Оружие запорожских казаков: на живописном полотне и в музее

78

Вот они какие «Запорожцы»!

– Мой ангел, это триумф, я мог сбыть дюжину Сезаннов, не сходя с места!
– Ну, знаешь, и одного более чем достаточно...
(Как украсть миллион?)

Искусство и история. Был у нас такой цикл, где рассказывалось об оружии, нарисованном художниками на тех или иных картинах. И воспринимались истории этих полотен и того, что на них было либо не было изображено, очень даже позитивно. Но вот недавно на ВО в качестве иллюстрации была использована картина «Запорожцы» (которую все знают и под другим названием, а именно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») – картина великого нашего художника Ильи Ефимовича Репина. Причём, напомним, картина огромная – 2,03 × 3,58 м, и работал он над ней с 1880 по 1891 год. Однако я не собираюсь повторять ни сути отражённого на ней события, ни… критиковать неисторичность изображённого на ней оружия. Картину, кстати, называли на момент выхода «исторически недостоверной». На мой взгляд… непонятно за что. В любом случае, что бы и кто бы там чего ни говорил, а судьба этого полотна сложилась более чем удачно. После шумного успеха на ряде выставок в России, а также и за границей (в Чикаго, Будапеште, Мюнхене и Стокгольме), картину в 1892 году за 35 тыс. рублей купил император Александр III. В царском собрании она оставалась до 1917 года, а уже после революции попала в Русский музей.

Но если в картине всё верно, спросит наверняка кто-нибудь из читателей, то о чём же тогда можно написать? А вот как раз о том, что верно, и также о том, как художник мог бы сделать её ещё достовернее. Вообще, меня поражает то, как в то время писали подобные картины. Ну мыслимое ли это дело: 11 лет писать одно, пусть даже и такое большое полотно. И главное: ведь все типажи, что Репиным были помещены на это полотно… написаны им с натуры! Ну что, не мог он понравившегося ему человека сфотографировать, а потом с фотографии писать? Или вообще кучу натурщиков посадить, в разных вариантах их «сфоткать» и сидеть потом да красить их в разных вариантах, что б каждому музею и галерее досталось. Нет, это вот наше извечное стремление к абсолютному совершенству – оно, конечно, «того», и современного человека немного напрягает. Кстати, известный художник В. Э. Борисов-Мусатов ведь так и рисовал. Снимал людей и пейзажи на камеру «Кодак» и затем по фото делал картины, которые, кстати говоря, тоже висят в Русском музее. Но это так, к слову.



Главное, о чём сегодня пойдёт речь, это изображённое на картине оружие. Причём у нас есть возможность многие его образцы рассмотреть в деталях, хотя на картине не все они видны одинаково хорошо.

Итак, прежде всего отметим достоверность всего изображённого. Тут Репин просто мастерски перенёс на полотно образцы оружия именно того времени, которое он отразил.

Начнём с самой крайней фигуры слева. Этот человек стоит к нам спиной, и лица его мы не видим, зато видим его шикарное – иное слово тут и не подберёшь – турецкое кремневое ружьё, приклад которого отделан слоновой костью.

Такие ружья есть в целом ряде музеев, но мы сегодня обратимся к коллекциям всего лишь одного: Метрополитен-музея в Нью-Йорке. И ведь как жалко, что в эпоху Репина не было Интернета. Мог бы, никуда не обращаясь и не выходя из дома, взять его, да и написать… Причём в коллекциях музея есть что выбрать. Нет, понятно, что есть у нас и Оружейная палата, и Артиллерийский музей, и ГИМ, но… как бы там с него слишком уж много за «натуру» не запросили. Тогда как в Интернете всё даром – бери и пользуйся!


Турецкий мушкет конца XVIII века. Материалы: сталь, дерево, слоновая кость, медные сплавы, перламутр, золото, серебро, стеклянная паста. Размеры: длина 154,31 см; длина ствола 119,4 см. Калибр 12-мм. Вес 4862 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Второй за первым – тоже «человек с ружьём». О нём известно, что этот молодой человек был написан в Петербурге с сына Варвары Икскуль-Гильденбандт, и был он внучатым племянником композитора Михаила Глинки и камер-пажем. И вроде бы на картине это Андрий – тот самый младший сын Тараса Бульбы, которого тот и породил, и убил, исполняя свой патриотический долг. Правда, ружьё у него зачем-то в чехле. Интересный исторический факт, но будь я на месте маэстро – нарисовал бы и ему турецкий мушкет, только иначе изукрашенный.


Турецкий мушкет. Дата на стволе: 1151 год Хиджры (европейское летоисчисление 1738-1739); замок – 1240 год (1824-1825). Ствол, скорее всего, иранский, ложа и замок – турецкие. Это поздний образец традиционного турецкого ружья с характерным замком, шестиугольным прикладом, «шаровым» спусковым крючком без спусковой скобы и длинным стволом. Ствол датируется почти столетием раньше и инкрустирован золотом – надписью стихами, посвящённым меткой стрельбе на службе исламу. Считается, что ружья этого типа предназначались для охоты и стрельбы по мишеням. Материалы: сталь, дерево, серебро, золото, медный сплав, слоновая кость, текстиль. Длина 156,5 см. Длина ствола 120,4 см. Калибр 15-мм. Вес 5076 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Правда, рядом с ружьём у него ещё и пистолет. И тоже турецкий. Ну, хорошее оружие тогда турки делали. И украшали богато. Хотя иногда и довольно безвкусно. С чувством меры у них было явно… не очень. Тот, что у нас на фото ниже, старше примерно на 70-90 лет, но не очень сильно пистолеты у турок за это время изменились.


Турецкий пистолет, ок. 1750-1775; замок, датированный 1145 годом Хиджры (1732). Этот экстравагантно украшенный пистолет имеет ствол, сваренный из дамасской стали, датирован 1732 годом, с креплениями XIX века. Предположительно, был создан для церемониальных целей. Материалы: сталь, нефрит, золото, изумруды, гранаты, золото. Длина 52 см; длина ствола 36,9 см; калибр 15-мм. Вес 1077,2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Дальше из вооружённых только хохочущий толстяк в красном. Есть мнение, что писал он его с профессора Петербургской консерватории Александра Ивановича Рубеца, потомка польской шляхты. Но есть и такая версия, что позировал живописцу журналист Гиляровский, так что кого точно Репин увековечил в образец этого казака, так точно и не установлено. Впрочем, нам важно то, что на поясе у него висит сабля. Выписана она очень чётко. И похожа вот на эту…


Персидская сабля шемшир. Датируется 1777-1778 гг. Это классический образец иранской сабли (шемшир) XVIII века. Лезвие из тигельной («литой») стали носит имена легендарного иранского мастера меча Асадуллаха из Исфахана и его покровителя шаха Аббаса I из Персии (годы правления 1588-1629). Поскольку имя Асадуллы встречается на лезвиях с датами от XV до XIX веков, вероятно, что большинство подписей являются фальшивыми. Материалы: сталь, дерево, кожа, слоновая кость, золото. Длина 99,7 см; длина клинка 83,1 см. Вес 784 г. Вес ножен 420 г. Обратите внимание на очень мощное и прочное перекрестие. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Вот тут особенно хорошо видна её рукоять…

И нет ничего удивительного, что сабля персидская. Во-первых, казаки «за зипунами» ходили и в Персию. А во-вторых, торговля оружием на Востоке существовала всегда. И турецкий трофей мог вполне оказаться персидской или индийской работой.

Но вот что лично мне очень интересно – были ли среди казачьих трофеев… прямые турецкие палаши? У нас принято считать, что раз турок – значит, сабля кривая. Но на самом деле как раз турецкие сабли имели относительно малый изгиб (сабля пала), и что турецкая конница также использовала палаши с клинками европейского производства. Ну вот, например, такие, как этот. По времени-то как раз всё сходится, но вот были или нет – история этого нам не сообщает.


Турецкий палаш. Рукоять и гарда, конец XVII века; клинок европейский XVII век. Чернёные серебряные ромбы типичны для османского оружия, хотя лазурит используется редко. Прямой европейский клинок предполагает, что это кавалерийское оружие носили в дополнение к более обычной восточной сабле. Интересно, что всадники в Восточной Европе XVII века часто имели одновременно и саблю, и палаш. Материалы: сталь, серебро, золото, медно-серебряный сплав (чернь), лазурит, дерево, кожа. Размеры: длина с ножнами 102,5 см; длина без ножен 101 см; длина клинка 88,3 см. Вес 827 г. Вес ножен 453 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Кстати, то, что индийские сабли были у турок в ходу – несомненно. Но вот рукояти их, исконно индийские, обычно заменялись на свои, турецкие. Уж больно непривычными они были. А так – замечательного качества клинок и традиционная рукоять, что может быть лучше?


Индийская сабля. Перевязь и ножны 1819 г. Клинок – XVIII в. Клинок, скорее всего, изготовлен в Лакхнау, Уттар-Прадеш. На рукоятке имеется золотая табличка, указывающая на то, что эта сабля была подарена в 1819 году капитану Бенгальской армии Хью Колдуэллу его командиром. Сабля украшена гравировкой и серебром, типичным для Лакхнау, где с конца XVIII века процветала отличительная школа эмалированных изделий из металла. Красочный зооморфный декор включает навершие и наконечники гарды в виде бараньих голов. Материалы: сталь, серебро, эмаль, слоновая кость, золото, стекло. Длина с ножнами 98,4 см; длина без ножен 92,2 см; длина клинка 79,1 см. Вес 1521 г. Вес ножен 1435 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А это её рукоять. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Оружие запорожских казаков: на живописном полотне и в музее
Похожая сабля у казака в красном...

Другая сабля у лысого казака, развалившегося на бочке. Писана эта характерная маковка с обер-гофмейстера Георгия Петровича Алексеева, причём сего подвоха он не ожидал и очень обиделся на Репина. Впрочем, художник нарисовал ему знатный арсенал: и ружьё, и саблю, и рог с порохом – важную принадлежность воинского снаряжения тех лет.


Сабля 1522-1566 гг. Как видите, разница в 100 лет, что в одну сторону, что в другую, на турецком оружии заметна не так чтобы очень уж сильно. А эта сабля, ко всему прочему, имеет ещё и один из лучших и наиболее хорошо сохранившихся исламских клинков XVI века. Его инкрустированный золотом декор состоит из коранических надписей, которые подчёркивают верховную власть Бога, мудрость и силу его слуги Соломона. Похоже, это хитроумные намёки на османского султана Сулеймана Великолепного. Совершенно роскошное перекрестие сабли рельефно насечено золотом, а ранее было инкрустировано ещё и драгоценными камнями. Хотя рукоять – это более поздняя замена. Материалы: сталь, золото, рыбья кожа, дерево. Размеры: длина 96,2 см; длина клинка 78,1 см. Вес 1049 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Впрочем, рог с порохом это хотя и типично, но только не самый красивый вариант. Дело в том, что в качестве пороховниц использовались не только рога, но и специально выделанные пороховницы. И именно такую пороховницу Репин мастерски выписал на поясе у обнажённого по пояс казака. Считалось, что в таком «голом виде» запорожцы садились играть в карты и не смогли бы мошенничать и прятать карты в рукаве. Очень у него красивая пороховница – явно опять-таки восточной работы. Есть нечто похожее, кстати, и в экспозиции Метрополитен-музея. Причём, индийской работы…


Пороховница из Индии XVIII-XIX вв. Штат Гуджарат, произведено на экспорт. Инкрустация перламутром. Размеры: 22,9 × 15,2 × 3,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ну и, наконец, вот это. Опять же оружие казака на бочке – маленькая такая деталька рядом с рогом для пороха. А ведь это не что иное, как головка кистеня – оружия простонародного, но эффективного в умелых руках.


Бронзовые гирьки кистеней, Новгород, XI-XIII в.

Впрочем, есть ещё один образец турецкого оружия, которого на картине нет. Это ятаган. Но… хотя они и попадали запорожцам в руки, однако, скорее всего, не использовались. Поскольку уж очень у большинства турецких ятаганов была прихотливая рукоять. И надо было уметь таким оружием пользоваться. Так что понятно, почему нет на полотне ятагана «с ушами» на рукояти. Но вполне мог быть и ятаган с рукояткой более привычного вида, и вот почему бы такой трофей не взять? Но… не было это оружие типичным. Хотя известны замечательные образцы ятаганов с рукоятями вполне европейского вида. Например, вот этот…


Ятаган эпохи Сулеймана Великолепного (годы правления 1520-1566). Мастерская Ахмеда Текелю, возможно, иранца, ок. 1525-1530 гг. Изысканное мастерство и использование драгоценных материалов олицетворяют богатство и утончённость османского оружейного искусства. Практически идентичный ятаган есть и во дворце Топкапы в Стамбуле, и очевидно, что они оба были изготовлены в одной и той же мастерской. Золотая инкрустация на клинке изображает битву дракона и птицы-феникс. Инкрустированные золотом облака на ручках из слоновой кости, видимо, подсмотрены у китайцев и, вероятно, попали в османское искусство через контакты с Персией. Этот ятаган является одним из самых ранних известных ятаганов, и это явно турецкое оружие, отличающееся двойным изогнутым клинком и… очень простой рукоятью без гарды. Ятаганы были обычным оружием в Турции и на Балканах в XVIII и XIX веках, и носили их такие элитные войска, как янычары. Материалы: сталь, золото, слоновая либо моржовая кость, серебро, бирюза, жемчуг, рубины. Размеры: длина 59,3 см; длина клинка 46,7 см; вес 691 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Рукоять крупным планом. Такой-то вполне можно было бы взять и использовать…


Вторая версия картины 1893 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Ну вот, рассмотрели мы всё оружие репиновских запорожцев, и какой же вывод? Простой – что именно так достоверно оружие на картинах и надо рисовать, а уж где ты берёшь для этого исходные образцы – в Оружейной палате Кремля или в Метрополитен-музее Нью-Йорка – совсем не важно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 марта 2021 18:19
    Так которого Репин рисовал с дяди Гиляя? Пузатого казачину в красном халате?
    Чтобы Владимир Гиляровский 1855 года рождения, прекрасный атлет, вот так выглядел в 35 лет???
    Вот кстати его фото 80-х годов
    1. +6
      18 марта 2021 18:26
      Ничего по этому поводу сказать не могу. Прочитал об этом. А проверять все написанное нет возможностей. Исходный текст: "Для толстяка, который изображал самого Тараса Бульбу, прототипом стал профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Будучи родом из Стародуба, он был потомком польского шляхетского рода. Существует также версия, что для персонажа позировал журналист Владимир Гиляровский".
      1. +2
        18 марта 2021 18:32
        Цитата: kalibr
        Ничего по этому поводу сказать не могу. Прочитал об этом. А проверять все написанное нет возможностей.

        Речь может идти только о сидящем напротив оголённом по пояс здоровяке. Фактура подходящая.
        1. +2
          18 марта 2021 18:38
          Выше привел исходный текст. Понятно, что я его не проверял. Статья не о том, кто кому позировал, а про оружие. Про людей это уж так, к слову пришлось, чтобы указать на тот или иной объект применительно к персонажу картины.
          1. +3
            18 марта 2021 18:51
            У меня к вам нет претензий по предмету статьи.
            Но взыграло за дядю Гиляя.
            Личность то известная.
            И да, будучи членом московского гимнастического общества, даже, по-моему, если не ошибаюсь какое-то время его председателем, завсегдатаем спортивных мероприятий, Гиляровский своим сложением производил впечатление.
            И в своей книге "Москва и москвичи" описывал тот факт, что Илье Ефимовичу рекомендовали его их общие знакомые как отличную натуру.

            Спасибо за ваши труды, с уважением.
            1. +2
              18 марта 2021 18:57
              Тут в чем проблема: Ваше фото вне всякого сомнения говорит, что, да, явно не он. Но откуда взято, что он - Бог весть. Может быть тоже имеет место быть и с остальными? Но кто возьмется сегодня это проверять? Хорошо помню, сколько Ираклий Андронников известнейший лермонтовед потратил сил на то, что атрибутировать один портрет Лермонтова и одну его картину. А в средствах он ограничен не был... "На Лермонтова" давали у нас хорошо. Так что кто бы за эту тему взялся, но, увы. Вряд ли кто решится. Тем более-то что и результат изысканий будет мизерный.
              1. +2
                18 марта 2021 19:03
                Я ведь написал, что таки да, с Гиляровского писал Репин одного из персонажей.
                Так во всяком случае вспоминал сам Владимир Алексеевич.
                Но так как рекомендация была связана именно с богатырским сложением Гиляровского, то трудно предположить, что речь идёт не о сидящем чубатом казаке.
                1. 0
                  18 марта 2021 20:03
                  Коллега, Новодлом,вполне ,возможно,что сразу и правильно указывалось:кто есть кто? Но со времинем, кто-то перепутал, а Гиляровский к 60-м годам стал полузабытым. Например ,в школьные годы,я его имя нигде в учебниках не видела
                  1. +2
                    18 марта 2021 20:14
                    Цитата: Astra wild2
                    Например ,в школьные годы,я его имя нигде в учебниках не видела

                    да, в классиках русской литературы не числился.
                    он ведь был репортёром, журналистом.
                    А к своим 60-70 годам Гиляровский примерно так и выглядел, как тот пузатый дядя.
                    1. 0
                      18 марта 2021 20:35
                      Так в чем дело¿ Возможно,какой- то исскуствовед видел эту фотографию и "примерял" на Гиляровского красную рубаху?
              2. +3
                18 марта 2021 20:47
                В юности помню ,по ТВ периодически было:"слово Андронникова". Надо будет в Ютуб заглянуть, возможно,есть?
      2. +5
        18 марта 2021 18:54
        Добрый вечер, Вячеслав. hi
        "Не было ни гроша, да вдруг алтын" -- я том смысле, что две Ваши статьи сразу. good
        Спасибо за интересный и подробный разбор полотна, а то ведь картину-то все знают с детства, а в подробности как-то никто не вдавался. smile
        Жаль, что здесь нельзя привести полный текст этого послания, никакая цензура не выдержит. laughing Интересно, сколько было всего выпито за время написания этого исторического документа? wink drinks
        Иду в гости к декабристам.
        1. +5
          18 марта 2021 19:00
          Цитата: Морской Кот
          Иду в гости к декабристам.

          Добрый вечер и Вам. Идите. Увидите там прекрасные фото нашего общего знакомого.
        2. +4
          18 марта 2021 19:47
          Сама жду продолжения: "одежда","декабристы","дуэль"
          1. +3
            18 марта 2021 20:20
            Декабристы в соседнем отделе - ИСТОРИЯ, одежда... с ней хуже, а вот к дуэли Лермонтова все готово. Можно писать.
            1. +3
              18 марта 2021 20:29
              Уже ждем. Я ,уже не раз говорила,что интересные темы с подругами перечитываю
          2. +1
            19 марта 2021 13:06
            Сама жду продолжения: "одежда","декабристы","дуэль"

            Дуэль - дело благородное, но глупое. laughing
            1. +1
              19 марта 2021 15:34
              Николай, по-моему это какой- то Фотомонтаж
              . Тут собраны различные персонажи. Но остроумный
              1. +2
                19 марта 2021 15:45
                Николай, по-моему это какой- то Фотомонтаж

                Вера, именно так! laughing Хотите картинок - их есть у меня! love Скоро вечер.. и выходные. Всем - хорошо отдохнуть! drinks
      3. +2
        18 марта 2021 22:05
        Не устаю отмечать Ваши статьи, Вячеслав Олегович. Спасибо. Есть что почитать, что посмотреть.
  2. +5
    18 марта 2021 18:20
    Большое спасибо и за статью и за прекрасные иллюстрации.
  3. +3
    18 марта 2021 18:36
    Мне, лично, тяжело поддержать точку зрения В. Олеговича. Возможно его точка зрения рулит. Историческая достоверность вооружения ни разу не способствует подтверждению достоверности самого события.
    Извините. ((((
    1. +5
      18 марта 2021 19:02
      Андрей, у меня нареканий к Репину, если исключить не достоверность факта письма,нет.
      Я вот думаю: если бы не это "письмо" ,как бы Репин назвал картину:"веселые запорожцы"? Возможно, картина имела меньшую стоимость.
      1. +3
        18 марта 2021 20:08
        Не в этом дело,
        Эпоха Александра 3 вообще самая мутная. А картина написана в 1891. Если память не изменила. . .
        Разгул "реакции"
        Ну и кому веселые запорожцы письмо скабрезное сочиняли?
        И кому тогда вновь созданный в 1881 на замену 3 отделению департамент полиции соизволил на горло наступить?
        Без сомнения - многим (((
        Художникам, писателям, предпринимателям - меценатам.
        Мраки...
        1. +5
          18 марта 2021 20:42
          Так значит они писали письмо ЕИВ Александру 3 му? Шучу.
          В. О говорит,что Репин картину:11 лет рисовал. Следовательно он ее кончил в 1891
          1. +2
            18 марта 2021 21:15
            Бро! Во первых Илья Репин некоторые вещи делал быстро.... Слишком быстро.
            Но вообщем товарищество передвижников было очень близко к народной воле, но не к террористам - первомартовцам.
            Бро! А если бы знал каждого лично, как бы сыграл роль?
            Имхо офигительная постановка. С учётом. Никогда главные герои встретиться не могли.
            Но Репин их запомнил и воспроизвёл.
            Сила искусства!
            1. +1
              19 марта 2021 13:04
              Но Репин их запомнил и воспроизвёл.

              В его усадьбе Пенаты остались эскизы этой картины.
          2. +2
            18 марта 2021 21:57
            , 11 лет думать потом слинянять за год в Куоккалу? В глушь, деревню....
            Бро! В. О. Прав. Это битва души против счастья.
            Культура. Хммм. ...
  4. +8
    18 марта 2021 18:45
    В Запорожье есть музейистории Запорожского казачества на Хортице и частныймузей оружия на базе коллекции Виталия Шлайфера- в обоих есть сабли и оружие времён запорожских казаков


    https://www.museum.diana-92.com/joomla-content/оружие/itemlist/category/97-oruzhie-ukrainskogo-kazachestva.html
    1. +3
      18 марта 2021 18:50
      Да, это очень интересный музей!
      1. 0
        18 марта 2021 19:30
        на фото первый клинок после топорика и есть та самая турецкая сабля со слабоизогнутым клинком?
        рукоять причудливая
        1. +3
          18 марта 2021 19:55
          Извините, я ошибся, верхний снимок с казацким оружием из музея Яворницого в Днепропетровске
          Вот эти ятаганы из музея казачества
          1. +1
            18 марта 2021 20:03
            чебурашки ушастенькие
            1. -1
              18 марта 2021 20:30
              чтобы из руки не выскользнул
      2. +2
        19 марта 2021 14:02
        kalibr (Вячеслав): Статья не о том, кто кому позировал, а про оружие. Про людей это уж так, к слову пришлось, чтобы указать на тот или иной объект применительно к персонажу картины
        .
        А про Д.Яворницкого почему ни словом не упомянули? Ведь он не только изображен на картине в образе писаря, но и предоставил Репину для написания этой картины артефакты из своих "запорожских" археологических экспедиций - и не только оружие но и посуду , и останки одежды и головных уборов.
        1. +1
          19 марта 2021 14:15
          Цитата: Ричард
          А про Д.Яворницкого почему ни словом не упомянули? Ведь он не только изображен на картине в образе писаря, но и предоставил Репину для написания этой картины артефакты из своих "запорожских" археологических экспедиций - и не только оружие но и посуду , и останки одежды и головных уборов.

          Не знал об этом, вот и не упомянул.
          1. +1
            19 марта 2021 15:45
            Не знал об этом, вот и не упомянул

            честный и достойный ответ вызывает уважение.
            Спасибо за статью
        2. +1
          20 марта 2021 10:49
          А что бы он сидел с таким лицом, он ему дал журнал карикатур, вот он так и веселился, позируя
  5. +2
    18 марта 2021 19:05
    Никогда не рассматривал картины в таком "ключе"
    Оказывается сколько деталей можно рассмотреть.
    Век живи,век учись,а все равно дураком помрёшь. hi
  6. +1
    18 марта 2021 19:11
    Вячеслава Олеговича благодарю за скурпулезный разбор и сравнение. Часто в музеях смотрим и не видим, спасибо за расставленные акценты.
    Жду продолжения поднятой темы.
    1. +4
      18 марта 2021 19:20
      Тема интересная и по ней уже были здесь мои статьи. Но есть проблема: не так много батальных "полотен про старину" наши художники нарисовали, а во многих просто нечего разбирать. Так что посмотрим, что еще удастся найти. Может быть Вы сами подскажете?
      1. +2
        18 марта 2021 19:23
        Как говорил Семён Семеныч, будем искать
      2. +1
        18 марта 2021 20:50
        Как вариант Суриков "Покорение Ермаком Сибири", Верещагин, очень интересный художник Павел Рыженко.
        1. +2
          18 марта 2021 20:56
          Цитата: mr.ZinGer
          Как вариант Суриков "Покорение Ермаком Сибири"

          Как раз об этом полотне материал уже был. На картинах Верещагина оружие видно плохо, кроме щитов, луков и стрел...из этого много не выжмешь. Современных обсуждать не хочется...
  7. +7
    18 марта 2021 19:37
    Итак, прежде всего отметим достоверность всего изображённого. Тут Репин просто мастерски перенёс на полотно образцы оружия именно того времени, которое он отразил.
    А какое время он отразил? Даты написания и, соответственно, варианты, охватывают весь XVII век, но вот оружия XVIII века у писавших письмо казаков быть не может.

    1. +2
      18 марта 2021 21:16
      Виктор Николаевич, добрый вечер. Вопрос про оружие 18 надо адресовать Репину
    2. +2
      19 марта 2021 13:03
      И главное: ведь все типажи, что Репиным были помещены на это полотно… написаны им с натуры!

      Виктор Николаевич, насколько мне помнится, для фигуры атамана Серко позировал киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров - большой оригинал, оставивший после себя кучу баек. drinks


      Кажется, Драгомиров был противником магазинной винтовки, зато писал книги по обучению солдат. В википедии написано, что эти труды особенно любил... маршал Василевский! soldier
      1. +2
        19 марта 2021 14:03

        Только он еще тогда генерал-губернатором не был, он Академию Генерального штаба возглавлял.
        А его "Учебник тактики" есть в сети. Уже пулеметы применялись, а он так все в штыки и ходил.
        1. +2
          19 марта 2021 14:13
          Уже пулеметы применялись, а он так все в штыки и ходил.

          Это да. yes Но, как педагога, видимо, "скромный гений" Александр Михайлович Василевский его ценил.... насколько мне помнится, Драгомиров был одной из кандидатур на Русско-японскую войну, но туда не попал? А вот почему - не помню...
          1. +2
            19 марта 2021 14:19
            Ему предложили в 1905 году, он отказался по состоянию здоровья. Умер через полтора месяца после окончания войны.
            1. +2
              19 марта 2021 14:22
              Ему предложили в 1905 году, он отказался по состоянию здоровья.

              "Каменский номер два". request Но в той ситуации - абсолютно правильное решение. Чай, не мальчик! yes Надо бы мне в Пенаты съездить еще раз - усадьбу Репина, там многочисленные зарисовки к этой картине, даже какие-то бутафорские сабли и ружья есть. hi Вы в курсе, что Репин был оголтелым веганом-беспредельщиком? А усадьба - шикарная. Особенно, летом, когда по деревьям бегают белки. drinks
  8. +4
    18 марта 2021 19:44
    Коллеги,добрый вечер.
    Сознательно забрела сюда:вдруг Вячеслав Олегович припас ,что-то адекватное?
  9. +4
    18 марта 2021 20:06
    "Харьковская версия "картины мне совершенно не знакома.
  10. +4
    18 марта 2021 20:16
    Замечательный разбор замечательной картины!
  11. +3
    18 марта 2021 20:25
    Когда смотрю на восточные сабли и не перестаю восхищаться мастерством оружейников.
    К примеру "ятаган эпохи Сулеймана великолепного"на рукоять можно часами любоваться.
    Вероятно, на одну рукоять ушло уйма времени
  12. +3
    18 марта 2021 21:06
    """и саблю и рог с порохом- важную принадлежность воинского снаряжения"я был уверен,что пороховницы были из рога,а "пороховница из Индии"очень смахивает на флягу
  13. 0
    18 марта 2021 21:50
    Однако я не собираюсь повторять ни сути отражённого на ней события

    А зря. Суть там в том. что из тех, кто рубиться с турками будет - никому не весело. Ржут старики, писаря, двое ханыг, один с бандурой, другой с бутылкой, и один пацан. А вот остальным нифига не весело
  14. +1
    18 марта 2021 22:02
    "большинство подписей являются фальшивыми"- говорит о том,что Ассадулах был признанный мастер.
    Камрады,кто в теме по"холодняку". В 16-17 в.евртпейцы могли конкурировать с восточными саблями?
    Ещё в школе читал, где-то что самая лучшая сталь - дамасская. А Златоуст в Европе лучший.
    1. +4
      18 марта 2021 23:25
      А Златоуст в Европе лучший
      В какой Европе?
    2. +3
      19 марта 2021 02:24
      что самая лучшая сталь - дамасская.


      Была передача. Это не сталь , это композит. Переплетённые в жгут и многократно раскованные нити стальных сплавов с разными содержанием углерода . Отсюда и рисунок , и свойства . И родина таких технологий доподлинно неясна. У китайцев 7 в д.н.э , в Индии вроде раньше.
      Но ещё удивительнее , что "уникальные" свойства сабель из дамасской стали миф . И мол ценились они рыцарями Европы - тоже миф. Там умели свои клинки делать технологичнее и совсем не хуже.
      Не металлург, просто передача запомнилась на "Виасат-хистори".
      1. +1
        19 марта 2021 08:50
        Алексей. Сталь в любом виде не композит а сплав углерода и железа. Причем древнейший из используемых ныне сплавов.
        В 17-18 веке очень ценились сабли (холодное оружие) из шведского железа. Особенность руды - мало серы, поэтому усилий на качество затрачивалось немного и "ценились" шведские клинки за дешевизну.... можно армию вооружить приличным оружием.
  15. +5
    18 марта 2021 22:12
    Репин есть Репин.
    11 лет работа над шедевром - только над этим, каково же погружение в материал, насколько требовательное отношение Мастера к самому себе.
    Любой нынешний художник с именем предпочел бы намалевать за это время на эту же сумму несколько десятков картин...
    Кстати, для ориентира, кто в курсе - 35 тыс рублей 1892-го это сколько в нынешних, ну хотя бы долларах или евро (нынешние рубли считать мерилом, когда они зависят от левой пятки Набиуллиной и Грефа невозможно, сильно аморфная субстанция)?
    1. 0
      20 марта 2021 11:43
      Бро! Не на все дениг есть.
      За пределом это не важно
  16. +1
    19 марта 2021 00:40
    Прочёл с интересом. Благодарю автору ! Сейчас прочту форум и может быть откоментирую, на всякий случай.
  17. 0
    19 марта 2021 03:47
    У нас принято считать, что раз турок – значит, сабля кривая. Но на самом деле как раз турецкие сабли имели относительно малый изгиб (сабля пала), и что турецкая конница также использовала палаши с клинками европейского производства.

    Странно, что в статье ничего не сказано про килич. Такие сабли были очень распространены среди турок, и у казаков они тоже были. И да, пала тоже может иметь сильно изогнутый клинок, подобный киличу.
    1. +3
      19 марта 2021 06:23
      Килич это 16 век. Потому и не сказано.
      1. 0
        20 марта 2021 03:21
        Цитата: kalibr
        Килич это 16 век. Потому и не сказано.

        Уважаемый, но килич производился не один век, и перестал использоваться едва ли не в ХХ веке. Для восточного кавалериста, ориентированного на рубку, а не на укол, это идеальная сабля, позволяющая совершать страшнейшие рубяще-режущие удары. Без обид, но если в вашей статье о турецских саблях есть место шамширам,
        индийским тальварам, палашам, то и оттоманский килич там должен быть обязательно.
        1. 0
          20 марта 2021 07:26
          Цитата: Облитератор
          перестал использоваться едва ли не в ХХ веке.

          Это Ваши фантазии...
          1. 0
            20 марта 2021 23:08
            А ведь Облитератор прав, Вячеслав Олегович. Напрасно Вы его в "фантазиях" обвиняете.
            1. 0
              21 марта 2021 07:19
              Я знаю эту книгу, она у меня была, пока не надоела. Так вот, у него килич 15 века, тяжелый, рассчитанный на прорубание кольчуги. На момент изображенный на картине это стало неактуально. В моду вошли легкие иранского образца сабли. И таскаться с тяжелой, когда можно иметь легкую... глупых нет. Это как со СмитВессоном и Наганом...
              1. +1
                21 марта 2021 14:59
                Цитата: kalibr
                Так вот, у него килич 15 века, тяжелый, рассчитанный на прорубание кольчуги.

                На фото килич начала 19 века если что. Могу еще привести фото подобного килича, изготовленного в последней четверти 18 века, что в эрмитаже хранится. Киличи же 15 века как раз были слабоизогнуты и тяжелы, приспособлены для рубки и укола. Кольчугу ведь надо либо прорубать, либо прокалывать - резать не получится. Сильно изогнутые киличи того типа, что я привел, получили распространение позднее, и цель свою они скорее разрезали, чем разрубали.
                [center]
                Цитата: kalibr
                На момент изображенный на картине это стало неактуально. В моду вошли легкие иранского образца сабли.

                Весьма актуально, если учесть, сколько таких сабель было захвачено в боях европейцами в 19 веке. У казачества тем более этого добра хватало с избытком.
                Цитата: kalibr
                В моду вошли легкие иранского образца сабли. И таскаться с тяжелой, когда можно иметь легкую... глупых нет. Это как со СмитВессоном и Наганом...

                Киличи имели вес, сопоставимый с более поздним оружием кавалеристов других стран, то есть около 1кг, так что аналогия с револьверами тут не верна.
              2. +1
                21 марта 2021 15:11
                Так вот, у него килич 15 века,
                Конструкция клыча изменялась в соответствии с "требованиями времени", потому клыч XV и XVII века отличаются. Но это не отменяет существования и использования клыча в рассматриваемое время.
                1. +1
                  21 марта 2021 15:24
                  Цитата: Undecim
                  потому клыч XV и XVII века отличаются

                  То есть все дело в сохранении названия? Ну, если так, то тогда конечно...
                  1. +3
                    21 марта 2021 15:36
                    То есть все дело в сохранении названия?

                    Как по Вашему, что на фотографии?
                    Кстати, название "винтовка" появилось в XVII веке. Сегодня она выглядит несколько по другому, но "название сохранилось". Почему?
                    1. 0
                      21 марта 2021 15:38
                      На фото шемшир.
                      1. +2
                        21 марта 2021 15:40
                        На фото шемшир
                        Szabla turecka - kilidż, w pochwie stal, mosiądz, róg, drewno, skóra; dł. głowni 77 cm, krzywizna 7,5 cm, dł. całk. 90,5 cm;
                        Turcja, XVIII/XIX w.
                        Будете с поляками в вопросе сабель спорить?
                      2. +1
                        21 марта 2021 16:33
                        Цитата: Undecim
                        Будете с поляками в вопросе сабель спорить?

                        Справедливости ради стоит сказать, что поляки это изделие обозвали турецкой саблей киличем скорее всего потому, что в свое время получили/отжали от турок. А так это действительно больше похоже на шамшир, чем на килич.
                      3. +2
                        21 марта 2021 19:14
                        Справедливости ради стоит сказать,
                        Не подсказывайте!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»