создано новое гусеничное шасси и улучшенный механизм подъема колес. Вооружение соответствовало предыдущему проекту. При этом танк L-30 был длиннее предыдущего L-5, а его масса достигла 9,7 т.

Положение двух колес одного борта определялось рычагом и тягой. Обе тяги борта управлялись общим кривошипным механизмом – перемещение колес осуществлялось синхронно одним гидроприводом. Новый механизм был проще и надежнее предыдущего.


На гусеницах по пересеченной местности. Фото Ointres.se

Опытный образец построили осенью 1931 г., причем корпус изготовили из неброневой стали. Другие прототипы L-30 не строились. По мере проведения испытания и совершенствования конструкции, танк смог развить скорость 35 км/ч на гусеницах и 75 км/ч на колесах. Проходимость на колесном и гусеничном ходу соответствовала ожиданиям. В то же время, появились претензии и предложения, которые учитывались при дальнейшем совершенствовании проекта.

По результатам сравнения


Вместе с L-30 на испытания вышел легкий танк Landsverk L-10 на аналогичном гусеничном шасси. Он выгодно отличался от колесно-гусеничного большей толщиной брони, более простой конструкцией и другими особенностями, в т.ч. влияющими на общие боевые возможности. По результатам различных тестов оба танка проходили доработку. В ряде случаев предусматривалось серьезное изменение конструкции.

Перестраивались бронирование и башня, рассматривались новые варианты вооружения. Все эти меры привели к тому, что L-30 потяжелел до 11,5 т. Существовали планы по использованию более мощных двигателей. При этом, несмотря на все доработки, танк на комбинированном шасси проигрывал чисто гусеничному образцу.


Единственный L-30 в музее. Фото Wikimedia Commons

В 1935 г. KAAD пришло к очевидному выводу: более удачным был гусеничный танк L-10, а развитие L-30 не имело смысла. За шведскими испытаниями наблюдали немецкие специалисты, и они не поменяли своего мнения о колесно-гусеничной технике. В итоге к серии был рекомендован более простой L-10, а единственный L-30 или fm/31 перевели в учебные.

Единственный танк необычного облика проработал на новом месте в течение нескольких лет. В 1940 г. он выработал ресурс и был списан. В отличие от других ненужных машин, этот танк сохранили. Позже он вошел в экспозицию музея Arsenalen и вместе с рядом других изделий демонстрирует раннюю историю шведского танкостроения.

Проекты L-5, и L-30 заняли важное место в истории танковой промышленности Германии и Швеции. Благодаря этим проектам шведская промышленность получила доступ к передовым иностранным разработкам и технологиям. Кроме того, две страны смогли тщательно изучить многообещающую концепцию и сделать выводы. История немецко-шведских проектов колесно-гусеничных танков была недолгой, но и нескольких лет хватило для накопления нужного опыта.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 апреля 2021 06:14
    Мдааа....! Был такой "прекрасный" эпизод в мировом танкостроении в 20-30 годы прошлого века! Американские танки Кристи... английские колёсно-гусеничные танки... шведские танки с "немецкими корнями",чехословацкие танки с "немецкими корнями... советские танки серии БТ... Романтизма ! Когда-то,давным-давно , мы ,юные пианэры. наслаждались танковой серией в великолепном журнале "Техника-молодёжи" ! Там я впервые ознакомился и с колёсно-гусеничными танками ! Наверное, самыми удачными колёсно-гусеничными танками можно назвать танки схемы Кристи ! В СССР это были танки "семейства" БТ... разрабатывали и средние танки Т-29 на базе Т-28... К колёсно-гусеничным машинам "примыкали" и ,так называемые, "полугусеничные"... Последние также производили во многих странах и повоевать им пришлось ! Как-то в одном "военно-техническом" журнале я прочитал, что идея колесно-гусеничных и полугусеничных машин(бронемашин) не умерла и во второй половине 20 века ! Не верите? Так вот вам "аргументы" !

    1. +6
      17 апреля 2021 06:32
      Совершенно верно. "Переболели" этой тупиковой ветвью развития и шведы, и немцы, и чехи, и мы. Кто то раньше, кто то позже.
      Пожалуй, только австрийцы довели до серии свою транспортную тележку до серии, но она уже была не бронированной....
      1. +5
        17 апреля 2021 14:17
        Цитата: Вождь краснокожих
        Совершенно верно. "Переболели" этой тупиковой ветвью развития и шведы, и немцы, и чехи, и мы. Кто то раньше, кто то позже.

        Лекарством от этой "тупиковой ветви" оказалась сталь Гадфильда ...
        1. +1
          17 апреля 2021 14:27
          Да, англичане нашли ей правильное применение. Не только же каски из нее штамповать)))
          1. +2
            17 апреля 2021 14:51
            Цитата: Вождь краснокожих
            Да, англичане нашли ей правильное применение.

            Из нее ещё и решётки в тюрьмах делают)
    2. +5
      17 апреля 2021 18:06
      Володя, привет. hi
      Нашел вот такое любопытное фото, но подписи с типом и маркировкой машины нема, ясно только, что это фрицы. request
      1. +4
        18 апреля 2021 01:57
        Здравия желаю,Костя! yes Согласен..."машинка" интересная ! Австрийский "мул" ! А кататься на этом "муле" могут и австрийские солдаты... немало есть фоток с манёвров австрийской армии... хотя, один хpeн-овощ ...немцы(!) Вот тут упоминается про "недолгую историю" колёсно-гусеничных машин ! Долгая...недолгая...но ,если "с головой" влезть в интернет ,то обнаружится "агромадная куча" всяческих колёсно-гусеничных(полугусеничных) машин(бронемашин ! И там могут найтись такие интересные "уродцы", что глаз не оторвать !
        А что же касаемо "мула";то можно взглянуть ,как он ездит и в полугусеничном и колёсном "вариантах" !

  2. +1
    17 апреля 2021 07:43
    Интересно, почему либерасты не визжат, что-де "нацистский меч ковался в Швеции!"? Логика и либерасты это вещи несовместимые. Ну чему могли научить немецких учёных и инженеров советские спецы, не имевшие ни образования, ни опыта, ни технологии? Утверждение либерастов, что-де немцы ездили в СССР учиться строить танки и самолёты это такой же бред, как если бы в наше время немецкие инженеры из БМВ и Мерседеса ездили бы в АвтоВАЗ и УАЗ учиться делать автомобили wassat .
    Или чему могли научить краскомы вроде Тухачевского, Жукова и Ворошилова немецких офицеров и генералов, прошедших горнило Западного фронта с массовым применением танков, авиации, штурмовых отрядов и прочего последнего слова военной техники и тактики? А ведь либерасты на полном серьёзе утверждают, что поручик Тухачевский с полугодовым опытом Первой Мировой учил немецких генералов новейшей военной тактике. ДБ!
  3. +3
    17 апреля 2021 09:24
    Кураторы этих работ с германской стороны служили в In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск).
    А именно - отцом танка стал майор Людвиг риттер фон Радльмайер, который отвечал в In 6 за вопросы моторизации.
    И именно ему присуждают первенство в борьбе за создание независимых танковых войск.
    И отправили Меркера создавать свой танк на завод Maschinenfabrik Eßlingen AG из Эслингене. На вполне крупное промышленное предприятие, входившее в группу GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb).
    В GHH входило и такое предприятие, как MAN. Кроме того, GHH имел и зарубежный актив - шведский завод AB Landverk.
    И никто в мире не смутился от появления у шведского производителя из Ландскроны, который занимался выпуском портовых кранов, сельскохозяйственной техники и вагонов, в самом начале 30-х годов вдруг стала выходить боевая техника: танки, броневики и прочие военные разработки.
    С "родными" моторами Maybach и Büssing-NAG, коробками передач ZF, оптикой Zeiss, и коренным шведом Отто Меркером как главным конструктором.
    Для комментария использовалась информация из статьи "Арийские танки-агрессоры"
    Ю. Пашолок.
  4. +2
    17 апреля 2021 09:27
    Ну да , с их автобанами, только если по ним и ездить, такой танк можно было строить. И то желательно, для полицейских функций. Для боя такой танк не годится, излишняя сложность ходовой части, ее низкая ремонтопригодность ставили автоматом на таких танках крест.
    1. +2
      17 апреля 2021 11:53
      Цитата: Бережливый
      Для боя такой танк не годится, излишняя сложность ходовой части, ее низкая ремонтопригодность ставили автоматом на таких танках крест.
      Такие танки возникли потому, что у гусениц был мизерный ресурс. Идея была в том, чтобы до боя доехать на колесах, потому что если ехать на гусеницах, то они развалятся раньше, чем танк доберется куда надо. А потом научились закаливать сталь нужным образом, и танки стали чисто гусеничными.
      1. +3
        17 апреля 2021 14:06
        Цитата: bk0010
        А потом научились закаливать сталь нужным образом, и танки стали чисто гусеничными.

        Потом научились варить сталь Гадфильда .. В СССР это произошло где то в 1936 году ..
        1. 0
          18 апреля 2021 01:39
          Если верить Свинину, то не только сталь Гатфильда научились делать, но и закалять пальцы и траки токами высокой частоты, в результате чего ресурс пальцев и траков вырос в 10 раз - с 500 км до 5000 км. А это уже вполне приемлемо даже для современных танков.
          1. -2
            19 апреля 2021 11:52
            Esli verit Svirinu. Svinina na 4 nogakh begaet i v tankostroeniy sovsem nerozbiraetsa. :) Da, znayu, opechatka, no poluchilos prikolno. :)
  5. -3
    17 апреля 2021 13:06
    Берлин - Париж расстояние 1000 км. Берлин -Москва 1800 км. Стоило ли заморачиваться на эту тему. Боевая машина не для покатушек. На гусянках 1000 км и в ВОВ проезжали, и Фердинанты то же. А вот эти изделия ? Ну не знаю? А стоило ли это того?. У меня знакомый, уже давно покойный, гнал т-100 из Иркутска в Красноярск. своим ходом, в семидесятых годах, около 1100 км. С мая по сентябрь примерно. По ходу выполняя поручения , мелиорация. Ну наверное и женщины иногда привечали. Говорил что у Байроновки боялся спуститься. Деревня такая.
  6. +4
    17 апреля 2021 13:38
    Оригинальное немецкое обозначение неизвестно

    Почему неизвестно? GFK (Gutehoffnungshutte)
  7. +2
    17 апреля 2021 15:53
    Всем добрый день. Первый раз пишу своё мнение. Красивые машины. Как говорили ранее "романтизм"
  8. +1
    17 апреля 2021 23:10
    В 1982 г. Меркера отправили в Швецию, где он получил возможность построить и испытать шасси собственной разработки. Официально оно рассматривалось как основа для перспективных тракторов, хотя не исключалось и военное применение. При этом, в отличие от других «тракторов» немецкой разработки, шасси Меркера не засекретили.


    В каком году он отправился в Швецию??