Военное обозрение

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА

34

В годы Второй мировой войны 105-мм гаубицы являлись основой огневой мощи германской дивизионной артиллерии. Орудия le.F.H.18 различных модификаций применялись немецкими войсками с первых и до последних дней войны. В послевоенное время 105-мм гаубицы немецкого производства в ряде стран эксплуатировались до середины 1980-х годов. Они также являлись эталоном и образцом для подражания при создании собственных 105-мм орудий в Югославии и Чехословакии.


105-мм легкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.16


До второй половины 1930-х годов основной 105-мм гаубицей в вооруженных силах Германии являлась 10,5 cm le.F.H.16 (нем. 10,5 cm leichte Feldhaubitze 16), принятая на вооружение в 1916 году. Для своего времени это была очень неплохая артиллерийская система. Её вес в боевом положении составлял 1525 кг, максимальная дальность стрельбы – 9200 м, боевая скорострельность – до 5 выстр/мин.

В 1918 в германской имперской армии имелось немногим более 3000 гаубиц le.F.H.16. После подписания Версальского договора производство этих орудий было прекращено. И их количество в рейхсвере сильно ограничили. В 1933 году был налажен выпуск усовершенствованной версии 10,5 cm le.F.H.16 nA (нем. neuer Art – нового образца). К 1937 году удалось выпустить 980 гаубиц.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Немецкие артиллеристы на привале рядом с 105-мм полевой гаубицей 10,5 cm le.F.H.16. Польская компания. Сентябрь 1939 года

После того, как в серию пошла новая 105-мм гаубица le.F.H.18, большую часть имеющихся le.FH.16 направили в учебные подразделения и части второй линии.

В связи с относительной малочисленностью и наличием более совершенных образцов орудия le.FH.16 использовались на Восточном фронте весьма ограниченно.

105-мм гаубица 10,5 cm le.FH. 16 на укреплениях Атлантического вала

Значительное количество устаревших гаубиц в 1941 году разместили в укреплениях на Атлантическом побережье, где они были уничтожены или захвачены американскими и британскими войсками в 1944 году.

105-мм легкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18


В 1935 году фирма Rheinmetall-Borsig AG запустила в серийное производство 105-мм гаубицу 10,5 cm le.F.H.18. Для своего времени это было очень удачное орудие, в котором сочетались низкая стоимость и трудоемкость изготовления с достаточно высокими боевыми и служебно-эксплуатационными характеристиками.

Расчёт 105-мм гаубицы 10,5 cm le.FH.18 на огневой позиции

Масса артиллерийской системы в боевом положении составляла 1985 кг, в походном – 3265 кг. По сравнению с le.FH.16 новое орудие стало значительно тяжелее. И в идеале его следовало транспортировать тягачами. Но из-за нехватки средств механической тяги первые серийные le.FH.18 предназначались для буксировки шестёркой лошадей и комплектовались деревянными колесами.


Впоследствии деревянные колёса заменили литыми из легкого сплава. Колеса гаубиц, буксируемых конной тягой, имели стальной обод, поверх которого иногда надевали резиновые ленты. Для батарей на механической тяге применялись колеса со сплошными резиновыми шинами.


Стандартным средством букировки 105-мм гаубиц в вермахте были 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и 5-тонные Sd.Kfz.6.


Примечательно, что механизированная гаубичная батарея за два часа могла пройти расстояние, которое батарея с гужевыми упряжками преодолевала за целый день.


По сравнению с 10,5 cm le.F.H.16 гаубица 10,5 cm le.FH.18 имела ряд существенных преимуществ. После увеличения длины ствола до 2625 мм (25 клб.) максимальная дальность стрельбы составила 10675 м.


Принципиально новым, отличным от le.FH.16, стал лафет с раздвижными станинами и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, что позволяло транспортировать гаубицы механическими средствами тяги со скоростью до 40 км/ч. Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившейся начальной скорости снаряда.

Сектор горизонтального обстрела составлял 56°, что позволило увеличить эффективность стрельбы прямой наводкой по быстро перемещающимся целям. Максимальный угол вертикальной наводки – 42°. Клиновой горизонтальный затвор обеспечивал скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Время перевода в боевое положение – 2 минуты.


Для 105-мм гаубицы le.F.H.18 имелся широкий спектр боеприпасов.

В латунную или стальную гильзу (в зависимости от угла возвышения и дальности стрельбы) могло помещаться шесть номеров пороховых зарядов. Стандартным считался выстрел с осколочно-фугасной гранатой 10,5 cm FH Gr. 38 массой 14,81 кг, содержавшей 1,38 кг тротила или аммотола. На первом номере метательного заряда начальная скорость составляла 200 м/с (дальность – 3575 м), на шестом – 470 м/с (дальность – 10675 м).


При взрыве осколочно-фугасной гранаты убойные осколки разлетались на 10–15 метров вперед, на 5–6 метров назад, вбок на 30–40 метров. В случае прямого попадания могла быть пробита железобетонная стена толщиной 35 см, кирпичная стена толщиной 1,5 м или броня толщиной 25 мм.

Для борьбы с бронетехникой противника имелись бронебойные снаряды 10,5 cm Pzgr. и 10,5 cm Pzgr.rot. Первый вариант при массе 14,25 кг (вес ВВ – 0,65 кг) покидал ствол со скоростью 395 м/с и мог поражать цели на дальности до 1500 м. Снаряд 10,5 cm Pzgr.rot был оснащён баллистическим наконечником и весил 15,71 кг (вес ВВ – 0,4 кг). При начальной скорости 390 м/с на дистанции 1500 м он по нормали мог пробить 60 мм броню.

Большей бронепробиваемостью обладал кумулятивный снаряд 10 cm Gr. 39 rot H1, массой 11,76 кг, содержавший 1,975 кг заряд сплава тротила с гексогеном. Вне зависимости от дистанции стрельбы, при попадании под прямым углом кумулятивный снаряд прожигал 140 мм броню.

105-мм гаубица также могла вести огонь осколочно-зажигательными снарядами 10,5 cm F.H.Gr.Spr.Br, зажигательными 10,5 cm F.H.Gr.Br, дымовыми 10,5 cm F.H.Gr.Nb. FES.

Имеется упоминание о подкалиберном снаряде 10,5 cm Sprgr. 42 TS. Но достоверной информации о его характеристиках и объёмах производства найти не удалось.

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18M


В начальный период Второй мировой войны лёгкие полевые гаубицы 10,5 cm le.F.H.18 продемонстрировали высокую боевую эффективность.

Однако пехотные командиры отмечали, что было бы крайне желательно повысить дальность стрельбы. Самым простым путём добиться этого, было увеличение начальной скорости снаряда за счёт роста объёма метательного заряда. Возросшую силу отдачи компенсировали внедрением дульного тормоза.

В 1940 году гаубица 10,5 cm le.F.H.18M с двухкамерным дульным тормозом сменила в производстве 10,5 cm le.F.H.18. Масса орудия увеличилась на 55 кг. Длина ствола при модернизации возросла на 467 мм. Для ведения огня на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm F. Н. Gr. F. При стрельбе зарядом № 6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы – 12325 м. Остальные характеристики гаубицы 10,5 cm le.F.H.18M остались на уровне 10,5 cm le.F.H.18.


Так как 105-мм гаубицы без дульного тормоза и с дульным тормозом в Германии учитывались по одной позиции, сейчас сложно сказать, сколько орудий конкретной модификации было выпущено. Также известно, что в ходе капитальных ремонтов, ранние модели получали стволы с дульным тормозом. В 1939 году в вермахте имелось 4862 гаубицы le.F.H.18. Согласно справочным данным, в период с января 1939 по февраль 1945 года было выпущено 6933 гаубицы le.F.H.18 и le.F.H.18M на колёсном лафете.

Массовому выпуску гаубиц семейства le.F.H.18 способствовала их относительно низкая стоимость производства. Базовая модификация 105-мм гаубицы обходилась дешевле и требовала меньших трудозатрат при изготовлении, чем другие немецкие массовые артиллерийские орудия калибра 75–150-мм.

По экономическим показателям le.F.H.18 существенно превосходила не только более тяжелые артсистемы, но и даже 75-мм пушку. Так, в 1939 году вермахт платил за 105-мм гаубицу 16400 рейхсмарок, а за 75-мм лёгкую пехотную пушку le.F.K.18 – 20400 рейхсмарок.

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18/40


Огневая мощь, дальность стрельбы и служебно-эксплуатационные характеристики модернизированных гаубиц 10,5 cm le.F.H.18M вполне устраивали немецких артиллеристов. Но совершенно неожиданно для немецких генералов выяснилось, что в условиях русской распутицы 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и даже 5-тонные Sd.Kfz.6 с трудом справлялись с буксировкой 105-мм орудий дивизионной артиллерии.


Гораздо более худшей была ситуация в артиллерийских подразделениях, в которых для транспортировки гаубиц использовались конные упряжки, а таких в вермахте в первой половине войны было большинство.

Если линия фронта была стабильной, эта проблема как-то решалась. Но когда орудия требовалось незамедлительно перебросить на другой участок, это зачастую было трудно осуществить.


Так как на плохой дороге лошади быстро уставали, расчёты были вынуждены идти пешком и даже толкать гаубицы. При этом скорость передвижения составляла 3–5 км/ч.

Проблему улучшения мобильности и защищённости расчётов 105-мм гаубиц пытались решать путём создания на базе шасси лёгкого танка Pz.Kpfw. II Ausf F самоходных артиллерийских установок Wespe.

105-мм САУ Wespe

Однако таких САУ выпустили относительно немного – 676 единиц. И они не смогли заметно потеснить буксируемые гаубицы.

Несмотря на высокий приоритет работ по созданию новой 105-мм гаубицы, которые велись несколькими конструкторскими бюро, немцам так и не удалось наладить массовый выпуск принципиально новых 105-мм дивизионных орудий. По этой причине гаубицы le.F.H.18М серийно выпускались вплоть до остановки производства в марте 1945 года.

Расчёт ведёт огонь из 105-мм гаубицы le.F.H.18/40

В качестве временной меры, до принятия на вооружение новой 105-мм гаубицы, ствол 10,5 cm le.F.H.18М наложили на лафет противотанковой 75-мм противотанковой пушки 7,5 cm Рak 40. Такая модификация получила обозначение 10,5 cm le.F.H.18/40. Вес «гибрида» в боевом положении удалось снизить до 1830 кг, масса в походном положении составляла 2900 кг.

Хотя гаубица le.F.H.18/40 была создана в середине 1942 года, нехватка производственных мощностей не позволила быстро наладить её серийное производство. Первую партию из 9 «гибридных» гаубиц поставили в марте 1943 года. Но уже в июле 1943 года вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. До марта 1945 года удалось изготовить 10245 le.F.H.18/40.


Несмотря на то, что орудия на гужевой тяге не в полной мере соответствовали современным требованиям, значительную часть 105-мм гаубиц le.F.H.18/40 выпустили в варианте, предназначенном для транспортировки конной упряжкой.

В середине 1930-х годов вскоре после начала производства гаубиц 10,5 cm le.F.H.18 было принято решение об отказе в дивизионной артиллерии от пушек. В предвоенный период артиллерийские полки, приданные пехотным дивизиям, вооружались лишь гаубицами – 105-мм легкими и 150-мм тяжелыми. Основной причиной такого решения было желание обеспечить превосходство в артиллерии над армиями стран-соседей: в большинстве из них дивизионная артиллерия была представлена 75–76 мм пушками.

До 1939 года огневую поддержку действиям пехотной дивизии вермахта должны были оказывать два артиллерийских полка: легкий (105-мм гаубицы) и тяжелый (150-мм гаубицы). После перехода на штаты военного времени тяжелые полки из дивизий изъяли.

В дальнейшем практически в течение всей войны организация артиллерии пехотной дивизии оставалась неизменной: артиллерийский полк в составе трех дивизионов, а в каждом из них – три четырехорудийные батареи 105-мм гаубиц.

Однако тут могли быть варианты.

По причине нехватки гаубиц семейства 10,5 cm le.F.H.18 их частично могли заменять устаревшие 10,5 cm le.F.H.16, советские трофейные дивизионные 76-мм пушки Ф-22-УСВ и ЗиС-3, а также шестиствольные 150-мм реактивные миномёты Nebelwerfer 41.

Первоначально артполк моторизованных (панцергренадерских) дивизий соответствовал по структуре полку пехотной дивизии – три трехбатарейных дивизиона (36 гаубиц). В дальнейшем состав полка сократили до двух дивизионов (24 орудия).

В танковой дивизии изначально имелись два дивизиона 105-мм гаубиц, поскольку в составе ее артполка был еще и тяжелый дивизион (150-мм гаубицы и 105-мм пушки). С 1942 года один из дивизионов легких гаубиц заменялся дивизионом самоходной артиллерии на САУ Wespe или Hummel.

В 1944 году с целью улучшения управляемости дивизион лёгких гаубиц в танковых дивизиях подвергся реорганизации: вместо трех четырехорудийных батарей в его состав ввели две шестиорудийные.


Помимо дивизионной артиллерии 105-мм гаубицы использовались в артиллерии РГК.

Так, в 1942 году осуществлялось формирование отдельных моторизованных дивизионов 105-мм гаубиц. Три дивизиона легких гаубиц (в общей сложности 36 орудий) входили в состав 18-й артиллерийской дивизии – единственного соединения такого типа в вермахте, просуществовавшего до апреля 1944 года. Осенью 1944 года началось формирование фольксартиллерийских корпусов, один из вариантов штатов такого корпуса предусматривал наличие моторизованного дивизиона с 18 105-мм гаубицами.


С 1942 года для буксировки 105-мм гаубиц использовались гусеничные тягачи RSO (Raupenschlepper Ost). По сравнению с полугусеничными тягачами это была более простая и дешевая машина. Но максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч для полугусеничных тягачей).

К началу Второй мировой войны в вооруженных силах нацисткой Германии имелось 4845 легких 105-мм гаубиц. В основном это были орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 года парк легких гаубиц возрос до 5381 единицы, а к 1 июня 1941 года – до 7076 единиц.

Несмотря на большие потери на Восточном фронте 105-мм лёгкие гаубицы оставались весьма многочисленными на протяжении всей войны. Например, на 1 мая 1944 года вермахт располагал 7996 гаубицами, а на 1 декабря – 7372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые, но 105-мм орудия, предназначенные для САУ Wespe и StuH 42). Всего у промышленности было принято 19 104 гаубиц le.F.H.18 всех модификаций. И они оставались основой дивизионной артиллерии вермахта до окончания боевых действий.

Давая оценку германским гаубицам le.F.H.18, будет уместно сравнить их с советской 122-мм гаубицей М-30, которая считается одной из лучших советских артсистем, использовавшихся во Второй мировой.

Советская дивизионная гаубица М-30 немного превосходила le.F.H.18 первой модификации по максимальной дальности стрельбы (11800 м против 10675 м). Однако в поздних вариантах дальность стрельбы германских 105-мм гаубиц была доведена до 12 325 м.

Больший угол возвышения (+63,5°) ствола М-30 позволял добиться большей по сравнению с le.F.H18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника. По мощности 122-мм снаряд массой 21,76 кг однозначно выигрывал у 105-мм снаряда, весившего 14,81 кг. Но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении, и, соответственно, худшая мобильность. Практическая скорострельность германской le.F.H.18 была на 1,5–2 выстр/мин выше.

В целом немецкие 105-мм гаубицы являлись очень удачными. И они успешно справлялись с уничтожением живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, с разрушением лёгких полевых укреплений, подавлением огневых точек и артиллерии. В ряде случаев поставленные на прямую наводку лёгкие гаубицы le.F.H.18 успешно отражали атаки советских средних и тяжелых танков.

Использование немецких 105-мм гаубиц в РККА


Первые гаубицы le.F.H.18 Красная армия захватила в начале войны и эпизодически использовала их против бывших хозяев летом-осенью 1941 года. В конце 1941 начале 1942 года из-за массового падежа лошадей, вызванного холодами и отсутствием фуража, в ходе последующего стремительного контрнаступления РККА немцы бросили несколько десятков лёгких 105-мм полевых гаубиц.

Боец РККА у брошенной неисправной немецкой 105-мм лёгкой полевой гаубицы le.F.H.18. Зима 1941–1942 г.

Значительная часть захваченных орудий le.F.H.18 находилась в неисправном состоянии, но некоторые гаубицы оказались пригодными к дальнейшему использованию. При наличии боеприпасов из них вели огонь по визуально наблюдаемым целям.


Но до полноценного изучения 105-мм гаубиц на советских полигонах дело дошло только в 1942 году. Из опубликованных архивных документов следует, что обследованию подвергались орудия ранних выпусков без дульного тормоза. Испытания трофейных гаубиц проходили независимо друг от друга на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП).

105-мм гаубица le.F.H.18 на полигоне НИЗАП. 1942 год

Советские специалисты отметили, что эксплуатационные и боевые характеристики орудия вполне соответствуют современным требованиям. Конструктивно 105-мм гаубица является простой и технологичной. При её производстве не используются остродефицитные сплавы и металлы. Широко применяется штамповка, что должно положительно сказываться на стоимости производства. Ряд технических решений признан заслуживающими пристального изучения. Манёвренность орудия признана удовлетворительной.

После разгрома окруженной под Сталинградом германской группировки нашим войскам досталось несколько сотен 105-мм гаубиц, находящихся с разной степени сохранности, и большое количество артиллерийских боеприпасов. Впоследствии большая часть несправных и поврежденных трофейных орудий le.F.H.18 была отремонтирована на советских предприятиях, после чего они направлялись на артиллерийские склады фронтового подчинения.


Исправные и восстановленные 105-мм трофейные гаубицы поставлялись в артиллерийские полки стрелковых дивизий, где они совместно с советскими 122-мм гаубицами и 76-мм пушками использовались в составе смешанных артдивизионов.

Большое внимание уделялось подготовке личного состава, которому предстояло использовать в бою немецкие орудия. Для обучения рядовых и младших командиров расчётов трофейных гаубиц le.F.H.18 в прифронтовой полосе организовывались кратковременные курсы. А командиры батарей проходили более углублённую подготовку в тылу.

На русский язык были переведены таблицы стрельбы, списки номенклатуры боеприпасов и издана инструкция по эксплуатации.

105-мм гаубица, брошенная на огневой позиции

Помимо обученности личного состава, возможность применения захваченных у врага орудий определялась наличием боеприпасов, которые советской промышленностью не выпускались. В связи с этим трофейными командами был организован сбор снарядов и выстрелов к орудиям. При отсутствии на данном участке фронта соответствующих исправных трофейных орудий – боеприпасы передавали на склады, откуда уже централизованно снабжали подразделения, имеющие трофейную матчасть.

Красноармеец на площади Кальвария в Будапеште. В центре – брошенная немецкая 105-мм гаубица le.F.H.18М

После того, как Красная армия овладела стратегической инициативой и перешла к масштабным наступательным операциям, число трофейных 105-мм гаубиц в артиллерийских подразделениях РККА резко увеличилось.


Иногда они использовались сверхштатно вместе с 76-мм дивизионными пушками ЗиС-3 и 122-мм гаубицами М-30, но в конце 1943 года началось формирование артиллерийских дивизионов, полностью укомплектованных орудиями немецкого производства.

С целью увеличения ударных возможностей стрелковых дивизий, ведущих наступательные боевые действия, командование РККА инициировало введение в состав артиллерийских полков дополнительных батарей 105-мм трофейных гаубиц.

Так, в распоряжении командующего артиллерией 13-й Армии, датированном 31 марта 1944 года, ссылаясь на шифрограмму командующего артиллерией 1-го Украинского фронта, говорится о необходимости наладить сбор и ремонт трофейной и отечественной матчасти в местах боев и создать по одной 4-х орудийной дополнительной батарее 105-мм гаубиц в каждом артиллерийском полку.

Советская артиллерийская батарея, оснащённая немецкими 105-мм гаубицами

На завершающем этапе войны поступило указание выдвинуть трофейные 105-мм гаубицы (как можно ближе к переднему краю противника) и использовать их для уничтожения очагов обороны, долговременных огневых точек и для проделывания проходов в противотанковых заграждениях. При наличии достаточного количества боеприпасов предписывалось вести беспокоящий огонь по площадям в глубине обороны противника.

105-мм гаубицы le.F.H.18/40, захваченные Красной армией на Зееловских высотах

В процессе сбора материала для данной публикации не удалось найти достоверной информации, сколько гаубиц le.F.H.18 и боеприпасов для них было захвачено РККА. Но с учётом числа выпущенных орудий и насыщенности ими немецких войск в конце 1945 года, Красной армии могло достаться более 1000 орудий и несколько сотен тысяч выстрелов для них.

После капитуляции нацисткой Германии, имеющиеся в войсках и сконцентрированные на сборных пунктах трофейного вооружения, 105-мм гаубицы были подвергнуты дефектовке. Орудия, имеющие удовлетворительное техническое состояние и достаточный ресурс, направлялись на хранение, где они находились до начала 1960-х годов.

Использование немецких 105-мм гаубиц в вооруженных силах других государств


Помимо Германии, орудия 10,5 cm стояли на вооружении еще в нескольких странах.

В конце 1930-х годов 105-мм гаубицы прошли боевое крещение в Испании. И до второй половины 1950-х в этой стране имелось некоторое количество le.F.H.18. Еще до нападения на СССР такие гаубицы были поставлены Венгрии. Словакия в 1944 году имела 53 гаубицы. Болгария к моменту объявления войны Германии располагала 166 105-мм орудиями le.F.H.18. Финляндия в 1944 году приобрела 53 гаубицы le.F.H.18М и 8 гаубиц le.F.H.18/40. Нейтральная Швеция купила 142 орудия le.F.H .18. Последние шведские гаубицы le.F.H.18 были списаны в 1982 году. 105-мм лёгкие гаубицы Германия также экспортировала в Китай и Португалию.

Северокорейские и китайские войска использовали заметное количество 105-мм гаубиц немецкого производства против войск ООН в Корее.

В 1960–1970-е годы португальская армия применяла 105-мм гаубицы против повстанцев в ходе вооруженных конфликтов в Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике.

105-мм гаубица le.F.H.18М в артиллерийском музее Хамеэнлинна, Финляндия

После окончания Второй мировой войны весьма удачные германские 105-мм гаубицы получили широкое распространение. Помимо вышеперечисленных стран они были приняты на вооружение в Албании, Польше, Франции, Чехословакии и Югославии.

105-мм гаубица le.F.H.18 в Музее войска польского. Варшава

В странах, которые впоследствии присоединились к Варшавскому договору, немецкие 105-мм гаубицы служили до второй половины 1950-х годов, после чего их заменили советскими артиллерийскими системами.

Достаточно долго трофейные 105-мм гаубицы эксплуатировались в Югославии. Первую батарею гаубиц le.F.H.18М бойцы 1-й Пролетарской дивизии захватили вначале 1943 года.

Гаубица le.F.H.18М, захваченная 1-й Пролетарской дивизией в начале 1943 года

Во второй половине 1944 года заметное количество le.F.H.18 югославы захватили в Далмации, а вскоре после окончания войны ещё 84 105-мм немецких гаубицы было получено от союзников.

Гаубица le.F.H.18, буксируемая советским тягачом Я-12. Белград, парад в честь Дня Победы, 1947 год

Первоначально командование югославской армии в перспективе рассчитывало перевооружиться советскими артсистемами дивизионного звена, и до 1948 года Югославия передала Албании 55 немецких гаубиц. Но после разрыва с СССР процесс снятия немецкой техники с вооружения застопорился. В 1951 году Югославия получила из Франции 100 гаубиц le.F.H.18/40 и 70000 снарядов. Поставленные из Франции орудия отличались от немецкого оригинала колесами довоенного французского образца.

Более того, в Югославии на основе le.F.H.18 в 1951 году создали собственную 105-мм гаубицу, приспособив её для стрельбы 105-мм снарядами американского образца. Производство этого орудия, известного как М-56, началось в 1956 году. Гаубицы М-56 поставлялись в Гватемалу, Индонезию, Ирак, Мексику, Мьянму и Сальвадор.

Батарея 105-мм гаубиц М-56 на огневой позиции

Гаубицы М-56 активно использовались противоборствующими сторонами во время гражданской войны 1992–1996 годов. В ряде случаев они играли ключевую роль в ходе боевых действий. Например, при обстреле хорватского города Дубровника в 1991 году и во время осады Сараева в 1992–1996 годах.

С учётом того, что по состоянию на 31 декабря 1960 года в Югославии имелось 216 работоспособных немецких гаубиц, а снаряды к ним заканчивались, было принято решение об их модернизации, путем наложения ствола М-56 на лафет le.F.H.18. Модернизированные югославские гаубицы получили обозначение М18/61.

В ходе гражданской войны, начавшейся после распада Югославии, орудия М18/61 применялись всеми враждующими сторонами. В 1996 году в соответствии с региональным соглашением о сокращении вооружений сербская армия списала 61 гаубицу М18/61. В армии Боснии и Герцеговины осталось четыре таких орудия, которые списали только в 2007 году.

Одним из крупнейших эксплуатантов германских 105-мм гаубиц в первые послевоенные годы являлась Чехословакия, которой досталось около 300 орудий le.F.H.18 различных модификаций.

Гаубица 105 mm H vz.18/49

Первоначально они эксплуатировались в первозданном виде. Но в начале 1950-х годов значительную часть орудий модернизировали. При этом артиллерийскую часть le.F.H.18/40 поставили на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение 105 mm H vz.18/49.

Впрочем, к началу 1960-х годов большую часть «гибридных» 105-мм гаубиц чехи продали в Сирию, где они использовались в арабо-израильских войнах.

Гаубица 105 mm H vz.18/49, доставленная из Сирии, в экспозиции парка «Патриот»

Активная эксплуатация 105-мм советско-германских «гибридов» чехословацкого производства в сирийской армии продолжалась до середины 1970-х. После чего уцелевшие орудия отправили на базы хранения и использовали в учебных целях.

Во время гражданской войны в САР сирийским боевикам удалось захватить базы хранения артиллерийского вооружения, где (помимо других образцов) имелись гаубицы 105 mm H vz.18/49. Несколько таких орудий использовались в боевых действиях.

И одна 105-мм гаубица была представлена в парке «Патриот» в экспозиции, посвящённой локальному конфликту в Сирийской Арабской Республике.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
Использование трофейных немецких пистолетов в СССР
Использование немецких трофейных пистолетов-пулемётов в СССР
Использование трофейных немецких винтовок и автоматов в СССР
Использование трофейных немецких пулемётов в СССР
Использование трофейных немецких танков и САУ в начальный период Великой Отечественной войны
Использование трофейных «Пантер» и «Тигров» на завершающем этапе Великой Отечественной войны
Использование в РККА трофейных немецких САУ на завершающем этапе Великой Отечественной войны
Использование германской бронетанковой техники в послевоенное время
Использование трофейных немецких миномётов и реактивных систем залпового огня
Использование трофейных немецких противотанковых орудий
Трофейные немецкие пехотные орудия на службе в РККА
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Tucan
    Tucan 16 марта 2021 05:00
    +10
    Оценивая эту 105-мм немецкую гаубицу приходится признать, что она была пожалуй лучшей в своем классе. И крови красноармейцев она пролила много.
    1. Гражданский
      Гражданский 16 марта 2021 07:57
      +9
      Отличная статья, автору +
      1. Alien From
        Alien From 16 марта 2021 21:00
        +4
        Присоединяюсь к Вам! Фото и цикл статей замечательные!! Автору hi
    2. chenia
      chenia 16 марта 2021 09:14
      +5
      Цитата: Tucan
      Оценивая эту 105-мм немецкую гаубицу приходится признать, что она была пожалуй лучшей в своем классе


      Жаль, что наши притормозили создание 107 мм гаубицы (она уже в принципе уже была создана. Хотя калибр 122 мм предпочтительный, и М-30 классная система (для того времени), но к ней нужен хотя бы ЗИЛ-157. А созданная 107 мм гаубица была на тонну легче, и лошадки бы потянули. И гаубичный артполк дивизии два АДН -107 мм легких гаубиц и один АДН 122 мм существенно повысил огневые возможности СД.
      И только при появлении нормальных тягачей (и в нужном количестве), от 107 мм можно было бы и отказаться.
      1. Cartalon
        Cartalon 16 марта 2021 13:10
        0
        Ещё после РЯ определили минимальный калибр для гаубицы в 115мм
    3. DesToeR
      DesToeR 16 марта 2021 10:38
      -2
      Цитата: Tucan
      Оценивая эту 105-мм немецкую гаубицу приходится признать, что она была пожалуй лучшей в своем классе.

      А вот не все нацисты были с вами согласны. Особенно те, кто осуществлял корректировку огня своих 105мм батарей по звуку разрывов снарядов.
  2. mmaxx
    mmaxx 16 марта 2021 05:24
    +2
    Подвижность орудий оценили по массе. Но это теоретически. А как влияют колеса? Все же на М-30 колеса с резиновыми шинами, а у немцев как на телегах. Они должны в земле вязнуть лучше. И по дороге ехать жестче. Какая уж тут подвижность?
    Хотелось бы узнать в реальности.
    Если в наших полках использовались те и другие, значит подвижность была одинаковая. Такой вывод просто придется сделать.
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 16 марта 2021 05:40
      +10
      Цитата: mmaxx
      Подвижность орудий оценили по массе. Но это теоретически.

      Резиновые колёса влияют на скорость передвижения при использовании тягачей. В конной упряжке, при равных условиях лучшая мобильность будет у более лёгкого орудия. На мой взгляд это очевидно.
      1. Гончар
        Гончар 16 марта 2021 08:37
        +1
        А вот как раз тут все не очевидно. Масса М-30 в боевом положении 2500кг, в походном 3100 кг. Для 10,5 cm le.F.H.18M масса в боевом положении около 2000кг, но в походном 3280 кг. Без передка конной тягой везти не получится. Ну и кто будет более подвижен? Другое дело в распределении масс орудия в походном положении - более тяжелая М-30 в условиях распутицы будет больше вязнуть в грязи.
        1. mmaxx
          mmaxx 16 марта 2021 09:05
          +3
          Но вот колеса М-30 шире, но меньше. Насколько больше они вязнут? Так вот сразу и не скажешь. Поскольку те и другие входили в одни полки, можно сделать вывод, что разница эта была в условиях той войны непринципиальна.
        2. mmaxx
          mmaxx 16 марта 2021 09:09
          +6
          Видимо, учитывая возможности шестерки лошадей и немцы и мы оптимизировали гаубицы по массе в походном положении.
      2. mmaxx
        mmaxx 16 марта 2021 09:07
        +3
        Скажем так: по твердой дороге большие и твердые колеса катят лучше.
    2. Saxahorse
      Saxahorse 16 марта 2021 22:40
      +1
      Цитата: mmaxx
      Если в наших полках использовались те и другие, значит подвижность была одинаковая. Такой вывод просто придется сделать.

      Судя по тому что и наши и немцы использовали 6 лошадей, подвижность у них была одинаковой.

      Интересно что первоначально боевая масса М-30 была 2360 кг, т.е. явно легче немцев в походном варианте (2900кг) Позже, после унификации по лафету с Д-1, боевая масса выросла до 2500 кг. но уже появилась мехтяга в заметных количествах.
  3. Протон
    Протон 16 марта 2021 06:15
    +4
    Сергей, спасибо за статью!
    Всегда с интересом читаю вашу артиллерийскую тематику.
    Жду новых интересных статей.
  4. Arzt
    Arzt 16 марта 2021 07:14
    0
    115 возможно, нужен был. Как средний между 76 и 152.
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 16 марта 2021 08:23
    +6
    Спасибо автору - цикл очень нравится!
    Сам видел такое орудие в Варшаве. В музее войска польского.
    Интересно, а у нас они были на гужевой тяге? И их перекрашивали? Хотя кто это сейчас вспомнит....
    1. Tucan
      Tucan 16 марта 2021 08:48
      +4
      Интересно, а у нас они были на гужевой тяге?

  6. Petrik66
    Petrik66 16 марта 2021 10:44
    +5
    Блестящий цикл статей, автору респект.
  7. Undecim
    Undecim 16 марта 2021 11:24
    +4
    Для 105-мм гаубицы le.F.H.18 имелся широкий спектр боеприпасов.
    Спектр был действительно широкий.
  8. Kuroneko
    Kuroneko 16 марта 2021 14:54
    0
    Большей бронепробиваемостью обладал кумулятивный снаряд 10 cm Gr. 39 rot H1, массой 11,76 кг, содержавший 1,975 кг заряд сплава тротила с гексогеном. Вне зависимости от дистанции стрельбы, при попадании под прямым углом кумулятивный снаряд прожигал 140 мм броню.

    Хотелось бы заметить, что кумулятивный снаряд броню не прожигает. Хотя, поначалу, ещё не понимая природы взаимодействия, и в СССР они назывались "бронепрожигающими". Взаимодействие брони с кумулем описывается физикой жидкостей (да, на таких скоростях истечения газов и давлении броня ведёт себя как жидкость, а не твёрдое тело).
    Волна, распространяясь к облицовке поверхности конуса, схлопывает её в радиальном направлении, при этом в результате соударения частей облицовки давление в ней резко возрастает. Давление продуктов взрыва, достигающее порядка 1010 Па (105 кгс/см²), значительно превосходит предел текучести металла, поэтому движение металлической облицовки под действием продуктов взрыва подобно течению жидкости, которое, однако, обусловлено не плавлением, а пластической деформацией.

    Поскольку при встрече кумулятивной струи с бронёй развивается очень высокое давление, на один-два порядка превосходящее предел прочности металлов, то струя взаимодействует с бронёй в соответствии с законами гидродинамики, то есть при соударении они ведут себя как идеальные жидкости. Прочность брони в её традиционном понимании в этом случае практически не играет роли, а на первое место выходят показатели плотности и толщины бронирования.
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 16 марта 2021 16:13
      +4
      Цитата: Kuroneko
      Хотелось бы заметить, что кумулятивный снаряд броню не прожигает.

      Хотите сказать, что автор написавший такую статью этого не знает? Или вы святей папы римского?
      1. Saxahorse
        Saxahorse 16 марта 2021 22:45
        -1
        Цитата: zyablik.olga
        Хотите сказать, что автор написавший такую статью этого не знает? Или вы святей папы римского?

        Вообще то этого многие не знают. В старых статьях и книгах так через одного пишут о ""прожигании". Ну и зачем на это напоминание столько столько негативно реагировать?
        1. Bongo
          17 марта 2021 01:38
          +1
          Цитата: Saxahorse
          Ну и зачем на это напоминание столько столько негативно реагировать?

          Оля вообще достаточно эмоциональна и категорична. Но много ли девушек комментируют статьи в рубрике "Вооружения" ?
          Цитата: Saxahorse
          Вообще то этого многие не знают.

          Уверен, что 99% читателей данной публикации имеют представление о том, как устроен и работает кумулятивный заряд.Что касается "прожигал" в контексте кумулятивного боеприпаса - то в данном случае это фразеологический оборот, призванный придать некую художественность техническому тексту.
  9. Морской Кот
    Морской Кот 16 марта 2021 16:20
    +4
    Сергей, вот что радует -- с каждой новой публикацией качество и информативность Ваших статей растёт всё выше и выше. Спасибо Вам за отличную работу и серьёзный подход к любой теме, за которую Вы берётесь. good
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 16 марта 2021 16:24
      +4
      Цитата: Морской Кот
      Сергей, вот что радует -- с каждой новой публикацией качество и информативность Ваших статей растёт всё выше и выше. Спасибо Вам за отличную работу и серьёзный подход к любой теме, за которую Вы берётесь.

      Константин, здравствуйте! Серёжа в отпуске, и сегодня уехал на рыбалку за хариусами и ленками. А я, в одиночестве, коротаю время на ВО. Кошки меня облепили с двух сторон.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 16 марта 2021 17:26
        +3
        Здравствуйте, Оля! love
        Давно Вы не выходили в "свет", как вообще у вас там дела? У нас опять снега по горло, кот, гад, орёт постоянно, евойные smile девочки каждый день приходят под окна, но мы орла не выпускаем, пусть дома сидит со своим циститом, было время, набегался. В остальном, погода тоскливая, хоть и солнце жарит: "Сверху сыро, снизу грязно, в середине безобразно". laughing
        Весна нынче тупая до невообразимости. Но Вам, полагаю, с кошками не скучно, как нам с нашим котом. Привет Сергею, если созвонитесь. Я не любитель рыбалки, но моя жена обожает потаскать ратанов из пруда, а потом на сковородку и с пивом. smile drinks
    2. Bongo
      17 марта 2021 01:51
      +5
      Константин, приветствую!
      Цитата: Морской Кот
      Сергей, вот что радует -- с каждой новой публикацией качество и информативность Ваших статей растёт всё выше и выше.

      Это совершенно случайно получилось. feel
      Ну, а если серьёзно, то мне стыдно "лепить горбатого", и гнать откровенную халтуру. Пишу только о том, что самому интересно. Уровень публикаций на ВО в последнее время и так не безупречен. Чего только "даманцевщина" стоит. negative Специалисты читая это вертят пальцем у виска. wassat
      Цитата: Морской Кот
      Давно Вы не выходили в "свет", как вообще у вас там дела?

      У Оли дел "выше крыши" - пошла учиться на права, ну и бизнес свободного времени почти не оставляет.
      Цитата: Морской Кот
      Весна нынче тупая до невообразимости.

      У нас весна всегда затяжная, благо снега в этом году не много. Но устойчивое тепло в наших краях наступит только недели через три.
      Цитата: Морской Кот
      Я не любитель рыбалки, но моя жена обожает потаскать ратанов из пруда, а потом на сковородку и с пивом.


      Это вы нашу рыбу не пробовали.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 17 марта 2021 12:26
        +1
        Да, у нас тут рыбка помельче водится, но тут, как говорится, чем богаты...
        А вот снегу в под конец зимы навалило, будь он неладен. smile
  10. NF68
    NF68 16 марта 2021 17:32
    +1
    Зачем зря добру пропадать.
  11. Saxahorse
    Saxahorse 16 марта 2021 22:57
    0
    Статья хороша, автору однозначно спасибо!

    Правда в оценке немецкого подхода наверно можно и поспорить. Скорее всего, главным плюсом немецкой 105 мм системы можно назвать простоту и дешевизну. Пожалуй это немецкий аналог нашей ЗиС-3. Ну а остальное это скорее минусы. Советская М-30 почти того же веса но намного мощнее. Углы возвышения всего в 42 градуса явно не позволяют стрелять по мортирным траекториям. В общем кроме цены, остальное у немца минусы. По сути эрзац.

    Кстати на фото югославских М-56 явно не лафет М-30 просматривается, скорее лафет ЗиС-3 в основе. Вот это интересное решение. Вес правда почти тот же у сербов, 2060 кг, зато появился адекватный УВН в 68 градусов.
    1. Bongo
      17 марта 2021 02:05
      +3
      Цитата: Saxahorse
      Статья хороша, автору однозначно спасибо!

      Благодарю за добрые слова! hi
      Цитата: Saxahorse
      Правда в оценке немецкого подхода наверно можно и поспорить. Скорее всего, главным плюсом немецкой 105 мм системы можно назвать простоту и дешевизну.

      Безусловно, как и огневую мощь. yes
      Цитата: Saxahorse
      Пожалуй это немецкий аналог нашей ЗиС-3.

      С этим можно поспорить. Масса 105-мм осколочно-фугасной гранаты более чем в 2 раза больше чем у 76,2-мм.
      Цитата: Saxahorse
      Углы возвышения всего в 42 градуса явно не позволяют стрелять по мортирным траекториям.

      У М-30 максимальный угол возвышения был ненамного больше, и "мортирных" свойств у неё тоже не было.
      Цитата: Saxahorse
      Кстати на фото югославских М-56 явно не лафет М-30 просматривается, скорее лафет ЗиС-3 в основе.

      Простите, но вы видимо не внимательно читали. В данной публикации не говориться о том, что для югославской М-56 использовался лафет гаубицы М-30. no

      Вы путаете с чехословацкой 105 mm H vz.18/49.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 17 марта 2021 22:51
        0
        Цитата: Bongo
        С этим можно поспорить. Масса 105-мм осколочно-фугасной гранаты более чем в 2 раза больше чем у 76,2-мм.

        Под аналогом ЗиС-3 конечно же подразумевается решение в плане цена/качество. Немцы понимали ограниченные возможности своей универсальной 105 мм полугаубицы, однако считали что технологичность и низкая стоимость это оправдывают.

        Масса снаряда 122 мм М-30 в свою очередь почти вдвое выше чем 105 мм снаряд, а по массе гаубицы почти одинаковы, и как уже заметили, в походном положении М-30 даже легче немца.

        Цитата: Bongo
        Вы путаете с чехословацкой 105 mm H vz.18/49.

        Да, вы правы, текст о лафете от М-30 относится к чехословацкой пушке. Однако как раз это фото меня и смутило. Лафет М-30 и крупнее и простите по форме прямоугольный. Тут же что то другое. Предполагаю что опять ЗиС-3 но это не точно конечно.
  12. No name B
    No name B 17 марта 2021 10:04
    +3
    Есть замечательная книга Михина "Артиллеристы! Сталин дал приказ" командира батареи 122 мм гаубиц, у него есть эпизод с использованием 105 мм немецких гаубиц.
  13. tolancop
    tolancop 22 марта 2021 14:20
    -1
    Цитата: mmaxx
    Подвижность орудий оценили по массе. Но это теоретически. А как влияют колеса? Все же на М-30 колеса с резиновыми шинами, а у немцев как на телегах. Они должны в земле вязнуть лучше. И по дороге ехать жестче. Какая уж тут подвижность?...

    А с колесами не так все однозначно. По твердому покрытию (шоссе, плотный грунт) лучше шины, а вот по грязи узкие тележные колеса все же лучше. Узкие колеса режут грязь, а шины гонят перед собой валик, затрудняя движение.